Диагностические методики на определение уровня развития навыков общения
Диагностические методики для определения уровня развития коммуникативных навыков дошкольника
Развитие коммуникативных навыков дошкольников — это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия ребенка с окружающими. Оно основано на таких особенностях личности дошкольника, как: желание вступить во взаимодействие, способность слышать и сопереживать собеседнику, умение поставить себя на место другого, считаться интересами и замыслами сверстников.
Методика 1
Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).
Текст задания: Посмотри, что происходит на верхней картинке. Теперь рассмотри нижние картинки.
Задание 1.Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.
Задание 2.Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.
Задание 3.Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.
Задание 4. Отметь картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.
Оценка: 3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т. д.).
1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.
Методика 2
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?
Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.
Задание 2.Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.
Задание 3. Отметь картинку, на которой мальчик
Ведет себя так, что мама его поблагодарит.
Задание 4. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.
Оценка: 3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому.
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому.
1 балл – ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Методика 3.
Цели: Выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа).
Задание 1. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 2. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 3.Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 4.Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Оценка: 3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 – 3 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.
Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.
Методика 4.
Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Текст задания: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.
Задание 1. На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься? Поставь в кружочке рядом с ней крестик.
Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?
Задание 3. На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?
Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.
Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.
Методика 1
Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).
Текст задания: Посмотри, что происходит на верхней картинке. Теперь рассмотри нижние картинки.
Методика 2
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?
Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.
Задание 2.Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.
Оценка 3 балла ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации совместная игра детей.
27.04.2018 15:40:35
2017-09-03 17:06:19
Источники:
Диагностическая программа исследования навыков общения детей старшего дошкольного возраста. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам. » /> » /> .keyword { color: red; }
Диагностические методики на определение уровня развития навыков общенияДиагностическая программа исследования навыков общения детей старшего дошкольного возраста
Диагностическая программа исследования навыков общения детей старшего дошкольного возраста
Общение — один из важнейших факторов Общего психического развития ребенка, этапы, которого характеризуются конкретной социальной системой отношений ребенка с другими людьми, в которую он попадает с момента рождения. Под влиянием Общения происходит качественная перестройка психики ребенка, в результате чего изменяются его взаимоотношения с людьми и окружающей действительностью в целом. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого Возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Полноценное проживание этого Возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности.
Описание Диагностической программы исследования навыков общения детей старшего дошкольного возраста
Цель: выявить уровень развития Навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
• Подобрать комплекс методик для Диагностики уровня развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
• Разработать критерии оценки и уровни сформированности Навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
Характеристика Диагностической программы исследования.
№ Изучаемые свойства Методика
1 уровень Навыков общения схема наблюдения (по М. Я. Басову)
2 поведение ребенка в ситуации морального выбора методика «Подели игрушки»
3 коммуникативные умения Детей методика «Раскрась рукавички»
4 особенности Навыков общения детей беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»
5 коммуникативная компетентность в Общении со сверстниками методика «Картинка»
6 уровень сформированности личных взаимоотношений Игра «Секрет» (социометрия)
1. Схема наблюдения (по М. Я. Басову)
Цель наблюдения: выявить уровень межличностного Общения детей дошкольного возраста.
Схема наблюдения включает в себя единицы наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. Исходя из этого, выделили единицы (критерии) Нашего наблюдения:
1. Владение пластикой (мимика, жесты, пантомимика)
2. Чувствительность к воздействию сверстника
3. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника
4. Характер участия в действиях сверстника
5. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику
6. Наличие потребности в Общении
7. Продолжительность Общения
Критерии уровня развития Навыков общения.
Высокий уровень. Характер движений плавный; жесты естественные, выразительные; лицевые мышцы без напряжения, открытый взгляд. Высокая чувствительность к воздействию сверстника: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, подхватывая их идеи. Пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника. Позитивные оценки действий сверстника (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает). Радостное принятие положительной оценки действий сверстника со стороны взрослого и несогласие с отрицательной оценкой. Нуждается в Общении : первый пытается начать разговор и предлагает нужные атрибуты. На протяжении дня сохраняет длительную готовность и способность общаться со сверстниками.
Средний уровень. Характер движений импульсивный; жесты выразительны, порывисты; мышечный тонус повышен, преобладающее выражение лица – улыбка. Средняя чувствительность к воздействию сверстника: ребенок в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру. Ребенок не всегда отвечает на предложения сверстника. Периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника. Негативные оценки действий сверстника (ругает, насмехается). Согласие, как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. В Общении нуждается, но участвует в Общении по инициативе других. Наблюдает за детьми со стороны, но первый не подходит. Быстро устает и через некоторое время прекращает Общение со сверстниками.
Низкий уровень. Движения резкие; жесты хаотичные, не обладают выразительностью; преобладает «жесткое выражение лица»; «взгляд исподлобья», отсутствует «глазной контакт». Чувствительность к воздействию сверстника отсутствует: ребенок не отвечает на предложения. Полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами). Нет оценки действий сверстника. Безусловная поддержка порицания и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение. Проявляет безразличие к другим детям, ко всему окружающему, а в некоторых случаях агрессию или слабо выраженная потребность, проявляет пассивную заинтересованность. Ребенок избегает даже кратковременного ситуативного Общения с детьми в быту.
2. Методика «Подели игрушки»
Цель: Исследование навыков общения ребенка в ситуации морального выбора.
Ход работы. Ребенку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или военную технику (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит.
Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.
Оценка результатов теста:
• если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной, считается, что моральный выбор он делает неправильно – низкий уровень Навыков общения;
• если оставляет себе две игрушки, а остальные делит между другими участниками – средний уровень Навыков общения;
• если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно – высокий уровень Навыков общения.
3. Методика «Раскрась рукавички».
Цель: изучение коммуникативных Навыков детей.
Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Ход работы.
I. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент; важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.
Оценка результатов теста
Анализируют, как протекало взаимодействие Детей в каждой серии, По следующим признакам:
• умеют ли дети договариваться, приходить к Общему решению, как они это делают, Какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т. д. ;
• Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
• как относятся к результату деятельности, своему и партнера;
• осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;
• умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).
4. Беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»
Цель: выяснить особенности взаимоотношений Детей.
Ход работы. Проводилась беседа с неоконченными ответами.
1. Дети играли в группе, им было очень весело, а один мальчик сидел очень грустный. Что бы ты сделал?
2. Если бы ты играл (а) в «Строителей» с другими детьми, и кому-то не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе нужны были кубики?
3. Если бы ты гулял на участке детского сада вместе с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушибся. Что бы ты сделал? Как поступил бы?
5. Методика «Картинка»
Цель: выявление коммуникативной компетентности в Общении со сверстниками.
Оборудование: картинка с изображением конфликтной ситуации — изображена группа Детей, не принимающих девочку в игру.
Ход работы. По этой методике дети должны были описать конфликтную ситуацию, изображенную на картинке, и предложить свое решение коммуникативной проблемы.
6. Экспериментальная игра «Секрет» (социометрия)
Цель: выявление уровня сформированности личных взаимоотношений у Дошкольников со сверстниками.
Ход работы. Эта игра состоит в том, чтобы каждый ребенок выбрал двух Детей из группы по 3-м критериям и обосновал свой выбор. Для проведения игры «Секрет» приглашаем Детей По одному в отдельную комнату и проводим индивидуальную беседу по следующим вопросам:
1. С кем ты хочешь играть и почему?
2. С кем ты хочешь дружить и почему?
3. Кого ты желаешь пригласить к себе на день рожденья и почему?
Чтобы вызвать интерес у Детей к игре – В задание вносился характер таинственности: ответить «по секрету». Перед началом эксперимента: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру, которая называется «Секрет». Я буду задавать тебе вопросы, а ты, «по секрету» будешь мне отвечать. «Любишь ли ты играть? А с кем ты очень хочешь играть? Назови одного ребенка. Назови еще одного». Затем: «Скажи, пожалуйста, почему ты хочешь играть с ним?» (Называется имя ребенка, которому испытуемый отдавал свой выбор). Исследование проводилось во второй половине дня, поэтому после беседы ребенок уходил домой. Это делалось для предупреждения возможности сговора, т. к. детям Дошкольного возраста трудно хранить свои секреты.
Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. » М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.
Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.
Методика Картинка.
06.02.2018 10:03:40
2018-02-06 10:03:40
Источники:
Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольников | Методическая разработка (старшая группа) на тему: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; }
Диагностические методики на определение уровня развития навыков общенияДиагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольниковметодическая разработка (старшая группа) на тему
Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольников
Методическая разработка (старшая группа) на тему
1 Раздел. Диагностика экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе.
1.1 Методика «Удивительная прогулка»
Цель: выявить уровень сформированное экологических представлений о среде жизни и ее факторах.
Подготовка исследования: подобрать рассказ экологической тематики с нелепым содержанием (отрывок рассказа В. Танайсичук «Удивительная прогулка»). Проведение исследования:
1. Ребенку зачитывают рассказ «Удивительная прогулка»:
«Шел я как-то весной по лесу. Уже трава зеленела, на деревьях развернулись мелкие листики, а снег можно было увидеть только в самой глухомани. Ходил я, ходил, а потом прилег отдохнуть на пригорке у старой сосны. Солнце пригревает, первая весенняя бабочка — лимонница над лужайкой кружится. Хорошо! Вдруг вижу — под вывороченным деревом шевелится что-то светлое и большое. Пригляделся — а это белая медведица из берлоги вылезает. Шерсть у нее даже не белая, а чуть желтоватая, только нос черный. Рядом медвежонок копошится. Я тихонько с пригорка слез — и ну удирать, пока не заметили. Выбрался на дорогу, а рядом над березами, как будто огромные серые змеи вьются. Да это вовсе не змеи, это хоботы слонов! Обламывают слоны ветки и жуют, на меня сверху вниз поглядывают.
Иду дальше, к речке, а в ней какое-то зеленое бревно лежит. Только нагнулся воды попить, глядь, бревно-то с глазами, и глаза эти на меня смотрят. Крокодил! Пошел я снова по дороге. Вижу — лежит на земле шишка. Я ее поднял и в елку запустил. Оттуда в ответ целый град из шишек. В чем дело? Да в том, что на елке стая обезьян. Самая большая обезьяна выбрала шишку потяжелее, изловчилась и бац! — мне в лоб. » 2. Экспериментатор задает ребенку вопросы:
«Чем для тебя этот рассказ необычен»?
«Какие животные из рассказа не могут жить в лесу»?
«Какие условия жизни им необходимы»?
«Где обитают эти животные»?
Ответы детей анализируются по пяти уровням
Очень высокий уровень (5). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной среде.
Мотивировал свой ответ доводами о необходимости для этих животных других условий жизни и описал их, назвал места их обитания.
Высокий уровень (4). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной местности. Назвал места их обитания.
Средний уровень (3). Ребенок только перечислил животных, которые не могут обитать в данной среде (в лесу).
Низкий уровень (2). Ребенок перечислил только некоторых животных, которые не обитают в лесу.
Очень низкий уровень (1). Ребенок не смог определить несоответствие между средой обитания и животными. Молчал или отвечал «не знаю».
Методика «Живая — неживая природа»
Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.
Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные карандаши.
Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к живой природе.
Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.
Средний уровень (2-3). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустилнекоторые объекты живой природы.
Низкий уровень (1). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.
Методика «Знатоки природы»
Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе. Проведение исследования:
(Исследование проводится в индивидуальной форме) Ребенку предлагаются следующие задания:
1.Используя серию карточек «Жизнь дерева круглый год», ребенку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.
2.Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).
3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.
4.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.
Высокий уровень (4-5). Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.
Средний уровень (3-2). При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.
Низкий уровень (1). У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не смог правильно расположить карточки или отказывался от выполнения заданий.
2 Раздел. Диагностика экологически — ответственного отношения к природе, овладения системой нравственных норм и правил экологического характера.
2.1.Методика «Лес благодарит и сердится»
Цель: выявить отношение к природе и уровень сформированное™ представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею. Подготовка исследования: осуществить прогулку в парк (лес). Проведение исследования. После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в парк (лес), восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса:
За что лес мог бы сказать тебе спасибо? За что лес мог бы рассердиться на тебя?
Экспериментатор фиксирует и анализирует ответы детей. Обработка данных:
Очень высокий уровень (5). Ребенок проявляет активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, выделяет актуальные экологические проблемы, приводит примеры уже проделанной им природоохранительной работы.
Высокий уровень (4). Ребенок приводит примеры практической экологически — ориентированной деятельности в природе или, наоборот, примеры бездействия человека, приводящие к негативным последствиям.
Средний уровень (3). Ребенок перечисляет правила и нормы поведения в лесу, примеры их нарушения.
Низкий уровень (2). Ребенок приводит один-два примера нарушения норм и правил поведения в лесу или примеры заботливого отношения к нему.
Очень низкий уровень (1) Отсутствие ответов. Молчание или ответы «не знаю».
2.1.Методика «Экологические знаки»
Цель: изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности.
Подготовка исследования: разработать знаки «Правила поведения в лесу». Проведение исследования.
Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть экологические знаки. Задает вопросы:
«Как ты думаешь, что означают эти знаки»? «Почему необходимо им следовать»? Ответы фиксируются и анализируются.
Высокий уровень (4-5). Ребенок описывает значения экологических знаков, рассуждает, зачем необходимо им следовать.
Средний уровень (2-3). Ребенок «расшифровывает» не все экологические знаки или не может объяснить их важность.
Низкий уровень (1). Ребенок не понимает, что означают предложенные экологические знаки.
2.2.Методика «продолжи рассказ»
Цель: выявить у детей уровень развития нравственных мотивов.
Высокий уровень (4). Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
Средний уровень (3). Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо).
Низкий уровень (2). Ребенок не формулирует нравственную норму и не дает оценку ситуации.
Очень низкий уровень (1). Ребенок не может продолжить рассказ и оценить поступки детей.
3 Раздел. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к природе.
3.1. Методика «Радости и огорчения»
Цель: выявить место природы в системе ценностных ориентации у старших дошкольников.
Подготовка исследования: подобрать рассказ о природе, вызывающий эстетические и нравственные чувства. Проведение исследования:
(проходит в 2 этапа)
1. Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»:
«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.
— Сережа! — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво, все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой».
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал себе одуванчик, и оказалось, что он сжал себе лепестки, как все равно, если бы у нас пальцы были желтые, стороной к ладони, и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали». 2. Испытуемому (ребенку) задается 2 вопроса:
1.Что тебя больше всего порадовало в этом рассказе?
2.Что тебя больше всего огорчило? Обработка данных.
Ответы анализируются в соответствии со следующими уровнями:
Высокий уровень (4-5). Ответ эстетического характера, связанный с природой,
Проявление эмоциональности. Выделение нравственного момента в рассказе.
Средний уровень (2-3). Ребенок указывает на нарушение норм поведения в природе, но не проявляет
Эмоциональности и эстетического чувства в отношении к природе.
Низкий уровень (1). Ребенок затрудняется в определении моментов рассказа, которые ему понравились или не понравились. Отказывается отвечать на вопросы
3.2 Методика «Секретный разговор» (автор И. В. Цветкова)
Цель: исследовать эмоционально-чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имеющийся у детей опыт общения с природными объектами. Проведение исследования:
Методика протекает в два этапа:
1.Прогулка на участке детского сада или в парке (лесе), во время которой каждый ребенок по заданию педагога выбирает приглянувшееся ему растение и по секрету разговаривает с ним.
2.Запись экспериментатором секретного разговора во время индивидуальной беседы с ребенком.
Анализируется эмоциональность общения детей с объектами природы, осознание детьми их ценности. Ответы детей оцениваются по уровням:
Очень высокий уровень (5). Ребенка заинтересовало задание, он выражал эмоциональное отношение к выбранному объекту природы, проявлял ценностное, заботливое отношение к нему. Ребенок имеет опыт общения с природой.
Высокий уровень (4). Ребенок с интересом отнесся к заданию. Отмечается наличие у него эмоционального отношения к объекту природы, но общение с ним кратковременное.
Средний уровень (3). Ребенка заинтересовало задание. Он с удовольствием общался с выбранным объектом природы, но рассказывал ему о себе и не проявлял заботливое отношение к нему.
Низкий уровень (2). Ребенок затруднялся общаться с выбранным объектом природы, общение носило малосодержательный характер.
Очень низкий уровень (1)
Ребенок не смог общаться с объектом природы или отказался от выполнениязадания.
3.3. Методика «Картинная галерея»
Цель: выявить уровень эстетического восприятия природы и уровень эмоциональной отзывчивости к ней.
Подготовка исследования: подобрать репродукции картин известных художников — пейзажистов и поэтические произведения к ним. Проведение исследования: Исследование протекает в 3 этапа:
1.Организуется выставка репродукций картин известных художников: И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Лесные дали», И. И. Левитана «Березовая роща», «Весна — большая вода», К. С. Максимова «Сосовый бор», И. С. Остро — ухова «Золотая осень» и др. Зачитываются стихотворения А. А. Блока «Листопад», И. А. Бунина «Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет. «, А. С. Пушкина «Весна» и др.
2.Испытуемый ребенок передает свои впечатления, побывав в «картинной галерее».
3.Ребенок указывает на наиболее понравившуюся репродукцию и описывает ее содержание и свои впечатления.
Обработка данных: Очень высокий уровень (5)
Ребенок эмоционально отзывчив, использует эмоциональные выражения, яркие сравнения при описании природы.
Высокий уровень (4)
Умение видеть красоту природы, проявлять к ней эмоциональное отношение, но затрудняется его передать, не владеет яркими сравнениями, эпитетами.
Средний уровень (3)
Умение видеть красоту природы, но эмоционально ребенок не проявляет своего отношения к природе.
Низкий уровень (2)
Неумение видеть красоту природы, слабая эмоциональная развитость личности
По отношению к природе. Очень низкий уровень (1)
Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, торможение эстетических начал природоощущения. Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, торможение эстетических начал природоощущения.
4 Раздел. Диагностика умений и навыков целеполагающего взаимодействия с природой.
4.1. Методика «Экологический светофор»
(Модификация методики Цветковой И. В.)
Цель: выявить у детей уровень:
Представлений о рациональном взаимодействии человека с природой: о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности;
Умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
Опыта в экологически ориентированной деятельности. Подготовка исследования:
Набор цветных карандашей на каждого ребенка;
Набор карточек (четыре) с изображением поступков детей на природе;
Листы на каждого ребенка с изображением поступков детей на природе (в углу
Каждого рисунка — не закрашенный кружок).
Проведение исследования, (проходит в форме игры)
Все участники игры получают листы с изображением четырех поступков детей на природе и по три цветных карандаша: красный, желтый, зеленый. У ведущего эти поступки детей изображены на четырех карточках. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает; желтый — предупреждает, а зеленый — разрешает. Ведущий уточняет:
Красный — запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.
Желтый — предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
Зеленый — разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным. Ведущий, пользуясь своим набором карточек, поднимает их по одной и описывает изображенный на ней поступок человека на природе. Участники игры должны оценить этот поступок и закрасить кружок рядом с изображением данного поступка соответствующим цветом — включить тот или иной сигнал экологического светофора.
После описания четырех карточек определяется победитель по количеству правильных и неправильных ответов. Нерешенные задачи — предмет специального обсуждения в группе.
Чрезвычайно важное значение имеет наблюдение педагога (эспериментатора) за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. Не следует торопиться определять победителя. Зачастую при выборе света светофора дети руководствуются весьма своеобразной мотивировкой, которую необходимо узнать педагогу. Обработка данных. Работы детей анализируются и оцениваются по следующим уровням:
Высокий уровень (4-5)
Ребенок правильно оценил все поступки детей на природе и аккуратно их раскрасил.
Средний уровень (2-3) Ребенок допустил одну-две ошибки в оценке поступков детей.
Низкий уровень (1) Ребенок допустил много ошибок, не аккуратно выполнил задание.
4.2. Методика «Кормушки для птиц»
Цель: определить уровень мотивов, влияющих на природоохранительную деятельность.
Подготовка исследования: бумага, ножницы, клей для изготовления кормушек. Проведение исследования. (Эксперимент проводится со всей группой). Педагог рассказывает детям, для чего нужны кормушки птицам. Детям предлагается сделать кормушки.
Дети трудятся самостоятельно. По окончании работы ребенка просят объяснить, для чего он сделал кормушку: чтобы помочь птицам, чтобы похвалили люди, чтобы малыши увидели и делали их тоже, чтобы было чем заняться. Обработка данных. Ответы детей анализируются по следующим уровням: Высокий уровень (4-5) Ребенок выбирает экологический мотив (чтобы помочь птицам).
Средний уровень (2-3) У ребенка социальный мотив (чтобы увидели, похвалили).
Низкий уровень (1) Ребенка интересует только процесс деятельности или результат для себя.
4.3. Методика «Забота о природе» (проводится в индивидуальной форме)
Цель: выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения. Подготовка исследования: подобрать проблемные экологические ситуации, требующие их разрешения. Проведение исследования. Испытуемому (ребенку) предлагается решить следующие ситуации:
У герани появились желтые листочки. Почему это произошло? Ты оказал бы ей помощь? Как ты можешь ей помочь?
Рыбки в аквариуме стали часто подниматься к поверхности воды, хватать ртом воздух над водой; их жаберные крышки очень сильно работают. Нужна ли рыбкам помощь? Какая?
Представь, что ты оказался в лесу с родителями. После отдыха остался мусор. Что ты с ним будешь делать?
Зимой, после обильного снегопада, ветви ели низко наклонились под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как?
Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как?
Обработка данных. Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями:
Высокий уровень (4-5) Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.
Представь, что ты оказался в лесу с родителями. После отдыха остался мусор. Что ты с ним будешь делать?
Зимой, после обильного снегопада, ветви ели низко наклонились под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как?
Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как?
Ответы детей анализируются в соответствии со следующими уровнями: Высокий уровень (4-5)
Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет способами целесообразной деятельности в природе, проявляет активность в решении экологических проблем.
Средний уровень (2-3)
Ребенок находит путь решения экологических проблем, но не всех. Частично может объяснить причины, которые привели к негативным последствиям.
Низкий уровень (1)
Ребенок не может найти выхода из экологических проблемных ситуаций и объяснить причины их возникновения.
Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и
Явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с
Которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно
В течение учебного года организовывались разные виды деятельностей.
Примерный перечень вопросов об обитателях уголка природы может быть
Следующим.
- Кто живет в нашем аквариуме? Какие условия нужны рыбкам, чтобы они
Хорошо себя чувствовали, не болели? Как мы ухаживаем за аквариумом и его
Обитателями? Какие комнатные растения нашей группы ты знаешь? Покажи и назови.
Какие условия нужны этим растениям, чтобы они росли, цвели, были
Красивыми? Как мы ухаживаем за ними? Кто живет в этой клетке? Как называется наша птица? Какие условия
Нужны для того, чтобы она хорошо себя чувствовала, радовала нас? Как мы
Ухаживаем за ней? Какие корма ей нужно давать, чтобы она была сытой и не
Болела? Кто живет в этой клетке? Как называется зверек (или животное)? Какие
Условия мы создаем ему, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел? Без
Чего он не может обойтись? Как мы ухаживаем за ним? Кто из обитателей уголка природы тебе особенно нравится? Кого ты
Любишь больше всех? Почему ты его (их) любишь? Что ты для него (них)
Делаешь?
Такие вопросы можно задавать, начиная со средней группы. Разница
Ответов будет отражать (кроме различий в речевом развитии) разные объем и
Содержание знаний, которые дети приобретают в каждом возрасте. Со
Старшими дошкольниками такую диагностику можно провести в форме игры
В «Экскурсию по уголку природы»: ребенок становится экскурсоводом для
Нового человека или куклы.
Перечень вопросов по участку детского сада примерно следующий.
- Что растет на нашем участке? Какие деревья и кустарники ты знаешь?
Покажи и назови их. Какие травы и цветы ты знаешь? Покажи и назови их.
Какие условия нужны всем растениям нашего участка? Почему они у нас так
Хорошо растут? Какие растения тебе нравятся больше других? Почему? Что
Мы делаем, чтобы растениям было еще лучше? Какие птицы прилетают на наш участок? Как они называются? Что они
Делают у нас на участке? Как мы заботимся о птицах в зимнее время? Как
Этих птиц можно назвать одним словом? Почему люди должны помогать
Птицам зимой? Как мы определяем погоду? Какая бывает погода? Что такое зима? Какие
Явления бывают зимой? Что зимой происходит с растениями — деревьями,
Травой? Как они выглядят? Почему зимой растения не растут? Каких условий
Им не хватает? Что делают разные животные в зимнее время? Все ли птицы остаются на
Зиму? Где бабочки, жуки, комары? Что делают зимой лесные звери?
Диагностики проводится в начале и конце учебного года. Учитывая результаты диагностических заданий, заполняется диагностические карта в соответствии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. По каждому разделу данные суммируются, и вычисляется среднее количество баллов, которое заносится в таблицу показателей экологического воспитания детей. По результатам таблицы строится диаграмма, где отражены общие показатели экологического воспитания детей.
Данные диагностики были проведены в подготовительной к школе группе, состав группы 10 человек.
Диагностика экологического воспитания по «Программе обучения и воспитания в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В, Гербовой, Т. С. Комаровой, разработанная Н. Б. Вешининой, проводится по 6 основным направлениям экологического воспитания: умение объяснять экологические связи в природе, умение ухаживать за растениями в уголке природы, знания о жизни на земле, в земле, в воздухе, знания о растительности леса, луга, сада, поля, знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книги, знания о природе родного края. По каждому направлению проводятся диагностические задания (задания представлены в диагностическом журнал «Комплексная диагностика усвоения программы» автор-составитель Н. Б. Вершинина ), которые представлены в виде вопросов, игр, упражнений. За ответы на диагностические задания выставляются баллы:
3 балла – ребенок безошибочно и правильно делает диагностическое задание
2 балла – ребенок затрудняется выполнять диагностические задания, при выполнении требуются дополнительные инструкции воспитателя, дает ответ не полный, затрудняется ответить на дополнительные задания
1 балл – ребенок не может выполнить диагностическое задание, затрудняется выполнить задание, имеет слабые представления, допускает много ошибок, не устанавливает причинно-следственные связи, не может обосновать свой ответ.
После проведения диагностических заданий баллы по каждому направлению суммируются и определяется уровень освоения программы по экологическому воспитанию:
Н — Низкий уровень — ребенок плохо освоил программу, набрал по диагностическим заданиям 8-12 баллов (задания представлены в диагностическом журнале Н. Б. Вершинина)
С — Средний уровень – ребенок хорошо освоил программу, набрал по диагностическим заданиям 10-15 баллов (задания представлены в диагностическом журнале Н. Б. Вершинина)
В — Высокий уровень ребенок освоил программу полностью, набрал по диагностическим заданиям 16-18 баллов (задания представлены в диагностическом журнале Н. Б. Вершинина)
Нг — начало учебного года
Кг – конец учебного года
Диагностическая карта по экологическому воспитанию старших дошкольников по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А.Васильевой, В. В, Гербовой, Т. С. Комаровой, разработанной в «Комплексной диагностике уровней усвоения программы » автор — составитель Н. Б. Вершинина
Диагностика эмоционально-ценностного отношения к природе.
22.04.2018 21:24:06
2018-04-22 21:24:06