Рубрики
Диагностичекий

Характеристика методов психолого-педагогического диагностического исследования

Характеристика методов психолого-педагогического диагностического исследования

Характеристика методов психолого-педагогического диагностического исследования

Выбор методик изучения не должен быть случайным — его необходимо делать в соответствии с установленными критериями и показателями. Работая с диагностическими методиками, педагог должен придерживаться следующих правил:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат

2. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности

3. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми

4. Любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо

5. По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа

6. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям [12].

Наблюдение — основной, наиболее распространенный эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности.

Классификация видов наблюдения:

— по времени проведения: непрерывные и дискретные;

— по объему: широкие и узкоспециальные;

— по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: не включённые (открытые) и включенные (скрытые).

Эксперимент — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Эксперимент — научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений в создаваемых и контролируемых исследователем условиях, может быть лабораторным и естественным [13].

Беседа — эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов учебного процесса, выявить причины тех или иных поступков.

Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка ил группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

Тестирование — метод, в котором используются «стандартизированные» вопросы, утверждения, картинки, схемы, кинофрагменты, задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование позволяет с известной вероятностью оценить уровень развития у испытуемых требуемых им для той или иной деятельности личностных качеств. Тест — стандартизованный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психологические особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами — нормами теста [8]. От других способов обследования тестирование отличается: точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. [1]

Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются следующие три основания для классификации: форма, содержание и цель психологического тестирования.

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические). По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности.

Правильная оценка и интерпретация результатов психологического тестирования должны основываться на знании того, для какой цели они используются.

Типы данных, используемых в психолого-педагогической диагностике

В психолого-педагогической диагностике используются следующие типы данных:

1) L-данные (Life record data), полученные путём регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Основные требования:

— оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;

— эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица в течение достаточно длительного промежутка времени;

— необходимо не менее 10 экспертов на одного оцениваемого;

— ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте (характеристике) каждый раз, а не по всем сразу.

2) Q-данные (Questionnaire data), полученные на основании опросников и других методов самооценок. К этому источнику относятся MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный перечень), 16-факторный личностный опросник Кэттела и др. Возможны следующие искажения результатов исследования:

3) T-данные (Objective test data) — данные объективных тестов. По Р. Б. Кэттелу и В. Ф. Варбуртону, различают 12 групп тестов:

— тесты умений и навыков;

— тесты на восприятие;

— игры, в которых наиболее полно проявляются люди;

— физические тесты (антропометрические);

— случайные наблюдения, т. е. изучение того, как проводится тест.

Стандартизированные количественные тесты эффективнее в тех случаях, когда нужно получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в кратчайшие сроки и при этом принять строго альтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности. Кроме того, стандартизированные методы лучше защищены от возможных методических ошибок, возникающих вследствие низкой психодиагностической квалификации исполнителя, проводящего тест.

Экспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально подготовленных психодиагностов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в уникальную жизненную ситуацию отдельного конкретного человека, но требуют гораздо больше времени на индивидуальную работу с ним.

— игры, в которых наиболее полно проявляются люди;.

Studbooks. net

25.07.2020 6:36:28

2020-07-25 06:36:28

Источники:

Https://studbooks. net/1840992/pedagogika/osnovnye_metody_psihologo_pedagogicheskogo_issledovaniya

Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии — СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ » /> » /> .keyword { color: red; } Характеристика методов психолого-педагогического диагностического исследования

Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии

Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии

Беседа, проводимая перед началом экспериментально-диагностического исследования, направлена на установление позитивного эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного огношения к предлагаемым заданиям. Неуверенных, боязливых детей необходимо приободрить, похвалить, с детьми возбудимыми, расторможенными — использовать более строгую манеру общения. Содержание беседы должно быть направлено на выявление уровня сформирован — ности и особенностей знаний и представлений ребенка об окружающем мире. В ходе беседы обследующему необходимо коснуться интересов ребенка, его любимых занятий и игр. Беседа должна протекать живо и непринужденно. Начинать ее следует с простых вопросов. Если ребенок отказывается отвечать, ему можно предложить рассмотреть какую-нибудь картинку или игрушку и постепенно, по мере установления контакта, перевести беседу в нужное русло.

Беседа ориентирует психолога (педагога) в отношении того, какими должны быть первоначальные задания констатирующего психолого-педагогического обследования.

К числу традиционных и широко применяемых в психолого-педагогических исследованиях относится Метод наблюдения психолога за деятельностью ребенка. Одним из достоинств этого метода является возможность изучения поведения и деятельности детей «в естественных условиях». Процедура обследования с использованием метода наблюдения может быть различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов: контингента обследуемых, характера изучаемых явлений и т. д. Специалист, проводящий обследование, может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (Активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны

По результатам наблюдения педагог — дефектолог или психолог, выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает предположения о характере и степени выраженности имеющихся нарушений, что позволяет правильно организовать дальнейшее психолого-педагогическое изучение ребенка.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования, исключает дополнительную «психоэмоциональную» реакцию ребенка на присутствие специалиста, проводящего обследование. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у коррекционного педагога или психолога высокого уровня профессиональной подготовки, хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с различными нарушениями развития.

При проведении психолого-педагогического обследования основной Целью наблюдения является изучение ребенка, как носителя тех или иных психолого — педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития.

Как указывают многие специалисты в области практической психологии (М. М. Семаго, К. М. Гуревич, И. Ю. Левченко и др.) к недостаткам метода наблюдения относятся его относительная длительность и известная «субъективность», которая проявляется в зависимости от результатов наблюдения, уровггя подготовки и практического опыта специалиста, проводящего обследование, невозможности полноценной статистической обработки результатов. Данные недостатки могут быть компенсированы за счет организационных и психологических достоинств метода, особенно если сделать наблюдение «формализованным», включив его в стандартизированную методику изучения особенностей психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей: все обследуемые наблюдаются по определенному набору изучаемых признаков или характеристик, степень проявления которых оценивается определенными количественными показателями. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений. Существенно снижается субъективность оценки данных наблюдения, появляется возможность сбалансированного качественного и количественного анализа полученных данных.

3. Экспериментальное исследование (обучающий эксперимент).

Специфической особенностью психологического изучения детей дошкольного и младшего школьного возраста является использование обучающего эксперимента.

Как известно, с помощью одних только констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка. Выдвинутое Л. С. Выготским (1932, 1934) положение, что обучение ведет за собой развитие, обусловило разработку в практической психологии различных вариантов обучающего эксперимента, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В одних вариантах обучающего эксперимента элементы обучения включены в сам процесс психолого-педагогического исследования. В других вариантах предлагается сочетание констатирующего эксперимента, чаще всего Тестового, с обучением, направленным на получение новых знаний и профессионально ориентированное образование ребенка. При такой схеме исследования (тест — обучение — тест) эффективность обучения получает определенное количественное выражение. Из психологической практики известно, что чем более развернутым является сам процесс обучения, тем больше информации получает педагог или психолог о проблемах и потенциальных возможностях развития обследуемого ребенка. Соответственно более содержательными будут его практические рекомендации и пропюстическая оценка.

Специально для исследования потенциальных возможностей интеллектуального развития детей 7-10 лет А. Я. Иванова (1976) разработала методику обучающего эксперимента. Выполнение заданий этой методики вызывает трудности и у нормально развивающихся детей. В то же время экспериментальное обучение выполнению каждого задания нс требует наличия школьных знаний. Это дает возможность использовать методику обучения в тех случаях, когда ребенок не справляется с программой или еще не обучался.

В рамках обучающего эксперимента ребенку предлагается выполнить контрольные задания, при наличии затруднений ему оказывается «обучающая» помощь, а затем предъявляется аналогичное задание.

Возможно несколько вариантов выполнения ребенком второго контрольного задания:

    • перенос образца правильного выполнения задания Полный, в вербальной форме — например, ребенок называет все три признака сходства (различия) предметов; • перенос частичный в вербальной форме — ребенок выделяет и называет не менее 2-х признаков; • перенос полный в действиях — ребенок осуществляет три правильных группировки, но не называет их (подобное часто отмечается у детей с речевыми нарушениями); • перенос частичный в действиях — ребенок осуществляет не менее 2-х правильных фуппировок; • перенос отсутствует — ребенок выделяет один или ни одного из признаков фигур второго набора.

Опенка результатов формирующего эксперимента проводится по следующим критериям:

• Наличие (характер) Ориентировочной деятельностиу которая у здоровых детей носит активный характер и практически всегда нарушена при сниженной умственной работоспособности и психическом недоразвитии.

    • Способность к Восприятию помощи. Оценка производится по количеству полученных ребенком установок-подсказок. Здоровым детям их требуется от 1 до 5, в то время как детям с нарушением интеллекта — от 10 до 20. • Способность ребенка Давать словесные формулировки того признака, на основании которого он выполнял задания.

При проведении психологического обследования ребенка обучающий эксперимент можно организовать на базе различных методик психолого-педагогического исследования: «Предметная классификация», «Исключение 4-го лишнего», «Кубики Кооса» и лр. Это особенно важно, если обследующий ограничен во времени, например, при проведении обследования в психолого-медико-педагогичсской комиссии. В этом случае рекомендуется использовать методику «Исключение 4-го лишнего», поскольку выбор лишнего предмета и выполнение аналогичного задания занимают примерно две-три минуты.

4. Экспериментально-психологические методики.

Методы экспериментально-психологического исследования играют важную роль при проведении психолого-педагогического изучения детей. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, подлежащие специальному изучению. С помощью экспериментально-психологических методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний.

Изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в развитии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание, моделирующее соответствующую психическую функцию.

Решение задач, стоящих перед педагогом-психологом при обследовании детей, сделало необходимым не только установление самого факта того или иного нарушения развития, но и определение его механизма. Важно выявить структуру, качественную специфику состояния, чтобы дать прогноз и рекомендации для проведения последующей коррекционной работы с ребенком.

Решению этих задач помогает использование нсйро-психологичсских методик, которые способны нащупать наименее внешне выраженные отклонения высших психических функций и выявить их связь с определенными мозговыми структурами. Нейропсихологическос обследование проводится только психологом, прошедшим специальную подготовку.

Особую популярность среди Экспериментально-психологических методик получили такие, как «Кубики Кооса», «Исключение предметов», определение последовательности событий, «Опосредованное запоминание» (по А. Н. Леонтьеву), «Метод пиктограммы» и др. Многие из этих методик имеют модифицированные варианты для обследования испытуемых разных возрастных групп. Разработаны адаптированные варианты методики для лиц с нарушениями зрения, слуха. Экспериментально-психологические методики являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.

С помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о многих различных особенностях психики.

Например, метод «пиктограммы» позволяет делать выводы об уровне развития памяти, абстрактного мышления, о личностно-психологических особенностях ребенка. Методик, направленных на изучение только одного процесса, в арсенале средств практической психологии не так много. Это необходимо учитывать при подборе заданий для обследования ребенка.

Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание Дозированной помощи во время проведения обследования. Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С. Я. Рубинштейн (1989) и И. Ю. Левченко (2003, 2004). К ним относится:

    • простое переспрашивание, просьба повторить то или иное слово, что привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному; • выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий, например, репликами: «Хорошо», «А дальше?»; • вопросы о том, почему испытуемый выполнил то или иное действие; • наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора; • подсказ, совет действовать тем или иным способом; • демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить его; • обучение тому, как надо выполнять задание.

Выбор адекватных способов помощи является одним из трудных разделов психолого-педагогического обследования. Общие правила, которыми при этом следует руководствоваться, состоят в следующем:

    • сначала следует выяснить, не окажутся ли эффективными относительно простые варианты помощи, и лишь затем перейти к демонстрации действий и обучению; • экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным в общении с обследуемым; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано; • каждый акт помощи, так же, как ответные действия ребенка, должен быть внесен в протокол.

Основные экспериментально-психологические методики описаны С. Я. Рубинштейн в се работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1989).

5. Методические рекомендации к составлению психологического заключения. Психологическое заключение является логическим завершением анализа результатов психологического обследования ребенка. Психологическое заключение всегда строго «индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание Индивидуально-психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе обследования.

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения проверочных заданий, обсуждает их с другими специалистами и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере необходимой коррекционной помощи. После этого психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения.

Условно все психологическое заключение может быть подразделено на четыре части. В первой части психолог дает описательную характеристику эмоционально — волевой сферы и поведения ребенка в процессе обследования. Во второй — характеризует деятельность ребенка, в третьей — описывает качественное своеобразие исследуемых психических функций и состояние моторики. При этом обязательно следует указывать способы выполнения проверочных тестовых заданий и качественную специфику познавательных процессов.

В заключительной части психолог должен определить Психологический диагноз состояния познавательной деятельности и личностной сферы ребенка. Психологический диагноз — это вывод о результатах проведенного исследования.

Психологический диагноз является отправной точкой для последующей коррекционно-развивающей работы с ребенком. В связи с этим психологический диагноз представляет собой иерархически организованную последовательность психологических составляющих (от ведущего нарушения к связанным с ним вторичным и сопутствующим нарушениям). Целостная картина психологического портрета ребенка должна завершаться указанием на сохранные функции — «сильные» звенья, позволяющие компенсировать негативные качества и личностные проявления.

В своей завершающей части психологическое заключение должно содержать Рекомендации, которые содержат обоснование последовательности включения в работу с ребенком тех или иных специалистов по психокоррскционной работе (психоневролога, психолога общего профиля, коррекционного педагога и т. д.).

Психологическое заключение пишется в свободной форме, тем нс менее, при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно заключение состоит из нескольких относительно самостоятельных частей.

В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта и взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, замечание, успех или неудачу; особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды необходимой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер речевых высказываний, способность ребенка рассказать о своих действиях и объяснить их.

Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения познавательной деятельности ребенка. Содержание этого раздела зависит от задач исследования, от того, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.

В третьей части заключения делается вывод о струкзуре нарушения познавательной деятельности. При этом отмечаются не только выявленные нарушения, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие прогноз его дальнейшего развития. Далее приводятся Рекомендации к организании и содержанию психолого-педагогической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогической работы с ним. Эти рекомендации адресованы педагогам образовательного учреждения и родителям.

Текст Заключения должен содержать указания на возраст обследуемого, дату проведения обследования.

Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание дозированной помощи во время проведения обследования.

Studme. org

06.05.2020 0:59:33

2020-05-06 00:59:33

Источники:

Https://studme. org/375533/pedagogika/metody_psihologo_pedagogicheskogo_izucheniya_detey_otkloneniyami_razvitii

Психолого-педагогическая диагностика как наука и область практической деятельности » /> » /> .keyword { color: red; } Характеристика методов психолого-педагогического диагностического исследования

Психолого-педагогическая диагностика как наука и область практической деятельности

Психолого-педагогическая диагностика как наука и область практической деятельности

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

1. Психолого-педагогическая диагностика как наука и область практической деятельности

Цель — знакомство с основными понятиями, категориями и принципами психолого-педагогической диагностики

— рассмотреть предмет и объект психолого-педагогической диа­гностики;

— ознакомить с основными функциями и принципами проведе­ния психолого-педагогической диагностики;

— раскрыть профессионально-этические принципы пользователя диагностическим инструментарием

1.1. Введение в психолого-педагогическую диагностику

Термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различитель­ное познание», следовательно, его можно понимать как распознава­ние чего-либо (например, болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т. д.). Его активно используют не только в психологии и педагогике, но и медицине, технике, других областях науки и обще­ственной практики. Согласно современному общенаучному пред­ставлению, под диагностикой подразумевают распознавание состоя­ния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к опреде­ленной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Психологическая диагностика прояв­ляется в систематическом сборе и научной обработке информации. Цель такого процесса заключается в обосновании принимаемых ре­шений и возникающих из них действий контроля за ними и их опти­мизации.

Психолого-педагогическая диагностика — это область нау­ки, разрабатывающая методы выявления и изучения актуального со­стояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъек­тов психолого-педагогического взаимодействия.

Объектом исследования психолого-педагогической диагностики являются индивидуальные различия и способы их измерения.

Предметом психолого-педагогической диагностики выступают состояния, свойства, характеристики учащегося, а также тенденции, определяющие результативность профессиональной деятельности педагога.

В число задач психолого-педагогической диагностики входят:

— выявление динамики развития детей для коррекции возмож­ных отклонений;

— определение исходного состояния ребенка для разработки программы или плана работы с ним;

— оценка эффективности определенных действий специалиста;

— изучение проблемной ситуации в семье ученика и т. д.

Исходя из определения психолого-педагогической диагностики как области науки и ее объекта, принято различать два важных в ней направления: теоретическая и практическая диагностика. Рас­смотрим различия между ними.

Теоретическая диагностика использует данные общей психологии и педагогики и их отраслей, результатом работы в данной области являются методика или метод получения психолого-педагогической информации. Диагностическая методика выступает в свернутом виде решенной психологической задачей, где есть способ получения инфор­мации, возможные ее варианты и интерпретация этих вариантов с точки зрения автора методики.

Практическая диагностика используется в реальных жизненных условиях и конкретных обстоятельствах в виде применения методов и методик, которые являются результатами работы теоретической диагно­стики и направлены по выявление индивидуально-психологических особенностей учащихся.

В культуре современной диагностической деятельности принято различать использование таких понятий, как «диагностическое об­следование» и «дифференциально-диагностическое исследование»:

Диагностическое обследование — это применение готово­го, уже разработанного теста. Его результат — получение сведений о свойствах, качествах и состояниях конкретного испытуемого;

Дифференциально-диагностическое исследование — это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства, выявление диагностических признаков, по которым можно получать информацию о заданном свойстве. Его результат — создание диа­гностической методики.

Основными понятиями, которыми оперируют в процессе диагно­стической деятельности, являются: диагностические категории, диа­гностические признаки и диагностические факторы. Они определяют различные уровни проявления психики учащихся.

Диагностические категории — это широкий класс объектов (классы людей), которым выносится единый диагноз — диагности­ческое заключение.

Диагностические признаки — непосредственно наблюдаемые и регистрируемые переменные. Учитывая имеющиеся нормы, по ним становится возможным отнесение объекта к определенной диагно­стической категории.

Диагностические факторы — скрытые от непосредственного наблюдения, латентные переменные, выступающие в качестве пси­хологических причин, механизмов проявления данных диагностиче­ских признаков.

Одна из основных трудностей психодиагностики состоит в том, что между признаками и категориями лишь в редких случаях суще­ствуют взаимнооднозначные соответствия. Поэтому необходимо ана­лизировать целый комплекс симптомов в разных ситуациях, прежде чем делать вывод. Например, одно и то же поведение ребенка может быть обусловлено разными причинами.

В этой связи различаются следующие виды психодиагностики:

1.Описательно-симптоматическая диагностика — регистри­рует относительно поверхностные психические свойства, оказываю­щиеся в причинно-следственной цепочке развития в роли следствий. Она позволяет делать прогноз с некоторой вероятностной точностью, но не дает возможности понять и скорректировать истинных причин развития.

2.Причинная диагностика — регистрирует относительно бо­лее глубокие психические свойства или события, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке в роли причин. Она позволяет по­нять, можно ли вообще произвести коррекцию хода развития и как конкретно это можно сделать.

1.2. Основные функции и принципы психолого-педагогической диагностики

Психолого-педагогическая диагностика призвана выполнять сле­дующие функции:

1.Информационная функция — получение информации о со­стоянии диагностируемого объекта и условиях его становления.

2.Контрольно-корректировочная функция — управление психолого-педагогическим процессом.

3.Прогностическая функция — выявление причинно-следственных связей между применяемыми средствами, условиями и резуль­татами педагогической деятельности.

4.Оценочная функция — установление степени изменения ка­честв и свойств исследуемого в каждый конкретный момент времени и зависимость этих изменений от действий специалиста.

Существует ряд принципов диагностической деятельности, каж­дый из которых реализуется посредством соблюдения правил. Рас­смотрим их подробнее.

Принцип объективности — стремление к максимальной объ­ективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных оценочных суждений, пред­взятого отношения к диагностируемому.

Принцип реализуется в следующих правилах:

— адекватного отражения диагностируемого объекта в соответ­ствующих терминах и величинах;

— соответствия методик возрастным и личностным особенно­стям испытуемого;

— научной обоснованности применяемых методов и результатов диагностики;

— оптимизации форм и методов диагностики;

— сочетания качественных характеристик с количественными, гибкости и стабильности в диагностической деятельности, возмож­ности перепроверки данных.

Принцип целостности требует рассматривать объект как це­лостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов.

Данный принцип выполняется за счет выполнения правил:

— сопоставления данных, полученных в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности ребенка, различными людьми, нахо­дящимися с ним в различных отношениях;

— комплексности и преемственности применяемых методов;

— выявления взаимозависимости и взаимообусловленности вну­тренних факторов индивидуально-личностного становления челове­ка с внешними условиями среды.

Принцип процессуальности (развития) означает рассмотре­ние диагностируемых свойств и процессов в их динамике, раскрытие не только содержания объекта, но и закономерностей его изменения при организации психолого-педагогического сопровождения.

Этот принцип выполняется посредством соблюдения таких правил:

— не ограничиваться отдельными «срезами состояния», оценка­ми без выявления закономерностей развития;

— выявлять основные причины развития или деструктивных тенденций в диагностируемом объекте;

— сочетать констатирующие методы с корректирующими;

— учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

— обеспечивать непрерывность его изучения и естественные условия педагогического процесса.

Принцип детерминизма — выявление причинно-следственных связей в диагностируемом объекте, внутренних побудительных сил, которые проявляются в характерных действиях, поступках, отноше­ниях человека.

Принцип персонализации требует обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оце­нивать как негативные без анализа динамических тенденций ста­новления.

Правила, раскрывающие этот принцип, состоят в следующем:

— анализ индивидуальных особенностей человека;

— учет его конкретной жизненной ситуации;

— различения общего и дифференцированного подходов.

Принцип компетентности означает принятие диагностом ре­шений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

Он детализируется в следующих правилах:

— сотрудничества (согласие, добровольность испытуемого на участие в диагностике);

— безопасности для испытуемого применяемых методик;

— доступности педагогу диагностических процедур и методов;

— обоснованности данных и заключений;

— взвешенности и корректного использования диагностических сведений (конфиденциальность и предупреждение неадекватных действий относительно испытуемого со стороны возможных пользо­вателей диагностических данных).

1.3. Профессионально-этические принципы пользователя диагностическим психолого-педагогическим инструментарием

Психолого-педагогическое диагностическое обследование пред­ставляет собой социальное взаимодействие и ориентировано на достижение позитивной социальной, образовательной цели. В ор­ганизации и проведении психолого-педагогического обследования считается обязательным соблюдение профессионально-этических норм диагностики.

Этические нормы психолого-педагогической диагностики — это комплекс мер и принципов по защите интересов обследуемых лиц. Они включают в себя наиболее общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методик диагностики, являются кодексом профессиональной этики психолога или другого специалиста, принимающего участие в про­ведении психодиагностического исследования. Морально-этические принципы диагноста являются частью совокупности общечеловече­ских норм, регламентирующих поведение личности в соответствии с требованиями долга, моральной обязанности по отношению к обще­ству, честности, принципами гуманизма и т. д.

Требования к тому, кто на практике применяет готовый диагно­стический инструментарий, заключаются в следующем:

1. Диагностом-пользователем является лицо, имеющее психолого-педагогическое образование, работающее по этой специальности в образовательных учреждениях и использующее в своей работе психолого-педагогические диагностические методики.

Квалификация пользователя должна быть не ниже той, которая указана в руководстве к тесту.

Комментарий. Требование, чтобы тесты использовались толь­ко квалифицированными экспериментаторами, призвано защитить индивида от неправильного использования теста. Квалификация пользователя должна соответствовать типу теста. Так, например, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов требуется относительно длительный период интенсивного обучения и наблюдения за процессом тестиро­вания, в то время как для тестирования учебных достижений нужна минимальная психологическая подготовка. Следует также заметить, что студенты, участвовавшие в учебном тестировании, обычно не готовы к самостоятельному проведению тестов или к правильной интерпретации тестовых показателей.

2. Пользователь осознает границы своей компетентности и огра­ниченность своих средств и не предлагает своих услуг, а также не использует методов, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в конкретных областях исследования.

3. Пользователь должен быть способен правильно выбрать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особенностей обследуе­мого человека или выборки. Он несет всю ответственность за пра­вильное применение теста и интерпретацию его результатов, а также за соблюдение этических норм по отношению к обследуемому.

4. В своей деятельности пользователь должен всегда соблюдать принцип «не навреди». Это относится главным образом к сообщени­ям как обращенным к испытуемому, так и о нем. Нужно выражать свое мнение, устное или письменное, с осторожностью.

Комментарий. Пользователь должен избегать субъективизма, препятствующего правильному суждению в отношении испытуемых, а также исключать любое возможное отрицательное воздействие на них, проистекающее из его поведения. При интерпретации данных обязательно следует рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу.

5. Пользователь обеспечивает тщательное соблюдение всех стан­дартных требований при использовании методики. Он не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, вносить модификации в уже изданную методику и распространять скоррек­тированные инструктивные материалы. Работа по модификации и адаптации методики проводится лишь с согласия автора теста или организации, обладающей правом на данную методику.

6. Недопустимо тестирование по почте.

Комментарий. Выполнение индивидом каких-либо тестов не может быть правильно оценено с помощью бланков, высылаемых и возвращаемых по почте. Такой способ не только не обеспечивает контроль за соблюдением условий тестирования, но также пред­полагает интерпретацию тестовых показателей без привлечения необходимой для этого информации об индивиде. В этих обстоя­тельствах результаты теста могут оказаться бесполезными и даже вредными.

7. В своей деятельности пользователь руководствуется своими знаниями и опытом, на основе которых он самостоятельно принима­ет решение и лично несет за него ответственность. В сомнительных и спорных случаях педагог обязан проконсультироваться с экспертом в соответствующей области и объективно рассмотреть полученные рекомендации.

Комментарий. В случае если обследуемый находится на лече­нии, результаты которого могут измениться вследствие вмешатель­ства диагноста, последний может действовать только с согласия ле­чащего врача.

8. Пользователь имеет право собирать статистический и психолого-педагогический материал по изданным методикам с це­лью публикации научных статей и отсылки этих материалов раз­работчикам методик.

Выше были представлены морально-этические требования к пользователям, прошедшим психологическую подготовку или обу­чение. В сфере образования психолого-педагогическую диагности­ку осуществляют специалисты-непсихологи. В качестве пользовате­лей психодиагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, лого­педы, социальные педагоги и пр. Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и пси­хометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости). Методики, не обе­спеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельно­го использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами. Пользователь-непсихолог должен предварительно проконсультироваться с психо­логами, работающими в данной практической отрасли о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. Если же психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний по пси­ходиагностике или специальной подготовки по овладению методи­кой, то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения пси­ходиагностики. Пользователь, получающий доступ к психодиагно­стическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.

Профессионально-этические нормы работы в сфере психодиаг­ностики сформулированы в ряде принципов. Они раскрываются и взаимодополняются в работах современных психологов А. А. Бода­лева, В. В. Столина, а также А. Г Шмелева. Анализ и сопоставление позиций этих авторов позволяет выявить восемь основополагающих этических принципов в психодиагностике.

1. Принцип ответственности : предполагает ответственность диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики.

2. Принцип компетентности : предполагает, что диагностиче­ские методики должны использоваться только достаточно квалифи­цированными пользователями. Диагност берется за решение тех за­дач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.

3. Принцип конфиденциальности предполагает неразглаше­ние результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом слу­чае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фа­милии испытуемых.

4. Принцип научной обоснованности психодиагностической ме­тодики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надеж­ной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

5. Принцип психопрофилактического изложения результа­тов предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается об­следованию; они предоставляются испытуемому в доступной для пра­вильного понимания форме. Испытуемый должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходи­мости разъяснять или исправлять фактическую информацию.

6. Принцип объективности выводов из результатов тести­рования требует, чтобы они были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, и не определялись и никак не за­висели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик обследования диа­гност не руководствуется субъективными предпочтениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности ди­агностики — максимум надежности при минимуме затрат. Диагност обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтер­нативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный «принципу презумпции невиновности» в судопроизводстве.

7. Принцип профессиональной тайны или ограниченного распространения диагностических методик означает следую­щее:

— профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди квалифицированных, аттестованных специалистов;

— неразглашение содержания методик и предупреждение от их неправильного применения;

— сохранение профессиональной тайны имеет значение не столь­ко для поддержания авторитета и социального статуса диагноста, сколько для обеспечения корректной и точной психодиагностики.

8. Принцип обеспечения суверенных прав личности — он предполагает, что человек не должен подвергаться какому-либо об­следованию против его воли или обманным путем (за исключением случаев судебной, медицинской практики, оговоренных законом). Следовательно, перед проведением обследования испытуемого необ­ходимо предупредить о следующем: целях обследования и способах использования полученной информации; кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть приняты. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования.

При тестировании детей до 16 лет в области учебных достиже­ний, навыков и умений достаточным является согласие школьного или педагогического совета. В случае оценки личности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родителей, которые должны быть предупреждены официально.

Термин диагностика образован от известных греческих корней диа и гнозис и буквально истолковывается как различитель ное познание, следовательно, его можно понимать как распознава ние чего-либо например, болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т.

Infourok. ru

13.10.2019 1:22:47

2019-10-13 01:22:47

Источники:

Https://infourok. ru/psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-kak-nauka-i-oblast-prakticheskoj-deyatelnosti-4065246.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.