Рубрики
Диагностичекий

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе

Диагностические методы определения психологической готовности к школьному обучению

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе

Компоненты психологической готовности к школе начинают проявляться у дошкольника в 6–7 лет как желание стать школьником. Оно связано с его физиологически сформировавшимся школьным возрастом и кризисом развития: ребёнок начинает осознавать свою роль дошкольника как не соответствующую его новым возможностям. Это значит, что в детской психике созрели предпосылки качеств, достаточных для обучения в школе. Рассмотрим их более подробно, чтобы понять, насколько хорошо ребёнок готов к систематическому обучению и что необходимо скорректировать.

Психологическая готовность ребёнка

Психологическая готовность состоит из двух компонентов: собственной активности ребёнка в стремлении получить знания (по сути, желания учиться) и объективных показателей его развития, которые указывают на то, что переход в новый статус – статус школьника – для него возможен.

Собственная активность ребёнка в стремлении получить знания включает в себя:

1. Мотивационную готовность – отношение к учёбе:

    наличие желания учиться; хорошее отношение к дошкольному обучению и умение использовать этот опыт; развитые познавательные потребности, интерес к систематической учебной деятельности.
    способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью; высокая адекватная самооценка; активность и самостоятельность в учебно-игровой деятельности; стремление к самостоятельному познавательному поиску; мотивы поведения, основанные на желании совершать нравственные поступки.

1. Волевую готовность – осознанное решение учебных задач:

    умение ставить цель и понимать её смысл; умение принимать решения; умение строить внутренний план и выполнять его; способность преодолевать трудности; умение произвольно контролировать своё поведение; умение оценивать результат своего действия.
    интерес к обобщённым научным знаниям об окружающем мире в соответствии с возрастом; способность логически выстраивать свою речь и проговаривать учебные задачи и действия; способность устанавливать основные связи между явлениями; способность концентрировать внимание; способность запоминать большой объём информации; умение ориентироваться в пространстве листа, числовом ряде; умение различать фигуру и фон, данное и искомое в задаче, выделять смысловые части и персонажей в литературном произведении; умение воспроизводить образец; наличие развитой зрительно-моторной координации.
    умение общаться со взрослыми в контексте учебной деятельности; умение понимать и выполнять распоряжения и задания взрослых; умение сотрудничать со сверстниками; умение считаться с другими, уступать и при необходимости подчиняться; умение приспосабливаться и адаптироваться, выполнять школьный режим и правила; способность самостоятельно решать свои простейшие проблемы, обслуживать себя; желание выполнять роль ученика.
    отсутствие импульсивных реакций; способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

Методика определения и критерии готовности детей к школе

Для определения уровня всех составляющих элементов психологической готовности используются различные комплексные методики. Надо отметить, что подобная диагностика может проводиться (в соответствии с ФГОС ДОО) только с согласия родителей или законных представителей ребёнка. При этом исследовать психологическую готовность ребёнка к школе, давать заключение и рекомендовать программу коррекции, основываясь на критериях готовности, доверено только специалисту – квалифицированному детскому психологу.

Какие методики входят в программу диагностики психологической готовности ребёнка к школе?

Методика «Пиктограмма» помогает определить уровни развития произвольной опосредованной памяти, распределения внимания и словесно-логического мышления. В ходе тестирования ребёнок рисует картинки к 12 словам и выражениям (1–2 мин.), предложенным для запоминания, и объясняет, как рисунок поможет вспоминать слова. Объяснения показывают уровень развития ассоциаций.

Методика «Десять слов» позволяет определить уровень произвольной непосредственной памяти. Ребёнок повторяет в произвольном порядке зачитанные психологом 10 слов, не имеющих смысловой связи. Процедура повторяется пять раз с чтением списка заново.

Методика «Шифровка» помогает определить уровни переключения, устойчивости, распределения и объёма внимания. Ребёнок после усвоения задания за 2 минуты на изображённых 45 фигурах рисует в быстром темпе «ключ», фигуры с дополнительными элементами. За правильно заполненную фигуру ставится 1 балл. Концентрация внимания оценивается по количеству пропусков и ошибок.

Методика «Дорисовывание фигур» ставит своей целью определить уровень развития воображения и его оригинальность. Ребёнок дорисовывает 10 предложенных фигур, чтобы получилась картинка. Оценивается наличие композиции и превращение предложенных элементов в образы.

Методика «Перцептивное Моделирование» помогает определить уровень восприятия через умение моделировать. Ребёнок выбирает из набора деталей подходящие для конструирования фигуры определённой формы. Задание выполнено, если все детали выбраны правильно.

Методика «Прогрессивные матрицы Равена» определяет уровень словесно-логического мышления. Ребёнок выбирает подходящие к «дырочкам» на картине «заплатки».

Методика «Три желания» помогает оценить развитие мотивационно-потребностной сферы. Ребёнок распределяет 3 заветных желания на нарисованном цветке с тремя лепестками. Оценивается ориентированность на себя или других, анализируется значимость жизненных сфер – материальной, сферы общения, учебной, семейной – и наличие агрессивности и тревожности по отношению к ним.

Тест Теммл – Дорки – Амен призван определить уровень тревожности. Ребёнок предлагает весёлые или грустные лица для картинок с сюжетом, где люди нарисованы без лиц. Уровень тревожности определяется в процентах по количеству предложенных «отрицательных» лиц.

Цветовой тест Люшера помогает выяснить уровень комфорта дома и в дошкольном учебном учреждении, выявить эмоциональные установки по отношению к школьной учёбе и самооценку. Ребёнок выполняет задания, раскладывая цветовые карточки Люшера и отвечая на вопросы психолога: какой цвет ему больше нравится, какой соответствует его настроению, какой – значимым людям и самому себе. Психолог определяет эмоциональное состояние и самооценку в соответствии с цветовыми предпочтениями. Самооценка определяется по наличию или отсутствию ассоциации самого себя с предпочитаемым цветом.

Вверх по «Лесенке»: методика для родителей

Один из тестов – тест на изучение уровня самооценки ребёнка «Лесенка» – могут провести и сами родители, в домашних условиях.

    нарисовать на листе лестницу из 5 ступеней; объяснить ребёнку: «Это волшебная лестница. Каждая её ступенька предназначена для разных детей. Чем выше ступенька, тем лучший ребёнок может на ней стоять. Самая верхняя ступенька для самого хорошего ребёнка»; спросить у ребёнка: «На какую ступеньку ты поставишь сам себя?», «На какую ступеньку тебя поставит воспитательница?» Задать ещё 5 вопросов о том, куда его поставят значимые люди.

Почему важна психологическая готовность ребёнка?

Психологическая готовность ребёнка уменьшает трудности школьной адаптации и «школьные страхи». Да, они могут проявить себя, но дети с высоким уровнем готовности имеют в основном «учебные» страхи. У детей со средним уровнем готовности явно выраженные «учебные» страхи соседствует со страхом «не подружиться с одноклассниками». А детишки с низким уровнем психологической готовности, помимо страха учебного, боятся «сделать что-то не так» и «злой учительницы».

Как помочь малышу справиться со «школьными страхами»? На помощь придёт рисунок «Чего я могу бояться в школе?».

    Во-первых, родители узнают конкретные страхи сына или дочери. Во-вторых, снимется ощущение угрозы через её изображение. В-третьих, вместе с ребёнком страх можно трансформировать, творчески его переработав (например, превратив «злую учительницу» в «волшебницу – хранительницу знаний»).

Использование педагогами линии учебников, предлагаемых «Начальной школой XXI века», даст возможность детям с низкими и средними показателями психологической готовности к школьному обучению повысить учебную мотивацию, добиться повышения уровня произвольности восприятия, памяти, внимания, развить словесно-логическое мышление, речь.

Подведём итог. Психологически готовым к школе можно назвать дошкольника, которого она привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, сознательно стремящегося к этим знаниям и умеющего управлять своим поведением. А школьную зрелость ребёнка, развитие познавательных мотивов поведения постепенно сформируют компоненты школьной жизни, принятые и усвоенные им в начальных классах.

Уровень тревожности определяется в процентах по количеству предложенных отрицательных лиц.

Shkolaveka. ru

11.07.2020 17:31:34

2020-07-11 17:31:34

Источники:

Https://shkolaveka. ru/articles/diagnostika-psikhologicheskoy-gotovnosti-rebyenka-k-shkole/

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе по А. Н. Веракса | Тест (подготовительная группа) на тему: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методы определения психологической готовности к школьному обучению

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе по А. Н. Веракса тест (подготовительная группа) на тему

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе по А. Н. Веракса
Тест (подготовительная группа) на тему

Представляю Вашему вниманию дианостический кейс психологический методик по определению уровня готовности детей подготовительных групп к обучению в школе. Данные методики проводятся в ДОУ, где образовательная программа разработана на примерной основной образовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Данная диагностика в соответствии ФГОС ДОО проводится только с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Диагностический кейс с методиками 118.5 КБ
Бланк регистрации данных 102 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная сфера отвечает за реализацию позиции, особенно характерной для дошкольного возраст, которую можно обозначить с помощью вопроса, часто задаваемого детьми: «Что это такое?». Для того чтобы ответить на него, ребенок использует такие процессы, как мышление, восприятие, память, внимание, воображение.

    Мышление – это процесс решения той или иной задачи, который связан с познанием скрытых свойств и отношений. В дошкольном возрасте необходимо проанализировать уровень развития наглядно – образного (как доминирующего) и словесно – логического мышления (которое появляется в концу данного периода). Восприятие – это процесс построения образа объекта при непосредственном контакте с объектом. О наивысшем уровне его развития в дошкольном образе свидетельствует успешность решения перцептивных задач, связанных с действием моделирования. Память – это процесс сохранения и воспроизведения полученных раннее впечатлений (или информации). В дошкольном возрасте она носит в основном непосредственный характер, но к концу этого периода начинается развитие опосредствованной памяти. Внимание – это способность психики сосредотачиваться на предмете деятельности. Она включает в себя такие показатели: распределение внимания ( способность одновременно удерживать несколько целей), переключение внимания (способность быстро менять цели, то есть переходить от выполнения одной задачи к другой), устойчивость внимания (способность концентрироваться на выполнение деятельности). Воображение – это процесс построения нового образа и отнесение его к другой реальности. Для анализа воображения используются следующие показатели: гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем (определяется количество образов, которые может создать ребенок); оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи (другими словами – это показатель, отражающий способность ребенка использовать такие действия воображения, как опредмечивание и включение); разработанность (уровень детализации образа). Говоря о разработанности образа, необходимо учитывать не просто количество деталей, но и их отнесенность к «реальности образа», функциональность. Поэтому если ребенок нарисовал большое количество элементов, но не может объяснить их значение, нельзя говорить о высокой разработанности образа.

Пиктограмма (А. Р. Лурия)

Методика направлена на диагностику развития произвольного опосредованного запоминания, а так же словесно-логического мышления, распределения внимания.

Особенности проведения методики.

С этой целью испытуемым предлагается 12 слов и выражений, которые необходимо запомнить. Инструкция звучит следующим образом :

«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты нарисуй то, что поможет потом тебе их вспомнить в конце занятия. Рисовать можно только картинки, а не буквы. Листочек только один, поэтому расположи рисунки так, чтобы все они на нем уместились».

Качество рисунка не имеет значения. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Однако экспериментатор должен поинтересоваться у испытуемого, каким образом приведенное изображение поможет ему вспомнить то или иное слово. Объяснения ребенка помогут оценить степень адекватности его ассоциаций. После окончания работы следует пронумеровать рисунки. Проверка результатов осуществляется спустя 20-30 минут: испытуемому предъявляют его рисунки, а он старается воспроизвести слова или словосочетания.

    Веселый праздник Вкусный ужин Строгая воспитательница Тяжелая работа Теплый ветер Болезнь Обман Расставание Развитие Слепой мальчик Страх Веселая компания

Интерпретация результатов методики.

Анализ методики осуществляется по пяти показателям.

Количество правильно воспроизведенных слов говорит об уровне развития опосредованной памяти. Поэтому в протоколе обязательно отмечаются воспроизводимые слова.

В норме дети 5 лет без искажений могут воспроизвести 5-6 слов из 10; дети

6 лет –7-8 слов из 12, 7 лет –9-10 слов из 12 . Как правило, часть слов дошкольники искажают на смысловом уровне ( трудная работа – тяжелая работа). С учетом таких ошибок можно привести следующие нормы: для детей 5 лет – 7 слов из 10,

6 лет – 9-10 слов из 12, 7 лет – 10-11 слов из 12.

Уровень развития мышления. Слова, включенные в набор для запоминания, различаются по степени конкретности. Например, «развитие», «сомнение», справедливость» — весьма абстрактные понятия, которые предполагают особый способ изображения. Поэтому на основании полученных рисунков делается вывод о преобладании конкретных (характерных при доминировании наглядно-образного мышления) или абстрактных образов, то есть обобщенных (при соответствующем уровне развития словесно – логического мышления).

Ярким показателем конкретности мышления является наличие на рисунках людей. При наличии выраженного образного мышления ассоциации могут быть достаточно оригинальными и одновременно позволяющими испытуемому вспомнить нужное слово или словосочетание.

Уровень развития воображения на основании параметра гибкости и разработанности.

Показатель гибкости определяется на основании того, сколько различных образов создал испытуемый. Несмотря на то, что все слова, предлагаемые ребенку для опосредствованного запоминания разные, можно встретить рисунки на которых они обозначаются одинаково.

Показатель разработанности определяется степенью детализированности изображения. При этом нужно помнить о том, что деталь должна быть функциональной, то есть направленной на установление адекватной ассоциации с образом и словом.

Повышенная детализация рисунков, явно не раскрывающая специфику образа (или представление нескольких образов изображений для обозначения одного слова), может свидетельствовать не только о развитии воображения, сколько о слабости памяти, либо об общей неуверенности ребенка. Если в методике «Десять слов» испытуемый показал нормальный результат, то, скорее всего, речь идет о эмоциональной напряженности, тревожности.

Уровень развития внимания. Устойчивость (концентрация) внимания отражается на качестве рисунков. Если качество изображения постепенно падает, то это свидетельствует об истощаемости внимания. То, как ребенок располагает рисунки, говорит о распределении внимания. Если он разбрасывает изображения хаотично, сильно варьируя размер, сталкиваясь с проблемой нехватки места, то это говорит о низком уровне развития внимания. Причиной этого может быт быть повышенный уровень тревожности. Однако в случае, когда рисунки тщательно отгораживаются друг от друга и нумеруются. То есть отмечается подчеркнутая организация работы, то речь может идти о высоком уровне концентрации внимания на фоне повышенной тревожности. Реакция испытуемого на те или иные слова. Ребенок может эмоционально реагировать на те или иные слова и словосочетания, поскольку они могут затрагивать значимые для него сферы жизни. Это отражается не только на характере используемых для запоминания ассоциаций, сколько на характере изображений. Изображения эмоционально окрашенных слов будут выделяться на фоне остальных рисунков.

Низкий уровень – 0 – 6 слов;

Средний уровень – 7 – 8 слов;

Высокий уровень – 9 – 12 слов.

Методика «Десять слов» (А. Р. Лурия)

Эта методика предназначена для диагностики произвольной непостредственной памяти.

Особенности проведения методики.

Методика организована следующим образом. Экспериментатор называет 10 слов, между которыми отсутствует очевидная смысловая связь и предлагает испытуемому в произвольном порядке воспроизвести слова. Процедура повторяется пять раз, причем весь список читается заново. В регистрационный лист заносятся названные слова, подписываются лишние слова.

Интерпретация результатов методики.

По результатам проведения методики строится кривая запоминания, где по оси абсцисс отмечается номер серии, а по оси ординат – количество воспроизведенных испытуемым слов. Очевидно, что кривая при хорошем состоянии памяти идет вверх.

Количество воспроизведенных с первого раза слов показывает объем памяти, а число повторений, необходимых для запоминания всего ряда, говорит о скорости запоминания.

Для детей дошкольного возраста называние 8 –9 слов по результатам пяти серий считается нормальным результатом. Если же ребенок называет много слов, а затем с каждым разом все меньше, то в этом случае нельзя говорить об ограниченном объеме памяти, поскольку здесь речь идет о внимании, в частности о высокой степени его истощаемости.

Кривая запоминания также может носить пилообразный характер, что говорит о слабой устойчивости внимания. Воспроизведение одного и того же количества слов в разных сериях или называние других слов может свидетельствовать о наличии органических дисфункций мозга.

Эта методика позволяет также оценить объем внимания. Фактически количество воспроизводимых слов отражает количество информации, которое удерживает ребенок в единицу времени.

Низкий уровень – 0 – 6 слов;

Средний уровень – 7 – 9 слов;

Высокий уровень – 10 слов.

Методика предназначена для оценки переключения, устойчивости, распределения и объема внимания.

Особенности проведения методики.

На листе бумаге с которым работает ребенок, изображены различные фигуры, расположенные в несколько рядов. Над фигурами нарисован «ключ» — набор фигур, представленных на листе, внутри которых изображены дополнительные элементы. Экспериментатор обращает внимание ребенка на «ключ» и предлагает воспроизвести его на пяти первых фигурах. После этого он просит испытуемого продолжить выполнять задание в быстром темпе. Время работы – 2 минуты.

Данная методика позволяет оценить следующие свойства внимания: способность ребенка концентрироваться на выполнении задания (устойчивость внимания) и умение переходить от одного задания к другому. О слабости концентрации внимания говорят пропуски фигур и большое количество ошибок. О степени переключения внимания свидетельствует количество заполненных фигур, то есть скорость обработки определенного объема информации.

За каждую правильно заполненную фигуру испытуемый получает 1 балл.

Норма: 6 лет – 35 баллов, 7 лет – 45 баллов.

Количество ошибок говорит о степени концентрации внимания. Показатель переключения внимания отражается в количестве правильно заполненных фигур. В 6 лет – 2 (при 37 заполненных фигурах), в 7 лет – 1 ошибка (при 45 заполненных фигурах).

0 – 23 – низкий уровень,

24 – 36 – средний уровень,

37 – 45 – высокий уровень.

Результаты считаются по формуле:

Где S – показатель переключения и распределения внимания

N – количество геометрических фигур. Просмотренных и помеченных соответствующими значками в течение 2 минут.

N – количество ошибок, допущенных во время заполнения задания. Ошибками считаются неправильно поставленные значки и пропущенные.

S • 0,15 – высокий уровень;

0.1 • S • 0,15 – средний уровень;

S • 0.09 – низкий уровень.

Методика «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко)

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Особенности проведения методики.

В качестве материала детям дается по 10 фигур и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так, чтобы получилась картинка.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: « Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

    0 – 2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии. 3 – 4 балла — нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается. 5 – 7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями. 8 – 9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенным сюжетом. 10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.

Низкий уровень – от 0 до 2 баллов.

Средний уровень – от 3 до 7 баллов.

Высокий уровень – от 8 до 10 баллов.

Методика «Перцептивное моделирование»

Развитие восприятия. Методика направлена на исследование одного из важнейших перцептивных действий – моделирования, которое позволяет выстроить сложную форму из отдельных сенсорных эталонов.

Особенности проведения методики.

Экспериментатор предлагает ребенку выбрать из набора деталей те, которые позволяют сконструировать фигуру определенной формы. Из 15 заданий первые три являются вводными, и поэтому не оцениваются. На примере работы с этими рисунками детям объясняют :

«Фигуры пробных задач разделены пунктирными линиями на части, что помогает соотнести их с изображенными ниже деталями, найди идентичные, чтобы получить такое же изображение. На остальных страницах образцы даны в нерасчлененном виде. Теперь ты сам должен разделить их самостоятельно».

В первых четырех заданиях для составления фигуры используются две части, в следующих четырех – три и в следующих четырех – четыре.

Задание считается выполненным, если ребенок правильно выбрал все необходимые части. Каждая задача оценивается определенным количеством баллов – чем сложнее задача, тем более высокий балл. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно.

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе по А. Н. Веракса
Тест (подготовительная группа) на тему

Представляю Вашему вниманию дианостический кейс психологический методик по определению уровня готовности детей подготовительных групп к обучению в школе. Данные методики проводятся в ДОУ, где образовательная программа разработана на примерной основной образовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Данная диагностика в соответствии ФГОС ДОО проводится только с согласия родителей или законных представителей ребенка.

ВложениеРазмер
Диагностический кейс с методиками 118.5 КБ
Бланк регистрации данных 102 КБ

Высокий уровень от 8 до 10 баллов.

Nsportal. ru

14.12.2020 10:28:55

2020-12-14 10:28:55

Источники:

Https://nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/15/diagnostika-psihologicheskoy-gotovnosti-detey-k-obucheniyu-v-shkole-po

Диагностика психологической готовности к школьному обучению — Психодиагностика (Психология) » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические методы определения психологической готовности к школьному обучению

Диагностика психологической готовности к школьному обучению

Диагностика психологической готовности к школьному обучению

Понимая психологическую готовность ребенка к школе как многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня развития мыслительной деятельнос­ти, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социаль­ной позиции школьника, необходимо согласиться с тем, что нет и не может быть единственного теста, измеряющего го­товность ребенка к школе, необходим комплекс методик.

Выбор методов диагностики психологической готовнос­ти ребенка к школе зависит от подхода к организации ди­агностического обследования, выбираемого тем или иным психологом.

Одним из вариантов организации может быть первона­чальная общая диагностика, обнаруживающая при массо­вых обследованиях детей в общих чертах уровень интел­лектуального развития, развития тонкой моторики руки, координации движения рук и зрения, умения ребенка под­ражать образцу. Далее, оценивая уровень готовности к школе, психолог продолжает работу с детьми с низким и особо низким уровнем сформированности компонентов пси­хологической готовности к школе, которые нуждаются в дополнительном индивидуальном психологическом обсле­довании. Благодаря последнему должна быть дана подроб­ная качественная характеристика особенностей психичес­кого развития ребенка, необходимая как для уточнения выводов, сделанных на основе фронтального обследования, так и для выбора направлений коррекционной работы.

Для реализации первоначальной диагностики, состав­ления общего представления об уровне готовности ребенка

К школьному обучению можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна—Йирасека. Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначаль­ного обследования старших дошкольников:

♦ не требует продолжительного времени для проведения;

Рекомендуемые материалы

Марианна Франке-Грикш — «ТЫ С НАМИ! » — Системные взгляды и решения для учителей, учеников и родителей

♦ может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований;

♦ имеет нормативы, разработанные на большой выборке;

♦ не требует специальных средств и условий для про­ведения.

1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна— Йирасека

Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека, являющийся модификацией теста А. Керна, состоит из трех заданий.

Первое задание — рисование мужской фигуры по па­мяти, Второе — срисовывание письменных букв, Третье — срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 — высший балл; 5 —низший бал), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3-х до 6-ти баллов, рассматривается как выше среднего, от 7-и до 11-ти — как средний, от 12-ти до 15-ти — ниже нормы. Детей, получивших 12—15 бал­лов, необходимо углубленно обследовать, т. к. среди них могут быть умственно отсталые. Все три задания графи­ческого теста направлены на определение развития тон­кой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка (рисунок муж­ской фигуры по памяти). Задание «срисовывание пись­менных букв » и «срисовывание группы точек » выявляют умение ребенка подражать образцу — умение, необходи­мое в школьном обучении. Эти задания также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвле­каясь работать некоторое время над не очень привлека­тельным для него заданием.

Я. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в шкоде, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому Йирасек подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле). Автор теста отмечает также ограничен­ность методики в связи с неиспользованием невербальных субтестов, позволяющих сделать заключение о развитии логического мышления (тест школьной зрелости в основ­ном позволяет судить о развитии сенсомоторики).

Тест Керна—Йирасека может применяться как в груп­пе, так и индивидуально.

Инструкция по применению теста Ребенку (группе детей) предлагают бланк теста. На пер­вой стороне бланка должны содержаться данные о ребенке и оставлено свободное место для рисовании фигуры мужчи­ны, на обороте в верхней левой части помещен образец пись­менных букв, а в нижней левой части — образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свобод­ной для воспроизведения образцов ребенком. В качестве бланка может служить лист машинописной бумаги, ориен­тированный так, чтобы нижняя часть его оказалась длин­нее боковой. Карандаш перед испытуемым кладут так, что бы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе). Бланк кла­дется перед ребенком чистой стороной (см. приложение 2).

Инструкция к заданию №1

♦Здесь (показывают каждому ребенку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так, как сможешь » . Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошиб­кам и недостаткам рисунка не допускается. Если дети все же начнут расспрашивать, как рисовать, экспериментатор все равно должен ограничиться одной фразой: «Рисуй так, как сможешь » . Если ребенок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например, ска­зать: «Рисуй, у тебя все получится » . Иногда ребята задают вопрос, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину, в этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину, и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребенок уже начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом еще и мужчи­ну. Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда ребе­нок категорически отказывается рисовать мужчину. Опыт показал, что такой отказ может быть связан с неблагопо­лучием в семье ребенка, когда отца либо вообще нет в се­мье, либо он есть, но от него исходит какая-то угроза. По окончании рисования фигуры человека детям говорят, что­бы они перевернули лист бумаги на другую сторону.

Задание №2 объясняют следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано* и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же » . Пред­лагается скопировать фразу:

Написанную письменными буквами. Если какой-нибудь ребенок неудачно угадает длину фразы и одно слово не по­местится в строчке, следует обратить внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав предложенную им фразу, пишут ее печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец иностранных слов, также напи­санных письменными буквами.

Перед заданием №3 экспериментатор говорит:

«Посмотри, здесь нарисованы точки

Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же » .

При этом нужно показать, где ребенок должен рисо­вать, поскольку следует считаться с возможным ослабле­нием концентрации внимания у некоторых детей. Во вре­мя выполнения ребятами заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует будущий школьник — правой или левой, перекла­дывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок слишком много, роняет ли карандаш и ищет его под столом, начал ли рисовать, несмотря на указания, в другом месте или вообще обводит контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво и т. д.

Оценка результатов теста

Задание № 1 — рисование мужской фигуры.

1 балл выставляется при выполнении следующих ус­ловий: нарисованная фигура должна иметь голову, туло­вище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице — глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим спо­собом (контурным), заключающимся в том, что вся фигу­ра (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных закон­ченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «рас­тут » из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический спо­соб рисования предполагает изображение отдельно каж­дой из составляющих частей фигуры. Так, например, сна­чала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.

2 балла. Выполнение всех требований на единицу, кро­ме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетичес­ким способом.

3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, ко­нечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объем­ные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка » или преобладание «головоножки » ) или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание №2 — Копирование слов, написанных пись­менными буквами

1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец.

Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует про­писной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопиро­ванная фраза отклоняется от горизонтальной линии не бо­лее чем на 30 градусов.

2 балла. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла. Явная разбивка надписи минимум на две час­ти. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Вос­произведенный образец все еще создает строку надписи.

5 баллов. Каракули.

Задание № 3Срисовывание группы точек

1 балл. Почти совершенное копирование образца. До­пускается незначительное отклонение одной точки от стро­ки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увели­чение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.

2 балла. Число и расположение точек должны соответство­вать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.

3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.

4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учи­тываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.

5 баллов. Каракули.

Работа с вербальным субтестом

Для работы с вербальным субтестом в бланке ответов предназначена четвертая страница. Экспериментатор дол­жен полностью протоколировать ответ ребенка на каждый вопрос субтеста.

Инструкция к вербальному субтесту: «Сейчас я буду задавать тебе вопросы о самых разных вещах, с которыми ты, конечно, знаком, и поэтому сможешь мне о них рас­сказать. Слушай вопрос первый. »

Субтест проводится индивидуально. Каждый вопрос зачи­тывается только один раз. Экспериментатору необходимо сле­дить за своей речью, она должна быть доброжелательной и четкой, чтобы исключить непонимание ребенком вопроса. Нельзя допускать наводящих вопросов, исправлять, если ребенок отвечает неправильно, дополнительно побуждать к более полному ответу. Необходимые исключения из этого требования специально оговорены в ключе к тесту.

Вербальный субтест

1. Какое животное больше — лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов,

Неправильный ответ = -5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем.
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.
Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = -3 балла.

2. Днем светло, а ночью.
Темно = 0 баллов,
Неправильный ответ = —4 балла.

3. Небо голубое, а трава.
Зеленая = О баллов,
Неправильный ответ = —4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки. это что?

Фрукты = 1 балл; неправильный ответ = -1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлаг­баум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы ник­то не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов Неправильный ответ -1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города = 1 балл.

Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла.

Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла.

Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака
— это. маленькая овечка — это. ?

Щенок, ягненок = 4 балла.

Только один ответ из двух = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку?
Чем похожа, что у них общего?

На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов.

На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = —3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на пово­роте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.

1 причина = 0 баллов,

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормо­зов) = -1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвоз­ди). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные, или приведение двух об­щих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта — нарезка (резь­ба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла.

Винт завинчивается, а гвоздь забивается: у винта — гайка = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание. это?
Спорт, физкультура = 3 балла.

Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или ко­рабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или пол­ный перечень, с самолетом или с кораблем, но только пос­ле объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 1 балл. Непра­вильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщи­ны, уже не может так работать, плохо видит, плохо слы­шит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.

Одно или два различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит и т. д.) = О баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленны­ми, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держа­лись прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла.

Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он лени­вый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.
Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопро­сам. Количественные результаты данного задания распре­деляются по пяти группам:

1 группа — плюс 24 и более

2 группа — плюс 14 до 23

3 группа — от 0 до 13

4 группа — от минус 1 до минус 10

5 группа — менее минус 11

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от трех до шести баллов. Группа детей, получивших семь-девять баллов, пред­ставляет собой средний уровень развития готовности к школь­ному обучению. Дети, получившие 9—11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более объек­тивных данных. Особое внимание следует обратить на груп­пу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12—15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании ин­теллекта, развития личностных, мотивационных качеств.

Таким образом, можно говорить, что методика Керна— Йирасека дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.

Последующий выбор методов диагностики обусловли­вается особенностями развития обследуемого ребенка, но при формировании любого комплекса методик необходимо учитывать ряд рекомендаций по проведению диагностичес­кой работы со старшими дошкольниками.

Методические приемы для проведения диагностическо­го обследования должны быть по возможности краткими — экспресс-методиками, которые не утомляют ребенка, но при этом являются информативными для исследователя.

Перед началом диагностического обследования ребенка 6-7 лет с целью установления первоначального контакта с ним рекомендуется проводить так называемое диагности­ческое интервью, которое может касаться любой темы. Кро­ме того, для установления эмоционального контакта с ре­бенком в диагностический комплекс могут быть включены и специальные методики, например «Нелепицы » .

При использовании опросных методов необходимо избе­гать малораспространенных слов и слов с двойным значени­ем, длинных вопросов. При этом вопросы не должны быть сдвоенными, поскольку в этом случае ребенок чаще всего отвечает только на один из них. Следует формулировать воп­росы так, чтобы не вызывать шаблонных ответов ребенка.

Все задания должны восприниматься ребенком как игры. Атмосфера игры помогает расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Кроме того, по ходу выполнения за­даний необходимо постоянно давать знать ребенку, что он все делает правильно и хорошо (независимо от действи­тельного результата).

Часть методик, включенных в диагностический комп­лекс, желательно провести в условиях группового обследо­вания для получения информации об умении ребенка сле­довать указаниям взрослого, адресованным группе в целом (фронтальное обследование моделирует ситуацию школь­ного обучения ребенка).

При подборе диагностических методов и непосредствен­ного осуществления диагностики психологической готов­ности к школе у детей 6-7 лет, необходимо учитывать прин­цип единства диагностики и коррекции развития психики. Диагностика должна быть направлена не на отбор детей, а на контроль их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений [42].

В соответствии с выделенными компонентами психоло­гической готовности ребенка к школе предлагается следу­ющий комплекс методик.

Диагностика интеллектуальной готовности] Методика «Мышление и речь »

1. Понимание грамматической конструкции
Проверяющий произносит предложение: «Петя пошел

В кино после того, как дочитал книгу » . Предложение нуж­но произносить медленно и четко. Желательно повторить его дважды, чтобы быть уверенным, что ребенок хорошо его расслышал. Затем проверяющий задаст вопрос: «Что делал Петя раньше — смотрел кино или читал книгу? » .

2. Выполнение словесных поручений

На столе в беспорядке лежат карандаши. Проверяю­щий говорит ребенку: «Собери карандаши, сложи их в ко­робку и положи коробку на полку » . После выполнения за­дания проверяющий спрашивает: «Где теперь лежат ка­рандаши? Откуда ты их взял? » .

Если ребенок не может правильно выполнить задание, оно упрощается. Проверяющий говорит: «Возьми каранда­ши и убери их в ящик » . Затем задаются те же вопросы.

3. Изменение существительных по числу
Проверяющий говорит ребенку: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я Скажу карандаш, а ты дол­жен ответить Карандаши » . Далее проверяющий называет 11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лам­па, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.

Если, изменяя слово «книга » (первое из названных про­веряющим), ребенок обнаруживает недостаточно четкое по­нимание инструкции (отвечает: «книжки » , «много книг » и т. п.), следует вновь дать образец правильного ответа: «кни­га — книги » .

4. Рассказ по картинкам

Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой — умывается, на третьей — завтракает, на четвертом — идет в школу). Проверяю­щий просит ребенка разложить картинки в нужном поряд­ке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

Оценка результатов

На основе выполнения описанных заданий заполняет­ся третий пункт протокола. Выполнение каждого из зада­ний оценивается знаками « + » , «± » или «- » .

В задании 1 знаком «+ » отмечается правильный ответ на вопрос, знаком «— » — неправильный (знак «± » не ис­пользуется).

В задании 2 знаком «+ » отмечается верное выполнение полной инструкции и правильный ответ на оба вопроса, зна­ком «- » невыполнение ни полной, ни упрощенной инструк­ции. Промежуточные результаты отмечаются знаком «± »

В задании 3 знак «- » ставится и том случае, когда ре­бенком допущено не более двух ошибок. Ошибки могут быть разными: перестановка ударения (стол — столы), искажен­ные формы множественного числа (город — городы, ребе­нок — ребенки, ухо — ухи) и т. п. Если для большинства обследуемых детей в силу особенностей местной речи харак­терны ошибки типа «браты » ,«окны » и т. п., то при оценке результатов они не учитываются. Знак «- » ставится в том случае, когда ребенок допустил 7 или более ошибок. Проме­жуточные результаты (3-6 ошибок) отмечаются знаком «± »

В задании 4 знаком «+ » отмечается правильное распо­ложение картинок и правильное описание изображенных событий. Не считается ошибкой изменение последователь­ности картинок, если оно разумно обосновано ребенком (например, вместо последовательности «просыпается — умывается — идет в школу » дана последовательность «при­ходит из школы — умывается — ужинает — ложится спать » ). Знак «± » ставится в случае, когда ребенок логич­но выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать, знак «— » — когда последовательность кар­тинок случайна.

Итоговый уровень развития мышления и речи оцени­вается как «высокий » , если выполнение всех четырех заданий оценено знаком «+ » ; как «низкий » — если выпол­нение трех или всех четырех заданий оценено знаком «- » , а также если два задания оценены знаком «- » , а осталь­ные два знаком «± » . В промежуточных случаях уровень оценивается как «средний » .

Методика «Образование представления »

Собирание разрезных картинок

Ребенку предлагают сложить картинку из частей, ле­жащих так, как показано на рис. 1.

Проверяющий говорит: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее » . Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант (рис. 2 ). В обоих случаях не следует называть изображенные предметы.

Рис. 1-2. Стимульный материал к Методике «Образование представления »

Оценка результатов

Собирание разрезной картинки оценивается знаком «+ » в том случае, когда ребенком правильно сложена первая (сложная) картинка. Если она сложена неверно, а вторая (более простая) — верно, то ставится знак «± » . Если обе картинки собраны неверно, ставится знак «- » .

Методика «Анализ образца »

На столе перед ребенком выкладывается из спичек фи­гурка человека так — чтобы образец (рис. 3) не соответ­ствовал детскому стандартному варианту (рис. 4).

Рис. 3-5. Стимульный Материал К Методике «Анализ Образца »

Сначала проверяющий спрашивает: «Что это? » Если ребенок сам не говорит, что это — человек, то ему сооб­щают это. Если же он считает, что получился самолет, то возражать не обязательно. Далее проверяющий говорит: «Я хочу, чтобы ты мне сделал точно такого же. Внима­тельно посмотри. Запомнил? Теперь я его закрою, а ты рядом с этим листочком сделай точно такого же человеч­ка » . Образец закрывают листом, ребенку дают спички и указывают место на столе рядом с листом, где он должен выполнить задание. Во время проведения этой методики внимание ребенка не следует обращать ни на какие осо­бенности исходной фигуры, говорится только — «внима­тельно посмотри » .

В большинстве случаев наблюдаются те или иные от­клонения, например, спички выложены головками к цент­ру, ноги широко расставлены.

Когда ребенок закончил работу, проверяющий говорит: «Молодец, хорошо, но давай посмотрим: у тебя точно так же, как у меня, или нет » , — и открывает образец. Ребенок может сказать, что все точно так же, или же отчасти ис­править конструкцию, например, перевернуть спички, но не сдвинуть ноги, или наоборот. В этих случаях экспери­ментатор дает ребенку наводящие вопросы, организуя его действия по анализу образца: «Что есть у человека? » —

«Голова » . — «Посмотри, у тебя также? » и т. д. То есть, проверяющий, не называя частей образца, побуждает ре­бенка последовательно их осмотреть. Если ребенок и в этом случае не замечает никаких расхождений, тогда дается — прямая подсказка: «Что у моего человечка на ногах? » — «Тапочки » . После этого проверяющий молчит, а ребенок, как правило, исправляет свою фигурку.

Детям, которые сразу же построили фигуру, точно со­ответствующую образцу, можно дополнительно предложить более сложную конструкцию — «кроватку » (рис. 5). Вос­произвести такой образец сразу без ошибок ребенку обыч­но не удастся, поскольку он асимметричен, и эта асиммет­рия не имеет функционального объяснения. Однако взрос­лый настаивает на том, чтобы все было сделано в точности, как у него. Дальнейшая процедура эксперимента такая же, как в основном задании.

Оценка результатов

При высоком уровне готовности к школе ребенок спо­собен самостоятельно обнаружить отклонения и внести коррективы. Не обязательно, чтобы фигура сразу же в точности соответствовала образцу: вполне допустимы ука­занные выше часто встречающиеся отклонения. Показа­телем среднего уровня готовности является умение ис­править свою фигурку с помощью взрослого, который фиксирует внимание ребенка на определенных частях или даже особенностях образца, например, говорит: «Посмот­ри, что у него на ногах » . Не готовый к школе ребенок даже при максимальной помощи не исправит ошибки в своей конструкции. Например, после ответа на вопрос «что у человека на ногах » ребенок ничего не меняет в расположении спичек, а когда его спрашивают, одина­ково ли стоят фигурки, «у твоего человечка ноги широ­ко раздвинуты, а у моего сдвинуты » , он. отвечает, что одинаково. Иногда такие дети исправляют то, что исправ­лять не обязательно, например, поправляют не очень аккуратно лежащую спичку.

При любых результатах выполнения второго задания уровень готовности считается неплохим, если в первом за­дании ребенок все сделал правильно.

Методика «Одномоментное восприятие количества »

На столе перед ребенком россыпью лежат спички. Про­веряющий говорит ему: «Бери отсюда столько спичек, сколь­ко буду брать я » ,— затем берет одну спичку, показывает ее ребенку на ладони и сразу зажимает в кулаке (время предъяв­ления должно быть коротким, поскольку проверяется не способность к пересчету, а возможности одномоментного восприятия количества). Потом ребенку предлагается взять спички. Количество спичек фиксируется. Одновременно ре­бенка спрашивают: «Сколько у тебя спичек? » . Иногда дети сразу называют число, иногда предварительно пересчиты­вают спички. Если ребенок затрудняется ответить, тогда задается дополнительный вопрос: «У тебя столько же, сколь­ко у меня, или нет? » Если ребенок начинает сомневаться в том, что у него столько же, то это проявление тревожности (к готовности к школе не относится). Если же в ответ на дополнительный вопрос ребенок говорит: «Столько же » — и только после этого соображает, что у него тоже 4, то это отрицательно характеризует его готовность, так как он не сомневался, что взял столько же, следовательно, он не тре­вожный, тем не менее быстро ответить на вопрос не смог.

После этого и взрослый, и ребенок кладут свои спички обратно в кучу. Далее проверяющий берет и показывает 3 спички, и вся процедура повторяется. Потом показывает 2, 4 и 5 спичек.

Далее предлагается комплекс, который включает три диагностические методики, выявляющие те показате­ли психического развития детей 6—7 лет, которые наибо­лее важны для успешного обучения в школе. В совокупно­Сти эти методики позволяют охарактеризовать:

1) уровень развития предпосылок учебной деятельнос­ти: умение внимательно и точно выполнять последователь­ные указания взрослого, самостоятельно действовать по его
Заданию, ориентироваться на систему условий задачи, пре­одолевая отвлекающее влияние побочных факторов (мето­дики «Графический диктант » и «Образец и правило » );

2) уровень развития наглядно-образного (в частности, наглядно-схематического) мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом (методика «Лабиринт » ).

Все методики проводятся фронтально. Желательно, что­бы при их проведении присутствовал ассистент (его функ­ции может выполнять учитель). Методики «Образец и пра­вило » и «Лабиринт » могут использоваться при индивиду­альном обследовании, методика «Графический диктант » — только фронтально, поскольку она направлена на умение ребенка следовать указаниям взрослого, адресованным груп­пе учащихся или классу в целом.

Система оценки результатов разрабатывалась, исходя из качественных особенностей выполнения задания, харак­терных для того или иного количественного показателя — суммарного балла (СБ).

Методика «Графический диктант »

Методика направлена на выявление умения вниматель­но слушать и точно выполнять указания взрослого, пра­вильно воспроизводить на листе бумаги заданное направ­ление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Методика проводится следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нанесенны­ми на нем четырьмя точками (рис. 6). В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата прове­дения обследования, в случае необходимости дополнитель­ные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постарать­ся, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня — я буду гово­рить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете — ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо на­чинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая ка­рандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытя­ните правую руку в сторону. Видите, она указывает дверь

(называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете — к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провел линию на одну клет­ку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево — к окну (на доске проводится соот­ветствующая линия). Все поняли, как надо рисовать? » .

После того как даны предварительные объяснения, пе­реходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит:

♦ Начинаем рисовать первый узор. Поставьте каран­даши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте ли­нию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бу­маги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами » .

При диктовке нужно делать достаточно длительные па­узы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обяза­тельно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправ­ляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно вы­полнить инструкцию. При рисовании последующих узо­ров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и на­чинали новый узор с нужной точки. В случае необходимо­сти он одобряет робких детей, однако никаких конкрет­ных указаний не дает.

По прошествии времени, отведенного для самостоятель­ного продолжения узора, проверяющий говорит:

«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. При­готовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка верх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка на­право. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор » .

Предоставив детям полторы-две минуты на самостоя­тельное продолжение узора, проверяющий говорит:

«Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставь­те их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внима­ние! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клет­ки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продол­жайте рисовать этот узор » .

Через полторы-две минуты начинается диктовка после­днего узора:

«Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Вни­мание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клеткя налево — слово «Налево » выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево » опять выделяется голо­сом). Одна клетка вниз. Три клет­ки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор » .

Все диктуемые узоры приведе­ны справа.

Рис. 6. Образцы Узоров

К Методике «Графический Диктант »

По истечении времени, предоставленного на самостоя­тельное продолжение последнего узора, проверяющий и ас­систент собирают у детей листки. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Результаты выполнения тренировочного узора не оце­ниваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продол­жение узора. Оценка производится по следующей шкале:

Точное воспроизведение узора — 4 балла (неровность линии, «дрожащая » линия, «грязь » и т. п. не учитывают­ся и не снижают оценки).

Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, — 3 балла.

Воспроизведение с несколькими ошибками — 2 балла.

Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство от­дельных элементов с диктовавшимся узором, — 1 балл.

Отсутствие сходства даже в отдельных элементах — О баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценки выстав­ляются по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну — за выполнение диктанта, другую — за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4.

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем сум­мирования максимальной из них с минимальной), есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпа­дающая с максимальной или минимальной, не учитывает­ся). Полученная оценка может колебаться 0 до 7.

Аналогично из трех оценок за продолжение узора вы­водится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируют­ся, давая суммарный балл (СБ), который может колебать­ся в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

Методика «Образец и правило »

Методика направлена на выявление умения руковод­ствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлека­ющее влияние посторонних авторов. Результаты ее выпол­нения отражают также уровень развития наглядно-образ­ного мышления 6-летних детей.

Материалом служат книжечки с заданиями.

На первой странице книжечки записываются данные о ребенке и дата проведения обследования. После того как детям розданы книжечки, проверяющий, держа в руках такую же, говорит:

«У вас у всех такие же книжечки, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного на второй страни­це); их соединили так, что получился такой рисунок (про­веряющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются точки справа от тре­угольника-образца). Вы сами соедините их так, чтобы по­лучился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки — вы. их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или разные? » .

Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит:

«Правильно, они разные. Одни точки — как маленькие крестики, другие — как маленькие треугольники, есть точ­ки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя крестиками, или между двумя треугольни­ками. Линию можно проводить только между двумя раз­ными точками. Если какую-то линию вы проведете непра­вильно, скажите нам (имеются в виду проверяющий и ас­систент), мы сотрем ее резинкой. Когда нарисуете эту фи­гурку, переверните страницу и будете рисовать следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию меж­ду двумя одинаковыми точками » .

Рис. 7. Образцы заданий к методике «Образец и правило »

Затем детям предлагают приступить к выполнению за­дания. По ходу выполнения проверяющий и ассистент следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, окончив решение очередной задачи, каждый ребе­нок переходил к следующей, по просьбе детей стирают указанные ими линии. Никакие дополнительные разъяс­нения детям не даются, все их действия поощряются (даже в случае неверного решения). По просьбе ребенка ему мо­жет быть индивидуально повторена инструкция, может быть разъяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых точек не запрещено правилом; единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были со­единены отрезком («линией » ). Пассивных детей нужно обо­дрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить за­дачу с ошибкой, чем вовсе не решить » , и т. п.

Оценка результатов

За каждую из шести задач ставится оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов.

В случае, если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведен образец, ставится 0 баллов.

В случае, если нарушено правило и правильно воспро­изведен образец, ставится 1 балл.

В случае, если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец, также ставится 1 балл.

В случае, если не нарушено правило и правильно вос­произведен образец, ставится 2 балла.

Если при выполнении какой-либо задачи ребенок про­вел хотя бы одну линию не между заданными точками, за эту задачу ставится 0 баллов (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная мо­торными или сенсорными трудностями). В случае, когда ребенок сам ставит дополнительные точки, а затем прово­дит между ними линию, выполнение задания также оце­нивается 0 баллов.

Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дро­жащая » линия и т. п.) не снижают оценки.

Суммарный балл (СБ) выводится путем суммирования баллов, полученных за все 6 задач. Он может колебаться в пределах от 0 (если за все задачи получено 0 баллов) до 12 баллов (если за все задачи получено 2 балла).

Методика («Лабиринт » )

Методика направлена на выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации). Оценка производится в «сырых » баллах без перевода в нормализованную шкалу.

Материал представляет собой комплект листов, на кото­рых изображены полянки с разветвленными дорожками и до­миками на их концах, а также «письма » , условно указываю­щие путь к одному из домиков (см. приложение главы 2).

Первые два листа (А и Б) соответствуют вводным задачам.

Детям вначале даются две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10 (листы 1-10).

Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. (Проверяющий указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Все найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы » .

Проверяющий смотрит, как решил задачу каждый ре­бенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй вводной задаче, проверяющий пред­лагает детям перевернуть листок и говорит: «Здесь тоже два домика, и опять надо найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачи­вать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону » . Проверяющий при этих словах проводит по чертежу в «письме » . Решение задачи снова проверяется, ошибки исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1—2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать, начинать двигаться от трав­ки. Найдите нужный домик и зачеркните » .

К задаче 3: «Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его » .

К задаче 4: «Смотрите на письмо. Надо пройти от трав­ки сначала мимо березки, потом — мимо грибка, елочки, потом стульчика. Отметьте домик » .

К Задачам 5-6: «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его » .

К задачам 7—10: «Смотрите на письмо, в нем нарисова­но, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его » .

Оценка результатов

При обработке результатов по каждой из задач 1—6 за каждый правильный поворот начисляется 1 очко. Поскольку в задачах 1—6 необходимо сделать четыре поворота, макси­мальное количество очков за каждую из задач — 4. В зада­чах 7-10 за каждый правильный поворот начисляется 2 очка; в задачах 7-8 (два поворота) максимальное количество очков равно 4; в задачах 9, 10 (три поворота) — 6 очков.

Все оценки, полученные ребенком в отдельных зада­чах, суммируются. Максимальное количество-очков — 44.

Итоговая оценка результатов обследования

По каждой из трех методик, входящих в настоящий комплекс, на основе суммарного балла (СБ) определяется

Уровень выполнения ребенком задания. Выделены 5 уров­ней выполнения каждого задания (табл.3).

Значения СБ, Соответствующие Разным Уровням выполнения Заданий

Мы едим суп, мясо 0 баллов.

Studizba. com

06.07.2020 23:15:06

2020-07-06 23:15:06

Источники:

Https://studizba. com/lectures/psihologiya/psihodiagnostika/17904-diagnostika-psihologicheskoy-gotovnosti-k-shkolnomu-obucheniyu. html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *