Рубрики
Диагностичекий

Андрущенко Т. Ю. Книги онлайн

Андрущенко т ю диагностические пробы в психологическом консультировании

Андрущенко Т. Ю.. Книги онлайн

андрущенко т.ю.

Андрущенко Татьяна Юрьевна — декан факультета психологии и социальной работы, к. п.н., профессор кафедры психология образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Работает на кафедре психологии с 1970 года. С 1975 по 1978 годы училась в аспирантуре НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, в 1979 году защитила диссертацию «Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте», с 1981 года — доцент кафедры психологии. С 1985 по 1987 год — доцент кафедры психологии Эрфуртской Высшей педагогической школы (ГДР).

Принимала участие в подготовке специалистов психологов, в 1990, а затем с 1992 по 1995 год была руководителем курсов «Практический психолог системы образования» при ФППК ОНО, принимала участие в создании и организации нового факультета, со дня его основания является деканом этого факультета. Участвовала в создании учебных планов и программ для студентов специальностей «Психология», «Педагогика и психология», «Социальная работа» и «Связи с общественностью». С 2001 года профессор кафедры психологии, впоследствии — кафедры психологии образования и развития. С 2002 по 2010 год исполняла обязанности зав. кафедрой социальной работы Почетный работник высшего профессионального образования.

Является автором более 80 научных и научно-методических работ, более 40 статей, 3 учебных пособий, рекомендованных Советом УМО для направления и специальностей психологии.

Книги (3)

Учебное пособие включает шесть диагностических методик, используемых в ходе возрастно-психологического консультирования.

Предлагаемые диагностические процедуры направлены на выявление различных сторон социальной ситуации развития детей школьного возраста, особенностей включения младших школьников в учебную деятельность, сформированности личностных новообразований учащихся.

За представленные в пособии методики автор в 2002 г. получил Диплом I степени Всероссийского конкурса на лучший пакет диагностических методик в системе образования.

Соавтор: Карабекова Н. В.

В учебном пособии рассматриваются принципы и некоторые подходы к построению коррекционных и развивающих программ для школьников младших классов с помощью особым образом организованной игровой деятельности.

Описаны методы диагностики причин трудностей в обучении ребенка, степени сформированности игровой деятельности и общения. Изложены содержание и процедура проведения восьми коррекционно-развивающих игр. К пособию прилагаются цветные карточки — готовый материал для занятий с детьми.

Соавтор: Карабекова Н. В

Рассматриваются принципы и некоторые подходы к организации построения коррекционных и развивающих программ средствами особым образом организованной игровой деятельности. Представлены содержание и процедура проведения игр.

Кафедрой социальной работы Почетный работник высшего профессионального образования.

Www. koob. ru

12.11.2020 3:13:24

2020-11-12 03:13:24

Источники:

Https://www. koob. ru/andrushchenko/

Андрущенко Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании, сайт Букинист » /> » /> .keyword { color: red; } Андрущенко т ю диагностические пробы в психологическом консультировании

Андрущенко т ю диагностические пробы в психологическом консультировании

букинист

Андрущенко Т. Ю.
Диагностические пробы в психологическом консультировании

М., Академия, 2002 г. 72 с. Тираж 20000 экз. Состояние: новая.

Цена:
Город: Киев

Узнать о поступлении

Введите свой e-mail и город проживания, затем нажмите кнопку, чтобы сразу получить сообщение, когда книга будет в наличии.
Неверно заполнено поле почтовый адрес! Не все поля формы были заполнены

Узнать о поступлении

букинист

М., Академия, 2002 г. 72 с. Тираж 20000 экз. Состояние: новая.

Цена:
Город: Киев

Узнать о поступлении

Введите свой e-mail и город проживания, затем нажмите кнопку, чтобы сразу получить сообщение, когда книга будет в наличии.
Неверно заполнено поле почтовый адрес! Не все поля формы были заполнены

Андрущенко Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании

Диагностические пробы в психологическом консультировании.

Book-i-nist. com

08.09.2017 14:10:36

2017-09-08 14:10:36

Источники:

Https://book-i-nist. com/view. php? book_id=11168

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОБЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ — КиберПедия » /> » /> .keyword { color: red; } Андрущенко т ю диагностические пробы в психологическом консультировании

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОБЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОБЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Консультативная беседа, опосредованная графическими при­емами, Дает возможность выявить характер переживаний ребен­ ком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми, т. е. собственно Субъективную составляющую социальной ситуации раз­ вития. Соотнося картину внутренних переживаний ребенка с за­дачами развития в тот или иной период его жизни, психолог мо­жет определить достаточность и необходимость сложившихся ус­ловий возрастного и личностного становления.

Показаниями к применению данной методики могут высту­пать:

• трудности возрастного развития младшего школьника и под­ростка (принятие возрастного статуса, необходимость оценки осо­бенностей социальной ситуации развития и др.);

• межличностные конфликты, проявляющиеся в непонимании, отвержении младшего школьника или подростка родителями, учи­телями или сверстниками;

• внутриличностные конфликты ребенка, проявляющиеся в оди­ночестве, замкнутости, агрессии, жестокости и др.;

• нарушение школьного поведения (пропуск уроков, сниже­ние успеваемости и т. д.).

Диагностическая процедура построена на основе приема графи­ческого и цветового опосредствования. Целенаправленная перефо­кусировка сознания ребенка с «прямого» обсуждения содержания переживаний на «опосредствованное» (обсуждение графических средств их выражения) позволяет в формате консультативной бе­седы, во-первых, вывести и объективировать психологические про­блемы ребенка в продуктах графической деятельности; во-вторых, соединить недифференцированные, до конца не осознаваемые пе­реживания с их предметами; в-третьих, провести обсуждение воз­никших затруднений, опосредованное наглядным материалом и помогающее снять личностные защиты.

В работе с подростками данный методический прием исполь­зуется и на психокоррекционном этапе консультирования. Благо­даря более открытой инструкции в ходе совместной работы пси-

Холога с подростком возможно обсуждение всех групп отношений с социумом, а также выяснение желаемых для подростка отноше­ний, рассмотрение путей и способов изменения конфликтных вза­имоотношений.

Оборудование и материалы

Стандартный лист бумаги с изображением большого и двух меньших кругов, пересеченных двумя — горизонтальной и верти­кальной — линиями (см. приложение 1), два цветных карандаша (темный и светлый).

Процедура проведения

Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе крут и характер взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителя­ми. Построение и содержание беседы представлены в табл. 1.

Построение и содержание беседы

Этап беседы Высказывания-побужде­ния психолога Действия психолога
Установление контакта «Я знаю, что любой человек не любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе по­пытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты» Организация сотрудни­чества с ребенком, сня­тие настороженности, присущей началу общения
Построение круга («дома») общения «Давай представим, с кем и где тебе прихо­дится общаться в те­чение всего дня, каж­дому найдем место («дом») в этом круге твоего общения Рисует (или предлагает готовый) круг. Делит (или объясняет разделение) круг на сек­торы (сферы общения). Вертикальная черта раз­деляет секторы: «школа» и «вне школы»; горизон­тальная — выделяет секторы «сверстники» и «взрослые»

7

Окончание таблицы 1

Этап беседы Высказывания-побужде­ния психолога Действия психолога
«Заселение» круга общения «Теперь надо засе­лить каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится стал­киваться более близ­ко. Это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, прия­тели), но среди них могут оказаться и не­приятные; ты бы с ними и не хотел об­щаться, но приходит­ся это делать по са­мым разным причи­нам» «Вводит» в круг общения всех названных ребенком детей и взрослых с по­мощью условного обозна­чения (прямоугольника на окружности). Выясняет возраст детей, обстоятельства взаимо­действия. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе
Выявление круга симпатий — анти­патий «Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сло­жились добрые отно­шения, и тех, обще­ние с которыми тебя огорчает. Давай бу­дем использовать два карандаша: темный — недоброжелательный» и светлый — «радост­ный», «приветливый» В ходе штриховки прямо­угольников красным или синим карандашом психо­лог выясняет подробности, обстоятельства, характер сложившейся ситуации. С помощью частоты штри­ховки выявляется выра­женность модальности пе­реживаний. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе
Выявление меры взаимопринятия участников обще­ния с точки зрения ребенка «Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один — в середине и еще один маленький — в цент­ре; здесь поместим тебя, напишем твое имя. С помощью двух карандашей давай покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен» С помощью линии соответ­ствующего цвета показы­вается модальность взаимо­отношений (симпатия, ан­типатия) между участни­ками круга общения. С помощью стрелки обо­значаются направление и мера выраженности отно­шений (до внутренней или внешней окружности и др.)

Направления анализа

Качественный анализ хода и результатов беседы (особенности поведения ребенка при совместном с психологом заполнении круга общения, характер его высказываний, итог работы — заполнен­ный крут общения) предполагает:

1) сравнение полноты взаимодействия ребенка с окружающи­ми в разных сферах общения;

2) сравнение характера переживаний ребенком своего взаимо­действия с окружающими в разных сферах, выявление значимых отношений, их анализ с точки зрения задач возрастного развития;

3) выявление отношения ребенка к себе как к субъекту обще­ния (принятие себя, позиция в общении и др.);

4) выделение зоны неблагополучия в социальной ситуации раз­вития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, кон­фликтность общения и др.).

Диагностическими показателями итога беседы («заселенный» ребенком круг общения) могут рассматриваться:

Количество участников общения в каждой сфере и ситуации в целом (крайние показатели — «сверхзаселенность», «малозаселен-ность», «незаселенность» того или иного сектора, всего круга;

Преобладающая модальность отношений (положительная, отри­цательная) в каждой сфере общения и ситуации в целом;

Мера взаимности отношений (односторонние, взаимные) в каж­дой сфере общения и ситуации в целом;

Пропорции отношений (равные и диспропорциональные): объем и сила чувств, адресованных другим, либо превышают те, кото­рые ребенок получает от других, либо чувства, получаемые от других, превышают чувства, исходящие от ребенка к другим;

Гомогенность/гетерогенность круга общения в каждой сфере (од­нополый или разнополый, одновозрастной или разновозрастной состав участников общения).

Сектор «Взрослые вне школы»

Сектор «Взрослые в школе»

10

11

Продолжение таблицы 2

Сектор «Сверстники в школе»

Опыт использования методики

Случай Люды С.

Люда шла в консультацию неохотно, плакала. В семье трое де­тей. Люда — старшая дочь от первого брака, ей 10 лет; два других ребенка маленькие: мальчику три года, девочке девять месяцев. Мать (инженер, кандидат наук) жаловалась на непослушание де­вочки, невыполнение домашних обязанностей, неумение за себя постоять, частую слезливость. Она недовольна дочерью, ее вне­шностью (полная), считает ее «слабой личностью», не видит ни­каких достоинств, полагает, что девочка хитрит, притворяется «жертвой», провоцируя проявление жалости со стороны окружа­ющих. В то же время в общеобразовательной и в музыкальной шко­лах Люда учится хорошо, пишет стихи.

По личностному опроснику Кеттела выраженными показателя­ми являются А, С, Д С, О, ()4, что говорит о высокой внутренней напряженности, тревожности, озабоченности (О = 10, 4 = 8), о неуверенности в себе, сензитивности (С = 2, О = 10), о реактив­ности поведения, легкой возбудимости (7) = 8), наличии конф­ликтов в социуме, плохой ориентировке в межличностных отно­шениях (А = 2, С = 3).

На рисунке несуществующего животного девочка изобразила Кслёмышара с пятью большими глазами. Комментируя происхож­дение названия («смесь кота, собаки, льва, ежа, мыши»), Люда подчеркнула, что он «как мышь всего боится, но защищается». В рассказе о животном поместила его жить в бездонную пещеру, считает, что у него «больше врагов, чем друзей». Кслёмышар нена­видит «вражду и драку, даже защищаться не умеет, дерется с зак­рытыми глазами, чтобы не видеть, что делает другим больно, так

12

ВО ДВОРЕ Инка, 7 лет

«Всех нас любит»

«Относится ко мне, как к мебели, как к столу, которому надо подпилить ножки»

Бабушка ‘Дедушка Брат Саша, 3 года Сестра Аня, 0,9 года Двоюр. сестра

В. И. «Не скры­ваю своей злости к

Щ | — темный («неблагоприятный») цвет;

■■ — знак частой штриховки темным («неблагоприятный») цветом; ШШ — знак частой штриховки светлым («благоприятным») цветом. Рис. 1. Круг общения Люды С.

Как жалостливый», боится «потерять друзей, так как налетят вра­ги, а он беззащитен». Данная методика выявила зависимую пози­цию девочки от взрослых и сильных, внутреннюю неуверенность в себе.

В домашнем задании (написать о своих невзгодах и радостях) девочка к невзгодам отнесла: 1) «частые ссоры с братом»; 2) «бо­лезнь любимой учительницы»; 3) «нам учительницу заменили»; 4) «со мной никто не дружит»; 5) «встреча с Катей Г.».

Перечисленные невзгоды лежат в сферах общения дома и в школе. Характер невзгод показывает значимость для девочки лич­ности учителя (плакала, когда узнала о болезни); наличие конф­ликтов с новым, не сравнимым с прежним, учителем; наличие неудовлетворенности и тревоги по поводу отсутствия дружеских связей со сверстниками.

Характер радостей связан опять же с новым учителем (1-е место); с событиями в семье: рождение сестры и защита мамой диссертации (2-е место); с поездками в лагерь, в лес (3-е место) и приобретениями (подарили кораллы). Как видно из перечисленных событий, сфера общения со сверстниками не актуализирована.

Таким образом, данные, собранные по этим методикам, обна­ружили общее неблагополучие Люды в социуме, однако выяснить конкретную картину внутреннего мира девочки со всем многооб­разием ее межличностных связей удалось в ходе «графической бе­седы». Использование предлагаемой методической процедуры по­зволило опосредованно подготовить Люду к обсуждению ее акту­альных переживаний.

Результаты совместного заполнения круга общения представле­ны на рис. 1, где показано различие в широте и характере взаимо­действия. Наиболее тесен домашний круг общения: девочка выдели­ла восемь человек, с кем, по ее мнению, сложились теплые, добрые отношения. Особенно она выделяет маму, одну из бабушек, родную сестру девяти месяцев и двоюродную сестру-сверстницу; только один человек в доме — брат трех лет — приносит большие неприятности.

Друзей во дворе немного, двое из них младше (по семь лет); из сверстников ей нравится только одна девочка, встречи с которой эпизодические, связь неглубокая.

Неблагополучно положение в сфере общения Люды в школе как со сверстниками, так и с учителями. Здесь из пяти названных сверстниц две приносят большие огорчения, общение с ними вза­имно неприятно. Эти девочки активно выражают Люде неприязнь, дразнят, обзывают ее, и, как ей кажется, презирают. Три одно­классницы входят в круг ее благополучного общения, но отноше­ния с ними нельзя назвать дружбой. К двум указана только одно­сторонняя стрелка со стороны Люды, а к одной, хотя и двусторон­няя, но взаимоотношения не являются тесными. Люда считает себя недостойной ее: «Она отличница, слишком изысканная для меня».

В ходе заполнения «круга общения» удалось выяснить полную изоляцию девочки от одноклассников, ее вынужденное одиноче­ство в школе («стою на переменах одна, ни с кем не разговари­ваю), различия в интересах («им со мной неинтересно»), во вку­сах («они модно одеваются, а я не так, как они»).

Значимость общения с учителями для Люды велика; из семе­рых, которых она назвала, двое вызывают глубокие отрицатель­ные переживания. К учительнице третьего класса, относящейся

14

15

Максим «Всех бьет. Большой»

к девочке, по ее словам, хорошо, Люда не скрывает своей зло­сти. Также отрицательно она относится к новой учительнице, заменяющей долгое время заболевшую любимую учительницу: «Она ко мне относится как к мебели, как к столу, которому надо подпилить ножки и ручки». Взаимоотношения только с од­ной учительницей (заболевшей) девочку радуют: это ее кумир, который покровительствует, признает, понимает. Девочка тяже­ло переживает ее болезнь, не спит по ночам, плачет, пишет для нее стихи и посвящает ей прозу, постоянно справляется о ее здоровье, с нетерпением ждет ее возвращения в класс.

Таким образом, введение в работу консультанта методического приема, где графически изображался круг общения, позволило организовать доверительную беседу, в ходе которой была выявле­на неблагополучная для ребенка данного возраста социальная си­туация развития. Об этом свидетельствует следующее:

1) у девочки не реализована актуальная в предподростковом возрасте потребность в общении со сверстниками, фиксирован отрицательный опыт общения с ними;

2) выявлен длительный конфликт в семье, связанный с кон­курентным отношением с братом, обострившийся в связи с рож­дением еще одного ребенка; к девочке со стороны матери стали предъявляться новые, повышенные требования, с которыми она не справляется; фиксирован опыт безуспешной борьбы за внима­ние и любовь близких;

3) неудовлетворенность в других сферах общения девочка ком­пенсирует непомерным экзальтированным отношением к учитель­нице, что не типично для этого возраста; потребность в любви и привязанности к учителю носит компульсивный характер.

Результатом ограничения общения в школе, переживания по­стоянного неуспеха стали растерянность, неверие в свои силы, отрицательное отношение к себе — девочка чувствует себя сла­бой и беззащитной. Постоянный поток отрицательных оценок со стороны родителей в адрес ее внешнего облика, поведения, ка­честв личности усилил неверие Люды в свои силы, вызвал не­принятие себя.

Случай Валеры П.

Валера П. (7,7) — ученик I класса. Родители обратились к пси­хологу в связи с жалобами учителя на плохую успеваемость ре­бенка, нежелание и неумение работать на уроке (не отвечает на вопросы, уходит от контактов со взрослыми). Мальчик воспи­тывается в полной семье; у Валеры есть старший брат, ученик VI класса этой же школы. Воспитание мальчика противоречиво: с одной стороны, гиперопека и инфантилизация (позиция мамы), с другой — вседозволенность и сверхтребовательность (позиция отца).

Рис. 2. Круг общения Валеры П.

Диагностический этап работы. В рисуночной пробе «Урок в моем классе» мальчик изобразил не содержательные характеристики урока, а нарисовал доску, на которой в два столбика перечисле­ны животные — петух, орел, лев и кот, собака, волк.

Проективная беседа (В. Михал, 1974) показала, что тревоги в отношении к школе мальчик не испытывает. Он находит себя в других видах деятельности — игре, фантазии. В беседе все его ин­тересы сходятся на игре: «Я был бы счастлив. если бы играл в игрушки»; «Мои близкие думают обо мне. что я хорошо играю в игрушки»; «Ребенок в семье. играет в игрушки».

Для мальчика характерны ответы, связанные с миром живот­ных. Он пожелал детям, чтобы у них звери были не дикими; себе — «Леопарда сделал бы, чтобы был волшебный и умел разговари­вать», пожелал себе лисицу и акулу.

Результаты совместного заполнения круга общения представ­лены на рис. 2.

В кругу Валеры наиболее заполнена сфера общения со взрос­лыми в школе. Комфортные отношения у него сложились со школь­ным психологом, учителем рисования. В ходе дальнейшей работы выяснилось, что только эти взрослые принимают ребенка, сами

16

17

Являются инициаторами построения личностного и делового от­ношения с ним.

В сектор «Дома» мальчик в круг общения не вводит взрослых, для него главными являются кошка Дымка и игрушки.

Анализ результатов показывает: 1) трудности, конфликтность семейного общения ребенка, что компенсируется привязанностью к животным, а также проявляется в устойчивости более ранних форм деятельности (предметно-игровая); 2) отсутствие взаимодей­ствия в сфере общения со сверстниками, детьми другого возраста.

Полученные данные о неблагополучной картине внутренних переживаний ребенка, выступающих одним из показателей соци­альной ситуации развития, позволяют прогнозировать в дальней­шем некоторое запаздывание возрастного развития.

В плане Психокоррекционных воздействий необходимо проводить работу по изменению родительских отношений к ребенку, свя­занную с их «потеплением». Коррекционно-развивающая програм­ма, направленная на формирование новообразований, обеспечи­вающих успешность освоения учебной деятельности, должна стро­иться в рамках игровых занятий с психологом. Учителю следует рекомендовать исключение дисциплинарных мер воздействия на ребенка, создание ситуаций успеха на уроке.

Вопросы и задания для Самостоятельной работы

1. Обсудите диагностические возможности включения графических приемов в консультативную беседу.

2. В чем вы видите диагностическую ценность таких процедурных осо­бенностей проведения методики, как обсуждение с ребенком графических средств выражения его отношений с другими людьми и с собой (выбор цветовых отношений, характер штриховки, направленность и протяжен­ность линий, обозначающих меру взаимопринятия участников общения)?

3. Какие отношения ребенка с точки зрения задач его возрастного развития могут быть значимыми для первоклассника, младшего подро­стка, старшего подростка?

4. По каким показателям заполнения «круга общения» вы увидите зоны неблагополучия в социальной ситуации развития ребенка (перво­классника, подростка)?

5. По каким показателям заполнения «круга общения» вы увидите отношения ребенка к себе как к субъекту общения?

6. Проведите методику «Мой круг общения»» с ребенком школьного возраста, дайте анализ ее результатов, дополнительно проанализируйте опыт ее проведения.

7. Какие известные вам методики могут расширить, дополнить пред­ставление о различных сторонах социальной ситуации развития ребенка?

II. ГРАФИЧЕСКАЯ БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» 1

Диагностические возможности

Предлагаемая процедура беседы с родителями ребенка позво­ляет наглядно увидеть и охарактеризовать следующие аспекты со­циальной ситуации развития:

Объективную картину реальных событий и обстоятельств жиз­ни ребенка, его положение в окружающем социуме, связи, вза­имоотношения с членами семьи и другими взрослыми и детьми;

Субъективную картину, связанную с переживанием ребенком этих событий, обстоятельств, взаимоотношений, с позиции родителей.

У консультанта и родителей ребенка появляется возможность проанализировать изменения содержания социальной ситуации на каждом возрастном этапе жизни ребенка.

В процессе беседы консультант может выявить родительские ус­тановки, их представления о внутреннем мире ребенка, психоло­гические защиты, готовность взрослых к изменению своих воспи­тательных воздействий. Фиксация последовательности событий и связанных с ними переживаний создает условия для рефлексии родителями целостной картины жизни ребенка, причинно-след­ственных связей, локуса ответственности за сложившуюся ситуа­цию.

Построение беседы определенным образом позволяет консуль­танту выбрать и удержать необходимый для совместной работы фокус обсуждения. Рассказ родителей об истории развития их ре­бенка в заданном ключе дает консультанту возможность целенап­равленно выбрать необходимую стратегию обсуждения собранных фактов и мнений.

И, наконец, документально зафиксированные результаты бесе­ды с родителями позволяют неоднократно возвращаться к графи­ческому изображению истории жизни ребенка, сравнивать с ним результаты диагностических проб, полученных в ходе работы с ре­бенком (например, беседа «Радости и огорчения в моей жизни»).

Показаниями к использованию такого варианта беседы могут выступать:

1 Разработана и апробирована в практике школьной психологической службы в совместной работе с Н. В. Карабековой.

• трудности возрастного развития дошкольника, младшего школьника и подростка (принятие возрастного статуса, оценка особенностей социальной ситуации развития и др.);

• межличностные конфликты, проявляющиеся в непонимании, отвержении ребенка родителями, учителями или сверстниками;

• внутриличностные конфликты ребенка, проявляющиеся в одиночестве, замкнутости, агрессии, жестокости и др.;

• нарушение поведения школьника (пропуск уроков, сниже­ние успеваемости и т. д.).

Оборудование и материалы

Два бланка: «Лист 1. История развития ребенка до школы» и «Лист 2. История развития ребенка в школе» (см. приложение 2).

Каждый бланк содержит три пространственные части. Централь­ная (внутренняя) представляет собой своеобразную «линию жизни» ребенка, разбитую на интервалы, соответствующие годам его жизни до поступления в школу (лист 1) и после (лист 2). Относительно каждого года выстраивается событийный ряд жизни ребенка.

В соответствующие внешние части листа заносятся представле­ния родителей о переживаниях ребенка относительно показанных событий: в верхнюю — положительные, в нижнюю — отрица­тельные (модальность переживаний на листе обозначается соот­ветственно «+» и «—»).

Процедура проведения

В беседе с родителями психолог-консультант просит рассказать как можно подробнее историю жизни своего ребенка. Специально ставится задача выделять два плана сведений: 1) наиболее значи­мые события в хронологической последовательности; 2) фон эмо­циональных переживаний и поведенческих реакций, вызванных ими. По ходу беседы заполняются все три пространственные час­ти листа в каждом возрастном интервале жизни ребенка.

В обсуждении событийного ряда психолог предлагает выделить те возрастные периоды жизни ребенка, когда происходили:

1) изменение состава семьи (появление новых членов семьи, развод родителей, повторный брак, смерть близких родственни­ков и др.);

2) изменение круга воспитателей в семье (бабушка, другие род­ственники, отъезд родителей на заработки и др.);

3) изменение уровня жизни, жилищных и материальных усло­вий (переезд, успех предпринимательской деятельности родите­лей, безработность родителя и др.);

4) смена образовательного учреждения, группы (класса), вос­питателя (учителя).

В беседе также выявляются обстоятельства рождения ребенка (своевременность родов, родовые травмы и др.), особенности Его здоровья, перенесенные заболевания (хронические или частые за­болевания, травмы, случаи госпитализации и др.).

Опыт использования методики

Случай Славы Ш.

Мама 10-летнего Славы Ш. обратилась в консультацию в связи с трудновоспитуемостью сына, постоянными жалобами на него с разных сторон. Она описала список «черных дел» мальчика: учите­ля жаловались, что он валяется на полу, не работает на уроке, вертится, встает во время урока и ходит по классу и др.; соседи и дети жаловались на то, что он обзывается, дерется, плюется, стре­ляет пробками с балкона и др. Запрос мамы к психологу сводился к следующему: во-первых, что делать, чтобы перестали жаловать­ся на Славу; во-вторых, как сделать, чтобы он стал послушным.

В семье трое детей. Слава — старший ребенок от первого брака. Две младшие сестры-близнецы полутора лет — дети от второго брака. Отношения мальчика с отчимом неблагоприятные. По сло­вам матери, отчим ребенка ненавидит: обзывает его, бьет («не разбираясь, с порога берется за ремень»). Мать отмечала, что об­становка в семье невыносимая: все кричат, ругаются.

22

23

Отношение к нему, похвалить его, с другой — возможности за­щитить мальчика от агрессивных нападок отчима и соседей. В ре­зультате бесед мать начала испытывать ответственность за благо­получие сына, опробывать новые воспитательные приемы, помо­гающие изменить самочувствие ребенка, повысить его самоцен­ность и уверенность в себе. Впоследствии она отмечала, что между ней и сыном возникают доверительные отношения, мальчик стал спокойнее, делится радостными переживаниями.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проведите с родителями ребенка школьного возраста беседу об ис­тории его развития, проанализируйте опыт ее проведения.

2. Какие, по мнению родителей, наиболее значимые события жизни ребенка способствовали и/или препятствовали решению задач его возраст­ного развития в преддошкольном, дошкольном и школьном возрастах?

3. Какова, по мнению родителей, внутренняя картина переживаний ребенка различных событий своей жизни (преобладающая направлен­ность переживаний, их модальность и др.)?

4. Какие родительские установки проявились в ходе беседы с мате­рью/отцом ребенка? Какие особенности беседы, высказывания родите­лей свидетельствуют о них?

5. Какие дополнительные методики могут расширить, дополнить пред­ставление об особенностях внешней и внутренней картины истории жизни ребенка?

6. Каковы дальнейшие перспективы консультационной работы, ка­кие темы обсуждения ситуации развития ребенка подсказывает прове­денная вами беседа с родителями?

Диагностические возможности

Тематика этой беседы — жизненный путь — непосредственно реализует принцип биографичности, что соответствует выраженной актуальной потребности подростка, старшего школьника выделять и обсуждать близкие и далекие перспективы своей жизни, их связи с прошлыми этапами. В зависимости от целей консультации, гипоте­зы, возникшей в ходе консультативного процесса, структурная рам­ка беседы позволяет консультанту свободно останавливаться на лю­бом отрезке событий жизни клиента, что является очевидным до­стоинством беседы, так как делает ее гибкой и эвристичной. В ходе построения подростком прошлых и настоящих этапов «дороги жиз­ни» появляется возможность обсудить те переживания, которые со­путствовали его возрастным кризисным этапам, например: поступ­ление в школу, переход в средние классы, проживание периода под-ростничества. Сопоставление «сегодняшней» ситуации с прошлыми критическими периодами открывает возможности обсуждения раз­личных путей преодоления возникших трудностей.

При графическом изображении жизненного пути ребенка у кон­сультанта появляется возможность более подробно обсуждать пе­риоды кризисного развития ребенка в рамках возрастной перио­дизации. Консультант может легко сообщить ему необходимую ин­формацию о типичной модели возрастного развития, личностных ресурсах — преодоления возрастного кризиса и др.

Беседа с ребенком Выявляет субъективную значимость тех или иных событий в его жизни. Проведение же данной процедуры в дополнение к беседе «История развития ребенка» Дает возмож­ность увидеть ситуацию развития стереоскопично — и глазами ре­бенка, и глазами взрослых.

Результаты беседы позволяют выявить меру устойчивости и ти­пичности переживаний ребенка, степень благополучия (в субъек­тивной оценке мироощущения) на протяжении всех периодов его жизни. Беседа с использованием графических приемов фиксации переживаний ребенка Обеспечивает дополнительную информацию о различных сторонах его личности: потребностях, интересах, ценност­ных ориентациях.

Оборудование и материалы

Опыт использования методики

Стандартный лист бумаги, два цветных карандаша (темный и светлый).

Процедура проведения

Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе содержание и преобладаю­щий характер переживаний по поводу построенного ребенком со­бытийного ряда его жизни. Совместная работа психолога с ребен­ком строится в следующем направлении:

1. Изображается вдоль листа линия — «дорога жизни» ребенка от рождения до настоящего момента. На ней выделяются интерва­лы, связанные с пребыванием ребенка в яслях, в детском саду, школе (периоды школьной жизни определяются переходом в каж­дый следующий класс).

2. Выделяются два пространства — над и под линией; предлага­ется вспомнить и прокомментировать те или иные жизненные со­бытия: сверху светлым цветом обозначаются периоды, связанные с радостными событиями, общением, внизу темным — периоды, окрашенные грустными событиями, огорчениями, связанными с трудностями общения. Интенсивность цветной штриховки (редкая/ сплошная) свидетельствует об интенсивности переживания.

Диагностические возможности

Предлагаемая методика используется в консультировании кли­ентов разного возраста — старшеклассников, молодежи, взрос­лых и пожилых людей.

Процедуру моделирования биографии можно отнести к про­ективным техникам, где клиенту предлагается из многочислен­ного изобразительного ряда отобрать те варианты иллюстраций, которые в большей мере соответствуют картине его актуальных переживаний и устремлений. Большая индивидуальная свобода в осуществлении выбора предполагает действие механизмов про­екции.

Диагностическая беседа реализует нарративный подход, позво­ляющий клиенту, опираясь на ресурсы обыденного

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

© cyberpedia. su 2017-2020 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

к девочке, по ее словам, хорошо, Люда не скрывает своей зло­сти. Также отрицательно она относится к новой учительнице, заменяющей долгое время заболевшую любимую учительницу: «Она ко мне относится как к мебели, как к столу, которому надо подпилить ножки и ручки». Взаимоотношения только с од­ной учительницей (заболевшей) девочку радуют: это ее кумир, который покровительствует, признает, понимает. Девочка тяже­ло переживает ее болезнь, не спит по ночам, плачет, пишет для нее стихи и посвящает ей прозу, постоянно справляется о ее здоровье, с нетерпением ждет ее возвращения в класс.

ВО ДВОРЕ Инка, 7 лет

Как жалостливый, боится потерять друзей, так как налетят вра ги, а он беззащитен.

Cyberpedia. su

19.11.2018 18:05:09

2018-11-19 18:05:09

Источники:

Https://cyberpedia. su/24×6582.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *