Рубрики
Диагностичекий

Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры

Диагностические технологии в работе социального педагога методики этапы и процедуры

Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.

Для эффективной профессиональной деятельности социально­му педагогу необходима достоверная информация, касающаяся раз­личных сторон жизнедеятельности его подопечных. Социальному педагогу приходится пользоваться различными видами диагности­ки, приспосабливая их к конкретным задачам своей профессиональ­ной деятельности. В этом смысле он является междисциплинарным специалистом и должен владеть методами социологического, педа­гогического, психологического и отчасти медицинского исследова­ния.

Поскольку деятельность социального педагога является мно­гоплановой, а его функции разнообразны и в процессе реализа­ции опираются на различные области научного знания, в практи­ке работы ему приходится использовать методы, относящиеся к разным профессиям.

Социальный педагог не ставит Медицинских диагнозов, этот диагноз будет интересовать его с точки зрения психосоциальных и педагогических аспектов. Например, он не ставит диагноз: наркомания, шизофрения, невроз, алкого­лизм, но может диагностировать те социально-педагогические последствия, которые сопровождают эти заболевания, признаки их влияния на формирование личности ребенка.

Соци­альный педагог не ставит Психологический диагноз, но он может выявить или использовать в качестве опорных психодиагности­ческих признаков факторы риска подопечных. Например, повышенный интерес в младшем школьном возрасте к ситуациям, включающим жес­токость и агрессию как компонент формирования детской агрес­сивности. В подростково-юношеском возрасте, сохранение инфантильности, крайняя зависимость от ситуации, склонность к уходу от трудностей, слабоволие, отсут­ствие самоконтроля и саморегуляции как несформированность основных предпосылок личностного развития.

Используя данные Социальной диагностики о проблемах, особенностях участников социальной ситуации развития ребенка, педагог может анализиро­вать их влияние на подопечного, прогнозировать последствия для развития детской личности. Для социального педагога важно разобраться в отношениях ребенка с семьей и другими социальными группами, к которым он принадлежит.

Педагогическая диагностикаОценивает ребен­ка в сравнении с определенными социальными нормами и этало­нами, что часто обусловливает оценочное отношение к личности подопечного и отсутствие его безусловного принятия. Поэтому в ряде случаев социальный педагог не только не может пользо­ваться готовыми педагогическими оценками, но и вынужден реа­билитировать ребенка в глазах окружающих через демонстрацию его лучших сторон.

Социально-педагогическая диагностика — специально орга­низованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психо­логических, педагогических, экологических и социокультурных факторов.

В социально-педагогической диагностике распознаются со­циально-психологические характеристики воспитательного мик­росоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания, а также индивидуально-психологические характерис­тики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями.

Постановка социально-педагогического диагноза невозмож­на без опоры на теоретические представления о том или ином изучаемом феномене. Например, выявляя подростков с агрессивным поведением, следует принять ту или иную концепцию формирования детской агрес­сивности (психоанализ — «агрессия как способ снятия напряже­ния и психологическая защита»; бихевиоризм — «агрессия как научение подобному поведению» и др.).

Этапы социально-педагогической диагностики:

Констатация определенного неблагополучия в деятель­ности и поведении ребенка;

Осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая;

Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокуп­ности имеющихся данных;

В этом смысле он является междисциплинарным специалистом и должен владеть методами социологического, педа гогического, психологического и отчасти медицинского исследова ния.

Studfile. net

23.03.2020 7:50:38

2020-03-23 07:50:38

Источники:

Https://studfile. net/preview/2277021/page:21/

Методы исследования и диагностики в социальной педагогике — Методика диагностики личности » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические технологии в работе социального педагога методики этапы и процедуры

Методы исследования и диагностики в социальной педагогике — Методика диагностики личности

Методы исследования и диагностики в социальной педагогике — Методика диагностики личности

Социально-педагогическая диагностика является неотъемлемой частью работы социального педагога, так как его деятельность направлена на формирование социально-значимых характеристик личности учащихся: мировоззрения, самопознания, жизненных ценностей. Основная задача социального педагога – систематическое изучение каждого ребенка на всех этапах его жизни. Данная задача невыполнима без проведения диагностик.

Актуальность темы изучения методов социально-педагогической диагностики обусловлена множеством социальных проблем, с которыми столкнулось общество на современном этапе развития. Особое внимание привлекает рост правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, социальное и правовое положение которых оценивается как критическое. Поэтому самая социально-значимая задача нашего общества – повысить эффективность профилактики преступлений среди подрастающего поколения и найти пути снижения их роста.

В нашей стране система социальной работы не отвечает потребностям общества в полной мере и поэтому спрос на специалистов – профессионалов, способных правильно оценить, диагностировать, прогнозировать и помочь решить социальную проблему неизменно растет. Такие потребности общества обуславливают постоянное повышение требований к мастерству педагогов в образовательных учреждениях, к самому содержанию образования, к организации учебно-воспитательного процесса и досуга детей.

Социальный педагог – это довольно новая должность, которую могут занимать только компетентные специалисты, профессионалы. Он не похож на других работников образования. Он ведет свою деятельность непосредственно в той среде, которая окружает личность ребенка, ему приходится вести диалог с семьей вне школьного режима и т. д. Успех применения средств социально-педагогической работы возможен только при взаимном доверии самого социального педагога и тех, кто ему помогает (школьный учитель).

методы исследования и диагностики в социальной педагогике - методика диагностики личности

Методика диагностики личности

Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем. Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.

Диагностика — важнейший компонент социальной технологии: цель—диагноз — прогноз — программа—внедрение—анализ. Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования.

Алгоритм процедур типовой технологии:

• ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;

• измерение и анализ показателей;

• формулирование и оформление выводов, заключение, постановка социального диагноза.

Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо:

• выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;

• уточнение социальной ситуации развития;

• определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т. п.);

• ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение «социального портрета» личности.

В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, — медико — психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке.

Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими правилами:

• соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание и особенности социальнопедагогической деятельности с конкретным подопечным;

• соблюдать этические нормы;

• защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя ему возможность некоторой корректировки этих результатов, а также в собственно педагогических целях;

• обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять

Втайне результаты, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т. п.).

Результаты диагностической деятельности оформляются социальным педагогом в единую «Карту-характеристику личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности» и т. п. Единого образца данного вида документов в настоящее время нет. Существуют различные варианты, возможно комбинирование или создание собственного варианта, который бы отвечал практическим задачам деятельности.

Интервью

По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию); прямыми; косвенными.

Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью организуется и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить вопросы к возможностям отвечающего. Требования к организации интервью: проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка); определение достаточного количества времени; устранение или уменьшение влияния третьих лиц; формулировка вопросов, рассчитанная не на чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).

Свободное интервью — проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана, определяется только тема; направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки зависят от индивидуальных особенностей того, кто проводит интервью; полученная информация не нуждается в статистической обработке; информация ценна и интересна своей уникальностью;

Фокусированное интервью — его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться;

Формализованное интервью — строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией;

Стандартизированное интервью — преобладают закрытые вопросы;

Интервью с открытыми вопросами — по времени более затратная форма исследования.

Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов — экспертными оценками. Процедура опроса экспертов может быть очной или заочной. Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза — обмен мнениями всех экспертов за «круглым столом», где происходит выявление доминирующей позиции по дискутируемому вопросу. Оптимальное число экспертов за «круглым столом» — не более 12 человек. Подобная форма выработки общего мнения или оценки осуществляется по схеме, когда каждый участник «круглого стола» берет на себя определенную роль:

«генератор идей» — активно выдвигает всевозможные предположения о прогнозируемом явлении;

«селекторы» — оценивают и отбирают наиболее значимые идеи, выдвигаемые «генераторами идей»;

«стимуляторы» — стимулируют «генераторов идей» к выработке различных оценок, формулируя все новые и новые предположения;

«регуляторы» — следят за тем, чтобы полемика не приобретала хаотичный характер, оставалась в рамках объективного обсуждения; не переходила в русло взаимной оценки компетентности друг друга;

«президент «круглого стола»» — удерживает внимание экспертов на центральной теме дискуссии.

Обсуждение проблемы может происходить в несколько туров, пока не удастся выработать некоторую более или менее согласованную оценку. Обобщенная оценка может составляться на основе анализа и обобщения письменных мнений экспертов по той или иной проблеме.

Параметрический метод

Параметрический метод состоит в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы («на входе») и нынешнего состояния социальной единицы («на выходе»). Разница между этими двумя параметрами представляет собой «социальный эффект» (реабилитационный, коррекционный и т. п.) или результат, свидетельствующий об эффективности использования средств, методик, уровне квалификации персонала и т. п. Анализ документов — один из наиболее часто используемых методов в социально педагогической работе. Документы подразделяются:

На личные и безличные — по степени персонификации;

На официальные и неофициальные — в зависимости от статуса документального исследования

На первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы) — по источнику информации

По надежности информации официальные документы более надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем безличные. При использовании вторичных источников важно установить их первоначальный источник, так как надежность одних документов зависит от надежности других. Проверка надежности документа предполагает различение событийной и оценочной информации, анализ целевых намерений и мотивов составителя документа, уяснение общей обстановки, в которой составлен документ. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер. К числу основных ограничений метода можно отнести следующие:

— учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдений и опросов;

— отдельные блоки информации очень быстро устаревают;

— цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться;

— подавляющее большинство данных в ведомственных документах не содержит информации о сознании, мотивах, ценностных установках, направленности человека.

Тестирование — исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Могут использоваться разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет «читать» тест, инструкцию по повторному заключению. Для исследователя несомненную значимость имеют заключения, на основе которых строятся выводы по изучаемой проблеме.

Биографический метод

Биографический метод — один из наиболее часто используемых методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается «социальным биографиям», которые позволяют на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны общественной жизни. Фиксируются личные отношения человека к тем социальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен опосредованно или непосредственно. Существуют различные источники биографических данных: интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, сообщения о своей жизни в целом, об отдельных этапах или жизни каких-либо родственников. Все эти источники дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какие — либо социальные группы. При использовании метода «социальных биографий» следует учитывать два момента: «эффект дистанции» (по прошествии времени человек может иначе оценивать те или иные события своей и чужой жизни) и необходимость анализа получаемой от индивида информации, так как извлеченный из нее смысл, как правило, не совпадает с тем, который в нее первоначально вложил субъект.

Вариант этого метода — семейная биография. Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации, жизненных позиций и т. п.). Существуют и другие методы социально-педагогической диагностики: ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-анализ и др. Реалистическая оценка и сформулированный диагноз служат основой для принятия решения, определения стратегии и тактичной деятельности.

Ниже рассмотрены некоторые диагностические методики, необходимые для первичной диагностики учащихся группы риска.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

    Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

помощь студентам в учёбе lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www. lfirmal. com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Существуют различные источники биографических данных интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, сообщения о своей жизни в целом, об отдельных этапах или жизни каких-либо родственников.

Lfirmal. com

21.06.2020 6:37:40

2020-06-21 06:37:40

Источники:

Https://lfirmal. com/metody-issledovaniya-i-diagnostiki-v-socialnoy-pedagogike-metodika-diagnostiki-lichnosti/

Диагностические технологии в работе социального педагога методики этапы и процедуры » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностические технологии в работе социального педагога методики этапы и процедуры

6.1. Алгоритм технологии социального диагноза

6.1. Алгоритм технологии социального диагноза

Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Цель социально-диагностической технологии и процесс ее достижения показывает, чего может достичь социальный педагог в данной ситуации. Задача — это то, что необходимо решить для ее достижения. Ближайшая цель — это возможная зона ближайшего развития. Она позволяет подготовиться для достижения малого, однако реального, и создать условия для целенаправленного развития дальнейшей деятельности по разработке способа достижения прогностической цели социально-педагогической работы с клиентом. Каждая следующая цель предусматривает возможность более полного решения социально-педагогических проблем клиента. Мимо целей на ближайшую и последующую позволяет в большей степени индивидуализировать социально-педагогическую работу с конкретным человеком.
Главные задачи:
— получить необходимой полноты информацию, необходимую для постановки диагноза и обеспечить квалифицированную реализацию следующих этапов (подэтапов);
— уточнить социально-педагогические проблемы клиента;
— подготовить необходимую информацию для прогностической деятельности в каждой ситуации.
Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об процесс или объект, который изучается. Диагностика — важнейший компонент социальной технологии (цель — диагноз — прогноз — программа — внедрение — анализ). Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования.
Изучение опыта социальных диагностов по выбору целевой технологии позволяет выделить в ней основные функциональные этапа. Особенности осуществления социального диагноза определяются многими факторами. Среди них:
— уровень профессионализма специалиста;
— специфика объекта и проблемы;
— мотивация деятельности педагога или работника, стиль профессиональной деятельности.
Для социального педагога на этапе осуществления социального диагноза характерно:
1. Стремление как можно лучше и подробно узнать индивидуальность объекта социальной диагностики. Его интересует информация:
— о патологіюю, характерную для объекта работы (характер патологии и ее причины; динамика развития и выявления патологии на период работы с ним — прогрессивная, стабильна ли переменная; перспективы развития патологии, ее распространение, обязательность предупреждение; снижение уровня негативного выявления и стабилизация);
— о индивидуальные потенциалы клиента, на которые можно опираться в социально-педагогической работе с ним: потенциальные возможности в решении и снижении уровня патологии; компенсация, коррекция возможностей клиента; индивидуальный позитивный потенциал личности клиента в целом;
— о индивидуальные возможности объекта в самосовершенствовании, решении своей социально-педагогической проблемы, мотивация отношений к решению социальных проблем, положительный опыт самостоятельного решения чих или иных проблем, активность и настойчивость в работе с клиентами других специалистов.
2. Стремление определить социально-педагогические проблемы, их иерархию и особенности воздействия на объект воздействия.
3. Стремление определить социально-педагогические возможности жизнедеятельности клиента:
— осознание положительных и отрицательных решений социально-педагогических проблем клиента;
— возможность повышения положительности социально-педагогической роли работы с клиентами;
— участие в социально-педагогической работе с клиентами и их окружением.
5. Стремление собрать необходимую превинну информацию для диагностической работы и выявить ее источники. Опираясь на эти источники, социальный педагог собирает в каждой конкретной ситуации информацию, на основе которой принимает решение о диагностируемую действительность.
Непосредственная подготовка к реализации выбранной цільвої технологии практической деятельности включает:
— анализ выбранной целевой технологии, выделение материальных, технических, методических и организационных аспектов целевой технологии;
— решения проблема підгнотовки;
— испытания некоторых методик;
— планирование исполнительной деятельности по времени и месту;
— подготовка клиента или объкта к работе;
— постановка задач практической работы перед выполнением.
Для реализации технологии специалисту необходимо иметь определенную информацию. К ней относится:
— сама технология с описанием ее материального, технологического, организационного и методического обеспечения;
— профессиональные и методические возможности субъектов реализации целевой технологии;
— потенциал окружения реализации целевой технологии.
При организации такой работы в специализированных заведениях этим занимаются специально подготовленные лица. Как правило, проводится дифференциация деятельности и каждый специалист выполняет свой блок работы.
Алгоритм процедур типовой технологии предполагает: ознакомление с клиентом (или социальным процессом) — постановку задач — выделение предмета диагностики — выбор основных показателей или критериев — измерение и анализ показателей — формулировка и оформление заключений — выводы — постановку социального диагноза.
Одним из объектов диагностики выступает лицо (ребенка, взрослый человек). В рамках социально-педагогической диагностики лица необходимо:
— выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;
— уточнение социальной ситуации развития;
— определение степени развития или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т. п.);
— ранжирование, описание особенностей объекта, диагностируемых;
— построение “социального портрета” лица.
В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, — медико-психолого-педагогическая характеристика клиентов, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке.
Основой употребление любой диагностической технологии освоения теории, на которую она опирается. Без этого социальный работник может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов исследования. Так, например, в контексте бихевиористической, когнитивной, и других психологических теорий и направлений предусматриваются различные варианты и модели технологий диагностики в социальной работе.
Процесс решения проблемы социальным работником включает:
1). сбор информации со всех источников, относящихся к делу;
2). оценку информации;
3). определение проблемы;
4). планирование действий;
5). составление подробного четкого плана действий;
6). осуществление плана действий;
7). оценку результатов.

; — ранжирование, описание особенностей объекта, диагностируемых; — построение социального портрета лица.

Banauka. ru

28.11.2019 7:00:54

2019-11-28 07:00:54

Источники:

Https://banauka. ru/1306.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *