Рубрики
Диагностичекий

Диагностический инструментарий экологической культуры дошкольникаконсультация (старшая группа) по теме

Диагностические задания с целью выявления экологических представлений детей

Диагностический инструментарий экологической культуры дошкольника
Консультация (старшая группа) по теме

1. Знают ли дети животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)?

2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, как приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?

3. Знают ли, как обеспечить уход за животными?

4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?

5. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных?

6. Владеют ли обобщенными представлениями «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые» (дляподготовительной к школе группе — «животные»)?

Стимульные материалы. Картинки с изображениями животных разных экологических групп; с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка); дидактическая игра «Зоологическое лото» или крупные картинки с изображениями леса, поля, луга, водоема; модели понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные».

Предъявление задания. Беседа по картинкам:

Составь группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные» (для подготовительной к школе группе).

Найди (подбери) модели к этим группам животных.

Что общего у каждой группы животных: зверей, птиц, рыб, насекомых?

Разложи картинки с изображением роста и развития животных (кошки, цыпленка, рыбы). Что было сначала, что потом?

Как приспосабливаются звери, птицы (рыбы и т. д.) к жизни зимой? Что происходит с птицами (рыбами и др.) зимой, весной, летом?

Почему это происходит?

Игра «Зоологическое лото». Предложить подобрать картинки с изображением животных разных экологических групп по месту и средеобитания. Можно попросить ребенка рассказать, кто где живет. Спросить его: «Как ты думаешь, может ли медведь жить в реке, рыба на дереве? Почему?»

Стимульные материалы. Игровое поле — изображение сред обитания. Карточки с изображениями животных — не более 10. Это могут быть наиболее типичные представители классов «звери», «рыбы», «птицы», «земноводные».

1 . Выделяют ли дети растения среди других объектов природы?

2. Умеют ли различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?

3. Знают ли органы растений и их функции?

4. Знают ли стадии роста и развития растений?

5. Знают ли потребности растений?

6. Знают ли особенности ухода за комнатными растениями?

7. Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям?

8. Относят ли растения к живым существам?

9. Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подготовительной к школе группе)?

Стимульные материалы. Картинки с изображениями деревьев, кустов, травы, а также растений цветника, огорода, луга, поля, комнатных растений; картинки с изображением стадий роста и развития гороха (фасоли); модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».

Предъявление задания. Беседа по картинкам:

Назови, какие растения ты знаешь. В какие группы можно объединить растения? (Деревья, кусты, травы.)

Назови это растение.

Нарисуй (или разложи) картинки по порядку: как растет горох (фасоль)?

Что нужно растениям для того, чтобы они хорошо росли?

Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги.

Почему они любят много света, влаги?

Что бывает с растениями огорода (леса и др.) зимой, весной, летом?

Почему это происходит? В качестве дополнения или как вариант предложенных заданий можно организовать игру «Путаница», которая помогает выявить представления о строении и функционировании растений. Для нее нужны модель растения (цветок, стебель, корень, лист изображены отдельно) и картинки с преднамеренной ошибкой в изображении строения растения.

    расположить растение правильно; почему растение нужно расположить именно так, а не по-другому? зачем растению листья, стебли, корни, цветки?

Задание «Подбери модели». Детям предлагается расположить картинки с изображениями растений по группам «травы», «деревья», «кустарники», подобрать к ним соответствующие модели и объяснить свой выбор.

(автор — Т. А. Ивченко)

    особенности представлений детей о человеке; понимание существенных признаков человека, сходных и отличающих его от других живых существ в природе (разумность и гуманность человека); особенности представлений о потребностях человека; применение знаний о человеке для решения практических ситуаций.

Задание 1. Беседа «Кто такой человек?»

Беседа направлена на выявление представлений о человеке как биосоциальном существе на уровне конкретных представлений и первичных обобщений.

Стимульные материалы. Две картинки: на первой изображены люди разного возраста и пола (взрослые и дети — 4 или 6 персонажей), на второй — человек, растение и хорошо знакомое домашнее животное (кошка или собака).

Предъявление задания. Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы.

Как ты думаешь, кто такой человек?

Ребенок — это человек? Почему ты так думаешь?

Ты — человек? Почему?

Чем отличается взрослый человек от ребенка? Чем они похожи?

Чем все люди похожи?

Чем человек отличается от животных и растений?

Чем человек похож на животных и растения?

Задание 2. Беседа на основе рисунка «Строение человека»

Стимульные материалы. Контурное изображение человека, цветные карандаши.

Предъявление задания. Ребенку предлагается нарисовать органы и части тела человека и рассказать об особенностях его строения (какие органы и части тела есть у человека и для чего они необходимы?). Это позволяет изучить дифференцированность представлений старшего дошкольника о внешнем строении человека испособность устанавливать конкретные морфофункциональные связи.

Задание 3 «Человек и природа. В чем их различие?»

Это задание поможет выявить степень обобщенности представлений о человеке через сравнение человека с другими живыми существами (животными и растениями), а также освоенность представлений о человеке на уровне их применения в вербальных игровых ситуациях.

Стимульные материалы. Три картинки в соответствии с предъявляемыми ситуациями. На первой картинке изображены две обезьяны и банан; два ребенка и банан. На второй картинке нарисованы объекты природы и механизмы, придуманные человеком на основе наблюдения за природой, такие как гриб — зонтик, птица — самолет, стрекоза — вертолет. На третьей картинке — дерево со сломанной толстой веткой; на дереве изображена птичка, около дерева — кошка и человек.

Ситуация 1 «Кто как поделит банан?» Видишь, на картинке изображены две обезьяны и банан и два человека и банан. Две обезьянки нашли банан, каждой хочется съесть его, и два человека тоже увидели банан, каждый из них очень любит бананы. Как поступят обезьяны? Как поступят люди? Почему люди ведут себя по-другому?

Ситуация 2. «Что подсказала человеку природа?» Посмотри внимательно на картинки с изображениями объектов природы и предметов, сделанных руками человека, и попробуй догадаться, как человек сумел придумать эти предметы. Почему человек сумел придумать такие предметы, а в природе они не существуют?

Ситуация 3 . «Кто поможет?» Посмотри: на поляне сломанное дерево, рядом с ним гуляет кошка, на дереве сидит синица, мимо проходит человек. Что будут делать животные и человек в этой ситуации? Кто поможет дереву? Почему именно человек может помочь дереву?

Задание 4. «Потребности человека»

Стимульные материалы. Дидактические картинки с изображениями потребностей человека: биологических (здоровье, питание, воздух, свет, тепло, жилище) и социальных (деятельность, познание, общение, красота, эмоции, чувства).

Предъявление задания. Ребенка спрашивают: «Что необходимо человеку, чтобы он чувствовал себя хорошо?» В случае затруднения с ответом ребенку предлагается выбрать все необходимое человеку из предложенных картинок и объяснить свой выбор.

Критерии оценки представлений дошкольников о человеке:

    адекватность, умение узнавать, выбирать необходимое, называть
    доказательность, умение объяснить, уточнить, дополнить, привести примеры, использовать материал в конкретных ситуациях; обобщенность, умение устанавливать связи, выделять существенные

Уровни освоения представлений о человеке.

Низкий уровень. У ребенка общие, недифференцированные представления о человеке, он называет наиболее яркие признаки внешнего строения, некоторые его характеристики. Ребенок относит человека к живому, но затрудняется объяснить, почему. Свои знания фактически не используются при решении проблемных ситуаций. Ребенок устанавливает единичные связи наглядно-действенным путем. Связи элементарные, конкретные, наглядно представленные, часто несущественные. Обобщенность знаний не проявляется.

Средний уровень. Более полные представления о человеке на базе выделения основных признаков и характеристик. Содержание признаков позволяет составлять небольшие по объему описательные рассказы, которые отличаются последовательностью. Ребенок пытается объяснять, но объяснения однозначные, неразвернутые, часто их основанием являются случайные, внешние несущественные признаки. Знания применяются в знакомых ребенку ситуациях, часто по образцу. Ребенок устанавливает некоторые конкретные наглядно представленные морфофункциопальные связи. Начинает складываться обобщенный образ на основе конкретных сенсорных представлений и выделения некоторых общих признаков.

Высокий уровень. У ребенка складываются точные, адекватные, дифференцированные представления. Большое количество признаков и их устойчивость позволяет ребенку успешно сравнивать, сопоставлять, выделяя как признаки отличия, так и сходства. Ребенок обосновывает свои суждения, которые отличаются полнотой и логичностью. Объяснения развернуты, имеют место рассуждения, приведение примеров, сравнения. Ребенок применяет знания в разных ситуациях, устанавливает комплекс конкретных и некоторых обобщенных связей. Выделяет существенные признаки сходства и различия.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ЖИВОМ

(на основе исследований Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой)

Цель — выявить характер представлений детей о живом.

В этой части беседы выявляются представления дошкольников о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни живого организма.

Предъявление задания. Ребенку предъявляются 10 картинок с изображением объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет), и предлагается выбрать из картинок все живое. После этого задаются вопросы:

Как ты узнал, что все это живое?

Почему ты считаешь, что это. (называется конкретное животное, растение) живое?

Расскажи, что есть, какие части или органы у. (называется конкретное животное, растение)!

Зачем нужны. (называются части и органы) 1 >

Сможет ли. (называется объект) жить без. (называются части и органы)! Почему?

В этой части беседы акцент делается на изучении представлений детей о свойствах целостного живого организма — его потребностях в условиях среды, состоянии живого как показателя степени удовлетворенности его потребностей.

Предъявление задания. Ребенку задаются вопросы:

Как ты думаешь, что нужно животным (растениям), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Зачем? Почему именно так?

Как себя чувствует это растение? Как ты это узнал? Как ему помочь?

Эта часть беседы посвящается выявлению представлений дошкольников о приспособлении живых существ к различным средам обитания для удовлетворения потребностей и о сложившихся в экосистеме взаимосвязях.

Предъявление задания. Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-игровая ситуация: Незнайка (или другой игровой персонаж) перепутал животных и их среды обитания. Задаются вопросы:

Правильно ли Незнайка «расселил» животных? Почему? Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему. (называется конкретное животное) удобно жить

Как ты думаешь, хорошо ли разным животным и растениям жить вместе в лесу?

В ходе беседы можно использовать (в сокращении) рассказы из книги Н. Сладкова «Не долго думая, или Дела и заботы Жалейкина», отражающие нарушение связей приспособления живого к среде и связей в экосистеме. Ребенку предлагалось оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ.

При выполнении задания фиксируется следующее:

    какие объекты ребенок относит к живому; выделяет ли существенные признаки живого, какие из названных признаков для ребенка являются значимыми при отнесении к группе «живые существа»; знает ли ребенок органы и функции основных органов животных и растений, осознает ли связи между органами и их функциями внутри организма, между особенностями среды и строением и поведением живого, связи в экосистеме; какие потребности называет у животных и растений, на какие признаки состояния объекта ориентируется, соотносит ли состояние живого существа и способ оказания ему помощи; понимает ли зависимость нормальной жизнедеятельности живого от целостности сложившихся связей.

Критерии оценки экологических представлений у детей дошкольного

    полнота (или объем) знаний — многообразие объектов и сторон познаваемого объекта; существенность знаний — выделение существенного в объекте; обобщенность знаний — выявление существенных признаков и сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса; системность знаний — познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов в единстве внутренних и внешних связей, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ

Цель — выяснить, умеют ли дети принимать цель деятельности экологического содержания, мотив; выделяют ли предмет труда, его особенности, значимые для предстоящего процесса ухода; способен ли ребенок предвидеть результат, умеет ли отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат труда с целью.

Стимульные материалы. Комнатные растения, требующие разных действий для удовлетворения потребностей (удаление пыли, поливка,

Рыхление); набор оборудования для осуществления ухода и не нужного для него; картинки с изображениями оборудования, практических действий процесса ухода; игровой персонаж (например, Незнайка).

Предъявление заданий. Сначала у ребенка выясняется:

Хотел бы он осуществить уход за растениями?

Почему он захотел или не захотел помогать растениям?

Для чего за ними нужно ухаживать?

Педагог дает ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Предлагает разную мотивацию, начиная с наиболее сложной (по уровню сложности выделяют познавательную, практическую и игровую мотивации):

Хочешь сегодня подежурить в уголке природы и узнать, как правильно ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли, были здоровыми и красивыми? (Познавательная мотивация.)

Помоги мне (или дежурному), пожалуйста, полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль. (Практическая мотивация.)

Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить? (Игровая мотивация.)

Каждая следующая мотивация предлагается в том случае, если ребенок не принимает предшествующую.

Затем педагог предлагает ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения. Ребенку необходимо ответить, что произойдет, какими будут растения после того, как он осуществит уход за ними.

Педагог предлагает ребенку рассказать о последовательности своих действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения следует предложить ребенку набор картинок с изображением практических действий по удалению пыли с растений и последовательно их разложить (можно предложить задание в виде игры «Путаница»).

Педагог предлагает ребенку отобрать необходимое для ухода за растениями оборудование и ставит его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием предлагает не нужные для данного способа ухода (например, сачок для пересадки рыб, кормушку, палочку для рыхления почвы и др.).

Педагог предлагает ребенку показать Незнайке, как правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений, и объяснить ему, почему нужно делать именно так.

Предлагается также проверить, правильно ли растения размещены по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажнуюпочву; объяснить, все ли растения следует полить сегодня; как узнать о том, что растение необходимо полить.

Далее педагог просит ребенка рассказать, из чего можно вырастить растение (герань, традесканцию (черенок), амариллис (луковица) и др.); просит показать, как надо посадить растение, чтобы оно выросло.

Далее предлагается задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел сделать и что получилось?

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ

К ПРИРОДЕ В СУЖДЕНИЯХ И ПОВЕДЕНИЙ ДЕТЕЙ

(на основе исследования Т. А. Марковой)

Ценностное отношение как единство содержания и формы проявления включает когнитивно-эмоциональный и поведенческий компоненты. В соответствии с этим детям предлагаются два типа диагностических заданий.

Ценностное отношение к природе предполагает понимание ребенком ее ценности и значения для человека, наличие интереса к природным объектам и деятельности с ними, осознание необходимости соблюдения правил и норм гуманного взаимодействия с животными и растениями. Это определяет содержание заданий 1 типа (беседа по вопросам, по картинкам, по содержанию вербальной ситуации, наблюдение за поведением в условиях практической ситуации), представленных далее.

Беседа по вопросам

Цель — изучить ценность природных объектов для дошкольника, выявить наличие у детей интереса к природным объектам и деятельности с ними.

Предъявление задания. С ребенком проводится беседа:

Любишь ли ты животных и растения?

С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему?

Зачем нужны животные и растения?

Могут ли люди прожить без животных и растений?

Выясняется, есть ли у ребенка дома животные и растения, затем предлагается решить ситуацию: «Что бы ты хотел получить в подарок на день рождения — живое существо или игрушку? Почему?»

Далее дошкольнику предъявляется серия изображений детей, занятых различными видами деятельности, в том числе с природными объектами (общение со щенком, кормление морской свинки, полив растения, уборка клетки животного). Ребенку предлагается рассмотреть картинки и выбрать наиболее привлекательную для него деятельность.

Беседа по картинкам

Цель — изучить представления детей о правилах и нормах поведения в природе и понимание значимости их соблюдения при взаимодействии с животными и растениями.

Предъявление задания. Дошкольнику предлагается ответить на вопросы: «Как нужно относиться к животным и растениям? Почему?», а затем оценить изображенные на картинках позитивные и негативные поступки детей в природе, мотивировав свою оценку. Среди картинок предлагается отобрать такие, на которых изображено внешне доброе поведение детей, но по сути вредящее живому (дети одевают котенка, кормят щенка конфетой).

После оценки поведения детей в природе по картинкам с неправильными поступками ребенку задаются вопросы — как в нейтральной: «Почему так поступать неправильно?», так и в личностной форме: «А ты так поступаешь? Почему ты так не делаешь?»

Диагностическая вербальная ситуация

Цель — определить, каково вербальное отношение ребенка к живому объекту в ситуации выбора.

Предъявление задания. Дошкольнику предлагается вербальная ситуации, в которой герой делает выбор между помощью живому существу и более приятным для себя делом: «Утром мама напомнила Косте, что нужно полить растения, сходить в магазин за молоком для котенка, и ушла на работу. Костя вышел на кухню, голодный Мурзик с надеждой потерся о его ноги. Мальчик подошел к окну, где стояли растения, и увидел, что они хотели пить: земля была сухой, а листики поникли и стали мягкими, словно тряпочки. И тут в окне Костя заметил своих приятелей с мячом, они собирались играть в футбол. Увидев Костю, мальчики обрадовались и закричали ему: „Костя, выходи скорее, у нас как раз нет вратаря!» Костя подумал, что котенок и растения подождут, и побежал на улицу играть с друзьями».

Детям задаются следующие вопросы:

Хорошо ли поступил Костя? Почему?

Как бы ты поступил на его месте?

Какие добрые дела ты делал для животных и растений?

Через некоторое время создается аналогичная практическая ситуация, в которой дошкольнику необходимо сделать реальный выбор между игрой и помощью живому.

Диагностическая практическая ситуация

Предъявление задания. Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуждающимися в уходе животными или растениями. При этом в созданной обстановке рядом с животными и растениями расположены привлекательные игры и игрушки.

Ведется наблюдение за поведением дошкольника и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.

При выполнении детьми заданий 1 типа фиксируется:

    какие ценности природных объектов выделяются детьми, осознается

Ли ими самоценность живых существ; изменяется ли отношениедетей к объектам природы в зависимости от их внешней привлекательности;

    является ли деятельность с природными объектами интересной для

Детей; что побуждает их к этой деятельности;

    каковы мотивы бережного и заботливого отношения к природе; существует ли связь между знаниями о нормах взаимодействия с животными и растениями и представлениями о них как живых существах; меняется ли аргументация оценки поступков в природе при предъявлении дошкольнику задания в нейтральной и личностной формах.

Задания 2 типа направлены на изучение особенностей проявления целостного отношения к природе и ее объектам в поведении детей.

Цель — выявить характер отношения детей к животным и растениям: его активность, избирательность, устойчивость, осознанность в естественных условиях.

Используется наблюдение за отношением детей к природе в естественной обстановке (в группе и на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий в парк).

Наблюдение за отношением детей к живым существам

В уголке природы или в комнате природы

Цель — изучить характер отношения детей к животным и растениям в специально созданных условиях.

Созданные условия заключаются в том, что:

    некоторые из живых существ нуждаются в помощи (нужно было полить растения, удалить с них пыль, покормить морскую свинку и попугаев, убрать их клетки и т, п.). Для этого нужно приготовить необходимые средства; размещены материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т. п.), что позволяет создать для детей ситуацию выбора деятельности — с природными объектами или другой.

Предъявление задания. 1—2 ребенка приглашаются в комнату, и им предлагается заняться в ней тем, чем они хотят.

Если дети самостоятельно не замечают необходимость помощи живому, их внимание привлекается к состоянию животных и растений. У детей выясняется:

    как себя чувствует живой объект; как ребенок это узнал; как ему можно помочь; хотел бы ребенок помочь животному или растению.

Возможность проявления детьми ценностного отношения к живому, заботы о животных и растениях базируются на основе представлений о потребностях живого существа, практических умений ухода за ними, диагностические задания для изучения которых представлены выше.

При выполнении детьми заданий 2 типа фиксируется:

    эмоциональные и речевые реакции по отношению к объектам природы; позитивные и негативные проявления отношения к живым существам; интерес к животным и растениям и деятельности с ними; инициатива в стремлении самостоятельно помочь нуждающимся в помощи животным и растениям; отношение ребенка к предложению взрослого оказать помощь живому; осознает ли ребенок направленность ухода на создание условий для жизни живого; использует ли он представления о растениях и животных как живых существах при определении их состояния и выборе способа оказания им помощи; качество полученного ребенком результата ухода; совпадает ли вербальное и реальное отношение детей к природным объектам.

Результаты выполнения детьми заданий 1 и 2 типов позволят получить картину своеобразия и уровневых проявлений экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Оценку экологической воспитанности можно осуществить на основе обобщенного показателя, включающего наличие у детей:

    проявлений гуманного отношения к животным и растениям: доброжелательности и интереса к ним, стремления осуществлять позитивное взаимодействие с живыми существами, оберегать живое и заботиться о нем; экологических представлений о животных и растениях как живых существах, сложившихся в природе связях, ценности объектов природы и вытекающих из этого нормах отношения к ним; практических умений, позволяющих ребенку осуществлять уход за животными ирастениями и проявлять гуманное отношение к ним в деятельности.

Обобщение полученных результатов диагностики.

На основе обобщения материалов протоколов обследования детей возможно определить примерные уровни экологической воспитанности старших дошкольников. Представим характеристики каждого из уровней, на содержание которых будет удобно ориентироваться педагогу

Низкий уровень. Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям, без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно, ребенок может проявлять то небрежность и даже агрессивность к объектам, то отдельные позитивные действия. При этом он действует неосознанно, механически, подражательно, может присоединяться к неправильному поведению других. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к непривлекательным живым существам.

По собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. Не принимает подобные предложения взрослого.

Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностные, часто неадекватные. Живыми считают неживые объекты, не относят растения к живому. Представления о нормах отношения к животным и растениям недифференцированы. Дети понимают, что в целом нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему, мотивируя необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или долженствованием («так надо, по-другому нельзя»). Не выполняют правила в собственном поведении в природе.

Дети замечают яркие нарушения правил отношения к природе, не пресекают неправильное поведение, а присоединяются к нему.

Не владеют умениями осуществления ухода за живыми существами.

Средний уровень. Дети проявляют в целом положительное, избирательной направленности отношение к природе. Они бережно относятся, заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное отношение к ним, привлекательны для них, С удовольствием, по собственной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, проявляют интерес к проявлениям их жизни, состоянию. Появилась потребность во взаимодействии с такими живыми объектами, в заботе о них.

К незнакомым или непривлекательным животным и растениям дети относятся настороженно, равнодушно, не замечают их нужды, не обращают внимания на их состояние. По собственной инициативе не стремятся к взаимодействию с ними, неохотно принимают предложения взрослого о взаимодействии с такими живыми объектами.

У детей сложились представления о живом, включающие существенные признаки наряду с несущественными. Дети относят к живому преимущественно животных, выделяя отдельные существенные признаки живого у конкретных животных и растений. Не способны к обобщению по существенным признакам. Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными, дети выделяют отдельные правила взаимодействия с конкретными объектами, применяют их при уходе за ними. Не распространяют известные правила на круг объектов.

Дети замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов — практической пользой, красотой, обеспечением собственной безопасности.

Характерно расхождение вербального и реального отношения к природе.

У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами, но дети действуют не всегда целесообразно. Детей увлекает процесс ухода, они не нацелены на результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого.

Высокий уровень. Характерна выраженная положительная направленность отношения к широкому кругу объектов, в поведении не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники с удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят ее необходимость. Испытывают удовольствие от того, что помогли живому объекту. Сформирована потребность в деятельности с природными объектами.

У детей сформирован широкий круг представлений о природных объектах, представления о живом достаточно существенны. При характеристике животных и растений как живых выделяют ряд существенных признаков. Обобщают группу живых объектов.

Хорошо ориентируются в правилах поведения в природе. Знания о нормах отношения к природным объектам достаточно дифференцированы, дети обобщают правила отношения к кругу объектов и раскрывают по отношению к каждому объекту.

Вербальное и реальное отношение к природе совпадает. Дети не нарушают норм поведения сами, но не требуют этого от других, не вступают в активную защиту живого. Недостаточная степень активности отношения к природе. Дети теряются в новых условиях, нестандартных ситуациях. Мотивом гуманного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, признание разнообразия ценностей природы, проявление гуманных чувств к живому.

Качественно выполняют уход за живыми существами. В уходе нацеленына результат, понимают его направленность, действуют в основном разумно, но нет вариативности. Не достает инициативы исамостоятельности в осуществлении ухода за животными и растениями.

Самый высокий уровень. Дети гуманно относятся ко всем живым существам, в любых ситуациях проявляя осознанность, активность и устойчивость отношения. Они отличаются готовностью и стремлением помогать природе, пожертвовать своим покоем ради хорошего состояния живого. Предпочитают деятельность в природе, с ее объектами другим; учитывают при ее осуществлении особенности животных и растений как живых существ. С удовольствием ухаживают за ними, понимая направленность ухода, качественно выполняют все компоненты трудового процесса, достигая важного для живого результата. Проявляют устойчивый интерес к природе. Для многих детей натуралистическая деятельность становится увлечением. Дети проявляют активную позицию: требовательны к себе и к другим, вступают в активную защиту живого, поправляют последствия негативного отношения, пытаются предупредить негативные поступки других. Гуманное отношение к живому выступает как проявление нравственной экологической потребности. Дети признают многообразное значение природы для человека, но мотивом гуманного отношения к животным и растениям выступает признание самоценности живого, бескорыстие ребенка, понимание нравственного смысла позитивных поступков в природе.

Особенности проявления субъектной позиции у дошкольников в процессе применения освоенного экологического опыта.

Субъектная позиция ребенка может прослеживаться в следующих поведенческих проявлениях:

    в повышенной эмоциональной отзывчивости, которая проявляется в переживании радости, удовольствия при общении, а также в переживании неблагоприятного состояния растения или животного; в повышенном познавательном интересе, желании узнать больше, подробнее о тех или иных объектах, что проявляется в разнообразных вопросах детей, высказываниях о желании узнать, попытках к самостоятельному поиску информации, способности к самостоятельным умозаключениям и обобщениям; в активности высказываний по поводу как правильных, так и неправильных поступков по отношению к природе; осуждение неправильных поступков, желание предупредить такое поведение у детей и взрослых; в способности самостоятельно и качественно осуществлять уход за животными и растениями, сохраняя их целостность и связь со средой, достижение конечного результата в деятельности; в способности увидеть и определить состояние другого человека, взрослого, сверстника, учитывать его при общении, помочь при необходимости, в проявлении эмоциональной отзывчивости, доброжелательности, инициативности в принятии при необходимости мер.

Также в ходе самостоятельного практикования освоенного экологического опыта могут наблюдаться особенности проявления личностной позиции во взаимодействии с природой, которые можно объединить в следующие условно названные группы.

Для детей, составивших группу «доброжелатели» , характерна выраженная положительная направленность отношения к природным объектам, в их поведении не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники с удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Испытывают удовольствие от деятельности с природными объектами. Охотно откликаются» на предложение взрослого помочь живому, но самостоятельно не всегда видят ее необходимость. Как правило, «доброжелателей» отличает недостаточная активность в действенной реализации эмоционально-ценностного отношения к природе.

Дети — «помощники» характеризуются ярко выраженной потребностью помогать природе, самостоятельно и качественно ухаживать за знакомыми живыми существами, понимая направленность ухода на создание условий для жизни живого, значимость заботливого и бережного отношения для животных и растений. Дети сами проявляют осознанное и достаточно устойчивое гуманное отношение к природе, не нарушают правил взаимодействия с ней, но недостаточно требуют этого от других, теряются в новых, нестандартных ситуациях.

Дети — «защитники» проявляют гуманное отношение ко всем живым существам, встречающимся в их жизни, отличаются готовностью бескорыстно помочь, пожертвовать своим покоем для благополучия живого. Отношение к природе гуманистически направлено, осознанно, устойчиво. Дети демонстрируют активную позицию: требовательны к себе и к другим в соблюдении правил экологически-целесообразного поведения, вступают в активную защиту живого, пытаются предупредить негативные поступки других, поправляют последствия их неправильного поведения в природе, не теряются в новых, нестандартных ситуациях. Проявление гуманного отношения к природе для них итребование соблюдения этого от других стало для них потребностью, дети осознают его нравственный смысл.

Как бы ты поступил на его месте.

Nsportal. ru

06.04.2018 3:20:21

2018-04-06 03:20:21

Источники:

Https://nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/07/diagnosticheskiy-instrumentariy-ekologicheskoy-kultury-doshkolnika

МОНИТОРИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА — Студенческий научный форум » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические задания с целью выявления экологических представлений детей

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

МОНИТОРИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ в ст.3. п.3 изложены «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования [8].

Проблема формирования экологических представлений у детей младшего школьного возраста является одним из актуальных направлений в современных психолого-педагогических исследованиях. А ее решением является — непрерывное экологическое образование, которое способно постепенно изменить миропонимание людей, их отношение к миру природы, осознанному использованию природных ресурсов. Поэтому целенаправленному формированию у детей экологического мышления и сознания уделяется самое пристальное внимание, как в теории, так и в практике решения образовательных задач на ступени начального общего образования.

Частью экологического воспитания является формирование экологических представлений у детей младшего школьного возраста. Экологические представления — это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее [3].

По мнению, С. Н. Николаевой, формирование экологических представлений – обязательное условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает программу экологического образования и воспитания младших школьников [7]. Что в свою очередь предусматривает создание механизма непрерывного экологического образования и направляет учителя начальной школы на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотного индивида, способного гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. Заложенные в начальной школе экологические знания и умения послужат фундаментом дальнейшей экологической и культурологической осведомлённости.

В решении любой образовательной задачи учителю важно выявить как сильные, так и слабые стороны построения собственной профессиональной деятельности с целью ее корректировки, перевода в новое качественной состояние и повышения ее результативности. В современной системе образования для этого предлагается множество инструментов, одним из которых является мониторинг предметных результатов обучающихся начальной школы. Мониторинг находит широкое применения в решении задач диагностики, прогнозирования, корректирования образовательных действия учителя, в том числе в направлении экологического воспитания детей младшего школьного возраста. Но, прежде чем представить конкретных инструментарий проведения мониторинга необходимо определить сущность данного понятия в современной науке.

Мониторинг, по мнению Г. М. Коджаспировой, – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. [5]. Таким образом, для реализации мониторинга в системе образования учителю необходимо не только подобрать оценочные инструменты его проведения, но и достаточно четко представить каким образом он будет анализировать полученные результаты.

Для выявления исходного уровня сформированности у детей младшего школьного возраста экологических представлений можно использовать «Диагностику экологических представлений (основана на методике О. Соломенниковой)». При проведении данной методики можно опираться на показатели оценки подробно представленной в таблице 1. [6].

Характеристика показателей уровней сформированности экологических представлений

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ в ст.3. п.3 изложены «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования [8].

Проблема формирования экологических представлений у детей младшего школьного возраста является одним из актуальных направлений в современных психолого-педагогических исследованиях. А ее решением является — непрерывное экологическое образование, которое способно постепенно изменить миропонимание людей, их отношение к миру природы, осознанному использованию природных ресурсов. Поэтому целенаправленному формированию у детей экологического мышления и сознания уделяется самое пристальное внимание, как в теории, так и в практике решения образовательных задач на ступени начального общего образования.

Частью экологического воспитания является формирование экологических представлений у детей младшего школьного возраста. Экологические представления — это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее [3].

По мнению, С. Н. Николаевой, формирование экологических представлений – обязательное условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает программу экологического образования и воспитания младших школьников [7]. Что в свою очередь предусматривает создание механизма непрерывного экологического образования и направляет учителя начальной школы на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотного индивида, способного гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. Заложенные в начальной школе экологические знания и умения послужат фундаментом дальнейшей экологической и культурологической осведомлённости.

В решении любой образовательной задачи учителю важно выявить как сильные, так и слабые стороны построения собственной профессиональной деятельности с целью ее корректировки, перевода в новое качественной состояние и повышения ее результативности. В современной системе образования для этого предлагается множество инструментов, одним из которых является мониторинг предметных результатов обучающихся начальной школы. Мониторинг находит широкое применения в решении задач диагностики, прогнозирования, корректирования образовательных действия учителя, в том числе в направлении экологического воспитания детей младшего школьного возраста. Но, прежде чем представить конкретных инструментарий проведения мониторинга необходимо определить сущность данного понятия в современной науке.

Мониторинг, по мнению Г. М. Коджаспировой, – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. [5]. Таким образом, для реализации мониторинга в системе образования учителю необходимо не только подобрать оценочные инструменты его проведения, но и достаточно четко представить каким образом он будет анализировать полученные результаты.

Для выявления исходного уровня сформированности у детей младшего школьного возраста экологических представлений можно использовать «Диагностику экологических представлений (основана на методике О. Соломенниковой)». При проведении данной методики можно опираться на показатели оценки подробно представленной в таблице 1. [6].

Характеристика показателей уровней сформированности экологических представлений

Таким образом, для реализации мониторинга в системе образования учителю необходимо не только подобрать оценочные инструменты его проведения, но и достаточно четко представить каким образом он будет анализировать полученные результаты.

Scienceforum. ru

27.08.2020 11:09:27

2020-08-27 11:09:27

Источники:

Https://scienceforum. ru/2020/article/2018020796

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ЖИВОМ — КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ ДЕТСТВО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ — Каталог статей — САЙТ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические задания с целью выявления экологических представлений детей

Диагностические задания с целью выявления экологических представлений детей

Диагностические задания с целью выявления экологических представлений детей

Цель — выявить характер представлений детей о живом.

В этой части беседы выявляются представления дошкольников о существенных признаках живого и целостности как важнейшем усло­вии жизни живого организма.

Предъявление задания. Ребенку предъявляются 10 картинок с изо­бражением объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет), и предлагается выбрать из картинок все живое. После этого задаются вопросы:

Как ты узнал, что все это живое?

Почему ты считаешь, что это. (называется конкретное животное, растение) живое?

Расскажи, что есть, какие части или органы у. (называется кон­кретное животное, растение)!

Зачем нужны. (называются части и органы)!

Сможет ли. (называется объект) жить без. (называются части и органы)! Почему?

В этой части беседы акцент делается на изучении представлений детей о свойствах целостного живого организма — его потребностях в условиях среды, состоянии живого как показателя степени удовлетво­ренности его потребностей.

Предъявление задания. Ребенку задаются вопросы:

Как ты думаешь, что нужно животным (растениям), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Зачем? Почему именно так?

Как себя чувствует это растение? Как ты это узнал? Как ему по­мочь?

Эта часть беседы посвящается выявлению представлений дошколь­ников о приспособлении живых существ к различным средам обита­ния для удовлетворения потребностей и о сложившихся в экосистеме взаимосвязях.

Предъявление задания. Ребенку предъявляются цветные изображе­ния основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-игровая си­туация: Незнайка (или другой игровой персонаж) перепутал животных и их среды обитания. Задаются вопросы:

Правильно ли Незнайка «расселил» животных? Почему?

Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему. (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)!

Как ты думаешь, хорошо ли разным животным и растениям жить вместе в лесу?

В ходе беседы можно использовать (в сокращении) рассказы из книги Н. Сладкова «Не долго думая, или Дела и заботы Жалейкина», отражающие нарушение связей приспособления живого к среде и свя­зей в экосистеме. Ребенку предлагалось оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ.

При выполнении задания фиксируется следующее:

V какие объекты ребенок относит к живому;

V выделяет ли существенные признаки живого, какие из названных признаков для ребенка являются значимыми при отнесении к группе «живые существа»;

V знает ли ребенок органы и функции основных органов животных и растений, осознает ли связи между органами и их функциями внутри организма, между особенностями среды и строением и по­ведением живого, связи в экосистеме;

V какие потребности называет у животных и растений, на какие признаки состояния объекта ориентируется, соотносит ли состоя­ние живого существа и способ оказания ему помощи;

V понимает ли зависимость нормальной жизнедеятельности живого от целостности сложившихся связей.

Как ты думаешь, что нужно животным растениям, чтобы жить и хорошо себя чувствовать.

Detsadmickeymouse. ru

23.11.2018 7:38:08

2018-11-23 07:38:08

Источники:

Http://detsadmickeymouse. ru/publ/obrazovatelnye_programmy/kak_rabotat_po_programme_quot_detstvo_quot/diagnosticheskie_zadanija_s_celju_vyjavlenija_znanij_detej_o_zhivom/87-1-0-2245

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.