Диагностическая карта оценка готовности к участию в инновационной деятельности
Критерии эффективности инновационной (научной, методической, организационной) деятельности педагога
Критерии оценки педагогических инноваций: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность применения в массовой практике.
Классификация педагогических инноваций:
- по видам деятельности (педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие); по характеру вносимых изменений (радикальные, комбинаторные, модифицирующие; по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные); по масштабу использования (единичные, диффузные); по источнику возникновения (внешние, внутренние).
Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Наиболее признанными критериями, используемыми для оценивания педагогических инноваций, являются новизна, оптимальность, результативность, возможность творческого применения в массовой практике (Л. С. Подымова, В. А. Сластёнин). Новизна выступает первым и наиболее очевидным, но не единственным критерием в оценивании инновации. Н. В. Бордовская и А. А. Реан предлагают выделять три вида новизны:
- абсолютная новизна (не имеющая аналогов и прототипов); относительная новизна (в отдельных элементах новшества); псевдоновизна («оригинальничанье», «изобретательские мелочи», несущественные в педагогическом процессе).
В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев и Е. Н. Шиянов выделяют четыре уровня новизны (в порядке понижения):
1) абсолютная новизна;
2) локально-абсолютная новизна;
3) условная новизна;
4) субъективная новизна.
Абсолютная новизна признаётся за новшеством, которое не применялось ранее и охватывает весь педагогический процесс. Локально-абсолютная новизна подразумевает ограниченность применения новшества возрастными, предметными, территориальными или иными рамками. Условная новизна проявляется, если ранее известная педагогическая идея, концепция или технология находит воплощение в новых условиях. Наконец, новизна носит субъективный характер, когда педагог сталкивается с чем-то новым для себя, даже если это хорошо известно многим его коллегам.
В инновационной деятельности может присутствовать новизна разных уровней, например, абсолютно новая идея реализуется в преподавании отдельного предмета на основе хорошо известных педагогических технологий, при этом, естественно, для педагогов, осуществляющих инновационную деятельность и изучающих опыт коллег, новизна будет являться субъективной. И. П. Подласый считает, что новизна в педагогических инновациях не может быть абсолютной, поскольку инновационные процессы высокого уровня в современной школе в той или иной мере всегда опираются на старые, многократно проверенные идеи, подходы, принципы, концепции, технологии, обеспечивая тем самым преемственность в развитии образовательных систем.
В частности, среди наиболее продуктивных нововведений он выделяет инновации, основанные на «не новой, но постоянно актуальной и далеко не исчерпавшей себя общей идее, и практической технологии оптимизации учебно-воспитательного процесса». Критерий результативности в оценивании инноваций означает наличие устойчивого положительного результата нововведения. При определении результативности важно учесть основные факторы, повлиявшие на результат, а также верность воплощения в практике инновационных идей, концепций, технологий.
Оптимальность как критерий эффективности инноваций отражает соотношение затрат (времени, материальных средств, человеческих ресурсов, умственных и физических усилий и т. д.) и результата. Ю. К. Бабанский, обосновывая принцип оптимизации в образовании и способы оптимизации педагогического процесса, указывает, что оптимальным является учебно-воспитательный процесс, в котором выполняются два основных условия:
1) получение максимально возможных в данных условиях результатов в образовании, воспитании и развитии учащихся;
2) соблюдение установленных нормативов затрат времени как в классной, так и в домашней работе учащихся.
Основываясь на трудах Ю. К. Бабанского, И. П. Подласого, М. Л. Портнова, В. А. Сластёнина и др., оптимальными можно признать инновации, в результате которых реализуются одно или несколько из перечисленных условий:
- снижаются затраты на осуществление педагогического процесса и освобождаются ресурсы для другой деятельности; достижение лучшего результата не требует дополнительных затрат; дополнительные затраты не оказывают негативного влияния на физическое и психическое здоровье детей и окупаются высоким результатом образования, воспитания и развития школьников.
Критерий возможности творческого применения в массовом опыте отражает научно-практическую ценность инновации. Использование этого критерия позволяет выявить степень востребованности инновации в педагогической практике. Очевидно, что ценность оригинальной педагогической идеи тем выше, чем шире круг её применения. Инновация, внедрение которой в массовую практику ограничено специфическими требованиями к личности учителя, сложностью технического обеспечения и дороговизной необходимых материальных средств, особенностями местных условий, менее ценна, даже если она обладает всеми признаками инновационности по предыдущим критериям. Что касается оценки инновационных проектов, то здесь можно выделить три группы критериев.
1 группа — общие критерии. Позволяют оценить значимость (общественную и профессионально-деятельностную) предполагаемого проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития и реформирования образования на разных уровнях его организации.
- актуальность представленного проекта: необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы; новизна (оригинальность) проектной идеи: принципиально новый подход, совершенствование существующей образовательной ситуации, модернизация массово-педагогической практики, предложение альтернативы и т. д.; масштабность проекта: локальный, местный, региональный, межрегиональный, общегосударственный; системность проекта: фрагментарный или системный характер (сценарий отдельного урока или образовательная программа, набор педагогических действий или образовательные технологии, методическое или научно-организационное обеспечение и т. д.); эффективность проекта: улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации; транслируемость проектной идеи: экстраординарность условий реализации идеи иди возможность ее тиражирования.
Основой общей критериальной оценкой является соответствие предполагаемых действий концептуальным целям и программным установкам проекта.
2 группа — специальные критерии. Позволяют оценить компетентность автора проектной идеи и содержательность проекта с точки зрения его полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям.
- полнота структуры проекта: анализ образовательной ситуации, развернутая концепция проекта (проектная идея, описание проблем, постановка целей, формирование задач), содержательная и организационная модель образовательной системы или ее фрагмента, план реализации проекта с ресурсным обеспечением, смета реализации; степень проработанности структурных элементов проекта: полнота, углубленность, конкретность и т. д.; согласованность структурных частей проекта: соответствие анализа ситуации описанию проблем, концепции – основным направлениям деятельности, целей и задач проекта – существующим и необходимым ресурсам (технологическим, организационных, профессиональных, финансовых и т. д.).
Основой специальной критериальной оценки является соответствие целей, задач программы и плана действий той предметной области образования, относительно которой предполагаются инновационные преобразования.
3 группа – конкретные практические критерии. Позволяют оценивать степень обоснованности проекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности.
- реалистичность проекта: соответствие идеи, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленность источников дополнительных ресурсов; реализуемость проекта: наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации (характер организационно-деятельностного ресурса); инструментальность (управляемость) проекта: наличие научно-организационного обеспечения, способов и плана действий по реализации проекта, сформированность образовательных ресурсов.
Основой конкретной критериальной оценки является наличие специальных механизмов формирования разнообразных ресурсов, профессионально-деятельностных коалиций субъектов из разных общественных практик и их соответствия реальной образовательной ситуации.
Приложение 2
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
«Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности»
Инструкция: Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, предложенные критерии своей готовности по 5-балльной шкале.
Критерии
1
2
3
4
5
I. Мотивационно-творческая направленность личности
Заинтересованность в творческой деятельности
Стремление к творческим достижениям
Стремление к лидерству
Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации
Личная значимость творческой деятельности
Стремление к самосовершенствованию
II. Креативность педагога
Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления
Стремление к риску
Критичность мышления, способность к оценочным суждениям
Способность к самоанализу, рефлексии
III. Профессиональные способности учителя к осуществлению инновационной деятельности
Системность проекта фрагментарный или системный характер сценарий отдельного урока или образовательная программа, набор педагогических действий или образовательные технологии, методическое или научно-организационное обеспечение и т.
10.02.2018 14:41:15
2018-02-10 14:41:15
Источники:
Мастер-класс: «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» — Статьи для развития » /> » /> .keyword { color: red; }
Диагностическая карта оценка готовности к участию в инновационной деятельностиМастер-класс: «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»
Мастер-класс: «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»
Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики «Мастера своего дела» Федорищева Наталья Васильевна, заведующий отделом ГБУ ДО «Белгородский областной Центр детского (юношеского) технического творчества» г. Белгорода. Наталья Васильевна предлагает вашему вниманию мастер-класс: «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности». Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования.
Краткий комментарий к статье от Натальи Васильевны:
«Мастер-класс представляет собой методические рекомендации определению готовности педагога дополнительного образования к инновационной деятельности»
Полезного чтения.
Мастер-класс: «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»
Цель мастер-класса: определение инструментария оценки готовности педагога к участию в инновационной деятельности.
- определиться с понятием «готовность педагога к инновационной деятельности»; определить основные пути и технологии формирования данного качества.
- Компьютер. Проектор. Презентация мастер-класса. Раздаточный материал.
- участники областного семинара «Инновационная деятельность и передовые технологии в организациях дополнительного образования»
- Приветствие. Краткая характеристика мастер-класса: тема, цели, задачи, деятельность. Раздача диагностических материалов.
2. Теоретический этап.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях — важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства. Готовность педагога к инновационной деятельности понимается как совокупность личностно-профессиональных качеств, способствующих эффективному решению задач образования в области инноватики.
Готовность к инновациям включает три основные компонента:
1. Психологический(необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое);
2. Теоретический(система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и так далее);
3. Практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).
В настоящее время педагоги образовательных учреждений находятся на достаточно низком уровне восприимчивости к педагогическим инновациям, слабо развита мотивационная готовность к освоению нового, знания педагогов в области педагогической инноватики характеризуются как несистемные и поверхностные. Поэтому остро встает вопрос о необходимости осуществления планомерного, системного и эффективного процесса диагностики готовности педагогов образовательных учреждений к инновационной деятельности.
Для реализации педагогической диагностики необходим эффективный инструментарий определения готовности педагогов к реализации инновационной деятельности, представляющий комплекс диагностических материалов и обоснованных критериев и показателей готовности к реализации инновационной деятельности в образовательной организации.
После изучения теоретического аспекта по проблеме готовности педагогического коллектива к введению инноваций, нами были подобраны диагностические методики:
- Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т. В. Морозовой); Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И. В. Никишина); Анкета «Восприимчивость педагогов к новшествам»; Анкета «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»; Анкета «Барьеры, препятствующие освоению инноваций»; Анкета «Определение уровня новаторства педагогов в коллективе»; Методика диагностики мотивационной среды; Анкета «Определение мотивов трудовой деятельности педагогов»; Тест-опросник творческого потенциала педагогов; Диагностическая карта «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности».
Данный диагностический инструментарий позволит выявить уровень готовности каждого педагога к реализации инновационной деятельности, определить слабые позиции готовности и спроектировать дальнейшую работу по формированию готовности к реализации инновационной деятельности.
3. Практический этап.
Предлагаю остановиться на диагностической карте «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»
(участники семинара отвечают на вопросы анкеты).
На основе полученных результатов делаются выводы:
• о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности — набрано от 84 до 71 балла;
• достаточном уровне — от 70 до 55 баллов;
• низком уровне — менее 55 баллов.
Готовностьпедагоговкреализации инновационной деятельности низкого уровня сформированности имеет следующие характеристики: педагоги имеют общее представление об инновационной деятельности, о знаниях, умениях и навыках и обобщенных способах выполнения проектировочной деятельности; отсутствует инициатива, педагоги пассивны и настороженны в восприятии нового в педагогической деятельности, уровень творческого потенциала низкий; не проявляется стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; не всегда адекватная оценка собственной деятельности.
Достаточный уровеньготовности к реализации инновационной деятельности характеризуется пониманием значимости инновационной деятельности, поверхностным владением теоретическими основами исследовательской деятельности, несформированностью навыков выполнения проектировочной деятельности, проявлением знаний и умений только в стандартных условиях; неустойчивым интересом к инновационной деятельности; стремлением к саморазвитию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности.
О высоком уровне готовности педагогов к реализации инновационной деятельности свидетельствуют: наличие методологических знаний у педагогов; высокая методологическая культура, обеспечивающая овладение теоретическими основами исследовательской деятельности, формирование собственной педагогической философии; инновационный стиль мышления, характеризующийся высокой смысловой насыщенностью, открытостью в восприятии нового и в то же время рациональностью, реалистичностью, прагматичностью; развитые творческие способности, способности к проектированию и моделированию, активность и инициативность педагогов в реализации творческих способностей, практический выход проектной деятельности педагогов; ярко выраженное стремление к саморазвитию, владение навыками самоанализа, развитые рефлексивные способности.
Литература
1.Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань, 2000 — 527с.
2.Аношкина В. Л., Резванов СВ. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). — Ростов-на-Дону: Изд-во РОИПКиПРО, 2001.-176с.
3.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1982. — 151с.
4.Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). — Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.-176 с.
5.Полонский, В. М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. — 2007—№ 3. — С. 35-38
6.Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 516с.
7.Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] / С. А. Трифонова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — 211с.
- Приветствие. Краткая характеристика мастер-класса: тема, цели, задачи, деятельность. Раздача диагностических материалов.
— Ростов-на-Дону Изд-во РОИПКиПРО, 2001.
16.07.2018 7:38:36
2018-07-16 07:38:36
Источники:
Https://razvitum. ru/articles/masters/2016-12-08-11-23-15
Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования детей — прочее, прочее » /> » /> .keyword { color: red; }
Диагностическая карта оценка готовности к участию в инновационной деятельностиИнновационная деятельность в учреждении дополнительного образования детей
Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования детей
Инновационные процессы реализуются сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности. Нововведение в учреждениях дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого. Именно поэтому одним из направлений деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворца творчества детей и молодежи г. о.Тольятти является результативная инновационная деятельность, как процесс освоения тех составляющих, которые позволяют добиваться качественно новых результатов и становиться все более привлекательными и необходимыми для детей и их родителей.
Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования детей »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти
Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования детей
Байдицкая Любовь Ивановна
Тольятти, 2015
Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования детей
Инновационные процессы реализуются сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности. Нововведение в учреждениях дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого. Именно поэтому одним из направлений деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворца творчества детей и молодежи г. о.Тольятти является результативная инновационная деятельность, как процесс освоения тех составляющих, которые позволяют добиваться качественно новых результатов и становиться все более привлекательными и необходимыми для детей и их родителей.
Бесспорно, педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, профессионализма, личных качеств зависит эффективность решения многих проблем в учреждении.
Новые веяния времени требуют от педагога дополнительного образования постоянной активной позиции и выхода за рамки своего узкого мирка преподавания в конкретном детском объедении.
Если для педагога, работающего в традиционной системе, главными были специальные и методические знания, достаточно было владеть педагогической техникой, иметь педагогическое мастерство, позволяющие ему осуществлять образовательный процесс на профессиональном уровне и добиваться его высокой эффективности, то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность педагога к инновациям и приоритетными становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).
Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога — мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане. Такие же требования предъявляет к педагогу и новая форма аттестации.
Особую значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его Инновационная деятельность
Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Инновационная деятельность педагога зависит:
От уровня Личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:
Личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
Специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).
Существующих в конкретном Образовательном учреждении условий:
Финансовая заинтересованность: доплаты, премии;
Благоприятный морально-психологический микроклимат и творческая атмосфера;
Помощь в получении информации об инновационных технологиях;
Содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами
Правильный отбор наиболее значимых стимулов в соответствии со спецификой их взаимосвязи и с учетом влияния барьеров.
По итогам проведенного в МБОУДОД ДТДМ тестирования «Инновационная деятельность педагога» выявлено, что одни педагоги склонны к принятию инноваций, другие — более консервативны. Отношение к новаторству среди педагогов Дворца выглядит следующим образом:
Желающие работать в инновационном режиме (новаторы) — составляют 3,2 % коллектива, они всегда открыты новому, активны;
Поддерживающие инновации (передовики) — 34,7 % в роли лидеров выступают редко, для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам,
Умеренные — 15,7 %, приступают к освоению новшеств иногда под давлением социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда ощущают поддержку коллектива,
Сдержано относящиеся к инновациям — около 47 % ориентируются на традиционные ценности, решение о приятии новшества принимают с большим трудом.
Негативно влияют на инновационную деятельность педагога следующие факторы:
Низкий уровень заработной платы (98 % респондентов);
Формальные требования и часто необъективная оценка со стороны администрации (28 % респондентов);
Недостаточная учебно-материальная база (73 % респондентов);
Недостаточная информации об интересующих педагога инновационных технологиях (98 % респондентов);
Неярко выраженное у обучающихся желание учиться (98 % респондентов).
Такие факторы сдерживают стремления к участию в инновационной деятельности, к профессионально-творческой свободе.
По сути своей новизна всегда относительна. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем–то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.
Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:
— абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов),
— относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
Источником инновационных идей педагога может служить:
— неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);
— различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);
— потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
— изменениями в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения) и т. д.
Содержание инновационной деятельности педагога
1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе.
2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.
3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.
4. Проведение мастер – классов на муниципальном уровне
5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.
Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать Единолично или Педагоги могут объединяться в группы:
— МО по определенной теме или направлению деятельности;
— проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.
Как же может педагог позиционировать себя, заявить на реализацию инновационной деятельности. В центре существует определенный алгоритм действий педагога.
Порядок организации и проведения инновационной деятельности педагога предполагает:
— Выбор темы инновационной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся и в соответствии с целью МБОУДОД ДТДМ (она же может стать и темой самообразования педагога);
— Заполнение информационной карты инновационной деятельности (приложение);
-стартовая Экспертная оценка инновации, заявленной педагогом
-рАзработка проекта (программы, плана) инновационной деятельности: цель исследования, задачи, предмет, новизна, практическая значимость, актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы работы, длительность, предполагаемый результат. Педагог, изъявивший желание работать по собственной авторской программе, предоставляет в МС документ о внешней экспертизе программы;
— Осуществление инновационной деятельности (реализация инновационного Проекта (программы);
— отчет о реализации инновации. Предусматриваются разнообразные формы ознакомления с ходом, способами и результатами инновационной деятельности:
«Творческие отчеты» позволяют оценить общую результативность инновационной деятельности, увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива, учащихся, их родителей.
«Открытые мероприятия» позволяют непосредственно познакомиться с творческой деятельностью педагога.
«Методические выставки» позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать педагоги, осваивающие какую-либо инновацию.
«Тематические консультации» позволяют другим заинтересованным педагогам образовательных учреждений получать дополнительную информацию по различным инновациям.
«Проблемные семинары» представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой теоретической подготовке.
«Свободное посещение занятий» педагога, реализующего инновацию;
— внедрение инновации (Распространение созданного инновационным путем опыта, новой практики).
Инструкция по заполнению информационной карты
«Характеристика инноваций и нововведений»
Лучше всего карту заполнять в начале учебного года.
1. Проблема. Необходимо продумать, какие противоречия в практике воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового, или какими потребностями обусловлена необходимость данной инновации. Проблема записывается как противоречие. Например, “необходимость осуществить педагогическую поддержку учащихся и отсутствие у педагогов-воспитателей знаний об этом приеме для реализации на практике”.
2. Цель инновации, нововведения. Чтобы сформулировать цель, надо обратить внимание на вторую часть проблемы (противоречия) и ответить на вопрос: “Что желательно создать в итоге работы?” Цель любого нововведения прописывается в глагольной форме. Например, “разработать и освоить новый прием педагогической поддержки учащихся”.
3. Сущность инновации, нововведения. Сущность нововведения – это развернутая цель, комплекс задач, которые надо решить. Например: “поэтапно разработать и внедрить прием педагогической поддержки в воспитательный процесс”.
4. Прогнозируемый результат нововведения. Любой прогнозируемый результат должен содержать показатели достижимости, реальности и измеримости. Прогнозируются: возможные (ожидаемые) положительные результаты; возможные потери, негативные последствия; компенсационные меры по их устранению.
Здесь же указываются параметры, по которым будет определяться эффективность нововведения.
5. Классификация инновации, нововведения по области применения знаний. Требуется подчеркнуть или дописать, каких областей знания касаются нововведения.
6. Инноватор. Записываются сведения о том, кто вводит инновацию в данном классе или в школе. Подчеркнуть, кем он является по отношению к данной инновации (разработчик, пользователь, распространитель).
7. Стадии нововведения. Подчеркнуть все стадии, которые прошло конкретное нововведение в классе, школе, включая стадию, на которой оно находится в данный момент.
8. Нововведение прошло экспериментальную проверку. Кратность проверок подсчитывается в конце учебного года.
9. Характер инновационного процесса (эксперимента или опыта).
Констатирующий – отслеживание процесса, констатация результатов.
Уточняющий – корректировка гипотезы в соответствии с результатами.
Формирующий – оформление и описание воспитательной технологии и ожидаемых результатов.
Активный эксперимент носит лабораторный, производственный характер.
Пассивный эксперимент – педагогическое наблюдение.
10. Препятствия на пути разработки и внедрения. Проблемы, которые мешают внедрению инновации: социальные, правовые, материально-технические, финансовые, а также общепедагогические (управленческие, частнометодические, воспитательные и др.).
11. Экспериментальный контроль осуществляется. Экспертами могут быть учителя-коллеги, опытные руководители школ, методисты, ученые и др. Общественный контроль осуществляют родительские, ученические, профсоюзные организации, управляющие советы школ и др. Самоконтроль необходим разработчикам, распространителям и пользователям новшества.
12. Оценка инновации. Она дается с учетом данных карты 2 “Контроль и экспертная оценка результата инновации”.
13. Какие еще проблемы предстоит решить. Описание препятствий на пути реализации нововведения. Например: психологический барьер у педагогов-воспитателей, отсутствие частного опыта по применению педагогической поддержки учащихся и др.
14. Особые замечания о значении инновации… Заполняется по результатам экспертизы программы инновации и нововведения.
Данные заполненных карт можно ввести в компьютер.
Приложение 2
Диагностическая карта
«Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»
Инструкция: Оцените предложенные критерии своей готовности
Просмотр содержимого документа «Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования детей »
Просмотр содержимого документа Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования детей.
26.09.2019 11:33:09
2019-09-26 11:33:09
Источники: