Организация и содержание методической работы в дошкольном учреждении»методическая разработка

Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях

«Организация и содержание методической работы в дошкольном учреждении»
Методическая разработка

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskaya_rabota_v_dou. docx52.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация и содержание методической работы в дошкольном учреждении»

Выполнила: Вахитова А. Г.,

Воспитатель 1квалификационной категории

Введение…………………………………………………………………………..3 1. Организация методической работы в ДОУ………………………………….4 2. Содержание методической работы в ДОУ…………………………………..7 3. Формы организации методической работы с педагогическим коллективом……………………………………………………………………. 13 Заключение………………………………………………………………………24 Литература……………………………………………………………………….25

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Основной целью методической работы в учреждении является повышении профессиональной компетентности педагогов в процессе реализации современных программ, технологий. В соответствии с этим в детском саду идет сложный процесс обновления содержания, форм, методов, структуры методической работы.

Методическая работа в дошкольном учреждении дает возможность педагогическому коллективу не только участвовать в реализации готовых программ, но и принимать активное участие в апробации инноваций и создавать свои собственные программы. Она стимулирует развитие творческого потенциала педагогов, помогает найти педагога — новатора.

Методическая работа в дошкольном учреждении — комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

Таким образом, методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т. д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса — содействовать его обновлению.

1. Организация методической работы в ДОУ

Содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении определяется в соответствии с целями и задачами развития системы образования. Опираясь на взгляды исследователей, ученых, на публикации современников, создается своя система методической работы, при этом, необходимо руководствоваться государственными документами о дошкольном образовательном учреждении; учитывать качественный состав педагогического коллектива; результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, их затруднения; качественный анализ текущих, конечных и отдаленных результатов работы детского сада.

Обновление методической работы рассматривается с таких позиций:

    изменение работы с педагогическими кадрами путем отказа от старого, изжившего себя на основе системного осмысления практики; творческая переработка старого опыта; совершенствование сложившегося опыта на основе введения инноваций.

Ключевыми направлениями методической работы выступают:

    научно-методическое обеспечение процессов внедрения обновленного содержания образования; оказание методической помощи при решении профессиональных проблем; развитие и саморазвитие профессионального мастерства.

Основным принципом совершенствования методической работы в детском саду является индивидуальный подход и дифференциация ее форм и содержания, поэтому методическая работа должна быть, логически обоснованная, формы соответствовать содержанию, а содержание вытекать из проблем, решаемых в детском саду.

Организовывать методическую работу необходимо с учетом жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма педагогов, так же учитывать особенности мотивации воспитателей, т. е. отношение к своему профессиональному росту.

Для оказания реальной методической помощи воспитателям методическая работа проводиться с целью выявления затруднений педагогов и проектирует действия по определению первоначальных мер создания режима развития, изменяя подход к самоанализу деятельности педагога.

Проблемно-ориентированный анализ методической работы позволяет выявить как проблемы отдельных педагогов, так и образовательного учреждения в целом.

Входная диагностика позволяет скорректировать выбор форм работы с учетом потребностей и интересов воспитателей, что в итоге позволяет провести самодиагностику уровня профессиональной компетентности педагогов.

Планирование методической деятельности учреждения помогает решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, добиваться намеченных целей.

На первый план организации методической работы выступают формы, связанные с совершенствованием самостоятельной деятельности педагога. Каждый воспитатель выбирает методическую тему, составляет программу саморазвития на несколько лет.

Поскольку решающую роль в обучении играет непосредственный опыт педагога, используют активные методы, учитывающие индивидуальные различия участников и их стиль познания. Для этого надо проводить различные консультации, различные варианты деловых игр, проектирование собственного педагогического развития.

Распространение инновационного опыта должно проходить через мастер — классы, педагогические игротеки, методические выставки, творческие лаборатории, творческие отчеты, творческие гостиные, открытые мероприятия, фестивали, конкурсы, самопрезентации.

Работа учреждения в режиме инновационной деятельности позволит выявить высокий исследовательский, креативный потенциал сотрудников; освоить и реализовать в учреждении технологии диалогового, информационного обучения, технологию проблемного обучения, которая несет исследовательский характер познания.

Внедрение в практику работы метода проектов, как одной из инновационных технологий, позволяет сказать о высоком уровне квалификации и профессиональном мастерстве педагогов детского сада. Содержание проектной детско-взрослой деятельности обогатит воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализовываются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности. Организация различных форм учебно-воспитательной работы повысит не только компетентность воспитателей, но их интерес к проектной деятельности, что побудит найти новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, которые помогут воспитательно-образовательный процесс сделать более целенаправленным и продуктивным.

Педагоги дошкольного учреждения должны участвовать в городских, районных мероприятиях, т. к. эти мероприятия поддерживают исследовательский интерес.

Работа, направленная на обучение педагогов современным подходам к воспитательной деятельности, способствует повышению качества образования, выбору перспективных форм и содержания работы с детьми, но главное — актуализирует их потребность в профессиональном росте и саморазвитии.

2. Содержание методической работы в ДОУ

Методическая работа направлена на решение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать, определять ее содержание необходимо по всему составу функций управления: информационно-аналитической, мотивационно — целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно — коррекционной.

В каждом детском саду ежегодно планируется методическая работа с кадрами. Систему методической работы можно разделить на три группы:

1. По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Поэтому методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники исполнительского искусства.

2. По отношению к педагогическому коллективу детского сада, методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В настоящее время важно приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе.

3. Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. В каждом детском саду дифференцированно строится система повышения квалификации педагогов через самообразование и все формы методической работы.

Выстроить систему методической работы можно на основе анализа достигнутых результатов ДУ: результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей. Для руководителя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта методической работы. При этом необходимо учитывать разносторонний характер ее содержания и разнообразие форм и методов работы с кадрами.

Чтобы оценить систему методической работы в дошкольном учреждении, необходимо выделить критерии оценки. Их количество может быть разное и зависеть от конкретного детского сада, но наиболее общие нужно учитывать всегда.

Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему за отведенное время без перегрузки детей.

Второй критерий рациональных затрат времени. Экономичность методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, во всяком случае, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.

Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в их удовлетворенности результатами своего труда.

Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является заместитель заведующей по основной деятельности.

Вместе с заведующей ДОУ он осуществляет руководство дошкольным учреждением.

Заместитель заведующей участвует в:

    подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов; создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников; формулировке социального заказа своему ДУ, выработке философии, определении цели ДОУ; стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ; создании имиджа ДОУ среди населения; выборе (разработке) образовательных программ для детей; организации образовательной, воспитательной работы с детьми; организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ; развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ; развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т. п.

Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:

    предложения в план работы ДОУ; повышение квалификации воспитателей; помощь воспитателям в самообразовании; аттестацию воспитателей; составление сетки занятий по возрастным группам; методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий; обмен опытом работы сотрудников ДОУ; ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики; развитие преемственности ДОУ и школы; совершенствование работы с родителями; комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками; постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную, методическую работу:

    готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета; проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы; организует работу творческих групп; своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы; ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы; комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т. п.; организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов; проводит совместные мероприятия со школой; готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания; своевременно оформляет педагогическую документацию; формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.

