Рубрики
Диагностичекий

Транспортная трасология. Следы транспортных средств

Диагностические и идентификационные задачи разрешаемые транспортной трасологией

Транспортная трасология. Следы транспортных средств

криминалистика

Криминалистика

Справочник криминалиста

судмед

Судебная медицина

Курс судебной медицины

орд

Оперативно розыскная деятельность

Основы ОРД

криминология

Криминология

Курс криминологии

Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией:

А) следы ходовой части; б) следы выступающих частей транспортного средства; в) отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).

Исследование любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ, что будет представлять собой не трасологическое, а материаловедческое исследование.

Следы транспортных средств важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д.

Исследование вышеуказанных групп следов позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события: определять направление и режим движения; место столкновения (наезда); угол и линию столкновения и др.

Для уяснения возможностей этих исследований и их методов необходимо детально ознакомиться с категориями следов, изучаемых в транспортной трасологии.

Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов).

Следы качения возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки, следы скольжения — при полной блокировке колес в процессе торможения.

Механизмы следов качения и образования трасологических следов сходны. Каждая точка шины оставляет свой след. Однако благодаря поступательному движению происходит некоторая деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, увеличивая его размеры и уменьшая следы промежутков между выступами.

В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Первые делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (следы на загрязненной поверхности). Следы наслоения бывают позитивными — от окрашенных выступающих частей, и негативными — от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса. Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта (песка, глины, рыхлой земли) и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

По следам ходовой части определяют направленность и режим движения (торможения, остановки); вид, модель автомобиля, а при наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление.

Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи.

Ширина колеи — это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес.

База автомобиля — это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (расстояние между 2-й и 3-й осью).

Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода.

Определив вид транспортного средства, переходят к установлению модели. Для этого наряду с перечисленными ранее (база, колея) используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса.

Ширину беговой части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому автомобилю (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком.

Сведения, полученные при совокупной оценке изложенных выше признаков, служат целям поиска транспортного средства.

При обнаружении транспортного средства возможна его идентификация и по отображению признаков дефектов протектора ( 12).

Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части решают и задачи диагностические: определение направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.). Для этого можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

А) рисунок протектора, имеющий элементы типа «елочка», должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

Б) при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения;

В) на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет;

Г) капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения;

Д) при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения;

Е) при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии буксировки);

Ж) камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения;

З) на участке поворота увеличивается угол расхождения колес;

И) ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения ( 13).

О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы «юза» (скольжения),^ то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.

Все указанные выше признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра.

Если на месте происшествия обнаружены следы транспортного средства на гусеничном ходу, то замеряют и фиксируют ширину колеи (расстояние между серединами следов гусениц), ширину следов гусениц (траков); конфигурацию и размеры следов звеньев (траков, башмаков); количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена (трака).

Если следы оставлены колесами гужевого транспорта (повозки, телеги, арбы), то замеры проводят те же, что и для следов автомобиля. Однако при оценке полученных результатов учитывают, что измеренная ширина колеи может быть несколько больше истинной за счет перемещения колеса на оси.

Наряду с этим фиксируют и следы копыт (подков, лап) животных, используемых для передвижения. Отображение копыт (подков, лап) позволяет судить о виде животного (лошадь, вол, верблюд), признаках походки (дорожка следов), о направленности и виде движения (шаг, рысь, галоп), общих и частных признаках копыт или подков. По этим признакам при благоприятных обстоятельствах осуществляется идентификация животного.

Следы ходовой части транспортного средства фиксируют так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40х40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем — сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом масштабную линейку.

Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели оставлен след; тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия;

В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы; не образован ли след данной шиной; какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.

Если Задачей трасологической экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образцы следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не всегда возможно. Не рекомендуется направлять на исследование транспортное средство своим ходом, поскольку во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов.

Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих исследованию: объемные или поверхностные. Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить общие и частные признаки шины (например, влажный песок). При этом получают след длиной в 2—3 оборота колеса. Полученные следы внимательно осматривают и выбирают два участка, содержащих отображение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются в слепках, изъятых с места происшествия. С этих участков изготавливают гипсовые слепки.

Если следы поверхностные, то и экспериментальные образцы получаются поверхностными. Для этого на участок шины с признаками, аналогичными тем, которые были зафиксированы на месте происшествия, наносят красящее вещество (типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на участок шины) и откопировывают данный участок.

Если в ходе осмотра совпадающий участок не удалось установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса. Для этого кистью или пульверизатором наносят слой краски на лист фанеры или на гладкий сухой асфальт. Автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а затем по длинным полосам плотной бумаги (например, оборотная сторона обоев). И в этом случае желательно получить отпечатки двух-трех оборотов колеса.

Отделившиеся детали и части, обнаруженные на месте происшествия, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения участка столкновения, наезда.

Остающиеся на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом:

1) осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства;

2) кусочки (частицы) лакокрасочного покрытия;

3) обломки частей транспортного средства;

4) составные части или крепежные детали отдельных узлов. Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого модель автомобиля. Указанные данные в совокупности с другими используют для его розыска. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то проводят экспертизу для установления целого по части.

Частицы лакокрасочного покрытия позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения. После обнаружения автомобиля проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.

В результате трасологическим путем удается установить совпадение кусочков по линиям разделения и определить место, где раньше находилась краска.

При материаловедческих исследованиях сопоставляют химические и физические свойства лакокрасочного покрытия.

В качестве обломков частей транспортных средств, обнаруживаемых на месте происшествия, чаще всего фигурируют те детали, которые крепятся снаружи автомобиля: боковые (наружное) зеркала заднего вида, антенна, дополнительная боковая фара, дверная ручка (выступающая), клык бампера, бампер и другие детали. В случае их обнаружения по форме, конструкции, целевому назначению детали определяют ее вид и в зависимости от этого модель (марку) автомобиля. После установления транспортного средства проводят его отождествление по отделившейся детали. Для этого составляют (на месте слома) часть, найденную на месте, и часть сохранившуюся на автомобиле.

Следы выступающих частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями). Они образуются при столкновении двух и более автомобилей; при ударе по телу (одежде) пострадавшего (наезд); при переезде через тело человека; при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, стены, ограждения и т. п.),

Следы контактного взаимодействия изучаются для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, а также для реконструкции события дорожно-транспортного или иного происшествия, т. е. определения, какими частями и в какой последовательности были оставлены эти следы.

Говоря о таких следах, также различают следы статические и динамические. Первые образуются, когда сила удара гасится в момент контакта. Объемные статические следы отображают внешнее строение следообразующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измерениях. Возникающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины повторяют форму оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т. п. При очень значительном ударе деталь оставляет пробоину. По ней можно лишь приблизительно судить о величине, контурах оставившей ее детали.

Статические поверхностные следы не связаны с изменением формы и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее строение оставившей их детали в двух измерениях — длина и ширина. Поверхностные следы образуются за счет наслоения (грязи, краски, смазочных материалов) или отслоения (перенос, удаление, откопировка частиц с воспринимающей поверхностью).

Динамические следы возникают в процессе непрекращающегося движения хотя бы одного из транспортных средств. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

Для выявления и анализа следов автомобиль осматривают в определенной последовательности: сначала переднюю поверхность (облицовка радиатора, капот, фары, бампер, ветровое стекло и т. д.), затем — левую боковую (дверцы, кузов, стекла, покрышки), заднюю (кузов, багажник, номерной знак, осветители и т. д.), правую боковую поверхность, после чего — крышу и, наконец, нижнюю часть, обращенную к дорожному покрытию. Особое внимание обращают на те поверхности, которые участвовали в образовании контактных следов; так, при наезде на пешехода это будут чаще всего: облицовка радиатора, крылья, фары; при переезде человека — выступающие части переднего и заднего моста, поддон масляного картера, коробки скоростей, карданный вал и т. п.

При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть: а) встречные; б) попутные; в) угловые (движение под углом друг к другу).

Разновидностью первых двух является скользящее столкновение боковыми сторонами. При этом транспортные средства практически не меняют направления (если разница их масс незначительна). Разновидностью углового является перекрестное столкновение, т. е. под прямым углом (продольные оси столкнувшихся транспортных средств перпендикулярны).

В зависимости от вида столкновения и располагаются следы. Изучая их, в первую очередь дифференцируют следы первичного и последующего контактов — соударение, опрокидывание и т. п.

Следы первичного контакта возникают от внедрения одного транспортного средства в другое. Он характеризуется множеством вмятин, смещением металла в определенном направлении. Участки первичного контакта определяют по месту нахождения наибольшей деформации металла.

Большое значение при анализе следов столкновения имеет выделение контрпары следов — участков, взаимодействовавших друг с другом. Выделение таких пар производится на основе изучения их формы, размеров и высоты от дорожного покрытия.

Подобный анализ позволяет уже в ходе осмотра на месте происшествия составить представление о том, какие следы на одном транспортном средстве оставлены конкретными частями другого. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она оставлена и в каком направлении двигался объект, оставивший вмятину. При осмотре царапин обращают внимание на их направленность. В конце царапины наблюдается отслоение грунтовки, имеющее каплеобразную форму, широким концом направленную в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включения, внедрившиеся в царапину (резина, стекло, краска и т. п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след.

Царапина, идущая параллельно оси автомобиля, указывает на боковой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит, другой автомобиль резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это указывает на резкое снижение скорости (торможения) автомобиля, на котором осталась царапина.

При изучении разреза определяют, какой острой частью (деталью) он мог быть оставлен, в каком направлении двигалась эта деталь (а следовательно, — транспортное средство), нет ли на краях разреза краски, грунтовки, иных частиц от детали, сделавшей. разрез.

Следы от выступающих частей транспортного средства подробно фиксируют в протоколе, отмечая их месторасположение, вид, величину, форму, высоту от дорожного покрытия. Фотографируют следы как вместе с объектом, на котором они обнаружены, так и в отдельности (с масштабной линейкой). Возможна схематическая зарисовка формы, локализации, размеров следов.

Со следов незначительных размеров, которые могут быть использованы для идентификации, получают слепки. Это могут быть следы, оставленные головкой болта, гранью гайки, краевым участком бампера и т. п.

Слепки получают с помощью полимерных соединений и иных пластических масс. Отпечатки делают с поверхностных следов одежды потерпевшего, отобразившихся на лакокрасочном покрытии транспортного средства. Для этих целей используют кусочки липкой пленки (например, дактилоскопической).

К содержанию книги: Криминалистика

Смотрите также:

Способы фиксации обнаруженных Следов. Трасология – криминалистическое Учение О Следах.

Трасология – криминалистическое Учение О Следах – один из центральных разделов криминалистической техники, в котором Изучаются теоретические основы и

Оперативно розыскная деятельность

Основы ОРД

Криминалистика

Справочник криминалиста

Если на месте происшествия обнаружены следы транспортного средства на гусеничном ходу, то замеряют и фиксируют ширину колеи расстояние между серединами следов гусениц, ширину следов гусениц траков ; конфигурацию и размеры следов звеньев траков, башмаков ; количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена трака.

Www. bibliotekar. ru

27.11.2020 23:09:01

2020-11-27 23:09:01

Источники:

Http://www. bibliotekar. ru/2-9-39-kriminalistika/57.htm

Транспортная трасология (Понятие и виды транспортной трасологии) Эссе №3873 » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические и идентификационные задачи разрешаемые транспортной трасологией

Транспортная трасология (Понятие и виды транспортной трасологии)

Транспортная трасология (Понятие и виды транспортной трасологии)

Каждый преступный акт вызывает изменения в окружающей среде. Отражением преступных действий являются следы. Различают криминалистическое понятие следов в широком и узком значении. В широком — это любые материальные последствия преступления, изменения объекта или вещной обстановки. Это могут быть следы, возникшие от воздействия одного предмета на другой (например, следы взлома); объекты, оставленные (брошенные, утерянные) преступником; объекты, оставленные, унесенные с места «преступления; части разрушенных предметов (например, осколки фарного рассеивателя); запахи и т. д.

Следы преступления в узком смысле могут быть классифицированы в пределах трех больших групп: а) следы-отображения; б) следы-предметы; в) следы-вещества.

Трасология изучает главным образом следы-отображения, отражающие признаки оставившего их объекта: отпечаток руки; след взлома, оставленный ломиком; след от колеса и т. д., и / или механизм преступления: следы крови, узлы, ручные швы и т. п.

Следы-предметы также отображают признаки объекта, характер действий. К ним относятся такие объекты, как замки, пломбы со следами разрушения; части предметов — осколки фарного рассеивателя; изделия массового производства и т. п. Подобные объекты изучаются с применением различных методов, в том числе трасологии.

Что касается следов-веществ (частицы лакокрасочного покрытия автомобиля, горюче-смазочных веществ и т. п.), то они для трасологии имеют второстепенное значение и исследуются для установления лишь природы вещества, его классификации и других признаков.

В зависимости от объектов, оставляющих следы-отображения, раз-ли. чают: а) следы человека (раздел науки о них — антропоскопия); б) следы орудий, инструментов, производственных механизмов (раздел науки — механоскопия); в) следы транспортных средств (транспортная трасология).

Понятие и виды трасологии

Трасология — основная подсистема криминалистического исследования материальных следов — изучает главным образом следы-отображения внешнего строения оставивших их объектов с целью их индивидуальной и групповой идентификации и решения различного рода диагностических задач.

Процесс взаимодействия объектов, при котором возникает след, называется механизмом следообразования. При исследовании механизма следоообразования выделяются три основных элемента: следообразующий объект, следовоспринимающий объект и следовый контакт. Следы могут формироваться как — в период всего взаимодействия объектов, так и на каком-то определенном этапе их воздействия друг на друга. Момент или процесс контактного взаимодействия объектов, приводящий к возникновению следа, называется следовым контактом. Следовый контакт может быть активным и пассивным. При активном контакте энергия воздействия исходит непосредственно от одного или обоих взаимодействующих объектов (например, следы разруба топором, следы, образующиеся при столкновении транспортных средств). При пассивном контакте энергия, приводящая к образованию следа, находится обычно за пределами непосредственного контакта объектов (например, оседание пыли, краски вокруг лежащего на полу предмета, действие рентгеновских лучей).

Следы-отображения внешнего строения принято классифицировать по двум основаниям: во-первых, в зависимости от условий и механизма следообразования; во-вторых, по роду следообразующих объектов: следы человека (рук, ног, обуви, зубов, губ и т. д.), следы орудий и инструментов, производственных механизмов и следы транспорта.

С учетом характера и направления движения следы делятся на статические и динамические.

Основными принципами, положенными в основу криминалистического учения о следах, являются следующие:

А) Индивидуальность объектов материального мира. Внешнее строение однородных объектов может совпадать по общим признакам (форма, размер и т. д.), но неизбежно будет различаться по частным. К частнымпризнакам в трасологии относятся детали (особенности) рельефа поверхности или узора («рисунка») следа — Деталями рельефа в следе разрубабудут бороздки и валики (трассы), оставленные неровностями лезвиятопора; в следе пальца отобразятся детали папиллярного узора, в следе протектора колеса автомашины — частные признаки дефекта (выкро-шенность резины, трещины);

Б) Внешнее строение объекта, в том числе его частные признаки (детали), способно при определенных условиях достаточно точно отображаться на других объектах. Их полнота и точность зависят от условийследообразования, главными из которых являются физические свойстваматериала объекта — следообразующего и воспринимающего, а такжемеханизм взаимодействия объектов. Чем пластичнее следовоспринимаю-щий объект и мельче его структурное строение, тем более четким и выразительным в передаче деталей получается след;

В) Отображение в следе внешнего объекта всегда является обратным (негативным), зеркальным. Так, от выпуклого объекта (подошва обуви) остается вогнутый след в мягком материале (в песке, мокрой глинистой почве).

Таким образом, следы-отображения, представляющие собой основной объект трасологии, возникают при контакте двух объектов. Объект, на котором остался след, называют следовоспринимающим, а объект, который оставил след, — следообразующим. Участки поверхности, которыми они соприкасались при следообразовании, называют контактными.

2. Понятие и виды транспортной трасологии

Транспортная трасология — подраздел трасологии, в котором изучаются закономерности отображения в следах информации о событии дорожно-транспортного происшествия и его участниках, способы обнаружения следов транспортных средств и следов на транспортных средствах, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации.
Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: а) следы ходовой части; б) следы выступающих частей транспортного средства; в) отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).

Исследование любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ, что будет представлять собой не трасологическое, а материаловедческое исследование.

Следы транспортных средств важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д.

Исследование вышеуказанных групп следов позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события: определять направление и режим движения; место столкновения (наезда); угол и линию столкновения и др.

Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов).

Следы качения возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки, следы скольжения — при полной блокировке колес в процессе торможения.

Механизмы следов качения и образования трасологических следов сходны. Каждая точка шины оставляет свой след. Однако благодаря поступательному движению происходит некоторая деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, увеличивая его размеры и уменьшая следы промежутков между выступами.

В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Первые делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (следы на загрязненной поверхности). Следы наслоения бывают позитивными — от окрашенных выступающих частей, и негативными — от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса. Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта (песка, глины, рыхлой земли) и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

По следам ходовой части определяют направленность и режим движения (торможения, остановки); вид, модель автомобиля, а при наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление.

При обнаружении транспортного средства возможна его идентификация и по отображению признаков дефектов протектора.

Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части решают и задачи диагностические: определение направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.). Для этого можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

А) рисунок протектора, имеющий элементы типа «елочка», должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

Б) при движении транспортного средства по сыпучему грунту части цы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения;

В) на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении-движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет;

Г) капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения;

Д) при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения;

Е) при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии буксировки);

Ж) камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения;

З) на участке поворота увеличивается угол расхождения колес;

И) ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Транспортная трасология изучает следы транспортных средств, оставляемые ходовой частью и выступающими частями, а также отделившиеся от транспортного средства узлы и детали. Исследование любой из названных групп следов нередко сопровождается анализом следов — веществ, относящихся к области материаловедческих исследований.

Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемещения потерпевших, трупов и т. д.

По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего события: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.

Следы ходовой части характерны для безрельсового транспорта (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.). Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес автомобильного транспорта, которые и будут рассмотрены подробно.

В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые — результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении.

Следы качения сходны по механизму образования со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Правда, вследствие поступательного движения наблюдается некоторая деформация, когда грунтозацепы, выходя из следа, сглаживают его края. Это увеличивает размеры следа и уменьшает промежутки между выступами.

Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными. К первому виду относят следы наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой поверхности протектора, но и отчасти его боковые грани.

По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко проводят и идентификацию автомобиля. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска.

Фиксируются следы транспортных средств описанием в протоколе, фотографированием, изготовлением слепков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Криминалистика. Ищенко И. П, Топорков А. А Учебник, 2010 -784 с.

2. Кристи, Н. М. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Диагностические исследования. Части 1,2: методич. пособие для экспертов, следователей и судей / Н. М. Кристи, В. С. Тишин; под ред. Ю. Г. Корухова. — М.: Библиотека эксперта, 2006.

3. Майлис, Н. П. Руководство по трасологической экспертизе: учеб, пособие для вузов / Н. П. Майлис. — М.: Щит-М, 2010.

При копировании любых материалов с сайта evkova. org обязательна активная ссылка на сайт www. evkova. org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств мотоциклов, тракторов.

Www. evkova. org

29.07.2019 12:35:02

2019-07-29 12:35:02

Источники:

Https://www. evkova. org/esse/transportnaya-trasologiya-ponyatie-i-vidyi-transportnoj-trasologii

ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ ТРАСОЛОГИИ. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ТРАСОЛОГИИ — Студопедия » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические и идентификационные задачи разрешаемые транспортной трасологией

ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ ТРАСОЛОГИИ. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ТРАСОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ ТРАСОЛОГИИ. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ТРАСОЛОГИИ

Трасология– это отрасль криминалистической техники, разрабатывающая научно-технические средства и методы обнаружения, фиксации и исследования следов с целью определения механизма следообразования, установления групповой принадлежности и индивидуальной идентификации следообразующих объектов и установления иных обстоятельств, имеющих существенное значение для раскрытия, расследования и правильного разрешения уголовного дела.
В ходе совершения преступления в обязательном порядке образуются следы. Сложность заключается в том, чтобы вовремя и с применением достоверных научно-технических средств обнаружить, зафиксировать, изъять и исследовать эти следы.
Понятие следа имеет два определения:
1) в широком смысле – это любые материальные изменения, причинно связанные с совершением преступления. Например, изменение обстановки на месте происшествия, исчезновение одних и появление других предметов и т. д.;
2) в узком смысле – это отображение внешнего строения одного материального объекта на другом (изучается в трасологии).
Система трасологии включает в себя:
1 учение о следах и следообразовании;
2 приемы и методы обнаружения, фиксации, изъятия следов;
3 исследование веществ как следов образования;
4 исследование предметов как следов преступления;
5 исследование следов-отображений. Трасологией исследуются следы:
1) рук;
2 ног (обуви);
3) зубов;
4) одежды;
5 участков кожи головы (например, уха);
6 орудий, инструментов, холодного оружия;
7 транспортных средств;
8) животных;
9) крови и других веществ.
Исследование предметов как следов преступления можно разделить на:
1) определение состояния отдельных предметов;
2) установление принадлежности частей единому целому;
3) установление источника происхождения (группы, класса, вида) по следам производственных механизмов.
Задачи трасологии:
1) Идентификационные– отождествление объекта по оставленным им следам и установление групповой принадлежности, в том числе общего источника происхождения;
2) Диагностические– определение механизма следо-образования: взаимодействия объектов в момент возникновения следов.
Трасология базируется на следующих принципах:
1) индивидуальность объектов материального мира. Внешнее строение однородных объектов может совпадать по общим признакам, но неизбежно будет различаться по частным;
2) внешнее строение объекта, в том числе частные признаки, способно при определенных условиях достаточно точно отобразиться на других объектах;
3) отображение в следе внешнего объекта всегда является обратным, зеркальным.
Значение трасологииОпределяется возможностями установления различных обстоятельств расследуемого события. Установление по следам объекта, а также механизма образования следов позволяет получить сведения о субъекте, о способе совершения преступления, о предмете преступного посягательства; позволяет доказать наличие связи между обнаруженными следами и преступными действиями конкретного лица, установить обстоятельства, способствовавшие преступлению.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image

Хорошая семья не падает с неба, не достается даром, не складывается сама собой. Она требует огромных усилий, доверия, внимания и любви. © Автор неизвестен ==> читать все изречения.

Исследование предметов как следов преступления можно разделить на 1 определение состояния отдельных предметов; 2 установление принадлежности частей единому целому; 3 установление источника происхождения группы, класса, вида по следам производственных механизмов.

Studopedia. ru

10.05.2019 6:58:07

2019-05-10 06:58:07

Источники:

Https://studopedia. ru/2_13211_predmet-sistema-i-zadachi-trasologii-nauchnie-osnovi-trasologii. html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.