Андрущенко т ю диагностические пробы в психологическом консультировании
Андрущенко Т. Ю.. Книги онлайн
Андрущенко Татьяна Юрьевна — декан факультета психологии и социальной работы, к. п.н., профессор кафедры психология образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Работает на кафедре психологии с 1970 года. С 1975 по 1978 годы училась в аспирантуре НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, в 1979 году защитила диссертацию «Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте», с 1981 года — доцент кафедры психологии. С 1985 по 1987 год — доцент кафедры психологии Эрфуртской Высшей педагогической школы (ГДР).
Принимала участие в подготовке специалистов психологов, в 1990, а затем с 1992 по 1995 год была руководителем курсов «Практический психолог системы образования» при ФППК ОНО, принимала участие в создании и организации нового факультета, со дня его основания является деканом этого факультета. Участвовала в создании учебных планов и программ для студентов специальностей «Психология», «Педагогика и психология», «Социальная работа» и «Связи с общественностью». С 2001 года профессор кафедры психологии, впоследствии — кафедры психологии образования и развития. С 2002 по 2010 год исполняла обязанности зав. кафедрой социальной работы Почетный работник высшего профессионального образования.
Является автором более 80 научных и научно-методических работ, более 40 статей, 3 учебных пособий, рекомендованных Советом УМО для направления и специальностей психологии.
Книги (3)
Учебное пособие включает шесть диагностических методик, используемых в ходе возрастно-психологического консультирования.
Предлагаемые диагностические процедуры направлены на выявление различных сторон социальной ситуации развития детей школьного возраста, особенностей включения младших школьников в учебную деятельность, сформированности личностных новообразований учащихся.
За представленные в пособии методики автор в 2002 г. получил Диплом I степени Всероссийского конкурса на лучший пакет диагностических методик в системе образования.
Соавтор: Карабекова Н. В.
В учебном пособии рассматриваются принципы и некоторые подходы к построению коррекционных и развивающих программ для школьников младших классов с помощью особым образом организованной игровой деятельности.
Описаны методы диагностики причин трудностей в обучении ребенка, степени сформированности игровой деятельности и общения. Изложены содержание и процедура проведения восьми коррекционно-развивающих игр. К пособию прилагаются цветные карточки — готовый материал для занятий с детьми.
Соавтор: Карабекова Н. В
Рассматриваются принципы и некоторые подходы к организации построения коррекционных и развивающих программ средствами особым образом организованной игровой деятельности. Представлены содержание и процедура проведения игр.
Кафедрой социальной работы Почетный работник высшего профессионального образования.
12.11.2020 3:13:24
2020-11-12 03:13:24
Источники:
Https://www. koob. ru/andrushchenko/
Андрущенко Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании, сайт Букинист » /> » /> .keyword { color: red; }
Андрущенко т ю диагностические пробы в психологическом консультированииАндрущенко т ю диагностические пробы в психологическом консультировании

Андрущенко Т. Ю.
Диагностические пробы в психологическом консультировании
М., Академия, 2002 г. 72 с. Тираж 20000 экз. Состояние: новая.
Цена:
Город: Киев
Узнать о поступлении
Введите свой e-mail и город проживания, затем нажмите кнопку, чтобы сразу получить сообщение, когда книга будет в наличии.
Неверно заполнено поле почтовый адрес! Не все поля формы были заполнены
Узнать о поступлении

М., Академия, 2002 г. 72 с. Тираж 20000 экз. Состояние: новая.
Цена:
Город: Киев
Узнать о поступлении
Введите свой e-mail и город проживания, затем нажмите кнопку, чтобы сразу получить сообщение, когда книга будет в наличии.
Неверно заполнено поле почтовый адрес! Не все поля формы были заполнены
Андрущенко Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании
Диагностические пробы в психологическом консультировании.
08.09.2017 14:10:36
2017-09-08 14:10:36
Источники:
Https://book-i-nist. com/view. php? book_id=11168
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОБЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ — КиберПедия » /> » /> .keyword { color: red; }
Андрущенко т ю диагностические пробы в психологическом консультированииДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОБЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОБЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Консультативная беседа, опосредованная графическими приемами, Дает возможность выявить характер переживаний ребен ком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми, т. е. собственно Субъективную составляющую социальной ситуации раз вития. Соотнося картину внутренних переживаний ребенка с задачами развития в тот или иной период его жизни, психолог может определить достаточность и необходимость сложившихся условий возрастного и личностного становления.
Показаниями к применению данной методики могут выступать:
• трудности возрастного развития младшего школьника и подростка (принятие возрастного статуса, необходимость оценки особенностей социальной ситуации развития и др.);
• межличностные конфликты, проявляющиеся в непонимании, отвержении младшего школьника или подростка родителями, учителями или сверстниками;
• внутриличностные конфликты ребенка, проявляющиеся в одиночестве, замкнутости, агрессии, жестокости и др.;
• нарушение школьного поведения (пропуск уроков, снижение успеваемости и т. д.).
Диагностическая процедура построена на основе приема графического и цветового опосредствования. Целенаправленная перефокусировка сознания ребенка с «прямого» обсуждения содержания переживаний на «опосредствованное» (обсуждение графических средств их выражения) позволяет в формате консультативной беседы, во-первых, вывести и объективировать психологические проблемы ребенка в продуктах графической деятельности; во-вторых, соединить недифференцированные, до конца не осознаваемые переживания с их предметами; в-третьих, провести обсуждение возникших затруднений, опосредованное наглядным материалом и помогающее снять личностные защиты.
В работе с подростками данный методический прием используется и на психокоррекционном этапе консультирования. Благодаря более открытой инструкции в ходе совместной работы пси-
Холога с подростком возможно обсуждение всех групп отношений с социумом, а также выяснение желаемых для подростка отношений, рассмотрение путей и способов изменения конфликтных взаимоотношений.
Оборудование и материалы
Стандартный лист бумаги с изображением большого и двух меньших кругов, пересеченных двумя — горизонтальной и вертикальной — линиями (см. приложение 1), два цветных карандаша (темный и светлый).
Процедура проведения
Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе крут и характер взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями. Построение и содержание беседы представлены в табл. 1.
Построение и содержание беседы
Этап беседы | Высказывания-побуждения психолога | Действия психолога |
Установление контакта | «Я знаю, что любой человек не любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты» | Организация сотрудничества с ребенком, снятие настороженности, присущей началу общения |
Построение круга («дома») общения | «Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в этом круге твоего общения | Рисует (или предлагает готовый) круг. Делит (или объясняет разделение) круг на секторы (сферы общения). Вертикальная черта разделяет секторы: «школа» и «вне школы»; горизонтальная — выделяет секторы «сверстники» и «взрослые» |
7
Окончание таблицы 1
Этап беседы | Высказывания-побуждения психолога | Действия психолога |
«Заселение» круга общения | «Теперь надо заселить каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко. Это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели), но среди них могут оказаться и неприятные; ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится это делать по самым разным причинам» | «Вводит» в круг общения всех названных ребенком детей и взрослых с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности). Выясняет возраст детей, обстоятельства взаимодействия. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе |
Выявление круга симпатий — антипатий | «Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает. Давай будем использовать два карандаша: темный — недоброжелательный» и светлый — «радостный», «приветливый» | В ходе штриховки прямоугольников красным или синим карандашом психолог выясняет подробности, обстоятельства, характер сложившейся ситуации. С помощью частоты штриховки выявляется выраженность модальности переживаний. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе |
Выявление меры взаимопринятия участников общения с точки зрения ребенка | «Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один — в середине и еще один маленький — в центре; здесь поместим тебя, напишем твое имя. С помощью двух карандашей давай покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен» | С помощью линии соответствующего цвета показывается модальность взаимоотношений (симпатия, антипатия) между участниками круга общения. С помощью стрелки обозначаются направление и мера выраженности отношений (до внутренней или внешней окружности и др.) |
Направления анализа
Качественный анализ хода и результатов беседы (особенности поведения ребенка при совместном с психологом заполнении круга общения, характер его высказываний, итог работы — заполненный крут общения) предполагает:
1) сравнение полноты взаимодействия ребенка с окружающими в разных сферах общения;
2) сравнение характера переживаний ребенком своего взаимодействия с окружающими в разных сферах, выявление значимых отношений, их анализ с точки зрения задач возрастного развития;
3) выявление отношения ребенка к себе как к субъекту общения (принятие себя, позиция в общении и др.);
4) выделение зоны неблагополучия в социальной ситуации развития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, конфликтность общения и др.).
Диагностическими показателями итога беседы («заселенный» ребенком круг общения) могут рассматриваться:
Количество участников общения в каждой сфере и ситуации в целом (крайние показатели — «сверхзаселенность», «малозаселен-ность», «незаселенность» того или иного сектора, всего круга;
Преобладающая модальность отношений (положительная, отрицательная) в каждой сфере общения и ситуации в целом;
Мера взаимности отношений (односторонние, взаимные) в каждой сфере общения и ситуации в целом;
Пропорции отношений (равные и диспропорциональные): объем и сила чувств, адресованных другим, либо превышают те, которые ребенок получает от других, либо чувства, получаемые от других, превышают чувства, исходящие от ребенка к другим;
Гомогенность/гетерогенность круга общения в каждой сфере (однополый или разнополый, одновозрастной или разновозрастной состав участников общения).
Сектор «Взрослые вне школы»
Сектор «Взрослые в школе»
10
11
Продолжение таблицы 2
Сектор «Сверстники в школе»
Опыт использования методики
Случай Люды С.
Люда шла в консультацию неохотно, плакала. В семье трое детей. Люда — старшая дочь от первого брака, ей 10 лет; два других ребенка маленькие: мальчику три года, девочке девять месяцев. Мать (инженер, кандидат наук) жаловалась на непослушание девочки, невыполнение домашних обязанностей, неумение за себя постоять, частую слезливость. Она недовольна дочерью, ее внешностью (полная), считает ее «слабой личностью», не видит никаких достоинств, полагает, что девочка хитрит, притворяется «жертвой», провоцируя проявление жалости со стороны окружающих. В то же время в общеобразовательной и в музыкальной школах Люда учится хорошо, пишет стихи.
По личностному опроснику Кеттела выраженными показателями являются А, С, Д С, О, ()4, что говорит о высокой внутренней напряженности, тревожности, озабоченности (О = 10, 4 = 8), о неуверенности в себе, сензитивности (С = 2, О = 10), о реактивности поведения, легкой возбудимости (7) = 8), наличии конфликтов в социуме, плохой ориентировке в межличностных отношениях (А = 2, С = 3).
На рисунке несуществующего животного девочка изобразила Кслёмышара с пятью большими глазами. Комментируя происхождение названия («смесь кота, собаки, льва, ежа, мыши»), Люда подчеркнула, что он «как мышь всего боится, но защищается». В рассказе о животном поместила его жить в бездонную пещеру, считает, что у него «больше врагов, чем друзей». Кслёмышар ненавидит «вражду и драку, даже защищаться не умеет, дерется с закрытыми глазами, чтобы не видеть, что делает другим больно, так
12
ВО ДВОРЕ Инка, 7 лет
«Всех нас любит»
«Относится ко мне, как к мебели, как к столу, которому надо подпилить ножки»
Бабушка ‘Дедушка Брат Саша, 3 года Сестра Аня, 0,9 года Двоюр. сестра
В. И. «Не скрываю своей злости к
Щ | — темный («неблагоприятный») цвет;
■■ — знак частой штриховки темным («неблагоприятный») цветом; ШШ — знак частой штриховки светлым («благоприятным») цветом. Рис. 1. Круг общения Люды С.
Как жалостливый», боится «потерять друзей, так как налетят враги, а он беззащитен». Данная методика выявила зависимую позицию девочки от взрослых и сильных, внутреннюю неуверенность в себе.
В домашнем задании (написать о своих невзгодах и радостях) девочка к невзгодам отнесла: 1) «частые ссоры с братом»; 2) «болезнь любимой учительницы»; 3) «нам учительницу заменили»; 4) «со мной никто не дружит»; 5) «встреча с Катей Г.».
Перечисленные невзгоды лежат в сферах общения дома и в школе. Характер невзгод показывает значимость для девочки личности учителя (плакала, когда узнала о болезни); наличие конфликтов с новым, не сравнимым с прежним, учителем; наличие неудовлетворенности и тревоги по поводу отсутствия дружеских связей со сверстниками.
Характер радостей связан опять же с новым учителем (1-е место); с событиями в семье: рождение сестры и защита мамой диссертации (2-е место); с поездками в лагерь, в лес (3-е место) и приобретениями (подарили кораллы). Как видно из перечисленных событий, сфера общения со сверстниками не актуализирована.
Таким образом, данные, собранные по этим методикам, обнаружили общее неблагополучие Люды в социуме, однако выяснить конкретную картину внутреннего мира девочки со всем многообразием ее межличностных связей удалось в ходе «графической беседы». Использование предлагаемой методической процедуры позволило опосредованно подготовить Люду к обсуждению ее актуальных переживаний.
Результаты совместного заполнения круга общения представлены на рис. 1, где показано различие в широте и характере взаимодействия. Наиболее тесен домашний круг общения: девочка выделила восемь человек, с кем, по ее мнению, сложились теплые, добрые отношения. Особенно она выделяет маму, одну из бабушек, родную сестру девяти месяцев и двоюродную сестру-сверстницу; только один человек в доме — брат трех лет — приносит большие неприятности.
Друзей во дворе немного, двое из них младше (по семь лет); из сверстников ей нравится только одна девочка, встречи с которой эпизодические, связь неглубокая.
Неблагополучно положение в сфере общения Люды в школе как со сверстниками, так и с учителями. Здесь из пяти названных сверстниц две приносят большие огорчения, общение с ними взаимно неприятно. Эти девочки активно выражают Люде неприязнь, дразнят, обзывают ее, и, как ей кажется, презирают. Три одноклассницы входят в круг ее благополучного общения, но отношения с ними нельзя назвать дружбой. К двум указана только односторонняя стрелка со стороны Люды, а к одной, хотя и двусторонняя, но взаимоотношения не являются тесными. Люда считает себя недостойной ее: «Она отличница, слишком изысканная для меня».
В ходе заполнения «круга общения» удалось выяснить полную изоляцию девочки от одноклассников, ее вынужденное одиночество в школе («стою на переменах одна, ни с кем не разговариваю), различия в интересах («им со мной неинтересно»), во вкусах («они модно одеваются, а я не так, как они»).
Значимость общения с учителями для Люды велика; из семерых, которых она назвала, двое вызывают глубокие отрицательные переживания. К учительнице третьего класса, относящейся
14
15
Максим «Всех бьет. Большой»
к девочке, по ее словам, хорошо, Люда не скрывает своей злости. Также отрицательно она относится к новой учительнице, заменяющей долгое время заболевшую любимую учительницу: «Она ко мне относится как к мебели, как к столу, которому надо подпилить ножки и ручки». Взаимоотношения только с одной учительницей (заболевшей) девочку радуют: это ее кумир, который покровительствует, признает, понимает. Девочка тяжело переживает ее болезнь, не спит по ночам, плачет, пишет для нее стихи и посвящает ей прозу, постоянно справляется о ее здоровье, с нетерпением ждет ее возвращения в класс.
Таким образом, введение в работу консультанта методического приема, где графически изображался круг общения, позволило организовать доверительную беседу, в ходе которой была выявлена неблагополучная для ребенка данного возраста социальная ситуация развития. Об этом свидетельствует следующее:
1) у девочки не реализована актуальная в предподростковом возрасте потребность в общении со сверстниками, фиксирован отрицательный опыт общения с ними;
2) выявлен длительный конфликт в семье, связанный с конкурентным отношением с братом, обострившийся в связи с рождением еще одного ребенка; к девочке со стороны матери стали предъявляться новые, повышенные требования, с которыми она не справляется; фиксирован опыт безуспешной борьбы за внимание и любовь близких;
3) неудовлетворенность в других сферах общения девочка компенсирует непомерным экзальтированным отношением к учительнице, что не типично для этого возраста; потребность в любви и привязанности к учителю носит компульсивный характер.
Результатом ограничения общения в школе, переживания постоянного неуспеха стали растерянность, неверие в свои силы, отрицательное отношение к себе — девочка чувствует себя слабой и беззащитной. Постоянный поток отрицательных оценок со стороны родителей в адрес ее внешнего облика, поведения, качеств личности усилил неверие Люды в свои силы, вызвал непринятие себя.
Случай Валеры П.
Валера П. (7,7) — ученик I класса. Родители обратились к психологу в связи с жалобами учителя на плохую успеваемость ребенка, нежелание и неумение работать на уроке (не отвечает на вопросы, уходит от контактов со взрослыми). Мальчик воспитывается в полной семье; у Валеры есть старший брат, ученик VI класса этой же школы. Воспитание мальчика противоречиво: с одной стороны, гиперопека и инфантилизация (позиция мамы), с другой — вседозволенность и сверхтребовательность (позиция отца).
Рис. 2. Круг общения Валеры П.
Диагностический этап работы. В рисуночной пробе «Урок в моем классе» мальчик изобразил не содержательные характеристики урока, а нарисовал доску, на которой в два столбика перечислены животные — петух, орел, лев и кот, собака, волк.
Проективная беседа (В. Михал, 1974) показала, что тревоги в отношении к школе мальчик не испытывает. Он находит себя в других видах деятельности — игре, фантазии. В беседе все его интересы сходятся на игре: «Я был бы счастлив. если бы играл в игрушки»; «Мои близкие думают обо мне. что я хорошо играю в игрушки»; «Ребенок в семье. играет в игрушки».
Для мальчика характерны ответы, связанные с миром животных. Он пожелал детям, чтобы у них звери были не дикими; себе — «Леопарда сделал бы, чтобы был волшебный и умел разговаривать», пожелал себе лисицу и акулу.
Результаты совместного заполнения круга общения представлены на рис. 2.
В кругу Валеры наиболее заполнена сфера общения со взрослыми в школе. Комфортные отношения у него сложились со школьным психологом, учителем рисования. В ходе дальнейшей работы выяснилось, что только эти взрослые принимают ребенка, сами
16
17
Являются инициаторами построения личностного и делового отношения с ним.
В сектор «Дома» мальчик в круг общения не вводит взрослых, для него главными являются кошка Дымка и игрушки.
Анализ результатов показывает: 1) трудности, конфликтность семейного общения ребенка, что компенсируется привязанностью к животным, а также проявляется в устойчивости более ранних форм деятельности (предметно-игровая); 2) отсутствие взаимодействия в сфере общения со сверстниками, детьми другого возраста.
Полученные данные о неблагополучной картине внутренних переживаний ребенка, выступающих одним из показателей социальной ситуации развития, позволяют прогнозировать в дальнейшем некоторое запаздывание возрастного развития.
В плане Психокоррекционных воздействий необходимо проводить работу по изменению родительских отношений к ребенку, связанную с их «потеплением». Коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование новообразований, обеспечивающих успешность освоения учебной деятельности, должна строиться в рамках игровых занятий с психологом. Учителю следует рекомендовать исключение дисциплинарных мер воздействия на ребенка, создание ситуаций успеха на уроке.
Вопросы и задания для Самостоятельной работы
1. Обсудите диагностические возможности включения графических приемов в консультативную беседу.
2. В чем вы видите диагностическую ценность таких процедурных особенностей проведения методики, как обсуждение с ребенком графических средств выражения его отношений с другими людьми и с собой (выбор цветовых отношений, характер штриховки, направленность и протяженность линий, обозначающих меру взаимопринятия участников общения)?
3. Какие отношения ребенка с точки зрения задач его возрастного развития могут быть значимыми для первоклассника, младшего подростка, старшего подростка?
4. По каким показателям заполнения «круга общения» вы увидите зоны неблагополучия в социальной ситуации развития ребенка (первоклассника, подростка)?
5. По каким показателям заполнения «круга общения» вы увидите отношения ребенка к себе как к субъекту общения?
6. Проведите методику «Мой круг общения»» с ребенком школьного возраста, дайте анализ ее результатов, дополнительно проанализируйте опыт ее проведения.
7. Какие известные вам методики могут расширить, дополнить представление о различных сторонах социальной ситуации развития ребенка?
II. ГРАФИЧЕСКАЯ БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» 1
Диагностические возможности
Предлагаемая процедура беседы с родителями ребенка позволяет наглядно увидеть и охарактеризовать следующие аспекты социальной ситуации развития:
Объективную картину реальных событий и обстоятельств жизни ребенка, его положение в окружающем социуме, связи, взаимоотношения с членами семьи и другими взрослыми и детьми;
Субъективную картину, связанную с переживанием ребенком этих событий, обстоятельств, взаимоотношений, с позиции родителей.
У консультанта и родителей ребенка появляется возможность проанализировать изменения содержания социальной ситуации на каждом возрастном этапе жизни ребенка.
В процессе беседы консультант может выявить родительские установки, их представления о внутреннем мире ребенка, психологические защиты, готовность взрослых к изменению своих воспитательных воздействий. Фиксация последовательности событий и связанных с ними переживаний создает условия для рефлексии родителями целостной картины жизни ребенка, причинно-следственных связей, локуса ответственности за сложившуюся ситуацию.
Построение беседы определенным образом позволяет консультанту выбрать и удержать необходимый для совместной работы фокус обсуждения. Рассказ родителей об истории развития их ребенка в заданном ключе дает консультанту возможность целенаправленно выбрать необходимую стратегию обсуждения собранных фактов и мнений.
И, наконец, документально зафиксированные результаты беседы с родителями позволяют неоднократно возвращаться к графическому изображению истории жизни ребенка, сравнивать с ним результаты диагностических проб, полученных в ходе работы с ребенком (например, беседа «Радости и огорчения в моей жизни»).
Показаниями к использованию такого варианта беседы могут выступать:
1 Разработана и апробирована в практике школьной психологической службы в совместной работе с Н. В. Карабековой.
• трудности возрастного развития дошкольника, младшего школьника и подростка (принятие возрастного статуса, оценка особенностей социальной ситуации развития и др.);
• межличностные конфликты, проявляющиеся в непонимании, отвержении ребенка родителями, учителями или сверстниками;
• внутриличностные конфликты ребенка, проявляющиеся в одиночестве, замкнутости, агрессии, жестокости и др.;
• нарушение поведения школьника (пропуск уроков, снижение успеваемости и т. д.).
Оборудование и материалы
Два бланка: «Лист 1. История развития ребенка до школы» и «Лист 2. История развития ребенка в школе» (см. приложение 2).
Каждый бланк содержит три пространственные части. Центральная (внутренняя) представляет собой своеобразную «линию жизни» ребенка, разбитую на интервалы, соответствующие годам его жизни до поступления в школу (лист 1) и после (лист 2). Относительно каждого года выстраивается событийный ряд жизни ребенка.
В соответствующие внешние части листа заносятся представления родителей о переживаниях ребенка относительно показанных событий: в верхнюю — положительные, в нижнюю — отрицательные (модальность переживаний на листе обозначается соответственно «+» и «—»).
Процедура проведения
В беседе с родителями психолог-консультант просит рассказать как можно подробнее историю жизни своего ребенка. Специально ставится задача выделять два плана сведений: 1) наиболее значимые события в хронологической последовательности; 2) фон эмоциональных переживаний и поведенческих реакций, вызванных ими. По ходу беседы заполняются все три пространственные части листа в каждом возрастном интервале жизни ребенка.
В обсуждении событийного ряда психолог предлагает выделить те возрастные периоды жизни ребенка, когда происходили:
1) изменение состава семьи (появление новых членов семьи, развод родителей, повторный брак, смерть близких родственников и др.);
2) изменение круга воспитателей в семье (бабушка, другие родственники, отъезд родителей на заработки и др.);
3) изменение уровня жизни, жилищных и материальных условий (переезд, успех предпринимательской деятельности родителей, безработность родителя и др.);
4) смена образовательного учреждения, группы (класса), воспитателя (учителя).
В беседе также выявляются обстоятельства рождения ребенка (своевременность родов, родовые травмы и др.), особенности Его здоровья, перенесенные заболевания (хронические или частые заболевания, травмы, случаи госпитализации и др.).
Опыт использования методики
Случай Славы Ш.
Мама 10-летнего Славы Ш. обратилась в консультацию в связи с трудновоспитуемостью сына, постоянными жалобами на него с разных сторон. Она описала список «черных дел» мальчика: учителя жаловались, что он валяется на полу, не работает на уроке, вертится, встает во время урока и ходит по классу и др.; соседи и дети жаловались на то, что он обзывается, дерется, плюется, стреляет пробками с балкона и др. Запрос мамы к психологу сводился к следующему: во-первых, что делать, чтобы перестали жаловаться на Славу; во-вторых, как сделать, чтобы он стал послушным.
В семье трое детей. Слава — старший ребенок от первого брака. Две младшие сестры-близнецы полутора лет — дети от второго брака. Отношения мальчика с отчимом неблагоприятные. По словам матери, отчим ребенка ненавидит: обзывает его, бьет («не разбираясь, с порога берется за ремень»). Мать отмечала, что обстановка в семье невыносимая: все кричат, ругаются.
22
23
Отношение к нему, похвалить его, с другой — возможности защитить мальчика от агрессивных нападок отчима и соседей. В результате бесед мать начала испытывать ответственность за благополучие сына, опробывать новые воспитательные приемы, помогающие изменить самочувствие ребенка, повысить его самоценность и уверенность в себе. Впоследствии она отмечала, что между ней и сыном возникают доверительные отношения, мальчик стал спокойнее, делится радостными переживаниями.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Проведите с родителями ребенка школьного возраста беседу об истории его развития, проанализируйте опыт ее проведения.
2. Какие, по мнению родителей, наиболее значимые события жизни ребенка способствовали и/или препятствовали решению задач его возрастного развития в преддошкольном, дошкольном и школьном возрастах?
3. Какова, по мнению родителей, внутренняя картина переживаний ребенка различных событий своей жизни (преобладающая направленность переживаний, их модальность и др.)?
4. Какие родительские установки проявились в ходе беседы с матерью/отцом ребенка? Какие особенности беседы, высказывания родителей свидетельствуют о них?
5. Какие дополнительные методики могут расширить, дополнить представление об особенностях внешней и внутренней картины истории жизни ребенка?
6. Каковы дальнейшие перспективы консультационной работы, какие темы обсуждения ситуации развития ребенка подсказывает проведенная вами беседа с родителями?
Диагностические возможности
Тематика этой беседы — жизненный путь — непосредственно реализует принцип биографичности, что соответствует выраженной актуальной потребности подростка, старшего школьника выделять и обсуждать близкие и далекие перспективы своей жизни, их связи с прошлыми этапами. В зависимости от целей консультации, гипотезы, возникшей в ходе консультативного процесса, структурная рамка беседы позволяет консультанту свободно останавливаться на любом отрезке событий жизни клиента, что является очевидным достоинством беседы, так как делает ее гибкой и эвристичной. В ходе построения подростком прошлых и настоящих этапов «дороги жизни» появляется возможность обсудить те переживания, которые сопутствовали его возрастным кризисным этапам, например: поступление в школу, переход в средние классы, проживание периода под-ростничества. Сопоставление «сегодняшней» ситуации с прошлыми критическими периодами открывает возможности обсуждения различных путей преодоления возникших трудностей.
При графическом изображении жизненного пути ребенка у консультанта появляется возможность более подробно обсуждать периоды кризисного развития ребенка в рамках возрастной периодизации. Консультант может легко сообщить ему необходимую информацию о типичной модели возрастного развития, личностных ресурсах — преодоления возрастного кризиса и др.
Беседа с ребенком Выявляет субъективную значимость тех или иных событий в его жизни. Проведение же данной процедуры в дополнение к беседе «История развития ребенка» Дает возможность увидеть ситуацию развития стереоскопично — и глазами ребенка, и глазами взрослых.
Результаты беседы позволяют выявить меру устойчивости и типичности переживаний ребенка, степень благополучия (в субъективной оценке мироощущения) на протяжении всех периодов его жизни. Беседа с использованием графических приемов фиксации переживаний ребенка Обеспечивает дополнительную информацию о различных сторонах его личности: потребностях, интересах, ценностных ориентациях.
Оборудование и материалы
Опыт использования методики
Стандартный лист бумаги, два цветных карандаша (темный и светлый).
Процедура проведения
Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе содержание и преобладающий характер переживаний по поводу построенного ребенком событийного ряда его жизни. Совместная работа психолога с ребенком строится в следующем направлении:
1. Изображается вдоль листа линия — «дорога жизни» ребенка от рождения до настоящего момента. На ней выделяются интервалы, связанные с пребыванием ребенка в яслях, в детском саду, школе (периоды школьной жизни определяются переходом в каждый следующий класс).
2. Выделяются два пространства — над и под линией; предлагается вспомнить и прокомментировать те или иные жизненные события: сверху светлым цветом обозначаются периоды, связанные с радостными событиями, общением, внизу темным — периоды, окрашенные грустными событиями, огорчениями, связанными с трудностями общения. Интенсивность цветной штриховки (редкая/ сплошная) свидетельствует об интенсивности переживания.
Диагностические возможности
Предлагаемая методика используется в консультировании клиентов разного возраста — старшеклассников, молодежи, взрослых и пожилых людей.
Процедуру моделирования биографии можно отнести к проективным техникам, где клиенту предлагается из многочисленного изобразительного ряда отобрать те варианты иллюстраций, которые в большей мере соответствуют картине его актуальных переживаний и устремлений. Большая индивидуальная свобода в осуществлении выбора предполагает действие механизмов проекции.
Диагностическая беседа реализует нарративный подход, позволяющий клиенту, опираясь на ресурсы обыденного
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
© cyberpedia. su 2017-2020 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!
к девочке, по ее словам, хорошо, Люда не скрывает своей злости. Также отрицательно она относится к новой учительнице, заменяющей долгое время заболевшую любимую учительницу: «Она ко мне относится как к мебели, как к столу, которому надо подпилить ножки и ручки». Взаимоотношения только с одной учительницей (заболевшей) девочку радуют: это ее кумир, который покровительствует, признает, понимает. Девочка тяжело переживает ее болезнь, не спит по ночам, плачет, пишет для нее стихи и посвящает ей прозу, постоянно справляется о ее здоровье, с нетерпением ждет ее возвращения в класс.
ВО ДВОРЕ Инка, 7 лет
Как жалостливый, боится потерять друзей, так как налетят вра ги, а он беззащитен.
19.11.2018 18:05:09
2018-11-19 18:05:09
Источники:
Https://cyberpedia. su/24×6582.html