Рубрики
Диагностичекий

Диагностическая карта физического развития ребенка средней группыматериал по физкультуре (средняя группа) по теме

Диагностическая карта физического развития и физической подготовленности на одного ребенка

Диагностическая карта физического развития ребенка средней группы
Материал по физкультуре (средняя группа) по теме

Диагностическая карта физического развития и физической подготовленности на ребенка (средняя группа).

Вывод о сформированности общей физической подготовленности, состоянии здоровья.

Ф. И ребенка Р. Л.А. возраст 4 – 5лет (средняя группа)

Общее состояние здоровья (заболевания в днях)

В теч. Учебного года 41 день (ОРЗ, ОРВИ)

Группа здоровья (I-Y)

Уровень физического развития (гармоничное, отклонения)

Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков (норма, ниже нормы, выше нормы)

Вредные привычки ребенка

Интересы и склонности

Умеренно подвижный активный ребенок, (бегает, ходит на лыжах и др), любит рисовать (усидчивость)

Уровень развития психофизических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость) .

Бег на 30 м (сек)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок в высоту с места (см)

Метание мешочка левой рукой (м)

Метание мешочка правой рукой (м)

Метание набивного мяча (1кг) из-за головы (см)

Скорость бега на 150 м (сек)

Наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (см)

Скорость бега на 10м (сек)

Удержание равновесия, стоя на одной ноге (сек)

Количество подбрасываний и ловли мяча

* темпы прироста физических качеств детей дошкольного возраста.

Ребенок в данной возрастной группе не имеет отклонений в физическом развитии, развитии психофизических качеств. Соответствует возрастным нормам нервно–психического развития, а частые острые респираторные заболевания позволяют отнести ребенка ко II группе здоровья. В целом состояние здоровья удовлетворительное, необходимо повышать иммунитет, проводить закаливающие процедуры. Владеет главными элементами техники большинства движений и может самостоятельно выполнять упражнения по предварительному показу. В таблице можно видеть динамику физического и моторного развития, становления координационных механизмов и процессов их управления. По тесту для определения прироста показателей психофизических качеств по формуле, предложенной В. И. Усачевым:

W = 100(V1 – V2) / (½ (V1+V2)),

Где W — прирост показателей темпов в %, V1 — исходный уровень, V2 — конечный уровень.

Можно посчитать и увидеть, что ребенок естественно растет, активно двигается и по большинству показателей дает свои результаты целенаправленная система физического воспитания. О данном ребенке можно сказать — сформирована общая физическая подготовленность на данном этапе развития.

* Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста:

Прыжок в высоту с места см.

Nsportal. ru

25.09.2018 22:18:40

2018-09-25 22:18:40

Источники:

Https://nsportal. ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/05/31/diagnosticheskaya-karta-fizicheskogo-razvitiya-rebenka-sredney

Сравнительный анализ результатов комплексной оценки физического развития детей дошкольного возраста | ДЕТСТВО-ГИД » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностическая карта физического развития и физической подготовленности на одного ребенка

Диагностическая карта физического развития и физической подготовленности на одного ребенка

ДЕТСТВО-ГИД

Сравнительный анализ результатов комплексной оценки физического развития детей дошкольного возраста

21 сентября, 2021 admin

«Сравнительный анализ результатов комплексной оценки физического развития детей дошкольного возраста»

Бокина Светлана Анатольевна,

Воспитатель МАДОУ № 30,

Г. Мончегорск Мурманской обл.

В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования школьной программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной двигательной активности.

К сожалению, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние здоровья наших детей катастрофически ухудшается (публичный доклад о состоянии здоровья детей Мурманской обл. за 2017г). В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.

Многочисленные научно-практические исследования таких авторов как Амарян Р. И., Бальсевич В. К. Каштанова Г. В., Кожухов Н. Н., Т. С. Яковлевой и другие, выявили тесную взаимосвязь между показателями физического развития, развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка. Поэтому необходимо осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей. Следовательно, тема нашей работы актуальна.

Цель работы: провести комплексную оценку физического развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

Раскрыть понятие о физическом развитии и факторы, влияющие на него. Дать характеристику физического развития детей дошкольного возраста (с 3 до 6 лет). Провести антропометрию и диагностику физических качеств детей дошкольного возраста, и определить уровень физической подготовленности детей дошкольного возраста (с 3 до 6 лет).

Объект работы: физическое развитие дошкольников

Предмет работы: сравнительная оценка физического развития детей дошкольного возраста

Тип работы: опытно-практическая

Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека.

Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие во внутриутробном периоде и в раннем детском возрасте, способны нарушить последовательность развития организма, иногда вызывая необратимые изменения. Таким образом, факторы внешней среды (условия питания, воспитания, социальные, наличие заболеваний и другие) в период интенсивного роста и развития ребёнка могут оказать большее влияние на рост, чем генетические либо другие биологические факторы.

Пропорции тела ребенка в первые годы жизни существенно отли­чаются от взрослых сравнительно большей длиной головы и более короткими конечностями.

Прирост массы тела отстает от скорости увеличения длины тела. Несмотря на повышение абсолютной мышечной силы в возрасте 4-5 лет, относительная сила практически не изменяется, так как растет и масса тела ребенка. Лишь с возраста 6- 7лет прирост силы оказывается больше прироста массы тела, и начинает нарастать отно­сительная сила мышц. При этом увеличиваются прыгучесть и скоростно-силовые возможности детей. Сердце детей первых лет жизни отличается малыми размерами и шаровидной формой. Рост его объема следует за ростом массы тела. При этом в дошкольном и младшем школьном возрасте это нараста­ние имеет постепенный характер. По мере роста и развития ребенка совершенствуется его дыхательный аппарат. Дыхание у детей частое и поверхностное.

Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически.

Наше исследование проходило в МБДОУ № 20, г. Мончегорск в сентябрь-октябрь 2017 года и марте – апреле 2018 ода. В нём приняло участие 25 девочек в возрасте от 3 до 6 лет и мальчиков 39 в возрасте от 3 до 6 лет.

На первом этапе была изучена методическая литература по проблеме исследования и подобраны методы исследования морфофункциональных показателей девочек и мальчиков, на втором этапе проведены антропометрические измерения и тестирование, на третьем – проведен теоретический анализ полученных данных.

1. Анализ литературных источников

3. Тестирование физических качеств

4. Математическая обработка данных

Проведя антропометрию мальчиков и девочек, мы получили результаты представленные на слайде

Мы установили, что средний рост у исследуемых Детей 3 — 4 летнего возраста у мальчиков составил 97,7 см, масса – 15,9 кг, у девочек средний рост составил 95, 5 см, масса 14,9 кг.

Проведя сравнительный анализ вес-ростовых данных со средними величинами можно сделать следующие выводы: рост У девочек и мальчиков – ниже средних величин, масса – соответствует средним показателям.

На окончание исследования произошло увеличение роста мальчиков произошло на 1, 55 см, а девочек на 1 см. Увеличение массы тела у мальчиков — незначительно, а у девочек увеличилось на 200 грамм.

Анатропометрия детей 4-5 лет представлена на слайде

Проведя сравнительный анализ вес-ростовых данных со средними величинами можно сделать следующие выводы: Рост и масса у мальчиков и девочек – в пределах средних величин

Проведя антропометрию дошкольников в конце учебного года установили что у мальчиков, и у девочек в течение года рост увеличился на 1см, вес у мальчиков увеличился не значительно а у девочек на 1 кг.

Анатропометрия детей 5 – 6 лет представлена на слайде

Данные показатели соответствует норме для данного возраста. У исследуемых детей 5-6 летнего возраста на конец года прослеживается у мальчиков увеличение роста на 1см, а увеличение веса на 1 кг, у девочек – увеличение роста на 1см, а увеличение веса — на 1,8 кг.

Проведя тестирование физических качеств детей дошкольного возраста мы составили диагностическую карту физической подготовленности, которая представлена на слайде.

Необходимо отметить, что низкий уровень 100% составило тестирования координационных способностей (тест – метание в цель). В тестах «прыжок в длину» — низкий уровень составил всего 10%, а в тесте «бросок набивного мяча» — 5%.

Проведя анализ физической подготовленности на конец учебного года, мы установили, что у Мальчиков высокий уровень составил 40%, средний — 60% и 0% — низкий уровень. Необходимо отметить, что в течение года была проведена систематическая работа с детьми, что показало хорошие результаты.

У девочек составил высокий уровень –40, средний уровень – 60 % низкий уровень – 00 %. Отмечаем, что в течение года была проведена большая работа по обучению детей подбрасывания и ловля мяча и метание вдаль.

Диагностическая карта физической подготовленности детей 4-5 лет представлена на слайде

Отмечаем, что низкий уровень 95% составило отбивание мяча на месте. В тестах «прыжок в длину» — низкий уровень составил всего 10%, и в тесте «бросок набивного мяча» — 10%, тест « метание вдаль» показал низкий уровень всего -5%

На окончание учебного года у мальчиков В — 40%, С-60%. Н – нет.

На окончание учебного года у девочек В — 40 % С-60% Н – нет.

В течение года проводилась работа с воспитанниками по отбиванию мяча и прыжкам в длину.

Диагностическая карта физической подготовленности детей 5 – 6 лет представлена на слайде

Отмечаем, что низкий уровень 35% составило отбивание мяча на месте. В тестах «прыжок в длину» — низкий уровень составил 25%, и в тесте «бросок набивного мяча» — 30%, тест « метание вдаль» показал низкий уровень всего -10%

На окончание учебного года у мальчиков средний уровень -60%, высокий уровень -40 % низкого уровня – нет.

На окончание учебного года у девочек средний уровень — 60%, высокий уровень -40% , низкого уровня – нет.

В течение года проводилась работа с воспитанниками по метанию и отбиванию мяча.

Таким образом, мы провели комплексную оценку физического развития детей дошкольного возраста, которая позволила проследить за физическим развитием воспитанников.

Литература:

Программа «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред./ Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3 из., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-368 с.Кожухов Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст]: Учеб. Пособие / Н. Н.Кожухова, Л. А.Рыжкова, М. М. Самодурова/ Под

Опубликовано в рубрике Методические материалы

Опубликовано в рубрике Методические материалы

ДЕТСТВО-ГИД

21 сентября, 2021 admin

«Сравнительный анализ результатов комплексной оценки физического развития детей дошкольного возраста»

Бокина Светлана Анатольевна,

Воспитатель МАДОУ № 30,

Г. Мончегорск Мурманской обл.

В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования школьной программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной двигательной активности.

К сожалению, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние здоровья наших детей катастрофически ухудшается (публичный доклад о состоянии здоровья детей Мурманской обл. за 2017г). В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.

Многочисленные научно-практические исследования таких авторов как Амарян Р. И., Бальсевич В. К. Каштанова Г. В., Кожухов Н. Н., Т. С. Яковлевой и другие, выявили тесную взаимосвязь между показателями физического развития, развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка. Поэтому необходимо осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей. Следовательно, тема нашей работы актуальна.

Цель работы: провести комплексную оценку физического развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

Раскрыть понятие о физическом развитии и факторы, влияющие на него. Дать характеристику физического развития детей дошкольного возраста (с 3 до 6 лет). Провести антропометрию и диагностику физических качеств детей дошкольного возраста, и определить уровень физической подготовленности детей дошкольного возраста (с 3 до 6 лет).

Объект работы: физическое развитие дошкольников

Предмет работы: сравнительная оценка физического развития детей дошкольного возраста

Тип работы: опытно-практическая

Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека.

Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие во внутриутробном периоде и в раннем детском возрасте, способны нарушить последовательность развития организма, иногда вызывая необратимые изменения. Таким образом, факторы внешней среды (условия питания, воспитания, социальные, наличие заболеваний и другие) в период интенсивного роста и развития ребёнка могут оказать большее влияние на рост, чем генетические либо другие биологические факторы.

Пропорции тела ребенка в первые годы жизни существенно отли­чаются от взрослых сравнительно большей длиной головы и более короткими конечностями.

Прирост массы тела отстает от скорости увеличения длины тела. Несмотря на повышение абсолютной мышечной силы в возрасте 4-5 лет, относительная сила практически не изменяется, так как растет и масса тела ребенка. Лишь с возраста 6- 7лет прирост силы оказывается больше прироста массы тела, и начинает нарастать отно­сительная сила мышц. При этом увеличиваются прыгучесть и скоростно-силовые возможности детей. Сердце детей первых лет жизни отличается малыми размерами и шаровидной формой. Рост его объема следует за ростом массы тела. При этом в дошкольном и младшем школьном возрасте это нараста­ние имеет постепенный характер. По мере роста и развития ребенка совершенствуется его дыхательный аппарат. Дыхание у детей частое и поверхностное.

Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически.

Наше исследование проходило в МБДОУ № 20, г. Мончегорск в сентябрь-октябрь 2017 года и марте – апреле 2018 ода. В нём приняло участие 25 девочек в возрасте от 3 до 6 лет и мальчиков 39 в возрасте от 3 до 6 лет.

На первом этапе была изучена методическая литература по проблеме исследования и подобраны методы исследования морфофункциональных показателей девочек и мальчиков, на втором этапе проведены антропометрические измерения и тестирование, на третьем – проведен теоретический анализ полученных данных.

1. Анализ литературных источников

3. Тестирование физических качеств

4. Математическая обработка данных

Проведя антропометрию мальчиков и девочек, мы получили результаты представленные на слайде

Мы установили, что средний рост у исследуемых Детей 3 — 4 летнего возраста у мальчиков составил 97,7 см, масса – 15,9 кг, у девочек средний рост составил 95, 5 см, масса 14,9 кг.

Проведя сравнительный анализ вес-ростовых данных со средними величинами можно сделать следующие выводы: рост У девочек и мальчиков – ниже средних величин, масса – соответствует средним показателям.

На окончание исследования произошло увеличение роста мальчиков произошло на 1, 55 см, а девочек на 1 см. Увеличение массы тела у мальчиков — незначительно, а у девочек увеличилось на 200 грамм.

Анатропометрия детей 4-5 лет представлена на слайде

Проведя сравнительный анализ вес-ростовых данных со средними величинами можно сделать следующие выводы: Рост и масса у мальчиков и девочек – в пределах средних величин

Проведя антропометрию дошкольников в конце учебного года установили что у мальчиков, и у девочек в течение года рост увеличился на 1см, вес у мальчиков увеличился не значительно а у девочек на 1 кг.

Анатропометрия детей 5 – 6 лет представлена на слайде

Данные показатели соответствует норме для данного возраста. У исследуемых детей 5-6 летнего возраста на конец года прослеживается у мальчиков увеличение роста на 1см, а увеличение веса на 1 кг, у девочек – увеличение роста на 1см, а увеличение веса — на 1,8 кг.

Проведя тестирование физических качеств детей дошкольного возраста мы составили диагностическую карту физической подготовленности, которая представлена на слайде.

Необходимо отметить, что низкий уровень 100% составило тестирования координационных способностей (тест – метание в цель). В тестах «прыжок в длину» — низкий уровень составил всего 10%, а в тесте «бросок набивного мяча» — 5%.

Проведя анализ физической подготовленности на конец учебного года, мы установили, что у Мальчиков высокий уровень составил 40%, средний — 60% и 0% — низкий уровень. Необходимо отметить, что в течение года была проведена систематическая работа с детьми, что показало хорошие результаты.

У девочек составил высокий уровень –40, средний уровень – 60 % низкий уровень – 00 %. Отмечаем, что в течение года была проведена большая работа по обучению детей подбрасывания и ловля мяча и метание вдаль.

Диагностическая карта физической подготовленности детей 4-5 лет представлена на слайде

Отмечаем, что низкий уровень 95% составило отбивание мяча на месте. В тестах «прыжок в длину» — низкий уровень составил всего 10%, и в тесте «бросок набивного мяча» — 10%, тест « метание вдаль» показал низкий уровень всего -5%

На окончание учебного года у мальчиков В — 40%, С-60%. Н – нет.

На окончание учебного года у девочек В — 40 % С-60% Н – нет.

В течение года проводилась работа с воспитанниками по отбиванию мяча и прыжкам в длину.

Диагностическая карта физической подготовленности детей 5 – 6 лет представлена на слайде

Отмечаем, что низкий уровень 35% составило отбивание мяча на месте. В тестах «прыжок в длину» — низкий уровень составил 25%, и в тесте «бросок набивного мяча» — 30%, тест « метание вдаль» показал низкий уровень всего -10%

На окончание учебного года у мальчиков средний уровень -60%, высокий уровень -40 % низкого уровня – нет.

На окончание учебного года у девочек средний уровень — 60%, высокий уровень -40% , низкого уровня – нет.

В течение года проводилась работа с воспитанниками по метанию и отбиванию мяча.

Таким образом, мы провели комплексную оценку физического развития детей дошкольного возраста, которая позволила проследить за физическим развитием воспитанников.

Литература:

Программа «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред./ Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3 из., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-368 с.Кожухов Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст]: Учеб. Пособие / Н. Н.Кожухова, Л. А.Рыжкова, М. М. Самодурова/ Под

Опубликовано в рубрике Методические материалы

В тестах прыжок в длину низкий уровень составил всего 10 , а в тесте бросок набивного мяча 5.

Detstvogid. ru

30.07.2020 0:47:28

2019-12-07 02:13:13

Источники:

Http://detstvogid. ru/sravnitelnyj-analiz-rezultatov-kompleksnoj-oczenki-fizicheskogo-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta/.html

Индивидуальная карта спортсмена » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностическая карта физического развития и физической подготовленности на одного ребенка

Индивидуальная карта спортсмена

Индивидуальная карта спортсмена

При построении многолетнего учебно-тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достиже­ний. Как правило, способные спортсмены достигают первых успехов через 4-6 лет, а высших достижений — через 7-9 лет специализирован­ной подготовки.

В настоящей программе мы исходим из общепринятых методичес­ких положений спортивной педагогики:

— строгая преемственность задач, средств и методов тренировки
Детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;

— возрастание объема средств общей и специальной физической
Подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется:
Из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отноше­
Нию к общему объему тренировочной нагрузки) и соответственно
Уменьшается удельный вес ОФП;

— непрерывное совершенствование качества технических действий
(техники);

— соблюдение принципа постепенности применения тренировоч­
Ных и соревновательных нагрузок в процессе тренировки;

— правильное планирование тренировочных и соревновательных
Нагрузок с учетом физиологических особенностей возраста занимаю­
Щихся (половое созревание юных спортсменов);

— развитие основных физических качеств на всех этапах многолет­
Ней подготовки спортсменов в сочетании с преимущественным раз­
Витием отдельных физических качеств в наиболее благоприятные воз­
Растные периоды.

В технической подготовке могут быть использованы различные методы: целостный (обучение движению в целом в облегченных усло­виях с последующим овладением его отдельными фазами и элемента­ми) и расчлененным (раздельное обучение фазам и элементам движе-

Ния и их сочетание в единое целое). В данной программе предложен принцип целостного обучения.

2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Многолетнюю подготовку от новичка до профессионала целесо­образно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся опре­деленным закономерностям, как сложную специфическую систему с множеством переменных, со свойственными ей особенностями с уче­том возрастных особенностей спортсменов.

Каждый этап многолетней тренировки отражает своеобразие ус­ловий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жиз­ненного пути (общей нагрузки в периоды обучения в школе, трудо­вой деятельности, службы в армии и т. д.). В процессе многолетних занятий задачи, тренировочные средства и методы претерпевают зна­чительные изменения.

Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от трени­ровки взрослых, имеет ряд методических и организационных особен­ностей.

Тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки и началь­ной спортивной специализации).

Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответство­вать функциональным возможностям растущего организма.

В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечивать гигиену быта, хорошую организацию врачеб-но-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовлен­ностью занимающихся и их физическим развитием.

Основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта явля­ются приобретенные умения и навыки, всестороннее физическое раз­витие, совершенствование функциональных возможностей организма.

С увеличением возраста и ростом уровня подготовленности юных спортсменов в общем тренировочном объеме тренировок постепенно уменьшается доля общей физической подготовки и возрастает доля специальной. Из года в год неуклонно увеличивается общий объем тренировочной нагрузки.

При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса.

Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. В течение мно­голетних тренировок юные спортсмены должны на основе развития

Методическая Часть учебной программы

Физических качеств овладеть техникой и тактикой ведения спортив­ного поединка, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.

2.1.1. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Значительное омоложение, происшедшее в спорте в последние годы (начало тренировок с 5-6 лет и даже с более раннего возраста), созда­ло предпосылки для обязательного осуществления начальных заня­тий на спортивно-оздоровительном этапе подготовки.

Основная цель этого этапа — обеспечение отбора, физической и ко­ординационной готовности к простейшим упражнениям (общеразви-вающих и специальных упражнений своего вида). На протяжении спортивно-оздоровительного этапа подготовки начинающие юные спортсмены должны познакомиться с техникой нескольких видов: легкой атлетики, акробатики, спортивных игр и единоборств.

Школы в настоящее время ограничиваются двумя обязательными уроками физкультуры в неделю. При таком объеме физическая рабо­тоспособность практически не растет. Только насыщенный двигатель­ный режим в спортивно-оздоровительных группах даст благоприят­ные изменения в состоянии здоровья и адаптации организма детей к физическим нагрузкам, усилит их интерес к занятиям спортом.

Для того чтобы значительно повысить работоспособность (физи­ческую и умственную), создать надежные предпосылки для укрепле­ния здоровья, необходимо заниматься не менее шести часов в неделю, с учетом факторов, ограничивающих физическую нагрузку:

— отсутствие специфических двигательных навыков и адаптации
К физическим нагрузкам (вообще);

— возрастные особенности физического развития, представленные
В табл. 9.

Основные тренировочные средства:

— общеразвивающие упражнения (с целью формирования общих
Двигательных навыков и умений);

— подвижные игры и игровые упражнения;

— элементы акробатики (кувырки, обороты, кульбиты и др.);

— прыжки и прыжковые упражнения;

— метание легких снарядов (теннисных и набивных мячей);

— силовые упражнения (в виде комплексов тренировочных заданий).
Основные методы выполнения упражнений:

Возраст(лет) + + + +
Чо + + + +
Ч~> + + + + + +
+ + + + +
+ + + + + +
ГЦ + + + + + +
Я + + + +
О + + + + + +
О\ + + + + + +
+ + +
+ +
Морфофункциональные показатели, физические качества Рост Мышечная масса Быстрота Скоростно-силовые качества Сила Выносливость (аэробные возможности) Анаэробные возможности Гибкость Координационные способности Равновесие

Рукопашный бой

-соревновательный (в контрольно-педагогических испытаниях). Основные направления тренировки:

— спортивно-оздоровительный этап подготовки необходим для со­
Здания предпосылок к успешной специализации в рукопашном бою.
На этом этапе происходит отбор детей для дальнейших занятий
Спортом;

— на данном этапе подготовки существует опасность перегрузки
Еще неокрепшего детского организма, поэтому дозировать нагрузку
Следует очень осторожно. Особенно это относится к упражнениям
С отягощениями. Так, детям 7-10 лет доступны упражнения с весом,
Равным около 20% собственного веса;

— упражнения скоростно-силового характера следует давать не­
Большими дозами (по 5-8 мин), с чередованием промежутков ак­
Тивного отдыха.

Основные средства и методы тренировки:

— главное средство в занятиях с детьми этого возраста — подвиж­
Ные игры;

— для обеспечения технической и физической подготовки начина­
Ющих спортсменов лучше применять упражнения в комплексе, что дает
Возможность проводить занятия и тренировки более организованно
И целенаправленно;

— комплексы желательно сочетать с проведением игр и игровых
Упражнений.

Применение названных средств при преимущественном использо­вании упражнений, направленных на развитие быстроты (50% основ­ной части урока), позволяет достигнуть более высокого уровня физи­ческой подготовленности.

Выполнение упражнений, нацеленных на развитие быстроты, тре­бует интенсивных движений и большого нервного напряжения. Ком­плексы упражнений для развития быстроты применяют в начале ос­новной части урока после разминки, когда степень возбуждения цен­тральной нервной системы оптимальна и способствует усвоению двигательных навыков, наиболее трудных по координации. Вслед за комплексами для развития быстроты включают игровые упражне­ния, способствующие совершенствованию этого качества.

Комплексы упражнений, направленные на развитие силы, исполь­зуют во второй половине урока, так как к этому времени наиболее полно проявляются функциональные возможности дыхания, крово­обращения и других систем организма. Комплексы упражнений си­ловой направленности дополняют силовыми играми и игровыми уп­ражнениями.

Методическая ЧистьУчебной программы.

В спортивно-оздоровительных группах с ориентацией на рукопаш­ный бой большое внимание необходимо уделять акробатике, направ­ленной, с одной стороны, на координационные, специфические тре­бования выполнения технических действий, с другой — на обеспече­ние определенных навыков самостраховки, при обучении и выполне­нии технических действий.

Особенности обучения на спортивно-оздоровительном этапе:

— в большей степени используются методы обеспечения наглядно­
Сти (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий);

— методы упражнений игровой и соревновательный;

— при изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр,
Показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение — элемен­
Тарным и простым.

Детям необходимо ставить двигательную задачу в конкретной форме, с наглядным объяснением: поймать, догнать, бросить в коль­цо, прыгнуть через препятствие т. д. Тренеру нецелесообразно подроб­но анализировать детали.

Обучение технике рукопашного боя на этом этапе подготовки но­сит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам:

— ударам руками и ногами;

— приемам самостраховки при падениях;

— формам и способам захвата соперника;

— способам выведения из равновесия;

— ведущим элементам технических действий.

Методика контроля на этом этапе тренировки включает исполь­зование комплекса методов — педагогических, медико-биологических и пр. (см. раздел «Комплексный контроль»).

Комплекс методик позволит определить:

— состояние здоровья юного спортсмена;

— уровень физического развития (по показателям телосложения);

— величину выполненной тренировочной нагрузки.

На основе полученной информации тренер должен вносить соот­ветствующие коррективы в тренировочный процесс.

Мстоднческая часть учебной программы.

2.1.2. ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Основные направления тренировки

Как известно, одним из реальных путей достижения высоких спортивных показателей прежде считалась ранняя специализация, т. е. попытка с первых шагов определить специальность спортсмена и орга­низовать соответствующую подготовку. В отдельных случаях такая специализация давала положительные результаты. Однако она при­водила иногда к тому, что юные спортсмены достигали высоких по­казателей при слабом общем физическом развитии, а затем, как пра­вило, первоначальный быстрый рост спортивно-технических резуль­татов сменялся застоем. Это заставило тренеров, врачей, физиологов и ученых пересмотреть свое отношение к ранней узкой специализа­ции и отдать предпочтение многообразной разносторонней подготов­ке юных спортсменов.

Этап начальной подготовки — один из наиболее важных, посколь­ку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладе­ния спортивным мастерством в избранном виде. Однако здесь имеет­ся опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма, так как у детей этого возраста существует отставание в развитии отдель­ных вегетативных функций организма.

Уже на этапе начальной подготовки наряду с применением раз­личных видов спорта, подвижных и спортивных игр следует вклю­чать в программу занятий комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. При­чем воздействие этих упражнений должно быть направлено на даль­нейшее развитие физических качеств, имеющих важное значение имен­но для рукопашного боя.

На начальном этапе спортивных занятий целесообразно выдвигать на первый план задачу достижения разносторонней физической под­готовленности и целенаправленно развивать физические качества, применяя специальные комплексы упражнений и игр (в виде трени­ровочных заданий) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым дос­тигается единство общей и специальной подготовки.

Многие физические качества детей наиболее устойчиво проявляются (с точки зрения прогноза) у мальчиков 11-13 лет, у девочек 10-12 лет. Этот возраст совпадает с этапом начальной спортивной подготовки в рукопашном бою. В следующих возрастных группах (юношей средне­го и старшего возраста) все виды прогноза затруднены. Если тренер не увидит самого важного в спортсмене до 13 лет, то не увидит и в 17-18 лет.

Этап начальной подготовки — один из наиболее важных, посколь­ку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладе-

Ния мастерством в рукопашном бою и проводится отбор для последу­ющих занятий спортом. На данном этапе нецелесообразно учитывать периоды тренировки (подготовительный, соревновательный и т. д.), так как сам этап начальной подготовки является своеобразным под­готовительным периодом в общей цепи многолетней подготовки спортсмена.

Основная цель тренировки:

— утверждение в выборе спортивной специализации — рукопашный
Бой и овладение основами техники.

— укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие под­
Ростков;

— постепенный переход к целенаправленной подготовке в избран­
Ном виде спорта;

— обучение технике рукопашного боя;

— повышение уровня физической подготовленности на основе про­
Ведения разносторонней подготовки;

— отбор перспективных спортсменов для дальнейших занятий ру­
Копашным боем.

Факторы, ограничивающие нагрузку:

— недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;

— возрастные особенности физического развития;

— недостаточный общий объем двигательных навыков и умений.
Основные средства:

— подвижные игры и игровые упражнения;

— элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, по­
Вороты и др.);

— всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;

— метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мя­
Чей и др.);

— скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплек­
Сов);

— гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой
Подготовки;

— школа техники рукопашного боя и изучение обязательной про­
Граммы технико-тактических комплексов (ТТК);

— комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (зада­
Ние на дом).

Основные методы выполнения упражнений:

Рукопашный бой
— повторный;
— равномерный;
— круговой;
— контрольный;
— соревновательный.

Двигательные навыки у юных спортсменов должны формировать­ся параллельно с развитием физических качеств, необходимых для до­стижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий им необходимо овладевать основами техники целостного упражне­ния, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесооб­разно проводить в облегченных условиях.

В первый год обучения одной из задач занятий является овладение основами техники избранного вида спорта. При этом процесс обуче­ния должен проходить концентрированно, без больших пауз, т. е. пе­рерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Обучение каждому техническому действию или комплексу действий нужно про­водить в течение 15-25 занятий (30-35 мин в каждом).

Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зави­симости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формиро­ванию и совершенствованию двигательных навыков. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную спортивную под­готовку юных спортсменов (специализированные игровые методы обучения представлены ниже).

Контроль на этапе начальной подготовки используется для оцен­ки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он дол­жен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, ос­новываться на объективных и количественных критериях. Контроль эффективности технической подготовки осуществляется, как прави­ло, тренером по оценке выполнения обязательной программы, при сдаче экзаменационных зачетов на промежуточных этапах обучения.

Контроль за эффективностью физической подготовки проводится с помощью специальных контрольных нормативов по годам обуче­ния, которые представлены тестами, характеризующими уровень раз­вития физических качеств.

При планировании контрольных проверок по физической и спе­циальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок и последовательность выполнения упражнений:

Мсгодичсскля часть учебной программы.

— контрольные упражнения проводятся в течение одного дня.

— упражнения проводятся на скорость, на силу, на выносливость.
В отдельных случаях порядок проверки может быть изменен.

Особое внимание при контроле уделяется соблюдению одинако­вых условий: время дня, учет времени приема пищи, предшествую­щая нагрузка, погода, разминка и т. д. Контрольные проверки жела­тельно проводить в торжественной соревновательной обстановке.

Врачебный контроль за юными спортсменами предусматривает:

— углубленное медицинское обследование (2 раза в год);

— медицинское обследование перед соревнованиями;

— врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных
Занятий;

— санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тре­
Нировок и соревнований, одеждой и обувью;

— контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций
Врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.

Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение — допуск к тренировкам и соревнованиям здоровых детей.

Участие в соревнованиях

Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных резуль­татов, редко выступая на соревнованиях. На данном этапе трениров­ки значительно увеличивается число соревновательных упражнений. Особое преимущество на данном этапе обучения отдается игровым соревновательным методам (игровые комплексы представлены в раз­деле «Специализированные игровые комплексы»).

2.1.3. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫИ ЭТАП

— повышение уровня разносторонней физической и функциональ­
Ной подготовленности;

— развитие специальных физических качеств;

— овладение основами техники и ее совершенствование;

— освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок;

— приобретение и накопление соревновательного опыта.

На учебно-тренировочном этапе годовой цикл подготовки вклю­чает подготовительный и соревновательный периоды.

Для спортсменов с подготовкой менее 2-х лет главное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов.

Рукопашный бой

Методическая Часть учебной программы.

При планировании годовых циклов для спортсменов с подготов­кой свыше 2-х лет в подготовительном периоде средствами ОФП ре­шаются задачи дальнейшего повышения уровня общей физической и функциональной подготовленности и на этой основе повышения уров­ня специальной физической работоспособности.

В соревновательном периоде решаются задачи улучшения спортив­ных результатов, а также задачи выполнения контрольных нормативов.

На этом этапе многолетней подготовки годовой макроцикл мо­жет строиться по схеме с двумя основными соревнованиями.

2.2. ПЛАН-СХЕМА ГОДОВОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ

Современное представление о планировании годовых циклов под­готовки связано с ее определенной структурой, в которой выделяют: микроциклы, мезоциклы и макроциклы.

Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными дня­ми составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса. Как правило, длитель­ность микроцикла составляет одну неделю.

В спортивных единоборствах по направленности тренировочных воздействий принято выделять 6 блоков построения недельных мик­роциклов:

— развивающий физический (РФ);

— развивающий технический (РТ);

Мезоцикл — это структура средних циклов тренировки, включаю­щих относительно законченный ряд микроциклов. Строительными блоками мезоцикла служат микроциклы различного типа. В практи­ке средний цикл тренировки содержит от 2 до 6 микроциклов.

Макроцикл тренировки предполагает три последовательные фазы:

— фаза приобретения спортивной формы;

— фаза сохранения (относительная стабилизация) спортивной формы;

— фаза некоторой утраты спортивной формы.

Построение макроцикла основывается на периодизации кругло­годичной тренировки.

На этапах спортивно-оздоровительной и начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, так как

Основное внимание уделяется разносторонней физической и функци­ональной подготовке. На этих этапах подготовки исключительно важ­ное значение имеет обучение детей технике выполнения физических упражнений. Формирование двигательных навыков и умений создаст необходимую предпосылку для дальнейшего совершенствования дви­гательного стереотипа (см. табл. 10-12).

Важно стремиться к тому, чтобы юный спортсмен с самого начала овладевал основами техники целостных упражнений, а не их отдель­ных элементов. Такой подход к обучению двигательным действиям позволит эффективно подойти к пониманию и изучению техническо­го, тактического арсенала рукопашного боя.

1 ~: .’ * — Таблица 10 Примерный годовой план распределения учебных часов для спортивно-оздоровительных (СО) этапов

«—~_______^^ Месяц Наименование «——— ^__^ IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII
Теоретические занятия
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Технико-тактическая подготовка
Восстановительные мероприятия
Инструкторская и судейская практика
Медицинский контроль
Зачетные требования
Всего за месяц
Всего за год

Примерный годовой план распределения учебных часов для этапа НП (до 1-го года)

-____^ Месяц Наименование —__^__^ IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII
Теоретические занятия
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Технико-тактическая подготовка
Восстановительные мероприятия
Инструкторская и судейская практика
Медицинский контроль
Зачетные и переводные требования
Всего за месяц
Всего за год

Методическая часть учебной npoi-рзммы.

VIII FN FN
VII FN О\ О\ FN
> ■ч — fN OS FN Го
> О fN О 00 ГО
FN О О ■ч-
III FN О О — ч-
Оо
« Г- 00 fN
О
FN Го
О О
X FN Го
X О fN Г- О 00 го
X 0,5 О fN О 37,5
А 0,5 О fN О FN Со 42,5
Я /
05 /
U /
2 /
Ев
/ Се Щ
M
Готовка Ая подгото Одготовка Роприятия Йская прак J3 Z требован!
Вание Еские занятия Изическая под »ная физическ Тактическая п Вительные ме Орская и суде Ский контрол И переводны Месяц Год
/ » се Еоретич Бщая ф Пециал! Ехнико- Осстано L Едицин £ Сего за Сего за
X Н О И Н S Го Га

На учебно-тренировочном этапе годовой цикл подготовки вклю­чает периоды:

Для спортсменов до 2-х лет обучения главное внимание продол­жает уделяться разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов.

При планировании годовых циклов для спортсменов свыше 2-х лет обучения в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности и на их основе повышения уров­ня специальной физической работоспособности.

Продолжительность подготовительного периода 6-9 недель. Этот период подразделяется на два этапа — общей подготовки и специаль­ной подготовки. Распределение тренировочных средств осуществля­ется с помощью недельных микроциклов. В них предусматривается определенная последовательность и повторяемость занятий разной направленности и нагрузки.

На первом этапе подготовительного периода ставятся задачи:

— повышения уровня общей физической подготовленности, разви­
Тия силы, быстроты, выносливости, расширение арсенала двигатель­
Ных навыков;

— овладения основными элементами техники: падениями, самостра­
Ховкой, захватами, ударами, защитами, передвижениями и т. д.;

— накопление теоретических знаний.

Для данного этапа характерен достаточно большой объем трени­ровочной нагрузки.

На втором этапе продолжается развитие физических качеств, со­вершенствование техники, изучаются элементы тактики, организуются учебные, учебно-тренировочные и контрольные поединки. Большое внимание уделяется развитию моральных и волевых качеств.

В соревновательном периоде основная задача — участие в подхо­дящих, контрольных и основных соревнованиях.

Успешный результат в соревнованиях обеспечивается стабЧ/льне­высоким уровнем общей и специальной подготовленности поэтому соотношение средств подготовки должно адекватмя ствовать значимости соревнования (см. табл. 13-15).

Примерный годовой план распределения учебных часов для УТ этапа подготовки (1 — 2-й год)

«—~_____^^ Месяцы Наименование ~~~~~» ——— IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII
Теоретические занятия
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Технико-тактическая подготовка
Восстановительные мероприятия
Инструкторская и судейская практика
Медицинский контроль
Зачетные и переводные требования + соревнования
Всего за месяц
Всего за год

Таблица 14 Примерный годовой план распределения учебных часов для УТ этапа подготовки (свыше 2-х лет)

—___^^ Месяц Наименование «»—.—- IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII
Теоретические занятия
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Технико-тактическая подготовка
Восстановительные мероприятия
Инструкторская и судейская практика
Медицинский контроль
Зачетные и переводные требования + соревнования
Всего за месяц
Всего за год

Рукопашный бой

Вариант построения тренировочного процесса в годовом цикле с двумя основными соревнованиями (для УТ и СС групп)

индивидуальная карта спортсмена - №5 - открытая онлайн библиотека

I — подготовительный период; II — соревновательный период; III— переходный период

2.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

2.3.1. КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ПО ТЕСТИРОВАНИЮ УРОВНЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

Тестирование общей физической подготовленности осуществля­ется два раза в год — в начале и в конце учебного года.

Комплекс контрольных упражнений по ОФП включает следующие тесты:

— бег на 30 м выполняется на дорожке стадиона или легкоатлети­
Ческого манежа в спортивной обуви без шипов; в каждом забеге уча­
Ствуют не менее двух учащихся, результаты регистрируются с точно­
Стью до десятой доли секунды; разрешается только одна попытка;

— прыжки в длину с места проводятся на нескользкой поверхнос­
Ти; учащийся встает у стартовой линии в исходное положение, ноги
Параллельно и толчком двумя ногами и взмахом рук совершает пры­
Жок; приземление происходит одновременно на обе ноги на покры­
Тие, исключающее жесткое приземление; измерение осуществляется

Методическая части учебной программы___________________________________ 3 1

Стальной рулеткой по отметке, расположенной ближе к стартовой линии, фиксируется лучший результат из трех попыток в сантиметрах;

— челночный бег 4×20 м выполняется с максимальной скоростью;
Учащийся встает у стартовой линии лицом к стойкам, по команде до­
Бегает до стойки, касается ногой за линией, время фиксируется до де­
Сятой доли секунды; разрешается одна попытка (при случайном паде­
Нии участника может быть дана дополнительная попытка);

— подтягивание на перекладине из положения виса выполняется
Максимальное количество раз, хватом сверху, и. п.: вис на переклади­
Не, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах; подтягивание
Засчитывается при положении, когда подбородок находится выше
Уровня перекладины; каждое последующее подтягивание выполняет­
Ся из и. п.; запрещены движения в тазобедренных и коленных суставах
И попеременная работа рук;

— сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется максималь­
Ное количество раз; и. п. — упор лежа на горизонтальной поверхности,
Руки полностью выпрямлены в локтевых суставах, туловище и ноги
Составляют единую линию; выполнение засчитывается, когда учащий­
Ся, коснувшись грудью пола, возвращается в и. п.; при выполнении
Упражнения запрещены движения в тазобедренных суставах;

— бег на 1000 м проводится на дорожке стадиона; время фиксиру­
Ется с точностью до 0,1 с;

— поднимание туловища из положения лежа на спине, колени со­
Гнуты; разрешается использование спортивных матов; поднимание
Засчитывается, когда спина учащегося полностью отделится от мата,
А колени коснутся груди, ноги закреплены.

2.3.2. КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ПО ТЕСТИРОВАНИЮ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ

Комплекс контрольных упражнений по специальной физической подготовленности включает следующие тесты:

— 6 прямых ударов правой рукой; спортсмен из боевой левосто­
Ронней стойки наносит 6 прямых ударов правой рукой по мешку
В область туловища; фиксируется время от команды «Марш!» до ше­
Стого удара по мешку;

— 6 прямых ударов левой рукой; спортсмен из боевой правосто­
Ронней стойки наносит 6 прямых ударов левой рукой по мешку в об­
Ласть туловища; фиксируется время от команды «Марш!» до шестого
Удара по мешку (на основании тестирования особенностей нанесения
Прямых ударов правой и левой рукой оценивается сумма времени пря­
Мых ударов правой и левой рукой);

Методическая часть учебной npoi-раммы.

— 6 прямых ударов правой ногой; спортсмен из боевой левос­
Торонней стойки наносит 6 прямых ударов ногой по мешку в об­
Ласть туловища; фиксируется время от команды «Марш!» до шес­
Того удара;

— 6 прямых ударов левой ногой; спортсмен из правосторонней бо­
Евой стойки наносит 6 прямых ударов ногой по мешку в область ту­
Ловища; фиксируется время от команды «Марш!» до шестого удара
(на основании тестирования особенностей нанесения прямых ударов
Правой и левой ногой оценивается сумма времени шести прямых уда­
Ров правой и левой ногой);

— 6 боковых ударов правой ногой; спортсмен из левосторонней
Боевой стойки наносит 6 боковых ударов правой ногой по мешку
В область туловища; фиксируется время от команды «Марш!» до шес­
Того удара;

— 6 боковых ударов левой ногой; спортсмен из правосторонней
Стойки наносит 6 боковых ударов левой ногой по мешку в область
Туловища; фиксируется время от команды «Марш!» до шестого удара
(на основании тестирования особенностей нанесения боковых ударов
Правой и левой ногой оценивается сумма времени шести боковых уда­
Ров правой и левой ногой);

— 6 «входов» правой рукой; спортсмен из левосторонней боевой
Стойки делает выпад вперед впередистоящей (левой) ногой с ударом
Правой рукой вперед в область туловища и возвращается в исходное
Положение; фиксируется время от команды «Марш!» до шестого уда­
Ра по мешку;

— 6 «входов» левой рукой; спортсмен из правосторонней боевой
Стойки делает выпад вперед впередистоящей (правой) ногой с ударом
Левой рукой в область туловища и возвращается в исходное положе­
Ние; фиксируется время от команды «Марш!» до шестого удара по
Мешку (на основании тестирования особенностей выполнения «вхо­
Дов» правой и левой рукой оценивается сумма времени шести «вхо­
Дов» правой и левой рукой).

2.3.3. УГЛУБЛЕННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

В начале и в конце учебного года все учащиеся проходят углублен­ное медицинское обследование. Основными задачами медицинского обследования в группах начальной подготовки (НП) являются:

— контроль за состоянием здоровья занимающихся;

— формирование навыков личной и общественной гигиены;

— формирование привычки неукоснительно выполнять рекоменда­
Ции врача.

В общем случае углубленное медицинское обследование занимаю­щихся позволяет установить исходный уровень состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности. В про­цессе многолетней подготовки углубленное медицинское обследова­ние должно выявить динамику состояния основных систем организ­ма спортсменов, определить основные компенсаторные факторы и потенциальные возможности их развития средствами тренировоч­ных нагрузок. Таким образом, цель углубленного медицинского об­следования — всесторонняя диагностика и оценка уровня здоровья и функционального состояния спортсменов, назначение необходимых лечебно-профилактических, восстановительных и реабилитационных мероприятий.

Программа углубленного медицинского обследования включает:

— комплексную клиническую диагностику;

— оценку уровня здоровья и функционального состояния;

— оценку сердечно-сосудистой системы;

— оценку систем внешнего дыхания и газообмена;

— контроль состояния центральной нервной системы;

— оценку уровня функционирования периферической нервной
Системы;

— оценку состояния органов чувств;

— оценку состояния вегетативной нервной системы;

— контроль за состоянием нервно-мышечного аппарата спортсменов.

2.3.4. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

С целью устранения возможных срывов адаптационных процес­сов и своевременного назначения необходимых лечебно-профилак­тических мероприятий, а также для эффективной организации анали­за данных углубленного медицинского обследования необходимо отслеживать динамику средств и методов тренировочного процесса и контролировать переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок в рамках программы ТО (текущее обследование).

Текущее обследование, на основании которого проводится инди­видуальная коррекция тренировочных нагрузок, рекомендуется про­водить на всех тренировочных занятиях.

В видах спортивных единоборств при проведении ТО рекомендует­ся регистрировать следующие параметры тренировочного процесса:

— средства подготовки (общефизическая подготовка (ОФП), спе­циальная физическая подготовка (СФП), специальная подготовка (СП) и соревновательная подготовка (СорП));

Методическая часть учебной npoi-ршмы.

— время или объем тренировочного задания или применяемого сред­
Ства подготовки в минутах;

— интенсивность тренировочного задания в частоте сердечных со­
Кращений в минуту.

При анализе тренировочных нагрузок и определении их преиму­щественной направленности после каждого тренировочного задания регистрируется частота сердечных сокращений. В табл. 16 представ­лены значения частоты сердечных сокращений и преимущественной направленности физиологической мощности выполненной работы.

Направленность тренировочныхНагрузок с учетом ОсновныхПутей энергообеспечения

ЧСС (уд/мин) Направленность
100-130 Аэробная (восстановительная)
140-170 Аэробная (тренирующая)
160-190 Анаэробно-аэробная (выносливость)
170-200 Лактатная-анаэробная (спец. выносливость)
170-200 Алактатная-анаэробная (скорость-сила)

Для оценки адаптации спортсменов к тренировочным нагрузкам рекомендуется процедура исследования физической работоспособно­сти сердечно-сосудистой системы при проведении пробы Руффье. Проба проста в проведении и расчете и может быть выполнена трене­ром перед каждой тренировкой. Процедура тестирования начинается с измерения ЧСС в покое, сидя, после 5-минутного отдыха (Р1). Затем выполняется 30 глубоких приседаний за 45 с с выпрямлением рук пе­ред собой. Во время подъема руки опускаются вдоль туловища. Сра­зу же после окончания 30 приседаний измеряется пульс (Р2) в положе­нии стоя, а после минутного отдыха — в положении сидя (РЗ).

Оценка скорости восстановления пульса (индекс Руффье) произ­водится по формуле:

Качественная оценка работоспособности представлена в табл. 17.

Таблица 17 Оценка адаптации организма спортсмена к предыдущей работе

Качественная оценка Индекс Руффье
Отлично 2 и менее
Хорошо 3-6
Удовлетворительно 7-10
Плохо 11-14
Очень плохо 15-17
Критическое 18 и более

2.4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций в про­цессе тренировочных занятий. Она органически связана с физичес­кой, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как эле­мент практических знаний. Основным объемом теоретических знаний обучающиеся овладевают на учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования.

На этапе начальной подготовки необходимо ознакомить учащих­ся с правилами гигиены, спортивной дисциплины и соблюдением чи­стоты в спортивном сооружении. Большое внимание необходимо уде­лять рассказам о традициях рукопашного боя, его истории и предназ­начении. Причем в группах НП знакомство детей с особенностями спортивного единоборства проводится непосредственно перед заня­тиями или в ходе разучивания каких-либо двигательных действий, обращается их внимание на то, что данный прием лучше всех выпол­нял такой-то известный спортсмен. Основное внимание при построе­нии бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гор­дость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких спортив­ных результатов.

В группах УТ и СС учебный теоретический материал распростра­няется на весь период обучения. Знакомство с требованиями спортив­ных занятий проводится в виде бесед перед началом тренировочных занятий. Темами таких бесед, в зависимости от возраста, должны стать и история физической культуры вообще, и история рукопашного боя, и методические особенности построения тренировочного процесса, и закономерности подготовки к соревнованиям и т. д.

В теоретической подготовке этих групп необходимо большое вни­мание уделять системе контроля и самоконтроля за уровнем подго­товленности и состоянием здоровья. Необходимо ознакомить спорт­сменов с правилами ведения спортивного дневника, личными карта­ми тренировочных заданий и планами построения тренировочных циклов. Примерная программа теоретических занятий для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования пред­ставлена в табл. 18.

— контроль за состоянием здоровья занимающихся;.

Thelib. info

15.01.2017 23:28:19

2017-01-15 23:28:19

Источники:

Https://thelib. info/pedagogika/1510988-individualnaya-karta-sportsmena/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *