Рубрики
Диагностичекий

Эмоциональная идентификация диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Изотовой)

Диагностическая методика эмоциональная идентификация для детей младшего школьного

Эмоциональная идентификация диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Изотовой)

В настоящее время «Эмоциональная идентификация» используется в практике как основная методика для детей дошкольного возраста и ее модификация — для младшего школьного возраста.

Направленность методики:

· Общая — выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития;

· Диагностическая серия № 1, № 2:

Выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций — восприятия и понимания эмоциональных состояний;

· Диагностическая серия № 2:

· определение уровня произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть);

· выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений;

· выявление фактора эмоциональной напряженности.

Показатели методики:

1. восприятие экспрессивных признаков (мимических);

2. понимание эмоционального содержания;

3. идентификация эмоций;

4. вербализация эмоций;

5. воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность);

6. актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений;

7. индивидуальные эмоциональные особенности (фактор эмоциональной напряженности, форма эмоционального реагирования, эмоциональный стиль).

Дифференциация результатов по показателям 3, 41 5 осуществляется по трем уровням: низкому, среднему, высокому.

Дифференциация результатов по показателям 6, 7 осуществляется по качественным характеристикам.

Дифференциация результатов по показателям 1, 2 осуществляется по типологическому соответствию.

Диагностическая серия № 1 (для детей 4—5 лет)

Этап 1 Стимульный материал: 4—6 карточек с изображениями гномов.

Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили — были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида (ябеда) АГА. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.

В процессе инструкции осуществляется показ мимикой. При необходимости проанализировать соответствие имени каждого гнома определенному эмоциональному состоянию. Далее показать 4 — 6 карточек с лицами гномов.

Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда, завида (ябеда). Как ты догадался?

При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, вид помощи.

Этап 2

Стимульный материал: лист белой бумаги, цветные карандаши.

Инструкция: А какой гномик тебе нравится больше? Почему? Расскажи о нем (нарисуй его). А какой гномик тебе нравится меньше всех? Почему? Расскажи о нем (нарисуй его).

Дата рождения Возраст

Дата обследования Время _

Модальность (характеристика гномика)

Примечания
Рассказ
Особенности рисунка

Диагностическая серия № 1

(для детей 5—6 лет и детей 6—7 лет)

Этап 1

Стимульный материал: лист белой бумаги, цветные карандаши, 6 карт с изображениями лиц гномов.

Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили — были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида (ябеда) АГА. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.

В процессе инструкции осуществляется показ мимикой, при необходимости проанализировать соответствие имени каждого гнома определенному эмоциональному состоянию. Далее показать поочередно 6 карт с лицами гномов.

Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, завида (ябеда), привереда. Как ты догадался?

При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, вид помощи.

Инструкция 3: А какой гномик тебе нравится больше? Почему? Расскажи о нем. А какой гномик тебе нравится меньше всех? Почему? Расскажи о нем.

Этап 2

Стимульный материал: карта с цветным изображением 6 гномов (лица не прорисованы), цветные карандаши.

Инструкция: Однажды гномики попросили художника нарисовать их всех вместе на одном портрете. А художник забыл (не успел) нарисовать им лица. Может быть, ты закончишь портреты, ты же знаешь, как гномики выглядят? С кого начнешь? Выбирай! У каждого гнома свой любимый цвет, поэтому все колпачки должны быть разноцветные. Как ты думаешь, какой колпачок подходит каждому гному?

При затруднениях использовать показ мимикой, показ карточек с лицами гномов. В процессе выполнения задания фиксировать очередность выбора при прорисовке лиц, цвет колпачка, вербальное сопровождение, вид помощи.

Жили — были неразлучные друзья гномы весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида ябеда АГА.

Cyberpedia. su

23.05.2018 15:58:07

2018-05-23 15:58:07

Источники:

Https://cyberpedia. su/26xa971.html

Методика изучения особенностей идентификации и воспроизведения (кодирования и декодирования) эмоций детьми дошкольного и младшего школьного возраста — Закономерности и инварианты эмоционального развития детей и подростков » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностическая методика эмоциональная идентификация для детей младшего школьного

Методика изучения особенностей идентификации и воспроизведения (кодирования и декодирования) эмоций детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Методика изучения особенностей идентификации и воспроизведения (кодирования и декодирования) эмоций детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Методика была разработана автором в контексте эмпирического исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста в 1994 г. Стандартизация методики была проведена в 1994-1995 гг. на детях 4-5 лет (82 человека), 5-6 лет (106 человек), 6-7 лет (109 человек), посещающих дошкольные учреждения Москвы, Красноярска, Владивостока, Новороссийска. Рестандартизация методики была проведена в 2001-2002 гг. на детях старшего дошкольного (70 человек) и младшего школьного (118 человек) возраста, посещающих ГОУ г. Москвы. В настоящее время методика используется для определения особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также в качестве диагностического инструмента для исследования особенностей социальной перцепции в детском возрасте.

    • особенности восприятия и понимания эмоций различных модальностей; • особенности идентификации эмоциогенных ситуаций; • индивидуальные особенности эмоциональной сферы; • уровень произвольного выражения эмоций различной модальности; • объем и структура эмоциональных представлений; • опыт эмоциональных переживаний.

Показатели методики:

    1. Восприятие экспрессивных признаков (мимических). 2. Понимание эмоционального содержания. 3. Идентификация эмоций. 4. Вербализация эмоций. 5. Воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность). 6. Актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений. 7. Индивидуальные эмоциональные особенности (фактор эмоциональной напряженности, форма эмоционального реагирования, эмоциональный стиль).

Дифференциация результатов по показателям 3, 4 и 5 осуществляется по трем уровням: низкий, средний, высокий.

Дифференциация результатов по показателям 6 и 7 осуществляется по качественным характеристикам.

Дифференциация результатов по показателям 1 и 2 осуществляется по типологическому соответствию (типы по Щетининой).

    • демонстрация стимульного материала; • описание эмоционального состояния человека и соответствующих жизненных ситуаций; • обобщение экспрессивного (выразительного) и импрессивного (переживательного) компонентов эмоций; • соотнесение полного (фотография) и схематичного (пиктограмма) изображений признаков эмоций; • наглядная и скрытая трансформация стимульного и вспомогательного материалов (зональное и структурное изменение пиктограмм, фотографий, рисунков и т. д.); • обыгрывание, вербализация, прорисовка идентифицированных объектов; • имитация эмоциональных состояний; • активизация лицевой мускулатуры (мимическая гимнастика); • произвольная саморегуляция экспрессии с использованием зеркала; • фиксирование эмоциональных проявлений (произвольных и непроизвольных) с помощью протоколов и диагностических карт.

Стимульный материал: пиктограммы (схематичное изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц людей (детей) с различным эмоциональным выражением, карточки с изображениями ситуаций различного эмоционального значения.

Ход методики

Этап 1

Стимульный материал: набор из четырех картинок с изображениями эмоциональных ситуаций (день рождения, драка, расставание, нападение) [1] .

Инструкция: «Я буду тебе показывать картинки с разными историями, а ты будешь рассказывать про людей на этих картинках».

Картинки показываются ребенку по одной, к следующей переходят только после анализа и использования всех видов помощи (см. ниже). Первой лучше использовать картинку с легко идентифицирующейся эмоциональной ситуацией (день рождения).

После каждого предъявления ребенку задаются вопросы: «Как ты думаешь, что произошло (случилось) с этими людьми? Почему у них такие лица? Что они чувствуют? Как называется такое чувство (настроение) ?»

В процессе выполнения задания в протоколе фиксируются точность (адекватность) идентификации эмоциональной ситуации, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции в мимике и жестах, фактор ситуативной реактивности на определенную ситуацию или персонажа, вид помощи в каждом предъявлении. Форма протокола приведена ниже.

Этап 2

Стимульный материал: набор из шести фотографий и шести пиктограмм с изображениями лиц людей (радость, печаль, гнев, страх, отвращение, стыд/вина) [2] .

Инструкция: «Перед тобой с одной стороны лежат фотографии людей с разными настроениями, а с другой — карточки с зашифрованными лицами этих людей. Постарайся найти их и разложить по парам».

Фотографии и карточки с пиктограммами раскладываются перед ребенком с двух сторон — справа и слева. Ребенок должен соединить их попарно. Следует обратить внимание на то, какой вид стимульного материала (фотографии или пиктограммы) ребенок использует в качестве эталона. В случае затруднений используется для показа одна из эмоций (любая). После каждого предъявления ребенка необходимо спросить, как он отгадал лицо.

В процессе выполнения задания в протоколе фиксируются адекватность выбора пар, номер адекватной попытки, обоснование выбора, вид помощи.

Стимульный материал: настольное зеркало, набор из четырех фотографий с изображением лиц людей (радость, печаль, гнев, страх).

Инструкция: «Теперь давай поиграем. Перед тобой четыре картинки. Выбирай себе любую, посмотри на нее внимательно и загадай своим лицом то настроение (эмоцию, чувство), которое у человека на фотографии. Если я отгадаю правильно, то ты мне отдашь фотографию, если — нет, то загадаешь еще раз».

Карточки перед ребенком должны быть расположены изображением вверх. Он выбирает любую. В случае затруднений при воспроизведении эмоции следует предложить ребенку настольное зеркало для самоконтроля или совместно с ребенком выполнить несколько упражнений мимической гимнастики для активизации лицевой мускулатуры.

В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе выбор эмоции, степень выразительности, локализацию мимических проявлений, степень произвольности, вид помощи.

Примечание. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста позволяют в данной диагностической серии использовать наряду с наглядно-образными стимульными средствами (картинки) Вербальные стимулъные средства (описание различных эмоциональных ситуаций). Вербальные стимульные средства характеризуются определенностью эмоционального значения той или иной ситуации. Кроме того, они незаменимы при отклонениях в развитии восприятия. При анализе необходимо учитывать различия при воспроизведении эмоции с фотографии (имитация мимических признаков) и произвольное воспроизведение различных эмоций.

Для диагностики детей младшего школьного возраста 7-10 лет используется диагностическая схема С-2, расширенный набор картинок с изображениями эмоциональных ситуаций (10 штук), включающий ситуации Ссоры (обида) и Болезни (сопереживание), а также пиктограммы (10 штук), включающие Интерес и Спокойствие. Кроме того, произвольное воспроизведение различных эмоциональных состояний (10 модальностей) осуществляется ребенком по вербальной установке психолога.

Дата рождения ___ Возраст

Дата обследования__ Время _

Этап 1

Модальности

Обоснование

Основные ситуации

Праздник (день рождения)

Дополнительные

Этап 2

Пиктограммы

Обоснование

Пиктограммы

Обоснование

Этап 3

Воспроизведение (три попытки)

Локализация мимических проявлений: (рот, глаза, брови, другое)

Особенности воспроизведения эмоций:

Диагностическая карта Виды психологической помощи:

    1. Ориентационная помощь (о) — вид помощи, основанный на вербальной ориентации ребенка в процедурных особенностях выполнения диагностического задания. Помощь заключается в дублировании инструкции, наводящих и вспомогательных вопросах. Ориентационная помощь является критерием возрастно-адаптированной (детской) психодиагностики и ее использование не меняет диагностических результатов. 2. Содержательная помощь (с) — вид помощи, основанный на вербальном объяснении способов выполнения диагностических задач, а также на наглядном показе (обучение через пояснение, показ). Содержательная помощь рассматривается как обучающая попытка и интерпретируется как способность ребенка к продуктивному обучению. 3. Предметно-действенная помощь (п-д) — вид помощи, основанный на конкретных совместных действиях с ребенком по выполнению диагностических задач. Предметно-действенная помощь констатирует низкий уровень сформированное™ возрастных показателей эмоционального развития, возможность эмоциональных отклонений и нарушений. Осуществляется с целью побуждения ребенка к взаимодействию (инициатива психолога) в случае высокой ситуативной тревожности или с целью завершения начатого действия для достижения продуктивного эффекта.

Ниже в таблице поуровневой дифференциации результатов диагностики анализируются возрастные показатели эмоционального развития детей от четырех до семи лет с учетом типа помощи, оказываемой психологом в процессе диагностики. Возрастные показатели дифференцируются по трем уровням развития: высокий, средний, низкий.

Индивидуальные показатели эмоционального развития интерпретируются с помощью качественных характеристик.

Таблица «Поуровневая интерпретация результатов»

Интерпретация

Восприятие и понимание эмоциональных явлений и состояний (идентификация эмоций)

Высокий уровень: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии четырех модальностей) с использованием ориентационной помощи.

Средний уровень: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии трехчетырех модальностей) с использованием содержательной помощи.

Низкий уровень: затруднения в опознании и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии по всем модальностям) с использованием двух видов помощи (содержательной, предметнодейственной)

Высокий уровень: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии шести модальностей) без использования помощи.

Средний уровень: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотографии четырех-шести модальностей с использования одного вида помощи (содержательной).

Низкий уровень: затруднения в опознании и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу (фотоэталон) всех модальностей с использованием двух видов помощи (содержательной, предметно-действенной)

Высокий уровень: комплексная интерпретация эмоциогенных ситуаций четырех основных и четырех дополнительных модальностей в сочетании со схематизацией экспрессивного эталона.

Средний уровень: комплексная интерпретация эмоциогенных ситуаций четырех основных и двух-четырех дополнительных модальностей в сочетании с частичной схематизацией экспрессивного эталона при использовании одного вида помощи (содержательной).

Низкий уровень: затруднения в комплексной интерпретации эмоциогенных ситуаций всех модальностей при отсутствии или частичной схематизации экспрессивного эталона с использованием двух видов помощи (содержательной, предметно-действенной)

Структура эмоциональных представлений

Возрастной норме (Средний уровень) соответствует выделение экспрессивных признаков, причин возникновения базовых и некоторых социальных эмоций

Возрастной норме (Средний уровень) соответствует выделение экспрессивных и импрессивных признаков, содержательных характеристик с обозначением причин возникновения эмоций

Возрастной норме (Средний уровень) соответствует комплексное представление об эмоциональном процессе, включая его причины и последствия

Уровень произвольного выражения эмоций

Возрастной норме (Средний уровень) соответствует способность произвольного воспроизведения различных эмоций в игровой и коммуникативной деятельности

Возрастной норме (Средний уровень) соответствует способность произвольного воспроизведения различных эмоций в игровой и коммуникативной деятельности в сочетании с выраженным контролем за своими мимическими проявлениями в различных социальных контекстах

Высокий уровень: адекватность произвольной мимической имитации по образцу (фотоэталон) четырех основных и четырех дополнительных модальностей с выраженной комплексной локализацией мимических признаков (активизация всей лицевой мускулатуры).

Средний уровень: адекватность произвольной мимической имитации по образцу (фотоэталон) четырех основных и двух-четырех дополнительных модальностей с частичной локализацией мимических признаков (активизация нижнего или верхнего мимического паттерна*).

Низкий уровень: затруднения произвольной мимической имитации по образцу (фотоэталон) всех модальностей в сочетании со слабой активизацией нижнего или верхнего мимического паттерна (гипомимия)

Напомним, что каждая эмоция имеет свои наиболее выразительные черты в одной из мимиогенных зон лица, которые являются ведущими признаками экспрессии (горе, страх — верхний экспрессивный паттерн (мимические зоны лба, бровей и глаз); гнев, страх, радость, отвращение — нижний экспрессивный паттерн (носогубные складки, рот и подбородок). Точнее идентифицируются целостные мимические выражения, включающие изменения во всех зонах лица одновременно (интегральная схема экспрессии).

Качественная интерпретация индивидуальных показателей

Эмоциональный опыт ребенка определяют эмоциональные проживания конкретных событий или ситуаций различного модального содержания (радостного, печального, страшного и пр.). Учитываются события, вызвавшие у ребенка эмоции высокой интенсивности, то есть эмоциональные реакции на высоком пороге реагирования. Именно такие переживания определяют знак эмоционального опыта (негативный, позитивный). Для интерпретации необходимо выявить реальные стимул-события в жизни ребенка, возраст ребенка на момент их проживания, особенности его эмоционального реагирования, а также факт эмоционального «застревания» ребенка на данной ситуации или людях (предметах), ее напоминающих.

Объем эмоционального опыта (когнитивного и аффективного) определяют индивидуализированные знания об эмоциях. Чем шире и глубже знания ребенка о различных эмоциональных переживаниях, тем полнее объем его эмоционального опыта. Для интерпретации необходимо констатировать наличие знаний о всех представленных психологом эмоциональных модальностях.

Под фактором эмоциональной напряженности (ФЭН) понимается проявление в повседневном поведении симптомов эмоциональной возбудимости, эмоциональной заторможенности или ситуативной реактивности как негативных показателей эмоционального развития ребенка. Учитываются реакции, повторяющиеся с определенной периодичностью и характеризующие состояния беспокойства, тревоги, страха.

Повышенная эмоциональная возбудимость проявляется в необоснованных и длительных эйфорических настроениях, которые часто сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью, переходящих в навязчивые двигательно-речевые комплексы.

Эмоциональная заторможенность проявляется в полном или частичном отсутствии эмоциональных реакций, адекватных для детей данного возраста. Так называемая «эмоциональная тупость» обусловлена состоянием тревожности и страха высокой степени, которое блокирует механизм адекватного реагирования. Часто эмоциональная заторможенность (полная) сопровождается мутизмом, то есть отказом от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В некоторых случаях эмоциональная заторможенность (частичная) выражает скрытую агрессию и сопровождается немотивированными негативными действиями ребенка.

Ситуативная реактивность проявляется в ярком и относительно кратковременном эмоциональном реагировании ребенка на конкретные ситуации, связанные с его негативными переживаниями, например на ситуации с отчимом, братьями и сестрами (младшими и старшими), животными, темными помещениями, водой и высотой, запретами и наказаниями, болезнями и несчастными случаями и др. Реакции могут быть различного порядка: истерические, депрессивные, дисфорийные и др.

Для интерпретации необходимо выявить наличие фактора эмоциональной напряженности у ребенка, дифференцируя симптомы по трем типам эмоциональной напряженности: возбудимость, заторможенность, ситуативная реактивность.

В Структуру эмоциональных представлений входят: экспрессивное значение эмоции (выражение), импрессивное значение эмоции (переживание), ситуационное значение (содержание). Ребенок должен ориентироваться в совокупности эмоциональных признаков (экспрессивных и импрессивных) различных модальностей, а также соотносить их с причинами и последствиями возникновения.

Эмоциональный стиль ребенка определяется на основе преобладающих эмоциональных состояний ребенка, их знака и модальности. Знак эмоциональных состояний дифференцирует эмоциональный фон ребенка: положительный, отрицательный, нейтральный. Положительный эмоциональный фон характеризуется достаточно стабильным и конструктивным принятием себя и окружающей действительности (позитивное отражение). Отрицательный фон характеризуется декон — структивным отношением к себе или окружающей действительности (негативное отражение), также достаточно стабильным. Нейтральный фон характеризуется «отсутствием» выраженного отношения к себе и окружающей действительности (нарушенное отражение).

Наряду с эмоциональным фоном учитывается Модальностное содержание преобладающих у ребенка эмоций. За основу модального ряда, валидного для детей дошкольного возраста, взят следующий перечень: радость, печаль, гнев, страх, отвращение, стыд/вина, презрение, удивление.

Преобладание одной модальности или их устойчивого сочетания позволяет говорить о закрепленном эмоциональном реагировании ребенка. Сочетание знака эмоциональных состояний и их модальности определяют в совокупности эмоциональный стиль ребенка. У детей дошкольного возраста высоко дифференцированным является сочетание отрицательного эмоционального фона и модальностей страха (тревожность), гнева (агрессивность), печали-обиды (депрессивность), презрения-зависти (демонстративность) и т. д.

Для интерпретации необходимо обозначить доминирование той или иной эмоциональной модальности и частоту ее проявлений, стимул-факторов, вызывающих определенные эмоциональные состояния, форм закрепленного эмоционального реагирования. При анализе эмоционального стиля важно исключить ситуативные эмоциональные проявления. Все интерпретационные единицы (знак, модальность, стимул-факторы) должны носить стабильный и продолжительный характер.

Низкий уровень затруднения в опознании и вербализации эмоционального состояния по экспрессивному комплексу фотографии по всем модальностям с использованием двух видов помощи содержательной, предметнодейственной.

Studref. com

04.03.2018 10:21:12

2018-03-04 10:21:12

Источники:

Https://studref. com/522142/psihologiya/metodika_izucheniya_osobennostey_identifikatsii_vosproizvedeniya_kodirovaniya_dekodirovaniya_emotsiy_detmi

Эмоциональная идентификация. Методики » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностическая методика эмоциональная идентификация для детей младшего школьного

Эмоциональная идентификация. Методики

Эмоциональная идентификация. Методики

нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональная идентификация. Методики»

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методика разработана Е. И. Изотовой в контексте экспериментального исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста в 1994 г. В настоящее время «Эмоциональная идентификация» используется в практике как основная методика для детей дошкольного возраста и ее модификация — для младшего школьного возраста.

Научно-теоретическая (концептуальная) основа методики:

Изотова Е. И. Эмоциональные представления как фактор психического развития детей дошкольного возраста: Канд. дис. психол. наук. — М., 1994.

Изотова Е. И. Особенности эмоциональной идентификации у детей дошкольного возраста / Научные труды МПГУ (сборник статей). — М., 2003.

Экспериментальная основа методики:

Изотова Е. И. Эмоциональные представления как фактор психического развития детей дошкольного возраста: Канд. дис. психол. наук. — М., 1994.

Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека: Канд. дис. психол. наук. —,1968.

Кузьмищева М. А. Динамика представлений об эмоциях детей
Старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Канд, дис. психол. наук. — М., 2002.

Назарова О. В. Особенности восприятия и понимания эмоций детьми младшего школьного возраста: Дис. магистра. — М., 2003.

Методика «Эмоциональная идентификация» состоит из двух диагностических серий. Каждая серия методики имеет модификации, соответствующие возрастным особенностям детей дошкольного возраста:

Форма А — для детей 4 —5 лет;

Форма В — для детей 5 — 6 лет;

Форма С — для детей 6 — 7 лет.

Кроме того, процедурный ход методики разработан в двух ва­риантах (вербальный и невербальный) для детей с различным типом направленности личности и особенностями компетентно­сти в различных видах детской деятельности, что обеспечивает индивидуальный подход при диагностировании.

Общая — выявление особенностей идентификации эмоций раз­личных модальностей у детей дошкольного возраста, индивиду­альных особенностей эмоционального развития;

Диагностическая серия № 1, № 2:

Выявление сформированности двух компонентов процесса опо­знания эмоций — восприятия и понимания эмоциональных со­стояний;

Диагностическая серия № 2:

Определение уровня произвольного выражения эмоций различ­ной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, пре­зрение, зависть);

Выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений;

Выявление фактора эмоциональной напряженности.

Восприятие экспрессивных признаков (мимических);

Понимание эмоционального содержания;

Воспроизведение эмоций (выразительность и произволь­ность);

Актуализация эмоционального опыта и эмоциональных пред­ставлений;

Индивидуальные эмоциональные особенности (фактор эмо­циональной напряженности, форма эмоционального реагирова­ния, эмоциональный стиль).

Дифференциация результатов по показателям 3, 4, 5 осуще­ствляется по трем уровням: низкому, среднему, высокому.

Дифференциация результатов по показателям 6, 7 осуществля­ется по качественным характеристикам.

Дифференциация результатов по показателям 1, 2 осуществля­ется по типологическому соответствию.

Методические и психотехнические приемы:

Демонстрация стимульного материала;

Описание эмоционального состояния человека и соответствую­щих жизненных ситуаций;

Обобщение экспрессивного (выразительного) и импрессивного (переживательного) компонентов эмоций;

Соотнесение полного (фотография) и схематичного (пикто­грамма) изображений признаков эмоций;

Наглядная и скрытая трансформация стимульного и вспомо­гательного материалов (зональное и структурное изменение пик­тограмм, фотографий, рисунков и т. д.);

Обыгрывание, вербализация, прорисовка идентифицированных объектов;

Имитация эмоциональных состояний;

Активизация лицевой мускулатуры (мимическая гимнастика);

Произвольная саморегуляция экспрессии с использованием зеркала;

Фиксирование эмоциональных проявлений (произвольных и непроизвольных) с помощью протоколов и диагност-карт.

Стимульный материал: пиктограммы (схематичное изображе­ние эмоций различной модальности), фотографии лиц людей (детей) с различным эмоциональным выражением, карточки с изображениями ситуаций различного эмоционального значения, кар­та-шаблон «Цветные гномы», 6 карт с изображениями лиц гномов с различными эмоциональными выражениями (см. на вклейке: Стимульный материал 1).

Констатирующий материал: специальные формы протокола,

Интерпретационный материал: таблица дифференциации результатов с учетом типа помощи (диагност-карта), качественная интерпретация показателей.

Примечание. Диагностическую серию № 1 с направленностью на восприятие и понимание эмоциональных состояний по экспрессивным признакам можно проводить в сочетании с авторской методикой А. М. Щетининой. В этом случае результатом обследования будут выступать не только количественные и качественные показатели, но и соответствие возрастной типологии процессов вое« приятия и понимания эмоциональных состояний дошкольниками.

Диагностическая серия № 1, форма-А

(для детей4—5лет) — А-1

Стимульный материал: 4 — 6 карточек с изображениями лиц гномов 1 (см. на вклейке: 1.2. Модификация пиктограмм для детей 4 —5 лет).

Первые четыре эмоциональные модальности (радость, гнев, печаль, страх) являются основным диагностическим полем и применяются для всех детей 4— 5 лет. Модальности зависти (завида), отвращения/презрения (привереда) могут рассматриваться как усложнение и использоваться как для детей следующей возрастной категории, так и для детей данного возраста с высоким уровнем экспрессивного восприятия.

Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили-Были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, Бояка ОЙ, привереда ФУ, завида (ябеда) АГА. Гномы всегда играли Вместе, хотя иногда ссорились.

В процессе инструкции осуществляется показ мимикой. При необходимости проанализировать соответствие имени каждого гнома определенному эмоциональному состоянию. Далее показать 4—6 карточек с лицами гномов.

Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попро­Буй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда, Завида (ябеда). Как ты догадался?

При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе вы­полнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правиль­ным выбором, вид помощи.

Стимульный материал: лист белой бумаги, цветные карандаши.

Инструкция: А какой гномик тебе нравится больше? Почему? Расскажи о нем (нарисуй его). А какой гномик тебе нравится мень­Ше всех? Почему? Расскажи о нем (нарисуй его)

Диагностическая серия № 1, форма-В

(для детей 5—6 лет) — В-1

Диагностическая серия № 1, форма-С (для детей 6—7 лет) — С-1

Стимульный материал: лист белой бумаги, цветные карандаши, 6 карт с изображениями лиц гномов (см. на вклейке: 1.1. Пиктограммы для детей

Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили-Были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида (ябеда) АГА. Гномы всегда играли Вместе, хотя иногда ссорились.

В процессе инструкции осуществляется показ мимикой, при необходимости проанализировать соответствие имени каждого’ гнома определенному эмоциональному состоянию. Далее показать поочередно 6 карт с лицами гномов.

Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, завида (ябеда) привереда. Как ты догадался?

При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, вид помощи.

Инструкция 3: А какой гномик тебе нравится больше? Почему? Расскажи о нем. А какой гномик тебе нравится меньше всех? Поче­Му? Расскажи о нем.

Стимульный материал: карта с цветным изображением 6 гно­мов (лица не прорисованы) (см. на вклейке: 1.4. Карта-шаблон «Шесть гномов»), цветные карандаши.

Инструкция: Однажды гномики попросили художника нарисовать Их всех вместе на одном портрете. А художник забыл (не успел) Нарисовать им лица. Может быть, ты закончишь портреты, ты же Знаешь, как гномики выглядят? С кого начнешь? Выбирай! У каждо­Го гнома свой любимый цвет, поэтому все колпачки должны быть Разноцветные. Как ты думаешь, какой колпачок подходит каждому гному?

При затруднениях использовать показ мимикой, показ карто­чек с лицами гномов. В процессе выполнения задания фиксиро­вать очередность выбора при прорисовке лиц, цвет колпачка, вер­бальное сопровождение, вид помощи.

1 Для формы В-1 второй этап методики используется как усложнение для детей с высокими показателями по первому этапу. Для формы С-1 второй этап является обязательным в процедуре проведения методики.

Дата рождения________________________________ Возраст________________

Дата обследования____________________________ Время__________________

Адекватность прорисовки (элементы)

Диагностическая серия № 2, форма-А

(для детей 4—5 лет) — А-2

Стимульный материал: набор фотографий (8 штук — см. на вклей­ке: 1.3. Основные фотоэталоны) 1 , цветные карандаши, бумага.

Инструкция 1: Давай немного поиграем. Я буду тебе показывать Фотографии людей, а ты будешь отгадывать, что с ними случилось и Какое у них настроение.

Фотографии показывать ребенку по одной, к следующей пере­ходить только после анализа и использования всех видов помощи. Фотографии, дублирующие одну эмоцию, чередовать. Первой луч­ше использовать фотографию с легко идентифицирующейся эмо­цией (радость, печаль).

‘ Набор фотографий лиц людей с определенным эмоциональным состояни­ем: радость, печаль, гнев, страх. Набор состоит из 8 фотографий: 4 — основных, 4 — дублирующих. В качестве дублирующих могут быть использованы лица лю­дей противоположного пола, различного возраста. Обязательным является изоб­раженное эмоциональное состояние высокой степени интенсивности.

В некоторых случаях вместо дублирующих можно использовать провокацион­ные фотографии лиц людей (нейтральные эмоциональные состояния).

Инструкция 2 (после каждого предъявления): Как ты думаешь, что произошло (случилось) с этим человеком? Почему у него такое Лицо? Что он чувствует? Как называется такое чувство (настрое­Ние)?

В случае затруднений предложить ребенку структуру рассказа: что было, есть, будет с этими людьми. При затруднениях в идентификации эмоции обратить внимание ребенка на рисунок губ, глаз, бровей.

В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе точ­ность (адекватность) идентификации эмоции, особенности соот­несения экспрессивных признаков эмоции, вид помощи в каж­дом предъявлении.

Инструкция 3 (после всех предъявлений): А с тобой случалось Такое? Или другие истории, когда ты радовался (боялся, грустил, злился И т. д.)?

Модификация 1: Расскажи про свою радость, печаль, страх, злость. Выбор эмоциональной ситуации осуществляет сам ребенок.

Модификация 2: Нарисуй свою радость, печаль, страх, злость. Выбор эмоциональной ситуации осуществляет сам ребенок.

Протокол А-1

Дата рождения_____________________________ Возраст_________________

Дата обследования__________________________ Время__________________

Идентификация (3 попытки)

Идентификация (3 попытки)

Диагностическая серия № 2, форма-В

(для детей 5—6 лет) — В-2

Стимульный материал: набор из 10 фотографий лиц людей эмоциональными состояниями радости, печали, гнева, страха отвращения, стыда (вины). В набор входят 6 основных и 4 дублирующих фотографии (модальности отвращения и стыда (вины не дублируются) (см. на вклейке: 1.3. Основные фотоэталоны).

Инструкция 1: Давай немного поиграем. Я буду тебе показывать фотографии людей, а тыОтгадывать, что с ними случилось и каКое у них настроение.

Карточки показывать ребенку по одной, к следующей переходить только после анализа и использования всех видов помощи Фотографии, дублирующие одну эмоцию, чередовать. Первой лучше использовать фотографию с легко идентифицирующейся эмоцией (радость, печаль).

Инструкция 2 (после каждого предъявления): Как ты думаешь что произошло (случилось) с этим человеком? Почему у него такое Лицо? Что он чувствует? Как называется такое чувство (настроеНие)?

В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе точность (адекватность) идентификации эмоции, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции, вид помощи в каждом предъявлении.

Стимульный материал: набор фотографий и пиктограмм 6 мо­дальностей (радость, печаль и обида, гнев, страх, отвращение презрение и зависть) (см. на вклейке: 1.3. Основные фотоэталоны 1.1. Пиктограммы).

Инструкция: Я буду тебе давать карточки с зашифрованными (загаданными) лицами, а ты будешь отгадывать лицо на фотограФии.

Разложить перед ребенком все фотографии в ряд. Предлагать карточки с пиктограммами по одной. Отгаданную пиктограмму ребенок должен положить под фотографией. После 2—3 предъяв­лений обратить внимание ребенка на то, что под каждой фотогра­фией должна быть только одна карточка. Первой лучше использо­вать пиктограмму радости. В случае затруднений обратить внима­ние ребенка на экспрессивные признаки эмоции: улыбку, рису­нок бровей, глаз и т. д. После каждого предъявления спрашивать у ребенка, как он отгадал лицо.

В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе адек­ватность выбора, номер адекватной попытки, обоснование выбо­ра, вид помощи.

Стимульный материал: бумага, цветные карандаши, краски.

Инструкция: А с тобой случалось такое? Или другие истории, когда Ты радовался (боялся, удивлялся, грустил, злился и т. д.)? Расскажи (нарисуй) про свою радость, печаль, страх и т. д.

Выбор эмоциональной ситуации осуществляет сам ребенок.

ПРОТОКОЛ В-2

ПРотокол

Дата рождения________________________________ Возраст______________________

Дата обследования_____________________________ Время_______________________

Идентификация (3 попытки)

Идентификация (3 попытки)

Диагностическая серия № 2, форма-С

(для детей 6—7 лет) — С-2

Стимульный материал: набор картинок (4 шт.) с изображения­ми эмоциональных ситуаций (день рождения, драка, расстава­ние, нападение) (см. на вклейке: 1.5. Тематические рисунки) 1 .

Инструкция 1: Я буду тебе показывать картинки с разными ис*Ториями, а ты будешь рассказывать про людей на этих картинках.

Картинки показывать ребенку по одной, к следующей перехо­дить только после анализа и использования всех видов помощи. Первой лучше использовать картинку с легко идентифицирую­щейся эмоциональной ситуацией (праздник).

Инструкция 2 (после каждого предъявления): Как ты думаешь, Что произошло (случилось) с этими людьми? Почему у них такие Лица? Что они чувствуют? Как называется такое чувство (настро­Ение) ?Почему у них такие лица? Что они чувствуют? Как называется такое чувство (настроение)?

1 При высоком уровне идентификации эмоциональных ситуаций набор мож­но расширить с 4 до 6—8 картинок (день рождения, драка, расставание, нападе­ние, Сюрприз, наказание, отвержение пищи, отвержение людей).

В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе точ­ность (адекватность) идентификации эмоциональной ситуации, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции в ми­мике и жестах, фактор ситуативной реактивности на определен­ную ситуацию или персонажа, вид помощи в каждом предъяв­лении.

Стимульный материал: набор фотографий (6 — 8 шт. из пред­ставленных на вклейке: 1.3. Основные фотоэталоны), набор пик­тограмм (6—8 шт. из представленных на вклейке: 1.1. Пиктограм­мы) с изображениями лиц людей (радость, печаль, гнев, страх, отвращение, презрение) 1 .

Инструкция: Перед тобой с одной стороны лежат фотографии Людей с разными настроениями, а с другойКарточки с зашифро­Ванными лицами этих людей. Постарайся найти их и разложить по Парам.

Фотографии и карточки с пиктограммами разложить перед ребенком с двух сторон — справа и слева. Ребенок должен соеди­нить их попарно.

Следует обратить внимание на то, какой вид стимульного ма­териала (фотографии или пиктограммы) ребенок использует в качестве эталона. В случае затруднений использовать для показа одну из эмоций. После каждого предъявления спрашивать у ре­бенка, как он отгадал лицо.

В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе адек­ватность выбора пар, номер адекватной попытки, обоснование выбора, вид помощи.

Стимульный материал: настольное зеркало, набор из 4 фото­графий с изображениями лиц людей (радость, печаль, гнев, страх из представленных на вклейке: 1.3. Основные фотоэталоны) 2 .

Инструкция: Теперь давай поиграем. Перед тобой 4 картинки. Выбирай себе любую, посмотри на нее внимательно и загадай своим Лицом то настроение, которое у человека на фотографии. Если я Отгадаю правильно, то ты мне отдашь фотографию, если нет, то Загадаешь еще раз.

1 При высоком уровне декодирования экспрессии набор можно расширить с
6 до 8 карточек (радость, гнев, страх, печаль, отвращение, стыд/вина, Удивление,
Презрение).

2 При высоком уровне произвольной экспрессии можно расширить набор с 4
До 6 —8 карточек (радость, гнев, страх, печаль, Отвращение, стыд/вина, удивление,
Презрение).

Карточки перед ребенком должны быть перевернуты изобра­жением вверх. Он выбирает любую. В случае затруднений при вос­произведении эмоции следует предложить ребенку настольное зеркало для самоконтроля или совместно с ребенком выполнить несколько упражнений мимической гимнастики для активизации лицевой мускулатуры.

В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе вы­бор эмоции, степень выразительности, локализацию мимических проявлений, степень произвольности, вид помощи.

Примечание. Особенности психического развития детей старшего до­школьного возраста позволяют в данной диагностической серии использовать наряду с наглядно-образными стимульными средствами (картинки) Вербальные стимульные средства (описание различных эмоциональных ситуаций). Вербальные стимульные средства характеризуются определенностью эмоционального зна­чения той или иной ситуации. Кроме того, они незаменимы при отклонениях в развитии восприятия. При анализе необходимо учитывать различия при воспро­изведении эмоции с фотографии (имитация мимических признаков) и произ­вольное воспроизведение различных эмоций.

Для диагностики детей младшего школьного возраста 7—10 лет используется диагностическая схема С-2 с расширенным набо­ром карточек эмоциональных ситуаций (10 штук), включающих новые ситуации Ссоры (обида) и Болезни (сопереживание), а также пиктограмм (10 штук), включающих новые схемы эмоций Инте­реса и Спокойствия. Набор фотографий расширен до 11 штук, вклю­чающих новые изображения эмоций зависти, обиды и спокой­ствия. Кроме того, произвольное воспроизведение различных эмо­циональных состояний (10 модальностей) осуществляется ребен­ком по вербальной установке психолога.

Протокол С-2

Дата рождения______________________________ Возраст__________________

Дата обследования___________________________ Время____________________

Отвержение пищи (№7)

Отвержение людей (№8)

Протокол С-2

Дата рождения______________________________ Возраст__________________

Дата обследования___________________________ Время____________________

Воспроизведение (3 попытки)

Локализация мимических проявлений

Особенности эмоционального воспроизведения при вербальных ситуациях_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностическая карта

В таблице поуровневой дифференциации результатов диагно­стики анализируются возрастные показатели эмоционального раз­вития детей от 4 до 7 лет с учетом типа помощи, оказываемой психологом в процессе диагностики. Возрастные показатели диф­ференцируются по трем уровням развития: высокий (В/У), сред­ний (С/У), низкий (Н/У).

Индивидуальные показатели эмоционального развития интер­претируются в контексте качественных характеристик.

Виды психологической помощи.

Ориентационная (о) — вид помощи, основанный на вербальной ориентации ребенка в процедурных особенностях выпол­нения диагностического задания. Состоит в дублировании инст­рукции, наводящих и вспомогательных вопросах. Ориентационная Помощь является критерием возрастно-адаптированной (детской) психодиагностики, а следовательно, ее применение не меняет диа­гностических результатов.

Содержательная (с) — вид помощи, основанный на вер­
Бальном объяснении способов выполнения диагностических за­дач, а также на наглядном показе (обучение через пояснение, показ). Содержательная помощь рассматривается как обучающая попытка и интерпретируется как способность ребенка к продук­тивному обучению.

Предметно-действенная (п-д) — вид помощи, основанный
На конкретных совместных действиях с ребенком по выполнению диагностических задач. Предметно-действенная помощь констати­рует низкий уровень сформированности возрастных показателей эмоционального развития, возможность эмоциональных отклоне­ний и нарушений. Осуществляется с целью адаптации ребенка к взаимодействию (инициатива психолога) в случае высокой ситуа­тивной тревожности или завершения начатого действия для достижения эффекта продуктивности.

ТАБЛИЦА ПОУРОВНЕВОЙ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Диагностическая серия № 1

В/У: 4 — 6 адекватных выбора без использования помощи. С/У: 3—4 адекватных выбора с использованием одного вида помощи (с). Н/У: 1—2 адекватных выбора с использованием двух видов помощи (с, п-д)

В/У: 6 адекватных выбора без использования помощи. С/У: 4 адекватных выбора без использования помощи. Н/У: 2—4 адекватных выбора с использованием двух видов помощи (с, п-д)

В/У: выделение комплекса экспрессивных при­знаков по 4 —6 модальностям (глаза + рот + брови). С/У: нестабильное выделение комплекса экс­прессивных признаков по 4 — 6 модальностям. Н/У: выделение отдельных экспрессивных признаков (рот, глаза) по всем модальностям с использованием двух видов помощи (с, п-д)

В/У: соответствие экспрессивных признаков эмо­циональному содержанию по 4 — 6 модальностям. С/У: соответствие экспрессивных признаков эмо­циональному содержанию по 3—4 модальностям. Н/У: соответствие экспрессивных признаков эмо­циональному содержанию по 2—4 модальностям с использованием двух видов помощи (с, п-д)

В/У: соответствие экспрессивных признаков эмо­циональному содержанию по 6 модальностям. С/У: соответствие экспрессивных признаков эмо­циональному содержанию по 4—6 модальностям с использованием одного вида помощи (с). Н/У: затруднения в выявлении соответствия экс­прессивных признаков эмоциональному содержа­нию по всем модальностям с использованием двух видов помощи (с, п-д)

В/У: соответствие экспрессивного эталона эмоцио­нальному содержанию по 6 модальностям с опре­делением характерных особенностей поведения. С/У: соответствие экспрессивного эталона эмо­циональному содержанию по 4 — 6 модальностям с определением характерных особенностей пове­дения с использованием одного вида помощи (с). Н/У: затруднения в установлении соответствия экспрессивного эталона эмоциональному содер­жанию по 4 модальностям с использованием двух видов помощи (с, п-д)

Диагностическая серия №2

В/У: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессив­ному комплексу (фотографии) 4 модально­стей с использованием ориентационной помощи.

С/У: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессив­ному комплексу (фотографии) 3—4 модаль­ностей с использованием содержательной помощи (с).

Н/У: затруднения в опознании и вербализа­ции эмоционального состояния по экспрес­сивному комплексу (фотографии) по всем модальностям с использованием двух видов помощи (с, п-д)

В/У: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессив­ному комплексу (фотографии) 6 модально­стей без использования помощи. С/У: адекватность опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивно­му комплексу (фотографии) 4 — 6 модально­стей с использованием одного вида помощи (с).

Н/У: затруднения опознания и вербализации эмоционального состояния по экспрессивно­му комплексу (фотоэталон) всех модально­стей с использованием двух видов помощи (с, п-д)

В/У: комплексная интерпретация эмоциоген-ных ситуаций 4 основных и 4 дополнительных модальностей в сочетании со схематизацией экспрессивного эталона. С/У: комплексная интерпретация эмоциоген-ных ситуаций 4 основных и 2—4 дополни­тельных модальностей в сочетании с частич­ной схематизацией экспрессивного эталона при использовании одного вида помощи (с). Н/У: затруднения в комплексной интерпре­тации эмоциогенных ситуаций всех модально­стей при отсутствии или частичной схемати­зации экспрессивного эталона с исполь­зованием двух видов помощи (с, п-д)

Окончание таблицы

Структура эмоциональных представлений

Возрастной норме (С/У) соответствует выде­ление экспрессивных признаков, причин воз­никновения базовых и некоторых социальных эмоций

Возрастной норме (С/У) соответствует выде­ление экспрессивных и импрессивных при­знаков, содержательных характеристик с обо­значением причин возникновения эмоций

Возрастной норме (С/У) соответствует ком­плексное представление об эмоциональном процессе, включая его причины и послед­ствия

Уровень произвольного выражения эмоций

Возрастная норма (С/У) соответствует спо­собности произвольного воспроизведения различных эмоций в игровой и коммуника­тивной деятельности

Возрастная норма (С/У) соответствует спо­собности произвольного воспроизведения различных эмоций в игровой и коммуника­тивной деятельности в сочетании с выражен­ным контролем за своими мимическими про­явлениями в различных социальных контек­стах

В/У: адекватность произвольной мимической имитации по образцу (фотоэталон) 4 основ­ных и 4 дополнительных модальностей с выраженной комплексной локализацией мимических признаков (активизация всей лицевой мускулатуры). С/У: адекватность произвольной мимической имитации по образцу (фотоэталон) 4 основ­ных и 2—4 дополнительных модальностей с частичной локализацией мимических при­знаков (активизация нижнего или верхнего мимического паттерна). Н/У: затруднения произвольной мимической имитации по образцу (фотоэталон) всех мо­дальностей в сочетании со слабой активиза­цией нижнего или верхнего мимического паттерна (гипомимия)

Качественная интерпретация индивидуальных показателей

Эмоциональный опыт Ребенка определяют эмоциональные про­живания конкретных событий или ситуаций различного модаль­ного содержания (радостного, печального, страшного и пр.). Учи­тываются события, вызвавшие у ребенка эмоции высокой интен­сивности, т. е. эмоциональные реакции на высоком пороге реаги­рования. Именно такие переживания определяют знак эмоцио­нального опыта (негативный, позитивный). Для интерпретации необходимо обозначить реальные стимул-события в жизни ребен­ка, возраст ребенка на момент их проживания, особенности его эмоционального реагирования, а также факт эмоционального «застревания» ребенка на данной ситуации или людях (предметах), ее напоминающих.

Объем эмоционального опыта (когнитивного и аффективного) определяют индивидуализированные знания об эмоциях. Чем Шире и глубже знания ребенка о различных эмоциональных пережива­ниях, тем полнее объем его эмоционального опыта. Для интер­претации необходимо обозначить наличие знаний о всех пред­ставленных психологом эмоциональных модальностях.

Под Фактором эмоциональной напряженности (ФЭН) Пони­мается проявление в повседневном поведении симптомов Эмоцио­Нальной возбудимости, эмоциональной заторможенности или Ситуа­Тивной реактивности как негативных показателей эмоционально­го развития ребенка. Учитываются реакции, повторяющиеся с оп­ределенной периодичностью и характеризующие состояния бес­покойства, тревоги, страха. Повышенная эмоциональная возбудимость проявляется в необоснованных и длительных эйфорических на­строениях, которые часто сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью, переходящей в навязчивые двигательно-речевые комплексы. Эмоциональная заторможенность про­является в полном или частичном отсутствии эмоциональных ре­акций, адекватных для детей данного возраста. Так называемая «эмоциональная тупость» обусловлена состоянием тревожности И страха высокой степени, которое блокирует механизм адекватно­го реагирования. Часто эмоциональная заторможенность (полная) сопровождается мутизмом, т. е. отказом от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В некото­рых случаях эмоциональная заторможенность (частичная) выра­жает скрытую агрессию и сопровождается немотивированными негативными действиями ребенка. Ситуативная реактивность про­является в ярком и относительно кратковременном эмоциональ­ном реагировании ребенка на конкретные ситуации, связанные с его негативными переживаниями. Например, ситуации с отчи­мом, братьями и сестрами (младшими и старшими), животными, темными помещениями, водой и высотой, запретами и наказаниями, болезнями и несчастными случаями и др. Реакции могут быть различного порядка: истерические, депрессивные, дисфорийные и др.

Для интерпретации необходимо обозначить наличие фактора эмоциональной напряженности у ребенка, дифференцируя симп­томы по трем типам эмоциональной напряженности — возбуди­мость, заторможенность, ситуативная реактивность.

В Структуру эмоциональных представлений Входят: экспрессив­ное значение эмоции (выражение), импрессивное значение эмо­ции (переживание), ситуационное значение (содержание). Ребе­нок должен ориентироваться в совокупности эмоциональных при­знаков (экспрессивных и импрессивных) различных модально­стей, а также соотносить их с причинами и последствиями воз­никновения.

Эмоциональный стиль Ребенка определяется на основе преобла­дающих эмоциональных состояний ребенка, их знака и модально­сти. Знак эмоциональных состояний дифференцирует Эмоциональ­ный фон ребенка: положительный, отрицательный, нейтральный. Положительный эмоциональный фон характеризуется достаточно стабильным и конструктивным принятием себя и окружающей дей­ствительности (позитивное отражение). Отрицательный фон харак­теризуется деконструктивным отношением к себе или окружаю­щей действительности (негативное отражение), также достаточно стабильным. Нейтральный фон характеризуется «отсутствием» вы­раженного отношения к себе и окружающей действительности (на­рушенное отражение). Наряду с эмоциональным фоном учитыва­ется Модальное содержание преобладающих у ребенка эмоций. За осно­ву модального рада, валидного для детей дошкольного возраста, взят следующий перечень: радость, гнев, страх, печаль, презре­ние, отвращение, обида, стыд (вина), зависть. Преобладание од­ной или устойчивого сочетания модальностей позволяет говорить о закрепленном эмоциональном реагировании ребенка. Сочетание знака эмоциональных состояний и их модальности, в совокупно­сти определяет эмоциональный стиль ребенка. У детей дошкольно­го возраста высоко дифференцированным является сочетание от­рицательного эмоционального фона и модальностей страха (тре­вожность), гнева (агрессивность), печали-обиды (депрессивность), презрения-зависти (демонстративность) и т. д.

Для интерпретации необходимо обозначить доминирование той или иной эмоциональной модальности и частоту ее проявлений, стимул-факторов, вызывающих определенные эмоциональные состояния, форм закрепленного эмоционального реагирования. При анализе эмоционального стиля важно исключить ситуатив­ные эмоциональные проявления. Все интерпретационные едини­цы (знак, модальность, стимул-факторы) должны носить стабиль­ный и продолжительный характер.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПИКТОГРАММА.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методика «Эмоциональная пиктограмма» является модифика­цией методики диагностики опосредованного запоминания «Пик­тограмма» (А. Р.Лурия).

Модифицированная методика «Эмоциональная пиктограмма* была разработана Е. И.Изотовой в 1994 г. в рамках эксперимен­тального исследования «Эмоциональные представления как фак­тор психического развития» для выявления особенностей эмо­ционального развития (когнитивно-аффективных компонентов) у детей дошкольного, младшего школьного возраста и стандар­тизирована М. А.Кузьмищевой в рамках экспериментального исследования «Динамика представлений об эмоциях детей стар­шего дошкольного и младшего школьного возраста» в 2001 — 2002 гг.

Репрезентативная выборка: дошкольный возраст (5 — 7 лет) -70 человек, младший школьный возраст (7 — 10 лет) — 85 чело­век.

Диагностическая направленность: особенности эмоционально­го развития (когнитивно-аффективных компонентов) детей до­школьного и младшего школьного возраста.

Представления об эмоциях (объем, структура).

Вербализация эмоциональных явлений (словарь эмоций).

Форма мыслительной деятельности (ФМД).

Уровень опосредованного запоминания (УОЗ).

Эмоциональный опыт (знак, объем).

Фактор эмоциональной напряженности (ФЭН).
Инструкция: Сейчас я тебе буду говорить (диктовать) разные

Слова, а ты про каждое слово что-нибудь нарисуешь. Слов будет Много, их надо разместить на одной стороне листа, на другой стороне рисовать нельзя. Постарайся запомнить те слова, которые я буду Говорить (диктовать).

Стимульный материал: 12 слов-понятий, обозначающих различ­ные эмоциональные состояния (эмоции и чувства), дифференци­рованных на две понятийные и две возрастные группы.

Технический материал: лист бумаги (А-4), цветные каранда­ши, простой карандаш.

‘ Набор фотографий лиц людей с определенным эмоциональным состояни­ем: радость, печаль, гнев, страх. Набор состоит из 8 фотографий: 4 — основных, 4 — дублирующих. В качестве дублирующих могут быть использованы лица лю­дей противоположного пола, различного возраста. Обязательным является изоб­раженное эмоциональное состояние высокой степени интенсивности.

Просмотр содержимого документа «Эмоциональная идентификация. Методики»

Почему у него такое лицо.

Multiurok. ru

22.05.2017 5:07:31

2017-05-22 05:07:31

Источники:

Http://multiurok. ru/files/emotsionalnaia-identifikatsiia-metodiki. html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *