Рубрики
Диагностичекий

Методика «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой

Диагностическая методика сюжетные картинки модифицированный вариант калининой

Методика «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой

Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания.

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Инструкция: Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Методика «Как поступать»

Методика предназначена для выявления у отношения ребенка к нравственным нормам.

Инструкция к тесту:

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он себя в ней повел.

Первая ситуация: во время переменки один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?

Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка и интерпретация результатов теста

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы положительная эмоциональная реакция улыбка, одобрение и т.

Cyberpedia. su

03.09.2017 13:31:19

2017-09-03 13:31:19

Источники:

Https://cyberpedia. su/16xb2ce. html

Диагностика понимания норм и правил поведения, умения давать нравственную оценку ситуации | Материал (старшая, подготовительная группа): | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностическая методика сюжетные картинки модифицированный вариант калининой

Диагностика понимания норм и правил поведения, умения давать нравственную оценку ситуацииматериал (старшая, подготовительная группа)

Диагностика понимания норм и правил поведения, умения давать нравственную оценку ситуации
Материал (старшая, подготовительная группа)

Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми проводится индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения детьми используются две методики ‒ «Сюжетные картинки» и «Закончи историю» (для детей старшего дошкольного возраста).

Диагностическая методика «Сюжетные картинки»

(модифицированный вариант Р. М. Калининой)

В картинках для детей представлены следующие полярные по своим характеристикам нравственные нормы:

I. доброта-жадность (Содержание картинок: 1) мальчик угощает всех конфетами из коробки, улыбается, 2) девочка закрывает руками все игрушки от окруживших ее детей),

II отзывчивость-равнодушие (Содержание картинок: 1) маленькая девочка плачет, другая — ее утешает, выражение лица второй девочки сочувствующее, 2) один мальчик плачет над сломанной машинкой, другой показывая на него пальцем смеется),

III. дружелюбие-конфликтность (Содержание картинок: 1) дети вместе дружно играют на ковре, 2) два ребенка отбирают друг у друга игрушечную лошадку),

IV. аккуратность – неаккуратность (Содержание картинок: 1) девочка причесывается перед зеркалом, 2) девочка в грязном платье, непричесанная вырывает листы из книги.)

V. вежливость-невнимание к взрослым (Содержание картинок: 1) ребенок предлагает женщине стул, она улыбается, 2) бабушка сидит грустная, держится за голову; мальчик играет на барабане, смеется).

Инструкция педагога: «Я буду показывать тебе разные картинки про детей. Выбери картинки, на которых дети ведут себя хорошо, и на которых плохо». Картинки предъявляются детям попарно. После предъявления каждой пары картинок детям старшего дошкольного возраста задается вопрос «Почему ты так думаешь?»

После выполнения первого задания пред ребенком поочередно по одной раскладывают картинки II, III, V пар и предлагают вопросы «Какое настроение у людей на этой картинке? Как ты думаешь, что они чувствуют? Почему?»

0 баллов — Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. В старшем дошкольном возрасте ребенок или неправильно называет чувства других людей или отказывается от ответа на этот вопрос.

1балл – Ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия, эмоциональные проявления не выражены при оценке поступков. Старший дошкольник не может соотнести настроение людей на картинках с конкретной ситуацией, объяснить их.

2 балла – Правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Ребенок правильно называет чувства людей, но не всегда может объяснить их причину.

3 балла – Ребенок правильно отбирает поступки детей, обосновывает свой выбор. В старшем дошкольном возрасте — называет моральную норму, эмоциональные реакции на поступки героев ситуации адекватны, ярки.

Для детей старшего дошкольного возраста данные диагностики дополняются результатами методики «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р. М. Калинина).

Методика «Закончи историю»

Цель — изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость – лживость, внимание к людям — равнодушие).

Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил,…Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила. Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил. Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

0 баллов — Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.

1 балл – Ребенок по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет.

2 балла — Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нравственную нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла — Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены ребенком, как он понимает особенности чувств других людей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план на год «Формирование моральных норм и правил» ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Приобщение к эллементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральным). Через развитие игровой деятельности, художественную литературу, беседы.

«Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право». Бабаева Н. А., Скорынина О. А.

Авторами предложена учебно-методическая разработка по организации правовой недели с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка дает возможность эффективно построить нравственно – правовую.

Характеристика методик психологической диагностики, представленных в комплекте диагностических журналов для проведения комплексной оценки результатов освоения программы «От рождения до школы».

Предлагаемая краткая характеристика методик психологической диагностики, представленных в комплекте диагностических журналов для проведения комплексной оценки результатов освоения программы «От рожден.

Формирование нравственных норм и правил у старших дошкольников

Работа по воспитанию у дошкольников этических норм поведения.

Презентация для педагогов «Формирование нравственных норм и правил у старших дошкольников».

Формирование культуры поведения старших дошкольников.

ПАМЯТКА «Нравственные нормы и правила в дошкольном возрасте»

Подчиняясь нравственным нормам, дошкольники учатся контролировать свои желания и эмоции. У них формируется понимание, что существует «хочу», но его нужно соотносить с «можно» и.

Дидактический (картинный) материал для диагностики понимания обращенной речи неговорящих детей

Данный материал можно использовать как с неговорящими детьми, так и с говорящими.

Тематический план на год «Формирование моральных норм и правил» ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Саша ответил, Что ответил Саша.

Nsportal. ru

30.09.2018 5:02:55

2018-09-30 05:02:55

Источники:

Https://nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/09/07/diagnostika-ponimaniya-norm-i-pravil-povedeniya-umeniya

ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, Методы и методики исследования — Правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностическая методика сюжетные картинки модифицированный вариант калининой

ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Цель исследования: изучение правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что конфликтность детей дошкольного возраста зависит от уровня правового сознания, то есть чем выше уровень правового сознания, тем ниже уровень конфликтности.

1) Подобрать диагностические материалы и выбрать базу исследования.

3) Провести диагностику уровня конфликтности и уровня правового сознания детей дошкольного возраста.

4) Проанализировать полученные результаты.

В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста 6 — 7 лет в количестве 60 человек, посещающие МБДОУ № 32 городского округа город Салават Республики Башкортостан.

Исследование проводилось в первой половине дня, что является наиболее оптимальным для детей данного возраста.

В нашем исследовании мы использовали 3 группы методов:

1) Теоретические (методы классификации и систематизации, метод обобщения, сравнительный метод);

2) Эмпирические (метод тестирования, анкетирования). В качестве диагностики использовались следующие методики:

1. Методика «Я имею право…» (С. А. Богданова).

2. Методика «Лесенка» (В. Г. Щур).

3. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

4. Методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р. М. Калининой).

5. Критерии выявления агрессивного ребенка (М. Алворд, П. Бейкер).

3) Метод статистической обработки — U — критерий Манна-Уитни для выявления различий в двух выборках.

Итак, дадим краткое описание используемых в исследовании диагностических методик.

Методика «Я имею право…» (С. А. Богданова) (Приложение 1).

Цель: выявить область правовых знаний.

Стимульный материал: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребёнка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции: ребёнок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т. д.; жетон — символ «Я имею право» (представлен в виде знака «+»).

Ход обследования: предложить детям выбрать те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, разложить около жетона — символа «Я имею право», затем объяснить свой выбор, зарегистрировать результаты в протоколе.

Анализ и интерпретация данных: в протоколе подсчитывается количество правильно выбранных картинок у каждого ребёнка и для каждого положения Конвенции; анализируется наличие или отсутствие знаний о тех или иных правах.

3 балла — ребёнок правильно выбрал сюжетную картинку, соответствующую статье Конвенции, смог объяснить свой выбор;

2 балла — ребёнок правильно выбрал сюжетную картинку при напоминании, смог объяснить свой выбор;

1 балл — ребёнок правильно выбрал сюжетную картинку, но не смог объяснить свой выбор;

0 баллов — правильная картинка выбрана не была.

0 -19 баллов — низкий уровень

20 — 39 баллов — средний уровень

40 — 57 баллов — высокий уровень.

Методика «Лесенка» (В. Г. Щур) (Приложение 2).

Цель: определить уровень самооценки.

Самооценка зарождается и развивается в контексте общения с другими людьми. От того, насколько позитивным был опыт общения с окружающими, будет зависеть степень благополучия отношений ребёнка к себе и к другим. Гармоничная и адекватная самооценка может служить твёрдым и позитивным фундаментом для развития отношений со сверстниками.

Стимульный материал: рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек, бумажные фигурки мальчика и девочки, которую можно ставить на лесенку.

Ход обследования: ребёнку показывают рисунок лестницы, дают бумажную фигурку мальчика или девочки (в зависимости от пола тестируемого).

Инструкция: «Посмотри на эту лестницу. На самой высокой ступеньке стоят хорошие, добрые, послушные ребята; на средней — хорошие дети, но они иногда балуются и шалят; внизу — непослушные, злые мальчики и девочки. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? Куда тебя поставят родители (воспитатели, ребята из твоей группы)?».

Важно проследить, правильно ли понял ребёнок объяснения взрослого. В случае необходимости следует повторить его.

При анализе результатов необходимо обратить внимание, куда ребёнок сам себя поставил. Положение на нижних ступеньках говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе.

— 0 баллов — ребёнок ставит себя в основном на нижние ступеньки, свой выбор не обосновывает, либо ссылается на мнение взрослого;

— 1 балл — ребёнок может поставить себя на нижнюю ступеньку 1 раз;

— 2 балла — ребёнок ставит себя на верхние ступеньки, аргументирует свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого;

— 3 балла — ребёнок ставит себя на верхние ступеньки, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка других людей такая же, либо несколько ниже.

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (Приложение 3).

Цель — определить уровень тревожности у детей.

Стимульный материал: 14 рисунков размером 8,5/11 см, изображающих типичные для дошкольников ситуации. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки и для мальчика. Лицо не нарисовано, дан лишь контур головы. Есть два дополнительных рисунка с улыбающимся и печальным лицом.

Ход обследования: показывая картинку предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?».

Выбор заносится в протокол, который затем подвергается количественному анализу.

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен процентному соотношению числа эмоционально негативных выборов у общему числу рисунков.

В зависимости от уровня индекса тревожности, дети подразделяются на 3 группы:

А) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%),

Б) средний (ИТ от 20% до 50%),

В) низкий (ИТ от 0 до 20%).

Диагностическая методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р. М. Калининой) (Приложение 4).

Цель: изучение особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми.

Стимульный материал: картинки, на которых представлены следующие полярные по своим характеристикам нравственные нормы:

I. доброта — жадность;

II отзывчивость — равнодушие;

III. дружелюбие — конфликтность;

IV аккуратность — неаккуратность;

V вежливость — не внимание к взрослым.

Ход обследования: исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

После предъявления каждой пары картинок детям старшего дошкольного возраста задается вопрос «Почему ты так думаешь?»

После выполнения первого задания пред ребенком поочередно по одной раскладывают картинки II, III, V пар и предлагают вопросы «Какое настроение у людей на этой картинке? Как ты думаешь, что они чувствуют? Почему?»

Инструкция: разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Обработка и интерпретация результатов теста:

0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют;

1 балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны;

2 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо;

3 балла — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции.

В зависимости от полученных баллов:

0 -6 баллов — низкий уровень

7 — 11 баллов — средний уровень

12 — 15 баллов — высокий уровень.

Результаты данной методики позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.

Критерии выявления агрессивного ребенка (М. Алворд, П. Бейкер) (Приложение 5).

Цель: выявление признаков агрессивности.

Стимульный материал: анкета для родителей.

Методика содержит 8 критерий оценки агрессивности ребенка. Может быть проведена с детьми дошкольного и школьного возраста.

Оценка результатов: если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным

0 — 3 балла — нет признаков агрессии

4 — 8 баллов — есть признаки агрессии.

В качестве метода математической статистики был использован коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена. Он подходит к нашим условиям т. к. позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками: уровнем правовых знаний и показателями других методик

Итак, мы дали краткое описание используемых в эмпирическом исследовании диагностических методик и определились с математическим критерием. Теперь перейдем к описанию полученных данных в ходе качественной и количественной обработки.

— на безнравственный.

Studbooks. net

11.12.2019 8:57:28

2019-12-11 08:57:28

Источники:

Https://studbooks. net/1624440/psihologiya/empiricheskiy_analiz_issledovaniya_psihologicheskih_osobennostey_razresheniya_konfliktov_doshkolnom_vozraste

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.