Рубрики
Диагностичекий

Технологическая характеристика организации психолого-диагностического эксперимента и диагностический инструментарий для оценки познавательной активности младших дошкольников

Диагностический инструментарий определения уровня познавательной активности

Технологическая характеристика организации психолого-диагностического эксперимента и диагностический инструментарий для оценки познавательной активности младших дошкольников

Штепина, И. С. Технологическая характеристика организации психолого-диагностического эксперимента и диагностический инструментарий для оценки познавательной активности младших дошкольников / И. С. Штепина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 374-377. — URL: https://moluch. ru/archive/46/5665/ (дата обращения: 29.05.2022).

Целью психолого-диагностического эксперимента является изучение исходного уровня познавательной активности младших дошкольников. Из всего множества имеющихся в психолого-педагогической и методической литературе характеристик нами были выделены наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности младших дошкольников, которые можно отследить по следующим показателям (табл. 1).

Компоненты познавательной активности младших дошкольников

Компоненты познавательной активности

Показатели

    вербально-логическое и наглядно-образное мышление, внимание, память, зрительно-пространственное восприятие

Эмоциональный

Эмоциональная сфера младших дошкольников

Деятельностный

Психосоциальная зрелость младших дошкольников

Источник: составлено автором. На основе выделенных показателей компонентов познавательной активности в целях психолого-диагностического эксперимента нами выбраны методики познавательной активности младших дошкольников.

Технология организации психолого-диагностического эксперимента представляет собой следующие этапы:

1. Подготовительный этап исследования. Целью данного этапа является всесторонняя подготовка психолого-диагностического эксперимента. Решаются следующие задачи:

— определение валидных методик диагностики познавательной активности младших дошкольников;

— составление общего плана опытно-поисковой работы.

2. Исходно-диагностический этап исследования. Данный этап психолого-диагностического эксперимента нацелен на определение степени развития познавательной активности младших дошкольников контрольной и экспериментальной групп.

3. Итогово-диагностический этап психолого-диагностического эксперимента характеризуется нацеленностью на оценку динамики развития познавательной активности младших дошкольников в контрольной и экспериментальной группах, организацию диагностических тестов, позволяющих не только оценить динамику развития тех или иных процессов, но и валидность используемых методик.

4. Обобщающий этап исследования позволяет сделать выводы о структуре и особенностях познавательной активности младших дошкольников.

Для решения поставленных задач в рамках организации психолого-диагностического эксперимента важной является опора на конкретные методологические основы.

Исследование эмоциональной сферы: методики Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой «Закончи историю», «Сюжетные картинки», «Раскрась рисунок»;

Мнемические способности: методика «10 слов», предложенная А. Р. Лурией;

Уровень восприятия: методика Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой и С. Д. Забрамной «Исключение неподходящей картинки»;

Исследования свойств мышления: методики Л. А. Венгера «Самое непохожее», методика «Анализ и синтез»;

Таким образом, содержание и направленность методик, по нашему мнению, отвечают требованиям системного подхода к организации экспериментального исследования, т. к. они нацелены на диагностику различных познавательных способностей и индивидуальных качеств младших дошкольников.

Следующей задачей экспериментального исследования является обработка и интерпретация полученных данных. Вообще приемы интерпретации экспериментальных данных подразделяются на количественные и качественные. С точки зрения количественного анализа данных применяются математические и статистические методы обработки данных. Качественный анализ позволяет систематизировать и описать общие закономерности и некоторые варианты психологических явлений, выявленных методом количественного анализа. Кроме того, при качественном анализе необходимо ориентироваться на принципы сравнительного метода, то есть выявить особенности психической организации способностей у испытуемых, различающихся не только по возрасту, но по полу (мальчики – девочки).

Ниже представлено подробное теоретическое и методологическое обоснование применяемых диагностических методик.

Методики, направленные на исследование познавательной активности младших дошкольников, и используемые в психологическом эксперименте, можно классифицировать по нескольким основаниям. Основная часть методик носит вербальный характер, то есть так или иначе связанных с речевой активностью обследуемых. Задания в этих методиках апеллируют к памяти, воображению в их опосредованной языковой форме. К вербальным методикам относятся все методики, примененные для диагностики памяти, внимания, мыслительных операций (анализ, синтез).

Часть диагностических методов, подобранных нами для решения диагностических задач, предполагает правильный ответ и за счет этого обеспечивается их объективность. К этой группе относится методика исследования мнемических способностей – методика «10 слов».

В комплекс включены методики, направленные на диагностику эмоциональной сферы, внимания, памяти, восприятия и мышления.

Младшее дошкольное детство считается особым этапом эмоционального онтогенеза, поскольку в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными, обобщенными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание [5, c.208], формируется устойчивая система эмоциональных отношений [7, c.197], появляется эмоциональная децентрация – способность к сопереживанию другому человеку, совершенствуется способность к распознаванию эмоций [6, c.96], возникает эмоциональная коррекция поведения [5, c.291].

Для оценки эмоционального развития младших дошкольников предлагается использовать методики Ю. А. Афонькиной и Г. А. Урунтаевой [1, c.58] «Закончи историю», целью которой является изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость; «Сюжетные картинки», направленной на изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике; «Раскрась рисунок», целью которой является изучение характера помощи (сочувствия) другому человеку.

В контексте исследования познавательной активности младших дошкольников достаточно важным является исследование способностей памяти (мнемических) , поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека. Формы проявления и виды памяти чрезвычайно многообразны. Один из основных критериев вычленения форм памяти – по времени закрепления и сохранения материала. В соответствии с этим критерием различают кратковременную и долговременную память. Кратковременная память базируется на автономном распаде следов информации и представляет собой ее лабильную фазу, соответствующую удержанию следа в форме реверберации нервных импульсов, а долговременная, соответственно, является ее стабильной фазой, предполагающей сохранение следов за счет структурных изменений. Но по существу кратковременная и долговременная память представляют собой две стадии единого процесса, который всегда начинается с кратковременной памяти [4, c.264].

Относительно недавние исследования, связанные с развитием теорий памяти привели к постановке проблемы оперативной памяти, обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия. Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком и рассчитанной только на ее решение.

Оперативная память занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Но поскольку суть оперативной памяти заключается в обслуживании непосредственно совершаемых действий, диагностика ее не представляется возможной. Общепринято, что на качество оперативной памяти оказывает влияние объем кратковременной памяти, лежащей в основе всего процесса памяти. Поэтому объективным является диагностировать именно кратковременную память.

Кратковременная память характеризуется очень недолгим сохранением материала после однократного непродолжительного восприятия и проявляется только при условии немедленного воспроизведения. Тесно связанная с перцепцией, кратковременная память между тем является основой более сложных функциональных образований. При диагностике кратковременной памяти обычно измеряют объем, выражающийся в количестве символов, которые могут быть воспроизведены после однократного предъявления.

Мнемические способности детей младшего дошкольного возраста предлагается изучить посредством методики «10 слов», предложенной А. Р. Лурией. Данная методика используется для изучения состояния памяти, выявления органических поражений мозга, а также других отклонений в психическом статусе (истощаемости, утомляемости, устойчивости внимания).

Для исследования уровня восприятия у детей младшего дошкольного возраста предлагается применить методику Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой по изучению восприятия цвета [1, c.175] и С. Д. Забрамной «Исключение неподходящей картинки» [2, c. 236].

Средством познания в процессе восприятия выступают сенсорные эталоны – образцы различных внешних свойств предметов.

В процессе восприятия происходит, с одной стороны, совершенствование представлений о разновидностях каждого свойства, с другой – развитие самих перцептивных действий использования эталонов. Различают три типа перцептивных действий: идентификация, или выбор по образцу; приравнивание к эталону (соотнесение с эталоном) в условиях неполного совпадения свойств предмета с эталоном, близким к нему, но не совпадающим с ним; перцептивное моделирование – соотнесение обследуемого предмета с несколькими эталонами.

Исследование уровня восприятия у младших дошкольников предполагает выявление способности устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями.

Для исследования свойств мышления, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов и обеспечивающих продуктивность умственной деятельности младших дошкольников, предлагается применить группу методик.

Исследование свойств мышления у младших дошкольников предполагает выявление способности выделения существенных признаков предметов и соотнесения их по этим признакам. Для этой цели предлагается применить методику Л. А. Венгера «Самое непохожее», направленной на выявление уровня овладения мыслительными операциями: анализа, сравнения и обобщения признаков.

Для диагностики сформированности мыслительных операций анализа и

Синтеза у младших дошкольников предлагается воспользоваться методикой «Анализ и синтез» [6, c.364], посредством которой оценивается развитие данных мыслительных операций, и дополнительно способность ребенка к целостному восприятию предмета. Установить это можно, занимаясь с ребенком игровой и продуктивной деятельностью. Для этой цели проводится игра «Рассмотрим предмет», в которой проводящий диагностику предлагает ребенку сначала назвать изображенный объект, а затем показать и назвать его части, или сам показывает часть, а ребенок ее называет, и наоборот, проводящий диагностику называет, а ребенок показывает.

Степень психосоциальной зрелости (кругозор) младшего дошкольника позволяет определить тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым. Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер? День или утро?

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

9. Кем работает твой отец, мать?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

11. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон, врач или учитель?

15. Зачем нужны в школе звонок или парта?

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких ты знаешь птиц?

20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

21. Что больше – 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Афонькина Ю. А., Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии. – М.: Владос, 1995.

Забрамная С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М., 2002.

Озеров В. П. Психомоторные способности человека. – Дубна: Феникс +, 2002.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб./ В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др; под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /Под ред. A. B.Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964.

Щетинина А. М. Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, кратковременная память, психолого-диагностический эксперимент, дошкольник, методика, оперативная память, долговременная память, качественный анализ, младший дошкольный возраст, экспериментальная группа.

Похожие статьи

Особенности развития образной Памяти у Детей Дошкольного.

Объект Исследования: Память Детей в старшем Дошкольном Возрасте. Предмет Исследования: образная Память старших Дошкольников, особенности её развития.

У них были сильны Кратковременная и Оперативная Память.

Исследование состояния эйдетической Памяти у Детей.

Эйдетическая Память — возрастная особенность Дошкольников, которую Дети обычно утрачивают при переходе в Младший школьный Возраст. Эйдетизм (от греч. eidos — образ) — разновидность образной Памяти.

Развитие образной Памяти Детей старшего Дошкольного.

В данной статье представлены способы Экспериментального Исследования образной Памяти у Детей старшего Дошкольного Возраста с нарушениями слуха. В ней описаны некоторые Методики коррекционной работы.

Возрастные особенности Кратковременной зрительной Памяти

Критерии Оценки объема Кратковременной зрительной Памяти Детей Дошкольного Возраста.

Рис. 2. Графическая интерпретация однофакторного дисперсионного Анализа влияния Возраста на Кратковременную зрительную Память Детей.

Приёмы развития Памяти у Детей | Статья в журнале.

Это собственное имя, образы родителей и многое другое — всё это Долговременная Память. Но существует и Кратковременная Память — в этом случае информация хранится секунды или минуты.

Развитие Памяти у Детей Дошкольного Возраста с ограниченными возможностями.

Развитие Памяти у Детей Дошкольного Возраста | Статья.

Дошкольное детство — это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают Ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить.

Память как Познавательный процесс у Младших школьников при.

В наших Исследованиях применяли Методику «Объем Кратковременной Памяти».

После проведения тестирования проведен сравнительный Качественный и количественный Анализ.

Основные термины (генерируются автоматически): Кратковременная Память, Группа, ученик.

Педагогические условия развития смысловой произвольной.

В статье рассмотрен вопрос о становлении произвольной Памяти в Дошкольном Возрасте, возможностях ее развития в процессе целенаправленного обучения, условия ее развития. Ключевые слова: Память, произвольная Память, процессы Памяти, Дошкольник.

Память как Познавательный процесс у Младших школьников при.

Проблемами Младшего школьного Возраста занимались многие психологи: Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдова, Л. И. Айдарова, Ю. А. Полуянов и другие. Этот Возраст привлекает к себе пристальное внимание ученых потому, что он ещё не до конца исследован.

Похожие статьи

Объект Исследования: Память Детей в старшем Дошкольном Возрасте. Предмет Исследования: образная Память старших Дошкольников, особенности её развития.

У них были сильны Кратковременная и Оперативная Память.

Память как познавательный процесс у младших школьников при.

В комплекс включены методики, направленные на диагностику эмоциональной сферы, внимания, памяти, восприятия и мышления.

Moluch. ru

22.08.2020 19:31:39

2020-08-22 19:31:39

Источники:

Https://moluch. ru/archive/46/5665/

Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностический инструментарий определения уровня познавательной активности

Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / PRESCHOOL AGE / COGNITIVE ACTIVITY / THE STRUCTURE AND COMPONENTS OF COGNITIVE ACTIVITY / DIAGNOSTICS OF COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волошена Е. А., Истратова О. Н.

В статье раскрывается понятие познавательной активности, выделены ее компоненты характерные для старшего дошкольного возраста. Описан комплекс диагностического материала для всестороннего изучения познавательной активности старших дошкольников, и представлены результаты исследования познавательной активности с применением данного диагностического комплекса.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам, автор научной работы — Волошена Е. А., Истратова О. Н.

Актуальность и востребованность использования метода проб и ошибок в развитии исследовательской активности старших дошкольников

Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

DIAGNOSTICS OF COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN IN PRE-SCHOOL AGE

The article reveals the concept of cognitive activity, highlights its components typical of preschool age. We describe a complex diagnostic material for a comprehensive study of cognitive activity older preschoolers, and present the results of studies of cognitive activity with the use of the diagnostic complex.

Текст научной работы на тему «Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Магистрант, кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет»,

Г. Ростов-на-Дону О. Н. Истратова

Канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет»,

ДИАГНОСТИКА познавательной активности детей СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 13-36-01006

Аннотация. В статье раскрывается понятие познавательной активности, выделены ее компоненты характерные для старшего дошкольного возраста. Описан комплекс диагностического материала для всестороннего изучения познавательной активности старших дошкольников, и представлены результаты исследования познавательной активности с применением данного диагностического комплекса.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, познавательная активность, структура и компоненты познавательной активности, диагностика познавательной активности.

E. A. Voloshena, Southern Federal University, Rostov-on-Don

O. N. Istratova, Southern Federal University, Rostov-on-Don

DIAGNOSTICS OF COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN IN PRE-SCHOOL AGE

Abstract. The article reveals the concept of cognitive activity, highlights its components typical of preschool age. We describe a complex diagnostic material for a comprehensive study of cognitive activity older preschoolers, and present the results of studies of cognitive activity with the use of the diagnostic complex.

Keywords: preschool age, cognitive activity, the structure and components of cognitive activity, diagnostics of cognitive activity.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем, как в психологии, так и в педагогике, является исследование познавательной активности. В образовании все больший акцент ставится не только на развитии интеллектуальных способностей детей и получении определенного уровня академических знаний учащимися, но и на развитии их собственной познавательной и творческой активности, что получило отражение в новых государственных стандартах.

Педагоги, озабоченные данной проблемой, разрабатывают различные программы по развитию познавательной активности на отдельных занятиях для дошкольников и школьников. Для более продуктивной работы этих программ и оценки их эффективности необходимо знать первоначальный уровень развития познавательной активности детей. Часто исследователи сталкиваются с проблемой подбора диагностического инструментария, так как существует множество методик для изучения данного качества, однако они имеют узконаправленный характер. Особенно остро данная проблема стоит при изучении познавательной активности дошкольников. В связи с этим целью нашего исследования стало составление комплекса методик, направленных на изучение всех компонентов познавательной активности старших дошкольников.

Изучением познавательной активности занимались такие исследователи, как Л. П. Аристова, Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, М. И. Лисина, Р. А. Низамов, А. Н. Поддъяков, Т. И. Шамова, Е. И. Щербакова, Г. И. Щукина и др. Познавательная активность исследователями рассматривается как непрерывно развивающееся качество личности, отражающее готовность

Дошкольника к познанию, интерес к чему-либо новому, проявление преобразовательных действий ребенка по отношению к окружающим предметам и явлениям, инициативность, самостоятельность и настойчивость в различных видах деятельности, а также позитивное эмоциональное переживание при получении новой информации [1, 4, 11].

Данное качество является сложным структурным образованием, наиболее разработанная и дифференцированная модель, которого была описана Т. А. Гусевой применительно к студенческому возрасту. Данная модель включает мотивационно-потребностный, регуляторный, динамический, результативный и рефлексивный блоки, каждый из которых содержит в себе ряд соответствующих компонент [3]. Однако особенности развития детей в дошкольном возрасте не позволяют применять в полной мере данную структуру.

Так, особенностью мотивационно-волевой сферы старших дошкольников является то, что на данном этапе целенаправленность действий, соподчинение мотивов, произвольность деятельности, которые обеспечивают возможность сдерживать ребенку свои непосредственные желания в требующих этого ситуациях, только развиваются. Важную роль в деятельности дошкольников играют мотивы, связанные с интересом к деятельности, познавательные мотивы, мотивы установления положительного взаимоотношения с другими людьми, мотивы достижения успеха, нравственные и общественные мотивы, однако еще отсутствуют мотивы личностного роста, характерные для старших возрастов [5, 8].

Несмотря на то, что для дошкольного возраста характерны яркие, непроизвольные чувства, резко «вспыхивающие» и так же быстро угасающие, старшие дошкольники в значимых и требующих самоконтроля ситуациях уже могут сдерживать свои чувства, регулировать или скрывать их проявления [8]. Наряду с эмоциональной регуляцией у старших дошкольников начинают развиваться такие качества, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, ответственность, обеспечивающие волевую регуляцию поведения. Важным моментом является становление самосознания (более высокая, в сравнении с предыдущими возрастными этапами, осознанность мотивов собственной деятельности, более объективная оценка своих способностей, качеств личности и поведения, однако еще наблюдается тенденция к завышенной самооценке) [5, 8].

В развитии познавательной сферы дошкольников также существуют свои особенности. Основным видом мышления выступает наглядно-образное, которое позволяет ребенку при решении каких-либо задач опираться не на конкретные действия и предметы, а на представления о них. Однако многие дети старшего дошкольного возраста показывают наличие зачатков понятийного мышления, его отдельных элементов. С развитием мышления тесно связаны и изменения в речи ребенка. К концу дошкольного возраста помимо качественных, происходят и функциональные преобразования (речь становится средством мышления и участвует в постановке цели и планировании деятельности) [8].

Таблица 1 — Структура познавательной активности старших дошкольников

Мотивационно-потребностный Любознательность Познавательный интерес Познавательная потребность

Регуляторный Самостоятельность Настойчивость Инициативность Произвольность эмоциональных проявлений

Деятельностный Вопросительно-исследовательская активность Познавательная позиция

Результативный Объективные показатели познавательной деятельности

Рефлексивно-оценочный Самооценка своей познавательной активности

На основании структуры познавательной активности студентов, разработанной Т. А. Гусевой, и перечисленных выше особенностей старшего дошкольного возраста, структуру познавательной активности старших дошкольников можно представить следующим образом (смотри табл. 1).

В соответствии с выделенными компонентами познавательной активности для старшего дошкольного возраста нами были подобраны следующие диагностические материалы:

— методика «Сказка» (Н. И. Ганошенко, В. С. Юркевич), направленная на изучение любознательности ребенка [2];

— методика «Волшебный цветок» (Е. Э. Кригер), направленная на выявление познавательного интереса, изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности [2];

— методики «Таинственное письмо» (А. М. Прихожан), «Познавательная потребность дошкольника» (В. С. Юркевич), «Модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту» (Э. А. Баранова), направленные на выявление наличия, устойчивости, силы и напряжённости познавательной потребности [2];

— методика «Изучение волевых проявлений» (Г. А. Урунтаева), направленная на изучение инициативности, настойчивости, самостоятельности и произвольности эмоциональных проявлений [6];

— методики «Вопрошайка» (Н. Б. Шумакова) и «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т. А. Серебрякова), направленные на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач [2];

— методика «Идеальный компьютер» (М. А. Холодная), применяемая для изучения меры открытости познавательной позиции [9];

— бланк оценки результатов познавательной деятельности дошкольников, предлагаемый воспитателям для мониторинга объективных результатов в таких занятиях, как окружающий мир, развитие речи, грамота, математика;

— авторская модификация методики «Лесенка», представляющая собой 7 лесенок с описаниями, соответствующими основным компонентам познавательной активности. С помощью данной методики выявляется адекватность и уровень самооценки ребенком своей познавательной активности по компонентам, описанным выше.

Таблица 2 — Результаты исследования познавательной активности старших дошкольников

Компоненты Методики Уровень,%

Любознательность «Сказка» 41,9 — 58,1

Познавательный интерес «Волшебный цветок» 37,8 44,9 17,3

Познавательная потреб — «Таинственное письмо» 7,1 35,7 57,2

Ность Познавательная потребность дошкольника (В. С. Юркевич) 0 25,5 75,5

Самостоятельность «Изучение волевых проявлений» 5,1 48 46,9

Настойчивость (Г. А. Урунтаева) 44,9 — 55,1

Инициативность 50 — 50

Произвольность эмоцио — 42,9 — 57,1

Вопросительно — «Вопрошайка» 75,5 — 24,5

Исследовательская активность Оценка вопросительных проявлений у детей (Т. А. Серебрякова) 0 45,9 54,1

Мера открытости познава — «Идеальный компьютер» 45,9 54,1 0

Объективные показатели по — Оценка результатов познава — 11,2 62,2 26,6

Знавательной деятельности тельной деятельности

Самооценка своей познава — Методика Уровень 4 54,1 41,9

Тельной активности «Лесенка» Адекватность 7,1 44,9 48

Подобранные методики в совокупности позволяют комплексно исследовать уровень развития познавательной активности дошкольников, так как, во-первых, они направлены на изучение всех компонентов познавательной активности, выделенных для данной возрастной категории, а во-вторых, они направлены на работу исследователя не только с детьми, но и с их родителями и воспитателями. Это, в свою очередь, способствует получению более объективных результатов.

В апробации диагностического комплекса приняли участие 98 детей в возрасте 6-7 лет, воспитывающиеся в детских садах г. Таганрога, их родители и воспитатели. Результаты диагностики познавательной активности представлены в виде таблицы 2.

Как видно из таблицы, для детей старшего дошкольного возраста характерно проявление примерно в равной степени как выраженной, так и не выраженной любознательности. Наблюдается, в основном, проявление низко — и средневыраженного познавательного интереса, но при этом выявляется средняя и высокая степень напряженности познавательной потребности. Изучение волевых проявлений позволило выяснить, что отсутствие и наличие инициативности, настойчивости и произвольности эмоциональных реакций, как и наличие среднего и высокого уровня развития самостоятельности, обнаруживается у старших дошкольников в одинаковой степени.

По оценке родителей, 54% детей имеют высокий уровень развития вопросительно-познавательной активности, а остальные — средний. Однако обследование детей с помощью методики «Вопрошайка», предполагающее непосредственное взаимодействие исследователя с ребенком, показало, что только 25% детей имеют проблемный тип постановки и решения задач, то есть высокий уровень вопросительно-исследовательской активности. По оценке воспитателей познавательной деятельности дошкольников, большая часть детей (62%) получили средние показатели, высокие результаты познавательной деятельности были выявлены у 27%, а низкие — у 11% детей. При этом результаты оценки познавательной деятельности дошкольников коррелируют с результатами обследования их познавательной активности, что свидетельствует о необходимости развивать в детях их собственную, природную активность для более успешного дальнейшего обучения в школе. Также в ходе исследования было выявлено, что для старших дошкольников характерна средняя и высокая самооценка своей познавательной активности. При этом адекватную самооценку проявляют 45% детей, а у 48% наблюдается завышенная самооценка своей познавательной активности, что может объясняться возрастными особенностями.

Особенно значимые результаты были получены при исследовании меры открытости познавательной позиции. Так как в дошкольном и даже в младшем школьном возрасте еще не развито абстрактно-логическое мышление, позволяющее мыслить и оперировать абстрактными, объективированными категориями, дети еще не в состоянии проявлять открытую познавательную позицию. Однако тенденция к этому наблюдается в форме смешанной познавательной позиции, которую проявили 54% респондентов. Данные результаты имеют особую практическую значимость, так как методика «Идеальный компьютер» не использовалась ранее для обследования данной возрастной категории.

Таким образом, в ходе нашего исследования был подобран комплекс методик, позволяющих изучить уровень развития познавательной активности старших дошкольников по компонентам, выделенным для данной возрастной категории. Апробация данного диагностического комплекса показала его эффективность, возможность всестороннего изучения познавательной активности детей, что может быть использовано для формулирования более точных рекомендаций для педагогов и родителей по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.

1. Аристова Л. П. Активность учения школьника / Л. П. Аристова. — М.: Просвещение, 1968. — 139 с.

2. Баранова Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет // Вопросы психологии. — 2007. — № 4 — С. 45-55.

3. Гусева Т. А. Стили познавательной активности личности студентов: автореф. дис. . д-ра психол. наук. — Новосибирск, 2009.

4. Землянухина Т. М. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов / ред.-сост. В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.

5. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. — Ростов-на-Дону, 2008. — 2-е изд.. — 349 с. — (Серия «Психологический практикум»).

6. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002. — 694 с.

7. Прихожан Н. В. Познавательная активность // Школьный психолог. — 2010. — № 43.

8. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001 — 460 с.

9. Холодная М. А. Психология интеллекта парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2001. —

10. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие / Е. И. Щербакова. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та, 2005. — 392 с.

Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / PRESCHOOL AGE / COGNITIVE ACTIVITY / THE STRUCTURE AND COMPONENTS OF COGNITIVE ACTIVITY / DIAGNOSTICS OF COGNITIVE ACTIVITY

В статье раскрывается понятие познавательной активности, выделены ее компоненты характерные для старшего дошкольного возраста. Описан комплекс диагностического материала для всестороннего изучения познавательной активности старших дошкольников, и представлены результаты исследования познавательной активности с применением данного диагностического комплекса.

С помощью данной методики выявляется адекватность и уровень самооценки ребенком своей познавательной активности по компонентам, описанным выше.

Cyberleninka. ru

26.04.2018 16:23:32

2018-04-26 16:23:32

Источники:

Https://cyberleninka. ru/article/n/diagnostika-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Диагностика исходного уровня познавательной активности младших школьников на уроках математики — Развитие познавательной активности младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках математики » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностический инструментарий определения уровня познавательной активности

Диагностика исходного уровня познавательной активности младших школьников на уроках математики

Диагностика исходного уровня познавательной активности младших школьников на уроках математики

Цель исследования — исследование уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста, а также разработка и апробация методики работы, направленной на процесс развития познавательной активности у детей на уроках математики посредством информационно — коммуникационных технологий.

Гипотеза исследования. Предполагаем, что использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе, будет способствовать развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста.

В соответствии с исследовательской целью и выдвинутой гипотезой определены Задачи исследования:

1) Провести эмпирическое исследование уровня познавательной активности у детей младшего школьного возраста.

2) Разработать методические рекомендации, направленные на формирование познавательной активности у детей младшего школьного возраста на уроках математики посредством информационно — коммуникационных технологий и провести оценку эффективности разработанных рекомендаций.

Целью первого (констатирующего) эксперимента нашего общего исследования явилось выявление уровня познавательной активности у детей младшего школьного возраста.

Целью второго (формирующего) эксперимента нашего общего исследования явилось проведение с детьми работы, направленной на формирование познавательной активности. Для достижения этой цели

Разработаны методические рекомендации, направленные формирование познавательной активности у детей младшего школьного возраста на уроках математики посредством информационно-коммуникационных технологий.

Целью Третьего (контрольного) Эксперимента нашего общего исследования явилась проверка эффективности проведенной работы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ Школы

№1423 города Москвы В эксперименте приняло участие 15 детей младшего школьного дошкольного возраста (мальчики и девочки), в возрасте 7-8 лет.

1. Юля В., 7 лет 3 месяца.

2. Лена Е., 8 лет 1 месяц.

3. Даша В., 8 лет, 4 месяца.

4. Гена Б., 8 лет, 1 месяц.

5. Антон В., 7 лет, 2 месяцев.

6. Роза М., 7 лет, 2 месяца.

7. Инна Р., 7 лет, 3 месяца.

8. Вова Д., 7 лет, 3 месяца.

9. Валентина Ш., 7 лет, 5 месяцев.

10. Ваня А., 8 лет, 3 месяца.

11. Леня А., 7 лет, 5 месяцев.

12. Валерий Л., 7 лет, 5 месяцев.

13. Антон О., 8 лет, 3 месяца.

14. Катя М., 7 лет, 3 месяца.

15. Рита М., 7 лет, 2 месяца.

Половой состав выборки исследуемых детей младшего дошкольного возраста представим в виде диаграммы (рис.2.1).

Рис.2.1. Половой состав выборки исследуемых, чел.

Для достижения цели и решения задач исследования использовались следующие Методики:

1. Методика изучения познавательной активности В. С. Юркевич. Целью методики является выявление уровня познавательной активности детей.

2. Методика определения познавательной активности учащихся по школьным предметам Бойко Ю. В. Целью методики является определение уровня познавательной активности учащихся по предметам.

3. Методика выявления познавательной активности по мотивам «Определение мотивационного компонента». Цель методики: выявить степень доминирования познавательного или игрового мотива ребенка.

Методом для определения статистической значимости нами выбран Т — критерий Стьюдента. Он был использован для определения значимости исследуемых показателей в группах (до и после проведения занятий с детьми). Определялась средняя арифметическая величина (М) исходных и конечных показателей групп, рассчитывалась ошибка средней арифметической (m).

Средняя арифметическая величина (М) рассчитывалась по формуле 1:

Где М — cредняя арифметическая величина, ?x — сумма показателей, n — совокупность выборки исследования.

Ошибка средней арифметической (m) рассчитывалась по формуле 2:

Где m — ошибка средней арифметической; у — среднее квадратическое отклонение; n — совокупность выборки исследования.

Среднее квадратическое отклонение рассчитывалась по формуле 3:

Где — корень — сумма разности квадратов между каждым показателем и средней арифметической величиной; n — совокупность выборки исследования.

С помощью критерия Т-Стьюдента определялась достоверность полученных результатов, различия считались достоверными при р?0,05. При проверке разности двух средних с помощью t-критерия Стьюдента, мы использовали следующий алгоритм:

1. Записали вариационный ряд результатов Х экспериментальной группы.

2. Записали вариационный ряд результатов Y контрольной группы.

3. Нашли выборочные средние двух выборок и. При этом первой выборкой принято считать ту, где значение признака больше.

4. Нашли выборочные дисперсии Dx и Dy.

5. Вычислили эмпирическое значение критической статистики по формуле 4:

6. Определили по таблице критическое значениедля соответствующего уровня значимости. и данного числа степеней свободы.

Если, , то различия между средними значениями групп

Существенны на данном уровне значимости (р?0,05). Для выбранного уровня значимости находим по таблице критическое значение tкр.

Таким образом, подобранный диагностический инструментарий позволяет решить задачи, поставленные в ходе планирования исследования, и достигнуть исследовательской цели.

Результаты определения уровня познавательной активности у детей младшего школьного возраста по методике В. С. Юркевич представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Результаты определения уровня познавательной активности у детей младшего школьного возраста по методике В. С. Юркевич

Целью третьего контрольного эксперимента нашего общего исследования явилась проверка эффективности проведенной работы.

Studbooks. net

02.10.2017 16:46:46

2017-10-02 16:46:46

Источники:

Https://studbooks. net/2583527/pedagogika/diagnostika_ishodnogo_urovnya_poznavatelnoy_aktivnosti_mladshih_shkolnikov_urokah_matematiki

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.