Диагностические методики для обследования ребенка с нарушением звукопроизношения
Диагностический комплекс по выявлению состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФНР
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Диагностический комплекс по выявлению состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФНР
Ключевой частью данного исследования является проведение диагностики состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Процесс составления диагностической программы опирался как на общие принципы логопедии – принцип научности, системности и доступности, наглядности, сознательности и активности, ндивидуального подхода, так и на специфические — принцип системности, принцип комплексности, принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка, принцип деятельностного подхода.
Цель – выявить особенности звукопроизношения, характер органических поражений артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста с ФФНР. Задачами исследования будут являться следующие:
1. Исследовать строение и подвижность артикуляционного аппарата.
2. Выявить уровень развития звукопроизношения изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики:
Методика №1 «Исследование строения артикуляционного аппарата».
Цель методики: выявление особенностей строения артикуляционного аппарата. При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, неба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме.
Ход выполнения: ребенку предлагается выполнить упражнения для исследования особенностей строения артикуляционного аппарата. При выполнении вышеперечисленных занятий надо обратить внимание на:
— четкость артикуляционных движений;
— быстроту и плавность их воспроизведения;
— умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
Инструкция: «Открой и закрой ротик, теперь постарайся удержать широко распластанный язык на нижней губе при этом наблюдай за собой в зеркало, оближи широким языком верхнюю, нижнюю губу, как это сейчас сделаю я, проведи широким распластанным языком по верхней и нижней губам; удержи кончик языка у правого, левого углов рта (2— 3 сек.); а теперь давай пощелкаем языком, как лошадка (3—5 раз); теперь вытяни губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2—3 раза); повтори за мной – мы вызываем вибрацию губ, произнося кучерское «тпру»; надуй щеки.
2 балла – строение артикуляционного аппарата не имеет дефектов,
1 балл – строение артикуляционного аппарата имеет 1-2 негрубых отклонений от нормы.
0 баллов – строение артикуляционного аппарата имеет много отклонений от нормы.
Методика №2 «Исследование подвижности артикуляционного аппарата»
Цель методики: выявление особенностей подвижности артикуляционного аппарата.
Ход выполнения: ребенку предлагается выполнить упражнения для исследования подвижности языка и губ. Используются как статические, так и динамические упражнения. Ребенок выполняет задания перед зеркалом.
2 балла артикуляционная моторика в норме, все упражнения выполнены правильно, чётко, выдержан счет.
1 балл при выполнении упражнений допущено несколько негрубых ошибок.
0 баллов артикуляционные движения нечетки, часть упражнений не выполнена, требуют усилий, ребенок с трудом переключается с одного артикуляционного уклада на другой.
Методика №3 «Исследование звукопроизношения»
Цель методики: выявление особенностей звукопроизношения. При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, используя соответствующий дидактический материал.
Подбор материала обследования проводился в соответствии с методиками Ф. Ф.Рау, М. Ф.Фомичевой.
Ход выполнения: методика обследования звукопроизношения проводится в три этапа:
1.Произношение звуков в словах.
Ребенку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках, в названии которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным. Если у ребенка не получается звук в слове, ему предлагают произнести то же слово отраженно, а также слоги с этим звуком – прямые и обратно.
2.Произношение звуков в предложениях.
Логопед предлагает ребенку повторить за ним предложения, в которых также встречаются все группы звуков, например: «Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке. Галин черный щенок резвится около дома.»
3.Произношение изолированно звука.
Определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изолированный звук, логопед просит малыша повторять этот звук за собой. Итоговым звеном проведения обследования звукопроизношения является определение группы нарушенных звуков: свистящих: с, з, ц, с’, з’; шипящих: ш, ж, ч; сонорных: л, л’ р, р’ j; заднеязычных: к, г, х, к’, г’, х’;28 звонких: в, б, и др.; мягких: г’, д’, н’ и др.
Инструкция: Перед каждым этапом обследования звукопроизношения логопед дает ребенку четкую инструкцию: 1. «Внимательно посмотри на картинки и назови предметы, которые на них изображены». 2. «Внимательно послушай предложение и постарайся повторить его за мной». 3. «Я буду называть звуки, а ты постарайся их повторить за мной».
3 балла – Правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;
2 балла – Один или несколько звуков группы изолированно и отражённо произносятся правильно, но иногда подвергаются искажениям или заменам в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;
1 балл – В любой позиции искажается или заменяется только один звук группы
0 баллов – искажаются, заменяются все звуки.
В связи с тем, что состояние звукопроизношения зависит от состояния фонематических процессов, мы считаем нужным применение методик по исследованию фонематического восприятия и анализа и синтеза. Кроме того, успешность гипотезы, заявленной в начале исследования, предполагает оценку именно фонематических представлений у дошкольников после применения коррекционно-развивающей программы.
Методика №4 «Исследование фонематического анализа». Цель методики: выявление особенностей фонематического анализа.
В основу обследования фонематического анализа положена методика Л. Ф. Спировой, в которой обследование начинается с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, а затем постепенно переходят к более сложным для детей позициям звуков.
Ход выполнения: ребенку предлагается ряд заданий на определение места звука в слове, определение количества звуков в слове.
Инструкция: «Внимательно послушай слово и скажи, где ты слышишь в нем звук У: (пример) – в начале, середине или конце. Внимательно послушай слов и скажи, сколько в нем букв» .
4 балла — точное и правильное выполнение задания с первого предъявления;
3 балла — переспрос, правильное выполнение задания при повторном замедленном предъявлении. Поправки после неправильного ответа;
2 балл — ребенок допускает 2-3 ошибки;
1 баллов — многочисленные ошибки. Затруднение при выполнение задания.
0 баллов — ребенок не справился с заданием.
Методика №5 «Исследование фонематического синтеза». Цель методики: выявление особенностей фонематического синтеза.
При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности.
Ход выполнения: ребенку предлагается составить слова из заданного количества звуков, составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности Инструкция: «Внимательно послушай звуки, которые я произнесу и, не меняя из порядка, попробуй назвать слово, состоящее из этих звуков. Составь слова из 3 (4) звуков, которые я тебе назову, звуки можно менять местами».
4 балла — задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.;
3 балла — ребенок самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х – 4-х звуков, испытывает трудности при синтезе слов из 5-ти звуков;
2 балл — испытуемый самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х звуков, при синтезе слов из 4-х — 5-ти звуков допускает ошибки, требуется помощь логопеда (повторное предъявление звуков).;
1 баллов — ребенок испытывает трудности при синтезе слов состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.
Задачами исследования будут являться следующие.
06.01.2018 10:52:28
2018-01-06 10:52:28
Источники:
Анализ педагогических диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка » /> » /> .keyword { color: red; }
Диагностические методики для обследования ребенка с нарушением звукопроизношенияАнализ педагогических диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
Анализ педагогических диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ / ФАКТОРЫ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / PRONUNCIATION OF THE SOUNDS / ASPECT OF SPEECH OF PRONUNCIATION OF THE SOUNDS / FACTORS / DIAGNOSTIC TECHNIQUES / DESIGN / TECHNOLOGY
Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деменина Татьяна Алексеевна
В статье рассматривается анализ имеющихся на сегодняшний день диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения. Выделен ряд факторов, учет которых при составлении диагностических комплексов и проведении процедуры выявления нарушений звукопроизношения, позволит технологизировать процесс диагностики рассматриваемого компонента речи, а также повысит эффективность дальнейшей коррекционной работы.
Похожие темы научных работ по психологическим наукам, автор научной работы — Деменина Татьяна Алексеевна
Формирование моторной базы речи при коррекции речевых нарушений у умственно отсталых детей с дизартрией на фоне детского церебрального паралича
The analysis of pedagogical diagnostic methods for detecting violations of sound pronunciation
The article considers the analysis of the currently available diagnostic techniques to detect violations of pronunciation of the sounds. A number of factors are identified which consideration in the preparation of diagnostic systems and procedures to detect violations of pronunciation of sounds allows technologised diagnostic process of the component of pronunciation in question, as well as further increase the effectiveness of corrective work.
Текст научной работы на тему «Анализ педагогических диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения»
АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
В статье рассматривается анализ имеющихся на сегодняшний день диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения. Выделен ряд факторов, учет которых при составлении диагностических комплексов и проведении процедуры выявления нарушений звукопроизношения, позволит технологизировать процесс диагностики рассматриваемого компонента речи, а также повысит эффективность дальнейшей коррекционной работы.
The article considers the analysis of the currently available diagnostic techniques to detect violations of pronunciation of the sounds. A number of factors are identified which consideration in the preparation of diagnostic systems and procedures to detect violations of pronunciation of sounds allows technologised diagnostic process of the component of pronunciation in question, as well as further increase the effectiveness of corrective work.
Ключевые слова: звукопроизношение, звукопроизносительная сторона речи, факторы, диагностические методики, проектирование, технология.
Key words: pronunciation of the sounds, aspect of speech of pronunciation of the sounds, factors, diagnostic techniques, design, technology.
Вопрос диагностики и коррекции звукопроизносительной стороны речи детей является наиболее разработанным в логопедической литературе. В частности, методики и схемы выявления рассматриваемого нарушения описаны в трудах М. Е. Хватцева (1959), М. Ф. Фомичевой (1989), Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, 1998; Е. Ф. Архиповой (2006); О. Е. Грибовой (2005); О. Б. Иншаковой (2005); Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюко-вой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, 2001; Г. А. Волковой (1993,
© Деменина Т. А., 2014
2005); А. Г. Ипполитовой (1983); Н. Ю. Григоренко, С. А. Цыбульского, 2005; О. Ю. Федосовой (2005), Т. А. Фотековой (2007) и др.
В основе каждого диагностического комплекса лежат свои принципы и подходы. Подбор лексического материала имеет тонкости и детали, структура выявляемых показателей нарушений звукопроизношения варьируется от развернутой до усеченной схемы обследования. Исходя из теоретического и эмпирического анализа авторских схем, методик перечисленных авторов и технологий обследования звукопроизносительной стороны речи, мы выделили ряд факторов, учет которых необходим при составлении и использовании того или иного диагностического комплекса на практике.
Приведем перечень выделенных факторов\ с подробным их описанием, а также на их основании проведем анализ имеющихся диагностических комплексов.
1. Фактор «направленность», включает обоснование предназначенности диагностического комплекса с позиции возраста испытуемых и описания контингента, для которого создан комплекс.
В существующих диагностических методиках не указывается возраст испытуемых, лишь даются указания о необходимости дифференцированно подходить к подбору слов и наглядного материала с учетом возраста детей. Что касается направленности методик на контингент испытуемых, то в большинстве из них даётся общая схема обследования звукопроизношения и приводится перечень компонентов, необходимых для выявления причин рассматриваемого нарушения у всех категорий детей. Однако имеются комплексы, направленные непосредственно на определенную категорию испытуемых, это схемы обследования, разработанные Г. А. Волковой [4] для детей с дислалией и дизартрией, логопедические карты-схемы Е. Д. Дмитровой [9] для обследования дисла-лии, дизартрии, ринолалии, схема обследования детей с открытой ри-нолалией А. Г. Ипполитовой [10]. Использование перечисленных схем удобно и возможно при условии, если была осуществлена первичная и дифференциальная диагностика выявленных нарушений, то есть данные карты позволяют провести целенаправленно углубленное обследование определенного нарушения. В случае отсутствия описанных выше условий и в связи с усложнением структуры нарушения звукопроизноси-тельной стороны речи у детей, в частности, появляется необходимость использования универсального комплекса, позволяющего определить структуру и выделить ведущее нарушение. Причем в комплексе также должны учитываться и особенности возраста детей, онтогенез становления звуков.
2. Фактор «последовательность диагностики» содержит указание наиболее эффективной и показательной иерархии обследования особенностей звукопроизношения в зависимости от уровня языка: звук, слог, слово, предложение, текст.
В работах М. Е. Хватцева [18], М. Ф. Фомичевой [16], О. Е. Грибовой [6, 7] находит реализацию принцип «от общего к частному», а именно, обследование звукопроизношения проводится только в том случае, если у ребенка в процессе беседы с ним и обследования связной речи обнаруживаются недостатки звукопроизношения. В работе М. Е. Хватцева [18] первостепенность исследования самостоятельной речи объясняется и достоверностью полученных данных. Ведь ребенок, составляя рассказ по картинке или отвечая на вопросы, не слышит нормативного произношения данной фразы, слов от педагога, и, соответственно, будет демонстрировать свою привычную речь, в отличие от сопряженного произнесения, когда, подражая взрослому, он будет произносить лексический материал правильнее. Исходя из этого, М. Е. Хватцев предлагает обследовать звукопроизношение по следующей схеме: самостоятельная речь
— слово — звук — слог — слово. М. Ф. Фомичева, О. В. Правдина приводят иную схему обследования: слово — звук — предложение — фразовая речь. Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, О. Ю. Федосова, Г. А. Волкова предлагают следующую последовательность — звук — слог — слово — фразовая речь — связная речь. Е. Ф. Архипова приводит свою схему обследования, применяемую при обследовании звукопроиз-ношения у детей со стертой дизартрией: изолированное произнесение — в слогах разной структуры — в словах, где звук занимает разные позиции
— в словах разной слоговой структуры — в предложении.
Таким образом, исходя из анализа представленных схем, мы можем сделать вывод о необходимости реализации определенной последовательности изучения нарушений звукопроизношения, а именно: связная самостоятельная речь — изолированное произнесение (звук) — слово — предложение — слог. Данная схема позволит получить достоверные данные, а также спланировать дальнейшую коррекционную работу.
3. Фактор «подбор лексического материала», включает в себя отбор различного лексического материала, отвечающего следующим условиям: учет возраста испытуемых; доступность понимания и учет частоты употребления лексических единиц — предлагаемые слова, должны быть понятными, знакомыми и общеупотребительными; подбор лексического материала с учетом: позиции звука в слове — диагностический материал должен содержать слова, в которых исследуемый звук находится в таких позициях как начало слова, середина, конец, стечение согласных. Однако звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются; содержания оппозиционных звуков в слове — то есть, в словах могут быть противопоставленные друг другу звуки по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной характеристике; содержания в слове лишь одного трудного звука, чаще всего подверженного нарушениям, таковыми являются звуки из группы свистящих или шипящих или соноров; содержания слов различного слогового состава и звуконаполняемости.
Перечисленным требованиям полностью соответствует набор слов, представленный в наглядно-дидактическом пособии В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Экспресс — обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» [12] и в пособии Г. А. Волковой [5], в котором весь лексический материал подобран автором еще и с учетом онтогенетического принципа формирования звуков, а именно, в речевом материале (слоги, слова, предложения, стихотворные тексты) имеются звуки раннего и «данного онтогенеза» [5] и отсутствуют звуки, формирующиеся позже. В связи с этим пособие Г. А. Волковой может быть использовано для обследования детей всех возрастов и является достоверным в получении результатов.
В пособиях других авторов имеется подборка диагностического материала, требующего дополнительной переработки.
4. Фактор «исследование различных видов речи», который предусматривает наличие в диагностическом комплексе такой подборки заданий, которая бы включала их проработку в различных видах речи, а именно в сопряженной (проговаривание ребенком слова (фразы) одновременно с логопедом), отраженной (повторение вслед за логопедом слов (фраз), самостоятельной и спонтанной видах речи.
Данному требованию уделяют внимание большинство авторов рассматриваемых методик [1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 16, 18], так как в зависимости от исследуемого вида речи может меняться качество произносимого испытуемым звука, что является важным диагностическим показателем для построения дальнейшей коррекционной работы. Подборка наглядно-дидактического материала позволяет реализовать данное требование во всех диагностических комплексах. Что касается последовательности изучения различных видов речи, то вначале рекомендуется проводить обследование самостоятельной и спонтанной речи, после — отраженной и сопряженной, что будет способствовать достоверности полученных результатов.
5. Фактор «(наличие наглядного дидактического материала», включает подборку диагностического материала, подобранного в соответствии со схемой обследования, предъявляемыми требованиями к лексике, возрастом испытуемых, деятельностным подходом (подбор игровых заданий, что будет поддерживать интерес испытуемого в ходе диагностики, а также позволит избежать утомления и получить достоверные данные). Предъявляемая испытуемым наглядность должна быть реалистичной, понятной, доступной, красочной, эстетически оформленной и соответствовать восприятию детей различных возрастов. Помимо этого, пособие должно быть удобно в использовании.
На сегодняшний день имеется большое количество наглядно-дидактических пособий, непосредственно направленных на изучение звукопроизношения у детей. Однако основой всех последующих диагностических комплексов явилась схема обследования и подобранный в
Соответствии с ней наглядный материал М. Е. Хватцева [18]. В своей работе автор дает следующие рекомендации к подборке и размещению наглядного материала в альбоме: а именно, рисунки должны помещаться на одной стороне листа и по одному на странице во избежание рассеивания внимания. Рядом с крупным рисунком должна находиться картинка, изображающая данный предмет в жизненной ситуации. Такая картинка облегчает лучшее узнавание предмета и может быть использована для связной речи, для ответов на вопросы, как при исследовании, так и в последующих логопедических занятиях. Все подобранные автором изображения отличаются художественным выполнением и вполне известны детям. Также М. Е. Хватцев предлагает различные формы (разнообразные дидактические игры) и ситуации (в положении сидя, стоя, привлекать дополнительные предметы, игрушки) использования наглядного материала во избежание утомления испытуемых и повышения их интереса к диагностике. Количество наглядного материала автор рекомендует использовать ограниченное, включая его в различные игры и ситуации. То есть, подбор и реализация диагностического инструментария должна осуществляться с учетом комплексного подхода (многофункциональное использование наглядного материала) с целью получения необходимой информации об испытуемом.
Таким образом, с позиции практико-ориентированной направленности методических пособий, они должны включать: доступный детскому восприятию наглядный материал, содержащий яркие, понятные сюжеты, образы в соответствии с обозначенным возрастом испытуемых; четкие рекомендации по использованию предлагаемого наглядного материала; материал, подобранный с учетом комплексного подхода и направленный на решение нескольких диагностических задач; оптимальное количество наглядности; ранжирование предлагаемого материала по уровню сложности.
Среди современных наглядно-дидактических пособий, цель которых — изучение звукопроизношения у детей, наиболее известными являются следующие: В. В.Коноваленко, С. В.Коноваленко «Экспресс обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (2000) [12], О. Е.Грибова «Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Альбом 1, 2» (2001) [2,3], Т. Н.Волковская «Иллюстрированная методика логопедического обследования» (2004), О. Б.Иншакова «Альбом для логопеда» (2005) [10], Г. А.Волкова «Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника» (2006) [5], И. А.Смирнова «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения» (2006) [15]. Однако, чтобы провести качественную диагностику, специалисту необходимо самостоятельно отобрать нужный ему диагностический инструментарий из разнообразия имеющегося, исходя из выделенных факторов. Соответственно, качество полученных результатов в ходе проведенной диа-
Гностики будет зависеть от профессиональной компетенции учителя-логопеда.
6. Фактор «учет диагностических принципов и подходов», с целью получения информативных и объективных результатов в ходе диагностики предполагает соблюдение ряда специальных условий. Диагностика должна строиться с опорой на ряд принципов:
Комплексный подход — выявление причин и механизмов возникновения нарушения, с учетом данных наблюдения речевого окружения ребенка и специалистов других областей (врач, педагог-дефектолог, психолог), подбор комплексного инструментария, нацеленного на решение максимального количества диагностических задач;
Системный подход — позволяет проанализировать выявленные данные, установить взаимосвязь между ними, составить их иерархию, с определением ведущего нарушения, на основании чего будет в дальнейшем построена коррекционная работа;
Деятельностный подход — в процессе диагностики необходимо включить испытуемого в активную деятельность, являющуюся ведущей для его возраста, тем самым смоделировав различные ситуации речевого общения, этому подходу должен соответствовать и диагностический инструментарий. То есть, испытуемому должны быть предложены соответствующие его возрасту, интересам формы подачи материала;
Единство диагностики и коррекции — задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов формирования выявленных нарушений и оценки потенциальных возможностей испытуемого.
Задания должны подбираться с учетом возраста испытуемого. Содержание заданий не должно вызывать у испытуемого негативных реакций, а напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить достоверные результаты.
Необходимо дозировать нагрузку (количество методик, время обследования) на испытуемого с учетом его индивидуальных возможностей.
Анализ полученных результатов должен быть качественным, отражать особенности сформированности звукопроизносительной стороны речи у испытуемого.
Для оптимизации процедуры обследования должен быть продуман порядок предъявления диагностических заданий. Выстраивая диагностику от простого к сложному, от общего к частному, специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка. Затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются дальнейшему анализу [6, 21 — 22].
Большинство приведенных требований и условий реализуется на практике, однако не все диагностические комплексы построены на их основе. Среди рассматриваемых методик, как наиболее проработанные
С позиции обозначенных требований, можно выделить методики М. Е. Хватцева, О. Е. Грибовой, Г. А. Волковой.
7. Фактор «изучение механизмов нарушения» включает выявление причин, вызвавших нарушения звукопроизношения.
Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс ре-чедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся особенности речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии. Произносительная сторона речи объединяет такие компоненты речевой деятельности как звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодика (темп, ритм, мелодика и интонация речи). Таким образом, диагностический комплекс должен включать не только схему обследования непосредственно особенностей звукопроизношения, а также выявление специфики всех выделенных компонентов. Помимо этого, необходимо с целью выявления механизмов нарушений звукопроизношения проводить обследование состояния артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, фонематических процессов (исследование фонематического слуха и восприятия, фонематического анализа, синтеза, представлений), исследование лексико-грамматического строя речи и связной речи.
Данный фактор реализован во всех рассматриваемых методиках. Лишь количество выделяемых компонентов для обследования различно. В основном приводится следующий перечень, необходимый при диагностике звукопроизношения и звукопроизносительной стороны речи в целом: строение артикуляционного аппарата, особенности мимической мускулатуры, дыхания, просодической стороны речи, фонематических процессов (фонематический слух, представления, анализ, синтез). М. Ф. Фомичева также предлагает обследовать у детей с нарушениями звукопроизношения, имеющих недостаточную сформированность артикуляционной моторики, особенности мелкой моторики рук. Г. А. Волкова [4, с.7-34] в представленных схемах обследования для детей с дислали-ей, дизартрией указывает на необходимость обследования у них особенностей словарного запаса, грамматического строя речи. Полученные результаты необходимы специалисту для планирования дальнейшей коррекционной работы. Причем, учитывая все, выше приведенные, факторы, диагностику лексико-грамматического строя речи мы можем осуществить в процессе диагностики звукопроизношения, реализуя комплексный подход.
8. Фактор «наличие инструкции к заданиям» предполагает разработку инструкций к предлагаемому испытуемым диагностическому материалу.
Что касается данного фактора, то его учет осуществляется в методике Г. А. Волковой, а также в схеме обследования детей со стертой формой дизартрии, составленной Е. Ф. Архиповой. Авторами приводится подробное пошаговое описание проведения диагностики, к заданиям предлагается инструкция. Учет данного фактора при составлении диагностического комплекса также позволяет технологизировать рассматриваемый процесс, а также повысить эффективность диагностики.
9. Фактор «оценка, анализ результатов» включает разбор полученных результатов с позиции качественно-количественного подхода, определение причин нарушений, составление структуры нарушения. Помимо этого, данный фактор предполагает приложение к методике обследования стандартизированного протокола исследования, позволяющего провести качественную оценку выявленных нарушений и эффективно в дальнейшем спланировать коррекционную работу.
Проанализировав приведенные выше методики, можно сделать следующие выводы: в представленных методиках определены качественные показатели, но нет их детального описания; качественно-количественная оценка результатов обследования звукопроизношения приведена в схеме обследования детей со стертой дизартрией в работе Е. Ф. Архиповой, а также имеется в тестовой методике Т. А. Фотековой; во многих методиках отсутствует протокол обследования; в имеющихся методиках, не стоит задача составления структуры нарушенного развития, на основании чего возможно составление рекомендаций и программы коррекции выявленных нарушений.
Проведенный анализ диагностических методик позволяет систематизировать взгляды по рассматриваемой теме, а также обозначить и конкретизировать круг проблем, необходимых для детальной проработки в теории и на практике.
Так, теоретический и эмпирический анализ педагогических диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения позволил выделить факторы, которые имеют большое значение для проектирования диагностического инструментария, разработки алгоритма обследования, проведения процедуры обследования, а также анализа полученных данных и разработки дальнейшей коррекционной работы. Совокупность описанных факторов позволит спроектировать оптимальную модель технологии обследования звукопроизношения и звукопроизноси-тельной стороны речи в целом, что значительно повысит эффективность диагностической и коррекционной работы по данному направлению.
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. — М., АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 319 с.
2. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Альбом 1. — М., АРКТИ, 2000 — 46 с.
3. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Альбом 2. — М., АРКТИ, 2000.
4. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 144с.
5. Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. — 144с.
6. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: ме-тод. пособие / О. Е.Грибова. — М., Айрис-пресс, 2005. — 96 с.
7. Грибова О. Е. Реализация принципа деятельностного подхода в процессе логопедического обследования // Дефектология. — 2004. — №2. — с. 14-20.
8. Григоренко Н. Ю., Цыбульский С. А. Диагностика и коррекция звукопроизноси-тельных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. — М., Книголюб, 2005. — 144 с.
9. Дмитрова Е. Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств — М., АСТ., 2008. — 143 с.
10. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. — М., Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. — 279 с.
11. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия: учеб. пособие для студентов дефек-тол. фак. пед. ин-тов / под ред. О. Н. Усановой. — М.: Просвещение, 1983. — 95 с.
12. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование звукопроизно-шения у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов. — М.: Гном-Пресс, 2000.
13. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г. В.Чиркиной. — 4-е изд., доп. — М., АРКТИ, 2005. — 240 с.
14. Правдина О. В. Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог. фактов пед. ин-тов. Изд.2-е, доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
15. Смирнова И. А.Логопедический альбом для обследования звукопроизноше-ния — СПб., Детство-Пресс, 2006. — 64 с.
16. Федосова О. Ю. Коррекция звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста. — Самара, 2005.
17. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. — М., Просвещение, 1989. — 237 с.
18. Хватцев М. Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ — М.: Гос. учеб.-педагогическое изд. Министерства Просвещения РСФСР, 1959. — 476 с.
Анализ педагогических диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ / ФАКТОРЫ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / PRONUNCIATION OF THE SOUNDS / ASPECT OF SPEECH OF PRONUNCIATION OF THE SOUNDS / FACTORS / DIAGNOSTIC TECHNIQUES / DESIGN / TECHNOLOGY
В статье рассматривается анализ имеющихся на сегодняшний день диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения. Выделен ряд факторов, учет которых при составлении диагностических комплексов и проведении процедуры выявления нарушений звукопроизношения, позволит технологизировать процесс диагностики рассматриваемого компонента речи, а также повысит эффективность дальнейшей коррекционной работы.
Бессонова Т.
26.07.2018 16:12:46
2018-07-26 16:12:46
Источники:
Диагностика звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры дошкольников с речевыми нарушениями (В. М. Акименко) » /> » /> .keyword { color: red; }
Диагностические методики для обследования ребенка с нарушением звукопроизношенияДиагностические методики для обследования ребенка с нарушением звукопроизношения
Диагностические методики для обследования ребенка с нарушением звукопроизношения
Создано: 15.10.2017 00:02 | Опубликовано: 15.10.2017 00:02 | | | Просмотров: 26095
Цель: диагностика звукопроизношения, артикуляционной моторики и артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, слоговой структуры слова.
Источник: Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2015. — 45 с.
Автором отмечено, что при подборе методик логопедического обследования были использованы рекомендации по обследованию детей дошкольного возраста, предложенные в исследованиях Р. И. Лалаевой, Е. Н. Российской, Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломаха, Е. Ф Соботович, М. Ф. Фомичевой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чевелевой и др.
У ребенка нарушение звукопроизношения может затрагивать все группы звуков, включая и гласные. Гласные звуки обследуются в следующем порядке: [а], [э], [о], [ы], [у], [и]. Отмечается, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляции во время произнесения гласных звуков. Обследование согласных звуков проводится в следующей последовательности: губно-губные и губно-зубные, заднеязычные, язычно-зубные, язычно-альвеолярные (сонорные), язычно-передненебные (шипящие и свистящие). Для обследования звукопроизношения используется набор рисунков, картинок. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях: в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются.
Примерный список слов, на которые можно подобрать картинки:
(с) – санки, оса, нос;
[с’] – семь, апельсин, гусь;
[У] – зима, магазин;
[ц| – цапля, овца, палец;
[ш] – шапка, машина, мышь;
[ч] – чайник, качели, мяч;
[щ] — щука, овощи, плащ;
[л] – лампа, балалайка, дятел;
[л’| – лимон, пальма, фасоль;
(р) – ракета, картошка, комар;
[р’| – репка, карета, дверь;
[к] – кошка, окно, летчик;
[г] – город, огород, дог;
(х) – хлеб, охота, ах.
Фиксируется характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).
Результаты обследования должны отражать:
- форму нарушенного произношения (при изолированном произнесении): норма, отсутствует, заменяется, искажается; положение нарушенного звука: в начале, в середине, в конце слова; наличие синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.
По результатам обследования всех звуков определяется уровень нарушенного звукопроизношения.
Первый уровень (низкий, 1 балл) – у ребенка нарушено более 5 групп звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков, имеют место синкинезии, гиперки — незы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – у ребенка нарушены 3-4 группы звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков, имеют местосинкинезии, ги — леркинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.
Третий уровень (средний, 3 балла) – у ребенка нарушено 7–11 звуков,’относящихся к двум группам звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гипер — кинезовлицевых, мимических мышц.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – у ребенка нарушено 1-6 звуков, относящихся к одной группе звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – ребенок все звуки артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.
Обследование артикуляционной моторики
Выявление особенностей артикуляционной моторики производится в процессе выполнения ребенком по указанию логопеда определенных действий.
Исследование подвижности губ.
Для выявления подвижности губ ребенку предлагается по подражанию вы пол нить следующие движения:
- вытянуть губы вперед и округлить; отвести их угол ки в стороны; поднять верхнюю губу; опустить нижн юю губу; облизнуть губы; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки – втянуть их.
Исследование подвижности языка.
Для выявления подвижности языка ребенку предлагается по подражанию:
- сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним; подвигать языком, как «маятником».
Исследование подвижности нижней челюсти.
Для выявления подвижности нижней челюсти ребенку предлагается по подражанию:
- опустить челюсть; выдвинуть челюсть вперед; установить, нет ли контрактуры.
Исследование подвижности мягкого нёба.
Для выявления подвижности мягкого неба ребенку предлагается произнести звук [а]. При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки. Пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки, одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки. При выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка «комком» в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинезы, синкинезии, замедление темпа при повторных движениях. При анализе состояния артикуляционной моторики за основу могут быть взяты следующие параметры.
5. Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
Объем движений: полный, неполный. Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный. Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует п оследовательность движений. Наличиесопугствующихи насильственныхдвижений(указать какие). Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый. Длительность удерживания артикуляторов вопределенной позиции.
По результатам обследования артикуляционной моторики определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл) – ребенок затрудняется в движениях артикуляторных органов, наблюдается невозможность выполнения большинства движений губами, языком. Не может по подражанию вытянугь губы вперед, отвести их уголки в стороны, подмять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, облизнуть их, вызвать вибрацию губ, надуть щеки, втянуть их. При выполнении движения языком отмечается неумение выполнить упражнение на последовательность движений, на распластыванне языка (язык «комком») при повышенном тонусе. При пониженном тонусе (языктонкий, вялый) может быть тремор, гиперкинезы, синкинезии, гиперсаливация. Отмечается отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, отсутствие рефлексов задней стенки глотки.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – отмечается невозможность выполнения многих движений органами артикуляционного аппарата, неполный объем движений, тонус мускулатуры напряженный или вялый, движения неточные, отсутствует последовательность движений, имеются сопутствующие, насильственные движения, отмечается саливация, темп движений или замедленный, или быстрый. При этом ребенок недостаточно удерживает артикуляторы в определенной позиции.
Третий уровень (средний, 3 балла) – при выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов, но явных нарушений не отмечается. При обследовании фиксируется ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения речевых органов, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Может иметь место тремор, замедление темпа при повторных движениях.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – артикуляционная моторика сформирована, объем движений полный, но они являются замедленными, неловкими, недифференцированными. Движения характеризуются недостаточной согласованностью деятельности. Во время выполнения движений органами артикуляционного аппарата нет синкинезий, гиперкинезов, саливации.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) артикуляционная моторика сформирована полностью. Движения артикуляторного аппарата активные, объем движений полный, тонус мускулатуры нормальный, движения точные, темп нормальный, сопутствующие движения отсутствуют.
3.Обследование строения артикуляционного аппарата
Выявление особенностей строения артикуляционного аппарата производится в процессе наблюдения.
Исследование губ.
Узкие, мясистые, ахейлия (отсутствие губ), синхейлия (срастание боковых отделов губ), брахихейлия (короткая средняя часть верхней губы), утолщение и укорочение уздечки верхней губы, в пределах нормы.
Исследование зубного ряда.
Гигантские (с несоразмерно большими коронками), мезио — дистальное смещение (вне челюстной дуги), адентия (отсутствие одного или несколько зубов), сверхкомплектные, дефор, мированные, кривые, мелкие (с несоразмерно маленькими коронками), редкие, шиповидные, уродливые.
Вестибулярное отклонение (смешение зубов кнаружи от зубного ряда), оральный наклон (смешение зубов кнутри от зубного ряда), супраокклюзия (высокое расположение зуба, не доходящего до плоскости смыкания зубных рядов), инфраокклюзия (выдвинутое, низкое по отношению к окклюзионной плоскости положение зуба), тремы, диастемы, поворот зуба вокруг продольной оси, скученное расположение зубов.
Исследование прикуса.
Прогнатия (выдвинутая вперед верхняя челюсть), прогения (выдающаяся наружу нижняя челюсть), открытый передний прикус (искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов), открытый боковой прикус, трансверзальные суженные зубные ряды (несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов), прямой, плавающий, глубокий.
Исследование языка.
Узкий, мясистый, анкилоглоссия (короткая подъязычная связка), микроглоссия (маленький), макроглоссия (большой), глоссотомия (частичное или полное удаление языка), глоссоптоз (аномалия развития).
Исследование твердого и мягкого нёба.
Твердое нёбо: готическое, куполообразное, узкое, низкое, уплощенное. Мягкое нёбо: короткое, врожденное изолированное недоразвитие.
Исследование нижней челюсти.
Деформированая, микрогнатия (малые размеры верхней челюсти), макрогнатия (большие размеры верхней челюсти), микрогения (малые размеры нижней челюсти), макрогения (большие размеры нижней челюсти). При обследовании отражаются особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).
По результатам обследования строения артикуляционного аппарата определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл) – у ребенка имеются грубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная связка, большой язык, малые или большие размеры верхней или нижней челюсти, готическое небо, прогнатия, прогения, открытый передний прикус, мезио-дистальное смещение зубного ряда и т. д. Выделенные нарушения усугубляют речевое недоразвитие, обусловленное дизартрией.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – у ребенка имеются грубые и негрубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, твердое нёбо – узкое, низкое, уплощенное, зубной ряд – кривые, мелкие, редкие, шиповидные, уродливые; прикус – прямой, плавающий, глубокий и т. д. Выделенные нарушения усугубляют речевое недоразвитие, обусловленное дизартрией.
Третий уровень (средний, 3 балла) – у ребенка имеются негрубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, твердое нёбо – узкое, низкое, уплощенное; зубной ряд – кривые, мелкие, редкие, шиловидные, уродливые; прикус – прямой, плавающий, глубокий и т. д.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – у ребенка имеется нарушение в строении артикуляционного аппарата, но оно негрубое.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – у ребенка нет нарушений в строении артикуляционного аппарата.
4.Обследование фонематического восприятия
Исследование состояния физиологического слуха.
Исследование слуха проводится шепотной речью. Рекомендуется использовать две группы слов: первая группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 м; вторая – обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20 м. К первой группе относятся слова, в состав которых входят гласные |у|, |о], из согласных – [м], |н], [в], [р], например: ворон, двор, море, номер, нора и т. п.; во вторую группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных – [а], |и], [э|: час, ши, чашка, чижик, заяц, шерсть и т. п.
Исследование дифференциации неречевых звуков.
Для этого ребенок должен ответить на вопросы: «Что гудит?» (машина), «Что проехало?» (трамвай), «Кто смеется?» (девочка), «Угадай, что звучит?» (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).
Исследование слуховой памяти и понимание речи.
Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, «Дай мне кубик, а на столе возьми мяч», «Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне».
Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками.
Для этого ребенок должен повторить за исследователем:
- ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа –ша, са –за; мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза; семь машин на шоссе; пастушок быстро шел; висел железный замок; ручное зеркало упало.
Исследование фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет).
Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:
- определить, есть ли звук [с] в словах: самолет, лампа, миска, салфетка; определить количество звуков в слове и место звука [с| в словах: сок, оса, нос; составить слово из звуков: [л], [о), [т], [с]; [к|, [а], [р]; |р|, [ш]; придумать слово на заданный звук: [с], [ш], |л], |р]; из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.
Первый уровень (низкий, менее I балла) – у ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Фонематический слух нарушен.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – у ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.
Третий уровень (средний, 3 балла) – у ребенка фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок иногда затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – у ребенка фонематическое восприятие сформировано неполностью. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок может допустить отдельные ошибки при определении наличия звука и количества звуков в словах, при составлении слова из звуков, при придумывании слов на заданный звук, при отборе картинок, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух не нарушен.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – у ребенка фонематическое восприятие полностью сформировано. Фонематический слух развит.
Обследование слоговой структуры слова
Слог – минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, изсло — говсо стечениями согласных звуков. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков. Материалом исследования слоговой структуры слова служат предметные картинки. В процессе предъявления картинок дается инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и назови, кто или что это.
Исследование произнесения слов сложного слогового состава.
Трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография, под мухомором, балерина, милиционер, регулировщик, парикмахерская, сковородка, со сковородки, полотенце, ящерица, сквозняк, температура, простокваша.
Исследование произнесения слов различного слогового состава.
Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух — и трехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами, со стечениями согласных звуков:
- – двухсложные слова из двух открытых слогов (мама, уха); – трехсложные слова из открытых слогов (панама, пионы); – односложные слова (мак, лев); – двухсложные слова с одним закрытым слогом (каток, Алик); –двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, утка); – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, Павлик); –трехсложные слова с закрытым слогом (котенок, пулемет); – трехсложные слова со стечением согласных (конфета, калитка); –трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, маятник); – трехсложные слова с двумя стечениями согласных (винтовка, морковка); – односложные слова со стечением согласных в начале слова (кнут, клей); –двухсложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка, клетка); – четырехсложные слова из открытых слогов (паутина, батарея).
Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях.
- Мальчик слепил снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Полицейский ездит на мотоцикле. Регулировщик стоит на перекрестке.
- особенности нарушений слоговой структуры слова (ребенок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному); элизии слогов, опускание согласных в стечениях; парафазии, перестановки при сохранении контура слов; итерации, персеверации, добавление звуков (слогов); контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).
По результатам обследования нарушения слоговой структуры слова определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл) –ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. Например, ребенок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному, наблюдаются элизии слогов, опускание согласных в стечениях, парафазии, перестановки при сохранении контура слов, итерации, персеверации, добавление звуков (слогов), контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого). При произнесении слов различного слогового состава имеются нарушения не всех групп.
Третий уровень (средний, 3 балла) – имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. При произнесении слов различного слогового состава нарушений почти нет.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – имеются нарушения слов сложного слогового состава.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – нет нарушений у слоговой структуры слова.
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.
Цель: диагностика звукопроизношения, артикуляционной моторики и артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, слоговой структуры слова.
Источник: Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2015. — 45 с.
Автором отмечено, что при подборе методик логопедического обследования были использованы рекомендации по обследованию детей дошкольного возраста, предложенные в исследованиях Р. И. Лалаевой, Е. Н. Российской, Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломаха, Е. Ф Соботович, М. Ф. Фомичевой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чевелевой и др.
Для выявления подвижности мягкого неба ребенку предлагается произнести звук а.
17.12.2020 0:01:52
2020-12-17 00:01:52