Рубрики
Диагностичекий

Диагностические методики методическая разработка

Диагностические методики познавательных процессов память внимание мышление

Диагностические методики
Методическая разработка

Для оценки выраженности умственного недоразвития детей от 3 до 9 лет в условиях ПМПК применяются стандартные психодиагностические методики. «Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик, для детей определенного возраста, понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам», — говорится в одном из методических руководств по психодиагностике.

Скачать:

ВложениеРазмер
diagnosticheskie_metodiki_dlya_pmpk. docx 19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методики для ПМПК

Для оценки выраженности умственного недоразвития детей от 3 до 9 лет в условиях ПМПК применяются стандартные психодиагностические методики. «Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик, для детей определенного возраста, понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам», — говорится в одном из методических руководств по психодиагностике.

Диагностический материал для изучения каждого ребенка подбирается индивидуально.

Возраст 3-4 года

Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)

Копирует крест, воспроизводит круг, горизонтальную линию и т. д. Выбирает самую длинную линию из трех предложенных. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей. Считает до 3-4. Складывает доску Сегена (от простого к более сложному). Складывание пирамидки (начиная с 3-х колец). Правильно называет и находит основные цвета (допустимо — 3).

Выявление уровня развития речи

Рассказывают стихи, исполняют песни. Соотносят предметы по размеру (большой — маленький), по количеству (один — много). Описывают предметы. Используют в речи качественные прилагательные (Погода «солнечная», «тёплая», «морозная» и т. д.), глаголы (Солнце «светит», «греет»; птицы «улетают» и т. д.). Различают и называют части предметов. Понимают обобщающие понятия игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. Показывают и называют животных.

Выявление уровня развития тонкой моторики

Складывают лист бумаги вчетверо (после показа). Застегивают пуговицы, шнуруют обувь. Умеют рисовать элементарные предметы. Выкладывают из геометрических фигур предметы дом, машину, игрушку.

Выявление представлений о себе и окружающих

Полностью называют свои имя, фамилию (хотя возможно нечеткое выговаривание) и возраст (показывают на пальцах). Называют членов семьи (поименно). Называют и показывают части тела. Набор карточек с изображением эмоций (2-3). Контакт ребенка с взрослыми. Усидчивость и переключение внимания.

Исследование восприятия и внимания

Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями. Набор карточек с изображением геометрических фигур, окрашенных в основные и оттеночные цвета. Доска Сегена (разных вариантов сложности). Различные по величине предметы (ширина, длина, высота). Разрезные картинки (5 лет — 4 части; 6-7 лет — 4-6 частей). Ориентировка на листе бумаги (лево — право, низ — верх, середина). Счетные операции в пределах 10 (6-7 лет — прямой и обратный счет). «4-й лишний» (по цвету, форме, родовым категориям). Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (по типу прогрессивных матриц Равена). Бланки методик «Простые и сложные аналогии». Серии картинок с изображением последовательности событий (3-4 картинки). Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, описательные, со скрытым смыслом, нелепым содержанием). Таблицы с загадками, пословицами и поговорками (подбор с учетом возраста).

Исследование представлений о себе и окружающих

Называет свои имя, фамилию, отчество, возраст, пол, домашний адрес. Называет членов семьи. Называет и «показывает» времена года и части суток. Использование опросника для детей 6-7 лет (методика диагностики школьной зрелости).

Исследование развития речи

Использование в речи обобщающих понятий. Умение классифицировать предметы. Составление описательного рассказа по картинке. Использование в речи существительных, прилагательных, глаголов. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного, антонимов. Согласование числительных с существительными (одно яйцо — пять яиц). Образование притяжательных прилагательных (Хвост чей? — «Лисий». Голова чья? -«Заячья»). Зрительная память: набор картинок с изображением знакомых предметов (6-10). Слуховая память: запоминание 6-10 слов. Пересказ простого текста.

Исследование развития эмоционально-волевой сферы

Набор карточек с изображением эмоций. Набор сюжетных картинок с изображением различных ситуаций, подлежащих нравственной оценке. Адекватная реакция ребенка на одобрение и порицание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

В данном разделе помещаю разного рода диагностические методики. Я собирала их довольно долгое время, так как по роду своей специальности это было самым необходимым в работе. Надеюсь кому-нибудь из к.

Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе

Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе.

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Перечень методик, используемых для диагностики познавательных процессов.

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Эти методики используются мной при обсдеовании познавательных процессов детей.

Диагностическая методика

Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Цель:получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольно.

Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.

Тесты для старших дошкольников на выявление готовности к обучению в школе.

Диагностические методики в работе педагога-психолога с воспитателями

Тесты и анкеты применяемые педагогм-психологом в работе с воспитателями в ДОУ.

Диагностические методики
Методическая разработка

Для оценки выраженности умственного недоразвития детей от 3 до 9 лет в условиях ПМПК применяются стандартные психодиагностические методики. «Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик, для детей определенного возраста, понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам», — говорится в одном из методических руководств по психодиагностике.

ВложениеРазмер
diagnosticheskie_metodiki_dlya_pmpk. docx 19.51 КБ

Понимают обобщающие понятия игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.

Nsportal. ru

28.02.2018 21:19:39

2018-02-28 21:19:39

Источники:

Https://nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/20/diagnosticheskie-metodiki

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет | Методическая разработка (младшая группа) по теме: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методики познавательных процессов память внимание мышление

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 летметодическая разработка (младшая группа) по теме

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет
Методическая разработка (младшая группа) по теме

Перед ребёнком раскладывают фигуры-вкладыши и ставят ящик с прорезями. «У нас есть необычный почтовый ящик и необычные письма. Для каждого письма – своё окошечко. Постарайся опустить письма в этот почтовый ящик».Ребёнок должен поместить фигуры-вкладыши в ящик через соответствующие им прорези.

Высокий уровень 3 балла-решение задачи на основе зрительного соотнесения основания фигуры с прорезью в ящике.

Средний уровень 2 балла-простые фигуры (круг, квадрат) зрительно соотносятся с прорезями, а сложные примериваются к разным, в том числе не соответствующим нужным прорезям.

Низкий уровень 1 балл-выполнение задания путём проб и ошибок.

Ящик с прорезями и объёмные вкладыши. Основания этих вкладышей соответствуют по форме прорезям ящика и представляют собой геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат и многогранник.

Определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов.

Ребёнку предлагают поочерёдно выбрать карточки-коврики называемых цветов (основных). Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать их цвет.

Для детей 3-х лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия 2-3 х. карточек. Для детей 4 –х. лет удовлетворительным считается, если ребёнок правильно выбирает все основные цвета и называет 4-6 цветов

6 цветных карточек: красная, синяя, жёлтая, зелёная, оранжевая, голубая.

Выявление особенностей восприятия предметов по величине

Ребёнку предлагают 3 кружка одного цвета, но разной величины, просят выбрать «Самый большой» или «Самый маленький» кружок и назвать его («большой» или «маленький»)

Самостоятельное выполнение задания будет удовлетворительным для ребёнка 3-х лет.

Выявление особенностей восприятия формы предмета

Перед ребёнком выкладывают 2 любые из 5 фигур. Затем предлагают ещё одну из своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец. Например: перед ребёнком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем квадрат из второго набора ит. д.

Для ребёнка 3-х лет допустимо путать овал и круг, квадрат и прямоугольник.

Два набора картонных геометрических фигур одинакового цвета –круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями

Экспериментатор показывает ребёнку мисочки, вложенные одна в другую, затем раскладывает их в беспорядке перед ребёнком и предлагает:»Собери мисочки, как было». В случае необходимости показывает как надо выполнять задание на первых двух элементах

Высокий уровень-3 балла-решение задачи на основе зрительного соотнесения.

Средний уровень-2 балла достигается не с первой попытки.

Низкий уровень – 1 балла-отсутствие самостоятельного решения данной задачи

5-7 мисочек одинаковой формы, но разных по величине, которые могут быть упорядочены как элементы сериационного ряда.

Выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями.

Взрослый показывает образец пирамидки, фиксируя внимание ребёнка на том, что пирамидка ровная:»Посмотри, какая ровная пирамидка».Затем образец разбирают и элементы выкладывают перед ребёнком и элементы выкладывают перед ребёнком в беспорядке. Экспериментатор просит: «Собери пирамидку как было» Если ребёнок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание.

Высокий уровень – 3 балла-выполнение задания на основе зрительного соотнесения.

Средний уровень-2 балла-примеривание, сопоставление элементов пирамидки до надевания на стержень.

Низкий уровень – 1 балл-отсутствие самостоятельного решения.

Детская пирамидка из 5-7 элементов.

Выявление степени овладения зрительным синтезом-объединение элементов в целостный образ

Части картинки, раскладываются перед ребёнком так, чтобы ему нужно было не просто сдвинуть их вместе, а придать им нужное пространственное положение. Экпериментатор спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребёнок должен назвать, что изображено на разрезной картинке. Если ребёнок не называет, взрослый предлагает: «Сложи части и посмотрим, что нарисовано на картинке».

Высокий уровень-3 балла-на основе зрительного соотнесения.

Средний уровень-2 балла-правильное сложение картинок, достигнутое путём проб, прикладываний (3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти составных)

Низкий уровень-1 балл-картинки составляются с многочисленными неадекватными пробами или вовсе не складываются.

Картинки из нескольких частей (от двух до шести)

Конструирование по образцу (автор Лаврентьева Т. В.)

Определение уровня развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве

Экспериментатор за ширмой ли листом бумаги создаёт конструкцию из строительных деталей. Затем открывает конструкцию и просит ребёнка: « Построй из своих кубиков точно также»

Высокий уровень-3 балла-построение конструкции на основе зрительного соотнесения с образцом.

Средний уровень – 2 балла-экспериментатор строит конструкцию на глазах у ребёнка.

Низкий уровень-1 балл — отсутствие самостоятельного решения.

3 детали строительного материала разной формы (фигуры с основанием-полукруг, треугольник, прямоугольник)

В случае необходимости показывает как надо выполнять задание на первых двух элементах.

Nsportal. ru

04.03.2017 4:45:32

2018-08-03 14:16:59

Источники:

Https://nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/31/diagnosticheskie-metodiki-ispolzuemye-pri-obsledovanii-detey-3-4-let

Тестотека: психологические тесты, диагностические методики, опросники, анкеты Добро пожаловать на сайт «ТЕСТОТЕКА» Это психологический сайт на котором собраны тесты (стимульный материал, бланки, инструкции, обработка и интерпретация), разработанные » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методики познавательных процессов память внимание мышление

Диагностические методики познавательных процессов память внимание мышление

С
Новым Годом

—>

Добро пожаловать на сайт «ТЕСТОТЕКА» Это психологический сайт на котором собраны тесты (стимульный материал, бланки, инструкции, обработка и интерпретация), разработанные ведущими отечественными и зарубежными психологами. Для удобства все методики распределены по тематическим разделам (они представлены ниже на данной странице). Также имеется указатель, где находится список всех методик (в алфавитном порядке). Сайт постоянно пополняется новыми тестами. Применяя предлагаемые тестовые методики, ни на миг не забываете о необходимости охранения клиента от избыточной информации о нем самом. Язык человеческий сложен и неоднозначен. Потому не переработанная, не сгармонизированная, не сконструированная в соответствии с особенностями восприятия человека информация о нем самом порой оказывается не просто раздражающей, но и губительной. Постарайтесь не абсолютизировать результаты диагностического обследования.

Методы исследования психологических свойств и состояний Личности . В этот блок входят опросники для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт (тревожность, фрустрация, одиночество, агрессивность, эмпатия, акцентуации характера, темперамент, самооценка). Можно выделить 2 вида опросников: одномерные — диагностируется одна какая-либо характеристика и многомерные — дают информацию о целом ряде различных свойств личности.

Методики для работы в Детском саду. Диагностика Готовности к школьному обучению . Подбирая методики, психолог учитывает, что необходимо оценить уровень развития восприятия (формы, цвета, пространственных отношений, возможности зрительного синтеза объектов), образного мышления и воображения (в том числе способность ребенка создавать оригинальные образы), развитость элементов логического мышления (способность последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и простейшие логические отношения), активной речи, механической и логической памяти. Важно изучить уровень развития и особенности игровой деятельности ребенка, в частности, использование им заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли и т. п. Оценивая уровень организации ребенком собственной деятельности (умение работать со схемой, планировать свои действия и т. д.), психолог не должен забывать и об изучении специальных умений (крупной и мелкой моторики, рисования и пр.). Особое внимание следует уделить изучению эмоционально-личностной сферы ребенка, оценить уровень тревожности, демонстративности, агрессивности, наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций, выявить характер отношений в семье, особенности общения со сверстниками и взрослыми, оценить уровень притязаний ребенка.

Методики диагностики Детско-родительских отношений . Во время работы со всеми членами семьи одновременно, становится заметно как разнообразно и несогласованно проявляется их активность. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Каждый член семьи влияет на остальных и сам подвержен влиянию других. Значит, каждый принимает участие и вносит свой вклад в то, что происходит с другими людьми, и соответственно может помочь ему измениться.

Методы исследования Мотивационной сферы . В ходе жизни личности происходит дифференциация и интеграция мотивов, на базе одного из них формируются другие. Мотивы связаны с конкретной ситуацией и зависят от нее. У разных людей разное соотношение устойчивых и изменчивых мотивов. Развитие мотивационной сферы происходит по принципу «напластования» одних мотивов на другие. Динамичным является уровень осознания различных потребностей, лежащих в основе мотивов. Потребности диктуют поведение людей.

Методики для Профотбора и профориентации . Постоянно возрастающая интенсивность работы и повышение требований к сотрудникам заставляют руководителей фирм привлекать знания в области психологии. Тестирование дает возможность получить информацию об определенных качествах, необходимых для работы. А также дать оценку личностных качеств для планирования карьеры.

Методы измерения уровня Познавательных процессов . Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение, внимание, творчество (креативность), интеллект) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Методики изучения Интеллекта предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Понятие интеллекта еще со времен первых интеллектуальных тестов претерпевало различные изменения со стороны подходов к тестированию интеллекта как психической реальности. Еще в 20-х гг. возникла кризисная ситуация в психологии интеллекта. Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического. Суть тестологического направления заключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно совокупность познавательных способностей. Неотестологические теории интеллекта признают IQ-концепцию, где за IQ стоят внутренние когнитивные процессы: восприятие, память, мышление и т. д. Экспериментально-психологическое направление как реакция на неконструктивность тестологических теорий представлено теориями Ж. Пиаже (идея генетического объяснения интеллекта на основе учета закономерностей его онтогенетического развития) и Л. С. Выготского (влияние социально-культурных факторов на развитие интеллекта). Кроме вышеназванных существует структурный подход к исследованию интеллекта как пример отечественного исследования, направленного на изучение интеллекта как психической реальности. Полученные с помощью тестов интеллекта результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта (IQ). Итак, под интеллектом как объектом измерения в психодиагностике понимается структура познавательных свойств человека, возникающая на основе наследственно закрепленных задатков, формирующаяся во взаимодействии с ними.

Проекционные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т. е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов, тревогу и т. д. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.

Методы исследования Межличностных отношений в группе. В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, и даже беглый обзор их не уместился бы в объеме целой книги. Поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь некоторых, наиболее распространенных. Для диагностики межличностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те индивидуальные личностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения. С этой целью созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, конфликтность, адаптация, коммуникабельность и т. д.

Методы диагностики Отклоняющегося развития . Большое количество детей с невыраженными отклонениями в развитии и психофизическом здоровье находятся в массовых образовательных учреждениях. Несмотря на то что им не требуются специальные условия для успешного обучения, они испытывают стойкие трудности в условиях традиционного обучения в «общем потоке», и отсутствие или несвоевременность коррекционно-развивающей работы с ними приводят к выраженной их дезадаптации и педагогической запущенности.

Важно изучить уровень развития и особенности игровой деятельности ребенка, в частности, использование им заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли и т.

Testoteka. narod. ru

10.10.2020 10:45:40

2020-10-10 10:45:40

Источники:

Http://testoteka. narod. ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *