Рубрики
Диагностичекий

Диагностические методики по эффективности внеурочной деятельностиучебно-методический материал на тему

Диагностические методики для младших школьников внеурочная деятельность

Диагностические методики по эффективности внеурочной деятельности
Учебно-методический материал на тему

Для выявления эффективности внеурочной деятельности можно использовать следующие методики:

1) Методики по выявлению показателей рационального компонента ценностного отношения:

    «недописанный тезис», «недосказанное предложение», «незаконченный диалог», «ранжирование», «анкета с вариантами ответов», «коррекция предложения», «оценка поведения персонажа в коллизии», «альтернативное суждение».

2) Методики, выявляющие эмоциональный компонент ценностного отношения:

    «фантастический выбор», «обращение к волшебным силам (цветик-семицветик, золотая рыбка, дед Мороз, я-волшебник)», «стал начальником», «рисую счастливую жизнь», «пишу письмо», «цветограмма», тематический альтернативный тест (ТАТ).

3) Методики, выявляющие реально-практический выбор ценностного отношения в практике действительной жизни:«альтернатива поведенческого выбора», «ситуация свободного поведения», «акт добровольцев», «выбираю символический знак», «нужна помощь», «ролевая игра», «экстремальная ситуация».

Методика «Цветик-семицветик» (составлена доцентом И. М. Витковской)

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Каждым учеником изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем педагог предлагает записать на лепестках желания, исполнение которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует 7 желаний, которые будут им же проранжированы. Обработка полученных результатов.

Желание для себя

. Для родных и близких

Для класса и школы

Подсчитанное количество выборов в каждой колонке позволяет сформировать предположение о направленности интересов учащихся класса. О содержании и направленности интересов каждого ребенка можно судить по его записям на первом, втором и третьем лепестках.

Методика оценки уровня воспитанности учащихся (методика Н. П. Капустина) (1-2 классы)

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

— мне интересно учиться –

Я люблю мечтать

— мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

— мне нравится выполнять домашние задания

— я стремлюсь получить хорошие отметки

— я старателен в учебе

— я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

— мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

— мне нравится дежурство в школе

3. Бережное отношение к природе:

— к земле — к растениям

4. Мое отношение к школе:

— я выполняю правила для учащихся

— я добр в отношениях с людьми

— я участвую в делах класса и школы

5. Красивое в моей жизни:

— я аккуратен в делах

— я опрятен в одежде

— мне нравится все красивое вокруг меня

— я вежлив в отношениях с людьми

6. Как я отношусь к себе:

— я управляю собой

— я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

— у меня нет вредных привычек

1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

5 — 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (подготовлена профессором Л. В. Байбородовой)

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.

Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала:

3 — привлекает очень сильно;

2 — привлекает в значительной степени;

1 — привлекает слабо;

О—не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности:

1. Интересное дело. 2. Общение с разными людьми, 3. Помощь товарищам. 4. Возможность передать свои знания. 5. Творчество. 6. Приобретение новых знаний, умений. 7. Возможность руководить другими. 8. Участие в делах своего коллектива. 9. Вероятность заслужить уважение товарищей. 10. Сделать доброе дело для других. 11. Выделиться среди других. 12. Выработать у себя определенные черты характера. Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки: а) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10); б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12); в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11). Сравнение средних оценок по каждом у блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности в начальной школе.

В статье представлен опыт работы нашей школы по реализации внеурочной деятельности, проведение диагностики эффективности.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности

Диагностика эффективности внеурочной деятельности.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности в начальной школе

Цель диагностики: выяснить, являются ли, и в какой степени, воспитывающими те виды внеклассной деятельности, которыми занят школьник.

Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Среди многообразия современных образовательных технологий я выдели.

Использование инструментов формирующего оценивания для экспертизы эффективности внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность также является одной из составляющих ФГОС. Наверное все ведут курсы внеурочной деятельности. Сегодня я х.

Оценка эффективности внеурочной деятельности

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «. Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного чело.

— мне нравится все красивое вокруг меня.

Nsportal. ru

20.07.2017 6:18:48

2017-07-20 06:18:48

Источники:

Https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/11/20/diagnosticheskie-metodiki-po-effektivnosti

Диагностика эффективности внеурочной деятельности. » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методики для младших школьников внеурочная деятельность

Диагностика эффективности внеурочной деятельности

Диагностика эффективности внеурочной деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Целью диагностики является выяснение, того — чтобы обнаруживать и решать наи­более острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности вос­питания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратим­ся ещё раз к определению воспитания. Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и ди­агностика должна быть направлена на изучение личности уче­ника и создаваемые во внеурочной деятельности условия раз­вития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.

Первый предмет диагностики — это личность самого воспитанника.

В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Ка­кие отношения к окружающему миру, к другим людям, к са­мому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школь­ника, можно различными способами. Это может быть наблю­дение за поведением и эмоционально-нравственным состоя­нием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневни­ков, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.

Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности уче­ника.

Традиционно в российских школах внеурочная деятель­ность организуется главным образом в коллективе: классе кружке, спортивной секции, детском общественном объеди­нении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру де­ятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порож­дать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творче­ский потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллек­тива (здесь мы предлагаем использовать хорошо зарекомен­довавшую себя диагностическую методику А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотно­шений школьников в детском коллективе (для диагнос­тики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).

Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция — это единство сознания и де­ятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н. Г. Алексеев, В. И. Слободчиков).

В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязан­ность, т. е. попросту отбывает повинность); какие професси­ональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою ра­боту формально, равнодушно)? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у вос­питателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника или рассматривает его как tabula rasa для воплощения своих замыслов? Здесь можно использовать методику диагностики профессиональной позиций педагога как воспитателя.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:

• разрабатывать образовательные программы внеуроч­ной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

• подбирать такие формы внеурочной деятельности, кото­рые гарантируют достижение результата определённого уровня;

• выстраивать логику перехода от результатов одного уров­ня к результатам другого;

• диагностировать результативность и эффективность вне­урочной деятельности;

• оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и

Начальная ступень образования вносит вклад в социально-личностное развитие ребёнка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, нравственно-этических нормах. Происходят изменения в самооценке ребёнка. Оставаясь достаточно оптимистической и высокой, она становится всё более объективной и самокритичной.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Системно-деятельностный подход является методологической основой организации уклада школьной жизни, с учетом которого определяется, что процесс духовно-нравственного развития и воспитания в структурно-методологическом плане представляют собой как метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник, на основе базовых национальных ценностей. Таким образом, достигается согласование системно-деятельностного подхода к организации целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося.

Развивающий подход. Он определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой составляют:

    многоукладность тематической программы, т. е. интеграцию ею различных видов образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной и т. д. (системно-деятельностный подход); разработанные для каждого направления и соответствующие базовым ценностям технологии духовно-нравственного развития и воспитания.

Процесс духовно-нравственного развития и воспитания технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. Развивающий характер развития и воспитания заключается в сознательном принятии учащимся определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Цель программы : Воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; Воспитание нравственных чувств и этического сознания; Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание.)

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих Принципов:

    нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам; социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ; индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации; интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную; социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Идеологическую основу программы составляют, указанные в проекте Концепции духовно-нравственного воспитания ценности («источники человечности»):

Замысел программы заключается в том, что целостное воспитательное пространство школы структурируется рядом воспитательных программ и подпрограмм.

Направления работы учителя в рамках программы:

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Содержание работы по духовно — нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования.

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

    в содержании и построении уроков; в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся; в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла; в личном примере ученикам

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих Инструментов:

Традиционными внеклассными мероприятиями, КТД. Социальным и средовым проектированием Целевыми и комплексно-целевыми программами воспитательной работы и внеучебной деятельности.

Календарь традиционных школьных дел и праздников

(в зависимости от этапа реализации программы календарь традиционных дел может меняться)

1 сентября – День знаний; Праздник посвящения в ученики; Праздник Букваря; «Зеленый огонек» по ПДД.

Праздник осени (Праздник урожая); Весёлые старты.

День народного единства; День МАТЕРИ, «День здоровья»-по материалам ЗОЖ.

Новогодний праздник, экологические олимпиады.

День защитника России

Праздник мам; День птиц; Праздник книги; Проводы Зимы.

День здоровья «Весенний кросс»

День ПОБЕДЫ. До свидания, школа! Здравствуй, лето!

Процедура мониторинга программы духовно-нравственного развития (ДНР)

Мониторинг проводится классным руководителем (после специального обучения) дважды в год сентябре, апреле.

Классный руководитель выполняет диагностику нравственного уровня развития и воспитания младших школьников (субъективный тест).

Далее все измерения заносятся в сводную таблицу. Анализ результатов, представленных в сводной таблице, позволяет провести экспертизу и выявить эффективность деятельности по формированию духовно-нравственной сферы младших школьников.

Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров:

— уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников с использованием методики «Я разный», диагностику проводит педагог-психолог;

— уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников (Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников.

— уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников, диагностику проводит педагог-психолог (анкета «Я и моя семья»);

— уровень нравственного развития и воспитания младших школьников, диагностику проводит классный руководитель (субъективный тест классного руководителя, методика предложенная М. И. Шиловой («Учитель о воспитанности школьников», М., 1990).

Все результаты выражаются в баллах и фиксируются в таблицах.

Таблица 1. Уровень духовно — нравственного развития и воспитания младших школьников

Традиционными внеклассными мероприятиями, КТД. Социальным и средовым проектированием Целевыми и комплексно-целевыми программами воспитательной работы и внеучебной деятельности.

    нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам; социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ; индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации; интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную; социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Целевыми и комплексно-целевыми программами воспитательной работы и внеучебной деятельности.

Infourok. ru

30.09.2018 10:13:21

2020-02-29 19:44:49

Источники:

Https://infourok. ru/diagnostika-effektivnosti-vneurochnoy-deyatelnosti-1646054.html

Диагностика воспитательных результатов и эффектов внеурочной деятельности » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методики для младших школьников внеурочная деятельность

Диагностика воспитательных результатов и эффектов внеурочной деятельности

Диагностика воспитательных результатов и эффектов внеурочной деятельности

1.Понятия «воспитательный результат внеурочной деятельности» и «воспитательный эффект внеурочной деятельности». Классификация результатов внеурочной деятельности.

2.Сущность педагогической диагностики и ее место в структуре воспитательного процесса.

3.Функции педагогической диагностики.

4.Объекты педагогической диагностики в деятельности классного руководителя.

5.Методы и приемы изучения воспитательного результата в начальных классах.

6.Этапы организации диагностического исследования.

7.Программа изучения воспитательных результатов внеурочной деятельности.

Практическая работа на занятии в группах

Составление программы диагностики воспитательных результатов и эффектов внеурочной деятельности

1. Бурова Л. И., Яковлева Е. В. Логика научно-педагогического исследования. – Череповец: ЧГУ, 2002

2. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод. реком. / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2003

3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011*

4. Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2002

5. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. – М., 1981

6. Мониторинг управления качеством образования на основе личностно-ориентированного подхода. Ч.2: Начальное и среднее образование / Под ред. Л. И. Буровой, Е. В. Яковлевой. – Череповец, 2001

7. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для студентов вузов. – М., 1996

8. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998

9. Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. – М., 2003

10. Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и учащихся коллективов. – М., 1988

11. Шилова М. И. Учителю о воспитании школьников. – М., 1990

12. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. – М., 1998

Модуль 6. Средства контроля качества обучения

Темы контрольных работ

1. Цели воспитания в истории педагогической мысли и развития общества.

2. Воспитательно-образовательное пространство школы и его роль в воспитании современных младших школьников.

3. Личность ребенка младшего школьного возраста.

4. Система методов воспитания детей младшего школьного возраста.

5. Организация коллективного творческого дела в начальных классах: этапы подготовки и реализации.

6. Взаимодействие школы и семьи в воспитании младшего школьника.

7. Воспитательная работа с младшими школьниками в условиях дополнительного образования.

8. Современные концепции воспитания и возможности их реализации в начальной школе.

9. Системный подход в воспитательном процессе начальной школы.

10. Комплексный подход в воспитании учащихся начальных классов.

11. Деятельностный подход в воспитании детей младшего школьного возраста.

12. Аксиологический подход в воспитании младших школьников.

13. Воспитание у младших школьников культуры межнационального общения.

14. Личностно-ориентированный подход в воспитании младших школьников.

15. Культурологический подход в воспитании младших школьников.

16. Технологический подход в воспитательном процессе начальной школы.

17. Этическое воспитание младших школьников.

18. Трудовое воспитание младших школьников.

19. Нравственное воспитание младших школьников.

20. Гражданское и правовое воспитание младших школьников.

21. Экономическое воспитание младших школьников.

22. Умственное воспитание младших школьников.

23. Физическое воспитание младших школьников. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников.

24. Экологическое воспитание младших школьников.

25. Эстетическое воспитание младших школьников.

26. Патриотическое воспитание младших школьников.

27. Воспитательная работа с младшими школьниками в условиях группы продленного дня.

Методические рекомендации к выполнению контрольных работ

Контрольные работы выполняются с планом и списком использованной литературы объемом до 20 страниц. В первую очередь раскрываются понятия по теме, затем идет подробное теоретические раскрытие выбранной темы с анализом источников и заключение.

План контрольной работы

В качестве примера основной части можно привести следующие пункты плана по теме «Нравственное воспитание младших школьников»:

1. Сущность нравственного воспитания.

2. Задачи и принципы нравственного воспитания.

3. Содержание нравственного воспитания младших школьников.

4. Методы, приемы и средства нравственного воспитания младших школьников.

5. Роль нравственного воспитания в образовательном процессе.

6. Взаимосвязь нравственного воспитания с другими направлениями воспитания.

Реферирование – создание краткого связного изложения основного содержания изучаемой работы. Реферат обобщает ряд работ, раскрывающих определенную тему. В реферате, как правило, содержатся и мысли самого автора реферата, отражающие его отношение к идеям и выводам реферируемых работ. Если в реферате не содержится авторского отношения, анализа, точки зрения по вопросам, затронутым в реферируемой работе, то реферат превращается в Конспект той же работы.

Конспектирование – один из эффективных способов сохранения содержания прочитанного, но при его составлении не происходит активного творческого освоения материала.

4.2 Контроль результатов изучения дисциплины в целом и/или ее разделов

Вид контроля Промежуточный (итоговый)
Форма контроля 4 семестр – экзамен
Экзамен, зачет, собеседование

Требования к уровню усвоения программы

Список вопросов, выносимых на Экзамен

1. Воспитание как социокультурное явление.

2. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, характерные особенности воспитания.

3. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

4. Закономерности и принципы воспитания.

5. Цели воспитания.

6. Понятие «содержание воспитания», его связь с понятием «задача воспитания». Многоаспектность содержания воспитания школьников.

7. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека у младших школьников.

8. Воспитание у младших школьников нравственных чувств и этического сознания.

9. Воспитание у обучающихся в начальной школе трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

10. Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

11. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

12. Воспитание у обучающихся в начальной школе ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

13. Экономическое воспитание младших школьников.

14. Физическое воспитание младших школьников в целостном учебно-воспитательном процессе.

15. Системный подход к построению воспитательного процесса.

16. Деятельностный подход к воспитанию.

17. Личностно-ориентированный подход к воспитанию.

18. Базовые теории воспитания и развития личности.

19. Современные отечественные концепции воспитания (2 по выбору).

20. Система методов воспитания детей младшего школьного возраста, их классификация. Проблема выбора методов воспитания в начальной школе.

21. Характеристика методов формирования сознания личности младшего школьника.

22. Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта поведения младших школьников.

23. Использование методов стимулирования в начальной школе.

24. Средства воспитания: понятие, классификация. Взаимосвязь методов, приемов и средств воспитания младших школьников.

25. ФГОС НОО: внеурочная воспитывающая деятельность. Понятие внеурочной деятельности. Виды и направления внеурочной деятельности.

26. Формы организации внеурочной деятельности младших школьников. Классификация форм внеурочной деятельности. Проблема выбора форм воспитания в начальной школе.

27. Современные технологии воспитания: основные идеи, классификация. Характеристика технологий воспитания в начальной школе.

28. Технология подготовки и проведения воспитательного мероприятия в начальной школе. Самоанализ воспитательного мероприятия.

29. Технология проведения классного часа в начальной школе.

30. Технология проведения нравственно-этической беседы с младшими школьниками.

31. Технология организации праздника с младшими школьниками.

32. Технология организации игры с детьми младшего школьного возраста.

33. Технология организации экскурсий с младшими школьниками.

34. Технология организации коллективной творческой деятельности в начальных классах.

35. Преемственность в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

36. Педагогическое взаимодействие учителя и учеников в воспитательном процессе начальной школы.

37. Педагогическая поддержка – основа воспитательной позиции школьного педагога.

38. Развитие индивидуальности младшего школьника в воспитательном процессе.

39. Воспитание и самовоспитание: их взаимодействие в развитии личности школьника.

40. Понятие «коллектив»: его сущность, основные признаки, этапы развития детского коллектива, воспитательные возможности.

41. Технология организации ученического коллектива младших школьников в общеобразовательной школе

42. Технология воспитательной работы в добровольных общественных объединениях младших школьников.

43. Технология воспитательной работы с младшими школьниками в режиме продленного дня.

44. Понятие «воспитательный результат внеурочной деятельности». Воспитательный эффект внеурочной деятельности. Классификация результатов внеурочной деятельности.

45. Диагностика результатов и эффектов внеурочной воспитательной деятельности.

46. Воспитательная система школы.

47. Авторские воспитательные системы.

48. Характеристика основных функций учителя как классного руководителя.

49. Система деятельности педагога-воспитателя в начальной школе.

50. Методика и техника планирования воспитательной работы.

51. Формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитании младших школьников.

52. Методы и формы организации работы с родителями младших школьников.

53. Детство как социальный феномен

54. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка.

55. Государственная забота о защите детей в современной России.

56. Закрепление прав детей и подростков в законодательстве РФ.

57. Социально-педагогические проблемы детей мигрантов

58. Понятие и сущность развития личности. Факторы развития личности.

59. Роль социальной адаптации в обеспечении развития личности младшего школьника.

60. Цели и задачи, методы педагогической поддержки социального развития ребенка.

61. Этапы социализации.

62. Отечественные и зарубежные подходы к трактовке социализации личности.

63. Основные факторы социализации личности.

64. Агенты, средства социализации. Психологические, социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации.

65. Формы нарушения социализации. Трудности социализации.

66. Виды десоциализирующего влияния. Виды отклоняющегося поведения: девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

67. Факторы, негативно влияющие на развитие и поведение детей и подростков. Механизм протекания отклонений в поведении.

68. Понятие «трудновоспитуемый» в педагогике. Типичные группы трудновоспитуемых детей. Причины, обусловливающие формирование детей, трудных в воспитательном отношении.

69. Семья как институт социализации и объект социально-педагогической поддержки.

70. Образовательное учреждение как сфера социального самоопределения ребенка

71. Улица как сфера социализации ребенка.

72. Молодежная инфраструктура города. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные молодежные группировки. Неформальные молодежные организации. Их позитивное и негативное влияние на процессы социализации.

73. Социально-педагогические возможности СМИ.

74. Сущность социально-педагогической работы. Цели, задачи и формы работы социального педагога.

75. Основные составляющие социально-педагогической деятельности учителя начальных классов, ее принципы и структура. Объект и субъект социально-педагогической деятельности

76. Цели и задачи, функции социально-педагогической деятельности учителя начальных классов.

77. Сущность социально-педагогические технологий. Основные типы и виды социально-педагогических технологий.

78. Формы организации психолого-педагогической деятельности.

Методические рекомендации к написанию курсовых работ

Курсовая работа – это самостоятельная работа учебно-исследовательского характера, посвященная одному из актуальных вопросов в сфере начального образования. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность осуществлять исследовательскую деятельность. С этой целью будущему педагогу необходимо:

— грамотно пользоваться библиографическими указателями по литературе, связанной с темой исследования;

— изучить определенный минимум литературы и зафиксировать нужную информацию;

— проанализировать и сравнить разные точки зрения, критически оценить изученный материал;

— грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе, высказав свою точку зрения;

— собрать, проанализировать и обобщить передовой педагогический опыт по исследуемой теме;

Вид контроля промежуточный итоговый Форма контроля 4 семестр экзамен экзамен, зачет, собеседование.

Infopedia. su

29.03.2017 3:36:44

2017-03-29 03:36:44

Источники:

Https://infopedia. su/14x285a. html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.