Рубрики
Диагностичекий

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возрастаметодическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Диагностическая методика развития речи детей старшего дошкольного возраста

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной.

Скачать:

ВложениеРазмер
diagnostika_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta. doc 106 КБ

Предварительный просмотр:

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной.

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 — 20 минут). Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания могут предлагаться и без наглядных средств (на знакомых словах), но лучше использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки).

Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже — низкий уровень)

При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.

Задачи речевого обследования детей подготовительной к школе группы

Словарь. Выявить умения:

1.Активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации.

2.Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.

3. Понимать и употреблять разные значения многозначных слов.

4.Дифференцировать общие понятия.

Грамматика. Выявить умения:

1.Образовывать названия детенышей животных, подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

2.Образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения ( потанцуй, спрячься, искал бы ); родительного падежа ( зайчат, жеребят, ягнят ).

3.Строить сложные предложения разных типов.

Фонетика. Выявить умения:

1.Дифференцировать пары звуков [з] — [с] ; [ш] — [ж] ; [л] — [р] ; различать твердые и мягкие звуки.

2 . Изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания.

3 . Подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь. Выявить умения:

1.В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

2. Составлять описание, повествование или рассуждение.

3. Развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

I Серия заданий (словарь и грамматика)

1. Ты уже знаешь много слов. Что означает слово автобус, тарелка, обувь?

1) Ребенок правильно объясняет значение слов:( это транспорт, это посуда, ее надевают на ноги );

2) называет отдельные признаки, действия;

3) называет 1 – 2 слова.

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1 – 2 слова к прилагательному ( глубокая яма, глубокое море );

2)подбирает слова к 2 – 3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному ( высокий забор ).

3. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь?

1) Называет несколько значений этого слова ( иглы у ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу );

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

4.Какая у ежа игла?( острая ) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1) Ребенок называет несколько предметов( острый нож, острая пила, острые ножницы );

2)правильно подбирает два слова;

3)называет одно слово.

4. Придумай предложение со словом игла.

1) Составляет сложное предложение ( Игла нужна, чтобы шить );

2) составляет простое предложение ( Иглой делают укол );

3)называет только одно слово.

6. Подбери слова, близкие по смыслу: «Бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный …( оживленный, довольный )»

«Он не просто шел, а…( мчался, несся, летел )»

1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

2)называет 2 – 3 слова;

3)подбирает только одно слово.

7. Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой Бельчонок, которого обидели вернулся домой…( грустный, печальный, обиженный ). Обиженный Бельчонок не прыгал, не бежал, а….( плелся, тащился, брел )»

1)Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

2)называет 2 – 3 слова;

3)подбирает только одно слово.

8. Ответь полным предложением: «Что сделал бы богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча?»( стал бы с ним сражаться, спас бы кого-нибудь ).

1)Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

2)подбирает два слова;

3)называет только одно слово.

9. Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать

1)Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2)подбирает два слова;

3)называет одно слово.

10. Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?

1)Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме ( зайчонок, зайчата, много зайчат );

2)называет правильно только одну форму;

3)не выполняет задания.

11. Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы ( собака – щенок, щенки, много щенят; корова – теленок, телята, двое телят; лошадь – жеребенок, жеребята, много жеребят; овца – ягненок, ягнята, много ягнят ).

1)Ребенок называет все слова правильно;

2)называет два – три слова;

3)говорит одно слово.

12. Где живут звери? ( в лесу ) Какие слова можно образовать со словом лес? ( лесной, лесовик, лесник, лесничий, лесовичок, лесок, лесочек )

1)Называет более двух слов;

2)называет два слова;

3)повторяет заданное слово.

13. Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?

1)Ребенок правильно исправляет все предложения;

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

II Серия заданий (звуковая культура речи)

1. В названии каких животных слышится звук «р», звук «р ’ »?( тирг, корова, баран, жираф, леопард ).

2. Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з» ( железо, жалюзи ).

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие и свистящие;

2)допускает 1- 2 ошибки;

3) не справляется с заданием.

3. Скажи скороговорку: «Тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом.

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2)недостаточно четко произносит;

3)не владеет умением замедлять, убыстрять темп речи.

4. Произнеси фразу «Я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2)передает только вопросительную интонацию;

3)повторяет повествовательную интонацию.

5. Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был?

1)Ребенок ритмично заканчивает фразу;

2)отвечает, нарушая ритм;

3)говорит одно слово.

III Серия картинок (связная речь)

1.Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1)Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.( Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежика острые иголки. Они нужны ему, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах. );

2)рассказывает, опуская начало или конец;

3)перечисляет отдельные качества.

2.Воспитатель предлагает серию из 4 картинок, объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1)Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

2)рассказывает с помощью взрослого;

3)перечисляет нарисованное на картинках.

3.Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1)Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2)составляет рассказ с помощью взрослого;

3)не справляется с заданием.

Развитие связной речи ребенка подготовительной группы, помимо указанных выше показателей, оценивается по специальным, которые характеризуют основные качества связного высказывания.

1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков, действий). Если ребенок придумывает сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; идет перечисление признаков.

2.Композиция высказывания: наличие трех структурных частей, выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; наличие лишь двух структурных частей – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл.

3.Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.

4. Разнообразные типы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом ) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.

5.Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.

6.Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.

Данные диагностики вносятся в протокол для каждого ребенка, а затем в сводную таблицу.

Протокол обследования речевого развития ребенка подготовительной к школе группы

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной.

ВложениеРазмер
diagnostika_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta. doc 106 КБ

Выявить умения.

Nsportal. ru

27.01.2020 2:07:34

2020-01-27 02:07:34

Источники:

Https://nsportal. ru/detskiy-sad/logopediya/2018/09/05/diagnostika-razvitiya-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам. » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностическая методика развития речи детей старшего дошкольного возраста

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста

«Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: оценить словарь и проанализировать словарный запас (установление наличия/ отсутствия наименований в словаре детей, освоение тематического словаря минимума, сравнение результатов для установления динамики развития лексики, установление степени разнообразия и богатства словаря).

Оборудование: картинки, предметы.

1) детям предлагается описать предмет на основе зрительного восприятия;

2) рассказ по памяти, из личного опыта;

3) творческий (продуманный рассказ);

4) беседа о видах, классификациях (в зависимости от темы);

5) рассказ в процессе игровой деятельности;

6) рассказ в процессе трудовой деятельности.

Дать оценки словаря: высокий уровень — слово правильно используется и употребляется независимо от ситуации; средний — слово имеется в словаре, но применяется ошибочно или ограниченно, только в определенных ситуациях; низкий — слово отсутствует в активном и пассивном словарях.

Для анализа словарного запаса: высчитывается коэффициент лексического богатства (на основе подсчетов слов в тексте в единицу времени: в начале года ребенок использовал 22 слова в минуту, в конце года — 30 слов), коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребительных слов.

Методика № 2 (Ф. Г. Даскалова).

Цель: проверить понятия значений слов.

Оборудование: тест — словарь ( для детей 5 лет).

Детям предлагаются задания на определение «что такое …?», «что значит слово …?». Используются тест — словари, включающие имена существительные двух типов (конкретные и абстрактные). Список слов, включенный в тест — словарь: езда, врач, змея, фрукты, девочка, язык, стул, ухо, зуб, товарищ, смерть, суп, любовь, мир, боль, жара, голод.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для детей пяти лет — 60. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов (если оценочный коэффициент приближается к 1, то это говорит о богатстве словаря и об успешности овладения понятийным значением слов).

Оценка: высокий уровень — правильных ответов от 15 до 20, средний — от 7 до 14, низкий — от 0 до 6.

Методика № 3 «Классификация понятий».

Цель: выявить уровень обобщения.

Оборудование: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек.

Педагог называет понятия, обозначающие группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных.

В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Высшая оценка — 30 баллов.

Оценка: высокий уровень — от 20 до 30 баллов, средний — от 10 до 19, низкий от 0 до 9.

Методика № 4 «Подбор синонимов».

Цель: выявить уровень подбора синонимов.

Оборудование: словесный материал.

Проводится в форме игры «Скажи по — другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, близкое по смыслу слово. Предъявляется 10 слов: хмурый, старый, веселый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.

Ребенок получает 1 балл, если подобранное слово является синонимом, 0 балл, если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

Оценка: высокий уровень — от 8 до 10 баллов, средний — от 4 до 7, низкий — от 0 до 3.

Методика № 5 «Подбор определений».

Цель: выявить уровень подбора определений.

Оборудование: словесный материал.

Проводится в форме игры с лова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов : платье, береза, девочка, яблоко, лиса ( платье — какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?»).

Высшая оценка 20 баллов. 2 балла — если придумано более 3 слов, 1 балл — если придумано менее 3, 0 баллов — если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова.

Оценка: высокий уровень — от 14 до 20 баллов, средний — от 7 до 14, низкий — от 0 до 6.

2) Изучение лексико — грамматического строя речи.

Методика № 1 «Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям».

Цель: выявить уровень сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

Оборудование: словесный материал.

Детям предлагается выслушать фразу, и определить, какие формы употреблены не правильно (как ты думаешь, я все правильно сказала? что неверно? как надо сказать?).

Словесный материал: девочка «рисовает» красками, а мальчик лепит из глины «матрешков»; я ем «спелый красный яблок»; мальчик пришел домой и сказал маме, что был в «кине»; у конуры лежит собака с «пять щенят»; я построю много домов из «песков».

2 рассказ по памяти, из личного опыта;.

23040.maam. ru

27.04.2017 6:02:07

2017-04-27 06:02:07

Источники:

Https://23040.maam. ru/maps/news/348118.html

Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностическая методика развития речи детей старшего дошкольного возраста

Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностика – это конкретный прием, который позволяет выявить на основании результатов тестирования определенный уровень развития человека.

Диагностический комплекс по исследованию познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Необходимо отметить, что результаты, полученные в ходе диагностики, представляют собой приближенную информацию об умственном развитии. Ее использование для суждения или формулировки выводов, может быть только в совокупности с иными результатами, полученными в ходе других исследований.

Стандартный блок диагностических методик включает в себя четыре методики, направленные на выявление различных аспектов познавательного развития детей старшего дошкольного возраста:

    ориентировка в окружающем пространстве; умение выделять существенные признаки из общего; уровень развития наглядно-образного мышления; умения устанавливать последовательность событий.

С целью исследования данных сторон познавательного развития старшего дошкольника, могут быть использованы следующие диагностические методики:

Игра «Нелепица» — ребенок рассматривает картинку, на которой изображено большое количество событий. Его задача найти нелепости и искажения реальности, «ошибки» художника. «Четвертый лишний» — ребенку предлагается четыре картинки или предмета. Необходимо убрать лишнее, обосновав свой выбор. Диагностическая методика Л. А. Вагнера – ребенку предлагаются вырезанные из бумаги формы, из которых он должен собрать предметное изображение в соответствии с представленным эталоном. Выполнение этой задачи позволяет определить исследователю умение детей оперировать сенсорными эталонами. Использование сюжетных картинок – ребенок должен рассказать о том, что он видит на картинке, что там изображено и какие действия выполняют героя картинки. Рассказа ребенка отражает уровень развития у него связной речи, умении самостоятельно логично и последовательно излагать мысли.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста предполагает обязательное использование комплекса методик. Только в этом случае можно говорить о всестороннем исследовании и достоверности полученных данных.

Характеристика некоторых диагностических методик

Методика «Дерево желаний», автор В. С. Юркевич.

Цель методики: определение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Материалы: картинки, сопровождаемые словесными воображаемыми ситуациями.

Ход методического исследования: исследователь сообщает ребенку о том, что он знает волшебника способного исполнить несколько его желаний, перенести в желаемое место и т. д. Спрашивает у ребенка, чтобы он попросил у волшебника в первую очередь и т. д. Первые ответы ребенка регистрируются, среди них выбираются наиболее познавательные и интересные.

Полученные ответы обрабатываются, чем интереснее, необычнее и познавательнее ответ, тем выше за него балл получает ребенок. При этом суждение ребенка рассматриваются по более широкой шкале, чем – высокий, средний и низкий. В шкалу входят такие показатели как «очень высокий» и «очень низкий».

Методика «Наблюдение за проявлениями учебно-познавательной активности».

Суть методики. Во время разных видов деятельности, педагог наблюдает за детьми, их реакциями на его вопросы, ответами и т. д. Все это фиксируется.

Основные единицы проявления внешней активности у детей старшего дошкольного возраста в ходе диагностического исследования:

    двусторонняя активность – ребенок стремится самостоятельно ответить на поставленные педагогом вопросы, после ответов он испытывает удовлетворение; односторонняя активность – ребенок охотно отвечает на вопросы педагога, но при этом он не проявляет инициативу, чтобы ответить на них. То есть для ответа педагог сам выбирает ребенка и просит дать ответ; активность на уровне микрогруппы – ребенок активен только внутри своей микрогруппы, вне ее он не стремится отвечать на вопросы педагога и не проявляет активности во время учебного занятия; отклонение от учебного процесса – ребенок не принимает активного участия в учебном процессе, он отвлекается, разговаривает с соседями, не смотрит на педагога и т. д.

Требования к педагогу, организующему диагностику познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста

Для того чтобы проводимая диагностика была результативной и успешной, к педагогу, который ее организует и проводит, предъявляется ряд профессиональных требований.

Требования к педагогу, проводящему исследование познавательного развития детей старшего дошкольного возраста:

Умение точно, выразительно, кратко и логично излагать материал, добиваться понимания детьми диагностического материала, уметь использовать в работе разнообразные методы изложения и активизации детей в учебно-познавательном процессе. Умение удерживать интерес и внимание детей на диагностическом материале, использовать собственные знания на практике, самостоятельно адекватно оценивать свою учебно-познавательную деятельность, поведение и поступки. Владение конструктивно-организаторскими умениями, которые включают в себя умения: планировать педагогический процесс, подбирать методические и диагностические материалы, организовывать деятельность детей в разных режимных моментах. Диагностические навыки, которые заключаются в умении определять особенности психического и физического состояния детей старшего дошкольного возраста. Уметь устанавливать эффективные взаимоотношения с детьми, родителями, педагогами и администрацией образовательного учреждения.

Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями.

Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностика – это конкретный прием, который позволяет выявить на основании результатов тестирования определенный уровень развития человека.

Необходимо отметить, что результаты, полученные в ходе диагностики, представляют собой приближенную информацию об умственном развитии. Ее использование для суждения или формулировки выводов, может быть только в совокупности с иными результатами, полученными в ходе других исследований.

Стандартный блок диагностических методик включает в себя четыре методики, направленные на выявление различных аспектов познавательного развития детей старшего дошкольного возраста:

    ориентировка в окружающем пространстве; умение выделять существенные признаки из общего; уровень развития наглядно-образного мышления; умения устанавливать последовательность событий.

С целью исследования данных сторон познавательного развития старшего дошкольника, могут быть использованы следующие диагностические методики:

Игра «Нелепица» — ребенок рассматривает картинку, на которой изображено большое количество событий. Его задача найти нелепости и искажения реальности, «ошибки» художника. «Четвертый лишний» — ребенку предлагается четыре картинки или предмета. Необходимо убрать лишнее, обосновав свой выбор. Диагностическая методика Л. А. Вагнера – ребенку предлагаются вырезанные из бумаги формы, из которых он должен собрать предметное изображение в соответствии с представленным эталоном. Выполнение этой задачи позволяет определить исследователю умение детей оперировать сенсорными эталонами. Использование сюжетных картинок – ребенок должен рассказать о том, что он видит на картинке, что там изображено и какие действия выполняют героя картинки. Рассказа ребенка отражает уровень развития у него связной речи, умении самостоятельно логично и последовательно излагать мысли.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста предполагает обязательное использование комплекса методик. Только в этом случае можно говорить о всестороннем исследовании и достоверности полученных данных.

Отклонение от учебного процесса ребенок не принимает активного участия в учебном процессе, он отвлекается, разговаривает с соседями, не смотрит на педагога и т.

Spravochnick. ru

03.12.2020 12:02:15

2020-12-03 12:02:15

Источники:

Https://spravochnick. ru/pedagogika/diagnostika_poznavatelnogo_razvitiya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.