Рубрики
Диагностичекий

Курсовая. Диагностика развития познавательного интереса у дошкольников в доу

Диагностическая методика афонькиной ю. а. и урунтаевой г. а афонькиной ю. а

Курсовая. Диагностика развития познавательного интереса у дошкольников в доу

Разработанная Л. Н. Прохоровой диагностическая методика «Маленький исследователь» предполагает выбор картинок со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (игровой уголок, уголок художественно-эстетического творчества, уголок развивающей речевой среды).

Детям предложили осуществить из четырех один выбор: «К тебе в группу Пришел маленький Исследователь. Чем Бы Ты Порекомендовал Ему Позаниматься?». Ответы записываются цифрами 1

– игровой центр, 2 – центр художественно-эстетического творчества, 3 – центр книги и речевой среды, 4 — центр экспериментирования.

Баллы начисляются соответственно (см. таблица 1).

Отношение детей к экспериментальной деятельности (октябрь 2018 г.)

Высокий уровень отношения детей к экспериментальной деятельности – ребенок предпочитает экспериментирование любой другой деятельности.

Средний уровень отношения детей к экспериментальной деятельности – ребенок чаще всего выбирает уголок развивающей речевой среды или уголок художественно-эстетического творчества.

Низкий Уровень Отношения Детей К Экспериментальной Деятельности – ребенок другим видам деятельности предпочитает игру.

Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру осуществлялась с помощью следующих методик:

Дидактическая игра «Отгадай предмет».

Дидактическая игра «Два домика».

Задание «Опиши картинку».

Исследования по всем заданиям проходили во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком, участвующем в эксперименте.
Диагностическая Методика 1 Дидактическая Игра «Отгадай Предмет»

Цель: выявить у детей умение задавать вопросы познавательного характера, стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца.

Материал: предметы рукотворного мира (холодильник, телефон, грузовой автомобиль).
Ход Диагностического Исследования

Ребенку предлагалось отгадать предмет, загаданный экспериментатором. Для этого ребенок должен был рассмотреть предметы и задавать вопросы о них. Если ребенку не удавалось отгадать предмет, ему предлагали самому загадать загадку о предмете: описать предмет, не называя его.

Выявление уровней познавательного интереса ребенка к предметному миру производилась нами в баллах по следующим показателям:

Высокий уровень: 5 баллов – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, ребенок отгадывал предмет сразу, рассматривая его, задал не менее 3 вопросов познавательного характера; рассказывая о предмете, выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета.

Средний уровень: 3-4 балла – ребенок отгадывал предмет сразу, но рассматривая его, задал не менее 1-2 вопросов познавательного характера; рассказывая о предмете, не выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета знает.

Низкий уровень: 0-2 балла – ребенок отгадал предмет не сразу, но рассматривая его, не задавал вопросы познавательного характера; рассказывая о предмете, не выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета знает.

Результаты исследования по первой методике представлены в таблице 2.
Методика 2 Дидактическая Игра «Два Домика»

Цель: выявить проявление отношения ребенка к предметному миру, умение детей классифицировать предметы рукотворного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о предметном мире.

Материал: два домика, карточки с изображением различных предметов рукотворного мира (стол, стул, ложка, кастрюля) и природного мира (дерево, цветок, лиса, заяц).
Ход Диагностического Исследования.

Как ты понимаешь, что такое рукотворный мир?

Чем отличается рукотворный мир от природного мира?

Для чего человек создает предметы?

Что было бы, если бы не было предметов рукотворного мира?

Высокий уровень – 5 баллов – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие умения детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о мире, наблюдается проявление активности в познании, самостоятельности.

Средний Уровень – 3-4 балла – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие умения детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, но объяснять свои действия ребенок не пытается, наблюдается проявление самостоятельности.

Низкий уровень: 0-2 балла – отсутствует отклик на познавательную задачу, ребенок задание выполняет, подчиняясь просьбе взрослого, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру четко не наблюдается, умеет классифицировать предметы рукотворного и природного мира, но свои действия не объясняет, отмечается наличие самостоятельности (см. Таб. 3).
Методика 3 «Опиши Картинку»

Для работы была подобрана сюжетная картинка с изображением животных в типично человеческих ситуациях (см картинку).

Исследования проходили во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком, участвующим в эксперименте.

Показывая ребенку картинку, задать как можно больше вопросов к ней, побуждая после каждого вопроса словами: «А что еще? О чем еще можно спросить?»

Во время работы подсчитать количество вопросов, которые ребенок задает по картинке.

Вопросы, связанные с непониманием или неприятием детьми условности изображенной ситуации, т. е. действий животных в человеческих ситуациях.

Описательные вопросы, которые в совокупности составили бы описание картинки.

Вопросы, расширяющие изображенную ситуацию.

Содержательные вопросы, которые направлены на раскрытие сути изображенного на картинке события.

Высокий уровень – 9-12 баллов: с помощью задаваемых вопросов ребенок пытается выйти за пределы изображенной ситуации и понять суть и причины происходящего на картинке. Дети задают 3-4 вопроса с преобладанием вопросов третьего и четвертого типов.

Средний Уровень: 5-8 баллов: большое количество вопросов (больше 2) второго типа.

Возможно появление 1-2 вопросов третьего типа.

Низкий Уровень: 0-4 балла: дети придумывают к каждой картинке 1-2 вопроса с преобладанием 1 и 2 типа или отказываются от выполнения задания и подменяют поставленную задачу своей (описывают события или персонажей, изображенных на картинке).

Общий результат по используемым диагностическим методикам на начальном этапе эксперимента представлен нами в таблице 5.

Отношение детей к экспериментальной деятельности октябрь 2018 г.

Topuch. ru

06.03.2020 14:37:18

2020-03-06 14:37:18

Источники:

Https://topuch. ru/diagnostika-razvitiya-poznavatelenogo-interesa-u-doshkolenikov-v2/index. html

Пособие по диагностике восприятия цвета для детей старшего дошкольного возраста. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам. » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностическая методика афонькиной ю. а. и урунтаевой г. а афонькиной ю. а

Пособие по диагностике восприятия цвета для детей старшего дошкольного возраста

Пособие по диагностике восприятия цвета для детей старшего дошкольного возраста

пособие по диагностике восприятия цвета для детей старшего дошкольного возраста

Модифицированная методика Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленая на изучение Восприятия цвета.

Условия проведения исследования: индивидуально с детьми Старшего дошкольного возраста; состоит из 4 серий, каждая серия включает 3 подсерии (основные, дополнительные Цвета и оттенки некоторых Цветов); интервал между сериями один день.

Представим описание данной методики.

Цель методики: выявление сформированности Восприятия цвета у старших дошкольников с сохранным и нарушенным зрением.

Первая серия: выбор Цвета по наглядному образцу.

Процедура проведения: перед ребенком ставятся коробочки, окрашенные в основные дополнительные Цвета и оттенки некоторых Цветов, дается набор кружков таких же Цветов и оттенков (по 5 штук каждого Цвета).

Инструкция: разложи кружочки по коробочкам в соответствии с их Цветом, Цвет называть не надо.

Вторая серия: размещение Цвета по наглядному образцу.

Процедура проведения: ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого Цвета, карту-образец и пустую карту.

Инструкция: разложи кружки на пустой карте так же, как на образце.

Третья серия: выбор Цвета при назывании его взрослым.

Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного Цвета.

Инструкция: я буду называть тебе Цвет, а ты найди кружочек такого же и покажи мне.

Четвертая серия: самостоятельное называние Цвета.

Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного Цвета.

Инструкция: назови Цвета каждого кружка. Если ребенок называет кружки близких Цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по Цвету.

— выбор и размещение Цвета по наглядному образцу;

— выбор Цвета при самостоятельном назывании и назывании его взрослым.

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за ошибку или отказ от задания 0 баллов. Максимальное количество баллов за все задания 72, за одно задание 18. Мы определили уровни сформированности Восприятия цвета В соответствии с количеством набранных баллов: 0-15 баллов – низкий уровень, 16-17 баллов – средний, 18 баллов – высокий.

Взяв за основу выделенные критерии, Мы гипотетически определили и описали следующие уровни:

I уровень (высокий) : размещает Цвета по наглядному образцу, группирует предметы по Цвету, находит Цвет по называнию его взрослым, самостоятельно называет Цвет. Задания выполняет самостоятельно и правильно – 18 баллов.

II уровень (средний) : начинает группировать предметы по Цвету, размещает Цвета по наглядному образцу после небольшой помощи педагога, испытывает небольшие затруднения при нахождении Цвета по называнию его взрослым, затрудняется в называние Цвета самостоятельно, опирается на «опредмечивание» Названия: как помидорчик, красного Цвета. Задания выполняет с незначительной помощью педагога – 16-17 баллов.

III уровень (низкий) : начинает группировать предметы по Цвету, размещает Цвета по наглядному образцу с помощью педагога, испытывает затруднения при нахождении Цвета по называнию его взрослым, не называет Цвета. Задания выполняет с помощью педагога или отказывается от выполнения – 0-15 баллов.

Мы полагаем, что данная методика позволит нам детально выявить особенности сформированности зрительного Восприятия цвета у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением.

Литература: Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, Воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина; под ред. Г. А. Урунтаевой, – М. : Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.

предметно-развивающая среда в подготовительной группе

Предметно-развивающая среда в подготовительной группе Уголок природы: тут же разместила Центры: науки, краеведения и экспериментирования родительский уголок в раздевалке: информацию.

широкая масленица на нижегородской ярмарке!

Широкая масленица на Нижегородской ярмарке! Я люблю фотографировать и хочу представить вам фото с масленичной недели на Нижегородской православной ярмарке Очень уж мне нравится.

Предметно-развивающая среда в подготовительной группе Уголок природы: тут же разместила Центры: науки, краеведения и экспериментирования родительский уголок в раздевалке: информацию.

Широкая масленица на Нижегородской ярмарке! Я люблю фотографировать и хочу представить вам фото с масленичной недели на Нижегородской православной ярмарке Очень уж мне нравится.

— выбор цвета при самостоятельном назывании и назывании его взрослым.

Www. maam. ru

10.03.2019 22:03:11

2019-03-10 22:03:11

Источники:

Https://www. maam. ru/detskijsad/posobie-po-diagnostike-vosprijatija-cveta-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-po-metodike-g-a-uruntaevoi-i-yu-a-afonkinoi. html

Диагностические методики для психолого-педагогического изучения де-тей раннего возраста » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностическая методика афонькиной ю. а. и урунтаевой г. а афонькиной ю. а

Диагностические методики для психолого-педагогического изучения де-тей раннего возраста

Диагностические методики для психолого-педагогического изучения де-тей раннего возраста

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Диагностические методики для п сихолого — педагогического изучени я детей раннего возраста:

1. Диагностика развития познавательного уровня

2. Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

3. Методика «Разрезные картинки»

4. Пространственный гнозис

5. Диагностика способов деятельности.

6. Методика «Вкладыши» («Мисочки»)

7. Методика «Почтовый ящик» («Коробочка форм») (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)

8. Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

9. Диагностика развития игры .

10. Диагностика развития двигательной сферы.

11. Исследование памяти

12. Игра «Что изменилось — чего не стало»

13. Методика «Зрительный диктант»

14. «Асимметричное» постукивание

15. Динамическая организация двигательного акта «Перебор пальцев»

16. Тесты испытания «умственной одаренности» в младенческом возрасте (Ф. Кюльман 1912 г.)

17. Методика определения уровня развития мыслительных и сенсорных процессов, разработанная Г. А.Урунтаевой и Ю. А.Афонькиной.

18. Шкалы психомоторного развития А. Гезелла

Список используемой литературы

1. Диагностика Развития познавательного уровня

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Цветовой гнозис (4 цвета : красный, синий, желтый, зеленый)

Различение от 1,5—2 лет;

Выбор по названию — в 2—3 года;

Самостоятельность названия — в 2,5—3 года.

Стимульный материал : цветные наборы дидактических игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек».

• Аналогично предъявляются другие задания.

Сличение — от 1,5—2 лет;

Выбор по названию — в 2 года;

Самостоятельность названия — в 3 года.

Стимульный материал : круг (шарик, квадрат (кубик, прямоугольник (кирпичик, треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов.

1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);

2) «покажи, где кубик»;

Стимульный материал : 10—12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).

1) «покажи, где нарисован. «;

2) «что нарисовано?» или «что это?»

В 1,5—2 года называют 4—5 картинок.

В 2,5 года называют многие предметы из Групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.

В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие Понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

2. Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Стимулъный материал : шесть пар одинаковых предметных картинок.

Выбор из двух карт инок — в 2 года;

Выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

3. Методика «Разрезные картинки»

Стимульный материал : картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.

Разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5—3 года;

Разрезная картинка из трех фрагментов — в 3 — 3,5 года.

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5— З лет)

Стимульный материал : кубики, прямоугольные бруски (кирпичики, треугольные призмы (крыша, полусферы разных цветов.

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для Детей 3 лет является неадекватным);

2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

4. Пространственный гнозис

Стимулъный материал : мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)«, «Иди вперед (назад)«.

2,5—3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1—2 заданиях, легко корректируются;

3,5—4 года — выполняют все задания.

5. Диагностика Способов деятельности.

Складывание пирамидки. Складывание матрешки

Стимульный материал : пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.

Снимают кольца с пирамидки — в 1 год;

Собирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5—2,5 года;

Собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания — в 3—3,5 года; работа зрительным соотношением.

1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;

2) простое манипулирование (специфическая манипуляция);

3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает, не учитывая свойств предмета);

4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);

5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).

Дети 3 лет с Сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам Свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

6. Методика «Вкладыши» («Мисочки»)

Стимульный материал : семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.

1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия);

2) специфические манипуляции (познавательные);

3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);

4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);

6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к друг у;

7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только

До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5—3 годам Свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по Возрасту , следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высокому, Свидетельствует в пользу ребенка . Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.

7. Методика «Почтовый ящик» («Коробочка форм») (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)

Стимульный материал : деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

До 3 лет допускается силовая проба;

В 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру. Пробы:

Ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру; Примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг — к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга. Зрительное Соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.

8. Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

Стимульный материал и Исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.

15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;

18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2—3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит игрушку на новом месте;

2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу — каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий;

2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;

3 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

9. Диагностика развития игры .

Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.

Анализ уровня развития Игры:

1) неадекватные действия с игрушкой;

2) манипуляция с предметами — до 2 лет;

3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.);

4) процессуальная игра с элементами замысла — от 2—3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.);

5) сюжетная игра — к 3 годам.

10. Диагностика Развития двигательной сферы.

Статическая и динамическая координация определяются по следующим Параметрам:

1 год — самостоятельная ходьба;

1,5—2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;

2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;

3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12—15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.

Одновременность движений : по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

Отчетливость движений : ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий.

Тонкие движения пальцев рук

Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.

2 года — повторяют штрихи, рисуют круги;

2,5—3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — «головонога».

Губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку);

Щек (надуть и втянуть щеки);

Языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка «горку»).

Наличие девиации языка, асимметрия оскала Свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые, объем (доводятся ли движения до конца, переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

11. Исследование памяти

Выполнить по памяти серию Инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

1,5 года — выполняют 3 действия;

2 года — выполняют 3—4 действия;

3 года — выполняют 5 действий.

12. Игра «Что изменилось — чего не стало»

Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

Невыполнение задания Свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

13. Методика «Зрительный диктант»

Стимульный материал : три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Для Детей 2—2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки;

Для Детей 3—4 лет — найти две повторяющиеся картинки;

Для Детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.

Инструкция : «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики). Как можно быстрее. Но не ошибайся».

Скорость выполнения одной таблицы — 1,5 минуты.

1) повышенная отвлекаемость (Нарушение концентрации внимания);

2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);

3) «застреваемость» внимания (нарушение переключаемости, слабая способность переходить с одного объекта на другой;

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).

При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения Учитываются: контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

А) легкий, быстрый контакт;

В) контакт устанавливает с трудом;

Г) уходит от контакта;

Д) протестная реакция.

А) взгляд фиксирует (не фиксирует);

Б) устойчивое (неустойчивое);

В) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;

Д) с явлениями генерализации.

3. Фон настроения :

Б) несколько повышен (снижен);

4. Реакция на поощрение и Порицание:

В) с повышением (понижением) результативности работы;

Г) корректировка деятельности;

Д) отсутствие реакции;

Е) отказ от деятельности при порицании;

Ж) агрессивная реакция на порицание;

З) дезорганизация деятельности.

14. «Асимметричное» постукивание

1 — я часть задания — воспроизвести по подражанию 5—9 серий движений из переменного постукивания два раза одной рукой и один раз—другой (условное обозначение: «2—1»).

Во 2-й части задания порядок ударов противоположный («1—2»). Задание предлагается дважды: в быстром (8—9 серий, каждая серия 5 с) и более медленном (5—6 серий, каждая серия за 7 с) темпе. При затруднениях вводятся речевой просчет ударов, игровая ситуация.

4 балла — умеренный темп в 1-й части задания, но замедляющийся во 2-й;

3 балла — замедленность движения с тенденцией к дезавтоматизации в 1-й части; во 2-й — выраженная истощаемость, пропульсивные удары; ребенок замечает ошибки, принимает помощь;

2 балла — выраженная истощаемость, много пропульсивных ударов в 1-й части; во 2-й — персеверации, одинаковость движений обеих рук, малая эффективность помощи;

1 балл — беспорядочное отстукивание, помощь неэффективна.

15. Динамическая организация двигательного акта «Перебор пальцев»

Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий движений), которое должно производиться обеими руками сначала в медленном (2— 3 серии движений, каждая серия за 5 с), а потом в максимально быстром темпе (5—7 серий движений, каждая серия за 3 с). При затруднениях вводятся игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем — раз, два, три, четыре» или: «Ты командир, а твои пальчики — солдаты, командуй: раз, два, три, четыре. »

4 балла — выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе;

3 балла — дезавтоматизация движений на истощение;

2 балла — явления персевераторности на истощение;

1 балл — выраженная персевераторность движений.

16. Тесты испытания «умственной одаренности» в младенческом возрасте (Ф. Кюльман 1912 г.)

1.Поднесение руки или предмета ко рту. Вложить в правую руку кубик или другой легкий предмет. Наблюдать, потянет ли в рот. Повторить то же с левой рукой. Если опыт не удался, наблюдать, не будет ли ребенок подносить руку ко рту

Движение направленно, а не случайно

2.Реакция на звук. Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. Повторные хлопки с интервалом не менее 1 мин.

Реакция в форме вздрагивания или другого движения

3.Координация глазных яблок. Держать ребенка спиной к свету, перемещать перед глазами крупный блестящий предмет в разных направлениях. Расстояние от лица – 75 см

Правильная координация перемещения глаз к краям глазных щелей

4.Слежение за предметом в боковом поле зрения. Держать спиной к свету. Медленно вводить в поле зрения крупный светящийся предмет из-за спины ребенка

Поворот головки или глаз

5.Морганье. Резкие движения перед глазами

1.Удержание головки и сидение. Посадить ребенка, подложив под спину подушку

Удерживает головку вертикально. Сидит в течение 5-10 с.

2.Поворот головы на звук. Держать за правым ухом по телеграфному ключу на расстоянии 60 см. Быстро пощелкать одним, затем другим. При неудаче повторить опыт с колокольчиком или окликом

Более или менее быстрый поворот головы в сторону звука

3.Отведение большого пальца. Вкладывание карандаша или кубика размером 2-3 см в ладонь ребенка

Предмет должен быть сжат всеми пятью или большим и указательным пальцами

4.Удержание предмета в руке. Вкладывание в руки кубика, мячика и т. д.

Удержание более длительное, чем при рефлекторном схватывании

5.Движенье рук в направлении к предмету. Протянутый яркий предмет в пределах достижения ребенка

Уверенное протягивание руки к предмету

1.Стояние и сидение. Ребенка усаживают и оставляют без поддержки и опоры, затем ставят на пол

Стоит 5 с., сидит 2-3 мин.

2.Речь. Повторение слогов вслед за взрослыми или самостоятельно

Самостоятельное произнесение или повторение 2-3 слогов

3.Подражательные движения. Помахать на расстоянии 60 см от лица ребенка погремушкой, затем – вложить ее в руку. При невыполнении задания потрясти рукой ребенка

Безошибочное повторение движений

4.Рисование. Карандашом сделать несколько штрихов по бумаге. Дать карандаш ребенку. При невыполнении поводить рукой ребенка.

Стремление воспроизвести штрихи. Отсутствие бесцельных движений

5.Предпочтение. Из ряда знакомых предметов выяснить, какой предпочитает. Затем опыт повторить

Повторное предпочтение отдельных предметов

Питье частыми глотками, а не всасывание

Попытки самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой

Произнесение простых слов («папа», «мама»,»да», «нет»). Понимание вопросов без сопровождения жестикуляцией

4.Сплевывание. Положить в рот кусочек хлеба, смоченный в уксусе

5.Распознание. Узнавание нарисованных предметов

Интерес к отдельным картинкам, свидетельствующий о знании предметов

1.Показ названных предметов. Демонстрация восьми картинок с изображением различных предметов

Должны быть названы и показаны пять из восьми предметов

2.Подражательные движения. Поднять перед ребенком руки вверх. Предложить ему сделать то же. Похлопать в ладоши. Предложить повторить. Заложить руки за голову. Предложить сделать то же.

Правильное воспроизведение двух-трех движений

3.Выполнение простых поручений. Перекатывание мячика. Повторить действие с расстояния 4,5 метра. Предложить ребенку бросить мяч, затем поднять его и положить на пол.

4.Копирование круга. На глазах ребенка начертить один-два крруга. Предложить выполнить задание самостоятельно. При неудаче повторить показ, ведя рукой ребенка

Самостоятельное вычерчивание круга

Разворачивание перед тем, как положить в рот.

Следует обратить внимание, что показатели психического развития, на которые опирается шкала Кюльмана, в значительной мере отстают от норм психического развития детей соответствующих возрастных групп в настоящее время.

17. Методика определения уровня развития мыслительных и сенсорных процессов, разработанная Г. А.Урунтаевой и Ю. А.Афонькиной.

Описание практических методик

1 год-1 год 6 месяцев

1.»Найди колечко». В ряд лежат параллельно друг другу тесемки (толстые нити, веревочки) одинаковой длины, к одной из которых привязано кольцо. Предлагают ребенку достать кольцо.
2.»Прокати матрешку». На тележке стоит матрешка. Вокруг вертикального штыря, находящегося на краю тележки, перекинута тесьма, концы которой повернуты к ребенку и идут параллельно друг к другу

Наблюдают, способен ли ребенок обнаружить и исследовать готовые межпредметные связи

Оценивают: насколько развито ли восприятие соперемещения предметов, как ребенок эмоционально реагирует на приближение предмета-цели

1 год 6 месяцев — 2 года

1.»Достань колечко». На противоположной от ребенка стороне стола лежит колечко, рядом палочка. Ребенку предлагают достать колечко, не трогая его руками.
2. «Что в трубке лежит?» В прозрачной трубке лежат шарики или другие мелкие игрушки. Рядом находится палочка. Предлагают ребенку достать шарики

Выясняют, удается ли ребенку установить взаимосвязь между предметом и орудием

Определяют: доступность восприятия предметов в динамике их соперемещения; учитывает ли ребенок форму, пространственное положение предметов

1 год 6 месяцев – 2 года 6 месяцев

1. «Поехала кукла в гости». На столе стоит тележка с куклой. На тележке имеется вертикально закрепленный стержень. Рядом лежит палочка с кольцом на конце. Предлагают ребенку прокатить куклу, не трогая тележку руками.
2.»Ловись рыбка». В тазу с водой плавают пластмассовые рыбки, рядом лежит сачок. Предлагают ребенку поймать рыбок.
3.»Достань шарики». В высокой прозрачной банке плавают шарики, рядом лежит черпачок. Предлагают ребенку достать шарики.

Анализируют, способен ли ребенок достичь результат, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета.

Отмечают, способен ли ребенок использовать орудие, которое перемещается в разных направлениях, учитывая форму предметов.

Перед ребенком стоит одноцветный прямоугольный кубик с отверстиями. В отверстия кубика нужно вставить втулки с плоскими шляпками (рукой втулки до само шляпки плотно вставить в отверстие трудно и нужно забить молотком). Предлагают детям вставить втулки

Выявляют, как ребенок устанавливает связь между несколькими предметами для объединения их в целое посредством орудия

Оценивают, как ребенок воспринимает предметы в динамике соперемещений, воздействий и изменений, а также отмечают особенности выделения частей и целого.

18. Шкалы психомоторного развития А. Гезелла

Шкалы Гезелла в своем первоначальном виде появились в 1925 году. Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. На первом году жизни тестовые карты позволяют следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году — в 3 месяца, начиная с третьего года жизни — раз в полугодие.

Психомоторное развитие оценивается по пяти основным областям

1) адаптивное поведение: восприятие взаимоотношений частей целого, их интеграцию; координацию движений глаз и рук в достижении и захватывании предметов; использование моторных возможностей для достижения практических целей; способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и действовать в них на основании имеющегося опыта;

2) грубая моторика: постуральные реакции, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба;

3) тонкая моторика: использование руки и пальцев в схватывании и манипулировании с объектами;

4) речевое развитие включает все видимые и звуковые формы коммуникации: выражение лица, жесты, постуральные движения, вокализацию, слова, фразу и предложения. Правильно артикулированная речь зависит от социального окружения, но требует определенной зрелости сенсорно-моторных и кортикальных систем;

5) социализация личности отражает реакции ребенка на социально-культурное окружение. Хотя социализация зависит от особенностей самой личности и ее окружения, тем не менее есть определенные возрастные нормативы, отклонения от которых имеет диагностическое значение.

Образцы поведения подразделяются на временные и постоянные. Временными называются те, которые далее трансформируются или заменяются более совершенными (в скобках указан возраст их исчезновения). Некоторые временные образцы образуют последовательность, другие заменяются полностью. В переходной фазе могут наблюдаться оба вида.

Проведение диагностической оценки развития включает 5 этапов:

1. Сбор анамнеза и предварительная беседа:

На данном этапе необходимо собрать информацию о семье, её составе; течении беременности, родов, периода новорожденности; о темпах развития до настоящего момента, поведении в текущий период; непосредственном социальном окружении.

Благодаря предварительной беседе можно достичь эффективного контакта с ребёнкомЛучше поначалу уделять больше внимания родителям, а не ребёнку, таким образом ребёнок поймёт, что у Вас нет никаких агрессивных намерений по отношению к нему. Можно предложить ребёнку игрушку. Если он её возьмёт из ваших рук, рук незнакомого человека, значит можно осторожно, не торопясь, приступать к тестированию.

Беседа с родителями должна носить спокойный и доброжелательный характер. Вопросы должны подразумевать однозначный ответ, при необходимости нужно иллюстрировать их примерами. Доверие родительским ответам обязательно, но имеет смысл переспросить родителей ещё раз, если данная ими информация не совпадает с Вашим впечатлением от ребёнка.

2. Исследование поведения в соответствии с протоколом и порядком проведения:

Тестирование должно проводиться в промежуток времени, когда ребёнок наиболее активен и спокоен, то есть, когда имеются предпосылки для получения лучших результатов. До 18-месячного возраста собеседование и обследование могут быть совмещены в одном сеансе, далее, особенно после 2,5 лет, для выяснения исходного состояния требуется четкое отделение первого и второго этапов.

Порядок выполнения тестовых заданий подробно расписан в электронном пособии.

3. Запись результатов и диагностический обзор всего собранного материала:

Минимальная запись — заполнение карты с проставлением в ней плюсов и минусов. Рекомендуется иметь видеозапись, стенографическую запись комментария наблюдаемого поведения.

4. Обсуждение и рекомендации для родителей:

Присутствие родителей при тестировании поможет им понять, каким образом производится обследование, лучше представить сущность имеющихся проблем. Обстановка беседы должна быть самой располагающей, не должно быть ни тени пренебрежения, неуважения к ребёнку.

5. Письменный отчёт.

Следует отметить, что исследование проводится не только по профилю соответствующего возраста, но и по предыдущему и последующему профилям с целью выявления базового и верхнего уровня развития в той или иной области.

Для проведения диагностики всех компонентов психомоторного развития потребуются следующие материалы:

· Мячики: большой и маленький.

· Колокольчик с деревянной ручкой.

· Стеклянная бутылочка и пилюли из сахара.

· Бубенчики на ленточке.

· Красное кольцо на веревочке

· Тестовые объекты: карандаш, ключ, ножик, монета, т. е. предметы, используемые в повседневной жизни.

· Взвешенные блоки: 6 штук.

· Карта с нарисованными на ней зеленым цветом геометрическими фигурами и соответствующие фигуры красного цвета.

· Десять деревянных красных кубиков.

· Чашка из алюминия.

· Доска с вкладывающимися в нее формами.

· Карты с картинками: а) собачка, ботинок, чашка, дом; б) часы, корзина, книга, флаг, листик, звезда.

· Книжка с детскими стихами.

· Карточки для срисовывания с нарисованными жирными линиями фигурами.

· Тестовые объекты для тестирования по Стэнфорду — Бине (карта и геометрические фигуры к ней, рисунок неоконченного человечка).

Запись результатов наблюдения ведется следующим образом:

(+) — образец поведения хорошо развит, является неотъемлемой частью поведения ребенка.

(±) — образец поведения наблюдается, как случайный или скопированный, но не постоянный.

(-) — постоянный образец в поведении отсутствует, или временный не заменен более зрелым.

Если временный образец, свойственный данному возрасту полностью отсутствует, т. к. ребенок демонстрирует опережающее развитие, то ставится знак (+++).

Таким образом, знаки (+) и (±) обозначают, что данные навыки присутствуют и ребенок прошёл тестовый пункт, а знак (-) обозначает обратное. На полях могут быть проставлены комментарии отсутствию того или иного навыка: О — явный отказ, Н — невозможность выполнить задание в связи с наличием органических причин.

Дикретированный возраст (y) разделить на количество пунктов (na). Результат деления умножить на количество минусов (nb).

Дикретированный возраст — это интервал между ключевыми возрастами шкал Гезелла (например, на трертьем году жизни этот интервал составляет 6 мес., на втором — 3 мес., а на первом году жизни измеряется в неделях).

В любой из пяти областей уровнем развития считается возраст, когда сочетание плюсов переходит в сочетание минусов.

Стимульный материал кубики, прямоугольные бруски кирпичики, треугольные призмы крыша, полусферы разных цветов.

Infourok. ru

23.10.2020 18:55:05

2018-04-13 04:26:32

Источники:

Https://infourok. ru/diagnosticheskie-metodiki-dlya-psihologopedagogicheskogo-izucheniya-detey-rannego-vozrasta-3297146.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.