Осуществляет контроль за работой воспитателей:

    систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы; по графику посещает занятия в группах; следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

Заместитель заведующей организует взаимодействие в работе воспитателя, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов.

Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков.

Изучает планы воспитателей по самообразованию.

Осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.

Профессиональная компетентность заместителя складывается из нескольких компонентов, в том числе:

    наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности; наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями, осуществляемой в режиме диалога; готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса; стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей; освоения культуры получения, отбора, воспроизведения, обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков; наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности.

3. Формы организации методической работы с педагогическим коллективом

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:

    групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т. д.).

Формы методической работы с педагогическими кадрами могут быть систематическими и эпизодическими, групповыми и индивидуальными. Все они проводятся с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и дополняют друг друга.

Эффективной технологией, которая может быть использована в методической работе, является технология групповой творческой деятельности, построенная на взаимодействии педагогов в малых группах. Приводим ее краткое описание.

1. Постановка общей цели, для достижения которой участники разбиваются на группы (от 3 до 7-9 человек). Каждая группа предлагает свой вариант, проект достижения цели. На данном этапе происходит объединение педагогов на основе общей цели деятельности, и создаются условия для ее мотивации у каждого участника.

2. В ходе обсуждения всех проектов выбирается методический совет из представителей каждой группы. Этот орган коллективного управления призван распределить обязанности между всеми участниками. Педагоги учатся понимать друг друга, договариваться.

3. Методический совет осуществляет подготовку и проведение намеченного проекта через распределение поручений между группами, а также контроль их действий с целью оказания необходимой помощи. Каждая группа вносит свой вклад и реализацию общего проекта. Причем от успеха одной группы зависит деятельность других. Поэтому работа групп строится не на соперничестве, а на сотрудничестве. Участники приобретают опыт групповой деятельности, учатся понимать друг друга, оказывать взаимопомощь, получают различные практические умения и навыки, развивают свои способности.

4. Обсуждение удач и недостатков проведенного мероприятия. Каждая группа анализирует свои действия, высказывает предложения на будущее. Данный этап способствует формированию у педагогов умений анализировать деятельность свою и других, вносить в нее коррективы, а также развитию объективной положительной самооценки, так как на обсуждениях никогда не затрагиваются личные качества участников [3, с.6].

Мозговой штурм (брейнстроминг) как метод по рождению идей активно используется в работе с педагогическим коллективом (на этапе выработки решения по сложным образовательным задачам, например, в рамках деятельности психолого-педагогического консилиума). Путем обсуждения необходимо найти решение какой-либо проблемы и группа должна высказать максимальное количество идей.

Групповая дискуссия. Дискуссия — целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями ради поиска истины, причем все участники — каждый по-своему — участвуют в организации этого обмена.

На первых порах вовлечения группы, в дискуссию усилия заместителя заведующего по основной деятельности сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. В дальнейшем в центре внимания оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов.

В методической деятельности получили распространение следующие формы дискуссии:

«Круглый стол» — беседа, в которой на равных участвует большая группа (обычно около пятнадцати человек). Обмен мнениями происходит как между ними, так и с аудиторией (остальной частью группы).

«Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») предполагает выделение экспертной группы в составе 4-6 участников с заранее назначенным председателем. Вначале обсуждается намеченная проблема всеми экспертами, а затем они излагают свои позиции присутствующим. При этом каждый участник выступает с коротким сообщением.

«Форум» — обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе которого группа участников вступает в обмен мнениями с аудиторией.

«Симпозиум» — более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после мига отвечают на вопросы аудитории.

«Дебаты» Явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участником — представителей двух противостоящих, соперничающих групп. Участники «дебатов» обсуждают вопросы, как в британском парламенте: обсуждение начинается с выступления представителей сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участникам поочередно от каждой стороны.

«Судебное заседание» — обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

«Техника аквариума» — особый вариант организации группового взаимодействия, применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.

Заместитель заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности не должен допускать, какого бы то ни было открытого или косвенного давления на участников группы; ему следует приучать их к самостоятельности суждений, дать им возможность самим прийти к решению проблемы.

Деловые игры — более сложный вид активных методов обучения, с успехом применяющийся в деятельности дошкольного учреждения.

Под деловой игрой рекомендуется понимать моделирование в условной обстановке объектов реального процесса. Она имитирует выработку и принятие решения на основе анализа объективной информации о состоянии дел конкретного дошкольного учреждения.

Каждый участник деловой игры должен иметь свою роль. При выполнении функциональных обязанностей, обусловленных этой ролью, рекомендуется не выходить за рамки правил, установленных в деловой игре. Разыгрывание ролей происходит в конфликтной ситуации, сопровождающейся возникновением реакции у каждого участника игры и требующей от него мобилизации профессиональных, интеллектуальных и психофизических способностей. Таким образом, каждая роль в деловой игре приобретает определенную личностную окраску.

Педагогический совет является одной из форм методической работы в ДОУ.

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Он обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направлениями деятельности дошкольного учреждения:

1.Вопросы, связанные с анализом и совершенствованием состояния воспитательно-образовательной работы в детском саду.

2.Организационно-педагогические мероприятия: обсуждение вопросов материально-технического и санитарно-гигиенического обеспечения детского сада.

В состав педагогического совета входят: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, врач, обслуживающий дошкольное учреждение, старшая медицинская сестра, секретарь партийной организации, председатель профсоюзного комитета, председатель родительского комитета. На заседание педагогического совета могут быть приглашены представители общественных организаций, учителя школ, родители воспитанников дошкольного учреждения.

Заседания педагогического совета, если они проходят активно, творчески, способствуют повышению идейно-политического и профессионального уровня воспитателей, развивают педагогическое мышление, интерес к методической работе.

Подобные отчеты воспитателей способствуют повышению их ответственности за качество воспитательно-образовательной работы в группах. А когда отчитывается воспитатель — мастер своего дела, то это приносит большую пользу всем педагогам, принимающим участие в данном совещании.

Продуктивность работы педагогического совета во многом зависит от умения руководителей вести совещание. Краткое вступительное слово заведующего детским садом или старшего воспитателя направляет внимание коллектива на важность, актуальность обсуждаемой проблемы.

Семинары и семинары-практикумы.

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Различают несколько типов семинаров.

Семинар-педагогический анализ. Эта форма семинара направлена на развитие творческого мышления педагога, его аналитических и синтетических способностей. С методической стороны это означает осмысление достижений науки и результатов педагогической деятельности. Данная форма семинара предполагает анализ педагогической ситуации, явления, процесса.

Семинар-диспут — это живой, горячий спор, вызванный желанием присутствующих глубоко и обстоятельно разобраться обсуждаемых вопросах. Преимущество диспута перед другими формами семинара состоит в том, что он помогает его участникам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, позволяет аргументировать свою позицию, отстаивать свои убеждения.

Диспуты развивают самостоятельность суждений, мнений педагогов, обогащают их духовно. Для руководителя диспуты являются важным средством изучения уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения.

Они сами должны определить тему диспута, однако примерный перечень тем им можно рекомендовать.

Теоретический семинар — особая форма занятий, которая, как правило, посвящена детальному изучению отдельной темы. Отличительной особенностью этого семинара является активное участие в нем самих педагогов в обсуждении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов. Руководитель занятия, давая участникам возможность свободно высказываться, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая цель семинара требует, чтобы педагоги были хорошо подготовлены к нему. В противном случае семинар не будет действенным и может превратиться в скучный обмен вопросами и ответами между руководителем и воспитателями.

Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших сообщений (докладов). Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, наконец, стремиться к истине — а это и есть главное назначение семинара, готовиться к нему должны все.

Семинар-диалог — это разговор двух и более людей, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом обычно не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.

Цель семинарского занятия такого типа — обеспечить проявление гуманистических установок на ребенка, на выбор адекватных педагогических воздействий и одновременно научить находить общие позиции с детьми, родителями, педагогами, точки соприкосновения интересов, учить умению выслушивать другого, понять духовный мир собеседника.

Темами семинарского занятия являются сложные, проблемные вопросы теории и методики воспитания и развития личности ребенка [3, с.49].

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются».

Передовой педагогический опыт — это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания.

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

В рамках методической работы в детских садах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.

Таким образом, планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т. д.

Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов.

Литературная или педагогическая газета

В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, — сочинительство, владение речевыми навыками — образность высказываний и т. д.

Творческие микрогруппы. Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы.

Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т. е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

Руководитель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование — это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог — это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе.

На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

    работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами; участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов; получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений; работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе — построение нового опыта.

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т. д.

Любая консультация требует подготовки и профессиональной компетентности.

Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

Используя разные методы при проведении консультаций, руководитель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности [1, с.97].

Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.

При использовании частично-поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

В заключительном слове кратко анализируются выступления участников, и вносится ясность в решение принципиальных вопросов.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

Совершенствование работы дошкольного учреждения связано с обновлением ее содержания, форм и методов, повышением уровня профессионального мастерства педагогов, которое выражается в индивидуальном творческом стиле их деятельности. В процессе этого обновления методическая работа совершенствуется за счет сокращения ее малоэффективных форм (лекций, консультаций); изменяются технологии проведения разных видов семинарских занятий.

Известно, что профессиональный рост педагога осуществляется лишь в том случае, когда он имеет возможность:

    занимать позицию активного субъекта деятельности, в которой реализуются его творческие силы и способности; включаться в качестве свободного, равноправного и ответственного участника в систему межличностных отношений; сочетать свой индивидуальный практический опыт с широким социальным и профессиональным опытом; ощущать постоянную социальную заботу и справедливость в оценке качества своего труда.

Поэтому организация работы с педагогами дошкольных учреждений и их практическая реализация в конкретных технологиях обучения особенно важны.

Методическая деятельность превращается в пустую формальность, если она не вооружает педагога необходимыми ему научными знаниями. В организации этой работы следует исходить из конкретного анализа деятельности педагогического коллектива, учитывая его достижения и затруднения.

Вместе с тем, очень важно определить реальные показатели конечного результата методической работы, сформулировать критерии ее оценки. Количество их может быть разным и зависит от конкретного дошкольного учреждения.

1 . Багаутдинова С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ.- 2004. — №3. – С. 82-85.

2. Васильева А. И. и др. Воспитатель-методист детского сада. — Мн., 1975.

3. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дош. учреждений. — 3-е изд., дораб. — М., 1990.

4.Волобуева Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ.- 2006. — №6. – С. 70-78.

5. Котко А. Н. Технологии методической деятельности в дошкольном учреждении: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования. — Мн., 2007.

6. Липчанская И. А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

7. Маркова Л. С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. – М.: 2005.

8. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград, 2007.

9. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.- М.: АРКТИ, 2009.

10. Федорова Н. В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005.

«Организация и содержание методической работы в дошкольном учреждении»
Методическая разработка

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_rabota_v_dou. docx52.81 КБ

Данный этап способствует формированию у педагогов умений анализировать деятельность свою и других, вносить в нее коррективы, а также развитию объективной положительной самооценки, так как на обсуждениях никогда не затрагиваются личные качества участников 3, с.

Nsportal. ru

06.04.2017 18:02:10

2017-04-06 18:02:10

Источники:

Https://nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/08/organizatsiya-i-soderzhanie-metodicheskoy-raboty-v-doshkolnom

Организация методической работы в дошкольном образовании | Учебно-методический материал по теме: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях

Организация методической работы в дошкольном образованииучебно-методический материал по теме

Организация методической работы в дошкольном образовании
Учебно-методический материал по теме

Проблема методической работы не является новой в науке и практике. Однако этот факт не снижает актуальности проблемы содержания и организации системы методической работы в современной образовательной ситуации, требующей перехода дошкольных образовательных учреждений на более высокую ступень развития. Современные социально-экономические условия предъявляют серьезные требования к личности воспитателя ДОУ, к уровню его профессиональной компетентности.

Компетентность включает в себя теоретическую подготовленность педагога к предстоящей деятельности и непосредственно продуктивную деятельность. В связи с этим положением обеспечить готовность педагогов ДО к организации практической деятельности в новых условиях представляется возможным через организацию их обучения в системе методической работы. А это в свою очередь требует пересмотра и обновления, как содержания методической работы, так и форм её организации. [4, с. 45]

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением. Это система обучения педагогического персонала непосредственно на рабочих местах, в процессе деятельности, что, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Методическая работа является важным звеном в целостной системе повышения квалификации кадров, включающей внешние и внутренние её формы (обучение на курсах повышения квалификации, стажировки в ВУЗах, участие в научно-методической и исследовательской работе).

Опираясь на исследования Ю. К.Бабанского, М. М.Поташника, С. Г.Молчанова, мы в качестве определения методической работы берём следующее: «Под методической работой в дошкольном образовательном учреждении нужно понимать часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой осваиваются, экспортируются и разрабатываются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические 0 или управленческие действия».

По утверждению Ю. К. Бабанского, методическая работа направлена на формирование коллектива единомышленников, объединенного едиными целями, стремлением к созданию «авторской модели» дошкольного учреждения, коллектива, где внедряются современные научные исследования и лучший педагогический опыт образования детей. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения является, прежде всего, коллективом людей, разных по возрасту и опыту педагогической работы, по характеру и коммуникабельности, по интересам и ценностным ориентациям, по темпераменту и волевым качествам, по уровню профессиональной компетентности. Так, С. Г.Молчанов определяет профессиональную компетентность как совокупность и выраженность (объём) компетенций, идентифицирующих состояние социально-профессионального статуса и профессионально-педагогической (управленческой) квалификации, а также личностных профессионально-значимых особенностей (качеств, способностей) относительно актуальных совокупных представлений. [14, с. 45]

При создании модели инновационной методической работы необходимо руководствоваться также обще дидактическими требованиями к выбору структуры методической работы. Такие требования определены и обоснованы в работах Ю. К. Бабанского, С. Г.Молчанова. Первым методологическим требованием авторы считают требование целостного охвата процедурой выбора всех основных компонентов методической работы: её принципы, цели, содержание, возможности системы методической работы, особенности влияния на методическую работу внешних условий. Другое методологическое требование – осознание инновационного характера обучения педагогов ДОУ в рамках методической работы. Цель создания модели инновационной методической работы – сформировать конструкцию, воплощающую, с одной стороны, абстрагированную структуру методической работы, с другой – зафиксировать модель проектируемой деятельности, проследить на этой модели обновление методической работы. Метод моделирования не заканчивается построением модели. Это только начальный этап, который должен быть продолжен проверкой эффективности модели на практике, установлением степени её соответствия реальным закономерностям развития системы методической работы, созданием улучшенной модели, новой её проверкой и так далее. То есть, модель инновационной методической работы помогает сделать эту работу адекватной меняющейся образовательной ситуации в современных социально — экономических условиях. Выбор метода моделирования объясняется тем, что использование модели помогает обеспечить понимание диалектической зависимости между элементами и подсистемами исследуемой системы методической работы, модель даёт возможность синтезировать имеющиеся знания об исследуемом объекте. [24, с. 45]

Модель построения инновационной методической работы является предпосылкой процесса обновления системы методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении.

Данная модель включает в себя основания обновления методической работы в ДОУ: содержание регионально — муниципальной политики в области обновления методической работы, приоритеты образовательного учреждения в обновлении методической работы, рейтинг образовательного учреждения, кадровый потенциал для осуществления инновационной методической работы, образовательные потребности потребителей образовательных услуг.

Говоря об обучении педагогов новым инновационным способам профессиональной деятельности, большинство авторов сходятся во мнении о необходимости организации продуктивных форм инновационной методической работы. По классификации, предложенной С. Г.Молчановым, формы методической работы делятся на:

1) Репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги).

2) Репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции).

3) Эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры).

4) Эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок).

5) Продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп, научные отпуска).

Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются проблемные и проблемно-проектные семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, фестивали педагогических идей. Для реализации выделенных в представленной модели условий необходимо осуществление функциональных обязанностей (функций) субъектов инновационной методической работы: руководителей и её непосредственных исполнителей (педагогов). Функциями руководителей инновационной методической работы определены: организация методических мероприятий, стимулирование, мотивация творческого труда педагогов, контроль за выполнением управленческих решений. [4, с. 45]

Наиболее важной из выделенных функций, на наш взгляд, является мотивация творческого педагогического труда. Грамотно выстроенная и эффективно реализованная модель мотивации позволит защитить педагогов, осуществляющих инновационную деятельность (как в плане морального, так и в плане материального поощрения).

Модель мотивации творческого педагогического труда может включать в себя следующие структурные составляющие: Материальное стимулирование, основанное на: 1) Положении о премировании работников ДОУ; 2) Положении о доплатах и надбавках в ДОУ за инновационную деятельность; 3) Положении о доплатах и надбавках стимулирующего характера за участие в экспериментальной работе. Моральное стимулирование, основанное на: 1) Положении о награждениях педагогических работников (Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель РФ, грамота Министерства образования РФ); а так же: а) назначение педагогов ДОУ к руководству методическими объединениями в рамках образовательного учреждения и в рамках района; б) выдвижение педагогов для участия в конкурсе «Педагог года»; в) выдвижение педагога для защиты на высшую квалификационную категорию; г) организация творческих отчетов и мастер-классов педагогов-новаторов; д) торжественное вручение педагогам авторских методических изданий.

Реализация в практике работы предложенной модели мотивации поможет руководителю ДОУ привлечь к инновационной деятельности более широкий круг педагогов, сделав эту работу престижной для них и значимой для образовательной системы учреждения. Функциями педагогов, осуществляющих инновационную методическую работу определены: самоорганизация, самосовершенствование, самоконтроль. В содержание самоорганизации наиболее важно включить самообразовательную деятельность педагога. Ведь от его информированности в содержании инновационных процессов, от умения ориентироваться в приоритетах инновационных направлений зависит успех инновационной деятельности. Таким образом, построение модели инновационной методической работы, определение необходимых и достаточных условий её реализации позволяет перевести традиционную систему методической работы в инновационную методическую работу, обеспечив этим повышение качества дошкольного образования. Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. [4, с. 45]

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя.

Происходящие в последнее время стремительные перемены в жизни нашей страны и связанная с ними объективная необходимость освоения каждым учебным заведением нового социального, экономического и правового статуса, а также беспрецедентное в истории российского образования расширение потока педагогических и управленческих инноваций поставили руководителей дошкольных образовательных учреждений перед необходимостью создания новых систем управления. Это в свое время потребовало переосмысления предназначения системы управления дошкольного образовательного учреждения вообще и каждой из ее подсистем (в том числе и подсистемы управления развитием инновационной деятельности педагогов) в частности.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие образовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. [1, с. 45]

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Процесс обновления образования, его модернизация организуется людьми, следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективнее, в какой мере организаторы данной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

На современном этапе развития России связь образования с наукой определяется как неразрывная, органическая. Модернизация дошкольного образования, развитие инновационного стиля мышления, совершенствование профессионализма педагогов невозможно без организации такой деятельности, которая бы решала проблемы отсутствия системности и целостности внедряемых педагогических инноваций; недостаточности научно-методического обеспечения образовательных процессов, нормативно-правового обеспечения деятельности дошкольных учреждений, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, защищало авторские права новаторов, стимулировало их деятельность.

Перечисленные проблемы не могут быть решены в одночасье. В то же время возможность их решения в той или иной мере предоставляется при условии работы педагогов дошкольного учреждения в режиме эксперимента, в рамках которого возможно решение задачи динамического развития содержания воспитательно-образовательного процесса, повышение его эффективности и качества.

Проблеме повышения эффективности образовательного процесса в ДОУ за последние годы посвящен ряд научных исследований (К. Ю. Белая, Т. П. Колодяжная, Л. В. Поздняк, Р. Б. Стеркина, П. И. Третьяков и др.), которые еще раз убеждают, что фактором развития образовательной системы является научные исследования. В трудах Ф. Н.Гоноблина, С. М.Годника, В. И.Завзягинского, Е. А.Кондратенкова, Н. В.Кузьминой, В. А.Сластенина, Л. М.Фридмана отражены общие и специальные особенности творческой (инновационной) педагогической деятельности. В работах К. Ангеловски, Н. В.Горбуновой, М. В.Кларина, М. М.Поташника, С. Д.Полякова, О. Г.Хамерики, Т. И.Шамовой, Н. Р.Юсуфбековой представлены проблемы теоретико-методического характера, относящиеся к инновационной и творческой педагогической деятельности (критерии оценки нового, традиции и инновации). [4, с. 45]

Вместе с тем исследования в области инновационной педагогики показывают, что в настоящее время существует ряд проблем, касающихся внедрения инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении.

В своих исследованиях ученые отмечают, что изменения в содержании и организации образовательных учреждений, их инновационная направленность тесно связаны с деятельностью педагогов, так как педагог как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в сфере просвещения. Процессы изменений образования и общества требуют от него переориентации сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой (инновационной) деятельности. Различные аспекты развития и становления инновационной деятельности педагога отражены в новой области научного знания – педагогической инноватике.

Прежде всего, приходится отметить, что педагогический коллектив традиционного дошкольного образовательного учреждения находится на достаточно низком уровне восприимчивости к педагогическим инновациям, слабо развита мотивационная готовность к освоению нового, знания педагогов в области педагогической инноватики характеризуются как несистемные и поверхностные. Таким образом, налицо противоречие между существующим заказом на творческую (инновационную) деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения с одной стороны и имеющимися трудностями в практическом выполнении этого с другой стороны.

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система дошкольного образования. Ее преобразование и развитие в значительной степени определяются тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями и в первую очередь – разработка и внедрение в практику дошкольного образовательного учреждения новейших научно-педагогических достижений в области дошкольного образования. Однако, на наш взгляд, нуждается в дальнейшей разработке проблема актуализации экспериментальной, инновационной деятельности дошкольных учреждений как условие, обеспечивающее их развития. В этой связи особую значимость приобретает поиск путей модернизации образовательного процесса ДОУ, построение системы экспериментальной работы как фактора повышения педагогического мастерства и развития педагогической системы в целом.

Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования предъявляют повышенные требования к дошкольным учреждениям. Оптимизация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности ДОУ и выражающихся в их переходе на качественно новый этап.

Следовательно, модернизация непосредственного управления ДОУ наиболее эффективна при многообразии видов и технологий управляющей системы, обеспечивающей комплексное и всестороннее воздействие на образовательный процесс в ДОУ, непосредственно на профессиональную деятельность педагогов дошкольного учреждения. [4, с. 45]

Анализ педагогической практики показывает, что сегодня инновационный процесс в ДОУ характеризуется рядом проблем:

Низким уровнем готовности педагогов к инновационной деятельности, преобладанием административно-командных методов управления, недостаточной гибкостью и динамичностью, нечувствительностью к сбоям и низкой прагматичностью, неразвитостью горизонтальных связей, слабой дифференциацией уровней управления, формальной включенностью педагогов в реальное управление учреждением, процесс принятия решения, низкой интеграцией специалистов на межпредметной и междеятельностной основах, отсутствием системы комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса и, в первую очередь, детей.

Организованная инновационная методическая работа ДОУ способствует преодолению этих барьеров, интегрирует на междеятельностной основе усилия администрации, воспитателей, специалистов, родителей.

Взаимодействие воспитателей, педагогов дополнительного образования и специалистов дошкольного учреждения должно рассматриваться как необходимый компонент экспериментального процесса, обеспечивающий возможность комплексного подхода к подаче и усвоению материала дошкольниками, так как зачастую на практике присутствует не только недостаточный уровень интеграции педагогических работников ДОУ, но и непонимание отдельными педагогами целей взаимодействия друг с другом – «свою работу я делаю хорошо».

В настоящее время сложился определенный заказ общества на модель личности и деятельности педагога дошкольного образования, которая бы учитывала как индивидуальные личностные, так и профессиональные качества каждого педагога, а так же специфику дошкольного учреждения, образовательной работы в ДОУ.

Следуя современным требованиям необходимо основываться на модель педагога, работающего в условиях эксперимента, которая представляет собой системное целостное образование личностных качеств педагога и его профессиональных умений и способствует повышению эффективности процесса взаимодействия педагогов, а, следовательно, и повышению качества образовательного процесса, перехода его на степень, отвечающую современным требованиям.

2. Принципы, цели, задачи и подходы организации

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Изменения системы ценностей и приоритетов, неизбежно влечет за собой изменение требований к квалификации педагогических работников. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо создание условий для повышения активности и инициативы педагогов, поощрения их творческих поисков. Такие условия в детских садах для педагогов предоставляет методическая служба, которая дает возможность получить необходимую практическую помощь на рабочем месте, поэтому находится в постоянном поиске новых форм и путей. Методическая работа в детском саду начинается с педагога, воспитателя, а организует и возглавляет ее старший воспитатель (методист).

Роль старшего воспитателя в методической работе по повышению качества образовательного процесса во взаимодействии всех участников образовательно-воспитательного процесса; в выполнении взаимосвязанных блоков управленческих функций: информационно-аналитическая (педагогический анализ) и контрольно-диагностическая, планирования и организация, регулятивно-коррекционная [1, с. 34].

При этом сама модель управления рассматривается нами как целостная система. Нарушение одного из частей управления ведет к более низкому качеству воспитательно-образовательного процесса. Информационно-аналитический блок – это глубокий и всесторонний анализ педагогической деятельности в ДОУ. Где сопоставляются, сравниваются, оцениваются результаты; определяются условия, обеспечивающие успех; выявляются причины, породившие недостатки, с указанием их отрицательных воздействий и последствий; дается объективная оценка качеству педагогического процесса; определятся уровень воспитательно-образова — тельной работы.

На основе информационно-аналитических данных по итогам года намечаются цели, задачи педагогической работы на следующий учебный год, планируется и организуется методическая работа ДОУ. Задача старшего воспитателя состоит в том, чтобы привлечь педагогов ДОУ к реализации информационно-аналитической функции через анализ своей профессиональной деятельности, выходя на самоанализ и самоконтроль.

Одно из направлений методической службы по повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ – работа по самообразованию, это путь к достижению серьезных результатов, самореализации в профессии. Сложность работы методической службы по повышению профессионального мастерства педагогов в том, что педагогический коллектив не однороден по образованию, и по опыту педагогической деятельности. [2, с. 45]

Для адресной наиболее эффективной организации методической работы с педагогическими работниками, старший воспитатель дифференцирует педагогов по уровням. Молодые специалисты и вновь прибывшие (без стажа работы) – осваивают способы решения основных профессиональных задач, вырабатывают индивидуальный педагогический почерк и индивидуальный стиль педагогической деятельности; творческий уровень – свободно владеют профессией, способны оптимизировать индивидуальную методическую и педагогическую системы; педагоги, работающие на исследовательском уровне – проявляют творчество в педагогической деятельности, универсалы, профессионалы, способные к самоопределению и составлению собственной методической системы [3, с. 56].

Для обеспечения необходимого уровня качества воспитательно-образовательной работы используется поэтапное обучение педагогов, от молодых специалистов – репродуктивные методы, до специалистов высокого уровня – исследовательские методы. При проведении самоанализа и самоконтроля своей педагогической деятельности воспитатели выявляют взаимосвязь между результатами своих достижений в профессиональном мастерстве с результатами и достижениями детей своей возрастной группы. Поэтому активность воспитателей в педагогической деятельности проявляться тогда, когда он видит конечный результат – усвоении каждым ребенком образовательной программы ДОУ, а также в высоком уровне готовности детей подготовительной группы к обучению в школе. Вот почему целесообразно анализировать выполнение образовательной программы не только за год, но и за полугодие, с использованием всевозможных диагностических карт, схем наблюдений.

Старший воспитатель подбирает методику проведения диагностики и готовит инструментарий, а воспитатели проводят диагностику усвоения детьми образовательной программы. Педагоги планируют свою дальнейшую педагогическую деятельность с детьми на основе диагностики, и тщательного анализа того, что удалось в работе, а что нет. Все данные диагностики по выполнению образовательной программы скапливаются в методическом кабинете, где старший воспитатель анализирует и обрабатывает данные диагностики. [4, с. 45]

Методическая работа с педагогами строиться на контрольно-диагностической основе, дифференцированно с учетом запросов и возможностей каждого педагога. Контрольно-диагностический материал всей воспитательно-образовательной деятельности педагогов дает старшему воспитателю определить не только проблемы развития педагогического процесса, но и спрогнозировать их возникновение; выявить связь между деятельностью и результатом труда педагогов, поднять профессионализм педагогов на более высокую ступень. Проводя исследования педагогического процесса необходимо прослеживать за внедрением новых образовательных технологий в практику, анализировать действующие традиционные методики, а также как все это влияет на результаты и достижения детей.

В своей контрольно-диагностической деятельности старший воспитатель планирует и руководит комплексной и тематической проверками, а также мониторингом воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Вся информация, полученная информационно-аналитическим и контрольно-диагностическим путем, путем самоанализа и самоконтроля со стороны педагогов ложится в основу плановой дифференцированной помощи каждому педагогу и в целом всей педагогической деятельности детского сада.

План мобилизирует работу всего педагогического коллектива. В нем определена система методической работы с педагогами. И чтобы выполнить план существует функция организации, которая предполагает большую и всестороннюю работу с воспитателями по повышению их профессионального мастерства, созданию оптимальных условий для развития детей [1, с. 34]. В детском саду составляется годовой план, планируется воспитательно — образовательная работа с детьми, отдельно планируется работа узких специалистов.

План должен быть конкретным характеризующийся педагогической целесообразностью, продуманностью мероприятий. Каждый раздел плана должен содержать перечень дел, реализация которых направлена на улучшение работы детского сада с учетом его особенностей. Все их можно разделить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы – педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, тематические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школа передового опыта и т. п; индивидуальные формы – самообразование, индивидуальные консультации, собеседование, наставничество и т. п.. В рамках различных форм применяются разнообразные методы и приемы работы с педагогами – это клуб знатоков, вечер вопросов и ответов; консультации в форме моделирования рабочего дня воспитателя, точка зрения, мозговой штурм, решение кроссвордов, служба доверия, детская гостиная, КВН и др.

В практической деятельности для повышения квалификации старшим воспитателем используется и разнообразные мероприятия городского значения – конференции, фестивали, конкурсы, выставки, методические объединения, августовские совещания, работы тематических секций, педагогические чтения. План методической работы при условии неформального отношения к ней должен обязательно предусматривать возможность регулятивно-коррекционные изменения. Регулятивно-коррекционная функция призвана предупреждать осложнения, неуспехи и реагировать на сбои в работе. Результаты контрольно-диагностической функции становятся исходным пунктом для регулирования и коррекции проводимой педагогической работы, но прежде они обязательно должны быть проанализированы. Поэтому связь между функциями контрольно — диагностической и регулятивно-коррекционной опосредованная, она преломляется через информационно-аналитическую функцию.

Регулирование и коррекция находятся не только в прямой зависимости от контрольно-диагностической функции, между этими функциями существует и обратная связь. Регулятивно-коррекционная функция может качественно изменить контроль. Такой же взаимообратный характер носит связь организации и контрольно-диагностической функции: контроль может повлечь изменения отдельных сторон организационной деятельности, а особенности организации будут влиять на выбор направлений и форм контрольно-диагностической функции.

Таким образом, эффективность такой системы методической службы в детском саду подтверждают следующие результаты: – создание стабильного и эффективно работающего коллектива; – переход педагогов на более высокий уровень профессионализма; – повышение квалификационных категорий при аттестации педагогов; – участие в мероприятиях городского значения профессионального мастерства; – приобщение педагогов в инновационную, поисково-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность; – повышение эффективности педагогического процесса и качества обучения; – освоение новых образовательных технологий. Предложенный нами материал не является догмой, каждый старший воспитатель различных видов ДОУ, может его дополнить, изменить, усовершенствовать.

3. Функции и содержание методической работы

Методическая работа в детском саду проводится по следующим направлениям:

Направления методической работы взаимосвязаны друг с другом и позволяют повышать теоретический уровень и мастерство педагогов, тем самым обогащают содержание педагогического процесса.

Информационно — аналитическое направление.

Для того чтобы решать различные педагогические проблемы и творчески организовать методическую работу, необходимо владеть информацией о состоянии работы ДОУ, новых направлениях в педагогике и психологии дошкольного воспитания и образования, о новых программах и технологиях, а также об уровне профессиональной компетенции педагогов. В ДОУ создан банк данных о педагогах, их образовательном уровне, стаже и т. д.

Важное направление работы с педагогическими кадрами – организация повышения их квалификации. В ДОУ составляется перспективный план на следующий учебный год, в котором предусматриваются сроки и формы повышения квалификации педагогов и курсовой подготовки. Цель аттестации – определить соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификации и квалификационной категории.

Для повышения самообразования и уровня профессиональной компетенции педагогов по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста создана и постоянно пополняется библиотека специальной психолого – педагогической литературы.

Знакомство с интересной и новой информацией проходит также через Интернет. Изучение новой литературы проводится в форме педагогических чтений, информационных консультаций, устных журналов, на которых в течение учебного года выступает каждый педагог, знакомя коллег с интересными статьями.

В ДОУ существует не только банк данных педагогов, но и банк сведений о семьях воспитанников детского сада – социальный паспорт семьи. Организуя работу с родителями, педагогу необходимы знания о том, где и с кем ребёнок проживает, несёт ответственность за его воспитание и обучение. Такой банк включает в себя следующие сведения:

Условия проживания и т. д.

Дошкольное учреждение должно взаимодействовать с организациями:

Городская центральная библиотека,

В начале учебного года совместно с администрацией этих учреждений подписываются договора о взаимодействии.

Качественное сопровождение педагогического процесса в ДОУ невозможно без высокой эффективности организации методической работы. Ведущим критерием благотворности педагогического процесса нашего коллектива является творческая направленность педагогов ДОУ, которая создаёт благоприятную атмосферу для повышения профессиональной компетентности. [4, с. 45]

В начале учебного года совместно с заведующей ДОУ, Творческим советом педагогов определяются цели и задачи работы педколлектива, формы и методы учебно – воспитательной работы в детском саду.

На педсовете утверждается проект плана работы педколлектива на следующий учебный год, утверждаются проекты направлений педагогической деятельности узких специалистов, сетка занятий, которая разрабатывается в соответствии с законом РФ «Об образовании» и приказом Министерства Образования России от 22.08.96 г. № 448.

Анализируя результаты проведённой работы в прошедшем учебном году, определяются основные направления и годовые задачи педагогической деятельности и воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В начале учебного года Творческим советом педагогов продумывается план методических мероприятий. Работая над проектом годового плана, проводится анкетирование педагогов и родителей, где они указывают интересующие их вопросы воспитания и обучения детей.

Открытые мероприятия, расписанные по месяцам, отражаются в годовом плане.

Каждый педагог в течение одного учебного года или нескольких лет должен (по необходимости) заниматься подробной разработкой одного вопроса воспитания и обучения детей дошкольного возраста и накоплением материала о выбранной теме. Итогом работы является повышение уровня самообразования педагога и накопление методических рекомендаций по изучаемым проблемам.

Для повышения эффективности деятельности учреждения в целом необходимо определить скоординированную систему задач и мероприятий по их решению на предстоящий год.

Программа направлена на сохранение и укрепление физического, психического здоровья воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, создание здоровьесберегающей системы воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

В соответствии с годовым планом создаются текущие планы: месячные, недельные, которые конкретизируют, в отдельных случаях корректируют, дополняют мероприятия, намеченные на год, приводят их в соответствие с условиями, сложившимися на тот или иной период времени.

Все педагоги ДОУ работают по единому тематическому плану. Это отражается в том, что одна тема рассматривается в течение недели на всех занятиях, что способствует расширению и закреплению имеющихся сведений у детей об окружающем мире, развитию активного и пассивного словаря, практическому овладению навыков в разных видах деятельности.

При составлении годового плана всеми специалистами ДОУ разрабатывается план совместных мероприятий на текущий учебный год, включающий праздники, развлечения, викторины, в организации и проведении которых участвуют все педагоги и сотрудники ДОУ (воспитатели учат игры и стихи с детьми, специалисты разучивают роли, кастелянша продумывает новые костюмы, художник рисует оформление, повара готовят вкусное угощение).

В начале учебного года утверждается также план интегрированных занятий, которые проводят узкие специалисты вместе с воспитателями групп. Эта форма работы хорошо воспринимается родителями на открытых мероприятиях и очень нравится детям.

Организационно – исполнительское направление.

Формы методической работы взаимосвязаны друг с другом и позволяют повышать теоретический уровень и педагогическое мастерство сотрудников, и тем самым обогащают содержание педагогического процесса и обеспечивают выполнение годового плана работы детского сада.

Методическая работа в ДОУ должна строиться с учётом затруднений педагогов в работе через разнообразные формы с использованием новых достижений педагогической науки и практики. Должны проводиться не только традиционные методические мероприятия (педагогические советы, консультации, семинары), но и различные педагогические ринги, КВН, коллективные просмотры занятий и др. В процессе применения методов активного обучения педагоги получают не готовые знания, а «добывают» их в процессе самостоятельного изучения литературы, сравнения и анализа разных точек зрения на проблему, закрепление знаний в деловых играх, решении проблемных ситуаций, кроссвордов и т. д. Это обеспечивает более осознанный подход к изучаемому материалу, способствует его запоминанию, поддерживает интерес, стимулирует творческую активность педагогов.

Контрольно – диагностическое направление.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, в связи с чем, необходимо выявлять несоответствие между практикой и требованиями, которые представлены в программах дошкольного образования, а также определять пути улучшения педагогической деятельности. Важным звеном в методической работе является организация и осуществление контроля в ДОУ.

Изучение педагогического процесса, его объективная оценка, выделение причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы, и последующая разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогической деятельности дошкольного учреждения возможно при организации педагогического анализа. Педагогический анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля. Ежегодно проводится анализ результатов работы ДОУ.

Примерное содержание по итогам учебного года может быть следующим:

Состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы; общие выводы по блоку (тенденция по уровню здоровья и здорового образа жизни); резервы планирования деятельности на новый учебный год.

Результаты выполнения программы по всем направлениям; анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального, художественно-эстетического развития и др.; общие выводы и резервы повышения качества выполнения программы.

Уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития); анализ успеваемости учеников 1-2 классов, бывших воспитанников детского сада; общие выводы.

Результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь в следующем учебном году; качество методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса; общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами.

Система работы с родителями (по итогам анкетирования); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями; общие выводы.

Итоги административно-хозяйственной работы и оценка материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. На заключительном педагогическом совете подводятся итоги медико-педагогической деятельности учреждения, анализируется выполнение годовых задач, состояние образовательного процесса (специалисты знакомят коллектив с результатами сравнительного контроля) и оздоровительной работы (медицинские работники анализируют состояние здоровья детей).

В ходе педагогического анализа и контроля проводится обсуждение деятельности как отдельного педагога (индивидуально), так и педагогического коллектива в целом, определяются основные направления работы по устранению недостатков.

Модель коррекционно-развивающей работы ДОУ представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий уровень интеллектуального и психического развития ребенка.

Диагностические карты включают в себя изучение уровня развития различных видов деятельности:

Таким образом, важная роль в решении задач качества дошкольного образования отводится системе методической работы с кадрами. Работа с детьми требует от педагогов большого напряжения, сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важна доброжелательность, тактичность, требовательность на основе уважения среди всех участников педагогического процесса. Всё это, наряду с организацией методической работы по вышеописанным направлениям, способствует росту педагогического мастерства педагогов, их профессиональной компетенции, и, как итог, повышению эффективности педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Наиболее качественной является экспериментальная работа, в которой принимает участие весь коллектив дошкольного учреждения и обязанности участников эксперимента распределяются согласно направлениям инновационной деятельности:

Контроль за выполнением программы эксперимента и координация деятельности всех его участников.

Обеспечение научно-исследовательской и методической работы.

Кадровое обеспечение эксперимента.

Материально-техническое обеспечение эксперимента.

Работа с детьми.

Работа с родителями.

Работа с социальными организациями.

Работа с документами (ведение отчетности, предоставление информации и отчетов о своей деятельности следующим образом.

Эффективность экспериментальной работы обеспечивается должным уровнем самоконтроля педагогов. Наряду с картой профессиональной деятельности педагога необходимо использовать карту участия педагога в экспериментальной работе, в которой регулярно делаются отметки по теме экспериментальной деятельности:

Выступление на Педагогическом совете.

Работа в творческой группе.

Обобщение педагогического опыта.

Представление опыта в СМИ.

Участие в конференциях, семинарах, выставках.

Такая работа позволяет проследить во временном промежутке активность педагога.

Педагогической наукой инновационная деятельность определяется как комплексная, целенаправленная деятельность по созданию, внедрению и использованию новшеств.

Построение инновационной деятельности в условиях экспериментальной работы дошкольного учреждения должно происходить не хаотично, а быть спрогнозировано управленческим аппаратом, педагогическим коллективом и направлено на достижение конкретной цели: обеспечение развития инновационной деятельности педагогов ДОУ, и как повышение профессионального уровня педагогов.

Педагогической наукой инновационная деятельность определяется как комплексная, целенаправленная деятельность по созданию, внедрению и использованию новшеств.

Nsportal. ru

04.09.2017 16:43:02

2017-09-04 16:43:02

Источники:

Https://nsportal. ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/02/17/teoreticheskie-podhody-k-organizatsii-metodicheskoy-raboty-v

Особенности методической работы » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях

Особенности методической работы

Публикации

Содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении определяется в соответствии с целями и задачами развития системы образования. Опираясь на взгляды исследователей, ученых, на публикации современников, создается своя система методической работы, при этом, необходимо руководствоваться государственными документами о дошкольном образовательном учреждении; учитывать качественный состав педагогического коллектива; результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, их затруднения; качественный анализ текущих, конечных и отдаленных результатов работы детского сада.

Обновление методической работы рассматривается с таких позиций:

    изменение работы с педагогическими кадрами путем отказа от старого, изжившего себя на основе системного осмысления практики; творческая переработка старого опыта; совершенствование сложившегося опыта на основе введения инноваций.

Ключевыми направлениями методической работы выступают:

    научно-методическое обеспечение процессов внедрения обновленного содержания образования; оказание методической помощи при решении профессиональных проблем; развитие и саморазвитие профессионального мастерства.

Основным принципом совершенствования методической работы в детском саду является индивидуальный подход и дифференциация ее форм и содержания, поэтому методическая работа должна быть, логически обоснованная, формы соответствовать содержанию, а содержание вытекать из проблем, решаемых в детском саду.

Организовывать методическую работу необходимо с учетом жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма педагогов, так же учитывать особенности мотивации воспитателей, т. е. отношение к своему профессиональному росту.

Для оказания реальной методической помощи воспитателям методическая работа проводиться с целью выявления затруднений педагогов и проектирует действия по определению первоначальных мер создания режима развития, изменяя подход к самоанализу деятельности педагога.

Проблемно-ориентированный анализ методической работы позволяет выявить как проблемы отдельных педагогов, так и образовательного учреждения в целом.

Входная диагностика позволяет скорректировать выбор форм работы с учетом потребностей и интересов воспитателей, что в итоге позволяет провести самодиагностику уровня профессиональной компетентности педагогов.

Планирование методической деятельности учреждения помогает решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, добиваться намеченных целей.

На первый план организации методической работы выступают формы, связанные с совершенствованием самостоятельной деятельности педагога. Каждый воспитатель выбирает методическую тему, составляет программу саморазвития на несколько лет.

Поскольку решающую роль в обучении играет непосредственный опыт педагога, используют активные методы, учитывающие индивидуальные различия участников и их стиль познания. Для этого надо проводить различные консультации, различные варианты деловых игр, проектирование собственного педагогического развития.

Распространение инновационного опыта должно проходить через мастер — классы, педагогические игротеки, методические выставки, творческие лаборатории, творческие отчеты, творческие гостиные, открытые мероприятия, фестивали, конкурсы, самопрезентации.

Работа учреждения в режиме инновационной деятельности позволит выявить высокий исследовательский, креативный потенциал сотрудников; освоить и реализовать в учреждении технологии диалогового, информационного обучения, технологию проблемного обучения, которая несет исследовательский характер познания.

Внедрение в практику работы метода проектов, как одной из инновационных технологий, позволяет сказать о высоком уровне квалификации и профессиональном мастерстве педагогов детского сада. Содержание проектной детско-взрослой деятельности обогатит воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализовываются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности. Организация различных форм учебно-воспитательной работы повысит не только компетентность воспитателей, но их интерес к проектной деятельности, что побудит найти новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, которые помогут воспитательно-образовательный процесс сделать более целенаправленным и продуктивным.

Педагоги дошкольного учреждения должны участвовать в городских, районных мероприятиях, т. к. эти мероприятия поддерживают исследовательский интерес.

Работа, направленная на обучение педагогов современным подходам к воспитательной деятельности, способствует повышению качества образования, выбору перспективных форм и содержания работы с детьми, но главное — актуализирует их потребность в профессиональном росте и саморазвитии.

Содержание методической работы в ДОУ

Методическая работа направлена на решение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать, определять ее содержание необходимо по всему составу функций управления: информационно-аналитической, мотивационно — целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно — коррекционной.

В каждом детском саду ежегодно планируется методическая работа с кадрами. Систему методической работы можно разделить на три группы:

По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Поэтому методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники исполнительского искусства. По отношению к педагогическому коллективу детского сада, методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В настоящее время важно приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе. Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. В каждом детском саду дифференцированно строится система повышения квалификации педагогов через самообразование и все формы методической работы.

Выстроить систему методической работы можно на основе анализа достигнутых результатов ДУ: результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей. Для руководителя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта методической работы. При этом необходимо учитывать разносторонний характер ее содержания и разнообразие форм и методов работы с кадрами.

Чтобы оценить систему методической работы в дошкольном учреждении, необходимо выделить критерии оценки. Их количество может быть разное и зависеть от конкретного детского сада, но наиболее общие нужно учитывать всегда.

Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему за отведенное время без перегрузки детей.

Второй критерий рациональных затрат времени. Экономичность методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, во всяком случае, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.

Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в их удовлетворенности результатами своего труда.

Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является заместитель заведующей по основной деятельности.

Вместе с заведующей ДОУ он осуществляет руководство дошкольным учреждением.

Заместитель заведующей участвует в:

    подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов; создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников; формулировке социального заказа своему ДУ, выработке философии, определении цели ДОУ; стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ; создании имиджа ДОУ среди населения; выборе (разработке) образовательных программ для детей; организации образовательной, воспитательной работы с детьми; организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ; развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ; развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т. п.

Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:

    предложения в план работы ДОУ; повышение квалификации воспитателей; помощь воспитателям в самообразовании; аттестацию воспитателей; составление сетки занятий по возрастным группам; методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий; обмен опытом работы сотрудников ДОУ; ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики; развитие преемственности ДОУ и школы; совершенствование работы с родителями; комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками; постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную, методическую работу:

    готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета; проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы; организует работу творческих групп; своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы; ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы; комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т. п.; организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов; проводит совместные мероприятия со школой; готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания; своевременно оформляет педагогическую документацию; формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.

Осуществляет контроль за работой воспитателей:

    систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы; по графику посещает занятия в группах; следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

Заместитель заведующей организует взаимодействие в работе воспитателя, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов.

Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков.

Изучает планы воспитателей по самообразованию.

Осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.

Профессиональная компетентность заместителя складывается из нескольких компонентов, в том числе:

Проводит совместные мероприятия со школой;.

Zhigulskaya-golp-ds8.edumsko. ru

30.06.2020 17:29:28

2020-06-30 17:29:28

Источники:

Https://zhigulskaya-golp-ds8.edumsko. ru/articles/post/2316042

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *