Диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ШКОЛЬНИКОВ
1. Предпосылки дезадаптивного поведения в школьном возрасте
Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые определяют возникновение этих расстройств.
В ходе исследований выявлены признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить показателями для установления дезадаптации поведения в подростковом возрасте.
В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза представляются следующие проявления:
— выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения доже в пределах подвижных игр;
— такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей, либо взрослых;
— инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком;
— импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обуславливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;
— реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги, как реакция активного протеста.
В младшем школьном возрасте неблагоприятными в плане социальной адаптации являются следующие факторы:
— сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;
— повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям;
— акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
— наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования, либо запреты;
— отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;
— гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требованием учителя, злобными шалостями;
— выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;
— нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;
2. Личностные особенности поведения младших школьников и детей предпубертатного возраста, осложняющие их социальную адаптацию
Среди психических особенностей препубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие:
— сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
— некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью;
— раннее проявление влечений при интенсификации, либо раннее м возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек — истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
— переориентация интересов на внешкольное окружение.
Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте:
— стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
— выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
— асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;
— неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;
— раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.
Семинарское занятие
Цель: выявление признаков дезадаптивного поведения школьников.
Основные понятия: Патология, патологический криз, акселерация, ретардация, инфантильность.
План.
1. Факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников.
2. Диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте.
3. Акселерация и ретардация.
4. Факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.
5. Неблагоприятные признаки становления личности школьника.
Задания.
I.
1.Составить сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников.
2.Составить сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников препубертатного возраста.
II.
1.Подготовить сообщение на тему «Место дефектологии как отрасли научного познания среди других наук».
2.Подготовить сообщение на тему «Профилактические мероприятия по предупреждению патологических нарушений».
3.Подготовить сообщение на тему «Благоприятные прогностические факторы развития у детей с недостаточностью ЦНС».
4.Подготовить сообщение на тему «Нарушения поведения у подростков».
Методические рекомендации к выполнению заданий.
При разработке темы 5 главным является четкое представление о благоприятных и неблагоприятных факторах развития личности, приводящим к социальной дезадаптации детей и подростков. Для осуществления данной задачи необходимо выполнить задания 1-й группы, отработать понятия со словарем, выписать формулировки; проработать задания 2-й группы.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ШКОЛЬНИКОВ
Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые определяют возникновение этих расстройств.
В ходе исследований выявлены признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить показателями для установления дезадаптации поведения в подростковом возрасте.
В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза представляются следующие проявления:
— выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения доже в пределах подвижных игр;
— такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей, либо взрослых;
— инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком;
— импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обуславливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;
— реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги, как реакция активного протеста.
В младшем школьном возрасте неблагоприятными в плане социальной адаптации являются следующие факторы:
— сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;
— повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям;
— акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
— наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования, либо запреты;
— отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;
— гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требованием учителя, злобными шалостями;
— выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;
— нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;
Среди психических особенностей препубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие:
— сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
— некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью;
— раннее проявление влечений при интенсификации, либо раннее м возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек — истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
— переориентация интересов на внешкольное окружение.
Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте:
— стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
— выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
— асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;
— неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;
— раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.
План.
Составить сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников препубертатного возраста.
10.09.2017 10:41:13
2017-09-10 10:41:13
Источники:
Https://tsput. ru/res/psi/specpsy/sp5.htm
Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников » /> » /> .keyword { color: red; }
Диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрастеДезадаптивное поведение у дошкольников и школьников
Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников
1. Назовите факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников.
2. Каковы диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте?
3. Что такое акселерация и ретардация?
4. Назовите факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.
5. Перечислите неблагоприятные признаки становления личности школьника.
6. Составьте сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников.
7. Составьте сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников предпубертатного возраста.
1. Назовите факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников.
Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые определяют возникновение этих расстройств.
В ходе исследований выявлены признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить показателями для установления дезадаптации поведения в подростковом возрасте.
В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза представляются следующие проявления:
· выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения;
· трудность организации поведения доже в пределах подвижных игр;
· такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций;
· повышенная внушаемость неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей, либо взрослых;
· инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком;
· импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обуславливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;
· реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги, как реакция активного протеста.
В младшем школьном возрасте неблагоприятными в плане социальной адаптации являются следующие факторы:
· сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;
· повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям;
· акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
· наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования, либо запреты;
· отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;
· гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требованием учителя, злобными шалостями;
· выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;
· нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей.
2 Каковы диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте?
Среди психических особенностей препубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие:
· сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
· некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью;
· раннее проявление влечений при интенсификации, либо раннее м возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
· переориентация интересов на внешкольное окружение.
Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте:
· стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
· выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
· асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;
· неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;
· раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.
· диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией;
· диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;
· диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР.
3 Что такое акселерация и ретардация?
Акселерация (от лат. acceleration – ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.
В начале 20 века во многих странах было обнаружено, что вес и рост у подростков стал выше, чем в соответствующем возрасте у их и родителей, а половое созревание стало наступать раньше. В настоящее время ускорение развития охватило повсеместно страны Европы, Америки, Азии и Африки. Это дает основание говорить об акселерации как о вековой тенденции, характеризующей развитие современного человека.
Средний рост взрослого человека за каждое десятилетие увеличивается примерно на 1см, а вес — на 1,5-2,5кг. Статистика показывает, что за последние 40 лет у подростков по сравнению с их сверстниками 70-х гг. рост увеличился на 15см, а вес на 12-15кг.
Главные признаки акселерации:
· Длина тела и вес ребенка при рождении больше, чем в предыдущие годы. Сейчас вес новорожденных на 100-300гр. больше, а длина тела на 1,2 -2,5 см больше, чем 100 лет назад. В основе этого явления лежит более интенсивное внутриутробное развитие: усиленная витаминизация беременных женщин и детей.
· Ускорение развития грудных детей. Удваивание веса тела у грудных детей по сравнению с весом новорожденных происходит сейчас к 4 мес., а не к 6месяцам как было в начале 20 века. Если «перекрест» величин окружности груди и головы в начале 20 века регистрировался к 10-12 мес., то в настоящее время окружность груди становится равной окружности головы в возрасте 2-3 месяцев. У современных детей раньше прорезываются зубы. К 1 году у современных детей длина тела на 5-6 см, а вес на 2-2,5кг выше, чем они были в начале века.
Акселерация развития заметна также у детей ясельного и дошкольного возраста. Развитие современных 7-летних детей соответствует 8,5-9 годам у детей конца 19 века.
В среднем у детей дошкольного возраста длина тела за 100 лет увеличилась на 10-12 см. Раньше прорезываются и постоянные зубы.
Ускорение роста у детей школьного возраста, особенно в период полового созревания, у современных девочек 10-12 лет, а у мальчиков 12-14 лет.
В больших городах половое созревание подростков наступает раньше, чем в сельской местности. Темпы акселерации сельских детей также ниже, чем в городах.
Более ранее завершение роста: в связи с более ранним половым созреванием окончательное окостенение скелета и прекращение роста в длину завершается сейчас у девушек к 16-17 годам, а у юношей к 18-19 годам.
У женщин менопауза отодвинулась к 48-50 году жизни (в начале 20 века менопауза наступала в 43-45 лет). Следовательно, удлинился детородный период, что также можно отнести к проявлениям акселерации.
Основные причины появления акселерации:
1. Усиленная витаминизация детей и беременных женщин.
2. Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т. д.).
4. Радиоактивные загрязнения, поначалу ведущие к ускорению роста, а со временем – к ослаблению генофонда.
5. Уменьшение кислорода в атмосфере, вызывающее усиленный рост грудной клетки, а за ней и всего организма.
6. Возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях).
Все эти факторы действуют в комплексе.
Параллельно с акселерацией отмечается другое явление – ретардация.
Ретардация – отставание детей в физическом и духовном развитии, что обуславливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды.
Медики сейчас констатируют, что наряду с акселерацией сегодня начинает преобладать ретардация — задержка развития: до 40% шестилеток функционально не готовы к школе. Наблюдается отставание и в созревании иммунной системы — их иммунитет отстраивается гораздо медленнее.
Основные причины появления ретардации:
· Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т. д.).
· Неблагоприятная экология, радиация, солнечная инсоляция.
· Возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях).
4. Назовите факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.
В предпубертатном периоде значительное место занимает асинхрония соматопсихического развития:
· диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией;
· диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;
· диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР. Неблагоприятен вариант дисгармонической акселерации, который характеризуется не снижением возраста полового созревания, а резким ускорением его темпа. Проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемых детям.
Среди психических особенностей предпубертатного периода, значимыми для возникновения патологического подросткового кризиса, представляются следующие:
· отсутствие редукции черт психической незрелости, сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание;
· невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции; некорригируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза и нередко значительно уменьшается при стихании интенсивности соматоэндокринной перестройки;
· раннее проявление влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек – истериформная окраска поведения связанная с сексуальностью, у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
· сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, нарастание педагогической запущенности, низкая работоспособность;
· переориентация интересов на внешкольное окружение, конформность с усвоением внешних форм подросткового поведения; стремление к имитации и асоциальных форм взрослой жизни (ранняя сексуальность, курении т. п.);
· неблагоприятные микросредовые условия как основа реакций имитации или протеста;
· неадекватные условия обучения в общеобразовательной школе детей с ЗПР и олигофренией, препятствующие усвоению программы.
Основные факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте следующие:
· стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
· выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
· асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;
· неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;
· ранее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.
· В подростковом возрасте могут возникать многие психические заболевания, некоторые из них возникают именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания обостряются. Некоторые врожденные заболевания существуют уже с детства, а в подростковом возрасте их проявления становятся более явными.
В переходном возрасте повышается частота депрессивных расстройств, суицидальных попыток и завершенных суицидов. Гиперактивность встречается нечасто, чаще – дефицит внимания без гиперактивности с сопутствующими поведенческими отклонениями. Делинквентное поведение достигает пика в середине подросткового периода. Пищевые расстройства (нервная анорексия и булимия), шизофрения, зависимости (наркомания и алкоголизм) часто проявляются в переходном возрасте.
5. Перечислите неблагоприятные признаки становления личности школьника.
В плане процесса формирования личности посредством освоения ею социальных ролей, наиболее важны две стадии — первичная (социализация ребенка и подростка) и промежуточная (социализация в юношеском возрасте 18—25 лет).
Наиболее опасны дефекты социализации в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности. Важнейшими агентами социализации в этом возрасте являются семья, школа, группа сверстников.
Существует общая схема процесса деморализации с последующей криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков:
· конфликты с родителями, побеги из дома (дефекты семейной социализации);
· трудности, неудачи в школе, прогулы (дефекты социализации в школе);
· контакты, сближение с деморализованными сверстниками (дефекты социализации в группах сверстников);
· совершение преступления для удовлетворения элементарных потребностей либо «по наущению».
Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, — «по вине» семьи в следующие случаях:
· родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения. В этом случае может произойти прямое усвоение ребенком (подростком) норм асоциального поведения;
· родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но совершают действия, поступки, им противоречащие. В этом случае у детей воспитываются лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки;
· родители вербально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка (подростка). Отсутствие же прочных эмоциональных, дружеских контактов родителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социализации;
· родители применяют неправильные методы воспитания (методы, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка (подростка).
· криминогенная семья (члены которой совершают преступления — Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.);
· аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией (развратное поведение родителей);
· проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой – соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми;
· неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре — связан с явлением эмоционального дискомфорта;
· псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей.
Школа . именно из среды неуспевающих детей, подростков часто выходят лица, совершающие вначале правонарушения, а затем и преступления. Основной контингент несовершеннолетних правонарушителей составляют так называемые «трудные дети», подростки. Большинство таких ребят — из неблагополучных семей, главным образом криминогенных, аморальных.
Но встречаются среди «трудных» школьники и из образованных, обеспеченных, благополучных семей. В результате неуспеваемости и постоянной недисциплинированности у «трудных» складываются конфликтные отношения с классом, учителями, родителями, что приводит к их изоляции в школе, разрыву дружеских, товарищеских отношений с одноклассниками.
Группы сверстников. В процессе социализации личности подростка большое влияние оказывают неформальные стихийные группы сверстников, которые возникают на основе совместной досуговой деятельности. Досуговая деятельность у подростков имеет свою специфику: она преобладает над всеми другими (учеба, занятия спортом, различные виды социально-полезной внешкольной деятельности).
Для правонарушителей характерны связи с лицами, имеющими аналогичные взгляды, ориентации и привычки поведения. Часто такие межличностные связи принимают антисоциальную направленность, становясь, таким образом, криминогенными.
Членами такой группы являются «трудные» подростки, которым свойственны негативное отношение к учебе, недисциплинированность, эпизодическое девиантное поведение (курение, азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, мелкие кражи, бродяжничество).
6. Составьте сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников.
Критерии патологических нарушений поведения у дошкольников
Критерии патологических нарушений поведения у школьников
— выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения доже в пределах подвижных игр;
— такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей, либо взрослых;
— инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком;
— импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обуславливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;
— реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги, как реакция активного протеста.
— сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;
— повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям;
— акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
— наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования, либо запреты;
— отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;
— гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требованием учителя, злобными шалостями;
— выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;
— нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей.
7. Составьте сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников предпубертатного возраста.
Неблагоприятные факторы развития личности младших школьников
Неблагоприятные факторы развития личности школьников предпубертатного возраста
— сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
— некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью;
— раннее проявление влечений при интенсификации, либо раннее м возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек — истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
— переориентация интересов на внешкольное окружение.
— стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
— выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
— асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;
— неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;
Раннее проявление влечений при интенсификации, либо раннее м возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам у девочек истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;.
22.04.2020 0:07:14
2017-10-10 09:38:42
Источники:
Https://znanio. ru/media/dezadaptivnoe-povedenie-u-doshkolnikov-i-shkolnikov-2621891