Рубрики
Диагностичекий

Комплекс диагностических методик для определения уровня развития познавательного интереса младших школьников

Диагностические методики по изучению уровня развития познавательной активности

Комплекс диагностических методик для определения уровня развития познавательного интереса младших школьников

В соответствии с темой были подобраны диагностические методики для обучающихся и одна для учителей, с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса.

Пoзнавaтeльныe интepeсы школьника.(K. H.Boлкoв)

Цель: oпpeделение степени выpaженности пoзнaвaтельныхинтеpесoв.

Материал:блaнк с пятью вoпpoсaми, имеющими возможные вapиaнты oтветов.

Ход проведения. Учителю, дается бланк стaндapтизиpoвaнной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой — либо один.

L. Cвязaны ли интеpесы ученика с выбopoм бyдyщей пpoфeccии?

    А)очень тесно; Б) связаны, но очень мало, сопровождаются соответствующей организацией деятельности; В) никак не связаны. 2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется ли научной литературой, работает ли со словарем и т. д.? А) постоянно; Б) иногда; В)очень редко. 3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых не возможно в один присест, и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев? А) большинство заданий подчинено этому принципу; Б) ставит, но редко выполняет; В) не ставит долговременных задач. 4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать черную не интересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительное вычисление при решении интересной задачи)? А) делает всегда столько, сколько нужно; Б) делает периодически; В) не любит выполнять неинтересную работу. 5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом? А) всегда, когда нужно; Б) только изредка; В) не способен.

Обработка данных. О сильной выраженности познавательного интереса свидетельствуют ответы а).

Познавательная потребность. (В. С. Юpкeвич)

Цель: определение интенсивности познавательной потребности.

Материал: стандартизированная анкета адресованная учителям. Koтopыe нa oснoве нaблюдений и бесед с родителями, должны выбрать ответы на следующие вопросы.

Как часто ученик подолгу (час, полчаса) занимается какой-либо умственной деятельностью (час полтора — для младшего школьника, несколько часов подряд — для подростков)?

Что предпочитает школьник когда задан вопрос на сообразительность?

    а) Помучится но сам найдет ответ б) когда как в) получит готовый ответ от друзей
    5 3 1

Много ли читает школьник дополнительной литературы?

    а) постоянно, много б) иногда много,

Иногда ничего не читает

В) мало или совсем ничего не читает

На сколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

    а)очень эмоционально б)когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)
    5 3 1

Часто ли ребенок задает вопросы?

Обработка данных. Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов: 17 — 25 баллов — потребность выражена сильно; 12 — 16 баллов умеренно; меньше 12 баллов — слабо.

Познавательная активность младшего школьника (А. А. Горчинская)

Цель: Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.

Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения. Школьнику дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов какой — либо один.

Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?

Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?

    а) помучиться, но самому найти ответ; б) когда как; в) получит готовый ответ от других.

Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

    а) постоянно много; б) иногда много, иногда ничего не читаю; в) читаю мало.

Что ты делаешь, если при изучении какой — то темы у тебя возникли вопросы?

    а) всегда на них ответ; б) иногда нахожу на них; в) не обращаю внимания.

Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что — то новое?

    а) стремишься с кем — нибудь поделиться (с близкими, друзьями) б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем — нибудь; в) ты не станешь об этом рассказывать.

Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; ответы б) — об умеренной; ответы в) — о слабой выраженности.

Познавательная активность младшего школьника (вариант 2)

Цель: выявление степени выраженности познавательной активности младшего школьника в области математики.

Материал: бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения. Родителю дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать один из предложенных вариантов ответов.

Нравится ли ребенку выполнять задания по математике?

    а) нравится всегда; б) иногда; в) очень редко.

Обращается ли ребенок к дополнительной литературе при выполнении домашних заданий?

    а) часто; б) иногда; в) очень редко.

Как ведет себя ребенок при выполнении заданий, решение которых невозможно в один присест кропотливой работы?

    а) решает до тех пор, пока не получит верный ответ; б) несколько раз оставляет решение задачи и снова к нему возвращается; в) прекращает работу, если не может быстро найти ответ.

В какой мере, занимаясь любимым делом, ребенок может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу?

    а) делает всегда столько, сколько нужно; б) выполняет выборочно или периодически; в) не любит выполнять неинтересную для него работу.

Способен ли ребенок при необходимости заниматься продолжительно интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечением, а иногда и отдыхом?

    а) всегда, когда это нужно; б) только изредка; в) не способен.

Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; ответы б) — об умеренной; ответы в) — о слабой выраженности [2].

Таким образом, с помощью этих методик мы можем выявить уровень развития познавательного интереса у младших школьников.

А всегда, когда нужно;.

Studwood. net

19.07.2020 17:28:02

2020-07-19 17:28:02

Источники:

Https://studwood. net/913553/psihologiya/kompleks_diagnosticheskih_metodik_opredeleniya_urovnya_razvitiya_poznavatelnogo_interesa_mladshih_shkolnikov

Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольников. | Методическая разработка: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методики по изучению уровня развития познавательной активности

Сборник диагностических методик познавательного развития детей ическая разработка

Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольников.
Методическая разработка

Раздел 1 Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника.

1.1 Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)

Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.

Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребность, познавательный интерес.

Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т. п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты). Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка» . Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.

Обработка и интерпретация данных: полученные материалы обрабатываются по следующим критериям:

– широта охвата предметов, изображенных на картинках;

– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования ( «Кто это?» , «На чем стоят книги?» ).

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик ( «Верблюд любит хлеб?» , «А из чего сделана шапка?» , «А вода холодная?» ).

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений ( «Почему мальчик хмурый?» , «Зачем девочке нужна сумка?» , «А что ли они замерзли?» ).

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения ( «Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?» , «Девочка плачет, потому что она потерялась?» ).

10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.

Перевод баллов в уровень:

10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.

Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание. Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.

1.2 Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк) .

Цель: Выявление направленности интересов детей.

Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребность, познавательный интерес.

Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: набор из 28 сюжетно-тематических картинок — 7 серий по четырем разнообразным сюжетам, относящимся к 4 видам деятельности: игровой, учебной, творческой, трудовой. Для мальчиков и девочек готовятся отдельные комплекты с персонажами соответствующего пола. Ход проведения: предлагается выбрать несколько карточек (не меньше 7) из разложенных на столе. После выбора ребенка спрашивают, почему он выбрал эти картинки.

Обработка данных: оценка направленности интересов проводится на основании 2 параметров: предпочтительные виды деятельности; обоснование выбора. Если ребенок осуществляет 4 и более выборов на одну тему, считается, что у него доминируют мотивы этой деятельности.

Раздел 2. Диагностические методики изучения познавательных действий дошкольников.

2.1 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)

Цель: диагностика познавательных способностей.

Диагностические показатели : познавательные действия.

Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунки и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание: Если проводящий диагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются а всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8 – 9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6 – 7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4 – 5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2 – 3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0 – 1 балл – за время, больше чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Вывод об уровне развития:

10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий уровень, 4 – 7 баллов – средний уровень, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

2.2. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)

Цель: Диагностика восприятия у дошкольников.

Диагностические показатели : Познавательные действия.

Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга. Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития:10 баллов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 4-7 баллов —средний; 2-3 балла —низкий; 0-1 балл —очень низкий.

2.3 Методика » Что здесь лишнее?»

Цель: эта методика предназначена для детей, исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Диагностические показатели : диагностика познавательных действий.

Возрастной диапазон: 4 – 5 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: в методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

2.4 Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)

Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Диагностические показатели : диагностика познавательных действий.

Возрастной диапазон: 3 – 4 года

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

2.5 Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)

Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.

Диагностические показатели : познавательные действия

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная, групповая

Описание: ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.

Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».

Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания.

Нормативы: высокий уровень — задание выполнено правильно; средний уровень — рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке; низкий уровень — количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.

Раздел 3. Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников.

3.1 Методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.)

Цель: Определить уровень воображения испытуемого.

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

3.2 Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)

Цель: При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Диагностические показатели: Осведомленность

Возрастной диапазон: 3 – 4 года.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находятся на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время 3 мин. Он заметил все семь имеющихся на картине нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8 – 9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6 – 7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4 – 5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0 – 1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.

Замечание: 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т. е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Вывод об уровне развития:

10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

3.3 Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)

Цель: Определить уровень воображения испытуемого.

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий, 8-9 баллов — высокий, 5-7 баллов — средний.

3-4 балла — низкий, 0-2 балла — очень низкий.

3.4 «Древо желаний» (B. C. Юркевич) .

Цель: Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации) .

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Раздел 4. Диагностические методики: формирование первичных представлений о себе и объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

4.1 Методика «Времена года» . (Немов Р. С.)

Цель: Осведомленность о себе и мире.

Диагностический показатель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Возрастной диапазон: 3 – 4 года.

Источник информации: дети.

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция: Эта методика предназначена для детей от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное, на выполнение этого задания, время – 2 мин., ребенок должен будет, не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое – либо иное время года.

10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам) .

8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов – высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 баллов – низкий, 0-3 балла – очень низкий.

4.2 Методика беседа «Расскажи о себе» (А. М. Щетинина)

Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа «Я», степени осознания своих особенностей.

Диагностические показатели: формирование первичных представлений о себе.

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.

Форма и условия проведения: индивидуальная.

4.3 Методика «Назови слова» . (Немов Р. С.)

Цель: Методика определяет запас слов, которые находятся в активной памяти ребенка.

Диагностический показатель: формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная.

4.4 Методика «Кто что ест?» (4-5 лет)

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 4-5 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция: перед ребенком кладут картинки, на которых изображены животные и употребляемая ими пища. Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.

1 балл: ребенок раскладывает карточки наугад.

4.5 Методика «Подбери пару»( 5-6 лет)

Цель: выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.

Диагностические показатели: Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон: 5 – 6 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция: ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов. Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.

3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор

1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность в ДОУ — как средство познавательного развития детей дошкольников.

В помощь педагогам по организации опытно-экспериментальной работы с детьми в ДОУ.

Обзор диагностических методик ( Диагностика развития детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе).

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образователь.

Диагностическая методика речевого развития детей с ОНР

Диагностическая методика речевого развития детей с ОНР.

Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей и специалистов ДОУ.

Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников

Название методики, автор: Методика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс) Методика «Изучение осознания нравственных норм&r.

Содержание и анализ диагностических методик математического развития детей

Уважаемые коллеги, в данном материале вы сможете найти подборку диагностических методик математического развития детей. Возможно, многие из них вам ещё не знакомы, достаточно нестандартны, но очень ин.

Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста

Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста.

По теме методические разработки, презентации и конспекты.

Nsportal. ru

04.05.2019 19:17:00

2019-05-04 19:17:00

Источники:

Https://nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/06/28/sbornik-diagnosticheskih-metodik-poznavatelnogo

Психодиагностика познавательных процессов у подростков » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методики по изучению уровня развития познавательной активности

Психодиагностика познавательных процессов у подростков

Психодиагностика познавательных процессов у подростков

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования социально активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Вопрос развития познавательных процессов у подростков актуален тем, что психические процессы являются неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В связи с этим перед школьными учреждениями встает важная задача развития познавательных процессов подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы личности ребенка. Все это составляет социальную значимость данного исследования.

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли познавательных процессов в умственном развитии ребенка, об определении сущности отдельных его видов. Как показали исследования Л. С. Выготского, Л. И. Божович, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других, познавательные процессы выступают не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и являются условием личностных преобразований, способствуют саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяют эффективность учебно-воспитательной деятельности. Однако работ по изучению особенностей динамики развития познавательных процессов в подростковом возрасте явно недостаточно. Это предопределяет научную значимость данной работы.

Практическая значимость обусловлена тем, что различные познавательные процессы имеют разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию в системе семейного и школьного образования. Анализ условий и факторов, способствующих организации психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов в подростковом возрасте, может быть использовано в практической работе психологами и педагогами общего и дополнительного образования.

Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте

2 Результаты психодиагностического исследования познавательных процессов личности в зрелом возрасте Заключение Список использованных источников 1. Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте 1.1 Возрастной подход к изучению взрослого человека В истории развития возрастной психологии.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.

На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что проявление различных познавательных процессов влияет на воспитание и образование ребенка подросткового возраста. Этот факт предопределяется особенностями индивидуального подхода к развитию личности в системе образования. В тоже время на сегодняшний день остается неизвестным, какой динамикой развития обладают различные познавательные процессы у подростков разного возраста.

Цель исследования: проведение психодиагностики уровня развития познавательных процессов у подростков.

Объект исследования: личность ребенка в возрасте от 11 до 14 лет.

Предмет исследования: познавательная сфера ребенка в возрасте от 11 до 14 лет.

Гипотеза: в связи с особенностями современного общешкольного образования развитию познавательных процессов в подростковом возрасте уделяется не равнозначное внимание. Исходя из этого, динамика проявления тех или иных познавательных процессов у ребенка в течение подросткового периода меняется не только в сторону развития, но и в сторону снижения показателей.

1. Теоретически обосновать проблему развития личности в подростковом возрасте.

2. Рассмотреть особенности развития познавательных процессов у подростков.

3. Подобрать пакет диагностических методик для выявления особенностей развития познавательной сферы у подростков разного возраста.

4.Провести сравнительный анализ полученных результатов.

Методологической основой работы являются концептуальные разработки Л. С. Выготского, Л. И. Божович, И. С. Кона, а также С. А. Рубенштейна, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина и др.

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития познавательных процессов в подростковом возрасте

1.1. Социально-психологическая характеристика детей подросткового возраста

Развитие личности в подростковом возрасте является предметом исследований в отечественной (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.) и зарубежной психологии (М. Кле, Э. Шпрангер, Э. Эриксон и др.).

Однако, несмотря на значительное количество исследований, определение психологического содержания подросткового возраста остаётся дискуссионной проблемой……………………

Итак, подводя итоги диагностики уровня развития познавательных процессов у подростков, мы можем сделать ряд выводов.

Подростковый возраст – это период развития человека от 10-11 до 14-15 лет. Изменения, происходящие в подростковом возрасте, охватывают как физиологические (гормональные изменения), так и психологические (изменения мотивационно-потребностной сферы, рост уровня самосознания) и социальные (появление новых социальных установок) характеристики ребенка этого возраста.

Тема: Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте.

. развития положительных мотивов учения. 2.Методика «Мое учение» Цель: выявить отношение к учению школьников среднего подросткового возраста, предметную направленность их познавательных интересов, профессиональных намерений и некоторые особенности процесса. поведения подростка. 2. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. 3. Специфика мотивационной сферы подростка. .

Под влиянием учебно-воспитательной деятельности познавательные процессы в подростковом возрасте продолжают свое дальнейшее развитие: совершенствуются процессы памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания.

В процессе нашего экспериментального исследования, для определения уровня развития познавательных процессов у подростков младшей (10-11 лет) и старшей (12-14 лет) возрастной группы нами был использован целый ряд диагностических методик на выявление уровня развития воображения (шкалы уникальности и оригинальности), мышления (ригидность и аналитичность мышления), памяти (объем кратковременной памяти и опосредованного запоминания), восприятия (наблюдательность), внимания (шкалы избирательности и концентрации).

Выборочную совокупность составили 128 человек.

Результаты проведенного эксперимента показали, что в целом у подростков уровень развития познавательных процессов не высок. В среднем по всем пяти группам методик более 30% детей имеют низкие, и только около 15-20% высокие показатели.

Следует отметить, что в целом уровень развития познавательных процессов у подростков старшей группы оказался выше, чем у детей младших классов. Так по параметрам изучения памяти высокие баллы во второй группе набрали 18-20% ребят, а в первой 10-12% школьников. По шкалам диагностики мышления высокие баллы у старших подростков получил 20-23% испытуемых, а в младшей – 9-12% детей. По показателям внимания во второй группе школьников высокие оценки оказались выявлены у 17-18% ребят, а в первой – всего у 12-14% учащихся. И, наконец, по шкале диагностики восприятия высокий уровень наблюдательности во второй группе был выявлен у 17,2% подростков, а в первой — у 14,1% школьников.

Лишь по шкалам диагностики воображения результаты детей первой группы оказались лучше, чем у старших подростков. Здесь по шкале уникальности 18,7% младших подростков получили высокие оценки, а во второй группе таких детей оказалось только 12,5%. По параметру оригинальности в первой группе школьников высокое количество баллов получили 7,8% ребят, а во второй – 4,7% подростков.

Таким образом, мы можем говорить о частичном подтверждении нашей гипотезы о том, что в связи с особенностями современного общешкольного образования развитию познавательных процессов в подростковом возрасте уделяется не равнозначное внимание. Исходя из этого, динамика проявления тех или иных познавательных процессов у ребенка в течение подросткового периода меняется не только в сторону развития, но и в сторону снижения показателей. Действительно, как мы видим, развитие воображение у подростков снижается в зависимости от возраста подростков.

В заключении следует отметить, что и воображение, и другие познавательные процессы в подростковом возрасте требуют специального развития. Это поможет детям в данный период лучше усваивать усложняющуюся год от года школьную программу.

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

. тактики, дают одинаково высокие результаты в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного. успеваемости и будущей профессиональной карьеры школьников. Педагоги, ориентированные на «развитие» и на «результативность», по-разному подкрепляют успех ученика. Учителя, ориентированные на.

2. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А. В. Петровского. М., 1980.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 2002.

4. Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подросткового возраста./ Вопросы психологии личности школьника. — М., 1981.

5. Ермолаева М. В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.

6. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии социального развития личности. — М.: Издательство Московского университета, 1980.

7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2002.

8. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.

9. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

10. Куницына В. Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя. — Л., 1988.

11. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.

12. Мухина В. С. Детская психология/ Под ред. Л. А. Венгера – М.: Просвещение, 2005. – 348 с.

13. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии.

14. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996. – 348 с.

15. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. — М.: Владос, 1995.

16. Петровский А. В. Введение в психологию. — М.: Академия, 1995.

17. Практикум по общей психологии/ Под ред. Т. И. Пашуковой. – СПб.: Питер, 2007.

18. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов /Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

19. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, — М., 1990.

20. Психология подростка/ Под общей ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2003. – 430 с.

21. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1997. – 640 с.

22. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.

23. Реан А. А. Акцентуации характера подростков. – М., 2006.

24. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994.

25. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 2003.

26. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест., 1997.

27. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

28. Узнадзе Д. Н. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.

29. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч. попул./ Г. Г. Аракелов, Н. М. Жариков, Э.Ф. Зеер и др.; Под ред. Г. Г. Аракелова – М.: Высш. шк., 1990. – 304 с.

30. Фельдштейн Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. – М., 1983. – 137 с.

31. Фельдштейн. Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995.

32. Фридман Л. М., Калугина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991.

Развитие личности подростка

. логическими операциями; формирование самооценки; способность к самоанализу и саморегуляции; самостоятельность. Развитие личности подростка Об адекватности поведения подростков возрастная психология спорит постоянно. Кроме возрастных особенностей (стремление к самостоятельности, готовность к.

33. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 1997.

34. Худик В. А. Психологическая диагностика детского развития. – К., 1992.

35. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. — М., 1996.

36. Эльконин Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в под-ростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. — М.: Роспедагентство, 1997. — С. 313—320.

Примеры похожих учебных работ

Развитие познавательных процессов подростка

. подростка оказывает мышления, вследствие чего происходит интеллектуализация познавательных процессов 24.Юность как социально-психологическое явление. В юношеском возрасте отмечается философская направленность мышления, которая обусловлена развитием.

Развитие познавательных процессов

. детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Так же развитие познавательных процессов, . в подростковом возрасте. . Развитие личности и кризис 13 лет Развитие.

Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.

. физическая и умственная работоспособность. Поэтому многие дети в старшем дошкольном возрасте начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами. Мышление –высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения.

Развитие познавательных процессов у подростков

. проблемы развития познавательных процессов в подростковом возрасте. 4. Подобрать диагностические методики для изучения уровня развития памяти, мышления и внимания подростков процессов. 5. Разработать рекомендации по развитию познавательных процессов.

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса подростков

. личности подростка. Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникшие в сфере дидактической игры как средства развития познавательного интереса подростков. . познавательных процессов. Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология — М. — .

Особенности развития познавательных процессов на разных этапах развития (мышление)

. Подобрать методы для диагностирования уровня развития данного познавательного процесса. 3. Провести непосредственную диагностику и. в подростковом возрасте 2.4 Диагностика развития мышления в ранней взрослости 2.5 Диагностика развития мышления.

Изменения, происходящие в подростковом возрасте, охватывают как физиологические гормональные изменения, так и психологические изменения мотивационно-потребностной сферы, рост уровня самосознания и социальные появление новых социальных установок характеристики ребенка этого возраста.

Forpsy. ru

09.11.2018 18:37:42

2018-11-09 18:37:42

Источники:

Https://forpsy. ru/works/psihodiagnostika-poznavatelnyih-protsessov-u-podrostkov/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *