Рубрики
Диагностичекий

Электронный каталог Фундаментальнойбиблиотеки ФГБОУ ВО МГППУ

Ясюкова л. а. диагностический комплекс прогноз и профилактика проблем обучения в школе 1-3 части

Электронный каталог Фундаментальной
Библиотеки ФГБОУ ВО МГППУ

Электронный каталог: Ясюкова, Л. А. — Методика Л. А.Ясюковой. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах

Ясюкова, Л. А. — Методика Л. А.Ясюковой. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах

Смешанный комплект
88.3П Я 86

Ясюкова, Л. А.
Часть 2 : Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах : Методика Л. А.Ясюковой / Л. А. Ясюкова. – Санкт-Петербург : ИМАТОН, 2007. – (Комплексное обеспечение психологической практики) .

Электронный каталог Фундаментальной
Библиотеки ФГБОУ ВО МГППУ

Смешанный комплект
88.3П Я 86

Ясюкова, Л. А.
Часть 2 : Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах : Методика Л. А.Ясюковой / Л. А. Ясюкова. – Санкт-Петербург : ИМАТОН, 2007. – (Комплексное обеспечение психологической практики) .

Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах.

Lib. mgppu. ru

31.05.2018 0:23:26

2018-05-31 00:23:26

Источники:

Http://lib. mgppu. ru/opacunicode/app/webroot/index. php? url=/notices/index/IdNotice:57247/Source:default

Л. а. ясюкова «прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». » /> » /> .keyword { color: red; } Ясюкова л. а. диагностический комплекс прогноз и профилактика проблем обучения в школе 1-3 части

Л. а. ясюкова «прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе»

Л. а. ясюкова «прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».

нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также предупреждение его дезадаптации.

Для определения уровня готовности учащихся к школе была использована методика Л. А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». СПб, ГП «Иматон», 1999. (24)

Просмотр содержимого документа
«Л. а. ясюкова «прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».»

«ПРОГНОЗ И ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также предупреждение его дезадаптации.

Для определения уровня готовности учащихся к школе была использована методика Л. А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». СПб, ГП «Иматон», 1999. (24)

Методика Готовности к школе Ясюковой может быть использована для реше­ния следующих практических задач:

Диагностики готовности к школьному обучению в подгото­вительных группах детских садов;

Изучения индивидуально-психологических особенностей первоклассников с целью индивидуализации и оптимизации процесса обучения;

Работы с проблемными детьми в процессе индивидуального консультирования по запросу родителей и учителей;

Методика прошла апробацию в нескольких вариантах — для ра­боты с дошкольниками и первоклассниками, для работы в общеоб­разовательных И гимназических классах. Обследовано более 2000 детей. Прогностическая валидность ме­тодики оценивалась в результате лонгитюдных обследований (в те­чение 4-7-ми лет) учащихся гимназических, общеобразовательных и коррекционных классов четырех школ Санкт-Петербурга (около 300 человек). Методика использу­ется с 1992 года.

Диагностический комплекс состоит из двух методических блоков. Первый блок методик предназначен для группового тестирования. В него входят гештальт-тест Бендер (зрительно-моторная координа­ция), тест Тулуз-Пьерона (особенности нейродинамики, внимания, работоспособности), тест Равенна (субтесты А и В — визуальное линейное и структурное мышление), а также проективные рисуночные тесты «Рисунок семьи» и «Дерево» (личностные особенности, самооценка, семейная атмосфера и т. п.). Если по каким-либо причинам организовать групповое тестирование невозможно, допускается проведение перечисленных методик в режиме индивидуального тес­тирования. Однако прогностичность полученных результатов в этом случае будет несколько снижена.

Второй блок методик предназначен для индивидуальной работы с ребенком. Его цель — выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. В этот блок входят методики, измеряющие объем кратковременной (зрительной и слу­ховой) памяти, структурно-уровневые характеристики мышления в аудиальной и визуальной модальностях, речевое развитие и личностные особенности ребенка (тест Тэммл, Дорки, Амен — сфера и уровень тревожности, цветовой тест Люшера — энергетическая обеспеченность и эмоциональные установки по отношению к школе).

Описание процедуры тестирования и бланки к методикам в Приложении I.

Каждая методика диагностического комплекса обрабатывается самостоятельно. Обработка осуществляется в соответствии с опре­деленной технологией и ключами. Результаты обработки отражаются на Бланке фиксации результа­тов в специальной таблице под заголовком «Психологическая харак­теристика» (см. Приложение I). В этой таблице перечислены все за­меряемые показатели, в сумме характеризующие готовность ребенка к школе. По итогам обработки результатов, напротив каждого показателя в соответствующей колонке ставится крестик. Колонка отражает уро­вень развития соответствующего психологического качества. На основе статистического анализа результатов диагностики готовно­сти детей к школе (выборка более 2000 человек), а также последую­щих лонгитюдных исследований их обучаемости и школьной адапта­ции было выделено пять зон, отражающих уровень развития каждого психологического качества: уровень патологии, уровень слабого, среднего, хорошего и высокого развития. Уровень развития перечисленных в таблице психологических качеств определяется путем сравнения индивидуальных результатов тестирования с нор­мативными данными для соответствующего возраста, приведенными в Приложении I.

Ниже предлагаются общие принципы интерпретации пяти выде­ленных зон для всех рассматриваемых показателей, кроме эмоцио­нально-энергетических (тревожность — тест Тэммл, Дорки, Амен; энергетика и настроение — тест Люшера).

Зона I — Уровень патологии. Свидетельствует о нарушении фор­мирования психических процессов, об аномалиях развития, в основе которых могут лежать осложнения физиологического или невроло­гического характера, различные травмы и хронические заболевания. Абсолютно необходимы медицинское обследование, консультации врачей и дефектологов прежде, чем давать какие-либо психологиче­ские рекомендации по оптимизации процесса развития ребенка. В таблице «Психологическая характеристика» уровень патологии не обозначен и не имеет специальной колонки. Этот уровень отмечает­ся в слабой зоне крестиком, рядом с которым ставится восклицатель­ный знак (+ !).

Зона II — Слабый уровень, или субнорма. Свидетельствует о не­достаточном развитии психических процессов. Требует объединения усилий психолога, родителей и педагогов для оказания помощи ре­бенку. Если абсолютное большинство рассматриваемых показателей не превышают данного уровня, то самостоятельно обучаться в школе ребенок не сможет. Поступление ребенка в школу рекомендуется от­ложить на год, но при этом не следует ждать, что «все созреет само», необходимо активно работать с ребенком для того, чтобы наверстать упущенное.

Зона III — Средний уровень, или норма. Типичен для детей, по­ступающих в школу, и достаточен для начала обучения по общеобра­зовательной программе. Если абсолютное большинство показателей не опускается ниже этого уровня, то делается заключение о готовно­сти ребенка к школе. Однако этот вывод не освобождает родителей от текущего контроля за обучением и от необходимости оказывать детям помощь. Если ребенок будет предоставлен сам себе, то через какое-то время он может оказа­ться в числе неуспевающих.

Зона IV — Хороший уровень. Превышает типичный уровень раз­вития детей данного возраста, является необходимым и достаточным для обучения по гимназическим, усложненным и расширенным про­граммам, а также по программе Л. В. Занкова.

Зона V — Высокий уровень. Редко встречается и свидетельству­ет о незаурядности ребенка. Если хотя бы половина показателей на­ходится на этом уровне, а остальные — на уровне хорошего разви­тия, то ребенку необходимы индивидуальные усиленные нагрузки, так как не только обычные, но и гимназические программы будут для него слишком просты. Обучение без напряжения будет снижать тем­пы развития ребенка, отсутствие интереса к занятиям может приво­дить к падению успеваемости.

Эмоционально-энергетические показатели не имеют зоны I (а по­казатель «Настроение» не имеет еще и зоны V) и не рассматриваются при составлении общего заключения о готовности или неготовности

Окончательные выводы об особенностях развития ребенка и о его готовности к школьному обучению могут быть сделаны только на основании сравнительного анализа результатов, полученных по всем методикам, входящим в диагностический комплекс, с обязательным привлечением дополнительных качественных интерпретаций по проективным тестам.

Желательно, чтобы родители (и учителя) не просто выслушали за­ключение психолога, но и получили на руки письменную «Психоло­гическую характеристику», отражающую уровни развития психологических качеств, необходимых для обучения в школе. В процессе беседы с психологом родители могут что-то упус­тить, неверно понять, вообще не обратить внимания на какую-то ин­формацию, если она не согласуется с их мнением о ребенке. Кроме этого, многое вскоре просто забывается. Поэтому необходимая по­мощь ребенку может быть не оказана вовремя. Когда у родителей имеется письменное заключение, оно является и напоминанием, и руководством к действию.

Лучше, если информация представлена в характеристике не сло­весно, а схематично и наглядно: выявленный уровень развития всех психологических качеств отмечен крестиком в соответствующей ко­лонке таблицы. В таблице «Психологическая характеристика» на­глядно отражается уровень развития ребенка в зависимости от того, где в основном — справа (хорошо), слева (слабо) или в центре (нор­ма) — располагаются крестики. Крестики в слабой зоне, да еще с восклицательными знаками (что соответствует уровню патологии) сразу бросаются в глаза, но в то же время они менее «оскорбитель­ны» и меньше травмируют родителей, чем та же самая информация, выраженная словами. Если же придать словам обтекаемую и смяг­ченную форму, как это принято в психологических характеристиках, то потеряется определенность и действенность сделанных выводов. Учителям также желательно предоставлять такие психологические характеристики. Объективная фиксация результатов обследования необходима и самому психологу, если он собирается дальше рабо­тать с ребенком.

По результатам обследования можно проводить не только индиви­дуальную работу с родителями, детьми, учителями, но и родитель­ские собрания. Родителям выдаются характеристики их детей, а пси­холог объясняет, как ими пользоваться:

1. Дается характеристика четырем выделенным уровням развития психологических качеств (столбцы таблицы), делается акцент на том, что средний уровень — это возрастная норма.

2. Объясняются смысл каждого психологического качества, его влияние на успеваемость и самочувствие ребенка в зависимости от того, в какой графе стоит крестик. Говорится о том, с какими проблемами может столкнуться ребенок и что надо предпринять в том или ином случае.

3. Проводится совместный анализ тех психологических качеств, которые необходимо рассматривать в сравнении: речь и мышле­ние, речевое и образное мышление, память и мышление, ско­рость переработки информации, внимательность и зритель­но-моторная координация.

Таким образом, слушая психолога, родители смогут сами оценить проблемы и возможности своего ребенка.

Для педагогов может быть составлена сводная (на весь класс) таб­лица-характеристика, с краткой расшифровкой смысла каждого показателя и с инструкцией по ее использованию.

Для администрации школы может быть составлена справка о веро­ятной дезадаптации учащихся первых классов, в которой приведены фамилии учащихся группы риска, факторы риска и соответствующие рекомендации (см. Приложение II).

Прежде чем перейти к описанию правил обработки и интерпрета­ции результатов отдельных методик, входящих в диагностический комплекс, приведем таблицу, устанавливающую соответствие между ними и измеряемыми психологическими качествами.

Просмотр содержимого документа «Л. а. ясюкова «прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».»

Окончательные выводы об особенностях развития ребенка и о его готовности к школьному обучению могут быть сделаны только на основании сравнительного анализа результатов, полученных по всем методикам, входящим в диагностический комплекс, с обязательным привлечением дополнительных качественных интерпретаций по проективным тестам.

Multiurok. ru

06.08.2020 20:52:07

2020-08-06 20:52:07

Источники:

Https://multiurok. ru/files/l-a-iasiukova-prognoz-i-profilaktika-problem-obuch. html

Купить методику Л. А. Ясюковой (часть 1) для определения готовности к школе » /> » /> .keyword { color: red; } Ясюкова л. а. диагностический комплекс прогноз и профилактика проблем обучения в школе 1-3 части

Методика Л. А. Ясюковой (часть 1)

Методика Л. А. Ясюковой (часть 1)

Методика является первой частью психолого-социальной технологии оптимизации обучения и развития школьников, разработанной специалистом в области школьной психодиагностики, кандидатом психологических наук Людмилой Аполлоновной Ясюковой. Ядро данной диагностической системы составляют тесты, позволяющие проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операционную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе.

Добавить в избранное

Описание

Назначение и сфера возможного использования методики

Методика может быть использована для решения следующих практических задач:

Диагностика готовности к школьному обучению в подготовительных группах детских садов. Психолого-педагогический мониторинг психологической основы универсальных учебных действий (УУД). Изучение индивидуально-психологических особенностей первоклассников с целью индивидуализации и оптимизации процесса обучения. Диагностика уровня и потенциала интеллектуального развития детей при выборе образовательного маршрута. Выявление причин, осложняющих развитие ребенка, с целью точечного коррекционного воздействия. Консультирование учителей, воспитателей детских садов, родителей по проблемам оптимизации взаимодействия с детьми.

Методика рассчитана на широкий круг практических психологов, работающих в сфере образования и здравоохранения.

Психодиагностический инструментарий для психолого-педагогического мониторинга универсальных учебных действий (УУД), разработанный Л. А. Ясюковой на основе ее коррекционно-диагностического комплекса, выпускаемого компанией «Иматон», стал победителем II Всероссийского конкурса научно-методических и практико-ориентированных разработок, проводимого Российской Академии Образования в 2013 году.

Автор методики:

Ясюкова Людмила Аполлоновна, — кандидат психологических наук, доцент, специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости. Автор книг «Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении», «Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников», «Социальный интеллект детей и подростков».

Другие части методики Л. А. Ясюковой:

Содержание теста и особенности работы с методикой

В методическом руководстве описаны варианты тестирования:

    для дошкольников и первых классов общеобразовательных школ; для гимназических классов; для диагностики вторых классов; для диагностики психологической основы универсальных учебных действий (УУД).

Для каждого варианта предусмотрен стимульный материал и разработаны бланки фиксации результатов.

В состав методики включены субтесты, диагностирующие:

    скорость переработки информации; произвольное внимание; кратковременную слуховую и зрительную память; речевое развитие; понятийное и абстрактное мышление; особенности преобладающего эмоционального фона, энергетический баланс организма ребенка и адаптационные возможности; личностный потенциал обучения (самооценку, эмоциональные установки по отношению к школе, обстановку в семье и др.); зрительно-моторную реакцию; уровень тревожности.

В методическом руководстве проанализирован процесс учебной деятельности учащихся младших классов, выделены индивидуально-психологические особенности, необходимые для успешного обучения в начальной школе. Четко определены критерии, позволяющие прогнозировать проблемы в обучении. Для каждого типа «проблемных» детей приведены подробные рекомендации, направленные на профилактику возможных или коррекцию уже имеющихся осложнений школьной адаптации.

Описание

Методика может быть использована для решения следующих практических задач:

Диагностика готовности к школьному обучению в подготовительных группах детских садов. Психолого-педагогический мониторинг психологической основы универсальных учебных действий (УУД). Изучение индивидуально-психологических особенностей первоклассников с целью индивидуализации и оптимизации процесса обучения. Диагностика уровня и потенциала интеллектуального развития детей при выборе образовательного маршрута. Выявление причин, осложняющих развитие ребенка, с целью точечного коррекционного воздействия. Консультирование учителей, воспитателей детских садов, родителей по проблемам оптимизации взаимодействия с детьми.

Методика рассчитана на широкий круг практических психологов, работающих в сфере образования и здравоохранения.

Психодиагностический инструментарий для психолого-педагогического мониторинга универсальных учебных действий (УУД), разработанный Л. А. Ясюковой на основе ее коррекционно-диагностического комплекса, выпускаемого компанией «Иматон», стал победителем II Всероссийского конкурса научно-методических и практико-ориентированных разработок, проводимого Российской Академии Образования в 2013 году.

Автор методики:

Ясюкова Людмила Аполлоновна, — кандидат психологических наук, доцент, специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости. Автор книг «Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении», «Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников», «Социальный интеллект детей и подростков».

Другие части методики Л. А. Ясюковой:

Для диагностики психологической основы универсальных учебных действий УУД.

Imaton. com

11.08.2019 4:17:59

2019-08-11 04:17:59

Источники:

Https://imaton. com/catalog/167/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *