Рубрики
Диагностичекий

Диагностика познавательных процессов младших школьниковкартотека (1, 2, 3, 4 класс)

Диагностические методики познавательных процессов для младших школьников

Диагностика познавательных процессов младших школьников
Картотека (1, 2, 3, 4 класс)

Представлены диагностические методики, позволяющие выявлять уровень развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
diagnostika_poznavatelnyh_protsessov_mladshih_shkolnikov. docx 37.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из несколь­ких кусочков материи, представленных в нижней части рисун­ка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Методика «Кубики Кооса»

Цель: изучение пространственного восприятия

Материал: набор из девяти одинаковых раскрашенных кубиков (2 белые грани, 2 – красные, 2 красно-белые по диагонали), карточки-задания с узорами, трафаретка, расчленяющая узор на части по числу кубиков.

Оценка и интерпретация: учитывается характер действий ребенка при выполнении заданий (методом проб и ошибок, накладыванием кубиков на карточку, в умственном плане), уровень сложности заданий, доступных ребенку, восприимчивость к помощи взрослого и характер необходимой помощи, отношение ребенка к заданию.

Цель: предназначена для исследования восприятия пространственных отношений и сообразительности.

Материалы : специальные бланки, карандаши, секундомер и демонстрационный плакат.

Задание состоит в определении направления стрелки в каждом из 50 компасов, изображенных на бланке, в ограниченное время.

Дайте указание подписать бланки. Затем эксперт подает команду о начале работы и включает секундомер.

Результаты обследования обрабатываются с помощью ключа. Определяются следующие показатели: общее количество просмотренных компасов – производительность (Р); время выполнения задания (Т); количество ошибок – число неправильно отмеченных компасов (п).

Методика «Корректурная проба»

Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Описание: Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Обработка результатов теста: результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Методика «Счет по Крепелину»

Цель: изучение устойчивости внимания, переключаемости внимания.

Описание: Обследуемому дают бланк таблицы Крепелина со следующей инструкцией : «На бланке напечатаны ряды цифр. Ваша задача – складывать пары цифр, напечатанных одна под другой. Результат сложения записывайте под ними. Старайтесь работать быстро и не допускать ошибок. Когда я скажу: «Черта!» — поставьте вертикальную черту после той пары цифр, которую вы в тот момент складывали и продолжайте работать. Когда дойдете до конца первого ряда, сразу переходите ко второму и т. д. Понятно?» Необходимо ответить на все вопросы испытуемого до начала эксперимента.

Время проведения эксперимента может колебаться от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста и целей исследования). Через каждые 30 секунд экспериментатор дает команду: «Черта!» Допускаются индивидуальная и групповая формы обследования.

1. Проверить правильность выполнения сложения.

2. Подсчитать количество правильных сложений и количество ошибок за каждые 30 секунд работы и в течение всего эксперимента в целом.

3. На основании полученных данных строится график устойчивости внимания. Иначе его можно назвать графиком работоспособности. На оси абсцисс отмечается порядковый номер временного интервала (продолжительность каждого интервала в 30 секунд), на оси ординат отмечается количество выполненных сложений. Ошибки отмечаются на графике в виде заштрихованных столбиков.

Методика «Пьерона – Рузера»

Цель: исследование объема и устойчивости произвольного внимания.

Описание: Перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике – вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе – вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (еще раз повторить, где и что нарисовать). После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, заполненных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 минуты), – отмечает точкой или чертой прямо на бланке.

Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры на образец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.

Обработка результатов: при обработке данных учитывается общее количество заполненных фигур, их число за каждую минуту, количество ошибок.

Хорошим результатом считается:

– заполнение в среднем от 70 до 86 фигур за 3 минуты;

– быстрое запоминание условных обозначений;

– после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец.

Методика «Простые аналогии»

Цель: исследование логичности и гибкости мышления.
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу. 1. Бежать Кричать стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8 – 10 правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном – 4 – 5, о низком – менее чем 5.

Методика «Исключение лишнего»

Цель : изучение способности к обобщению.

Оборудование : листок с двенадцатью рядами слов типа: 1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

Порядок исследования : Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов:
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» — это посуда, а остальное — еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т. д.).
Ключ к оценке результатов:

Высокий уровень – 7 – 12 рядов обобщены с родовыми понятиями;

Хороший – 5 – 6 рядов с двумя, а остальные с одним;

Средний – 7 – 12 рядов с одним родовым понятием;

Низкий – 1 – 6 рядов с одним родовым понятием.

Методика «Изучение скорости мышления»

Цель : определение скорости мышления.
Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.
Слова: п-ра д-р-во п-и-а п-сь-о

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
Обработка и анализ результатов:

25-30 слов – высокая скорость мышления;

20-24 слова – хорошая скорость мышления;

15-19 слов – средняя скорость мышления;

10-14 слов – ниже средней;

До 10 слов – инертное мышление.
Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2–4-х классов.

19-16 слов – высокий уровень мышления;

10-15 слов – хороший;

5-9 слов – средний;

До 5 слов – низкий.

Методика «Память на числа» Э. Р. Ахмеджанов

Цель: оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Содержание : Задание заключается в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек., запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Обработка : Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел.

Методика «Таблица двузначных чисел»

Цель : диагностика объема механической памяти при зрительном восприятии.

Описание : Объем механической памяти оценивается по количеству запомненного и воспроизведенного материала. Для исследования применяются таблицы с двузначными числами. На каждой таблице размещается 12 чисел. Цифры могут быть любые от 21 до 98, за исключением таких чисел как: 20, 30, 22, 33 и т. п. Для проведения исследования необходимо иметь несколько вариантов таблиц.

Инструкция : «На таблице представлены двузначные числа. Я буду Вам показывать таблицу в течение 30 секунд. Вы должны быть внимательны и стараться запомнить эти числа. После того как я уберу таблицу, Вы должны припомнить и записать на бланке как можно больше чисел. Числа нужно записывать в том порядке, в каком будете их припоминать. Последовательно Вам будет представлено 3 таблицы. Какие есть вопросы? Приготовились!». Таблица демонстрируется после инструкции. Время экспозиции 30 секунд. После чего в течение 1 минуты испытуемый припоминает числа и записывает их на бланке в произвольном порядке. Возможные варианты таблиц: 1 2 3 64 28 93 57 73 67 91 43 54 93 71 58 87 68 46 37 81 62 32 27 35 82 61 47 39 52 74 49 53 85 17 94 97 21 19 34

Обработка : Показателем объема механической памяти является величина правильно воспроизведенных чисел из трех проб.

Методика «Оценка оперативной слуховой памяти»

Цель : оценка оперативной слуховой памяти

Описание : Ребенку с интервалом в 1 сек. поочередно зачитываются четыре набора слов: (месяц, дерево, прыгать, жёлтый, кукла, сумка; ковёр, стакан, плыть, тяжёлый, книга, яблоко; вилка, диван, шутить, смелый, пальто, телефон; школа, человек, спать красный, тетрадь, цветок).

После прослушивания каждого из наборов слов испытуемому примерно через 5 сек. после окончания чтения набора начинают, не торопясь, следующий набор из 36 слов с интервалом в 5 сек между отдельными словами: (стакан, школа, вилка, пуговица, ковёр, месяц, стул, человек).

В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех четырёх наборов, отмеченных выше. Для их лучшей идентификации они подчёркнуты различными способами, чем каждому набору из 6 слов соответствует свой способ подчёркивания. Так, слова из первого малого набора подчёркнуты сплошной одинарной чертой, слова из второго набора – сплошной двойной чертой, слова из третьего набора – пунктирной парной чертой и, наконец, слова из четвёртого набора – двойной пунктирной чертой. Ребёнок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему были только что представлены в соответствующим малом наборе. На поиск каждого слова в большом наборе ребёнку отводится 5 сек. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Оценка результатов: показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребёнка над заданием делится на четыре), на среднее количество и допущенных при этом ошибок. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые ребёнок не смог за отведённое время найти, т. е. пропустил.

Методика «Назови слова»

Цель: определение запаса слов, которые хранятся в активной памяти ребенка.

Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания – 160 сек.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов в баллах.

Методика «Расскажи по картинке»

Цель: определение активного словарного запаса ребенка.

Ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций. Фиксировать части речи по частоте употребления слов.

Оценка результатов в баллах.

Методика «Определение понятий»

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

Инструкция: Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед».

Как бы ты объяснил это?».

Ребенку предлагается 1 набор слов.

За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку – 0,5 балла. При совершенно неточном определении – 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное – 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора.

Выводы об уровне развития в баллах.

Методика «Где чье место?»

Инструкция: « Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».

Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Первый уровень : дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там.

Второй уровень : особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться(ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т. п.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги.

Методика «Нарисуй что-нибудь»

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно

Оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны де тали.

0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

5-7 баллов — средний.

3-4 балла — низкий.

0-2 балла — очень низкий

Методика «Придумай игру»

Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую — либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему — постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

1. Оригинальность и новизна.

2. Продуманность условий.

3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

4. Наличие в игре определенных правил.

5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно ). 1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла — присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Диагностика познавательных процессов младших школьников
Картотека (1, 2, 3, 4 класс)

Представлены диагностические методики, позволяющие выявлять уровень развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста.

ВложениеРазмер
diagnostika_poznavatelnyh_protsessov_mladshih_shkolnikov. docx 37.55 КБ

15-19 слов средняя скорость мышления;.

Nsportal. ru

09.03.2017 14:21:35

2017-03-09 14:21:35

Источники:

Https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2020/12/16/diagnostika-poznavatelnyh-protsessov-mladshih-shkolnikov-0

Методы изучения познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый» » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методики познавательных процессов для младших школьников

Методы изучения познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе

Методы изучения познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе

Корнеева, И. Е. Методы изучения познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе / И. Е. Корнеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 253-257. — URL: https://moluch. ru/archive/386/84971/ (дата обращения: 29.05.2022).

В статье анализируется содержание понятия о познавательной деятельности младших школьников. Познавательная деятельность в отечественной литературе понимается как учебная деятельность; деятельность учения, взаимосвязанная с деятельностью преподавания; познавательная активность; внутренняя (умственная) деятельность, сопровождаемая внешней деятельностью в виде действий с предметами, выполнения проектов, опытов, внешней речи, двигательной активности; совокупность познавательных процессов (перцептивных, мыслительных, мнемических); вид развивающей деятельности; система познавательных действий по решению познавательной задачи с помощью предметных знаний; процесс использования различных средств достижения познавательной цели на уроке. Исходя из понимания сущности познавательной деятельности исследователи подбирают методы и методики ее изучения у младших школьников. В целом, применяются методы: наблюдения за поведением школьника на уроке; оценки продуктов деятельности; тестов достижений; оценки успеваемости школьника по предмету (усвоение знаний и умений, достижение образовательных результатов); опросники и проективные методики; диагностические пробы и задания, позволяющие оценить познавательные процессы. Сделан вывод о том, что исследователи комбинируют несколько разных методов, оценивая различные компоненты познавательной деятельности младшего школьника, исходя из принятой за основу трактовки познавательной деятельности.

Ключевые слова: познавательная деятельность, младшие школьники, методы изучения познавательной деятельности.

The article analyzes the content of the concept of the cognitive activity of younger students. Cognitive activity in domestic literature is understood as educational activities; The activities of the teaching, interconnected with teaching activities; cognitive activity; Internal (mental) activities accompanied by external activities in the form of actions with objects, implementation of projects, experiments, external speech, motor activity; A combination of cognitive processes (perceptual, mental, mnemic); form of educational activities; a system of cognitive actions to solve the cognitive task with the help of objective knowledge; The process of using various means of achieving a cognitive goal in the lesson. Based on the understanding of the essence of cognitive activity, the researchers select the methods and methods of studying it from younger students. In general, methods are applied: monitoring the behavior of a schoolboy in a lesson; estimates of the products; Tests achievements; Evaluation of the studies of the schoolchildren on the subject (learning of knowledge and skills, the achievement of educational results); questionnaires and projective techniques; Diagnostic samples and tasks allowing to evaluate cognitive processes. It is concluded that researchers combine several different methods, assessing the various components of the cognitive activity of the younger schoolchild, based on the adopted interpretation of cognitive activity.

Key words: cognitive activity, primary school students, methods for learning cognitive activity.

Важной составляющей успешного обучения в школе и усвоения школьной программы является грамотная организация познавательной деятельности обучающихся на уроке. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, обучение в школе основывается на системно-деятельностном подходе, является личностно-ориентированным. Это означает, что ученики не пассивно усваивают знания, методом многократных повторений, или слушают показы и объяснения учителя, а овладевают умениями и знаниями в ходе самостоятельной познавательной и практической деятельности. Учитель должен организовать деятельность учеников на уроке таким образом, чтобы обеспечить высокое качество образования и достижение образовательных результатов, с учетом индивидуальных психолого-педагогических особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка в классе.

Познавательная деятельность является важным понятием отечественной педагогики. Она рассматривается как:

— учение или учебная деятельность (В. А. Сластенин, Т. И. Шамова и др.);

— составная часть образовательного процесса, неразрывно связанная с деятельностью преподавания, осуществляемой учителем (В. А. Беликов, П. И. Пидкасистый и др.);

— внешняя (практическая) и внутренняя (умственная) деятельность учеников. Внешняя реализуется в поведении через действия с предметами, проведение опытов, измерений, двигательную активность, а также с помощью внешней речи (устное описание, рассказ, пересказ, ответы на вопросы, написание текстов и пр.). Внутренняя осуществляется в мыслительной сфере и скрыта от внешнего наблюдателя (В. А. Сластенин и др.).

— умственная деятельность, осуществляемая ребенком с помощью познавательных процессов (мышление, воображение, восприятие, память, внимание и др.); совместная работа познавательных процессов, осуществляемая одновременно, и обеспечивающая усвоение знаний и выработку умений (Д. Б. Эльконин и др.);

— внутренняя психическая деятельность, в которой можно выделить структурные элементы, согласно общепсихологической теории деятельности: потребность, мотив, цель, действия, операции, способ выполнения действий (А. Н. Леонтьев и др.);

— познавательная, интеллектуальная активность, которая стимулируется познавательным интересом, вытекающим из врожденной познавательной потребности. Познавательная активность обеспечивает внутреннюю мотивацию к учению, мотивация познания нового (И. С. Морозова, Е. А. Меньшикова и др.);

— деятельность познания, позволяющая познать новое во внешнем мире и познать самого себя, свой внутренний душевный мир, установить логические закономерности (С. М. Хаджиев);

— вид развивающей деятельности, наряду с трудовой, художественной, спортивной, общественной, ценностно-ориентационной и коммуникативной (М. С. Каган, Н. Е. Щуркова);

— система познавательных действий (всегда осознанных, целенаправленных, управляемых, произвольных), направленных на решение познавательной задачи с помощью усвоенных знаний (Т. И. Шамова, Н. Ф. Талызина и др.);

— мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешне заданной познавательной цели (С. Н. Уткина).

Понимая познавательную деятельность как специально организованную педагогом учебную деятельность школьников, методом исследования будут выступать педагогические оценочные процедуры, такие как проверочные работы, тесты достижений, экзаменационные тесты и пр. Сделать выводы о познавательной деятельности учеников на уроке можно с помощью оценки ее внешних проявлений: действий школьника с предметами, опытов, измерений, двигательной активности, внешней речи (ответы на вопросы, пересказ, рассказ и пр.).

Рассматривая познавательную деятельность как мыслительную работу, протекание познавательных процессов, методом изучения могут выступать психодиагностические методики, оценивающие работу умственной сферы младшего школьника, особенности и стиль мышления, воображения, восприятия, внимания и памяти.

Взяв за основу общепсихологическую теорию деятельности А. Н. Леонтьева, в познавательной деятельности младшего школьника можно выделить структурные элементы и изучить каждый из них в отдельности (мотив и цель деятельности, действия и операции и пр.).

Если рассматривать познавательную деятельность как активность, направленную на удовлетворение познавательного интереса, то можно применять опросники и методы диагностики, позволяющие оценить познавательный интерес младших школьников, а также замерить волевое усилие, которое прилагает школьник к его удовлетворению.

Сопоставляя познавательную деятельность школьника с познанием внешнего и внутреннего мира, целесообразно применять диагностические методики, выявляющие способы познания мира, индивидуальное восприятие и осознание мира и себя в нем.

Исследуя познавательную деятельность как вид развивающей деятельности, педагоги сосредотачивают внимание на специфических характеристиках познавательной деятельности и отличий от других видов развивающей деятельности.

Рассматривая единицей познавательной деятельности познавательное действие, методом его изучения выступает постановка познавательной задачи и оценка осуществляемых учеников действий по поиску решения этой задачи, выбор способов решения.

Понимая познавательную деятельность как процесс достижения цели урока, необходимо применять методы, позволяющие оценить средства, используемые школьником для достижения цели и полученный результат (достигнута ли была цель или нет).

Таким образом, теоретический подход к пониманию познавательной деятельности младших школьников определяет выбор методов и методик исследования.

Понимая познавательную деятельность как познавательную активность школьника, И. В. Тигрова, В. В. Гурьева разработали критерии ее оценки: мотивационно-потребностный, личностно-деятельностный, оценочно-результативный. Мотивационно-потребностный критерий включает показатели: познавательный интерес и его проявления в поведении ученика на уроке в стандартных и нестандартных учебных ситуациях. Показатели личностно-оценочного критерия охватывают личностные качества ученика и их проявления на уроке: инициатива, самостоятельность, сосредоточение внимания, произвольность поведения, умение выделить цель учебной деятельности, отношение к результату учебной деятельности, к похвале и замечаниям учителя. Оценочно-результативный критерий включает показатели: результат учебной деятельности, выраженный в отметке и оценке учителя, рефлексия, овладение учебным предметом на уровне знаний, осознание их значимости и необходимости. Опираясь на выделенные показатели, авторы определили 4 группы школьников по уровню их познавательной активности. Для изучения критериев познавательной активности применялись методики: «Познавательные интересы школьника» K. H. Boлкoва, «Методика с конвертами» Г. И. Щукиной, методики «Познавательная самостоятельность младшего школьника» и «Познавательная активность младшего школьника» А. А. Горчинской, а также осуществлялось наблюдение за поведением школьников на уроке [5].

Т. А. Гусева считает, что познавательную активность личности можно оценить по личностным качествам: любознательность, инициативность, настойчивость, ответственность. Основным методом исследования выступают личностные опросники, позволяющие оценить эти качества [1].

Н. Я. Семаго и М. М. Семаго для изучения познавательной деятельности младших школьников рекомендуют комплексную оценку познавательной сферы, включая операциональный, мнестический, наглядно-действенный, наглядно-образный и вербально-логический компоненты познавательной деятельности. При выполнении заданий также оцениваются показатели: адекватность поведения ребенка, мотивационный аспект деятельности (принятие задания, выражение интереса), целенаправленность деятельности (выражается в сосредоточении внимания на задании, удержании инструкции, работоспособности, отсутствии импульсивности), понимание инструкции к заданию, максимально доступный уровень сложности задания, результат деятельности и стратегия выполнения (хаотичная, методом «проб и ошибок», целенаправленная с помощью практического примеривания, целенаправленная с упреждающим самостоятельным программированием и контролем деятельности), самокритичность ребенка.

Семаго предлагают набор следующих методик: «Проба Пьерона-Резура», корректурные пробы, счет по Е. Крепелину, методика В. М. Когана для исследования особенностей работоспособности, запоминание 10 слов, запоминание 2-х групп слов, запоминание двух фраз, опосредованное запоминание, «Пиктограмма», исследование представлений о величине (на предметном уровне), доски Сегена, разрезные картинки, кубики Кооса, прогрессивные матрицы Равена (на наглядно-образное мышление), методика формирования искусственных понятий Л. С. Выготского и Л. С. Сахарова, предметная классификация, «Четвертый лишний», простые аналогии и парные аналогии, выделение существенных признаков; определение, сравнение и исключение понятий; понимание скрытого смысла метафор, пословиц, коротких рассказов; установление последовательности событий (на логическое мышление) [4].

Е. С. Романова и Б. М. Абушкин предлагают изучить познавательную деятельность младших школьников как совокупность познавательных процессов (мыслительных, мнемических, перцептивных) с помощью авторской методики, в основу которой положен анализ зрительной деятельности школьников с использованием специализированной аппаратуры регистрации глазодвигательной активности и компьютерных технологий обработки полученной информации. Глазодвигательная активность позволяет судить о качестве выполняемой внешней деятельности школьника, оценить продуктивность познавательных процессов и познавательной деятельности школьника [3].

С. Н. Уткина оценивала познавательную деятельность школьников на уроке по 3-м показателям: уровень подготовки учащихся по предмету; учебная мотивация; уровень умственного развития учащихся. Предметная подготовка оценивалась в соответствии с программным материалом как образовательные результаты, для оценки учебной мотивации применялся диагностический опросник. Умственное развитие школьников оценивалось с помощью интеллектуальных заданий по предмету, при решении которых необходимо анализировать, делать дедуктивные умозаключения [6].

В. А. Дубских учебно-познавательную деятельность детей диагностировала через оценку их познавательных потребностей, мотивации, принятие учебно-познавательной задачи, учебно-познавательные умения и самооценку результатов деятельности [2].

Таким образом, при выборе методов изучения познавательной деятельности младших школьников исследователи опираются на понимание познавательной деятельности. Исходя из определения ее сущности, выделяются критерии оценки и подбираются методы изучения и методики диагностики. В целом, познавательную деятельность младших школьников исследуют с помощью методов:

1) Наблюдение. Выделяются поведенческие реакции, фиксация которых позволяет сделать вывод о познавательном интересе школьника на уроке; степени произвольности его поведения и самоорганизации; активности и инициативности; принятии познавательной задачи и цели, способах их достижения; отношении школьника к результату своей деятельности, похвале и критике учителя, полученной отметке; адекватности поведения; работоспособности и устойчивости внимания; качестве знаний и умений школьника по предмету; универсальных учебных действиях; скорости и качестве выполнения заданий.

2) Оценка продуктов деятельности. Оценивается результат деятельности ученика на уроке (продукт деятельности).

3) Тесты достижений. Оцениваются предметные и метапредметные знания младших школьников.

4) Оценка успеваемости по предмету. Вывод делается на основе анализа текущих отметок, результатов выполнения проверочных работ, экзаменов, а также формирующего оценивания.

5) Опросники и проективные методики. Позволяют оценить познавательный интерес, познавательные потребности, учебную мотивацию, личностные качества школьников. Также опросники могут заполнять родители или учителя, это позволяет сделать вывод о познавательной деятельности школьника.

6) Диагностические пробы и задания. Применяются для оценки познавательных процессов (мнестических, умственных, перцептивных), работоспособности, индивидуальном стиле деятельности и мышления. Диагностика может осуществляться как с помощью компьютерных программ, так и печатных материалов.

Обычно исследователи комбинируют несколько разных методов, оценивая различные компоненты познавательной деятельности младшего школьника, исходя из принятой за основу трактовки познавательной деятельности.

Гусева Т. А. Экспериментальные методы исследования познавательной активности субъекта // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 1(13). — С. 202–206. Дубских В. А. Организация учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на современном этапе // Академический вестник Академии социального управления. — 2015. — № 3 (17). — С. 68–72. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Метод исследования развития познавательных процессов школьников на основе анализа их зрительной деятельности // Системная психология и социология. — 2012. — № 5. — С. 25–49. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с. Тигрова И. В., Гурьева В. В. Диагностика развития познавательной активности младших школьников на уроках математики // Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. — С. 213–218. Уткина С. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики // Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы: научно-методический сборник. — Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2007. — № 5 (7). — С. 137–142.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность, младший школьник, познавательный интерес, Познавательная активность, учебная деятельность, школьник, метод изучения, познавательная деятельность школьника, Тест достижений, учебная мотивация.

Методы изучения познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе.

Moluch. ru

18.01.2017 7:42:09

2017-01-18 07:42:09

Источники:

Https://moluch. ru/archive/386/84971/

Диагностика познавательных процессов — Диагностика младших школьников » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методики познавательных процессов для младших школьников

Диагностические методики познавательных процессов для младших школьников

Диагностические методики познавательных процессов для младших школьников

    Методика «Изучение переключения внимания» Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы Исследование особенностей распределения внимания (методика Т. Е. Рыбакова)

Память:

    Методика «Определение типа памяти» Методика «Изучение логической и механической памяти»

Мышление:

    Методика «Простые аналогии» Методика «Исключение лишнего» Методика «Изучение скорости мышления» Методика «Изучение саморегуляции»

Воображение:

Диагностика познавательных процессов младших школьников.

Внимание младших школьников.

1. Методика «Изучение переключения внимания»

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного — в убывающем (например, 1 — черная, 12 — красная, 2 — черная, 11 — красная и т. д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

Цель: исследование устойчивости внимания учащихся. Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер. Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.

Спытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой — ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K= m:n * 100 %, где К — точность, n — количество букв, которые необходимо было n вычеркнуть, m — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

3. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т. Е. Рыбакова)

Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.

Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

Память младших школьников.

1. Методика «Определение типа памяти»

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух : машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии : пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении — 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а — 10 количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

2. Методика «Изучение логической и механической памяти»

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер вал между парой — пять секунд).

После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество запомнив —
Шихся слов (В)

Коэффициент смысловой памяти C=B/A

Количество слов второго ряда (А)

Количество запомнив —
Шихся слов (В)

Коэффициент механической памяти C=B/A

Мышление младших школьников.

1. Методика «Простые аналогии»

Цель: исследование логичности и гибкости мышления.
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1. Бежать Кричать
Стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз Конь
Вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

3. Нога Глаза
Сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

4. Коровы Деревья
Стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

5. Малина Математика
Ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел
6. Рожь Яблоня
Поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

7. Театр Библиотека
Зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8. Пароход Поезд
Пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина Кастрюля
Ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь Телевизор
Лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

11. Дом Лестница
Этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном — 4-5, о низком — менее чем 5.

2. Методика «Исключение лишнего»

Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» — это посуда, а остальное — еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т. д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний — 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий — 1-6 рядов с одним родовым понятием.

3. Методика «Изучение скорости мышления»

Цель: определение скорости мышления.

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Обработка и анализ результатов: 25-30 слов — высокая скорость мышления; 20-24 слова — хорошая скорость мышления; 15-19 слов — средняя скорость мышления; 10-14 слов — ниже средней; до 10 слов — инертное мышление.

Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов — высокий уровень мышления; 10-15 слов — хороший; 5-9 слов — средний; до 5 слов — низкий.

4. Методика «Изучение саморегуляции»

Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.

Порядок исследования. Испытуемому предлагают в течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну.

В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание — полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания ( характер допущенных ошибок, реакция на ошибки, т. е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности ( старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании). Исследование проводится индивидуально.

Обработка и анализ результатов. Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.

1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

3 уровень . Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

Воображение младших школьников.

Методика «Дорисовывание фигур»

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т. д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип — ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 тип — также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 тип — изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой — нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
4 тип — ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
5 тип — заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

Sites. google. com

06.01.2019 22:33:54

2020-06-07 08:05:22

Источники:

Https://sites. google. com/site/diagnostikamladsihskolnikov/diagnostika-poznavatelnyh-processov

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.