Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов ДОУ по ФГОС до

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов ДОУ по ФГОС до

2 Какие нормативно-правовые документы содержат требования к кадровым условиям реализации образовательной программы? (отметьте лишнее) :

Профессиональный стандарт педагога

— Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

3 Какие нормативно-правовые документы раскрывают правила организации и осуществления образовательной деятельности в дошкольной организации? (отметьте правильный ответ) :

— Типовое положение ДОУ

— Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования

— Закон об образовании в РФ

4. В каких нормативных документах описаны права и обязанности Педагогических работников? (отметьте правильный ответ)

ФГОС ДО

— Закон об образовании

Профессиональный стандарт педагога

5. Расположите в порядке возрастания следующие уровни общего образования в РФ:

— основное общее образование

— начальное общее образование

— дошкольное общее образование

— среднее общее образование

6. Кто занимается разработкой основной образовательной программы образовательной организации? (отметьте правильный ответ) :

— специалисты управления образования

— дошкольная образовательная организация

— доценты и кандидаты Педагогических наук

7. У обучающимся на дошкольном образовательном уровне являются (отметьте правильный ответ) :

8. Какие требования к реализации основной образовательной программы (ООП) включает в себя ФГОС ДО? (отметьте правильные варианты ответа) :

— требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

— требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

— требования к условиям реализации основной образовательной программы ДО

— требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательной работы

— требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО

— требования к порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования

9 . Стандарт является основой для: (отметьте правильные варианты ответа)

— разработки Устава ДО

— разработки вариативных примерных образовательных программ

— разработки нормативно-финансового обеспечения реализации Программы

— разработки карт контроля за деятельностью Педагогических работников

10. Какие структурные единицы (образовательные области) Должны охватывать содержание Программы: (отметьте правильные варианты ответа) :

11 .Какой возрастной промежуток включает дошкольное образование, согласно ФГОС ДО?

— от 1, 5 до 7 лет

— от 2 мес. до 8 лет

— от 1, 5 до 8 лет

12. В каких видах деятельности, представленных ФГОС ДО, реализовывается содержание указанных выше образовательных областях? (укажите стрелкой возраст)

— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)

Виды деятельности с детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет)

— игровая (все виды игры)

— общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

— коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

— познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)

— самообслуживание и действия с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопаточка и т. д.)

— восприятие художественной литературы и фольклора

— восприятие смысла музыки, сказок, стихов Виды деятельности с детьми дошкольного возраста (3 года – 8 лет)

— музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных Инструментах

— самообслуживание и элементарно-бытовой труд

— конструирование из разного материала

— изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

13. Какие части представлены в структуре основной образовательной программы ДО, согласно ФГОС ДО? (отметьте правильные варианты ответа) :

— часть формируемая участниками образовательных отношений

14. Разделы образовательной программы (отметьте правильные варианты ответа и расставьте из в правильной последовательности) :

Диагностический

15. Что включает в себя дополнительный раздел Программы (отметьте правильный вариант ответа) :

— список средств обучения

— краткая презентация Программы

— план самообразования Педагогов

16. Как называется программа, разработанная Педагогическим коллективом ДОО?

— примерная образовательная программа

— основная образовательная программа дошкольной организации

Как в программе прописывается часть, формируемая участниками образовательных отношений?

— как отдельный раздел программы

— прописывается во всех разделах программы

17. Что включает в себя часть, формируемая участниками образовательных отношений?

— материально-техническое обеспечение реализации основной образовательной программы ДОО

— перечень дополнительных образовательных программ и деятельность, которую они предусматривают

Диагностический инструментарий и мониторинг программных знаний воспитанников

18. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:(ответьте правильные варианты ответа) :

19. Инклюзивное образование это (отметьте правильный ответ) :

— образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

— обеспечение равного доступа образования для всех обучающихся

— получение образования в иностранном государстве

20. Требования ФГОС ДО являются ориентирами для (отметьте правильные варианты ответа) :

— решения задач по формированию программы, анализа Профессиональной деятельности, взаимодействия с семьей

— аттестации Педагогических кадров

— оценки качества образования

— построения образовательной политики с учетом общих целей дошкольного образования

— изучение характеристик образовательной деятельности детей от 2- месяцев до 8 лет

— оценки итогового и промежуточного уровня развития детей

— распределение стимулирующего фонда оплаты труда Педагогических работников

— информирование родителей (законных представителей) и общественности об общих целях дошкольного образования

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

реализация фгос в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Анкета для выявления предпочтений педагогов в процессе составления годового плана работы ДОУ на учебный год Уважаемые педагоги! Ваши ответы важны для составления годового плана работы ДОУ. Желательно заполнить все графы, кроме 13 (она заполняется.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: — проводится индивидуально с каждым ребенком — помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

игры для выявления и абстрагирования свойств

Игры для выявления и абстрагирования свойств «Найди клад или мышку» Цель: развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. Ход игры:.

Памятка по оформлению портфолио профессиональных достижений воспитателя Настоящая памятка составлена на основе «Методических рекомендаций по организации процедуры и формам проведения всестороннего анализа деятельности.

Примерный перечень приложений-подтверждений к портфолио профессиональных достижений воспитателя Аттестация педагогов снова начнется с начала нового учебного года, и чтобы достойно пройти ее, нужно подготовиться заранее! Впереди лето.

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тест, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении и который используется.

тесты для выявления уровня развития восприятия у детей с овз

Тесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗ В старшей группе с ОВЗ в течение года мы проводим «Школу родительской любви» для родителей Первое занятие – развитие восприятия. Восприятие.

Игры для выявления и абстрагирования свойств «Найди клад или мышку» Цель: развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. Ход игры:.

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Игры для выявления и абстрагирования свойств Найди клад или мышку Цель развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Www. maam. ru

29.05.2017 19:28:06

2017-05-29 19:28:06

Источники:

Https://www. maam. ru/detskijsad/diagnosticheskii-instrumentarii-dlja-vyjavlenija-profesionalnyh-zatrudnenii-pedagogov-dou-po-fgos-do. html

Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога как основание проектирования персонифицированной программы повышения квалификации – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений

Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога как основание проектирования персонифицированной программы повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога как основание проектирования персонифицированной программы повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПЕДАГОГА / PERSONALIZED TRAINING PROGRAM / EDUCATIONAL DIAGNOSTICS / PROFESSIONAL DIFFICULTIES / PROFESSIONAL NEEDS OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ленкова Алена Александровна, Петрова Ольга Викторовна

В статье педагогическая диагностика рассматривается как основание совершенствования профессиональной деятельности педагога через личностно ориентированный подход в повышении его квалификации. Выделены проблемы психолого-педагогического диагностирования профессиональных затруднений и потребностей педагогов. Раскрывается феномен профессиональных затруднений педагогов через анализ понятий «профессиональная компетентность», «профессиональное развитие» и «самореализация». Дается перечень групп педагогических затруднений, описываются их характерные особенности на различных этапах профессионального развития педагогов. Осуществлен анализ компонентов, уровней, мотивов и потребностей педагога носящих неявный, скрытый характер личности. Предлагается современный комплексный подход к осуществлению диагностики профессиональных затруднений и потребностей педагога: описываются особенности организации, подбора банка психолого-педагогических методик, обобщения результатов, оформления рекомендаций. Представлен опыт проектирования персонифицированной программы повышения квалификации педагога МАОУ СОШ № 104 г. Челябинска, основанный на диагностике его профессиональных затруднений и потребностей.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы — Ленкова Алена Александровна, Петрова Ольга Викторовна

Об опыте создания и реализации персонифицированных программ повышения квалификации в МБОУ «Лицей №6» г. Миасса

Психолого-педагогическая поддержка профессионального развития педагогов по проблеме формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников

Подготовка к введению профессионального стандарта «Педагог» в образовательной организации (управленческий аспект)

Оценка профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования и их деятельности по обеспечению качества образования

Повышение квалификации педагогических кадров при переходе общеобразовательных учреждений к работе в условиях инклюзии

Текст научной работы на тему «Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога как основание проектирования персонифицированной программы повышения квалификации»

Управление разработкой и реализацией персонифицированньхпрограмм повышения квалификации педагогическихработников системы общего образования

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ

И ПОТРЕБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА

КАК ОСНОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

А. А. Ленкова, О. В. Петрова

Аннотация. В статье педагогическая диагностика рассматривается как основание совершенствования профессиональной деятельности педагога через личностно ориентированный подход в повышении его квалификации. Выделены проблемы психолого-педагоги-ческого диагностирования профессиональных затруднений и потребностей педагогов. Раскрывается феномен профессиональных затруднений педагогов через анализ понятий «профессиональная компетентность», «профессиональное развитие» и «самореализация». Дается перечень групп педагогических затруднений, описываются их характерные особенности на различных этапах профессионального развития педагогов. Осуществлен анализ компонентов, уровней, мотивов и потребностей педагога носящих неявный, скрытый характер личности. Предлагается современный комплексный подход к осуществлению диагностики профессиональных затруднений и потребностей педагога: описываются особенности организации, подбора банка психолого-педа-гогических методик, обобщения результатов, оформления рекомендаций. Представлен опыт проектирования персонифицированной программы повышения квалификации педагога МАОУ СОШ № 104 г. Челябинска, основанный на диагностике его профессиональных затруднений и потребностей.

The authors consider pedagogical diagnostics as the basis of improving professionalism of teachers through personally-oriented approach to im-

Prove their skill. The problems of psycho-pedagogical diagnostic of professional difficulties and needs of teachers are distinguished. It is revealed the phenomenon of teachers ’ professional difficulties through the analysis of the notions “professional competence”, “professional development” and “self-realization“. The list of groups of pedagogical difficulties and their peculiarities at different stages of professional development are described. Teachers’ components, levels, motives and needs of hidden type are analyzed in the article. It is proposed modern complex approach to diagnostic professional difficulties and needs of a teacher: peculiarities of arrangement, psychological and pedagogical methodic, generalization of results and drawing up recommendations. The experience of projecting personify program of professional training of Chelyabinsk School № 104 teacher, based on diagnostic of his professional difficulties, are present in the article.

Ключевые слова: персонифицированная

Программа повышения квалификации, педагогическая диагностика, профессиональные затруднения, профессиональные потребности педагога

Personalized training program, educational diagnostics, professional difficulties, professional needs of the teacher.

Утверждение личностно ориентированной парадигмы в образовании в целом и, в частности, послевузовском, диктует необходимость персонифицированного обучения педагогов и

Выдвигает данную проблему в ряд наиболее актуальных и значимых. Это продиктовано общегосударственной политикой в сфере повышения квалификации работников — переход на персонифицированную систему повышения квалификации [3; 7; 9]. В этой связи, понимая, что повышение качества образовательных результатов обучающихся находится в прямой зависимости от уровня профессиональной квалификации педагогических работников, особую роль приобретает решение задачи оказания адресной помощи педагогу по преодолению его профессиональных затруднений, удовлетворения профессиональных потребностей. Что, в свою очередь, может быть возможно только при тщательном изучении видов и областей затруднений, особенностей проявления явных и скрытых профессиональных потребностей каждого отдельно взятого специалиста. Иными словами качественное проектирование персонифицированной программы повышения квалификации педагогов невозможно без тщательно проведенного диагностического исследования профессиональных затруднений и потребностей специалистов. Об осуществлении диагностики профессиональных затруднений и потребностей педагога как основания проектирования персонифицированной программы повышения квалификации пойдет речь в данной статье.

Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения профессионального уровня педагога, создает основу для выявления затруднений в его профессиональной деятельности, способствует глубокому осознанию знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приемов профессиональной деятельности.

Диагностика позволяет определить те сильные стороны в деятельности и личности педагога, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле педагогической деятельности. Отметим, что проведение диагностики педагогической деятельности позволяет проводить работу с педагогическими кадрами в режиме активного регулирования, развития и коррекции. Качество такого регулирования, развития и коррекции напрямую зависит от успешности проведения диагностических исследований, и в первую очередь, от объективности при подборе диагностического инструментария.

В качестве источников информации о профессиональных затруднениях педагогов, прежде всего, необходимо использовать имеющиеся и применяемые в образовательной практике измерители уровней подготовки школьников, квалификации и профессионализма педагогов.

Обеспечить качественное исследование профессиональных затруднений и профессиональных потребностей педагогов возможно также через определение критериев и показате — лей, надежных методов и методик диагностирования. Для этого, в первую очередь, необходимо определиться с позицией относительно сущности понятия профессиональных затруднений педагога. С нашей точки зрения, логичнее всего прийти к пониманию этого феномена через обращение к понятиям «профессиональная компетентность», «профессиональное развитие» и «самореализация».

Понятие «профессиональная компетентность» и содержательные стороны составляющих ее компонентов достаточно обстоятельно рас — крываются в современной психолого-педа-гогической литературе. Г. А. Козберг, А. К. Маркова, Ю. А. Савинков и др. [3; 7; 9].

Профессиональную компетентность (профессионализм) педагога, в данной статье, мы будем понимать как некую совокупность профессиональных компетенций, уточняя, что педагогическая компетенция не может пониматься как некая сумма профессиональных знаний и умений, по той причине, что она в значительной мере корректируется личностными ориентирами и ценностями педагога, личностными характеристиками обучающихся и другими обстоятельствами. Это значит, что говорить о компетенции педагога можно только в том слу — чае, когда она проявляется в какой-либо конкретной педагогической ситуации. Иными словами, если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей педагогической компетенцией он не обладает. Подобные профессиональные проблемы при разрешении конкретной педагогической ситуации принято называть профессиональными затруднениями педагога. Следует уточнить, что, как показывает практика, профессиональные затруднения встречаются у

Многих педагогов вне зависимости от их стажа, уровня квалификации, в любой из периодов их профессиональной деятельности.

Так, например, можно выделить затруднения педагогов на различных этапах профессионального развития, руководствуясь общепринятыми в педагогике подходами к этому процессу профессионализации:

1. Этап самоопределения, идентификации и адаптации.

2. Этап самовыражения, накопления опыта и создания индивидуального стиля деятельности.

3. Этап самоактуализации в совместной деятельности с учащимися.

Отметим, что профессиональное развитие на этих этапах происходит по причине рассогласования между актуальными психологическими (функциональными и операциональными) возможностями личности и требованиями конкретной профессиональной ситуации. Есть основание утверждать, что исход разрешения таких противоречий и рассогласований может быть как положительным, так и отрицательным, и напрямую зависит от готовности и способности педагога к активному выбору адекватных средств преобразования профессиональной деятельности либо самого себя как субъекта этой деятельности в процессе саморазвития.

Отсюда развитие профессионализма происходит одновременно по трем основным направлениям: претерпевает изменения профес-сиональное мировоззрение личности, вырабатывается индивидуально-личностный стиль деятельности, осваивается профессиональная культура. Своевременная и качественная диагностика особенностей их развития будет служить основанием проектирования условий, обеспечивающих личностно-профессиональное развитие педагога. Более подробно виды и области профессиональных затруднений педагога в ходе его личностно-профессионального развития описаны в Методических рекомендациях «Управление разработкой и реализацией персонифицированных программ повышения квалификации» [1; 4; 6; 8; 12].

В данной статье, в качестве примера, обозначим краткий перечень диагностируемых на этапе самоопределения, идентификации и адаптации профессиональных затруднений педагогов:

— низкий уровень рефлексивных и прогностических способностей;

— преобладание деловой и личностной направленности над коммуникативной;

— низкий уровень мотивации достижения;

— низкие или очень высокие, слабо дифференцированные показатели «Я в профессии в настоящем» и «Я в профессии в будущем» и т. д.

Анализ профессиональных затруднений на различных этапах личностно-профессионального развития педагогов позволяет классифицировать их по некоторым направлениям профессиональной деятельности. Так, представляется возможным определить затруднения в области:

— правил и норм педагогической деятельности, в том числе и требований, предъявляемых к ней в конкретном образовательном уч-реждении;

— определения профессионально-значимых качеств, позволяющих быть эффективным педагогом у себя в образовательном учреждении;

— целеполагания (определения целей обучения, воспитания, развития учащихся);

— содержания преподаваемого предмета;

— содержания дополнительного образования детей;

— знания психолого-педагогических особенностей учащихся;

— методики инновационной, исследовательской деятельности;

— непрерывного профессионального педагогического образования, включая способы самообразования.

Все обозначенные профессиональные затруднения педагогов логично будет отнести к группам: общепедагогические, психолого-педа-гогические, научно-теоретические, методические и коммуникативные. Собственно эти группы профессиональных затруднений и будут являться, с нашей точки зрения, критериями диагностики профессиональных затруднений педагогов.

Ведя разговор о профессиональных затруднениях педагога, о совершенствовании качества педагогической деятельности мы, так или иначе, выходим на проблемы мотивации педагогической деятельности, диагностику профессиональных потребностей специалистов. К этой сфере относятся проблемы, связанные с ответом на вопрос: «Ради чего работает педа-

Гог?». Важно осознавать, что эти проблемы имеют психологический аспект мотивации труда педагога (А. Г. Здравомыслов и В. С. Ядов,

А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.)

Под профессиональными мотивами и потребностями педагогов мы понимаем такие мотивы, которые подвигают субъекта к совершенствованию собственной деятельности — ее способов, средств, форм, методов и т. п., то есть мотивы и потребности педагога, дающие ему профессиональный рост.

В педагогической деятельности, также как и любой другой, можно обозначить функции мотивов: структурирующая, смыслообразующая, побудительная, направляющая, организующая, ориентировочная, энергетическая, регуляторная, целеобразующая, целемоделирующая, преградная и др. На основе анализа этих функций в динамической модели мотивации, выделяют содержание, направленность, значимость, динамичность, эмоциональность, установочные и волевые свойства; планомерность деятельности, отбор и согласование побудите — лей, условий и средств деятельности под влиянием системы ценностных ориентаций личности; включение познавательных процессов в оценочный механизм и выработку стратегии удовлетворения потребности, при решении мыслительных задач; построение в сознании образа предмета потребности [4; 8; 12]. Мы намеренно привели достаточно объемный список функций мотивов личности для осознания того, что мотивационная сфера личности педагога является многокомпонентным, многоуровневым, динамическим образованием и такая полимотивированность деятельности педагога представляет достаточно значимую проблему в диагностировании в связи с тем, что многие мотивы и потребности педагога носят неявный, скрытый характер самой личности.

Понимая тот факт, что педагогическая деятельность является весьма сложной и поэтому обычно вызывается несколькими профессиональными мотивами, потребностями, различающимися по силе, личной и социальной значимости, при диагностике педагогов целесообразнее ориентироваться на полимотивированность педагогической деятельности. Это явление в педагогической деятельности обычное: учитель может хорошо работать ради достиже-

Ния высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.). Отсюда немаловажно, изучая потребности и мотивы педагога, организовывать их комплексное диагностирование, позволяющее получить объективную картину мотивационной сферы.

Для этого, в первую очередь, выделим основные потребности и мотивы профессиональной деятельности педагога, наиболее часто упоминаемые в психолого-педагогической литературе:

Выше уже подчеркивалось, что профессиональная деятельность педагога характеризуется множественностью предметов, отражающих ее специфику, поэтому вряд ли возможно составить оптимальный перечень побуждающих ее мотивов, описать все потребности.

Обеспечивая комплексность диагностирования профессиональных мотивов и потребностей педагога, необходимо:

1. Изучать наличие положительного отношения специалиста к своей профессии в целом.

2. Рассматривать совокупность мотивов, побуждающих его к деятельности (познавательные, прагматические, мотивы достижения, широкие социальные и др.).

3. Исследовать потребности педагога в профессиональном развитии:

— потребность в обосновании (смысле) профессионального развития;

— потребность в самостоятельности при осуществлении развития;

— потребность в учете его жизненного и профессионального опыта;

— наличие осознанной назревшей необходимости в изменениях содержания, способов или стиля собственной деятельности;

— четкую практическую направленность содержания и форм деятельности в процессе повышения профессионализма [10].

Решить задачу получения нужной в достаточном объеме информации о профессиональных затруднениях педагогов возможно на ос — нове информационного мониторинга. В качестве источников информации целесообразно использовать, прежде всего, имеющиеся и применяемые в образовательной практике измерители уровней подготовки учащихся, квалификации и профессионализма педагогов. Накапливаемую таким образом информацию о профессиональных затруднениях и потребностях педагогов необходимо систематизировать по применимости к одной из пяти основных областей затруднений, вычлененных нами на основе групп компетентностей педагогов: общепедагогической, научно-теоретической, методической, психолого-педагогической и коммуникативной.

Выделение профессиональных затруднений по принадлежности к одной из пяти составляющих профессиональной компетентности педагога позволяет с достаточной степенью точности определить трудности в содержании профессиональных знаний, необходимых педагогу для формирования той или иной профессиональной компетенций, а также составить полимотивационный профиль профессиональных потребностей специалиста.

В то же время систематизация массива выявленных профессиональных затруднений дает возможность не только уточнить содержание необходимых профессиональных знаний для преодоления имеющихся профессиональных затруднений и на этой основе начать формирование недостающих профессиональных компетенций, но и сформулировать образовательную цель, которая должна быть представлена в виде компетенции, отсутствующей в профессиональном арсенале педагога, определиться с контрольными процедурами, позволяющими оценить эффективность образовательного процесса, то есть, по существу, создать персонифицированную программу курсов повышения квалификации.

Учитывая, что педагогическая практика предельно персонифицирована, заметим, что к каждой педагогической проблеме диагностирования профессиональных затруднений и потребностей педагога разработать диагностический инструментарий не представляется возможным.

Однако диагностический инструментарий для оценки профессиональных затруднений педагогов должен быть проведен тщательно и грамотно. Подбирая диагностические методики, следует руководствоваться соответствием диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики, целенаправленностью, адресностью; учитывать возможность использования результатов педагогической диагностики в дальнейшей деятель — ности педагога, руководителя; изучить конкретного педагога во взаимосвязи с педагогическим коллективом, соответствие диагностических процедур системности и непрерывности личности и деятельности педагога.

Целесообразно придерживаться специфических требований к психолого-педагоги-ческим диагностическим методикам разного типа. При этом используемый диагностический инструментарий в целом должен обеспечивать:

1. Комплексное диагностирование затруднений профессиональной деятельности педагога на основе системы внутреннего и внешнего контроля качества собираемых данных.

2. Системное обоснование блоков всех используемых диагностических методик.

3. Использование прошедшего апробацию и стандартизацию диагностического инструментария.

4. Оперативность получения выводов и выработки рекомендаций, обработку и хранение информации [4; 8; 12].

Диагностический инструментарий должен обеспечивать достоверность результатов через содержательную валидность предлагаемых диагностических комплексов; строгое соблюдение процедур сбора и анализа исследовательских данных; надежность и эффективность предложенных методик, выраженных в проверяемых баллах, коэффициентах.

Специфика грамотно подобранного диагностического инструментария для изучения профессиональных затруднений и потребностей педагогов заключается в задачах, стоящих перед их пользователями, в характере изучаемых объектов диагностики и принципов построения процедуры диагностирования, вытекающих из исходных теоретических позиций. При подборе диагностического инструментария необходимо руководствоваться тем, что выбранные методики должны способствовать:

— выявлению личностных качеств педагога, влияющих на учебно-воспитательный процесс;

— определению положительных и отрицательных сторон личности педагога;

— фиксации профессионально необходимого уровня компетенций педагога;

— разработке критериев эффективности работы педагога.

Анализ результатов должен способствовать формированию персонифицированных программ повышения квалификации педагогов [2; 5].

Информацию о профессиональных затруднениях педагога целесообразней всего фиксировать в «Карте комплексной диагностики профессиональных затруднений и потребностей педагогов» (далее Карта) [11].

Цель Карты — упорядочить и оптимизировать оценивание затруднений в профессиональной деятельности педагога, придать оценке максимально комплексный и всесторонний характер и объективизировать с помощью сум — марного балла, который основывается на многих параметрах и может быть выражен количественно. Карта позволяет, помимо количественного, произвести качественный анализ затруднений и потребностей педагога в той или иной области его профессиональной деятельности.

Такая Карта может быть структурирована по трем позициям. Первая позиция представлена диагностическими блоками, определяющими области профессиональных затруднений педагогов. Вторая позиция позволяет в составе диагностических блоков выделить содержание профессиональных затруднений педагогов. Третья — через диагностические параметры раскрывает показатели оценки профессиональных затруднений и потребностей педагога.

Работа с Картой осуществляется через последовательное оценивание профессиональных затруднений и потребностей педагогов с позиции «три» к позиции «один» и производится в три этапа.

На первом этапе осуществляется анализ и оценка каждого показателя в отдельности. Вторым этапом заполнения карты служит подсчет суммы баллов по всем показателям отдельно взятого содержательного аспекта профессиональных затруднений педагога и нахождение среднего арифметического балла по этому содержательному аспекту. На третьем этапе делается вывод в целом о наличии некоторых про-

Блем в отдельно выделенной изучаемой области профессиональных затруднений потребностей педагога. Завершающий этап работы с картой состоит в анализе комплекса профессиональных затруднений и потребностей педагога, разрабатываются рекомендации по их преодолению (нивелированию).

Далее, в качестве примера, приведем анализ результатов диагностики профессиональных затруднений и потребностей педагога МАОУ СОШ № 104 г. Челябинска, осуществленных в сентябре 2012 г. по описанной выше Карте.

Результаты исследования профессиональных затруднений и потребностей И. И. И, а также экспертное заключение специалистов МАОУ СОШ № 104 г. Челябинска подтвердили наличие высокого уровня профессиональной компетентности данного педагога. Иными словами, И. И. И находится на этапе самоактуализации своего личностно-профессионального развития. Это характеризуется слабым проявлением профессиональных затруднений в области общепрофессиональной и методической компетентности, сложившимся системным представлением о работе классного руководителя, ее предмете, позволяет, по мнению экспертов, реализовывать организаторскую и кон-структивно-проектирующую функции деятельности классного руководителя.

Наряду с этим отмечается, что существует ряд профессиональных затруднений, хотя и проявляющихся редко и недостаточно выраженных, но оказывающих влияние на качество профессиональной деятельности педагога. Это касается ряда критериев в таких областях профессиональных затруднений, как психолого-педаго-гическая и научно-теоретическая. А именно, на допустимом уровне педагог владеет знаниями о роли психолого-педагогической диагностики в развитии учащихся, ориентируется в методах оценки развития различных сторон личности обучающегося. Периодически испытывает сла-бовыраженные затруднения при выборе методов научного познания, понимания их сущности методов, возможности использования для органи — зации эффективного процесса воспитания обучающихся.

Наличие вышеназванных профессиональных затруднений способствуют тому, что данный педагог демонстрирует критический уровень коммуникативной компетентности в це-

Лом и по позициям: выделение существенных связей и отношений, проведение сравнительного анализа; умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе в поликультурной среде) и совместную деятельность родителей и учащихся. В частности, частое проявление профессиональных затруднений при осуществлении коммуникативного взаимодействия с различными субъектами воспитательного процесса может способствовать замедлению темпа развития индивидуальности обучающихся, их инициативности, самостоятельности; возникновению сложностей при осуществлении партнерского взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса в режиме диалога; могут привести к эмоциональному выгоранию педагога. Предположение о тенденции к возникновению эмоционального выгорания подтверждается результатами экспертной оценки — констатируется наличие эмоционального истощения.

Важно выделить, что нарушения в коммуникативном взаимодействии с субъектами образовательного процесса, а также тенденция к возникновению эмоционального выгорания затрудняют процесс дальнейшего личностно-профессионального развития: педагог не испытывает трудностей с обобщением своего богатого профессионального опыта. Испытывает затруднения в его распространении, трансляции.

Таким образом, результаты диагностического исследования профессиональных затруднений И. И. И показали, что данный педагог испытывает профессиональные затруднения, проявляющиеся редко и недостаточно выра-женно, в психолого-педагогической и научнотеоретической областях и на критическом уровне в коммуникативной области. В частности, при проектировании и реализации персонифицированной программы педагога по его профессиональному развитию в качестве класс-сного руководителя необходимо обратить усиленное внимание:

— на овладение знаниями о роли психологопедагогической диагностики в развитии учащихся;

— на ориентировку в методах оценки развития различных сторон личности обучающегося;

— на понимание сущности современных методов организации эффективного процесса воспитания обучающихся;

— на выделение существенных связей и отношений, проведение сравнительного анализа при организации и проектировании межличностные контактов, общения (в том числе в поли-культурной среде) и совместной деятельности родителей и учащихся;

— на профилактику эмоционального выгорания.

Характеристика профессиональных потребностей педагогического работника. Для обеспечения комплексности диагностирования было осуществлено исследование профессиональных потребностей И. И. И. Итогом данного среза явилось определение ведущих групп потребностей, к которым отнесены мотивы, чувства и эмоции, воля.

В результате, были вычленены внутренние мотивы, с нашей точки зрения, динамической модели доминирующих потребностей педагога:

— стремление обеспечить развитие личности каждого ребенка;

— отношение к коллективу: коллективизм, активность в делах коллектива; честность, справедливость; общительность, коммуникабельность;

— настойчивость (способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца);

— удовлетворенность результатами педагогического труда.

В итоге этот полимотивированный профиль позволил провести корреляцию между потребностями и профессиональными затруднениями И. И. И. Таким образом, было выявлено соответствие профессиональных затруднений и профессиональных потребностей педагога.

Итак, при разработке персонифицированной программы повышения квалификации следует учитывать то, что И. И. И нуждается:

— в овладении приемами диагностик развития различных сторон психики личности, педагогической диагностики уровня сформирован-ности УУД учащихся;

— в рассмотрении методов научного позна — ния, понимания их сущности, возможности использования для организации эффективного процесса воспитания обучающихся;

— в профилактике профессионально-эмоционального выгорания; в приобретении знаний и умений разрешать межличностные конфликты.

Данный пример анализа результатов диагностики профессиональных затруднений и потребностей педагога МАОУ СОШ № 104 наглядно демонстрирует еще один важный аспект, о котором не велась речь в статье: исследование данной области педагогической деятельности должно включать разработку рекомендаций по составлению персонифицированной программы повышения его квалификации и совершенствованию профессиональной деятельности.

Многообразие материалов, полученных при проведении диагностического исследования профессиональных затруднений и потребностей педагогов, требует упорядочения и системы в их анализе. Сам же анализ результатов, приобретенных по средствам диагностических процедур, является наиболее значимым этапом процедуры диагностирования.

Считаем необходимым выделить две важные, с нашей точки зрения, особенности педагогической диагностики. Измерение уровней профессиональных затруднений и потребностей педагогов при повторении диагностических процедур приводит к систематическим смещениям результатов, вызываемым различными факторами, такими как усталость испытуемого или его научение в процессе предыдущих измерений. Вторая особенность педагогической диагностики определяется огромной сложностью и системностью изучаемых объектов. В них, вместо линейных, однонаправленных причинно-следственных связей, возникает намного более сложная, нелинейная структура взаимосвязей, в которой все связано со всем через петли положительных и отрицательных обратных связей. Учет этих особенностей, а также систематически организованное исследование обеспечивают состоятельность диагностической системы, возможность получения объективных данных. Объективность полученной при диагностике информации, помимо системности, достигается комплексным подходом, разнообразием использования качественного диагностического инструментария, многоуровневым подходом (оценка профессиональных затруднений педагога дается его учащимися, экспертами из числа коллег, членами админи-

Страции образовательного учреждения, самим педагогом, родителями учащихся).

В качестве примера обратимся к проекту эффективного процесса повышения квалификации педагога МАОУ СОШ № 104 г. Челябинска И. И. И, результаты диагностики профессиональных затруднений и потребностей которой были представлены ранее. По результатам исследования была спроектирована персонифицированная программа в 2012-2013 учебном году, направленная на решение следующих задач:

— овладение приемами диагностик развития различных сторон психики личности, педагогической диагностики уровня сформированности УУ Д учащихся;

— изучение методов научного познания, понимания их сущности, возможности использования для организации эффективного процесса воспитания обучающихся;

— профилактика профессионально-эмоционального выгорания, приобретение знаний и умений разрешать межличностные конфликты.

Определение учебных модулей происходило на заседании научно-методического совета школы. Для разрешения задачи овладения приемами диагностик развития различных сторон психики личности, педагогической диагностики уровня сформированности УУД учащихся педагогу предложен ряд мероприятий. Эти мероприятия позволят освоить психологические особенности детей 11-17 лет; диагностику развития различных сторон психики личности; педагогическую диагностику уровня сформи-рованности УУД учащихся.

Для преодоления затруднения в методах научного познания, понимании их сущности, возможности использования для организации эффективного процесса воспитания обучающихся совместно с классным руководителем И. И. И отобрано следующее содержание: особенности, типы, виды исследовательской деятельности учащихся; технологии, способы, приемы организации самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочной деятельности. Организация работы с одаренными детьми в классном коллективе.

Для профилактики профессионально-эмоционального выгорания, приобретения знаний и умений разрешать межличностные конфликты требуется активизация участия педагога в деятельности творческих и рабочих групп, про-

Хождения тренинга личностного роста и развития эмоциональной устойчивости.

Далее педагогом И. И. И был осуществлен выбор учреждений для повышения квалификации, получено экономическое обоснование этого выбора.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что для проектирования персонифицированных программ повышения квалификации педагогов, в основном, диагностируются профессиональные затруднения и потребности педагогов через области профессиональной деятельности, описанные выше, или следующие аспекты педагогической деятельности:

1. Управленческий аспект: как планирует, анализирует, контролирует и регулирует процесс взаимодействия с учащимися.

2. Психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, воспитанников, как учитывает индивидуальные особенности воспитанников, определяет и создает мотивацию.

3. Педагогический аспект: какие применяет технологии, методы, приемы и способы.

При таком подходе затруднения и потребности педагогов в их профессиональной деятельности рассматриваются как исполнение исследовательских операций, которые приводят к успешному решению целей обучения, воспитания и развития учащихся. В итоге, диагностика и научно-обоснованный анализ результатов исследования профессиональных затруднений и потребностей педагогов являются основой совершенствования воспитательно-образовательного процесса и основанием проектирования персонифицированной программы повышения квалификации.

1. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомыслов,

В. С. Ядов, — М. : Политиздат, 1986.

2. Казарицкая, Т. А. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки / Т. А. Казарицкая // Директор школы. — 2004. -№ 6.- С. 16-24.

3. Козберг, Г. А. Формирование профессиональной компетентности учителя в первоначальной педагогической деятельности : авто-реф. дис. . канд. пед. наук / Г. А. Козберг. — Воронеж, 2000.

4. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. — М.: Академия, 2004. — 121 с.

5. Лукьянова, М. Д. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе работы / М. Д. Лукьянова // Педагогика. — 2005. — № 10. — С. 56-61.

6. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. — СПб. : Питер, 2007. — 352 с.

7. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М., 1996.

8. Мотивация и поведение человека в сфере труда : сб. науч. трудов. — М., 1990. — 478 с.

9. Савинков, Ю. А. Проектирование региональной системы повышения квалификации педагогов на основе новых информационных технологий : моногр. / Ю. А. Савинков. — Воронеж : изд-во ВГУ, 2003.

10. Тришина, С. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования /

С. В. Тришина, А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос», 22 ноября 2004 [Электронный ресурс] / ЦКЬ: http://www. eidos. ru/journal/2004/ 0622-09Ыт [дата обращения: 13.09.2012].

11. Управление разработкой и реализацией персонифицированных программ повышения квалификации : метод. реком. / под. ред. М. И. Солодковой. — Челябинск : изд-во ЧИППКРО, 2011. — 196 с.

12. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. — СПб. : Речь, 2001.

Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога как основание проектирования персонифицированной программы повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПЕДАГОГА / PERSONALIZED TRAINING PROGRAM / EDUCATIONAL DIAGNOSTICS / PROFESSIONAL DIFFICULTIES / PROFESSIONAL NEEDS OF THE TEACHER

В статье педагогическая диагностика рассматривается как основание совершенствования профессиональной деятельности педагога через личностно ориентированный подход в повышении его квалификации. Выделены проблемы психолого-педагогического диагностирования профессиональных затруднений и потребностей педагогов. Раскрывается феномен профессиональных затруднений педагогов через анализ понятий «профессиональная компетентность», «профессиональное развитие» и «самореализация». Дается перечень групп педагогических затруднений, описываются их характерные особенности на различных этапах профессионального развития педагогов. Осуществлен анализ компонентов, уровней, мотивов и потребностей педагога носящих неявный, скрытый характер личности. Предлагается современный комплексный подход к осуществлению диагностики профессиональных затруднений и потребностей педагога: описываются особенности организации, подбора банка психолого-педагогических методик, обобщения результатов, оформления рекомендаций. Представлен опыт проектирования персонифицированной программы повышения квалификации педагога МАОУ СОШ № 104 г. Челябинска, основанный на диагностике его профессиональных затруднений и потребностей.

— содержания дополнительного образования детей;.

Cyberleninka. ru

01.12.2020 8:14:17

2020-12-01 08:14:17

Источники:

Https://cyberleninka. ru/article/n/diagnostika-professionalnyh-zatrudneniy-i-potrebnostey-pedagoga-kak-osnovanie-proektirovaniya-personifitsirovannoy-programmy

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений молодого педагога | Методическая разработка: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений молодого педагогаметодическая разработка

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений молодого педагога
Методическая разработка

Ценность применения диагностики в процессе самосовершенствования личности и деятельности педагога состоит в том, что она способствует выявлению недостатков, помогает наметить конкретные пути к их устранению, а также выявляет сильные стороны педагога, на которые он может опираться в дальнейшей работе. Диагностика вносит конкретность в деятельность каждого педагога, нацеливает его на решение практических задач, ориентированных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса.

Цель: психолого-педагогическое изучение уровня профессиональной компетентности и профессиональных затруднений молодого педагога ДОУ.

Ожидаемый результат: определение уровня профессиональной компетентности и профессиональных затруднений молодого педагога ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
prilozhenie_no_1.docx27.98 КБ
prilozhenie_no_1.docx46.96 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета № 1 – «Анкета молодого специалиста»

Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна? Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки? С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь? Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом? Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время? Каковы Ваши профессиональные планы на будущее? Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?_______________________ Что Вас привлекает в работе коллектива (нужное подчеркнуть)

    новизна деятельности; условия работы; возможность экспериментирования; пример и влияние коллег и руководителя; доверие; возможность профессионального роста.

Что Вам хотелось бы изменить?

Анкета № 2 «Диагностика проблем педагога»

1. При проведении каких видов образовательной деятельности вы испытываете трудности?

2. Каковы причины, по вашему мнению, этих трудностей?

• Большое количество детей в группе

• Недостаточная методическая помощь со стороны руководства

• Недостаток педагогического опыта

• Нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руководством?

4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности дошкольников?

5. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

• В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам

• В методических консультациях по отдельным разделам

• Просмотре открытых занятий у опытных воспитателей

• В знакомстве с передовым педагогическим опытом

Анкета № 3 — для выявления способностей педагогов к развитию

Оцените по 5-балльной шкале приведенные ниже утверждения:

1 – не соответствует действительности; 2 – скорее не соответствует;

3 – и да, и нет; 4 – скорее соответствует, чем нет; 5 – если данное утверждение полностью соответствует Вашему мнению.

Я стремлюсь изучить себя

Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами

Возникающие препятствия стимулируют мою активность

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя

Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время

Я анализирую свои чувства и опыт

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам на разного рода методических мероприятий внутри образовательного учреждения и за его пределами

Постоянно самостоятельно изучаю новинки методической литературы

Я стремлюсь быть более открытым человеком

Я верю в свои возможности

Стремлюсь быть более открытым человеком

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты

Я получаю удовольствие от освоения нового

Возрастающая ответственность при внедрении инноваций не пугает меня

Возрастающая ответственность при внедрении инноваций помогает мне мобилизоваться

Подсчитайте общее количество баллов:

От 15 до 35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития;

От 36 до 54 – у Вас отсутствует сложившаяся система развития;

и более – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

Анкета № 4 — «Анкета для выявления уровня компьютерной грамотности»

Как часто Вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть)

    ежедневно; 1 раз в неделю; 1-2 раза в месяц ; 1-2 раза в квартал; другое (укажите)

Владеете ли Вы навыками работы в программе Microsoft Office Word? Владеете ли Вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)

    размер, шрифт; создание и редактирование текстового документа; набор и редактирование текстового документа; абзацные отступы и интервалы; создание и форматирование таблиц; вставка рисунка; заливка, фон, рамки; нумерация страниц, печать готового документа. Другое

Владеете ли Вы навыками работы в программе Microsoft Office Excel?

5. Владеете ли Вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)

    диаграммы; таблицы; кроссворды; другое.

6. Владеете ли вы навыками работы в программе Microsoft Office Power Point?

7. С какой целью используете данную программу? Для презентации, наглядности и др.

8. Данную программу применяете для работы

9 . Владеете ли вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)

    создание слайда с диаграммой и таблицей; вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации; создание управляющих кнопок; сохранение и подготовка презентации к демонстрации; вставка видео; накладывание звуков другое

10. Как часто Вы пользуетесь интернетом?

    ежедневно; 1 раз в неделю; 1-2 раза в месяц; 1-2 раза в квартал; другое (укажите).

11. Для чего используете интернет?

    для получения информации (новости, гороскоп, прогноз погоды и др.) для педагогической деятельности; для общения в социальных сетях; для развлечений; другое.

12 . Есть ли электронная почта?

13. Умеете ли Вы создавать электронную почту? (e-mail)

14. Есть ли опыт создания сайта?

15 . имеете ли Вы свой личный сайт?

Хотите ли Вы научиться самостоятельно создавать сайт? Имеете ли Вы опыт участия в on-line конференциях?

Анкета № 5 — Самооценка воспитателем своих профессиональных умений и навыков.

Обозначения: балл «5» ставится, если знания и умения проявляются постоянно, имеют высокий уровень развития; «4» — знания и умения проявляются не постоянно, не всегда применяются; «3» — знания и умения достигают минимально необходимого уровня, не представляют из себя систему; «2» — знания и умения выражены слабо; «1» — знания и умения отсутствуют.

1. Умение правильно ставить перед собой цель

2. Способность к состраданию, сопереживанию

3. Педагогический такт выдержка, терпение

4. Артистичность, эмоциональность

5. Умения художественного творчества: пение, танец, рисование

6. Умение технического творчества: конструирование и моделирование

7. Умение быстро реагировать на неожиданно возникшую ситуацию

8. Умение организовывать работу с родителями

9. Стремление к самосовершенствованию и самообразованию

Предварительный просмотр:

Диагностические материалы для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста.

«Н е обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное — воспитание в человеке человеческого». Антуан де Сент-Экзюпери

В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок в педагогических коллективах, что зачастую выступает причиной возникновения стресса у педагогов. Работа воспитателя не из легких, может произойти любая ситуация, которая может выбить из колеи. Именно поэтому человек, который выбрал профессию «воспитатель», должен быть устойчив к стрессу.

Представленные ниже тесты, составленные мною для молодого специалиста детского сада, наставником которого я являюсь, помогли мне понять насколько ему подходит данная профессия, умеет ли он ладить с детьми, родителями, какого стиля воспитания придерживается педагог, способен ли он развиваться, какой у него уровень стрессоустойчивости. С помощью тестирования я смогла выбрать тактику наставничества, чтобы она была приемлема для молодого педагога.

ТЕСТ 1 « Вы воспитатель?»

Если бы вам навсегда запретили заниматься нашей нынешней работой, какую профессию вы бы выбрали? Хотели бы вы подружиться с таким человек, как вы? Почему? Если у вас была бы возможность навсегда остаться в каком – то возрасте, какой бы вы возраст выбрали?

    Дошкольный возраст; Школьный возраст; 17-25 лет; Не хочу оставаться ни в каком возрасте, пусть все идет своим чередом.

Вы видите плачущего ребенка, первые мысли, которые родятся в вашей голове?

    Как надоел этот крик. Вечно он хныкает, поплачет-перестанет. Может что-то случилось, дай спрошу. Маленький ты мой.

Если бы вам представилась возможность вернуться в годы выбора профессии, вы бы изменили свой выбор?

    Да; Нет; не могу сказать точно

Какую сверх способность вы хотели бы иметь?_____________ Если нужно выбрать только один вариант, вы бы хотели, чтобы ваш ребенок вырос: умным или добрым? Зачем вы работаете воспитателем, ведь много работы, где денег получают больше и работа не требует напряжения?

    Я училась на это 5 лет Нужно же где-то работать Я люблю детей Хорошая работа для женщины

Часто ли вы просматриваете работу в других организациях?

    Чаще, чем раз в полгода Раз в полгода Очень редко или никогда

Каковы ваши отношения с коллегами?

    Терпеть их всех не могу Ну такооооое! Они для меня не только коллеги, но и друзья

В конце трудового дня вы понимаете, что кое-что не доделали. Как поступите?

    Пойдёте домой, а работу закончите утром Доделаете работу, но потребуете сверхурочные Безусловно, не уйдёте, пока не доделаете

Как вы чувствуете себя после рабочего дня?

    Вы рады, что на сегодня всё! Вы измождены физически и морально Вы рады, что сегодня удалось выполнить намеченный план

Что больше всего беспокоит вас в вашей работе?

    Вопрос её стабильности Большое количество обязанностей Вы беспокоитесь о том, как бы поскорее стать настоящим гуру своего дела.

Продолжите фразу «Если бы у меня была волшебная палочка, я бы…………» Продолжите фразу « Самое страшное, что может случиться на работе это…….» Вы хотите поговорить с родителем. С чего вы начнете свою речь? (на выявление знаний о правилах построения эффективного общения ) По вашему мнению, вашим недостатком является:

    неумение находить компромисс; недоверие к людям; немотивированность поступков; неумение четко следовать инструкциям.

Выразите в процентах возможный вклад педагога-наставника в Ваше профессиональное становление «проводник», «защитник интересов», «кумир», «тьютор», «консультант» или «контролер». (Этот вопрос особенно важен для выбора роли педагога-наставника)

ТЕСТ № 2 «Определение стрессоустойчивости личности».

Отметьте утверждение подходящим символом.

Символы: – редко, – иногда, — часто

1. я думаю, что меня недооценивают в коллективе

2. я стараюсь работать, не беру больничный лист, даже если чувствую себя плохо или болею

3. я переживаю за качество своей работы

4. я бываю раздражительной

5. я не терплю критики в свой адрес

6. я стараюсь быть лидером там, где это возможно

7. меня считают человеком настойчивым и напористым

8. я плохо сплю и не высыпаюсь

9. я эмоционально и болезненно переживаю неприятность

10. я проигрываю уже произошедшую ситуацию, ищу другое решение

11. у меня возникают конфликтные ситуации

12. мне недостает власти, чтобы реализовать себя

13. у меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом

14. я все делаю быстро

15. я испытываю страх, что у меня что-то не получится

16. я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки.

17. я что-то не успеваю сделать в срок, я испытываю панику.

Далее необходимо подсчитать количество фигур и определить суммарное число баллов, рассчитывая, что: – 1, – 2, -3, рассмотрев таблицу, определяется уровень стрессоустойчивости

После проведения и получения результатов данного теста, проводится обработка данных и при необходимости работа с психологом (тренинги, релаксации).

В своей работе использую один необычный эксперимент, который помогает всегда повысить уровень стрессоустойчивости, хочу с вами им поделиться.

Беру книгу (или любой другой предмет) и держу ее над головой на вытянутой руке «Сколько, по-вашему, весит эта книга?»

— «50 грамм!», «100 грамм!», «125 грамм!» – предполагает педагог.

— Я и сама не знаю, если честно. Чтобы узнать это, нужно её взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так книгу в течение нескольких минут?

— Ничего, — отвечает педагог.

— Хорошо. А что будет, если я подержу книгу в течение часа? — снова спрашиваю я.

— У вас заболит рука, — отвечает педагог.

— Так. А что будет, если я, таким образом, продержу книгу целый день?

— Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, — высказывает мнение педагог.

— Очень хорошо, — продолжаю я, — однако изменился ли вес книги в течение этого времени?

— Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах? (вопрос вызывает недоумение у педагога)

— Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? – спрашиваю я

— Опустить книгу, — последовал ответ.

— Вот, точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут — это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, понять причину, почему это произошло, и постараться не допускать этой ситуации больше, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими, бодрыми, и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями.

Кроме тестирования, в качестве диагностического материала, я применяю перечень сложных педагогических ситуаций, представляющих собой совокупность условий и обстоятельств, которые требуют от воспитателя быстрого принятия педагогически верного решения.

Каждая педагогическая ситуация решается с использованием определенного алгоритма, которому мы следуем.

• Исследование причин возникновения проблемы (исследовательская задача, что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т. д.). Вычленение проблемы.

• Построение прогноза дальнейшего развития ситуации (прогнозная задача, что нужно сделать, чтобы проблему решить).

• Поиск решения, выхода из затруднительной ситуации в конкретных условиях (изобретательская задача).

• Идеальный конечный результат. (определение критериев, по которым возможно судить о достигнутых результатах).

Примеры педагогических ситуаций:

Педагогическая ситуация № 1. Наступает тихий час. Все дети готовятся ко сну. А один ребенок не хочет идти в спальню, он хочет играть. Как поступить в такой ситуации?

Педагогическая ситуация № 2. У ребенка пропала игрушка. Обнаруживается, что она находится в шкафчике одного из детей. Сама она туда попасть не могла, как вы поступите?

Педагогическая ситуация № 3. В группе есть ребенок, с которым никто из детей не хочет играть и общаться. Когда он подходит к детям и пытается включиться в их игру, они его отвергают или уходят в другую сторону. Объяснить своего поведения они не могут. Мальчик тихий, спокойный, в конфликты не вступает. Найдите способ помочь отвергнутому ребенку.

Педагогическая ситуация № 4. В группе есть гиперактивный мальчик, ему ничего не интересно, внимание его можно занять лишь на несколько минут, он все время шумит, отвлекается сам и мешает другим детям.

Педагогическая ситуация № 5. В группе детского сада ежедневно большое количество детей (25-30 человек). Это не позволяет во время образовательной деятельности уделить достаточно внимания каждому ребенку, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса. Организовать подгрупповую работу не позволяет режим и специфика работы детского сада. Как быть?

Есть ряд ситуаций, они сейчас не редки, которые связаны с родителем и педагогом. Молодой педагог сталкивается с трудностью в общении с родителями. Некоторые родители, особенно старшего поколения не воспринимают всерьез молодого педагога, не прислушиваются к его советам и часто высказывают претензии. Никогда не стоит обижаться и пасовать перед родителями. Поэтому педагог должен стремиться к взаимопониманию, единомыслию с мамами и папами. Для этого существуют различные формы работы с ними. Родители должны стать полноправными участниками всего педагогического процесса. А так же многим из них необходимо понять, что педагоги детского сада – это только помощники в воспитании их чада и перекладывать на них всю ответственность за ребенка нельзя. Рассмотрим некоторые ситуации.

Педагогическая ситуация № 1. За Олей в детский сад пришла мама раньше обычного времени. Оля радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!» Мама: «А почему у тебя вся одежда в клею. Как мы в гости теперь пойдем (начинает кричать мама). Вот и пойдешь теперь, знаешь сама, как кто». Оля села тихо одеваться. Как вы поступите в такой ситуации. Будете ли вы в нее вмешиваться? В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?

Педагогическая ситуация № 2. Мама одного из детей подготовительной группы постоянно высказывает претензии воспитателю, что она плохо смотрит за детьми, ее ребенок постоянно потеет во время прогулки или замерзает. От этого он часто болеет. Как организовать работу с родителем?

Педагогическая ситуация № 3. Каждое утро, когда папа приводит мальчика (5 лет) в детский сад, ребёнок устраивает истерику «на пустом месте», прячется в уличный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить. Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, часто не предупредив воспитателя. Как поступить в данной ситуации?

Педагогическая ситуация № 4. В процессе одевания на вечернюю прогулку во второй младшей группе детского сада один ребёнок начинает сильно капризничать и топать ногами, не желая одеваться, на эти действия помощник воспитателя берёт ребёнка за руку, сажает на скамейку и строго говорит: «Одевайся, а не плачь!». Утром мама этого ребёнка обращается к воспитательнице с вопросом : «Мне мой ребёнок сказал, что его няня вчера побила, это правда?». Ваша реакция?

Педагогическая ситуация № 5. У ребенка пьющая мама, девочка стесняется этого и говорит воспитателю, как бы она хотела, чтобы ее мамой была именно воспитательница. « А можно я вас буду мамой называть?» — спрашивает девочка. Как поступить воспитателю?

После каждой рассмотренной ситуации мы применяем алгоритм, при помощи которого анализируем и приходим к выводу: правильно ли решена ситуация или она требовала другого решения? К чему может привести ее неправильное решение?

По мере решения педагогической ситуации, возникающим затруднениям молодого педагога, я прихожу к выводу, на что необходимо обратить внимание молодого педагога, какие методические пособия почитать, какие примеры из жизни привести. Не спорю — все индивидуально, шаблонов нет, и в одной и той же ситуации с разными детьми надо поступать соответственно причинам, темпераменту ребенка и т. д. Сама учусь вместе с ним. Наверняка, каждый новичок согласится с мнением А. С.Макаренко, который говорил, что как бы хорошо студент не окончил учебное заведение, каким бы талантом и способностями к профессии он не обладал, если он не будет учиться у более опытных коллег, он никогда не станет настоящим специалистом.

Отметьте утверждение подходящим символом.

Скачать:

ВложениеРазмер
prilozhenie_no_1.docx27.98 КБ
prilozhenie_no_1.docx46.96 КБ

Анкета № 1 – «Анкета молодого специалиста»

Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна? Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки? С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь? Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом? Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время? Каковы Ваши профессиональные планы на будущее? Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?_______________________ Что Вас привлекает в работе коллектива (нужное подчеркнуть)

    новизна деятельности; условия работы; возможность экспериментирования; пример и влияние коллег и руководителя; доверие; возможность профессионального роста.

Что Вам хотелось бы изменить?

Анкета № 2 «Диагностика проблем педагога»

1. При проведении каких видов образовательной деятельности вы испытываете трудности?

2. Каковы причины, по вашему мнению, этих трудностей?

• Большое количество детей в группе

• Недостаточная методическая помощь со стороны руководства

• Недостаток педагогического опыта

• Нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руководством?

4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности дошкольников?

5. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

• В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам

• В методических консультациях по отдельным разделам

• Просмотре открытых занятий у опытных воспитателей

• В знакомстве с передовым педагогическим опытом

Анкета № 3 — для выявления способностей педагогов к развитию

Оцените по 5-балльной шкале приведенные ниже утверждения:

1 – не соответствует действительности; 2 – скорее не соответствует;

3 – и да, и нет; 4 – скорее соответствует, чем нет; 5 – если данное утверждение полностью соответствует Вашему мнению.

Я стремлюсь изучить себя

Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами

Возникающие препятствия стимулируют мою активность

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя

Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время

Я анализирую свои чувства и опыт

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам на разного рода методических мероприятий внутри образовательного учреждения и за его пределами

Постоянно самостоятельно изучаю новинки методической литературы

Я стремлюсь быть более открытым человеком

Я верю в свои возможности

Стремлюсь быть более открытым человеком

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты

Я получаю удовольствие от освоения нового

Возрастающая ответственность при внедрении инноваций не пугает меня

Возрастающая ответственность при внедрении инноваций помогает мне мобилизоваться

Подсчитайте общее количество баллов:

От 15 до 35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития;

От 36 до 54 – у Вас отсутствует сложившаяся система развития;

и более – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

Анкета № 4 — «Анкета для выявления уровня компьютерной грамотности»

Как часто Вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть)

    ежедневно; 1 раз в неделю; 1-2 раза в месяц ; 1-2 раза в квартал; другое (укажите)

Владеете ли Вы навыками работы в программе Microsoft Office Word? Владеете ли Вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)

    размер, шрифт; создание и редактирование текстового документа; набор и редактирование текстового документа; абзацные отступы и интервалы; создание и форматирование таблиц; вставка рисунка; заливка, фон, рамки; нумерация страниц, печать готового документа. Другое

Владеете ли Вы навыками работы в программе Microsoft Office Excel?

5. Владеете ли Вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)

    диаграммы; таблицы; кроссворды; другое.

6. Владеете ли вы навыками работы в программе Microsoft Office Power Point?

7. С какой целью используете данную программу? Для презентации, наглядности и др.

8. Данную программу применяете для работы

9 . Владеете ли вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)

    создание слайда с диаграммой и таблицей; вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации; создание управляющих кнопок; сохранение и подготовка презентации к демонстрации; вставка видео; накладывание звуков другое

10. Как часто Вы пользуетесь интернетом?

    ежедневно; 1 раз в неделю; 1-2 раза в месяц; 1-2 раза в квартал; другое (укажите).

11. Для чего используете интернет?

    для получения информации (новости, гороскоп, прогноз погоды и др.) для педагогической деятельности; для общения в социальных сетях; для развлечений; другое.

12 . Есть ли электронная почта?

13. Умеете ли Вы создавать электронную почту? (e-mail)

14. Есть ли опыт создания сайта?

15 . имеете ли Вы свой личный сайт?

Хотите ли Вы научиться самостоятельно создавать сайт? Имеете ли Вы опыт участия в on-line конференциях?

Анкета № 5 — Самооценка воспитателем своих профессиональных умений и навыков.

Обозначения: балл «5» ставится, если знания и умения проявляются постоянно, имеют высокий уровень развития; «4» — знания и умения проявляются не постоянно, не всегда применяются; «3» — знания и умения достигают минимально необходимого уровня, не представляют из себя систему; «2» — знания и умения выражены слабо; «1» — знания и умения отсутствуют.

1. Умение правильно ставить перед собой цель

2. Способность к состраданию, сопереживанию

3. Педагогический такт выдержка, терпение

4. Артистичность, эмоциональность

5. Умения художественного творчества: пение, танец, рисование

6. Умение технического творчества: конструирование и моделирование

7. Умение быстро реагировать на неожиданно возникшую ситуацию

8. Умение организовывать работу с родителями

9. Стремление к самосовершенствованию и самообразованию

Как поступить в такой ситуации.

Nsportal. ru

19.10.2018 16:26:36

2018-10-19 16:26:36

Источники:

Https://nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2021/07/20/diagnosticheskiy-instrumentariy-dlya-vyyavleniya-professionalnyh

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *