Рубрики
Диагностичекий

Методики диагностики учебной мотивации школьниковстатья на тему

Диагностические методики для определения уровня мотивации учащихся к изучению предмета

Методики диагностики учебной мотивации школьников
Статья на тему

В данной статье можно найти анкеты для диагностики учебной мотивации школьников и ключи.

Скачать:

ВложениеРазмер
_p1.3.2_metodiki_diagnostiki_motivatsii. docx 27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методика диагностики направленности мотивации изучения предмета

Цель — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики: методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 9-10-летнего возраста.

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе!

Вопросы для опроса:

Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель). Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться». Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя). Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями). Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы («верно»; «пожалуй, верно»), а «Нет» — отрицательные («пожалуй, неверно»; «неверно»).

«Да» — 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

«Нет» — 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0—10 баллов — внешняя мотивация;

11—20 баллов — внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы следующие нормативные границы:

0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;

6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;

15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.

Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся 7-11 лет)

(модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой)

Цель: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе, учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьную ситуацию.

Вопросы зачитываются ответственным за опрос вслух, предлагаются варианты ответов, а школьники должны записать те ответы, которые им подходят, или указать буквенное обозначение ответа.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите буквенное обозначение этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

Вопросы для опроса:

Тебе нравится в школе? Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

А) чаще хочется остаться дома

Б) бывает по-разному

В) иду с радостью

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

Б) остался бы дома

В) пошел бы в школу

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Б) бывает по-разному

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? Ты часто рассказываешь о школе родителям?

В) не рассказываю

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

А) точно не знаю

У тебя в классе много друзей? Тебе нравятся твои одноклассники?

В протоколе отмечается количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

Методики диагностики учебной мотивации школьников
Статья на тему

В данной статье можно найти анкеты для диагностики учебной мотивации школьников и ключи.

ВложениеРазмер
_p1.3.2_metodiki_diagnostiki_motivatsii. docx 27.94 КБ

Нет — 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20.

Nsportal. ru

01.06.2017 17:25:03

2017-06-01 17:25:03

Источники:

Https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2017/02/26/metodiki-diagnostiki-uchebnoy

Диагностический инструментарий для определения мотивации учащихся к изучению географии | Материал по географии: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методики для определения уровня мотивации учащихся к изучению предмета

Диагностический инструментарий для определения мотивации учащихся к изучению географииматериал по географии

Диагностический инструментарий для определения мотивации учащихся к изучению географии
Материал по географии

Цель методики – выявление уровня мотивации учебной деятельности учащихся при изучении географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
instrumentariy_dlya_opredeleniya_motovatsii. docx 21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий для определения мотивации учащихся к изучению географии

Учитель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне. Для этого существуют различные диагностические инструментарии позволяющие выявить уровень мотивации учащихся к изучению предмета.

1. Тест — опросник.

Цель методики – выявление уровня мотивации учебной деятельности учащихся при изучении географии.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

1. Изучение географии даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9.На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй неверно; неверно).

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

 0–5 баллов – низкий уровень мотивации;

 6–14 баллов – средний уровень мотивации;

 15–20 баллов – высокий уровень мотивации.

2.Анкета для выявления проектных умений.

Оцени свои умения работать методом проекта, используя следующие критерии оценки:

3 балла – умею;
2 балла – иногда получается;
1 балл – чаще не получается;
0 баллов – не умею

Ф. И. ученика, класс______________________________________________________________

Диагностический инструментарий для определения мотивации учащихся к изучению географии
Материал по географии

Цель методики – выявление уровня мотивации учебной деятельности учащихся при изучении географии.

ВложениеРазмер
instrumentariy_dlya_opredeleniya_motovatsii. docx 21.8 КБ

Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

Nsportal. ru

17.05.2020 0:50:56

2020-05-17 00:50:56

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/geografiya/library/2020/01/16/diagnosticheskiy-instrumentariy-dlya-opredeleniya-motivatsii

Программа педагогической диагностики для изучения мотивационной сферы младшего школьника | Учебно-методическое пособие (4 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методики для определения уровня мотивации учащихся к изучению предмета

Программа педагогической диагностики для изучения мотивационной сферы младшего школьникаучебно-методическое пособие (4 класс) на тему

Программа педагогической диагностики для изучения мотивационной сферы младшего школьника
Учебно-методическое пособие (4 класс) на тему

Тема: «Мотивационная сфера младшего школьника. Особенности мотивационной сферы обучающихся 4 класса.
Цель: создание благоприятных условий для выявления уровня сформированности мотивационной сферы младшего школьника.

Задачи диагностики:
1. Изучение мотивационной сферы младшего школьника.
2.Определить пути развития мотивационной сферы младшего школьника посредством диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_ped. diagnostiki. docx 39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа педагогической диагностики для изучения мотивационной сферы младшего школьника

Тема: «Мотивационная сфера младшего школьника. Особенности мотивационной сферы обучающихся 4 класса.
Цель: создание благоприятных условий для выявления уровня сформированности мотивационной сферы младшего школьника.

Задачи диагностики:
1. Изучение мотивационной сферы младшего школьника.
2.Определить пути развития мотивационной сферы младшего школьника посредством диагностики.

Сроки проведения: 3 месяца

Методы проведения:
— наблюдение
— беседа (получение информации об особенностях самооценки и оценки обучающихся 4 класса)
— Анкета для оценка школьной мотивации Н. Г. Лускановой

План проведения исследования
1. Характеристика объекта, предмета и цели диагностирования.
2. Структура мотивационной сферы младшего школьника
3. Диагностические процедуры и интерпретация результатов.

Ход исследования
1. Характеристика объекта, предмета и цели диагностирования.
В программе педагогической диагностики по выявлению уровня сформированности мотивационной сферы обучающихся представлена комплексная методика, позволяющая диагностировать степень сформированности мотивационной сферы младших школьников на основе изучения входящих в нее компонентов.
В соответствие с программой исследования его объектом исследования является мотивационная сфера младшего школьника.
Предмет исследования: особенности мотивационной сферы обучающихся 4 класса.
Время проведения исследования : 3 месяца

2. Структура мотивационной сферы.

Мотивационная сфера характеризуется рядом понятий: В. Г. Асеев включает в понятие мотивации «все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д. » Все эти мотивационные явления В. Г. Асеев объединяет термином «побуждение». Приведем психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения.

1.Потребности.
Всякая деятельность начинается с потребностей — это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными предметами, разными способами. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать. Без потребности не пробуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.

2.Мотив.
В толковом словаре Ожегова С. И. мотив определяется как побудительная причина, повод к какому-нибудь действию, а мотивировка – это совокупность мотивов, доводов для обоснования чего-нибудь
В психологическом же словаре мотив — это уже материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются Источником побудительной силы мотивов, по А. Н. Леонтьеву, выступают потребности.
Основная часть мотивов формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспитания. Коджаспировой Г. М. и Коджаспировым А. Ю. определено и понятие мотивации – вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Мотивом, наиболее адекватным учебной деятельности, является направленность школьников на овладение новыми способами действий, так как именно усвоение способов преобразования изучаемого объекта приводит к обогащению субъекта учебной деятельности.
Если изменяется мотив, ради которого школьник учится, то это принципиально перестраивает и смысл всей его учебной деятельности, и наоборот. Рождение новых мотивов учения происходит тогда, когда учителю удается придать личностный смысл действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости.

3.Цель — это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Чтобы реализовать учебный мотив, надо поставить и выполнить много промежуточных целей в учебном труде. Нужно чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий соотносить их с мотивами учебной деятельности, в которую эти действия включены. Учебная цель может оставаться одной и той же, но смысл учебной деятельности будет меняться в зависимости от ее мотива.
А. К. Маркова рассматривает мотивацию как психологическую реальность, «которая стоит за положительным отношением школьника к учению» (36, с. 53). Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности (37 с.11). Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения.

3. Диагностические процедуры и интерпретация результатов.

Учитывая системный характер измеряемого свойства – мотивационной сферы – была разработана комплексная методика, позволяющая диагностировать степень сформированности входящих в него компонентов, которая использует следующие диагностические методы.

— наблюдение
— беседа (получают информацию о личности, как уровне их знаний, интересах, мотивах деятельности личности.

— анкета для оценка школьной мотивации Н. Г. Лускановой

Диагностическая методика. Анкетирование.

/ методика Н. Г. Лускановой, 1993г./

Цель: Определение уровня школьной мотивации.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты.

1.Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться лома?

— чаше хочется остаться дома

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_ped. diagnostiki. docx 39.55 КБ

Программа педагогической диагностики для изучения мотивационной сферы младшего школьника

Тема: «Мотивационная сфера младшего школьника. Особенности мотивационной сферы обучающихся 4 класса.
Цель: создание благоприятных условий для выявления уровня сформированности мотивационной сферы младшего школьника.

Задачи диагностики:
1. Изучение мотивационной сферы младшего школьника.
2.Определить пути развития мотивационной сферы младшего школьника посредством диагностики.

Сроки проведения: 3 месяца

Методы проведения:
— наблюдение
— беседа (получение информации об особенностях самооценки и оценки обучающихся 4 класса)
— Анкета для оценка школьной мотивации Н. Г. Лускановой

План проведения исследования
1. Характеристика объекта, предмета и цели диагностирования.
2. Структура мотивационной сферы младшего школьника
3. Диагностические процедуры и интерпретация результатов.

Ход исследования
1. Характеристика объекта, предмета и цели диагностирования.
В программе педагогической диагностики по выявлению уровня сформированности мотивационной сферы обучающихся представлена комплексная методика, позволяющая диагностировать степень сформированности мотивационной сферы младших школьников на основе изучения входящих в нее компонентов.
В соответствие с программой исследования его объектом исследования является мотивационная сфера младшего школьника.
Предмет исследования: особенности мотивационной сферы обучающихся 4 класса.
Время проведения исследования : 3 месяца

2. Структура мотивационной сферы.

Мотивационная сфера характеризуется рядом понятий: В. Г. Асеев включает в понятие мотивации «все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д. » Все эти мотивационные явления В. Г. Асеев объединяет термином «побуждение». Приведем психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения.

1.Потребности.
Всякая деятельность начинается с потребностей — это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными предметами, разными способами. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать. Без потребности не пробуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.

2.Мотив.
В толковом словаре Ожегова С. И. мотив определяется как побудительная причина, повод к какому-нибудь действию, а мотивировка – это совокупность мотивов, доводов для обоснования чего-нибудь
В психологическом же словаре мотив — это уже материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются Источником побудительной силы мотивов, по А. Н. Леонтьеву, выступают потребности.
Основная часть мотивов формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспитания. Коджаспировой Г. М. и Коджаспировым А. Ю. определено и понятие мотивации – вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Мотивом, наиболее адекватным учебной деятельности, является направленность школьников на овладение новыми способами действий, так как именно усвоение способов преобразования изучаемого объекта приводит к обогащению субъекта учебной деятельности.
Если изменяется мотив, ради которого школьник учится, то это принципиально перестраивает и смысл всей его учебной деятельности, и наоборот. Рождение новых мотивов учения происходит тогда, когда учителю удается придать личностный смысл действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости.

3.Цель — это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Чтобы реализовать учебный мотив, надо поставить и выполнить много промежуточных целей в учебном труде. Нужно чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий соотносить их с мотивами учебной деятельности, в которую эти действия включены. Учебная цель может оставаться одной и той же, но смысл учебной деятельности будет меняться в зависимости от ее мотива.
А. К. Маркова рассматривает мотивацию как психологическую реальность, «которая стоит за положительным отношением школьника к учению» (36, с. 53). Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности (37 с.11). Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения.

3. Диагностические процедуры и интерпретация результатов.

Учитывая системный характер измеряемого свойства – мотивационной сферы – была разработана комплексная методика, позволяющая диагностировать степень сформированности входящих в него компонентов, которая использует следующие диагностические методы.

— наблюдение
— беседа (получают информацию о личности, как уровне их знаний, интересах, мотивах деятельности личности.

— анкета для оценка школьной мотивации Н. Г. Лускановой

Диагностическая методика. Анкетирование.

/ методика Н. Г. Лускановой, 1993г./

Цель: Определение уровня школьной мотивации.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты.

1.Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться лома?

— чаше хочется остаться дома

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты.

Nsportal. ru

21.05.2019 8:16:48

2019-05-21 08:16:48

Источники:

Https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/10/18/programma-pedagogicheskoy-diagnostiki-dlya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *