Рубрики
Диагностичекий

Гуткина н. и. диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 7

Гуткина н. и. диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 7

Гуткина н. и. диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 7

Игры и задания, применяющиеся для диагностики, подбираются таким образом, что хорошего результата в них можно добиться только тогда, когда ребенок уже имеет опыт обучения (тренировки) в подобных играх (заданиях), что свидетельствует как раз о достаточной сформированности исследуемых психических процессов внутри игровой деятельности и позволяет предположить о возникновении учебной мотивации.

Набор игр и заданий должен отражать мотивационное, произвольное, интеллектуальное и речевое развитие ребенка в той степени, в которой это необходимо для начала обучения в школе.

Исходя из этих посылок, мною была разработана «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 — 7 лет к школьному обучению» (1993, 1996), состоящая из следующих методик*.

Мотивационная сфера

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал (Н. И. Гуткина, 1990, 1993, 1996). На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Все методики, кроме «Последовательности событий», разработаны автором. В книге методики даются без стимульного материала и подробного описания обработки, поскольку широкая известность диагностических методов приводит к тому, что ими в дальнейшем нельзя пользоваться. Для специалистов предлагаемая программа обследования (Н. И. Гуткина «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 — 7 лет к школьному обучению») издается в виде пакета, содержащего методичку и стимульный материал.

Мотивационная сфера

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал (Н. И. Гуткина, 1990, 1993, 1996). На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Все методики, кроме «Последовательности событий», разработаны автором. В книге методики даются без стимульного материала и подробного описания обработки, поскольку широкая известность диагностических методов приводит к тому, что ими в дальнейшем нельзя пользоваться. Для специалистов предлагаемая программа обследования (Н. И. Гуткина «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 — 7 лет к школьному обучению») издается в виде пакета, содержащего методичку и стимульный материал.

Мотивационная сфера.

Pedlib. ru

06.07.2018 22:18:35

2018-07-06 22:18:35

Источники:

Https://pedlib. ru/Books/1/0204/1_0204-80.shtml

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе — Центр развития для детей и взрослых ФЬЮЖН » /> » /> .keyword { color: red; } Гуткина н. и. диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 7

Гуткина н. и. диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 7

Гуткина н. и. диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 7

Книга «Психологическая готовность к школе» Гуткина Н. И.—— М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).

Книга Н. И. Гуткиной — результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа. В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др., применяющиеся в группе развития.

Особенностью книги является то, что важные научные положения изложены ясно и просто, что делает книгу доступной для любого интересующегося этой проблемой, хотя в первую очередь она предназначена для детских практических психологов. Книга также может служить пособием для преподавателей психологии и студентов-психологов, педагогов и студентов педагогических вузов, работников дошкольных воспитательных учреждений и родителей.

Раннее обучение детей в детских садах, а теперь в дошкольных гимназиях приводит к сокращению свободной игры В период от 5 до 7 лет. Недоразвитие игры именно в это время, с точки зрения Д. Б. Эльконина, наносит ребенку непоправимый вред, поскольку в этот период В игре развиваются мышление, воображение, фантазия, мотивационная сфера и др.

Дети в игре удовлетворяют потребности, которые они в данный момент не могут удовлетворить в жизни. Например, в действительности маленький ребенок не может быть космонавтом, а в игре — пожалуйста. При этом, играя в космонавта и воображая ситуацию космического полета, он переживает на полном серьезе все придуманные приключения и соответственно испытывает разнообразную гамму чувств и эмоций.

Подмена живых игр «телевизионными» приводит к снижению интеллектуальной активности и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной потребности. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к интеллектуальному труду. В этом смысле слушание сказок, рассказов, повестей гораздо ближе по своему развивающему эффекту к игре, поскольку ребенок должен сам представить и вообразить описываемых персонажей и ситуации, то есть здесь присутствуют и фантазия, и образное мышление, и внутренний план действия. На сегодняшний день дошкольники явно Не доигрывают в игры, необходимые для их нормального психического развития.

Слишком раннее обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка;

К моменту поступления в школу большинство будущих первоклассников психологически не готовы к школьному обучению, хотя многие из них посещают до школы группы по подготовке к школе и дошкольные гимназии, где педагоги делают упор не на развитие детей, а на обучение их навыкам счета, чтения и письма. Но Психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов, в дошкольных гимназиях и мини-лицеях. Она Возникает постепенно как итог всей дошкольной жизни ребенка.

Все компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем При нормальном развитии ребенка-дошкольника, подразумевающем, что малыш Много играет сам, со сверстниками и взрослыми.

Внутренняя позиция школьника и мотивы учения

Доминирование социальных мотивов учения

Доминирование познавательной мотивации

Произвольность как компонент готовности к школе

Импульсивное и произвольное поведение

Организующая функция намерения

Волевое и полевое поведение в теории К. Левина

Задание 1. Истории в картинках

Задание 2.Знание цвета

Задание 3. Заучивание четверостиший

Задание 4. Знание предметов

Задание 5. Процесс счета

Задание 6. Порядок счета

Задание 7. Классификация предметов

Задание 8. Восприятие количества

Задание 9. Размещение фигур

Задание 10. Сравнение картинок

Задание 11. Воспроизведение четверостиший

Задание 12. Понимание цвета и формы

Задание 13. Нахождение аналогий

Задание 14. Описание картинки

Задание 15. Учебный тест на сравнение величины

Задание 16. Срисовывание

Задание 17. Раскладывание по образцу

Методика «Проверка способности к дифференциации»

Методика «Краткий метод проверки уровня развития устной речи»

Методика «Узор» Л. И. Цеханской Методика

«Графический диктант» Д. Б. Эльконина

Методика «Рисование по точкам», или «Образец и правило», А. Л. Венгера

Методика определения готовности к школьному обучению М. Н. Костиковой

Диагностика учебной мотивации как критерия готовности к школе

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка

Например, в действительности маленький ребенок не может быть космонавтом, а в игре пожалуйста.

Fusionpiter. ru

03.03.2018 4:18:43

2018-03-03 04:18:43

Источники:

Https://fusionpiter. ru/articles/readiness

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению » /> » /> .keyword { color: red; } Гуткина н. и. диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 7

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению

Электронная библиотека по психологии – psychlib. ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ

Электронная библиотека по психологии psychlib.

Childpsy. ru

17.04.2018 16:41:41

2018-04-17 16:41:41

Источники:

Http://childpsy. ru/lib/metodics/15322/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.