Рубрики
Диагностичекий

Гаврилушкина О. П. Комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

Гаврилушкина о. п комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста

Гаврилушкина О. П. Комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

гаврилушкина о.п. комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

М.: 2007, с. 20
Приведены основные признаки отставания детей младшего дошкольного возраста в овладении игрой.
Представлен анализ состояния диагностики развития детей младшего дошкольного возраста.
Дана характеристика развития детей младшего дошкольного возраста, дано описание методик и процедуры обследования.

Дипломная работа — Особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста

    формат doc размер 140.16 КБ добавлен 06 марта 2010 г.

Содержание дипломной работы: Введение. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста. Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления. Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста. Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста. Вы.

Дипломная работа — Особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста

    формат rtf размер 302.66 КБ добавлен 10 октября 2011 г.

Дипломная работа. – 88 с. Автор не известен. Специальность – психология. Аннотация. Цель данной работы заключается в выявлении особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является личность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования. В основу исследования легло предположение.

Дипломная работа Изучение психики дошкольника как условие эффективной функции учебно-воспитательной работы ДОУ

    формат doc размер 220 КБ добавлен 02 мая 2010 г.

Глава I Теоретические основы изучения психики детей дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе ДОУ. 1.1 Сущность понятия « психика» 1.2 Классификация методов научного исследования и их характеристика. 1.3 Специфика применения методов психологии для изучения психики дошкольника Выводы по главе 1 Глава II Состояние вопроса исследования ДОУ по применению методов психологии для изучения психики детей дошкольного возраста. 2.1 Изучени.

Курсовая работа — Психологические особенности развития воображения у старшего дошкольника

    формат docx размер 52.01 КБ добавлен 17 января 2011 г.

Дисциплина: общая психология. Введение Теоретические аспекты изучения воображения Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе Этапы развития воображения в онтогенезе Практические аспекты изучения воображения у детей дошкольного возраста Описание диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста Упражнения, игры для развития воображения у детей дошколь.

Лекция — Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

    формат doc размер 95.5 КБ добавлен 17 мая 2009 г.

По курсу «Детская психология» для студентов дошкольных факультетов. Рассмотрены следующие вопросы. Основные линии развития восприятия в дошкольном возрасте. Сравнительная характеристика сенсорного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста. Особенности восприятия дошкольниками рисунка, времени, пространства. Руководство развитием восприятия (с/р).

Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология

    формат doc размер 2.24 МБ добавлен 24 июля 2009 г.

М.: Гардарики, 2000, — 255 с. Отражены разные стороны работы детских психологов: диагностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места. Предисловие. история детской практической психологии. Становление детской практической психологии и педологии. Становление детской практической психологии в россии. Развитие практической психологии и педологии в 20-30-Е гг. организация п.

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста

    формат doc размер 88.5 КБ добавлен 03 декабря 2009 г.

Вводная часть. Основная часть. Психологическая характеристика сюжетно-ролевой игры. А) Сюжет и содержание игры. Б) Игровые роли. В) Игровые действия. Г) Игровые материалы. Д) Виды отношений детей в игре. Развитие игры. Возрастные особенности развития игры. Предпосылки развития игры у детей в раннем возрасте. Особенности игры детей младшего и среднего дошкольного возраста. Особенности игры детей старшего дошкольного возраста. Уровни развития игров.

Родин Ю. И. Психическое развитие детей дошкольного возраста в процессе обучения движениям

    формат pdf размер 491.02 КБ добавлен 22 сентября 2011 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Тула, — 2009. – 43 стр. Специальность: 19.00.13 – «Психология развития, акмеология». Научный консультант: доктор психологических наук, профессор Сапогова Елена Евгеньевна. Аннотация. Объект исследования: взаимосвязь психического и двигательного развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования: психическое развитие детей дошкольного возраста в процессе.

Родин Ю. И. Психическое развитие детей дошкольного возраста в процессе обучения движениям

    формат doc размер 125.66 КБ добавлен 22 сентября 2011 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Тула, — 2009. – 43 стр. Специальность: 19.00.13 – «Психология развития, акмеология». Научный консультант: доктор психологических наук, профессор Сапогова Елена Евгеньевна. Аннотация. Объект исследования: взаимосвязь психического и двигательного развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования: психическое развитие детей дошкольного возраста в процессе.

Справочные таблицы для психолога ДОУ

    формат doc размер 266.5 КБ добавлен 08 декабря 2010 г.

-Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога (в месяц). — Варианты диагностического комплекса. — Диагностический минимум по возрастным группам. — Психологические особенности детей дошкольного возраста по возрастам. — Вариативный комплекс методик для определения уровня психологической готовности к школе. — Причины агрессивности детей и методы их коррекции. — Диагностическая программа по выявлению причин застенчивости у детей-дошкол.

Психическое развитие детей дошкольного возраста в процессе обучения движениям.

Www. studmed. ru

17.08.2020 1:19:16

2019-12-25 02:45:01

Источники:

Https://www. studmed. ru/gavrilushkina-op-komplekt-diagnosticheskih-metodik-dlya-izucheniya-razvitiya-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-3-4-let_2b02c975069.html

Гаврилушкина о. п комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста » /> » /> .keyword { color: red; } Гаврилушкина о. п комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста

Гаврилушкина о. п комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста

Новые статьи всего: 819 | статьи по психологии

В Великобритании идет масштабный проект по изучению пищевого поведения с помощью близнецового метода. Одно из первых исследований в рамках этого проекта показало, что как переедание, так и недоедание в ответ на негативные эмоции практически не закреплено генетически. Оказалось также, что одни и те же дети могут и недоедать, и переедать — и это зависит от ситуации. В результате стало понятно, что изменения аппетита в ответ на эмоции у детей формируются под влиянием их семей.

15 полезных советов по возвращению в школу в сентябре от мамы двух сыновей в спектре аутизма

Оказалось также, что одни и те же дети могут и недоедать, и переедать и это зависит от ситуации.

Childpsy. ru

12.11.2018 21:47:57

2018-11-12 21:47:57

Источники:

Http://childpsy. ru/lib/

Комплект диагностических методик для изучения развития речи детей младшего дошкольного возраста | Учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Гаврилушкина о. п комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста

Комплект диагностических методик для изучения развития речи детей младшего дошкольного возрастаучебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Комплект диагностических методик для изучения развития речи детей младшего дошкольного возраста
Учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

ОПИСАНИЕ МЕТОДИК И ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ
1. Рекомендации к процедуре обследования
♦ Необходимо оборудовать место для обследования, для чего понадобятся детский стол и стул (для ребенка), а также стул для взрослого. Во время занятий взрослый обычно садится напротив ребенка.
♦ Материал для проверочных заданий надо расположить так, чтобы о н не отвлекал ребенка (например, положить на стул или кресло рядом с собой и накрыть его салфеткой).

♦ Игрушки, дидактические материалы, которые предлагаются ребенку, должны вызывать у него интерес.
♦ Игрушки и материалы, которые используются для обследова ния, нецелесообразно брать из игрушек в повседневного пользования (они утрачивают новину и привлекательность).
♦ Взаимодействие с ребенком строить на положительной эмоциональной основе с учетом ведущих потребностей ребенка в младшем дошкольном возрасте.
♦ Ошибки, допущенные ребенком при выполнении, замедленный темп выполнения заданий не должны вызывать раздражения, нетерпения, а тем более отрицательного отношения со стороны взрослых (взрослый «принимает» любой результат, поощряет и поддерживает ребенка, однако и не допускает излишней похвалы).
♦ Для выполнения задания ребенку дают достаточно времени, не торопят, не подсказывают, не кивают головой при каждом действии ребенка, предоставляют ему возможность справиться с заданием самостоятельно, а уже потом при необходимости оказывают помощь.
♦ Нецелесообразно давать задание маленькому ребенку только в словесной форме. Речь сопровождает действия взрослого ( указательные жесты, например ), а не заменяет их.
♦ Взрослый внимателен к состоянию ребенка, учитывает степен ь его утомляемости, не обследует ребенка, если тот устал, раздражен. Длительность обследования ребенка 3-4-х лет составляет не более 15-20 минут.
2. Содержание обследования
Задание 1. «Поставь в вазочки цветы». (Рис.1)
В процессе выполнения задания выявляется:
— сравнение и идентификация предметов по цвету,
— группировка предметов по цвету при условии самостоятельного выделения различительного признака (цвета);
— знание названий цветов;
Стимульный материал. Четыре карточки (9Х10см каждая) с изображением вазочек красного, желтого, синего, зеленого цвета; 12 кружочков с изображением цветков (по 3 каждого цвета).
Предъявление материала. Карточки с изображением вазочек раскладываются перед ребенком в горизонтальный ряд, а цветочки – вперемешку внизу.
Объяснение задания. Посмотри на картинки, здесь нарисованы вазочки. В эту вазочку (экспериментатор указывает на первую) надо поставить цветочки, которые сюда подходят, а в эту (указывает на другую вазочку) – какие подходят к ней подходят … и т. д. После выполнения ребенка спрашивают, почему он так разложил цветочки.
Возможные ошибки при выполнении. Хаотичность действий, раскладывание цветков подряд без учета цвета. Неправильное называние цвета.
Виды помощи. Если ребенок неправильно положил цветок, взрослый молча перекладывает его на место. И так до 5 попыток. Если ребенок не понял задания, переходят к следующему.
Дополнительные наблюдения.
— Отношение к заданию, реакция на результат; степень сосредоточения,
— стремление к самостоятельности, коммуникативность;
— качество ручной моторики, ведущая рука.
Задание 2. «Цветные коробочки-вкладыши». (Рис. 2)
При выполнении задания выявляется:
— умение сравнивать предметы по размеру;
— использование слов «больше – меньше», «большой-маленький»
— характер ориентировочных действий.
Стимульный материал. Два комплекта пластмассовых коробочек (из 7-ми и из 4-х элементов), складывающихся по принципу матрешки (в самую большую). Один комплект прямоугольной формы, другой – конусной. Возможно использовать различные кубики-вкладыши, детские песочницы и пр.
Предъявление материала. На глазах у ребенка из большой коробочки по одной вынимают все остальные и раскладывают их на столе вперемешку.
Объяснение задания. Задание дается в словесной форме: «Сложи все коробочки (обвести их в воздухе рукой) в эту (указать на самую большую)».
Возможные ошибки при выполнении. Ребенок действует хаотично, оставляет «лишние» элементы, не замечает этого. Действует «силовой» нерезультативной пробой, бросает работу. Не стремится действовать самостоятельно, а ориентируется только на реакцию взрослого.
Виды помощи. Складывание коробочек на глазах у ребенка с нарочитыми «поисковыми» движениями рукой (демонстрация необходимости выбора). Затем – повторная попытка.
Дополнительные наблюдения.
— Наличие ориентировочного рассматривания элементов перед действием,
— использование приближения элементов для сравнения,
— координированные движения двух рук,
— наличие зрительного контроля
— реакция на успех и неудачу, на поощрение.
Задание 3. «Цветные коробочки». (Рис. 2) При выполнении задания выявляется:
— умение устанавливать сериационный ряд;
Стимульный материал. Тот же.
Предъявление материала. Все коробочки устанавливаются на столе перед ребенком по убыванию размера.
Объяснение задания. Ребенку предлагается игра: «Мы будем играть. Смотри. Ты закроешь глаза, я возьму коробочку (убирает из середины ряда любую), сделаю так (смыкает ряд). Поставь коробочку на место (подает ее ребенку). А теперь закрывай глазки руками». Когда коробочка извлечена, ряд восстановлен, взрослый постукивает ею по столу: «Готово!»
Трудности и ошибки при выполнении. Ребенок устанавливает коробочку либо в конце ряда, либо в любое другое.
Виды помощи. Если ребенок не видит ошибку и не пытается ее исправить, взрослый исправляет ее, демонстрируя «поиск», перемещая коробочку вдоль ряда, как бы примеривая, сюда поставить или нет. После выполнения говорит, как стало красиво, делает жест рукой, моделируя убывание размера. Принцип не оречевляется.
Дополнительные наблюдения.
— Принятие игровой ситуации,
— желание сотрудничать со взрослым,
— интенсивность «поиска» решения,
— уровень зрительно-двигательной координации.
Задание 4. «Найди пару». Рис. 3
При выполнении задания выявляется:
— способность ребенка к «опредмечиванию» (ассоциированию) условно предметных изображений;
— умение соотносить силуетные и контурные изображения;
— способ идентификации (зрительное соотнесение, наложение – проба)
Стимульный материал. Лист белого картона размером 15х25см. с 6-ю условно-предметными силуетными изображениями черного цвета. Набор соответствующих контурных изображений (каждое вырезано из бумаги и наклеено на картон).
Предъявление материала:
• Первый вариант. Сначала перед ребенком кладут лист с силуетными изображениями, а отдельные контурные изображения не показывают. Дают задание на «опредмечивание» (ассоциирование).
• Второй вариант задания (на идентификацию) дается независимо от результатов первого. Перед ребенком раскладывают отдельные контурные изображения и предлагают «закрыть» соответствующие силуетные.
Объяснение задания:
• Первый вариант «Посмотри на эти картинки. Вот эта на что
Похожа? Что это такое? Как ты думаешь? А эта? …и т. д.».
Если ребенку трудно сосредоточить внимание на указанной картинке, можно закрывать все остальные изображения.
• Второй вариант «Посмотри на эти картинки. И на эти. Найди тут (указать на силуеты) вот эту фигурку (указывать последовательно на контурные изображения). Когда ребенок зрительно находит пару и указывает на нее, ему дают возможность наложить контурное изображение на силуетное. И так, пока не будут закрыты все силуеты.
Трудности при выполнении:
— ребенок не находит сходства между условно-предметным изображением и образом знакомых ему реальных предметов, не опредмечивая ни одного;
— «узнает» единичные изображения;
— называет любой предмет.
Виды помощи. Взрослый «внимательно рассматривает» силу-етное изображение: «Что же это? Это не ложка…Это дерево? Нет, не дерево. Не похоже на дерево…А! Это похоже на собачку! А это на что похоже? Что это?» Предлагает ребенку еще раз рассмотреть картинки.
Дополнительные наблюдения:
— стремление рассмотреть все изображения и выполнить задание;
— реакция на успех и неуспех.
Задание 5. «Найди игрушке домик». Рис. 4 (Модификация методики Л. А.Венгера) При выполнении задания выявляется
— способность осуществлять группировку предметов по
Форме по трем образцам – эталонам отвлекаясь от функ
Ционального назначения предметов;
— умение словесно объяснить принцип группировки.
Стимульный материал. Три коробки-емкости для игрушек.
Каждая коробка маркирована (изображение геометрической фигуры – круга, квадрата и треугольника). Набор игрушек (не менее 12). Предъявление материала. Перед ребенком ставят коробки так, чтобы ребенок ясно видел маркировку. Затем предлагают коробку с игрушками. Либо раскладывают их на столе.

Объяснение задания. «Вот это домики для игрушек. А двери все разные. Найди каждой игрушке свой домик. Внимательно смотри на дверцу». Я сначала помогу вот этому клубочку (выполняет). Теперь ты сам».
Трудности и ошибки при выполнении:
— попытки положить игрушки в «удачную» коробку (после действия взрослого);
— длительный латентный период перед каждым выполнением (ожидание «неуспеха»);
— неспособность выделить принцип группировки;
— слабый поиск способа решения;
— выраженная ориентировка на реакцию взрослого;
— неумение объяснить принцип своих действий.
Виды помощи. Ребенку предоставляется возможность все выполнить самостоятельно. Затем спросить, какие игрушки он положил в эту коробку (в эту, эту…). Бывает, что ребенок неправильно положил отдельные предметы, но видит ошибку и перекладывает игрушку. В том случае, если ребенок разложил игрушки без соблюдения заданного условия, взрослый привлекает его внимание к дверцам (геометрическим фигурам-эталонам), обводя их пальчиком ребенка, затем обводя значимые части предметов, сопоставляя их.
Затем дается повторная попытка.
Дополнительные наблюдения:
— уровень организации деятельности;
— поведение при затруднениях (отказ от дальнейшего выполнения, обращение ко взрослому за помощью);
— качество объяснения принципа группировки.
Задание 6. «Тележка со шнурком». Рис. 5 и 6 (Методика С. Л. Новоселовой)
При выполнении задания выявляется уровень решения наглядно-действенных задач:
— наличие ориентировки в проблемной ситуации, предъявленной в реальном и образном плане;
— способ решения (пробы, зрительное соотнесение);
— словесное объяснение способа действия до начала и после завершения.
Задание 7. Непредметное конструирование. Рис. 7
При выполнении задания выявляется:
— умение идентифицировать объекты по форме;
— уровень восприятия пространственных отношений между предметами;
— умение выполнять действия (перемещения) по подражанию;
— умение воспроизводить простейший образец.
Стимульный материал. Два одинаковых набора деталей из строительного набора «Цвет и форма» — куб, брусок, полусфера, треугольная призма (маленькая), конус. Всего 5 штук в каждом наборе.
Предъявление материала. Психолог ставит на стол коробку со строительным материалом, берет парные фигуры, одну кладет себе, другую – ребенку («Это — мне, это – тебе»). Отодвигает их немного в сторону, освобождая место для работы.
Объяснение задания. Перед началом основного задания следует убедиться, что дети умеют сравнивать и идентифицировать фигуры. Поэтому ребенку показывают по одной фигуре и просят найти у себя «такой же». После этого переходят к основному заданию. Если не выполняется задание на идентификацию, то переходят сразу к седьмому заданию. Если выполняется – то продолжают задание 6.
«Теперь будем играть в обезьянок. Делай, как я.» Берет одну фигуру, например, брусок, и кладет его плашмя. Ребенок повторяет все в точности. Таким образом, методом подражания воспроизводится любая композиция из заданных элементов. Затем по подражанию взрослому ребенок выполняет различные перемещения деталей.
Следующий этап – воспроизведение комбинаций фигур по образцу, который создается за экраном. Зеркальное вопроизве-дение ошибкой не считается.
Трудности и ошибки при выполнении:
— трудности в пространственном расположении фигур (вертикальное или горизонтальное положение бруска, к примеру);
— трудности установления изменений в комбинациях даже при перемещении одной фигуры;
— трудности воспроизведения образца (ошибки в расположении);
— операционально-технические трудности.
Виды помощи. Помощь оказывается при выполнении действий по подражанию путем повторного привлечения внимания ребенка к расположению фигуры (повторяется выбор, перемещение и расположение). В ходе работы по образцу – внимание привлекается путем указательного жеста, обведения фронтальной поверхности нужной детали по контуру рукой ребенка.
Дополнительные наблюдения:
— степень сосредоточенности в ходе выполнения задания;
— внимание к взрослому-партнеру;
— умение исправлять ошибку (замеченную самостоятельно или по указанию взрослого);
— согласованность компонентов системы «взор-рука»;
— словесные обозначения деталей строительного набора.
Задание 8. «Сложи картинку». Рис. 8 (кошка) и 9 (человек) При выполнении задания выявляется:
— наличие предварительного образа (называние до складывания);
— способность воссоздать полный целостный образ;
— точность совмещения фрагментов.
Стимульный материал. Разрезные картинки: 1. «Кошка» из 3-х частей. 2. «Человек» из 5-ти частей.
Предъявление материала. Перед ребенком раскладывают части изображения кошки. Среднюю часть изображения кошки располагают в перевернутом виде и только не в середине. Части изображения человека предъявляют в беспорядочном расположении.
Объяснение задания. «Посмотри внимательно. Видишь, картинку порвали. Сложи ее.»
Трудности и ошибки при выполнении:
— трудности опознавания целого по фрагментам (не называет кошку и человека до начала работы;
— пропуск средней части (складывание «головоногов»);
— трудности совмещения контуров.
Виды помощи. Складывание целого изображения на глазах у ребенка с последующей попыткой самостоятельного выполнения. Дополнительные наблюдения:
— искажение образа человека (ноги – на втором ярусе, руки
– на нижнем);
— поведение при затруднениях (потеря интереса к заданию, обращения за помощью, упорные поиски достижения результата);
— отношение к успеху и неудаче.
Задание 9. «Что из этого может получиться?» Рис. 10
(Модификация методики О. М. Дьяченко) Задание позволяет выявить
— способность к ассоциированию и «опредмечиванию» как
Начальных форм воображения.
Стимульный материал. Шесть контурных полукругов, расположенных в ряд на полоске бумаги. Радиус – 15мм. Расстояние между ними – 15мм.
Предъявление материала. Перед ребенком кладут полоску бумаги и набор из 6 цветных карандашей (фломастеров).
Объяснение задания. «Посмотри внимательно. Художник хотел нарисовать разные предметы, но не успел. Давай подумаем вместе. Что из этого может получиться? Скажи и дорисуй».
Трудности при выполнении заключаются в бедности ассоциативных образов, недостаточном закреплении этого образа в слове-названии, слабых изобразительных навыках.
Виды помощи. Помощь не оказывается.
Задание 10. Лабиринт. «Поставь машину в гараж». Рис. 11
(Модификация методики В. Векслера) При выполнении задания выявляется
— уровень зрительно-двигательной координации;
— наличие опережающих руку движений глаз;
— уровень произвольных движений руки. Стимульный материал. Полоска бумаги с изображением
Простейшего лабиринта (с 4-мя ловушками-тупиками)
Предъявление материала. Полоску бумаги с изображением лабиринта и простой (мягкий) карандаш кладут перед ребенком. Объяснение задания. «Водителю надо доехать до дома и поставить машину в гараж. Вот он. Но посмотри, какая дорога трудная, извилистая, на ней много поворотов. Помоги ему добраться до дома. Нарисуй ему путь. Как будто бы ты шофер».
Трудности и ошибки при выполнении:
— недостаточное зрительное «прокладывание» пути;
— перечеркивание ограничительных линий;
— заходы в тупики;
— прерывистость, неуверенность графического следа. Виды помощи. Помощь не оказывается. Дополнительные наблюдения:
— уровень принятия игровой задачи;
— сосредоточенность выполнения;
— отношение к обнаружению ошибки и заходе в тупики»
— способность видеть и исправлять ошибку.
Задание 11. «История в картинках». Рис. 12 а, б, в
При выполнении задания выявляется:
— умение установить логику событий и разложить эпизоды в нужной последовательности;
— умение отразить эту логику в самостоятельно составленном рассказе по серии эпизодов.
Стимульный материал. Два комплекта (серии) последовательных картинок. Каждая серия состоит из 3-х эпизодов.
Серия 1. «Маша и Сережа строили вместе замок из кубиков.*
Вдруг прибежал Саша и разбил волшебный замок. Дети расстроились, Маша заплакала.*
Потом они помирились и стали дружно строить новый замок.*»
Серия 2. «У Сережиного мишки оторвали лапу. Сережа плакал* Мама взяла иголку с ниткой – и пришила лапу. *Сережа снова играет с мишкой.»
Предъявление материала. Перед ребенком раскладывают (нарушая последовательность событий) картинки с изображением отдельных эпизодов события (серия 1).
Объяснение задания. «У меня картинки. Посмотри на них. Если положить их по порядку, то получится интересная история. Попробуй их разложить». Независимо от качества раскладывания эпизодов ребенку предлагают составить рассказать по картинкам.
Возможные ошибки при выполнении:
— ребенок при раскладывании эпизодов нарушает их логи
Ческую последовательность;
— имеются трудности при словесной передаче содержания
Даже при правильном раскладывании картинок.
Виды помощи:
— рассказывание содержания истории ребенку и повторение всего задания;
— наводящие вопросы («Почему огорчились, обиделись дети? Кто их обидел? Чем кончилось все? Они поссорились и пошли домой?»
Примечание. Если ребенок справился с серией 1, то вторую серию можно не давать. Если же проводилось обучение, оказывалась помощь, то после повторной попытки передать содержание Серии 1 переходят к серии 2 уже не применяя элементов обучения.
Задание 12. Стихотворение
При выполнении задания выявляется:
— степень передачи ребенком ритмической структуры сти
Хотворного текста.
Объяснение задания. «Ты, наверное знаешь много стихов. Расскажи мне, что ты хочешь, что больше всего любишь» Возможные ошибки при выполнении:
— искажение метроритмической структуры,
— замена стихотворного текста прозой. Виды помощи. Помощь не оказывается.
Задание 13. Рисунок по свободную тему. «Нарисуй, что хочешь»
При выполнении задания выявляется:
— наличие предварительного изобразительного намерения;
— степень предметности (узнаваемости) изображения;
— наличие речевого сопровождения рисования;
— словесное объяснение готового рисунка.
Стимульный материал. Лист бумаги А-4, мягкие цветные ка
Рандаши (или волоконные) 6-ти цветов.
Объяснение задания. У ребенка спрашивают, любит ли он рисовать, хочет ли что-либо нарисовать. Если да, то — что именно. Материалы для рисования предлагаются независимо от ответа (да или нет)
Трудности при выполнении:
— несформированность преднамеренного изображения;
— недостаточная функция речи в создании рисунка;
— трудности при «опредмечивании» каракулей при доизоб-
Разительном рисовании;
— низкий уровень зрительно-двигательной координации. Дополнительные наблюдения:
— интерес к рисованию;
— обращенность ко взрослому в процессе рисования.
Наблюдения за игрой
Наблюдения за игрой детей проводятся в игровом уголке или в специальном помещении, где создается маленькое игровое поле для игр с куклами, машинами и пр. Для проведения наблюдений в игровую зону приглашают двух детей (желательно, чтобы они сами захотели играть вместе). Они, как правило, начинают играть «по интересам». Важно увидеть, какие игры они предпочитают – с партнером, не имеющим свою программу (куклой), или же со сверстником, а также проанализировать содержание и длительность их игрового взаимодействия.
Параметры оценки уровня игры детей младшего дошкольного возраста
1. Содержание игры (доминирующий план – предметный или социальный)
2. Отношение к кукле (кукла – заместитель живого ребенка или нет)
3. Длительность и разнообразие игровых цепочек, их соответствие жизненной последовательности.
4. Наличие ролевых действий (действует ли ребенок от имени взрослого, роль которого выполняет в игре)
5. Взаимодействие со сверстником в игре (кратковременное, эпизодическое, постоянное, активное)
6. Наличие обращений к партнеру — кукле или сверстнику (редкие, постоянные).
7. Речевое сопровождение игры (виды словесной регуляции).

Обработка результатов диагностического изучения детей

Высокий уровень выполнения

Средний уровень выполнения

Низкий уровень выполнения

1. «Поставь в вазу цветы»

Задание понимает сразу.
Выбирает сразу изображения одного цвета.
Раскладывает без пропусков. В процессе выполнения обращен ко взрослому. Стремится к самостоятельному выполнению. Радуется успеху.

Задание понял с 3-го предъявления. Допускает ошибки, исправляет их лишь при указании на нее.
За помощью обращается. Слабый поиск самостоятельных решений. Радуется успеху

Сережа плакал Мама взяла иголку с ниткой и пришила лапу.

Nsportal. ru

16.11.2017 5:13:49

2017-11-16 05:13:49

Источники:

Https://nsportal. ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/03/02/komplekt-diagnosticheskih-metodik-dlya-izucheniya-razvitiya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *