Рубрики
Диагностичекий

Методика диагностики эмоционального благополучия (Т. С. Воробьева)

Диагностические методики для определения эмоционального благополучия ребенка

Методика диагностики эмоционального благополучия (Т. С. Воробьева)

Для проведения методики Т. С. Воробьевой необходимы три полоски бумаги (сложенные гармошкой) и восемь цветных карандашей.

Перед началом обследования составляется список группы детей и список режимных моментов. Методика может проводиться индивидуально или с группой детей.

Сначала на первой полоске бумаги психолог предлагает ребенку попробовать, как рисует каждый карандаш. После этого психолог предлагает ему вторую полоску бумаги и дает следующую инструкцию: «Закрой глаза и представь, что ты пришел в детский сад. Ты раздеваешься, вешаешь свои вещи в шкафчик и проходишь в группу. Какое у тебя при этом настроение? Какого оно цвета? Никому не говори, открой глаза, возьми карандаш подходящего цвета и нарисуй круг… Теперь загни полоску, ее никто не должен видеть, ведь это секрет, его надо спрятать». Затем процедура повторяется в отношении других режимных моментов.

Третья полоска используется для того, чтобы определить, какой цвет предпочитает ребенок: «Найди карандаш, который нравится тебе больше всего по цвету. Нарисуй им квадрат. Отложи карандаш в сторону. Теперь из оставшихся семи карандашей найди самый красивый» и т. д.

На этом проведение методики заканчивается, и психолог приступает к обработке результатов.

На третьей полоске под каждым квадратом слева направо расставляются порядковые номера от 1 до 8. Затем соответствующие номера цветов переносятся на вторую полоску. При этом считается, что номера 1–3 говорят об эмоциональном благополучии; 4–6 – об эмоционально-нейтральном состоянии; 7–8 – 0 проявлении эмоционального неблагополучия. В случае если актуальное состояние ребенка было обозначено цветами, получившими в порядке предпочтения номера 7–8, следует повторно провести методику, поскольку ее результаты могли быть обусловлены, например, плохим самочувствием ребенка.

После обследования психолог получает общую картину эмоционального благополучия детей, представленную в виде таблицы 7.

Таблица 7

В ходе обработки результатов методики необходимо отметить эмоционально неблагополучных детей (которые обозначили цветами 7–8 три и более режимных момента). При этом нужно указать, в какие режимные моменты отмечается эмоциональное неблагополучие группы в целом и конкретных детей в частности. Обычно эта информация может быть основанием для продуктивной беседы с педагогом группы. Например, если группа не испытывает эмоционального благополучия во время занятий, но демонстрирует его в ходе игры, то, возможно, это говорит о том, что педагог недостаточно использует игровую деятельность в ходе образовательного процесса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности [11]

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности [11] Применяется для обследования взрослых. Цель: определение уровня социальной фрустрированности. Инструкция. Прочтите каждый вопрос и отметьте один, наиболее подходящий ответ. Опросный лист Продолжение

Методика диагностики показателей и форм агрессии [12]

Методика диагностики показателей и форм агрессии [12] Применяется для обследования подростков. Описание. А. Басc и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:1) использование физической силы против другого лица –

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению [14]

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению [14] Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение предрасположенности личности к конфликтному поведению. Описание. Для характеристики типов поведения людей в

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху [15]

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху [15] Эту методику необходимо использовать в сочетании с методиками «Мотивация к избеганию неудач» и «Готовность к риску». Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Инструкция. Вам будет предложен 41 вопрос,

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач [16]

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач [16] Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Инструкция. Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно слово, наиболее точно вас

Методика диагностики степени готовности к риску [17]

Методика диагностики степени готовности к риску [17] Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Цель: определение степени готовности к риску. Инструкция. Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых вас спрашивают. При ответе на каждый вопрос

Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей

Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение степени удовлетворенности потребностей (материальных, социальных, в безопасности, признании, самовыражении).Инструкция. Перед

Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний» [21]

Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний» [21] Применяется для обследования подростков и взрослых с целью дифференциальной диагностики депрессивных состояний, состояний, близких к депрессии, и в целях предварительной, доврачебной

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний [22]

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний [22] Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Цель: определение степени депрессивного состояния. Инструкция. Читайте каждую группу показаний и выбирайте подходящий вариант ответа, каждый из

Методика диагностики психических состояний[23]

Методика диагностики психических состояний[23] С помощью этой методики можно определить уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Применяется для обследования подростков и взрослых. Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ К сожалению, у нас нет пока перечня обязательных вопросов, с помощью которых можно было бы определить акцентуированные черты личности. Это объясняется тем, что, задавая вопросы, мы всякий раз должны применять индивидуальный подход,

Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости

Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости Авторы: Е. В. Каляева, Т. В. ПрокофьеваИнструкция. Вашему вниманию предлагается ряд слов. Подумайте, какие ассоциации вызывает каждое из этих слов, запишите их. Предлагаются 35 характеристик, раскрывающих понятие

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания»

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В предлагаемом варианте методики В. В. Бойко мною оставлены только те шкалы, которые имеют отношение к мотивации трудовой деятельности. Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных

Методика диагностики личности

Методика диагностики личности К сожалению, у нас нет пока перечня обязательных вопросов, с помощью которых можно было бы определить акцентуированные черты личности. Это объясняется тем, что, задавая вопросы, мы всякий раз должны применять индивидуальный подход,

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с

Читайте также

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности [11] Применяется для обследования взрослых. Цель: определение уровня социальной фрустрированности. Инструкция. Прочтите каждый вопрос и отметьте один, наиболее подходящий ответ. Опросный лист Продолжение

Методика диагностики показателей и форм агрессии [12] Применяется для обследования подростков. Описание. А. Басc и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:1) использование физической силы против другого лица –

Методика Диагностика уровня эмоционального выгорания В.

Psy. wikireading. ru

16.02.2018 17:01:49

2018-02-16 17:01:49

Источники:

Https://psy. wikireading. ru/29151

Мониторинг эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методики для определения эмоционального благополучия ребенка

Мониторинг эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста

Мониторинг эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) из ряда психолого-педагогических условий, направленных на создание социальной ситуации развития детей, на первое место ставит – обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Тем самым подчеркивает значимость эмоционального благополучия детей в образовательном пространстве детского сада. Одна из актуальных задач в современных дошкольных образовательных организациях обеспечивать эмоциональный комфорт ребенка, способствовать и поддерживать жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка.

Работая с детьми на средней группе и наблюдая за своими воспитанниками, стала замечать, что у детей стали проявляться такие проблемы, как негативное поведение, сверхактивность, нарушение сна, трудности в обучении, наличие низкой самооценки. А это в свою очередь отражает эмоционально-личностные проблемы, что свидетельствует об имеющемся эмоциональном неблагополучии, при этом причины неблагополучия могут быть самыми различными. Именно поэтому тема эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста заинтересовала меня. Изучила литературу по данному вопросу.

Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, “эмоциональное благополучие” можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных.

Оценка эмоционального благополучия в дошкольных организациях производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (Мониторинга).

Мониторинг эмоционального благополучия понимается как оценка эмоционального развития и его динамики у детей среднего дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием педагогической работы. Результаты мониторинга эмоционального благополучия, организованного в условиях дошкольной образовательной организации может обеспечить педагогам необходимую информацию, а также позволит выделить новые направления работы с детьми в детском саду.

В настоящее время можно отметить, что тема эмоционального благополучия детей дошкольного возраста является одной из важнейших проблем современной психолого-педагогической науки, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Под воздействием множества негативных социально-педагогических и психологических факторов в дошкольном возрасте, прежде всего, страдает эмоциональная сфера ребенка.

Однако исследования по проблеме эмоционального благополучия детей дошкольного возраста носят разнонаправленный характер, что не позволяет однозначно определить сам термин “эмоциональное благополучие”, что обуславливает трудности выделения критериев и показателей оценки его оценки в условиях ДОО.

Мониторинг эмоционального благополучия будет эффективным диагностическим инструментом, если его программа будет основана на изучении следующих критериев эмоционального благополучия: эмоциональный фон, новообразования в эмоциональной сфере, характер общения отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками, а составляющие программу диагностические методики будут обеспечивать целостную картину эмоционального благополучия, отражающую причинно-следственные связи.

1. Показатели эмоционального благополучия детей средней группы детского сада

Теоретический анализ понятия эмоционального благополучия позволил определить основные критерии, в соответствии с которыми можно рассматривать показатели благополучия детей среднего дошкольного возраста. Такими критериями, на наш взгляд, могут быть:

— эмоциональный фон жизнедеятельности;

— новообразования в эмоциональной сфере;

— характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.

С точки зрения Филипповой Г. Г. [33] эмоциональный фон жизнедеятельности ребенка является континуумом положительных и отрицательных полюсов:

— эмоция удовольствия — неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения.

— переживание успеха — неуспеха достижения целей.

— переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта.

— переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними.

— переживание оценки другими результатов активности ребенка.

По мнению О. И. Бадулиной преобладающий положительный эмоциональный фон предполагает доминирующее состояния спокойствия, удовлетворенности и уверенности, направляет на позитивные отношения с другими, пронизанные доверием и заботой.

А. И. Захаров отмечает, что проявлениями эмоционального неблагополучия можно считать нестабильность и неадекватность эмоциональных реакций при взаимодействии с окружающей действительностью, доминирование отрицательных по содержанию эмоций, выраженная тревожность, чрезмерное проявление страхов.

Таким образом, опираясь на мнения Г. Г.Филипповой, А. И. Захарова, О. И. Бадулиной, мы можем в качестве показателей эмоционального фона жизнедеятельности дошкольников рассматривать:

— доминирование положительных эмоций в деятельности детей в течение дня;

— разнообразие эмоциональных состояний и адекватность переживаний содержанию деятельности, что отражает степень удовлетворения ведущих потребностей;

— умеренное проявление возрастных страхов.

По мнению И. Ю. Кулагиной, [19] для дошкольного детства характерна в целом эмоциональная устойчивость, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. К среднему дошкольному возрасту снижается эмоциональная возбудимость, что становится основой формирования устойчивых состояний спокойствия и уверенности в процессе деятельности. Развитие механизмов, регулирующих эмоциональные процессы, приводит к уменьшению ситуативных аффективных вспышек, овладению ребенком способами снятия эмоционального напряжения и контроля за текущим эмоциональным состоянием. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон, по мнению автора, определяется динамикой представлений ребенка и всевозрастающей самостоятельностью, стремлением делать все без помощи взрослого. Как отмечает И. Ю.Кулагина, в младшем дошкольном возрасте течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и так далее. Появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость [19].

    наличие страхов у родителей, главным образом у матери; тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей; большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе; конфликтные отношения между родителями; психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам; психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми [4].

Устойчивость эмоционального фона связанна с качественными изменениями в эмоциональных процессах дошкольника. У детей среднего дошкольного возраста новообразования могут быть рассмотрены в соответствии с ведущими линиями эмоционального развития. Прежде всего, стоит отметить, что с 4-х лет дети активно осваивают экспрессивный язык эмоций. Восприятие экспрессивных признаков, распознавание и вербальное кодирование базовых эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев/злость, удивление, страх), освоение способов выражения своих эмоций – это те достижения, которые отчетливо проявляются у детей в возрасте 4-5 лет. Более тонкие дифференцировки обнаруживаются в базовых эмоциях: радости (надежда, восторг), дистресса (отвращение), страха (тревога, стыд). Появляются социальные формы гнева (обида, зависть, ревность) [20]. Дифференцировочные процессы в эмоциональной сфере сопряжены с усвоением языка эмоций, как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания (О. В. Гордеева, 1995). Содержательно данное определение близко термину “вербальный эталон экспрессии”, введенному В. А. Лабунской для обозначения описания признаков экспрессии различных эмоциональных (преимущественно лица), что является показателем сформированности эталонов экспрессии.

Исследования А. В. Запорожца, Л. П. Стрелковой И. О. Карелиной [14; 15] позволяют говорить, что возникновение новых переживаний связано, прежде всего, с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. В дошкольном возрасте это проявляется в интенсивном развитии и обогащении высших чувств (моральные, эстетические, интеллектуальные), а также появлений эмпатических переживаний в форме сопереживания.

А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова считают, что в возрасте 4-5 лет у ребенка появляется и принципиально новая способность – сопереживать вымышленным персонажам, например, героям сказок. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане те душевные состояния, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию.

В среднем дошкольном возрасте сущность эмпатических переживаний меняется в связи с дифференцированием (отделением) себя и партнера как самостоятельных объектов общения и переживания. Ребенок в процессе общения с взрослыми и сверстниками начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других, т. е. начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации. Это стимулирует развитие более сложных форм эмпатии (сочувствие, сопереживание, содействие).

В дошкольном возрасте начинают усваиваться первые этические оценки, и эстетические оценки, на основании которых происходит разделение детьми всех поступков на хорошие и плохие. Возникновение в дошкольном возрасте внутреннего действия в воображаемых условиях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам непосредственно участия не принимал, и через это осмыслить мотивы поступков и дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку. Перестройка самих переживаний, в том числе выход на переживания более высшего порядка, те которые связанны с высшими чувствами приводят к развитию регулятивных процессов.

С точки зрения отечественных исследователей возрастная динамика эмоциональной регуляции поведения обусловлена изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивации (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, 1986). Кроме того, становление эмоциональной сферы и ее регуляции не может рассматриваться в отрыве от развития личности (Г. М. Бреслав, 1990). Обращаясь к проблеме нормативности развития личности, Г. М. Бреслав констатирует связь отклонений в формировании личности с эмоциональным нарушением — эмоциональной дезорганизацией, которая выражается в потере избирательного и адекватного ситуации характера эмоциональной регуляции. Проявляется это в эмоциональном “выпадении” ребенка из общего настроения сверстников, т. е. он изолируется от них в силу своего эмоционального состояния. На основании исследования данного факта Г. М. Бреслав выстраивает систему показателей нормативного хода эмоционального развития, “которые не могут быть отделены от показателей предметного содержания деятельности и самосознания ребенка”. На 4-м году жизни появляется более сложный механизм эмоциональной регуляции — эмоциональное предвосхищение предполагаемых результатов собственных и чужих действий, который позволяет активизировать прошлый опыт ребенка. Этот факт находит отражение в способности переживать стыд и чувство вины как эмоциональные последствия совершенных в недавнем прошлом негативных действий. В качестве специфического феномена эмоциональной регуляции в дошкольном возрасте выступает переживание будущего и прошлого как актуального с соответствующей эмоциональной окраской.

Таким образом, в качестве показателей новообразований в эмоциональной сфере в среднем дошкольном возрасте можно выделить:

— дифиринциация эмоций и овладение языком эмоциональных состояний (умение читать и выражать эмоциональное состояние, через экспрессивные средства и речь;

— появление социальных эмоций и высших чувств;

— развитие механизмов эмоциональной регуляции.

С точки зрения Т. А. Репиной выявлены особенности социально-психологической характеристики группы детского сада и ее социализирующая роль в развитии ребенка; показана зависимость характера детских взаимоотношений от стиля общения с ними педагогов [29].

Автор указывает на значение общения с сверстниками в эмоциональном благополучии детей дошкольного возраста. Уровень благополучия детей, по мнению автора, связан с эмоциональным принятием дошкольника, коэффициентом изолированности; индивидуальным коэффициентом удовлетворенности ребенка отношениями со сверстниками, наличием референтного (помогающего) круга общения [29].

Д. Кошелева [17;18] рассматривает эмоциональную сферу дошкольника, как особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, младшим воспитателем, другими специалистами, которые работают с детьми); особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает; эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду; обстановка в семье ребенка.

Исследователи Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина выделяют как показатель эмоционального благополучия уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым. В своей работе Г. А. Урунтаева эмоциональное благополучие определяет как чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям [31].

Средний дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Поэтому именно в этом возрасте должно быть доверие со стороны ребенка к взрослому. По мнению автора (Эльконин Д. Б.) осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности и являющиеся показателями эмоционального неблагополучия ребенка [36].

По мнению И. М. Слободчикова эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. [30]. Автор указывает, что общение ребенка с социальным окружением не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, “читать” эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Эмоциональное благополучие ребенка возникает на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении, самовыражении и общении.

Работы авторов И. М. Слободчикова, Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, Д. Кошелевой позволили выделить в качестве критериев эмоционального благополучия отношения ребенка со взрослыми и сверстниками в эмоциональной сфере в среднем дошкольном возрасте это:

— характер самооценочных действий ребенка;

— количество и чистота конфликтов, стремление ребенка устанавливать и сохранять положительные отношения с взрослыми и сверстниками.

Таким образом показатели эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста на наш взгляд, могут быть:

1. Эмоциональный фон жизнедеятельности

— доминирование положительных эмоций в деятельности детей в течение дня;

— разнообразие эмоциональных состояний и адекватность переживаний содержанию деятельности, что отражает степень удовлетворения ведущих потребностей;

— умеренное проявление возрастных страхов.

2. Новообразования в эмоциональной сфере

— дифиринциация эмоций и овладение языком эмоциональных состояний (умение читать и выражать эмоциональное состояние, через экспрессивные средства и речь;

— появление социальных эмоций и высших чувств;

— развитие механизмов эмоциональной регуляции.

3. Характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.

— характер самооценочных действий ребенка;

— количество и чистота конфликтов, стремление ребенка устанавливать и сохранять положительные отношения с взрослыми и сверстниками.

2. Содержание мониторинга эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста

В Стандарте Дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т. е. верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться. [ФГОС ДО в п. 3.2.3].

Мониторинг описывает социальный портрет ребенка дошкольного возраста на разных этапах его развития, даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития детей и скорректировать работу с группой воспитанников.

    сопоставимость системы показателей целям и задачам развития детей каждой возрастной группы по программе; от зоны актуального развития – до зоны ближайшего развития (возможность отследить то, что ребенок сегодня способен делать самостоятельно, а что — при некоторой поддержке взрослого); открытость, прозрачность процедуры оценки развития личности ребенка (родители являются полноправными участниками образовательного процесса); сравнимость данных сегодняшних достижений ребенка не только с этапами развития, но и с его собственными достижениями, полученными ранее; прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и пути достижения целей); экологичность (сравниваются, прежде всего, результаты развития “сегодняшнего” ребенка с ним “вчерашним”).

Проблема организации мониторинга эмоционального благополучия в дошкольных образовательных организациях непосредственно связана с общими аспектами мониторинговой деятельности.

Во всех дошкольных образовательных организациях проводится оценка эмоционального развития детей и его динамики. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (мониторинга). Мониторинг эмоционального благополучия понимается как оценка эмоционального развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Мониторинг обязательно должен быть связан с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием педагогической работы. Результаты мониторинга эмоционального благополучия, организованного в условиях дошкольной образовательной организации могут обеспечить педагогам необходимую информацию, а также позволят выделить новые направления работы с детьми в детском саду.

Таким образом, психолого-педагогический мониторинг можно определить как системный инструмент, который обеспечивает возможность осуществлять комплексное изучение, анализ и оценку объекта, а также на основе результатов корректировать работу психологов и педагогов в дошкольных образовательных организациях.

Мониторинг эмоционального благополучия как метод психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольных образовательных организациях позволяет своевременно обнаружить низкий уровень эмоционального благополучия, признаки эмоционального неблагополучия, что увеличивает возможность ранней диагностики неблагоприятных вариантов формирования личности ребенка. Это позволяет психологу, воспитателю и родителям более адекватно и содержательно организовывать процесс общения с ребенком и нормализовать ход формирования его личности. Он является неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольных образовательных организациях (ДОО). Диагностика эмоционального благополучия детей дошкольного возраста позволяет своевременно скорректировать эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка в целом.

Системный характер мониторинга помогает определять, как позитивные, так и негативные тенденции в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста, обеспечивает возможность построения целостной картины ситуации развития не только каждого ребенка, но и каждой возрастной группы, всего контингента детей конкретной образовательной организации. Благодаря своим информационным свойствам мониторинг помогает учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности детей в процессе проектирования и осуществления психолого-педагогического сопровождения детей.

В системе психолого-педагогического сопровождения детей мониторинг эмоционального благополучия позволяет контролировать динамику развития каждого ребенка с целью оптимизации воздействия со стороны образовательной среды, помогает “уравновешивать” эти воздействия с учетом возрастного и индивидуального потенциала каждого ребенка.

В психолого-педагогическом процессе мониторинг эмоционального благополучия выполняет следующие ключевые функции:

— диагностическую функцию, связанную с получением информации об объекте исследования, выявлением уровня психоэмоционального развития дошкольника, определением уровня развития ключевых новообразований эмоциональной сферы;

— оценочную функцию, предполагающую определение необходимости сравнения индивидуальных показателей с групповой нормой, представление о результативности психолого-педагогического сопровождения.

Структура мониторинга может включать в содержание следующие этапы:

— подготовительный: определение цели, объекта, направления исследования, отбор критериев и показателей, выбор инструментария сбора информации;

— практический (диагностический): сбор и систематизация информации. Основные методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности.

— аналитический: обработка и анализ полученной информации, выработка рекомендаций [3].

Опираясь на данную информацию, педагог-психолог составляет программу комплексной диагностики эмоционального благополучия дошкольников, которая является основой мониторинга. В программе определяется объект, цель и инструментарий мониторинга.

Мониторинг эмоционального благополучия дошкольника осуществляется педагогом-психологом с согласия родителей каждого ребенка. В качестве инструментария мониторинга могут быть выбраны наблюдение, беседа и диагностические методики. На наш взгляд, определение оптимального задачам мониторинга диагностического инструментария представляет главную сложность, с которой сталкивается специалист, планирующий исследование.

Периодичность мониторинга дошкольные образовательные организации устанавливают самостоятельно, при этом должна соблюдаться возможность оценки динамики эмоционального развития дошкольника и сбалансированность методов диагностики эмоционального благополучия детей.

Наиболее оптимальным режимом организации мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года) и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений. В этом случае, не будет эффекта привыкания детей, родителей, что даст более точную картину развития, сделает мониторинг более эффективным инструментом оценки.

Организация мониторинга эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста лежит в плоскости определения критериев диагностической оценки, определения возрастных параметров, исходя их ключевых характеристик самого явления. С другой стороны встаёт актуальная задача определения методов и методик диагностической оценки. Относительно последнего положения, можно отметить, что данный аспект в психологии остаётся весьма дискуссионным и требует отдельного изучения.

Ранее, теоретический анализ проблемы эмоционального благополучия позволил нам определиться с тем, что эмоциональное благополучие можно определить по критериям эмоционального фона, новообразованиями в эмоциональной сфере и характере отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками. Каждый критерий имеет свои возрастные показатели.

Наиболее наглядно критерии оценки эмоционального благополучия и возрастные показатели можно представить в виде таблицы (см. таблица 2).

Таблица 2 – Критерии и методы оценки, показатели оценки эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Критерии эмоционального благополучия Показатели эмоционального благополучия Методы и методики изучения эмоционального благополучия
Эмоциональный фон — доминирование положительных эмоций в деятельности детей в течение дня;

— разнообразие эмоциональных состояний и адекватность переживаний содержанию деятельности, что отражает степень удовлетворения ведущих потребностей;

2. “Выбери нужное лицо” Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен;

3. Методика “Страхи” А. И. Захарова;

( умение читать и выражать эмоциональное состояние, через экспрессивные средства и речь;

— появление социальных эмоций и высших чувств;

2. Методика “Изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека” А. М.Щетинина;

— количество и частота конфликтов, стремление ребенка устанавливать и сохранять положительные отношения с взрослыми и сверстниками.

1.Методика определения самооценки детей “Лесенка” В. Г.Щур;

2. Методика “Цветик – восьмицветик”;

В соответствии с выделенными критериями и показателями эмоционального благополучия детей определяется и диагностический инструментарий, с помощью которого можно изучить и оценить эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста.

Для оценки эмоционального благополучия детей по критерию эмоциональный фон можно использовать следующие процедуры:

1. Методика “Паровозик” С. В. Валиева;

2. “Выбери нужное лицо” Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен;

3. Методика “Страхи” А. И. Захарова;

4. Программа наблюдений за поведением ребенка Т. Хельбрюгг, Г. Деринг.

Методика “Паровозик” (Автор С. В. Валиев) позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха в новой или привычной социальной среде. Она направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми от 2,5 лет. Исследование проводится на белом фоне в форме игры-беседы. Взрослый предлагает ребенку выбрать из восьми беспорядочно размещенных разноцветных вагончиков один самый красивый. Потом выбрать из оставшихся самый красивый и так далее. Фиксируются позиция цвета вагончиков и высказывания ребенка. Обработка данных стандартизирована, результаты фиксируются в баллах и соотносятся с качественной оценкой психического состояния.

Методика “Выбери нужное лицо” Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Эта методика представляет собой детский тест тревожности. Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Методика “Страхи” А. И. Захарова помогает выявить и уточнить преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены. Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т. е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься. «.

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — » нет» или «боюсь» -«не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.

— Программа наблюдений за поведением ребенка Т. Хельбрюгг, Г. Деринг позволяет нам наблюдать за разнообразием эмоциональных состояний и адекватности переживаний содержанию деятельности, что отражает степень удовлетворения ведущих потребностей у детей среднего дошкольного возраста.

Для оценки эмоционального благополучия по критерию новообразования в эмоциональной сфере можно определить по следующим процедурам:

1. Опросник “Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей” А. М.Щетинина;

2. Методика “Изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека” А. М.Щетинина;

3. Методика “Изучение социальных эмоций у детей” Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.

— Опросник “Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей” А. М.Щетининой позволяет определить умение читать и выражать эмоциональное состояние других, через экспрессивные средства и речь.

Методика “Изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека” А. М.Щетининой помогает определить возрастные закономерности и различия в типах восприятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изображенного человека, выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями.

Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т. д.). Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно — завидует успеху другого, радуется его неудаче). При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей разного возраста.

Для определения эмоционального благополучия по критерию характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками можно определить по следующим процедурам:

1. Методика определения самооценки детей “Лесенка” В. Г.Щур;

2. Методика “Цветик-восьмицветик” А. О Прохоров;

3. Опросник “Выявление особенностей эмоционального состояния ребенка” для воспитателей Н. Артюхина.

Методика определения самооценки “Лесенка” В. Г. Щур помогает определить характер самооценочных действий ребенка. Ребенку предлагается лесенка из пяти ступенек, где верхняя ступенька соответствует позитивной оценке, а нижняя — негативной. Ребенка просят отметить крестиком свое место “среди всех людей” на той ступеньке, которая соответствует проявлениям его “здоровья”, “ума”, “характера (хороший)”, “красоты”, “доброты”. Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность собой и частные самооценки. Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка. После выполнения ребенком этого задания можно предложить определить ребенком свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку — ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

Методика “Цветик-восьмицветик” позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к членам семьи, и восприятие, эмоциональную оценку ребенком отношения членов семьи к нему. Исследование проводится на белом фоне в форме игры-беседы. Взрослый предлагает ребенку выбрать из восьми беспорядочно размещенных разноцветных лепестков один для себя. Потом выбрать из оставшихся лепесток, который отдал бы маме, потом папе, брату, сестре, бабушке и дедушке (всем, кто проживает вместе с ребенком). Далее, следует обработка и интерпретация цвета, выбранного ребенком для себя и по отношению к другим членам семьи. В методике представлены стандарты для описания значений каждого цвета в характеристике отношения к себе или другому человеку. На основе полученных результатов возможно распределение детей по группам:

1). Группа детей с позитивным отношением к себе и родителям;

2).Группа детей, выбирающих позитивный цвет для себя, но негативные цвета в адрес родителей;

3). Группа детей, выбирающих негативные цвета в свой адрес, но позитивные в адрес родителей;

4). Группа детей, выбирающих негативные цвета в свой адрес и в адрес родителей. Позволяет определить стремление ребенка устанавливать и сохранять положительные отношения с взрослыми (воспитателями, родителями) и сверстниками.

Опросник “Выявление особенностей эмоционального состояния ребенка” для воспитателей Н. Артюхиной позволяет выявить и оценить особенности эмоционального состояния ребенка в общении с окружающими.

Представленный диагностический компонент мониторинга эмоционального благополучия детей позволяет решить ряд задач:

— сформировать обоснованное заключение о характере текущего эмоционального состояния каждого ребенка,

— изучить и оценить уровень эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста;

— определить недостающие в эмоционально-регулятивной сфере умения, выступающих внешними индикаторами развития эмоциональной сферы детей;

— выявить точки эмоционального напряжения, выступающие факторами, сдерживающими достижение эмоционального благополучия;

— определить связь эмоционального благополучия (неблагополучия) с социальной ситуацией развития дошкольника (отношения со взрослыми и сверстниками).

Системный подход, реализуемый в мониторинге при изучении эмоционального благополучия, позволяет широко использовать материалы диагностического компонента в практике работы с детьми, педагогами и родителями группы, рассматривать мониторинг как структурный элемент в психолого-педагогическом сопровождении детей в ДОО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одна из актуальных задач в современных дошкольных образовательных организациях обеспечивать эмоциональный комфорт ребенка, способствовать и поддерживать жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка. Главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка – искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых – родителей, воспитателей, специалистов детского сада.

Мониторинг может быть представлен как системный инструмент, позволяющий изучить эмоциональное благополучие по всем показателям и сформировать целостную картину благополучия детей по группе в отражении причинно-следственных связей. Данный материал может использоваться как воспитателями, так и психологами в ДОУ.

Для педагогического коллектива работа по мониторингу эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста предоставляет новую зону профессионального роста и саморазвития.

    ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра) ; начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций; становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений; проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам); ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

    безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах; позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах); равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней); обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками; гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения; тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием); создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности; внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи; тактичное общение с ребенком для совместной “переработки” чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки; конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамян, Л. A. О некоторых особенностях эмоционального развития дошкольника в семье [Текст] / Л. А. Абрамян // Семья и личность: Тезисы докл. всесоюзн. конфер. — М. : МПГУ, 1981. – 546 с.

2. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья [Текст]: учеб. пособие / Е. П. Арнаутова. – М.: Изд. дом “Карапуз”, 2001. – 264с.

3. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. Мониторинг в детском саду [Текст]: Научно-методическое пособие / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. – СПб.: “ИЗДАТЕДЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2010. – 592с.

4. Бадулина, О. И. Эмоциональное благополучие дошкольников [Текст] / О. И. Бадулина. – Москва : Эконом-информ, 2002.

5. Божович, Л. И. Личность и ее развитие в детском возрасте [Текст] / Л. И Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.

6. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав. — М.: Педагогика, 1990. -144с.

7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст]: учеб. пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др./ Под ред. Я. Л. Коломенского, Е. А. Панько. – Мн. Университэцкае, 1997. – 237с.

8. Дьяченко, М. И Психологический словарь-справочник [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Л.; М.: Харвест. АСТ, 2001г. – 567с.

10. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128с.

11. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

12. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов. – СПб.: Гиппократ, 1995. – 128 с.

13. Изотова, Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников [Текст] // Мир психологии. — 2015. № 1. С. 65-77.

14. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка [Текст]: Теория и практика. – М.: Изд. центр “Академия”, 2004. – 288 с.

15. Ильина, И. Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте [Текст]: дисс. канд. психол. наук. / И. Ю. Ильина.- М., 1996.

16. Карелина, И. О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / И. О. Карелина // Ярославский педагогический вестник – 2010 – №4 – Том II Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста. с. 241–247 ? Режим доступа: http://www. vestnik. yspu. org/releases/2010_pp4/50.pdf (дата обращения: 29.05.2016).

17. Карелина, И. О. Развитие эмоциональной сферы в период детства [Текст] / И. В. Карелина : учебное пособие / И. О. Карелина. – Ярославль : Из-во ЯГПУ, 2008.

18. Коломинский, Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – М.: Просвещение, 1997. — 426с.

19. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособие / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А Шаграева. — М.: Академия, 2003.-168с.

20. Кошелева, А. Д. Взаимозависимость эмоционального отношения ребенка к сверстнику и условий деятельности детей [Текст] // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.– М., 1986. – С. 51-70.

21. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие/И. Ю. Кулагина. — М.: РОУ, 1996.

22. Лаптева, Ю. А. К проблеме определения диагностического инструментария для изучения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста [Текст] / И. С. Морозова, Ю. А. Лаптева // Актуальные проблемы развития человека в современном образовательном пространстве : материалы XVIII региональной научно-практической конференции с международным участием факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета (22-23 апреля 2015 г.) / отв. ред. Е. В. Бурмистрова, А. Ю. Асриев. – Омск : издатель-полиграфист, 2015. – Ч. 1. С. 60-65.

23. Лаптева, Ю. А. Мониторинг эмоционального благополучия дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации. [Текст] / Ю. А. Лаптева, Н. И. Фёдорова // Евразийский союз учёных (ЕСУ). — 2015. — №7 (16). — Ч.6. — С. 73-76. ISSN 2411-6467.

24. Лисина, В. Р. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / В. Р. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144с.

25. Миланич, Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] : дис. . канд. психол. наук / Ю. М. Миланич. — СПб., 1998 — 161c.

26. Мониторинг в образовании. Виды мониторинга [Электронный ресурс]. Режим доступа: Http://www. profile-edu. ru/monitoring-v-obrazovanii-vidy-monitoringa. html (дата обращения 19.05.2016).

27. Морчукова О. А. Программа развития и коррекции эмоционального мира детей дошкольного возраста «Азбука настроений» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Https://urok.1sept. ru/articles/210657 (дата обращения 23.05.2016).

28. Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка [Текст] / О. А. Орехова. — СПб.: «Речь», 2002. – 112с.

29. Прихожан, А. М. Психология тревожности [Текст] / А. М. Прихожан. – СПб. : Питер, 2007. – 192с.

30. Прусакова, О. А., Сергиенко, Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста [Текст]// Вопросы психологии. — 2006. №4. С. 24-35.

31. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. — М., 1986. – 176 с.

32. Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст]: Педагогическая наука — реформе школы. // Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Академии пед. Наук СССР. — М.: Педагогика, 1988.

33. Слободчиков, И. М. Развитие личности ребенка от трех до пяти лет [Текст] / В. А. Аверин, М. В. Осорина, И. М. Слободчиков и др.– М.: Генезис, 2014. – 528с.

34. Урунтаев, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст]: учеб. пособие / Под ред. Г. А. Урунтаевой. — М.: Просвещение, 1995. – 296с.

35. Фаустова, И. В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста [Текст]: дис. канд. психол. наук / И. В. Фаустова. — Елец, 2011.

36. Филиппова Г. Г. Эмоциональное благополучие ребенка к проблеме определения понятия [Текст] // Перинатальная психология и психология родительства. — 2004. — №3. – С. 1- 22.

37. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка [Текст]: Учебно-методическое пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с.

38. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды/под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М., 1989.

Коломинский, Я.

Urok.1sept. ru

21.03.2017 23:25:11

2017-03-21 23:25:11

Источники:

Https://urok.1sept. ru/articles/663879

Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методики для определения эмоционального благополучия ребенка

Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

«Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Определение эмоционального благополучия детей

Дошкольного возраста»

Воспитатель: Шабарова Айсулу Кабдуалиевна

Азбука здоровья, авт. Воронцов И. М., Миронова Л. С. — НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Программа «Здоровый малыш», 2007.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Учебное пособие. 5-е издание – М., 1999.

Психология здоровья; под ред. Г. С.Никифорова // Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2006.

Алиев Х. М. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. – М.: «Мартин», «Полина», 1996.

Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Издательство ВЛАДОС — ПРЕСС, 2004. — (Психология для всех).

Журнал «Ребенок в деском саду», № 4 — 2002.

Журнал «ОБЖ», № 3 – 1998, № 2 – 2000.

Ребёнка обучи –
Дашь миру человека
В. Гюго

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

В современном мире огромное беспокойство у людей всей планеты вызывает сложившаяся социальная и экологическая обстановка. И особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Наша задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Поэтому мы, взрослые, должны обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям.

Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Каждый родитель хочет чтобы его ребенок был сильным, бодрым, энергичным. Поэтому важно научить детей думать о своем здоровье, знать свое тело, научить заботиться о нем, не вредить своему организму.

Взрослый знакомит детей с тем, как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывает об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека.

Младшим дошкольникам можно предложить показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище, грудная клетка. Целью познания ребенком своего тела и организма является не только ознакомление с его устройством и работой. Важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу есть», «хочу спать», «нуждаюсь в свежем воздухе».

Очень важно сформировать у детей навыки личной гигиены. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться. Необходимо чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка. Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Полезно дать им возможность рассказать друг другу все, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, голова, живот).

Родители и педагоги рассказывают детям, что врачи лечат заболевших людей, а также помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Объясняя, почему необходимо своевременно обращаться к врачу, взрослые используют примеры из жизни и художественных произведений («Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.). Обсуждая с детьми вопросы профилактики и лечения болезней, следует сообщить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят и какую опасность в себе могут таить. Малыши должны усвоить, что лекарства принимаются только при назначении врача и в присутствии взрослого. Никаких «чужих» лекарств брать в рот и пробовать нельзя.

В нашем учреждении для укрепления здоровья детей и профилактики болезней проводится и используется витаминизация детей, полоскание горла, кислородный коктейль, босоножье, закаливающие процедуры, ЛФК, точечный массаж (Приложение 1). Воспитатели рассказывают детям о пользе проводимых мероприятий, их значении для жизни.

Эмоциональное состояние ребенка также важно, как и физическое. Дети находятся в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте с взрослыми и сверстниками, при этом они могут испытывать серьёзные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующиеся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

Наличии чувства доверия к миру;

Способности проявлять гуманные чувства;

Способности сопереживать и чувствовать состояние другого;

Наличии положительных эмоций и чувства юмора;

Способности и потребности в телесном контакте;

Вариативности поведения; способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;

Способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;

Способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Эмоционально благополучный ребенок — улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Причины эмоционального неблагополучия могут быть разные: биологические — врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т. д.; психосоциальные — особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т. д.

Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих, которые при частом повторении могут закрепляться в виде устойчивых черт характера у ребенка.

Эмоциональное неблагополучие ребенка осознается родителями и формулируется ими по-разному: в виде проблем, трудностей в воспитании ребенка; запроса к специалисту (психологу; педагогу; дефектологу; врачу); в форме претензий к другим членам семьи; в стремлении получить дополнительную информацию о коррекции воспитания ребенка и так далее.

Родители могут свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, если будут соблюдать следующие условия:

Создание в семье атмосферы положительных эмоций;

Создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;

Принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;

Поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка;

В зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений;

Включение в детскую жизнь, в том числе и в игровую деятельность ребенка.

Для выявления Представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада и осознания возможных причин неблагополучия я пользуюсь опросным листом, который разработали сотрудники лаборатории центра «Дошкольное детство» Т. Антонова и Е. Волкова (Приложение 2). Предлагаю использовать в своей работе методику «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» (Приложение 3), т ест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада (Приложение 4) и диагностику эмоционального развития ребёнка, его привязанностей (Приложение 5).

Опираясь на свой педагогический опыт и практику работы в детском саду, я могу безошибочно определить детей из неблагоприятных семей. И дело здесь не в пьющих родителях или неполной семье. Дело в отсутствии эмоционального благополучия.

Эти дети беспокойные и издёрганные. Они испытывают сильное моторное возбуждение или, наоборот, заторможенность, медлительность. Дети чаще болеют, хуже приспосабливаются к окружающей обстановке. Пообщавшись с таким ребёнком, можно сразу узнать, из какой он семьи, уважают ли родители друг друга, о чём разговаривают вечером, как ребёнку живётся в семье, полная ли семья.

Только при условии любви и заботы близких ребёнка с самого его рождения, у него формируется чувство защищённости. Психологи установили, что дети, не испытывающие «эмоциональной защищённости», сильно отстают в развитии. Они агрессивны, грубы. Чувствуя любовь матери, отца и близких людей ребёнок растёт эмоционально благополучным.

Важно, чтобы семья была полной. Учёные провели исследования и пришли к заключению, что, если в семье нет отца, мальчик больше страдает в старшем дошкольном возрасте, а девочка – в младшем (в старшем дошкольном возрасте девочки отождествляют себя с матерью).

Если мать воспитывает ребёнка одна, то на её плечи ложится двойная нагрузка. Она должна воспитать мальчика закалённым, сильным, смелым, привить ему мужские качества. Для девочки также необходима «мужская рука». Тем не менее, если к мнению ребёнка прислушиваются, если он помогает матери и посильно участвует в труде, то и в неполной семье может расти здоровый ребёнок.

К большому сожалению не во всех полных семьях родители уделяют много времени ребёнку, играют с ним, посещают театры, музеи, выставки, создают атмосферу добра и взаимопомощи. Часто женщине–матери приходится отрабатывать ещё одну «смену» дома, ведя хозяйство. Именно поэтому рвутся эмоциональные связи с детьми, у взрослых не остаётся времени поиграть с ребёнком, почитать ему книгу.

Интересуясь у своих воспитанников, как они провели выходные или праздничные дни часто звучит один и тот же ответ: «Папа весь день на диване пролежал». Или: «Ничего мы не делали».

Воспитатель должен много работать с родителями, быть культурным человеком, культурным в широком и лучшем смысле этого слова, знать родителей каждого ребёнка и помнить, что нет двух одинаковых семей, а значит, нужен индивидуальный подход.

Воспитатель и родители должны «делать одно дело» — создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью.

Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой.

Помните, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического душевного здоровья. Для того чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, то есть адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.

Приложение 1

Точечный массаж с дыхательной гимнастикой

1-й комплекс

2-й комплекс 3-й комплекс 1.С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад: радостным; иногда не хочет; часто отказывается; капризничает; другое
2.В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад: трудности в отношениях с педагогом, со сверстниками; привязанность к матери; позднее засыпание вечером; другие причины
3. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?
Благополучно: с кем именно: с воспитателями; с помощником воспитателя; с музыкальным руководителем; с инструктором по физкультуре; с другими специалистами
Неблагополучно: иногда бывают конфликты; обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки, другое
4.С кем из детей группы Ваш ребенок наиболее часто общается?
5. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми: да; нет; иногда
6. Жалуется ли на сверстников: да; нет; иногда
На что жалуется: дети не принимают в игру; обижают; не хотят дружить; отнимают игрушки; шумят; другое
7. Что Вам хотелось бы изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками?
8. Есть ли у Вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется?
9. Как Ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.)
10. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми: уравновешенный; терпеливый; чуткий; уступчивый; приветливый или вспыльчивый; склонный чаще командовать, чем подчиняться; другой
11. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду: прямого влияния не оказывают; благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду; сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку.

Приложение 3

Методика «Определение эмоционального благополучия детей

Дошкольного возраста»

Цель : определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Материал : цветные карандаши (черный, зеленый, серый, красный, желтый, синий, коричневый), полоска бумаги.

Порядок проведения : ребенку предлагается выбрать карандаш такого цвета, который ему больше всего нравится. Этим карандашом надо нарисовать черточку на полоске, затем из оставшихся выбрать тот карандаш, который теперь больше всего нравится и тоже нарисовать черточку на полоске и так далее, до последнего карандаша.

Далее задаются вопросы.

Какое настроение у тебя бывает, когда ты приходишь в детский сад?

Какого цвета твое настроение?

Какое настроение у тебя возникает, когда ты встречаешься со своим воспитателем?

Когда ты видишь своих друзей?

Какое у тебя настроение на занятиях?

Таким образом, мы можем получить графическую проекцию эмоционального отношения ребенка к взрослым, сверстникам, занятиям.

Результаты исследования помогают определить причины и зоны эмоционального неблагополучия ребенка.

Особенности выполнения методики . Чем более симпатичен человек или привлекательна ситуация, тем предпочтительнее цвет выбирает ребёнок с ЗПР.

Приложение 4

Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада

1. Уверен ли ребенок, что его каждое утро ждут в группе, ему рады?

2. Имеет ли ребенок возможность самостоятельно, свободно выбирать материалы, пособия, игрушки?

3. Имеет ли ребенок право на выбор деятельности?

4. Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной (совместной) деятельности?

5. Может ли ребенок выбрать свой индивидуальный способ действий с материалами, пособиями, игрушками?

6. Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы?

7. Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе двигательную?

8. Есть ли у ребенка необходимое жизненное пространство для реализации потребности как в общении, так и в уединении?

9. Ощущает ли ребенок себя членом «семьи-группы» и может ли предложить что-то изменить в интерьере, переставить или переоборудовать?

10. Ощущает ли ребенок свою значимость для вас, для всех взрослых, работающих в детском саду?

11. Ощущает ли себя достойным человеком?

12. Ощущает ли себя виноватым, если что-то не получилось?

13. Ощущает ли зависимость от настроения старших, воспитателей?

14. Уверен ли ребенок в том, что послушание – его главное достоинство в детском саду?

15. Понимает ли ребенок, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцово, «прилично», не как всегда?

16. Понимает ли, что нельзя задавать «неприличных» вопросов воспитателю?

Если на большинство вопросов с 1 по 11 Вы ответили утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 отрицательно, то ребенок в Вашей группе испытывает эмоциональное благополучие, что является основой и физического, и психического здоровья.

Если же Вы утвердительно ответили на вопросы с 12 по 16, а на вопросы с 1 по 11 отрицательно, то ни о каком эмоциональном благополучии не стоит и говорить. Вероятно, Ваши дети часто плаксивы, обидчивы или агрессивны, раздражительны? Это результат травмирующей эмоциональной обстановки. Задумайтесь!

Приложение 5

Диагностика эмоционального развития ребёнка, его привязанностей.

1. Часто ли ребёнок плачет? (да, нет)

2. Какое обычно состояние у ребенку? (спокойное, плаксивое, возбуж­денное.

З. Как долго ребенок остается расстроенным?

4. Чего боится ребёнок?

5. Часто ли ребёнок бывает сердитым, агрессивным?

6. Быстро ли устает ребенок?

7. На кого в семье похож характером ребёнок?

8. Как ребёнок относится к незнакомым взрослым?

9. Как ребёнок относится к детям?

10. Как ребенок относится к животным?

11. Кто чаще воспитывает ребенка?

12. Кого в семье ребенок слушается? (всех, маму, папу, никого)

13. . Помогает ли ребенок по дому?

14. Какие качества вашего ребенка вы особенно цените? (доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)

15. Существуют ли у ребенка следующие проблемы? (писается в постель ночью, днем, грызёт ногти, сосет палец и другие)

16. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку в том, что
Ему разрешают или запрещают?

Азбука здоровья, авт. Воронцов И. М., Миронова Л. С. — НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Программа «Здоровый малыш», 2007.

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Дошкольного возраста.

Infourok. ru

31.05.2017 16:29:08

2017-05-31 16:29:08

Источники:

Https://infourok. ru/opredelenie-emocionalnogo-blagopoluchiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1319336.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.