А. е.личко патохарактерологический диагностический опросник для подростков
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы |
Распознание Типа акцентуации у подростка представляет собой немаловажную практическую задачу. Тип указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать понятие декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации. Тем самым, открываются перспективы для профилактической работы. Опросник состоит из фраз, содержащих 25 тем. В число тем вошли: оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы и т. д.), отношение к близким и окружающим (родителям, друзьям, школе и т. п.) и к некоторым абстрактным категориям (к критике, к наставлениям, к правилам и законам и т. п.). В наборы включены фразы, отражающие отношение разных характерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения. Диагностика типа на основе самооценки испытуемых своих отношений, авторам опросника кажется более надежной, чем данные исследования, где подростку самому предлагается отмечать у себя те или иные черты характера. Напоминание о существующих типах акцентуаций было сделано в связи с тем, что в предлагаемом опроснике буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу следующих типов: Г – гипертимный, Ц – циклоидный, Л – лабильный (эмоционально-лабильный), А – астено-невротический, С – сензитивный, П – психастенический, Ш – шизоидный, Э – эпилептоидный, – истероидный, Н – неустойчивый, К – конформный. Прочерк в графах, где проставлены баллы, означает, что данный выбор является неинформативным. Сдвоенные и строенные буквенные символы означают, что за этот выбор в пользу соответствующего типа начисляется 2 или 3 балла. За один выбор могут начисляться баллы в пользу двух или более типов (например, ЛЛП – начисляется 2 балла в пользу лабильного и 1 – в пользу психастенического типа). Следует обратить внимание, что за отказы сделать выбор также могут начисляться баллы. Например, за 0 по теме «Спиртные напитки». В шкале объективной оценки предусмотрены также следующие дополнительные показатели: Д – показатель диссимуляции действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать особенностей своего характера; Т – показатель откровенности; В – показатель черт характера, присущих органическим психопатиям; Е – степень отражения реакции эмансипации в самооценке; О – показатель психологической склонности к делинквентности. Для подсчета баллов, полученных в пользу каждого типа, необходимо построить график. Баллы в пользу типов и каждого показателя, полученные в первом и втором исследовании, суммируются арифметически, т. е. все они откладываются на графике вверх от горизонтали. К ним приплюсовываются дополнительные баллы (см. в конце текста опросника). Главная их черта почти всегда очень хорошее настроение. 01.07.2020 22:09:32 2020-07-01 22:09:32 Источники:Опросник патохарактерологический диагностический для подростков | это. Что такое Опросник патохарактерологический диагностический для подростков? » /> » /> .keyword { color: red; } А. е.личко патохарактерологический диагностический опросник для подростковОпросник патохарактерологический диагностический для подростковОпросник патохарактерологический диагностический для подростковОпросник патохарактерологический диагностический для подростков (ПДО). А. Е. Личко, Н. Я. Иванов. Предназначен для определения у подростков 14-18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними нек-рых личностных особенностей. Предпосылками для создания ПДО послужили опыт психиатрии и концепция психологии отношений. На основании описания типов патологических характеров Э. Крепелина, Э. Кречмера, К. Шнайдера, П. Б. Ганнушкина, Г. Е. Сухаревой, К. Леонгарда, А. Е. Личко были составлены наборы фраз, отражающие отношения к ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте при разных типах характера. В число таких проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, сексуальное влечение), отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым и т. д.) и к нек-рым абстрактным категориям (к правилам и законам, к опеке и наставлениям, к критике в свой адрес и др.). Текст ПДО включает 25 тем (отношений) с опр. набором утверждений («Самочувствие», «Настроение» и др.). В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов, из к-рых респондент должен выбрать не более 3 «подходящих» для него ответов (первое исследование) и не более 3 «неподходящих» (второе исследование). Результаты обследования определяются с помощью специального кода, составленного на основании статистически достоверных выборов для подростков соответствующего типа, опр. клиническим методом. Методика позволяет диагностировать след. патохарактерологические типы и типы акцентуации характера: Гипертимный (Г): осн. черты этого типа — преобладание повышенного настроения, высокий жизненный тонус, энергичность, неудержимая активность, постоянное стремление к неформальному лидерству. Сенситивный (С): большая впечатлительность, ранимость, склонность к переживанию чувства собственной несостоятельности и малоценности. Шизоидный (Ш): замкнутость, холодность, недостаток интуиции в процессе О., оригинальность и эксцентричность. Истероидный (И): эгоцентризм, демонстративность, жажда внимания и восхищения, аффективность, манипулятивность. Циклоидный (Ц): чередование фаз гипертимности и субдепрессии, к-рые, как правило, выражены нерезко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежаться длительными интермиссиями. Психастенический (П): нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Неустойчивый (Н): преобладание гедонистической мотивации, моральная незрелость, нежелание трудиться — ни работать, ни учиться, постоянная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. Лабильный (Л): крайняя изменчивость настроения, к-рое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Эпилептоидный (Э): педантичность, эмоциональная вязкость, склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на к-ром можно было бы сорвать зло. Конформный (К): постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде, неуверенность в себе, пассивность, зависимость от окружающих. Астено-невротический (А): осн. черты этого типа — повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрическим фиксациям. Кроме того, опросник позволяет диагностировать смешанные типы, а также квалифицировать нек-рые др. личностные особенности подростка: психол. склонности к алкоголизации, делинквентному поведению, диссимуляции черт своего характера и системы своих личностных отношений, к повышенной откровенности (шкала Т), а также оценить соотношение черт мужественности (шкала М) и женственности (шкала Ф). Эти показатели включены в осн. код оценки результатов, т. к. они используются в кач. дополнительных баллов при определении типов характера. Также в опроснике имеются дополнительные шкалы, предназначенные для оценки склонности к депрессиям, риску социальной дезадаптации, возможности формирования психопатий (расстройства личности), риску злоупотребления наркотиками и др. психоактивными веществами и др. ПДО непригоден для исследования подростков с выраженной интеллектуальной недостаточностью (т. наз., пограничная умственная отсталость не препятствует обследованию) или находящихся в остром психотическом состоянии с нарушением сознания, бредом, галлюцинациями и т. п., а также при выраженном психич. дефекте шизофренического, органического и др. типов. В случаях явно негативного отношения к об Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011 . ПолезноеСмотреть что такое «Опросник патохарактерологический диагностический для подростков» в других словарях:Психологическое обследование — комплекс организационно технических, диагностических, консультационных мероприятий, направленный на изучение психологических свойств и качеств личности. * * * Психологическое обследование проводится специалистами – клиническими психологами либо… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике Личко, Андрей Евгеньевич — Андрей Евгеньевич Личко Дата рождения: 8 октября 1926(1926 10 08) Дата смерти: 1994 год(1994) Страна … Википедия Личко — Личко, Андрей Евгеньевич Андрей Евгеньевич Личко (1926(1926) 1996) заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Опираясь на труды П. Ганнушкина и К.… … Википедия Личко, Андрей — Андрей Евгеньевич Личко (1926 1996) заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В. М.Бехтерева. Опираясь на труды Ганнушкина и Леонгарда, создал собственную типологию… … Википедия Личко Андрей Евгеньевич — Андрей Евгеньевич Личко (1926 1996) заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В. М.Бехтерева. Опираясь на труды Ганнушкина и Леонгарда, создал собственную типологию… … Википедия Характер: акцентуация: тип — поскольку акцентуации характера граничат с соответственными видами психопатических расстройств, их типология основана на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, хотя отражает и свойства характера психически здорового… … Большая психологическая энциклопедия Тип акцентуации — поскольку акцентуации характера граничат с соответственными видами психопатических расстройств, их типология основана на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, хотя отражает и свойства характера психически здорового… … Большая психологическая энциклопедия ПДО — производственно диспетчерский отдел Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ПДО площадка дегазации оружия воен. Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А … Словарь сокращений и аббревиатур ПолезноеПсихологическое обследование — комплекс организационно технических, диагностических, консультационных мероприятий, направленный на изучение психологических свойств и качеств личности. * * * Психологическое обследование проводится специалистами – клиническими психологами либо… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике Личко, Андрей Евгеньевич — Андрей Евгеньевич Личко Дата рождения: 8 октября 1926(1926 10 08) Дата смерти: 1994 год(1994) Страна … Википедия Личко — Личко, Андрей Евгеньевич Андрей Евгеньевич Личко (1926(1926) 1996) заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Опираясь на труды П. Ганнушкина и К.… … Википедия Личко, Андрей — Андрей Евгеньевич Личко (1926 1996) заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В. М.Бехтерева. Опираясь на труды Ганнушкина и Леонгарда, создал собственную типологию… … Википедия Личко Андрей Евгеньевич — Андрей Евгеньевич Личко (1926 1996) заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В. М.Бехтерева. Опираясь на труды Ганнушкина и Леонгарда, создал собственную типологию… … Википедия Характер: акцентуация: тип — поскольку акцентуации характера граничат с соответственными видами психопатических расстройств, их типология основана на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, хотя отражает и свойства характера психически здорового… … Большая психологическая энциклопедия
Тип акцентуации — поскольку акцентуации характера граничат с соответственными видами психопатических расстройств, их типология основана на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, хотя отражает и свойства характера психически здорового… … Большая психологическая энциклопедия ПДО — производственно диспетчерский отдел Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ПДО площадка дегазации оружия воен. Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А … Словарь сокращений и аббревиатур Сенситивный С большая впечатлительность, ранимость, склонность к переживанию чувства собственной несостоятельности и малоценности. Communication_psychology. academic. ru 03.02.2018 20:03:57 2018-02-03 20:03:57 Источники:Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко — Студопедия » /> » /> .keyword { color: red; } А. е.личко патохарактерологический диагностический опросник для подростковПатохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. ЛичкоПатохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. ЛичкоПатохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. ЛичкоЯвляется еще одной методикой класса личностных типологических опросников [57]. В этой методике использован типологический подход к описанию и диагностике личности здорового человека. ПДО предназначен для диагностики типа психопатии и акцентуации характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. В опросник включены фразы, разбитые на 25 тем. В число тем вошли: оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы ИТ. д.), отношение к близким и окружающим (родителям, друзьям, школе и т. п.) и к некоторым абстрактным категориям (к критике, наставлениям, правилам и законам ИТ. п.). В наборы были также включены фразы, отражающие отношение разных характерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения. Гипертимный тип.Он соответствует гипертимическому типу в опроснике X. Шмишека ИГиноманиакальному типу в MMPI. Главной особенностью этого типа в подростковом возрасте являются постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Такие подростки отказываются подчиняться чужой воле, плохо переносят дисциплинарные требования и строго регламентированный образ жизни, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань между дозволенным и запретным. Циклоидный Тип.Он соответствует циклотимическому типу личности в опроснике X. Шмишека. До пубертатного возраста дети такого типа производят впечатление гипертимиков или нормотимиков. Однако с наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем фазы подъема и спада настроения сменяют друг друга на протяжении всей жизни. Вначале смена фаз происходит довольно часто, но постепенно длительность периодов возрастает. В ги-поманиакалыюй фазе бросаются в глаза повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям. В субдепрессивной фазе фон настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность и интровертированность. Лабильный тип.Отличительной особенностью этого типа личности в подростковом возрасте является крайняя изменчивость настроения. Самые незначительные события окружающей жизни оказывают на подростка существенное влияние. Малейшая неприятность способна погрузить его в мрачное переживание, а приятные события или даже только их перспектива способны поднять настроение, вернуть веселость и веру в жизнь. От текущего состояния зависит все: настроение, самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям. В этом смысле лабильный тип близок к эмотивному в типологии акцентуаций К. Леонгарда. Астено-невротический тип.При этом тине рано проявляются разнообразные признаки невропатии: капризность, болезненность, страхи, заикание, энурез и т. п. Главными чертами этого типа в подростковом возрасте являются астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии соматического здоровья. Содержательно астено-невротический тип близок к ипохондрическому типу в MMPI. Сензитивный Тип.Основными чертами данного типа являются повышенная впечатлительность и чувство неполноценности. В детстве это выражается в разнообразных страхах (темноты, животных, одиночества и т. п.), в избегании компаний бойких и активных детей, робости, скованности, боязни любых видов проверок и испытаний. Сензитивный тип в данной типологии близок к тревожному типу в опроснике X. Шмишека. Психастенический тип.Данный тип личности описывается в рамках MMPI. Основными особенностями психастенического типа являются повышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям. Психастеник постоянно во всем сомневается, для него очень трудно принять какое-либо окончательное решение, поэтому он тщательно обдумывает свое поведение, взвешивает каждый шаг, многократно перепроверяет и переделывает уже законченную работу. Эти черты роднят психастеника с педантичным типом акцентуации по К. Леонгарду. Шизоидный тип.Особенности шизоидного типа изложены при описании соответствующей шкалы MMPI. В подростковом возрасте все шизоидные черты личности обостряются. Особенно заметными становятся замкнутость, закрытость от влияния других, духовное одиночество, своеобразие и необычность в выборе занятий и увлечений.
Эпилептоидный тип.Главной особенностью этого типа является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения. С этим настроением тесно связаны напряженность аффекта, взрывчатость и безудержная агрессивность. Все влечения в подростковом возрасте у представителей этого тина характеризуются чрезмерной интенсивностью и силой, а их удовлетворение протекает тяжело и сопровождается многочисленными конфликтами. Истероидный тип. Выраженными особенностями являются безграничный эгоизм и жажда признания. Подростки этого типа личности обычно очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, легко вживаются в любую роль, стремятся любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти, не переносят только безразличия и равнодушия к своей персоне. Истероидный тип личности включен как в MMPI, так и в опросник X. Шмишека. Неустойчивый тип. Лица неустойчивого типа слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, особенно негативному. Внушаемые и безвольные, они не имеют никаких собственных положительных целей и стремлений, а все их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. Зависимые и бесхарактерные, они часто попадают в антисоциальные компании, бросают учебу и работу, сближаются с правонарушителями, уходят в алкоголизм, наркоманию и т. п. Но в условиях сурового и жесткого режима они могут приобрести положительные трудовые навыки и не отличаются по поведению от других подростков. Конформный тип.Главная черта этого типа — постоянная и устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения. Лица конформного типа полностью подчиняются давлению среды, не имеют собственного мнения и интересов, с трудом воспринимают новое, необычное, отрицательно относятся к любым переменам в жизни. Применение опросника ПДО в реальном диагностическом обследовании дает балльные оценки по каждой из 11 шкал, соответствующих перечисленным выше типам акцентуации личности. Для вывода о наличии того или иного типа акцентуации у подростка его балльный показатель по соответствующей шкале опросника должен быть равен или выше минимального диагностического значения (от 5 до 7 для разных шкал). Завершая обсуждение первой группы личностных опросников (типологических), отметим, что ряд психологов не признает или не считает необходимым понятие «тип личности» (Д. МакКлелланд, Г. Ол-порт, Г. Айзенк, Р. Кеттелл) [59]. Некоторые из них считают, что это понятие бесполезно, так как не привносит ничего нового в объяснение поведения и предсказания эмпирических фактов; другие рассматривают это понятие в определенной степени противоречащим направленности психодиагностики и дифференциальной психологии на выявление уникальности человеческой индивидуальности. Есть и те, кто считает, что это понятие неправильно и бессмысленно, так как между отдельными чертами личности не существует необходимой и закономерной связи; если связь и наблюдается, то она является вероятностной и многоплановой. Такие взгляды послужили основой для возникновения еще одного подхода к разработке личностных опросников. Он отражен в следующем параграфе этой главы. Шмишека и гиноманиакальному типу в MMPI. 01.10.2017 2:04:05 2017-10-01 02:04:05 Источники:
|