Рубрики
Диагностичекий

Педсовет: «Художественно эстетическое развитие дошкольников»

Диагностические методики художественно-эстетическое развития дошкольников

Педсовет: «Художественно эстетическое развитие дошкольников».

Ольга Проняева
Педсовет: «Художественно эстетическое развитие дошкольников».

Педсовет

Тема «Художественно эстетическое развитие дошкольников».

Цель: расширить знания педагогов о Художественно-эстетической деятельности, показать целесообразность использования Художественно-эстетической деятельности деятельности в процессе Развития дошкольников.

1. Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов Художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в ДОУ

2. Познакомиться с инновационными формами Художественно-эстетического развития дошкольников.

Подготовка к Педсовету :

1. Изучение научно — методической литературы по данной проблеме.

2. Проведение тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие детей».

3. Проведение смотра — конкурса уголков Художественного творчества.

1. Сообщение «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

2. Итоги тематического контроля — (аналитическая справка по результатам тематической проверки)

3. Вопрос из теории: «Условия, средства, роль педагога в Эстетическом воспитании детей»

Воспитатель Сухова Ю. В.

4. Деловая игра «Путешествие в Художественно-эстетический мир».

5. Решение Педсовета.

1. Сообщение «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников»

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы Дошкольного образования».

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с Развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Современная концепция Дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно — педагогической деятельности.

Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание Художественно-эстетическому развитию воспитанников.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция Дошкольного образования (в «Концепции Дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, Художественных и творческих способностей», где чётко определяются задачи перед педагогом о Развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Сейчас я вам раздам целевые ориентиры на этапе завершения Дошкольного образования, это то, к чему мы педагоги должны стремиться при построении педагогического процесса.

• ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

• ребёнок обладает Развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

• у ребёнка Развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;

• ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

• ребенок проявляет интерес к Художественно — эстетической стороне окружающей действительности. У ребенка сформировано эмоционально-ценностное отношение к познаваемому. Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, испытывает чувство радости; пытается в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ;

• у ребенка проявляется умение всматриваться в окружающие предметы и явления, в картины и игрушки, находить в них знакомые изображения, замечать яркость, выразительность цветовых образов. Ребенок осваивает знания о свойствах предметов: цвете, оттенках основных цветов, форме и материалах.

Успешность Художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности, в результате которой у обучаемых детей происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.

Только творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам. И только средствами грамотно выстроенного педагогического процесса Эстетическое воспитание позволяет научить детей думать, мыслить в процессе слушания, наблюдения, визуального восприятия и грамотно, доступно выражать свои мысли, представления, фантазии – не хаотично, а в определенной органической логике.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, Интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого Дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах Дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Таким образом, правильно организованная система работы по Художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для Эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для Развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат Художественно-эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне Развитую личность.

2. Итоги тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» (аналитическая справка по результатам тематической проверки)

Цель: определение эффективности воспитательно-образовательной работы по Художественно-эстетическому воспитанию детей средствами изобразительной деятельности.

Основные формы и методы работы:

1. Обследование уровня Развития детей

2. Оценка профессиональных умений воспитателя

3. Планирование воспитательно-образовательной работы

4. Оценка форм взаимодействия с родителями

Сроки контроля: 20.02.2017-27.02.2017г.

Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2016 – 2017 уч/год.

Методы: анализ, наблюдение, выводы.

Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы Дошкольного учреждения, его задачами, с целью изучения системы работы педагогов по Художественно-эстетическому развитию детей всех возрастных групп.

В тематической проверке приняло участие 6 групп.

Знания и умения воспитателей проверялись в ходе наблюдения педпроцесса (просмотр и анализ занятий, а также в ходе собеседования с воспитателем).

Педагоги знают программные задачи по данному разделу. Но не всегда могут правильно руководить детским творчеством. Педагоги строят занятие с учетом наблюдений, прочитанных книг, изученных Художественных альбомов, иллюстраций, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений. Почти все педагоги стараются использовать разные методы и подходы к организации НОД, включают игровые моменты и ситуации. Но мало внимания уделяют анализу детских работ.

Практически все дети проявляют интерес к изобразительной деятельности. Высокая активность и увлеченность по рисованию и лепке, аппликации наблюдается во всех группах. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов. В основном дети неплохо усваивают умения, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту. Во второй половине дня в самостоятельной деятельности воспитанники с удовольствием занимаются лепкой, рисованием. Наблюдается высокая активность и увлеченность на занятиях по рисованию и лепке у детей всех возрастных групп. Основная масса детей выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех детей еще наблюдается устойчивость при выполнении замысла. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения. В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане).

Планирование работы с детьми.

В календарных планах воспитателей планируются занятия по изодеятельности, аппликации, конструированию, планируется ознакомление с Художественной литературой. Все воспитатели прописывают программное содержание занятий.

Планируется индивидуальная работа с детьми, беседы по различным темам, наблюдения, дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей.

Планируется работа с родителями. Воспитатели организуют выставки рисунков, поделок, в которых принимают участие родители с детьми. Привлекают родителей к участию в конкурсах рисунков. Проводят индивидуальные консультации. В группах оформлены уголки для родителей.

В МБДОУ Д/с №31 созданы условия для Развития художественно-творческих способностей детей. Имеются произведения изобразительного искусства разных видов и жанров, есть необходимые изобразительные материалы, имеется игровой материал, народные игрушки и т. д. В каждой группе оборудовано отдельное место для Художественно-эстетического уголка. Не во всех группах созданы условия для закрепления названия цветов, знакомства с оттенками. В некоторых группах необходимо пополнить уголки необходимым материалом, в соответствии с возрастом детей. Не во всех группах материал для творчества имеется в достаточном количестве (ясли «Птичка», старшая, подготовительная, мало карандашей, трафаретов, материалов для нетрадиционного рисования и аппликации, схем, альбомов. Во всех группах организуется приобщение детей к декоративной деятельности: силуэты игрушек, народные игрушки, матрешки, тематические альбомы «Знакомство с росписью». Почти во всех группах, кроме средней и 2й младшей, не достаточно отражена тема недели, а так же некоторый материал выставлен не по сезону (осенние листья, трафареты с летними фигурами, летние иллюстрации и т. д.). Не во всех группах организованы мини-выставки детского творчества лучших работ. В яслях не хватает материала для отработки навыков проведения линий в разном направлении, штриховки. Так же не во всех группах Дошкольного возраста имеется достаточно материала для подготовки к рисованию предметов округлой формы, обводки по контуру. Самые показательные уголки творчества отмечены в средней и 2й младшей группе. В остальных группах выявлены небольшие недочеты, недостаточно материала по сезону, иллюстраций, альбомов, схем, не отражена тема недели.

Анализ документации и наглядного материала на группах показал, что работе с родителями по Развитию художественно-творческих способностей детей воспитатели уделяют достаточно внимания и необходимо продолжать работу в этом направлении. Воспитатели организуют выставки рисунков, поделок, в которых принимают участие родители с детьми.

Привлекают родителей к изготовлению игрушек и оформлению групп. Проводят индивидуальные консультации. Оформлена наглядная информация.

По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:

• Работа педагогического коллектива детского сада по Художественно – эстетическому развитию детей ведется на среднем уровне.

• Грубых нарушений не выявлено. Имели место небольшие недочеты организационного характера.

Необходимо обратить внимание воспитателей на то, как дети владеют основными техниками приёма рисования, учить самостоятельно создавать Художественные образы в различных видах изоискусства, проявлять творчество в разных видах деятельности, учить создавать декоративные композиции.

Также хотелось предложить использовать в практике методики рисования с учетом возрастных особенностей детей Дошкольного возраста и использовать основные приёмы рисования во время НОД. Продолжать пополнить уголки творчества дидактическими играми по изобразительной деятельности.

Таким образом, проводимая воспитательно-образовательная работа проводится на хорошем уровне и является эффективной.

• Более творчески подходить к организации занятий по Художественно-эстетическому развитию детей, использовать разнообразные методы и приемы на данных занятиях.

• Дооборудовать уголки по Художественно-продуктивной деятельности в

Соответствии с возрастом детей, темой недели и сезоном.

• Использовать разнообразные формы работы с родителями, подготовить

Наглядный материал для родителей по Развитию художественно-творческих способностей детей.

3. Выступление с докладом: «Условия, средства, роль педагога в Эстетическом воспитании детей» воспитатель Ю. В. Сухова

4. Психологическая разгрузка (педагог-психолог Ю. В. Захарова)

5. Деловая игра: «Путешествие в Художественно-эстетический мир»

Педагоги делятся на 2 команды (название команды педагоги придумывают сами). В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает балл.

В состав экспертной комиссии входят: заведующая, ст. воспитатель, инструктор по физ. культуре, педагог-психолог. Они оценивают ответы и выполненные задания.

Деловая игра состоит из 4 частей. Каждый её этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители. Ведущий напоминает правила игры:

Уметь слушать других;

Вырабатывать общее решение вопроса;

Принимать активное участие в игре;

Не оспаривать оценку жюри;

Соблюдать культуру речи и тактичность;

1. Страна «Рисовандия».

Педагоги придумывают название команды, рисуют каждая команда свою эмблему и придумывают свой девиз так, чтобы у первой команды в девиз входило слово рисовать, а у второй команды слово раскрашивать.

2. «Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» — разминка

Вопросы задаются одновременно всем командам,

• Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)

• Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)

• Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

• Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных Художественных материалов : рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)

• Назовите, какие вы знаете росписи (городецкая, хохломская, дымковская, гжель, мезенская, жостовская, семеновская, палех)

• Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)

• Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)

• Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.)

.* Назовите основные виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура)

3. Станция «Воображандия».

Игра: «Нарисуй глазами детей»

Педагогам предлагается нарисовать на темы: «Приятное — неприятное», «Радость — печаль», «Красивое — безобразное», «Ласковое – грубое» с позиций ребенка. По завершению работы, каждая группа комментирует свой рисунок.

4. Станция «Угадайка».

Педагоги по очереди разгадывают кроссворд.

1. Прием рисования (приманивание)

2. Этим мы рисуем (кисть)

3. Городецкая, гжель, хохлома, жестово– как это назвать одним словом (роспись)

4. Нетрадиционная техника рисования (монотипия)

5. Как с латинского переводится словосочетание – декоративно – прикладное искусство (украшаю)

6. Это воспитание способствует Развитию эмоционально – чувственной сферы, формирует сенсорную культуру речи ребёнка, формирует представление о поступках, манерах поведения (Эстетическое).

5. Станция «Раздумье» (решение педагогических ситуаций)

• Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Им было предложено обследовать натуру разными способами: дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерстке, показывали части тела и т. д. ; дети старшей группы, изучали белку с опорой лишь на зрительное восприятие. Будут ли отличаться рисунки детей разных возрастных групп? Дайте психологическое обоснование своим суждениям.

• Между мамами состоялся следующий разговор. «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, Чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо». – «А вы пробовали его учить?» — «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей». Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим Развивать умения, способности своих детей?

• Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получилось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не получалась елка, которую ему так хотелось нарисовать. Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему.

• Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления?

6. Станция «Калейдоскоп изобразительного искусства»

• Как называют Художника, отдающего предпочтение изображению моря? Животных? (маринист, анималист)

• Какого русского Художника называли «певцом русской природы»? (Ивана Ивановича Шишкина, покажите его портрет

• Какие вы знаете картины этого Художника («Сосна», «Рожь», «Утро в сосновом бору»,

• Как называется известная картина Шишкина с медведями? («Утро в сосновом лесу»)

• Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы и т. д. (натюрморт)

• Морской пейзаж (марина)

• Как называют Художника, отдающего предпочтение изображению лица человека? Военных действий (портретист, баталист)

• Точная передача произведения Художника, сделанная в типографии (репродукция)

• Назовите русского Художника-морениста, Автора картин: «Волна», «Черное море», и др. (Иван Константинович Айвазовский, покажите портрет

• Какие вы знаете еще его картины?

•. Как звали основателя знаменитой картинной галереи, которая находится в Москве?

(Петр Михайлович Третьяков)

• Как называют Художника, отдающего предпочтение изображению природы? (пейзажист)

• Объект изображения (натура)

• Изображение Художника самого себя (автопортрет)

• Один из лучших пейзажей какого Художника называется «Золотая осень»? (Исаака Левитана., покажите портрет

• Назовите единственную картину Исаака Левитана, где изображен человек. («Осенний день в Сокольниках».)

Подведение итогов деловой игры.

6. Решение Педсовета :

1. Принять результаты тематического контроля «Организация условий для реализации Художественно-эстетического направления в МБДОУ» и сроки по выполнению замечаний и рекомендаций по его итогам.

1. Включать в работу по Художественно-эстетическому развитию приёмы рисования по возрастным особенностям детей.

2. Регулярно пополнять уголки Художественного творчества.

4. Активно участвовать в конкурсах различных уровней, периодически публиковать свои работы в электронных СМИ.

5. Проводить дальнейшую работу с родителями при участии в детско-взрослых конкурсах поделок и рисунков, выставках разного уровня.

6. Размещать информацию в родительских уголках по данной теме.

художественно-эстетическое развитие дошкольников. сообщение (из опыта работы)

Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Сообщение (из опыта работы) «Художественно-эстетическое развитие дошкольников.» Сообщение (из опыта работы) «Развитие детского художественного творчества» «Рисунок.

«Якутские узоры». Художественно-эстетическое развитие дошкольников В современное время гармоническое развитие личности невозможно без эстетического чувства, которое включает емкие многогранные понятия. Воспитание.

художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОСХудожественно-эстетическое развитие предполагает.

художественно-эстетическое развитие дошкольников среднего и старшего возраста.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников среднего и старшего возраста. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский Детство.

Художественно — эстетическое развитие дошкольников средствами детской мультипликации Все дети очень любят смотреть телевизор, а особенно мультфильмы. В силу своей восприимчивости дети легко усваивают с экрана модель поведения.

Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. Использование нетрадиционных техник рисований в НОД. Ведущая роль в становлении личности ребенка дошкольника, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этим.

о способах привлечения родителей к решению годовой задачи «художественно эстетическое развитие дошкольников».

О способах привлечения родителей к решению годовой задачи «Художественно эстетическое развитие дошкольников». Выступление на педагогическом совете О способах привлечения родителей к решению годовой задачи ДОУ «Художественно эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическое развитие для детей дошкольников. Преобрести в раннем детстве — эстетическое воспитание – означает на всю жизнь.

Выступление на РМО воспитателей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в контексте ФГОС до» Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада вас всех видеть Тема нашей сегодняшней встречи: 1. «Творческие проявления ребёнка. Художественно-эстетическое.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Сообщение (из опыта работы) «Художественно-эстетическое развитие дошкольников.» Сообщение (из опыта работы) «Развитие детского художественного творчества» «Рисунок.

О способах привлечения родителей к решению годовой задачи «Художественно эстетическое развитие дошкольников». Выступление на педагогическом совете О способах привлечения родителей к решению годовой задачи ДОУ «Художественно эстетическое развитие.

Утро в сосновом лесу.

Www. maam. ru

22.10.2018 6:38:54

2018-10-22 06:38:54

Источники:

Https://www. maam. ru/detskijsad/pedsovet-hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitie-doshkolnikov. html

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — Современные проблемы науки и образования (сетевое издание) » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методики художественно-эстетическое развития дошкольников

Сетевое издание Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0,940

Диагностические методики художественно-эстетическое развития дошкольников

В статье рассматривается значимость развития эстетического восприятия в формировании личностных качеств ребенка, его ценностных и эстетических установок, обеспечивающих сбалансированное развитие личности в современных условиях. Проанализированы существующие в настоящее время направления в развитии эстетического восприятия детей дошкольного возраста. Раскрывается сущность понятия «эстетическое восприятие», «эстетическая оценка». Обоснована роль деятельностного подхода в развитии эстетического восприятия. Выявлены специфика, отличительные особенности эстетического и художественного восприятия. В статье представлена методика развития эстетического восприятия в процессе художественно-творческой деятельности старших дошкольников, представлены этапы развития эстетического восприятия, обоснована их последовательность, раскрыто содержание, представлены диагностические методики соответственно предмету исследования, выделены педагогические условия, определены методы развития эстетического восприятия старших дошкольников соответственно каждому этапу.

1. Бычихина О. А. Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия младших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Курск, 2006. – 18 с.

2. Давыдова С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: вопросы теории и практики. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. – 305 с.

6. Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3–7 лет (теория и диагностика). – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 141 с.

8. Ясинских Л. В. Развитие эмоционального слуха у младших школьников в процессе восприятия художественных произведений. // Современные проблемы науки и образования. 2014. – № 2; URL: http://www. science-education. ru/rules116-12554

На современном этапе развития общества, в условиях изменения иерархии эстетических ценностей и нестабильности нравственных истин, художественное воспитание призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент личностных качеств ребенка, его ценностные и эстетические установки. Сохранение и преумножение традиций эстетического воспитания в современной системе образования способны обеспечить тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который обусловит личностное развитие по сбалансированному пути.

Восприятие, объединяя в себе все стороны психической жизни человека, представляет единство эмоционально-чувственного и аналитического, интуитивного и логического, рационального и иррационального. Взаимодействие человека и любого вида искусства начинается с восприятия. Поэтому не случайно, что интерес психологов и педагогов к проблеме развития восприятия не угасает.

Проанализировав позиции ряда авторов (Р. М. Грановская, Ж. Пиаже, А. Г. Маклаков С. Л. Рубинштейн и др.) можно заключить, что восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств.

Исследования отечественных психологов XX столетия (A. B. Запорожец, Л. А. Венгер, Е. И. Игнатова, Т. Л. Коган и др.) по проблеме эстетического восприятия детей дошкольного возраста показали особенности психологии восприятия дошкольниками сказки, музыкальных произведений, генезис эстетических переживаний, условия возникновения и развития эстетических образов. В последние годы активно ведутся исследования, посвященные механизмам развития эстетического восприятия (A. A. Мелик-Пашаев, Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская, А. Я. Михайлова, В. Г. Ражников, Н. Г. Тагильцева, A. B. Толстых, А. Ж. Овчинникова, И. В. Зеленкова, С. Ш. Евтых и др.).

Раскрывая сущность эстетического восприятия, необходимо выделить следующие основные положения: это вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием [7]. Среди множества основных свойств или качеств эстетического восприятия авторами называются одухотворение, «очеловечивание» воспринятого (Г. Гегель, И. Кант, Н. Г. Чернышевский), его особая эмоциональная направленность (Ф. Хатчесон, Э. Бэрк, И. Кант), диалектика образного и реального, воплощенная в художественном произведении автором (Ф. Шеллинг, Х. Ортега-Гассет).

Рассматривая понятие «эстетическое восприятие», необходимо сопоставить его с близким, но не тождественным ему понятием – «художественное восприятие». «Эстетическое» и «художественное» – разные и вместе с тем тесно связанные друг с другом категории, их нельзя ни полно­стью разделять, ни отождествлять. Прежде всего, они различаются по масштабам. Сфера эстетического является всеохватывающей, пред­метом эстетической деятельности, восприятия и оценивания может стать весь чувственно воспринимаемый мир – любое явление дей­ствительности, природы, человеческих взаимоотношений. «Художе­ственное» же связано с восприятием, созиданием, оцениванием про­изведений искусства. Поскольку художественное произведение представляет собой концентрацию эстетического начала, оно также может и должно стать предметом эстетического восприятия и эсте­тической оценки [2].

Если целью развития эстетического восприятия является формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, то ее реализация предполагает решение следующих задач (Г. С. Лабковская, Д. Б. Лихачев, Н. И. Киященко):

— создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений;

— формирование на основе полученных знаний социально-психологических качеств, способствующих возникновению эмоциональных переживаний и эстетической оценки предметов и явлений, чувства наслаждения ими;

— развитие потребности преобразовывать мир по законам красоты, созидать и творить, создавая прекрасное в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.

В теории эстетического воспитания условием возникновения у детей эстетических проявлений, эмоций, чувств, интересов, потребностей, эстетического вкуса, эстетических суждений является эмоциональная отзывчивость (О. П. Радынова, Б. М. Теплов, К. В. Тарасова и др.). Авторы этих исследований отмечают, что эмоциональная отзывчивость является показателем личностного отношения и значимости художественного произведения для ребёнка, что свидетельствует об эмоционально-оценочном отношении личности к художественному воздействию. Это выражается в широком комплексе внешних проявлений (мимика, жесты, движения тела и др.) и выступает отправной точкой развития эстетических чувств, отношений, потребностей, а также эстетических вкусов и интересов личности

По мнению А. А. Мелик-Пашаева, эстетическое – это значит связанное с чувственным восприятием. И для человека с развитым эстетическим отношением особое значение приобретает внешний облик мира, его «форма», все то, в мире, что можно непосредственно воспринимать чувствами. Главное, что человек начинает воспринимать неповторимый чувственный облик людей, предметов, явлений природы, событий общественной жизни не как внешнюю их сторону, а как прямое выражение внутреннего состояния, настроения, характера, судьбы. Предмет уже не распадается на внешнюю форму, которую человек воспринимает, и на внутреннее содержание, которое он познает: сама форма становится для него прозрачным носителем содержания [5].

Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т. е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. А. К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации. Сравним с определением Б. Т. Лихачева: «Эстетическое суждение – доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы» [4, с. 58].

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по понятию «эстетическая оценка», можно обобщить, что ряд авторов (С. Л. Рубинштейн, А. Ф. Лазурский, А. И. Буров, Н. А. Ветлугина) рассматривают ее как устойчивое свойство личности, возникающее в процессе общения с художественными произведениями и выражающееся в умении чувствовать, понимать и оценивать красоту в эстетических суждениях; испытывать потребность общения с произведениями. Другие (А. Н. Леонтьев, В. И. Мясищев) отмечают, что эстетическая оценка – это результат развития эстетического восприятия, она включает интерес, знание, переживание, ассоциации; это постижение эстетических качеств объекта.

Таким образом, эстетическая оценка – это и результат развития, и необходимое условие эстетического восприятия. Как компонент эстетического отношения к жизни и к искусству в целом, эстетическая оценка формируется и развивается в деятельности при целенаправленном руководстве.

Взаимосвязь восприятия и деятельности долгое время игнорировалась в психологии, либо восприятие изучалось вне практической деятельности (различные направления субъективной менталитетской психологии), либо деятельность рассматривалась вне зависимости от восприятия. Однако известно, что развитие как деятельность в целом, так и входящие в ее состав перцептивные процессы происходят не спонтанно. Оно определяется содержанием деятельности, условиями жизни и обучения. Поэтому на формирование эстетического восприятия, безусловно, оказывает влияние сама деятельность, которая должна быть художественной по содержанию и творческой по форме.

Главной особенностью развития художественного творчества, как отмечает А. А. Мелик-Пашаев, являются художественные способности ребенка, представленные автором в определенной структурной иерархии: развитое эстетическое отношение человека к действительности (высший уровень этой иерархии); способность к перевоплощению, способность человека встать на точку зрения «другого», понять и почувствовать его изнутри; потребность ребенка оживить, наделить душой, словом, поведением все, что его окружает; наблюдательность, т. е. развитие у ребенка способности активно, избирательно высматривать в жизни то, что может послужить для выражения определенного художественного замысла, переживания.

Таким образом, развитие эстетического восприятия представляет собой динамический процесс, актуализирующий личностные и интеллектуальные структуры. Определяя возможности развития эстетического восприятия, нами были определены компоненты эстетического восприятия старших дошкольников:

1. Эмоциональная отзывчивость, под которой мы понимаем наличие эмоционального отклика при восприятии эстетического объекта и ситуации.

2. Чувствительность к гармонии, под которой мы понимаем умение выделять выразительную особенность формы, во взаимосвязи с ее чувственным обликом. Форма – прозрачная носительница души» (М. А. Врубель).

3. Способность эмпатийного включения при восприятии природы, искусства и другого человека, под которой мы понимаем «вчувствование» в мир другого, непосредственное сопереживание ему.

4. Эстетические суждения, под которыми мы понимаем проявление собственного мнения о произведениях, умение в слове выразить эстетическое впечатление.

Таким образом, на основе принятого нами определения «эстетическое восприятие», а также его компонентов мы выделяем следующие этапы формирования эстетического восприятия старших дошкольников: эмоционально-перцептивный; аналитико-синтетический; эмоционально-творческий; ценностно-смысловой.

В ходе эмоционально-перцептивного этапа развивается положительная эмоциональная реакция на «эстетическое» явление, ситуацию, объект, происходит концентрация внимания старшего дошкольника на определение ведущей эмоции произведения. Ряд заданий направлен на формирование эмоционального отклика на произведение, через различные способы уподобления: двигательный, мимический, ритмический и т. д. Задания подбирались таким образом, чтобы дети смогли прожить, «пропустить» основную эмоцию произведения через себя, тем самым усиливая эмоциональное воздействие и осознание эмоции, для неформального ее определения в дальнейшем. Для активизации восприятия эмоционального тона использовались: метод создание композиции, метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова), метод уподобления (О. П. Радынова).

Целью следующего аналитико-синтетического этапа формирования эстетического восприятия становится осознание детьми авторской индивидуальности в выборе средств выразительности для воплощения собственного замысла. В процессе аналитико-синтетического этапа, используя метод создания художественного контекста (обращение к разным видам искусства) и метод создания композиции (обращение к разным видам художественно-творческой деятельности), ребенок с помощью педагога подводится к осознанию целостности и единства формы и содержания воспринимаемого. Ряд заданий направлен на выявление детьми особенности каждого вида искусства, средств его выразительности, определение чувственного богатства звуков, форм, красок их тонкое и точное различение. Другие – на развитие умений видеть объект с различных точек зрения и позиций. В процессе интерпретации явления, художественного образа у ребенка развивается сосредоточение и наблюдательность. С этой целью использовались метод сходства и различия (Ю. Б. Алиев), метод контрастного сопоставления (О. П. Радынова).

В процессе эмоционально-творческого этапа создавались ситуации для эмпатийного вхождения в художественный образ, в мир другого человека, непосредственное сопереживание ему и выражение всего этого в собственной художественно-творческой деятельности. Творческая деятельность, реализуя психологические особенности восприятия старшего дошкольного возраста (повышенная активность, эмоциональная восприимчивость, суггестивность), в то же время способствует развитию умения воплощать собственный замысел в художественном продукте. На эмоционально-творческом этапе реализуется деятельностный подход приобщения ребенка к искусству: присвоение ребенком общечеловеческих духовных ценностей в опоре на собственную созидательную деятельность. В процессе творческой деятельности у ребенка развиваются качества, потребности и способности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты. На данном этапе применялись такие методы, как метод уподобления художественному образу, проблемный метод, метод сопереживания (А. А. Мелик-Пашаев), метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр, Е. Д. Критская, М. С. Красильникова).

Содержание ценностно-смыслового этапа было направлено на формирование у детей собственного мнения о произведениях, явлениях и предметах окружающего мира, с помощью педагога формировались умения осознавать и передавать в речи эстетические переживания и суждения; развивалась способность к обобщенной характеристике воспринятого. На данном этапе использовались: метод осознания личностного смысла (А. А. Пиличяускас), метод размышления (Д. Б. Кабалевский) и др.

На основе определения понятия «эстетическое восприятие» и выявленных структурных компонентов формирования эстетического восприятия были определены показатели и критерии эстетического восприятия:

1. Эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта или ситуации. Для выявления уровня сформированности показателя были выделены критерии: проявление эмоциональной реакции в процессе взаимодействия с искусством; ее разнообразие (жесты, мимика, движения тела, эмоциональность речи); адекватность смыслу, образному строю художественного произведения.

2. Чувствительность к гармонии. Для выявления уровня были выделены критерии: способность воспри­нимать неповторимый чувственный облик вещей: цвет, движение, звучание; уникальность их сочетания; способность видеть за внешней формой внутреннее идейно-эмоциональное содержание.

3. Направленность на преобразование впечатлений в выразительные образы. Критерии: способность предвосхищать будущий художественный образ; активность художественно-творческой деятельности; способность находить адекватные средства (цветовую, языковую, звуковую, пластическую форму, фактуры, ритмы, тембры и т. д.), которые позволяют «проявить» и воплотить впечатления в выразительные образы.

4. Эстетические суждения. Критерии: выражать различными способами (эпитеты и образные сравнения) свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства; мотивировать выбор того или иного произведения разных видов искусства.

Детям дошкольного возраста достаточно сложно вербально выразить чувства, эмоции, вызванные художественным произведением (в т. ч. музыкальным) [8]. С этой целью для выявления уровня сформированности показателя эмоциональная отзывчивость предлагалось задание на выражение отклика в движении или графической линии. Для выполнения задания была выбрана пьеса Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».

Для выявления уровня сформированности чувствительности к гармонии (способности воспри­нимать особенность звучания, уникальное сочетание черт, не просто как внешнюю форму, а как прямое выражение внутренней жизни) была разработана диагностическая методика «Стиль». В качестве стимульного материала детям предлагалось две серии музыкальных произведений разных композиторов (Л. Бетховен и П. И. Чайковский) и две карточки красного и голубого цвета, где определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки: голубой – с нежным, лирическим характером музыки; красный цвет – с решительным, взрывным характером музыки Л. Бетховена.

Предлагаемый детям материал различен по музыкальному стилю композиторов. Определяющей чертой музыки Л. Бетховена («Ода к радости»; «Симфония № 3», op. 55 3 ч.) можно считать бравурность, воодушевленность, праздность, величие и т. д. Для музыки П. И. Чайковского (Адажио из балета «Щелкунчик»; «Апрель (Подснежник)» из цикла «Времена года») характерны мелодичность, напевность, легкость, мечтательность. Выполнение задания связано с умением, возможно интуитивно почувствовать особенности музыкального стиля композиторов, предпочитаемых ими средств выразительности.

Весьма эффективной в изучении направленности на преобразование впечатлений в выразительные образы является методика «Водопад». Яркое, волнующее, энергичное настроение стихотворения Р. Саути «Лодорский водопад» позволяет вызвать у детей потребность воплотить, «проявить» собственные впечатления в выразительные образы, используя разнообразные средства (цвет, слово, звук, движение, фактура, тембр и т. д.).

В ходе проведенных нами экспериментальных исследований на основе разработанных диагностических методик выявлена положительная динамика в развитии эстетического восприятия старших дошкольников. Данные результаты доказывают эффективность разработанной нами методики развития эстетического восприятия, включающей: развитие положительной эмоциональной реакции на «эстетическое» явление, ситуацию, объект, установление детьми взаимосвязи между особенностью выразительных средств и содержанием художественного образа, развитие эмпатийного включения, вхождение в художественный образ, в мир другого человека, непосредственное сопереживание ему и выражение всего этого в собственной художественно-творческой деятельности, формирование на этой основе у детей эстетических переживаний и суждений. Доказана эффективность деятельностного подхода в развитии эстетического восприятия детей дошкольного возраста.

Тагильцева Н. Г. д. п.н., профессор, зав. кафедрой «Пения и методики его преподавания» Института музыкально-художественного образования УрГПУ, г. Екатеринбург;

Куприна Н. Г. д. п.н., профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания Института педагогики и психологии детства УрГПУ, г. Екатеринбург.

Творческая деятельность, реализуя психологические особенности восприятия старшего дошкольного возраста повышенная активность, эмоциональная восприимчивость, суггестивность, в то же время способствует развитию умения воплощать собственный замысел в художественном продукте.

Science-education. ru

06.06.2020 3:30:48

2020-06-06 03:30:48

Источники:

Https://science-education. ru/ru/article/view? id=20597

Таблица диагностики детей дошкольного возраста по фгос » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методики художественно-эстетическое развития дошкольников

Таблица диагностики детей дошкольного возраста по фгос

Таблица диагностики детей дошкольного возраста по фгос

Таблица диагностики детей дошкольного возраста по фгос

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 5—6 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,

2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,

3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,

4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,

5 баллов — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (построке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико — психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной про­граммы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателя­ми проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выражен­ном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области. ( Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в старшей группе

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отмстить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

Проблемная (диагностическая) ситуация;

Формы проведения педагогической диагностики:

Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены/сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятель­ности конкретной организации.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: случившаяся ссора детей.

Форма проведения: подгрупповая.

3. Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества.

Методы: наблюдение (многократно).

Материал: необходимые материалы для труда на участке, в уголке природы, в игровой комнате, материалы для рисования, лепки, аппликации, конст­руирования. различные настольно-печатные игры.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии роди­телей, их профессию.

Форма проведения: индивидуальная.

2. Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб разного размера.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилага­тельные, умеет подбирать синонимы.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: сюжетная картина «Дети в песочнице», ситуация ответа детей на вопрос взрослого.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: ножницы, листы бумаги с нарисованными контурами.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Образовательная область « Физическое развитие »

1. Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и гори­зонтальную цель, отбивает и ловит мяч.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной де­ятельности.

Материал: мяч, корзина, стойка-цель.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно­го образования // Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 ок­тября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).

2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.

3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.

4. Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического разви­тия детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 2003.

5. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психоло­гии. — М., 2001

Консультация для педагогов «Педагогическая диагностика детей в соответствии ФГОС ДО»

Консультация для педагогов

«Педагогическая диагностика детей

В соответствии ФГОС ДО»

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных — задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.

Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны.

Регламентируемые документы педагогической диагностики:

— Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3

— Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования – статья 3.2.3.

Для начала проведем сравнительный анализ Системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы по ФГТ и педагогической диагностики ФГОС.

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т. е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

И так, что такое Педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика — это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка.

Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников — важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

Принципы диагностического обследования

Принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

Принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Понятие «зона ближайшего развития» введено : Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

— изучения продуктов деятельности детей

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я вижу у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.

Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования.

Обследование дошкольников: — проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);

— обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.

— с ребенком работает один взрослый.

— нельзя торопить ребенка с ответом, нужно дать возможность подумать с ответом;

— обследование проводится обязательно в игровой форме;

— нельзя заставлять ребенка, если он не желает что — то делать, лучше отложить диагностику.

Диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года.

На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу.

Реализация всех программ дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, через проведение педагогический диагностики. Рассмотрим и сравним как отражается раздел педагогической диагностики в разных образовательных программах дошкольного образования.

Программа «От рождения до школы». Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования.

Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Направлена на изучение:

— коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т. д.) ;

-познавательной деятельности (развитие детских способностей, познавательной активности);

— проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

Инструментарий — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.

Результаты могут использоваться исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО

Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде Педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями Детей. Таким образом, мониторинг относительно развития Детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития Детей дошкольного возраста в рамках Педагогической диагностики (мониторинга). Проведение Педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития Детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в Программах: «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Истоки» (под ред. Л. А. Парамоновой, «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, «Тропинки» (под ред. В. Т. Кудрявцева, «На крыльях детства» (под ред. Н. В. Микляевой, «Детский сад – дом радости» (автор – Н. М. Крылова, «Мозаика» (авторы – В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева).

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей Детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Таким образом, оценка индивидуального развития Детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных Областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития Детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для Детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений Педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются Педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) Форме:

• находится в стадии становления;

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам.

Общая картина по группе позволит выделить Детей, которые нуждаются в особом внимании Педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих Детей, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-Педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-Педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и Педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

На мой взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио Детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей Представляю вашему вниманию методическую разработку на тему «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей». Я использую методические.

Консультация для воспитателей «Индивидуальный развивающий маршрут для детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС» «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ» Примечание: Основанием для создания индивидуального маршрута может выступать диагностика достижений.

Математическое развитие детей в соответствии с ФГОС ДО ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации по программе «Математическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» (модуль.

Педагогическая диагностика физического развития дошкольников как условие повышения качества образования Актуальность: В общей системе образовательной работы физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном.

Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями. В связи с изменениями,.

Педагогическая диагностика за 2014–2015 учебный год в старшей группе Педагогическая диагностика за 2014-2015 уч. год в старшей группе. В ходе анализа педагогической работы выявлены некоторые разделы, которые.

План работы воспитателя по разделу «Педагогическая диагностика индивидуальных достижений воспитанников» Аверьяновой Ю. В. Диагностические исследования № Содержание Сроки 1. Первичная оценка достижений детей на начало учебного года по разделам.

Положение о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУ 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о системе оценки индивидуального развития детей в МБДОУ определяет цели, задачи, принципы системы.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ для детей 2–3 лет в соответствии с ФГОС до В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным,.

Консультация «Психолого-педагогическая работа в ДОУ в соответствии с ФГОС» В советский период наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения — освобождение женщины-матери для участия.

Таблица диагностики детей дошкольного возраста по фгос

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 5—6 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,

2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,

3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,

4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,

5 баллов — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (построке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико — психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной про­граммы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателя­ми проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выражен­ном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области. ( Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в старшей группе

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отмстить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

Проблемная (диагностическая) ситуация;

Формы проведения педагогической диагностики:

Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены/сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятель­ности конкретной организации.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: случившаяся ссора детей.

Форма проведения: подгрупповая.

3. Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества.

Методы: наблюдение (многократно).

Материал: необходимые материалы для труда на участке, в уголке природы, в игровой комнате, материалы для рисования, лепки, аппликации, конст­руирования. различные настольно-печатные игры.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии роди­телей, их профессию.

Форма проведения: индивидуальная.

2. Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб разного размера.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилага­тельные, умеет подбирать синонимы.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: сюжетная картина «Дети в песочнице», ситуация ответа детей на вопрос взрослого.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: ножницы, листы бумаги с нарисованными контурами.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Образовательная область « Физическое развитие »

1. Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и гори­зонтальную цель, отбивает и ловит мяч.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной де­ятельности.

Материал: мяч, корзина, стойка-цель.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно­го образования // Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 ок­тября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).

2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.

3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.

4. Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического разви­тия детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 2003.

5. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психоло­гии. — М., 2001

Образовательная область Познавательное развитие.

Kakvospityvatdetei. ru

20.08.2020 14:51:14

2020-08-20 14:51:14

Источники:

Https://kakvospityvatdetei. ru/diagnostika-detei/tablitsa-diagnostiki-detej-doshkolnogo-vozrasta-po-fgos

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.