Рубрики
Диагностичекий

Тема 46. Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений

Диагностические методики изучения детей. технологии оценки их достижений

Тема 46. Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений

«Педагогическая диагностика» есть изучение учебно-воспитательного процесса и его составляющих С целью анализа его эффективности и последующего конструктивного проектирования, а также – внесения изменений в его организацию.

Функции педагогической диагностики: *обратной связи; *результативности педагогической деятельности; *воспитательно-побуждающая; *коммуникативная и конструктивная; *информации и прогноза.

Методы педагогической диагностики: *наблюдение, *беседа, *интервью, *анкетирование, *контент-анализ, *тестирование, *ранжирование, *сочинение, *независимые характеристики, *ранжирование, *рисунки, *цветопись, *создание ситуаций, *игра, *и другие.

В современной школе педагогическая диагностика используется для изучения:

А)- процесса обучения и его эффективности;

Б)- процесса воспитания и его эффективности;

В)- процесса управления и его эффективности.

При этом, Эффективность педагогического процесса понимается как соотнесение полученных результатов с ЦЕЛЯМИ, а также с прошлыми достижениями в собственной педагогической практике при оптимальных затратах.

Диагностика неразрывно связана с Проектированием: достоверные и объективные результаты диагностики дают возможность педагогу поставить реальные цели и задачи; отобрать необходимое содержание, методы и формы работы; спрогнозировать возможные пути развития личности и коллектива; составить реальные планы и программы.

Роль и значение диагностики в деятельности Учителя – предметника не вызывает сомнения: учителя занимаются диагностикой практически на каждом уроке, проводя самостоятельные и контрольные работы, предлагая учащимся творческие задания и тесты, наблюдая за учебной деятельностью и анализируя успехи своих учеников. Всё это является не чем иным, как диагностикой обучаемости, обученности, достижений учащихся. Без этого ни один учитель не мыслит процесса обучения. Диагностика ему просто необходима.

Выделим основные Направления диагностики в процессе обучения:

1)- диагностика обученности учащихся;

2)- диагностика обучаемости учащихся;

3)- диагностика достижений учащихся;

4)- диагностика эффективности дидактических средств и деятельности учителя.

При этом, *обученность – это степень усвоения содержания обучения, *обучаемость – это способность овладевать содержанием обучения, основанная на потенциальных возможностях, характере мышления и волевых качествах, *достижения – это индивидуальные темпы и прирост результатов обучения, личные успехи.

Эффективность дидактических средств и деятельности учителя определяется по итогам анализа урока(ов) и его(их) составляющих, а также включённости учащихся в учебный процесс.

Общий алгоритм изучения эффективности педагогического процесса:

— определение цели и задач изучения;

— подбор критериев и показателей для определения эффективности педпроцесса;

— выбор методов и методик изучения;

— подготовка диагностического инструментария;

— проведение педагогического диагностирования;

— обработка и интерпретирование результатов;

— анализ, оценка и обсуждение результатов изучения; определение целей и задач на будущее.

С диагностикой в Сфере воспитания – намного сложнее, ибо результаты воспитания зависят от многих факторов, а не только от деятельности классного руководителя. Но не изучать результат тоже нельзя, т. к. без этого невозможно целенаправленно строить воспитательный процесс, и дети таким образом будут обречены на стихийное существование и развитие, а работа педагогов будет эпизодична и мозаична, но никак не целенаправленна и, следовательно, не эффективна.

Основные Направления диагностики в процессе воспитания:

1)- изучение процесса и результатов развития личности учащихся;

2)- изучение уровня сформированности детского коллектива и характера взаимоотношений в нём;

3)- изучение удовлетворённости педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и всей жизнедеятельности класса в школьном коллективе;

4)- изучение эффективности воспитательных средств и деятельности классного руководителя.

Под результатами процесса обычно понимают те изменения, которые происходят с участниками процесса и в отношениях между ними, а также то, насколько эти изменения соответствуют поставленным целям. Что же это за изменения?

1. Изменения учащихся, а точнее – изменения в развитии личности учащихся:

— их интересов, потребностей, увлечений, способностей (в т. ч.- познавательных, творческих, организаторских, коммуникативных, и пр.);

— ведущих мотивов их деятельности и поведения;

— их ценностных ориентаций, уровня воспитанности, направленности личности, статуса в коллективе и пр.

2. Изменения в развитии коллектива:

— изменение структуры коллектива, межличностных отношений в нём;

— развитие самоуправления, вовлечённость в него учащихся;

— эмоционально-нравственное единство, атмосфера, климат;

— уровень сплочённости и сформированности коллектива, и пр.

3. Изменения в отношениях классного руководителя:

— с учащимися (понимание, доверие, уважение, сотрудничество и пр.);

— с другими педагогами, работающими в этом классе.

Зачем изучать эти изменения? – Для планирования работы, составления характеристик, проектирования совместной жизнедеятельности, внесения корректив в работу с учащимися.

Однако педагог должен понимать, что источники вышеуказанных изменений не равнозначны. Например, изменения воспитанности ученика определяется многими факторами, а не только работой классного руководителя. А вот изменения в детском коллективе, в отношениях между педагогом и учащимися – в значительной степени зависят от классного руководителя, а значит именно они характеризуют эффективность его работы.

4. Изучение эффективности используемых педагогических средств и форм воспитательной работы.

5. Изучение удовлетворённости учащихся, родителей, педагогов организацией воспитательного процесса.

6. Изучение изменений уровня педагогического мастерства, индивидуального стиля самого педагога, а также – психологической «цены» полученных результатов («сгорел на работе», или?).

Эффективен тот труд классного руководителя, в котором за определённый промежуток времени наблюдаются высокими:

А)- и результативные критерии (т. е.налицо позитивные изменения в уровне развития учащихся, их воспитанности, интересов, отношений, и пр.- см. п.1-3);

Б)- и процессуальные критерии (т. е. какие средства воздействия использовал, как создавал атмосферу, способствующую результатам, каков стиль взаимоотношений, и др. ответы на вопрос «как?» строил воспитательный процесс, см. п.4);

В)- и дополнительные, сопутствующие критерии (см. п.3,5-6).

Но, парадокс заключается в том, что критерии и показатели эффективности работы классных руководителей не могут быть одинаковыми для всех (разные школы, дети, педагоги, цели и задачи. )

Поэтому, критерии и показатели эффективности должны разрабатываться и уточняться самими участниками педколлектива с привлечением ученического самоуправления.

Более того, каждый педагог самостоятельно для каждого конкретного коллектива ( и ребёнка) определяет: *что диагностировать, *как диагностировать, *кого к этому привлекать, *что делать с результатами.

Всё вышесказанное означает, что:

1. Изучение результативности и эффективности собственной воспитательной деятельности должно вестись постоянно и регулярно классным руководителем.

2. В планах классных руководителей должен быть раздел:

«Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе»:

Что изучается Методы и приёмы изучения, Конкретные методики Сроки (месяц) Кто изучает, Кого привлечь

3. В рамках школы педколлектив (администрация) разрабатывает сводную таблицу:

«Анализ эффективности воспитательной деятельности кл. руководителей»:

Критерии Показатели (каждого критерия)
Результативные критерии 1. 2. … 1.а)…б)…в)… … 2.а)…б)…в)… …
Процессуальные критерии
Критерии педмастерства

Система проверки знаний и умений учащихся –Контроль— выполняет ряд Функций: *контролирующую, *обучающую, *диагностическую, *воспитывающую, *развивающую, *прогностическую, *ориентирующую.

Принципы организации контроля: *объективность, *систематичность, *наглядность, *открытость, *всесторонность, включённость в учебный процесс, *воспитывающий характер.

Виды контроля: *предварительный, *текущий, *тематический, *рубежный (поэтапный), *итоговый, *заключительный *и другие.

Формы контроля: А)традиционные — *диктант, *краткая самостоятельная работа, *письменная контрольная работа, *контрольная лабораторная работа, *устный зачёт по теме, *устный опрос у доски. Б)нетрадиционные — *матричный контроль, *зачёт-викторина, *зачёт-игра «Интеллектуальный ринг», *зачёт-игра «Шайба», *авторские формы контроля (Шаталов В. Ф., Шевченко С. Д., и др.), *тестовый контроль, *рейтинговая система контроля и оценки знаний, *и др.

Studopedia. org — Студопедия. Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с) .

В — и дополнительные, сопутствующие критерии см.

Studopedia. org

19.01.2020 16:03:36

2020-01-19 16:03:36

Источники:

Https://studopedia. org/10-114190.html

16. Диагностические методы изучения детей » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методики изучения детей. технологии оценки их достижений

16. Диагностические методы изучения детей

16. Диагностические методы изучения детей

Диагностические методики нужны педагогу для того, чтобы знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка.

Функции диагностики:

Выявить относительный уровень развития ребёнка;

Способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся или же каких-либо проблем;

Использовать для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;

Создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

17. Технологии оценки достижений учащихся

Традиционные методы проверки оценки знаний.

1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков.

2. Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный.

Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда

Называют беседой. При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся.

Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл».Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного

Материала. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т. е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.

3. Письменная проверка. Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.

4. Поурочный балл. Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное

Внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.

5. Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.

6. Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Традиционных средств контроля знаний в системе личностно-ориентированного обучения, где ребенок рассматривается как субъект, а не как объект обучения, недостаточно. При деятельностном подходе школьник не только усваивает готовое содержание того или иного материала, но и сам регулирует, контролирует и корректирует свою познавательную деятельность.

В образовательной системе будущего необходимо смещать акценты с самих предметных знаний на компетентность учеников, овладевающих ими, на способы деятельности, то есть на анализ и оценку процессуальной стороны обучения и качественных характеристик знания, интегративность организации информации и психологические механизмы овладения новыми знаниями.

Для системы традиционного обучения школьников характерна оценка результата освоения материала, предлагаемого программой и учебником, проверка полноты и правильности воспроизведения ими полученных ЗУН. Эти критерии имеют в основном количественный характер, что позволяет вводить систему формальных измерителей. Один из примеров — внедрение ЕГЭ.

В то же время современные средства оценки предполагают расширение представлений о таком понятии, как учебные достижения, а следовательно, и о назначении и функциях проверки.

Диагностические методы изучения детей

Диагностические методики нужны педагогу для того, чтобы знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка.

Функции диагностики:

Выявить относительный уровень развития ребёнка;

Способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся или же каких-либо проблем;

Использовать для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;

Создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Это важная положительная сторона данного метода.

Studfile. net

01.06.2018 0:55:13

2019-10-31 10:26:41

Источники:

Https://studfile. net/preview/3537368/page:8/

Технологии оценки достижений учащихся, диагностические методики изучения детей — Теоретико-методологические основы практико-ориентированной подготовки педагога » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методики изучения детей. технологии оценки их достижений

Технологии оценки достижений учащихся, диагностические методики изучения детей

Технологии оценки достижений учащихся, диагностические методики изучения детей

Психолого-педагогическая диагностика как процедура постановки Психолого-педагогического диагноза, эффективный инструмент получения необходимой информации о личности воспитуемого. Основные подходы к реализации диагностических процедур. Основные направления педагогической диагностики в образовательном учреждении. Основные виды педагогической диагностики. Диагностирование поступков учащихся как одно из важных направлений психолого-педагогической диагностики. Алгоритм анализа поступка в педагогической ситуации. Обоснование необходимости применения в педагогической деятельности комплексной психодиагностики. Требования к психодиагностике в педагогической деятельности. Сущность понятия «личностное достижение». Признаки достижений. Классификация достижений. Сущность понятия «образовательный результат». Аутентичное оценивание как форма оценки личностных достижений и образовательных результатов. Сравнительный анализ традиционного и аутентичного оценивания. Формирующее оценивание. Определение спектра педагогических задач, решаемых с помощью портфолио. Функции портфолио. Модели портфолио. Классификация портфолио на основании учебных целей.

Ключевые понятия для глоссария

«Психолого-педагогический диагноз», «инверсионный подход», «прогностический подход», «системно-интегральный подход», «ситуативная диагностика», «постситуативная диагностика», «поступок», «аутентичное оценивание», «личностное достижение», «оценивание», «рейтинг», «портфолио».

3.2. Практическая часть

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

I. Составление схемы «Методы педагогической диагностики» на основании изучения матрицы методов педагогической диагностики интересов, способностей, склонностей учащихся Ю. И. Гутника.

II. Учитель апробирует в своей практической деятельности новую педагогическую технологию. Для ее дальнейшего внедрения ему необходимо оценить ее эффективность в условиях данной школы. Что ему необходимо для этого сделать? Опишите методику диагностики эффективности применения педагогической технологии в условиях конкретной образовательной организации.

Подготовьте программу диагностики эффективности применения педагогической технологии в условиях конкретной образовательной организации на примере одной из современных педагогических технологий.

III. Разработайте программу диагностики универсальных учебных действий (УУД) у учащихся 6-го класса, заполнив представленную табл. 3.34.

Таблица 3.34

Содержание УУД

Диагностические методики

Методические материалы

    1. Методы педагогической диагностики:

      Естественно-научные: наблюдение, эксперимент, анкета, беседа, изучение продуктов деятельности (дневников, сочинений и др.); • Гуманитарные: интроспекция, самоотчеты, рефлексия, портфолио, паспорт профессиональной карьеры.

    Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить Три вида Личностных действий:

      1) Самоопределение личностное, профессиональное, жизненное; 2) Смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; 3) Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

    Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

      Целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
      Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; • Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и того, что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; • Саморегуляция — способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

    К Познавательным универсальным действиям относятся: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

      1. Общеучебные действия:

        • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • структурирование знаний; • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; • определение основной и второстепенной информации; • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; • понимание и адекватная оценка языка СМИ; • Знаково-символические действия, составляющие особую группу общеучебных универсальных действий; • моделирование; • преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
        • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
        • выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; • подведение под понятие, выведение следствия; • установление причинно-следственных связей; • построение логической цепи рассуждений; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование. 3. Постановка и решение проблемы:

          • постановка и формулирование проблемы; • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

        Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность. К коммуникативным действиям относятся:

          Умение слушать и вступать в диалог;Учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; • определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • Обеспечение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; • Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; • Умение с достаточной полнотой и точностью Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; • Владение монологической и диалогической формами речиВ соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

        ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

        I. Разработайте психодиагностическую таблицу для определения трудностей, испытываемых учащимися в процессе обучения и воспитания и являющихся причиной возникновения конкретных педагогических ситуаций.

        II. Разработайте программу диагностики для классного руководителя, знакомящегося с новым классом. Обоснуйте выбор каждой диагностической методики.

        III. Смоделируйте процесс проведения психолого-педагогической диагностики коммуникативных универсальных учебных действий в классе. Определите трудности, с которыми может столкнуться педагог в процессе диагностики, и предложите варианты их разрешения.

        IV. Подготовьте программу диагностической беседы для выявления личностных проблем учащихся, определяющих нежелание посещать учебные занятия. Смоделируйте фрагмент такой беседы.

        Методические материалы

        1. Примерная схема программы диагностики (табл. 3.35).

        Таблица 3.35

        Используемые диагностические методы и методики

        2. Оформление программы диагностической беседы (на примере методики «Мой круг общения» Т. Ю. Андрущенко, табл. 3.36).

        Таблица 336

        Этапы беседы и действия

        Этап беседы

        Высказывания-побуждения

        Выявление круга симпа-тий/антипатий

        «Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает. Давай будем использовать два карандаша: темный — “недоброжелательный”, “неприятный” и светлый — “радостный”, “приветливый”»

        В ходе штриховки прямоугольников красным или синим карандашом психолог выясняет подробности, обстоятельства, характер сложившейся ситуации. С помощью частоты штриховки выявляется выраженность модальности переживаний. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе

        Выявление меры взаи-мопринятия участников общения, с точки зрения ребенка

        «Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один — в середине и еще один, маленький, — в центре, здесь поместим тебя, напишем твое имя.

        С помощью двух карандашей давай покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен»

        С помощью линии соответствующего цвета показывается модальность взаимоотношений (сим-патия/антипатия) между участниками круга общения. С помощью стрелки обозначаются направление и мера выраженности отношений (до внутренней или внешней окружности и др.)

        «Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе

        Организация сотрудничества с ребенком, снятие настороженности, присущей началу общения

        Этапы беседы и действия

        Этап беседы

        Высказывания-побуждения

        Попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты»

        Построение круга («дома») общения

        «Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место (“дом”) в этом круге твоего общения»

        Психолог рисует (или предлагает готовый) круг. Делит (или объясняет принцип разделения) круг на секторы (сферы общения). Вертикальная черта разделяет секторы «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет секторы «сверстники» и «взрослые»

        «Заселение» круга общения

        «Теперь надо “заселить” каждый “дом” людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко; это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные, ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам»

        Психолог «вводит» в круг общения всех названных ребенком детей и взрослых с помощью условного обозначения (прямоугольник на окружности). Выясняет возраст детей, обстоятельства взаимодействия. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе

        ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

        I. Составьте логическую схему «Современные технологии оценки достижений учащихся».

        II. Разработайте систему оценки достижений учащихся, интегрирующую достижения в учебной, внеучебной и внеурочной деятельности.

        III. Подготовьте систему заданий для текущего контроля на основе таксономии учебных целей Б. Блума.

        IV. На современном уроке педагог часто прибегает к организации изучения учебной информации на основе групповой формы работы. Каким образом педагог может оценить результаты работы каждого ученика при групповой форме работы? Обоснуйте свой ответ.

        Методические материалы

        1. Применение таксономии учебных целей Б. Блума для разработки системы учебных задач (табл. 3.37).

        Познавательный процесс

        Глаголы для разработки заданий

        Примеры заданий

        Знание. Помнить — извлекать информацию из памяти

          — назовите; — повторите; — напишите формулу. ; — перечислите. ; — в каком году. ; — воспроизведите

        Ответить на любой вопрос альтернативного или множественного выбора.

        Назвать фамилии ученых

          — инсценируйте; — где происходило. ; — вспомните; — выберите; — констатируйте; — представьте; — извлеките; — измерьте; — подчеркните

        Найди предмет, напоминающий прямоугольник

        Понимание. Понимать — выявлять сущность

          — закончите фразу; — что узнали; — объясните; — выполните по аналогии; — преобразуйте; — объясните взаимосвязь
          1. Представьте задачу в виде алгебраического уравнения. 2. Нарисуйте процесс пищеварения
          — уточните; — сопоставьте; — преобразуйте; — проведите различия; — проиллюстрируйте; — переведите на другой язык
          1. Изобразите параллелограмм. 2. Назовите млекопитающих, которые живут в нашей области
          — классифицируйте; — выявите различия; — распознайте; — обсудите; — укажите
          1. Назовите четные и нечетные числа. 2. Сгруппируйте животных по видам
          — интерпретируйте; — систематизируйте; — изложите своими словами; — спрогнозируйте; — распознайте; — опишите; — переформулируйте; — сделайте (критический) обзор
          1. Докажите значимость правила выполнения порядка действий. 2. Прочитайте отрывок и сделайте вывод

        Познавательный процесс

        Глаголы для разработки заданий

        Примеры заданий

        Применение. Применять — использовать на практике в других ситуациях

          — проверьте предположение; — докажите, что. ; — выскажите мнение о. ; — выскажите гипотезу; — объясните цель применения
          1. Добавьте в столбик двузначные числа. 2. Выполните задание
          — продемонстрируйте; — измените; — подготовьте; — составьте; — подтвердите
          1. Проведите эксперимент. 2. Составьте задачу

        Анализ. Анализировать — вычленять из понятия части и описывать, как части соотносятся с целым

          — что является следствиЕм; — сравните; — проанализируйте причины; — выведите формулу
          1. Сравните и сделайте вывод. 2. Проанализируйте причины реформы

        И сделайте вывод

          — изобразите схематически; — рассмотрите, соотнесите и выделите; — проведите эксперимент; — проверьте гипотезу; — задайте вопрос
          1. Постройте модель части речи. 2. Рассмотрите взаимосвязь между животными и постройте цепи

        Синтез. Создать новое — объединить элементы в целое

          — составьте из элементов; — систематизируйте; — напишите творческое сочинение; — предложите план эксперимента; — найдите альтернативу; — предложите алгоритм; — каковы возможные объяснения
          1. Предложите пути решения проблемы. 2. Предложите альтернативу

        Познавательный процесс

        Глаголы для разработки заданий

        Примеры заданий

          — аргументируйте; — систематизируйте; — реконструируйте; — предложите; — изобретите
          1. Разработайте план исследования. 2. Создайте план

        Для разработки мультимедийной презентации

        Оценка. Создать суждения, основанные на критериях и эталонах

          — аргументируйте; — примите решение; — составьте мнение; — рекомендуйте; — разрешите проблему

        1. Проанализируйте план эксперимента

        2. Оцените по критериям аргументированность выступления группы

          — произведите оценку; — спрогнозируйте; — дайте оценку; — разработайте и выберите критерии; — защитите точку зрения
          1. Соответствует ли ваш способ решения задачи эталону? 2. Разработайте критерии оценки и оцените проект

        ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

        I. Разработайте систему формирующего оценивания для каждого из этапов комбинированного урока по своей дисциплине. Смоделируйте фрагмент урока с применением технологии формирующего оценивания.

        II. Разработайте несколько вариантов получения обратной связи от учащихся на уроке. Продемонстрируйте их использование, смоделировав фрагмент урока.

        III. Представьте систему оценивания достижений учащихся на основе портфолио по вашей дисциплине. Как будет реализовано внедрение портфолио в образовательный процесс? Каким образом портфолио способствует формированию внутренней мотивации к обучению?

        Методические материалы

        1. Построение системы формирующего оценивания (табл. 3.38).

        Таблица 3.38

        Группы результатов обучения

        Метапредметные

        2. Примерная структура предметного портфолио ученика.

        Портфолио достижений ученика будет складываться из трех основных разделов: «портфолио документов», «портфолио работ» и «портфолио отзывов».

        «Портфолио документов» — в него войдут сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов, вкладыша в аттестат и т. п. + приложения).

        «Портфолио работ» — это собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, информация об элективных курсах, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. «Портфолио работ» оформляется в виде дневника достижений с приложением самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей, фотографий и т. п. Эта часть портфолио ученика даст качественную оценку по заданным параметрам: полнота, разнообразие, убедительность материалов, ориентированность на выбранный профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов и т. п.

        «Портфолио отзывов» — это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме, рекомендательные письма и пр.). Эта часть портфолио должна включить автобиографию ученика и его жизненные планы, механизм самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

        Задания для самостоятельной работы

        I. Разработайте структуру учебного портфолио по вашей дисциплине. Подготовьте и защитите презентацию структуры портфолио. Составьте систему заданий для портфолио на основе таксономии учебных целей Б. Блума.

        II. На основе изучения научной литературы подготовьте доклад и презентацию на тему «Индивидуальный образовательный маршрут в современной школе: специфика разработки и реализации». Разработайте систему диагностических методик для первичной диагностики при разработке индивидуального образовательного маршрута.

        Используемые диагностические методы и методики.

        Studme. org

        29.01.2017 14:21:14

        2017-01-29 14:21:14

        Источники:

        Https://studme. org/382997/pedagogika/tehnologii_otsenki_dostizheniy_uchaschihsya_diagnosticheskie_metodiki_izucheniya_detey

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *