Рубрики
Диагностичекий

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н. И. Гуткина)

Диагностическая программа гуткиной по определению психологической готовности детей 6-7 лет к обучению

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению
(Н. И. Гуткина)

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи[4]. Л. С. Выготский указывал на то, что обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в «зону ближайшего развития» ребенка. Понятие «психологическая готовность к обучению» имеет смысл только в условиях массового обучения в школе, поскольку именно в этом случае учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень актуального развития детей и среднюю «зону ближайшего развития». При исследовании индивидуального обучения ребенка понятия «психологическая готовность к обучению» не требуется, поскольку оно ориентируется на конкретную «зону ближайшего развития» и конкретный уровень актуального развития ребенка. Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка. Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников. О психологической готовности к школе судят по уровню развития следующих психических сфер: аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Каким же должен быть уровень развития указанных выше сфер, чтобы можно было говорить о наличии психологической готовности к школьному обучению? Для лучшего понимания вопроса необходимо обратиться к теоретической проработке проблемы психологической готовности к школе, уходящей своими корнями в труды Л. С. Выготского [1, 15, 19, 22 и др.]. Так, Л. И. Божович [1] выделила несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Самым важным в психологической готовности ребенка к школе Л. И. Божович считала мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:
1) широкие социальные «мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;
2) мотивы, связанные «непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» [2, с. 23–24]. Готовый к школе ребенок хочет учиться, так как это позволит ему занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых, и к тому же у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника» [1]. Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника» может служить критерием готовности к школьному обучению. Следует заметить, что и «внутренняя позиция школьника», и широкие социальные мотивы учения – явления сугубо исторические. Дело в том, что существующая в нашей стране система общественного воспитания и обучения предполагает несколько ступеней взросления: 1) ясли, детский сад – дошкольное детство; 2) школа – с поступлением в школу ребенок встает на первую ступеньку взросления, здесь начинается его подготовка к самостоятельной взрослой жизни; именно такое значение придается школе в нашем обществе; 3) высшая школа или работа – взрослые люди. Таким образом, школа является связующим звеном между детством и взрослостью, причем если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы до сих пор было строго обязательным. Дети, достигшие школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети хотят учиться в школе, а не дома. Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика. Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения в психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе – вопрос, весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе. Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
— умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
— умение ориентироваться на заданную систему требований;
— умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
— умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу [16]. Фактически это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в I классе. При изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе в отечественной психологии акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Так, Л. И. Божович писала: «. усвоение любого учебного предмета предполагает наличие у ребенка способности выделить и сделать предметом своего сознания те явления действительности, знание о которых он должен усвоить. А это обязательно требует определенного уровня обобщения» [1, с. 210]. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделяем дополнительно еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух. Несмотря на многообразие существующих методов определения готовности детей к школьному обучению, психологи продолжают поиски более совершенных диагностических программ. Необходимость новых разработок объясняется следующими причинами: 1) обследование не должно быть слишком длительным, чтобы уложиться во временные рамки записи детей в школу (апрель – май); 2) функциональная готовность и тестовые батареи не дают сведений о мотивационной готовности детей к школе, о значении которой подробно говорилось выше, и, наконец, 3) программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе. Отбор же этих необходимых и достаточных методов обследования, позволяющих поставить «диагноз подготовленности к школе, – по справедливому замечанию Ю. Сыэрда, – в большой мере зависит от теоретической концепции, которая является исходной при расшифровке сущности подготовленности к школе» [20, с. 165]. Анализ учебной программы и требований школы, предъявляемых к ученику, подтверждают общепринятые положения, что готовность к школе проявляется в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах. Учитывая все сказанное и исходя из теоретических положений Л. С. Выготского, Л. И. Божович и Д. Б. Эльконина по поводу психологической готовности к школе, мы разработали диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению [7, 8, 9, 10]. Эта программа состоит из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной), произвольной, интеллектуальной и речевой сфер.

Аффективно-потребностная сфера:

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и просят в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом волнующем месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца. Дети с выраженным познавательным интересом обычно выбирают сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно схватятся, то за другое. Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника», которая понимается как новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее из сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне. В специальных экспериментальных исследованиях по изучению этого новообразования кризиса 7 лет было установлено, что в игре «в школу» дети, характеризующиеся наличием «внутренней позиции школьника», предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т. д.) [13]. Наоборот, в случае несформированности этого образования дети, играя «в школу», выбирают роль учителя, а вместо конкретной учебной деятельности – игру «в перемены», разыгрывание прихода в школу и ухода из нее и т. д. Таким образом, «внутреннюю позицию школьника» можно выявить в игре, но этот путь занимает слишком много времени. Вместе с тем в том же исследовании было показано, что некоторые эксперименты могут быть заменены специальной экспериментальной беседой, дающей аналогичный эксперименту результат. В частности, это относится к экспериментальной игре, позволяющей определить «внутреннюю позицию школьника». В связи с вышесказанным беседа, направленная на определение «внутренней позиции школьника», включает вопросы, косвенным образом помогающие определить наличие познавательной и учебной мотиваций у ребенка, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или, наоборот, препятствующих успешному обучению в школе [21].

Произвольная сфера:

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание помогает обнаружить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет, имеет клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей. По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать:
1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой);
2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
3) быстро или медленно проводит линии;
4) отвлекается ли во время работы;
5) что говорит и о чем спрашивает во время рисования;
6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему следует предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором. Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются:
А) отсутствие какой-либо детали рисунка;
Б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;
В) неправильно изображенный элемент рисунка;
Г) неверное изображение деталей в пространстве рисунка;
Д) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
Е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
Ж) залезание линий одна за другую. При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5–6 лет из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию, редко безукоризненно справляются с заданием. Если же испытуемый 10 лет допускает более 1 ошибки, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

Методика «Да и нет»

Методика применяется для исследования умения действовать по правилу. Она является модификацией известной детской игры «Да» и «нет» не говорите, черного с белым не носите». Для этой методики взята только первая часть правил игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами «да» и «нет». После того как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет». Ошибками являются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает утвердительным или отрицательным кивком головы.

Интеллектуальная и речевая сферы:

При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы (решения задачи и т. д.); второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении этого процесса обобщения. Уровень развития обобщения, проявляющийся при определении обучаемости, желательно дополнительно исследовать и другими методами, поскольку эта интеллектуальная операция рассматривается отечественными исследователями готовности к школьному обучению как основополагающая характеристика интеллектуальной готовности к школе. Проблемой обучаемости занимались в разное время представители различных психологических школ [15, 12, 13, 14 и др.]. Существует несколько трактовок и определений этого явления и, соответственно, разных методов исследования. Но для диагностики готовности к школьному обучению нами была создана оригинальная методика, отвечающая условиям, в которых проводится обследование детей, а именно: исследование должно занимать как можно меньше времени; вместе с тем созданная методика отвечает основным принципам построения методов диагностики обучаемости [13].

Методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, т. е. проследить, как для решения задач он пользуется правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило только после осуществления необходимого процесса общения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам или подводить под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака, независимо от формы его проявления (подробно о видах обобщения см. [11]). Таким образом, методика «Сапожки» помогает анализировать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения. Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет, имеет клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей. В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах. Есть сапожки – картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек – «0» (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые загадки, которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте используется белый лист бумаги с изображением геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки.

Методика «Последовательность событий»

Методика «Последовательность событий» предложена А. Н. Бернштейном [см. 17, 18], но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены. Предназначена она для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению. В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно сделать без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т. д.

Методика «Звуковые прятки»

Методика «Звуковые прятки» предназначена для проверки фонематического слуха. Ребенку предлагают поиграть «в прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после его экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки «о», «а», «ш», «с». Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам вслед за экспериментатором произнес слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.

Описанная диагностическая программа валидна, надежна и обладает прогностической значимостью. Программа может быть использована при обследовании детей в детских садах и начальной школе (в частности, при записи будущих первоклассников в школу). Программа рассчитана на детей начиная с 5 лет 6 месяцев. Применять ее для более раннего возраста недопустимо.

Литература
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
3. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6т. Т. 2. М., 1982.
5. Гутке Ю., Волраб У. Диагностические программы как вариант тестов обучаемости // Психодиагностика: теория и практика. М., 1986.
6. Гуткина Н. И. «Зона ближайшего развития» и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988.
7. Гуткина Н. И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития // Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990.
8. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М., 1993(1996).
9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность детей 6-7 лет к школьному обучению. Сюжетно-ролевые и развивающие игры с первоклассниками на уроках // Готовность к школе. М., 1995.
10. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1993 (1996).
11. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
12. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
13. Калмыкова З. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.
14. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
15. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
16. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. М., 1988.
17. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.
18. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.
19. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М. 1988.
20. Сыэрд Ю. Проблемы психологической диагностики подготовленности к школе // Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.
21. Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.
22. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Самым важным в психологической готовности ребенка к школе Л.

Testoteka. narod. ru

07.12.2019 12:58:14

2019-12-07 12:58:14

Источники:

Http://testoteka. narod. ru/got/1/02.html

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. | диагностика психологической готовности к школе, программа подготовки » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностическая программа гуткиной по определению психологической готовности детей 6-7 лет к обучению

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению 2552 // Индекс востребованности Суммарное число скачиваний PDF-файла статьи (с 2015 года); $(target_items). each(function(i) $( body ). append( tooltipText ); var my_tooltip $( # name i); $(this). removeAttr( title ). mouseover(function() ( display: none ). fadeIn(400); ). mousemove(function(kmouse) ( left: 15, top: 15 ); ). mouseout(function() ut(400); ); ); $(document). ready(function() simple_tooltip( #article_downloads_cnt, downloadsTooltip ); ); // >

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению 2552

В статье обсуждается проблема готовности детей к школе. Автор определяет психологическую готовность к школьному обучению как необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка. Теоретические проблемы психологической готовности к школе разработаны Л. С. Выготским, Л. И, Божович, Д. Б. Элькониным. На основе этих положений автор разработал диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Эта программа состоит из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень аффективно-потребностной (мотивационной), произвольной, интеллектуальной и речевой сфер. Описанная программа валидна, надежна и обладает прогностической значимостью. Программа рассчитана на детей, начиная с 5 лет 6 месяцев.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи [4]. Л. С. Выготский указывал на то, что обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.

Понятие «психологическая готовность к обучению» имеет смысл только в условиях массового обучения в школе, поскольку именно в этом случае учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень актуального развития детей и среднюю «зону ближайшего развития». При исследовании индивидуального обучения ребенка понятия «психологическая готовность к обучению» не требуется, поскольку оно ориентируется на конкретную «зону ближайшего развития» и конкретный уровень актуального развития ребенка.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению — это необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.

Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

О психологической готовности к школе судят по уровню развития следующих психических сфер: аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Каким же должен быть уровень развития указанных выше сфер, чтобы можно было говорить о наличии психологической готовности к школьному обучению? Для лучшего понимания вопроса необходимо обратиться к теоретической проработке проблемы психологической готовности к школе, уходящей своими корнями в труды Л. С. Выготского [1, 15, 19, 22 и др.].

Выготским, Л.

Psyjournals. ru

11.05.2020 5:55:34

2020-05-11 05:55:34

Источники:

Https://psyjournals. ru/psyedu/1997/n2/Gutkina. shtml

Программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. | Рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностическая программа гуткиной по определению психологической готовности детей 6-7 лет к обучению

Программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в ая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается, прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольников. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог. Еще более важно, чтобы родители детей старшего дошкольного возраста понимали значение термина «школьная зрелость» или как ее еще называют «психологическая готовность к школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_po_psihologo-pedagogicheskomu_soprovozhdeniyu_detey_k_podgotovke_k_shkole_avtosohranennyy. docx 64.34 КБ

Предварительный просмотр:

По психолого-педагогическому сопровождению процесса

Подготовки детей старшего дошкольного возраста

К школьному обучению.

Срок реализации 1год.

ГБОУ Школа №1293

Дошк. отд. корпус № 1

Пояснительная записка…………………………………………………………..3 Описание используемых методик и технологий………………………………10 Организация проведения психолого-педагогической работы

По реализации программы в условиях ДО…………………………..…. 12

Содержание программы…………………………………………………………14 Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного

Возраста по формированию психологической готовности к школе…..18

Тематическое планирование психолого-педагогического процесса

Подготовки детей к школе на учебный год……………………………..23

Литература………………………………………………………………………. 25

П ояснительная записка.

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучении предназначена для детей 6-7лет и рассчитана на один учебный год.

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е.Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А.Васильевой. — «Мозаика-Синтез» 2014год разработанной в соответствии с ФГОС.

Тематика и планы занятий не являются фиксированными и могут меняться, в зависимости от эмоционального, физического состояния детей и проработанности проблематики занятий.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению.

Переход из детского сада в школу важная ступень в жизни каждого ребенка. В периодизации критических возрастов этот этап перехода ребенка в новые социальные условия называют этапом социализации. Часто к этим новым условиям дети бывают не готовы.

Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается, прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольников. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог. Еще более важно, чтобы родители детей старшего дошкольного возраста понимали значение термина «школьная зрелость» или как ее еще называют «психологическая готовность к школе».

Л. И. Божович еще в 1959-х годах отмечено, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Основным критерием готовности к школе в трудах Л. И Божович выступает особое новообразование – «внутренняя позиция школьника», которое включает в себя познавательную потребность в общении на новом уровне.

Аналогичных взглядов придерживался А. В. Запорожец (1986), считавший, что готовность к обучению в школе представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д.

Идеи этого подхода находят отражение в работах Н. И. Гуткиной (1993), где также подчеркивается определенная роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание автор уделяет произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка трудностей, возникающих при школьном обучении.

В работах Л. А. Венгера и А. Л. Венгер (1994), Д. Б. Эльконина (1994) в качестве важнейших параметров психологической готовности детей к обучению называются следующие: наличие предпосылок к формированию учебной деятельности (умение ориентироваться на систему правил, умение слушать и выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу), определенных достижений нового уровня психической регуляции; развитие наглядно-образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.

Традиционно под готовностью к школе понимали физическую, социальную и интеллектуальную зрелость ребенка, где уровень развития предпосылок интеллекта являлся ведущей составляющей. На современном этапе (в связи с введением Федеральных государственных стандартов) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Не случайно компонент личностной готовности не просто включен в «портрет выпускника ДО», а является определяющим этого понятия. Во-первых, он стоит на первом месте из перечисленных компонентов (наряду с познавательным, регулятивным, коммуникативным компонентом). Во-вторых, каждый из компонентов является составляющей частью личностной готовности. Регуляция собственного поведения является характеристикой волевой сферы ребенка, которая является одной из характеристик личности. Познавательный компонент определятся наличием у ребенка мотивов обучения. Если говорить о коммуникации, то умение ребенка общаться, вести себя в коллективе сверстников и выстраивать общение со взрослым опосредуется особенностями его личности.

Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения. Вот портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС:

    физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. любознательный, активный.

∙ овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

∙ способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

∙ способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

∙ имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

∙ овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

∙ овладевший необходимыми умениями и навыками.

Требования федеральных государственных образовательных стандартов к выпускнику детского сада обеспечивают достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

При поступлении в школу очень важно, насколько успешно пройдет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее обучение школьника. В число учеников, не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни, попадают дети, имеющие как низкий уровень интеллектуальной готовности, так и нарушения эмоционально-личностной и коммуникативной сферы. Неготовность ребенка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных нервозах, в повышении тревожности, ухудшении состояния здоровья. А ведь многих этих проблем можно избежать, если заранее подготовить ребенка и родителей к предстоящим в их жизни изменениям.

Исходя из вышеизложенных проблем возникла необходимость создания программы по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению.

Программа направлена на социально-личностное развитие ребенка и носит развивающий и профилактический характер, программа разработана с учетом принципа интеграции образовательных областей (здоровье, социализация, познание, коммуникация) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

В основе программы лежат следующие принципы:

Программа представляет собой систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми 6-7 лет в форме групповых занятий.

Принцип личностного подхода.

Развитие личности рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием детей. Взаимодействие с ребенком опирается на естественные процессы и проходит в зоне ближайшего развития, в атмосфере признания его творческого потенциала, уникальности его личности. (Выготский Л. С.,1982)

Принцип сознательности активности детей.

Успешное формирование навыков, развитие способностей напрямую зависит от сознательного отношения детей к процессу и заинтересованности.

Принцип доступности при необходимой степени трудности.

Предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий и предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации сил ребенка.

Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработки информации.

Программа построена таким образом, что позволяет решать педагогические, развивающие и коррекционные задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, сложности задания, времени проведения занятий, интенсивности работы.

Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения.

Программа направлена на всестороннее развитие личности, на формирование знаний и умений, на определенные нравственные качества, социальные модели поведения.

Создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

При составлении программы учитывается принцип комплектности методов психологического воздействия, который утверждает не только необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии, но и активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в данной программе. Ведь окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.

Цель данной программы:

    Формирование психологической готовности детей к школе. Предупреждение у детей дезадаптации к школе.

Основные задачи программы:

    Выявление проблем, планирование психолого-педагогической деятельности и оказание соответствующей помощи ребенку. Проведение развивающих занятий с дошкольниками направленных на формирование психологической готовности к школе. Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться. Скорректировать действия всех участников развевающего процесса для эффективности подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе. Организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению

Описание используемых методик и технологий.

Для реализации намеченных целей программы используются методики:

Артишевская И. Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников» — М: Книголюб,2008. Панфилова МА. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. — М.: Гном и Д, 2000. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. — М.: Просвещение; Вла — дос, 1995. Шарохина В. Л. «Психологическая подготовка детей к школе» — М: Книголюб,2008.

Методы психолого-педагогической деятельности: наблюдение, анкетирование, диагностика, психологическое консультирование.

Наблюдение позволяет увидеть общую картину поведения детей в группе, фиксировать различные стороны их поведения и эмоциональные реакции на занятиях, на праздниках, в свободной деятельности и быть активным участником совместных действий с детьми.

Анкетирование используется для того, чтобы выяснить, какие навыки и умения являются приоритетными для родителей при подготовке детей к школе.

Диагностическое обследование представляет собой наиболее эффективный и адекватный комплект апробированных в течении длительного периода методик и тестов, с помощью которых можно оценить параметры состояния когнитивной, мотивационной, волевой и эмоционально-личностной сферы ребенка.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о психологической готовности ребенка к школе. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

    Обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников; Формирование предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» — самый желаемый планируемый личностный результат. Соответствие детей старшего дошкольного возраста модели выпускника ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
    Методика МЭДИС (экспресс-диагностика интеллектуальных способностей детей 6-7 лет) И. С.Аверина, Е. И.Щебланова, Е. Н.Задорина Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Н. И.Гуткина

Организация проведения психолого-педагогической работы по реализации программы в условиях дошкольного отделения.

Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы работы с дошкольниками:

    Коррекционно-развивающие занятия (подгрупповые, индивидуальные)

Программа представляет собой систему из 26 занятий, которые проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30 минут, в течение 7 месяцев.

Занятия направлены на развитие психических процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

Предлагаемая программа позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых развивающих занятий, где учитываются особенности его психического развития, полученные в результате диагностики (на диагностическом этапе).

— постоянный ритуал начала занятия;

— игры-перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом ситуаций;

— этические сказки, пластические этюды, игры с элементами арттерапии, игры направленные на развитие познавательных способностей детей, игры и упражнения направленные на развитие произвольной саморегуляции; психогимнастические, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драмматизации, игры-бесседы, релаксационные упражнения, различные этюды, развивающие упражнения, коммуникативные, познавательные и развивающие игры, работу в тетрадях, дыхательные упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    Индивидуальная работа.

Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику готовности дошкольников подготовительных групп к школьному обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях и в консультировании родителей и педагогов.

    Работа с родителями детей – участников программы предусматривает:

Просветительскую работу с родителями.

Индивидуальную консультативную работу.

Особенности программы: Для развития детей важно создать психологически комфортную обстановку, исключающую перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы.

Ресурсы необходимые для реализации программы.

Свободное помещение, ковер, стол, стулья для детей, раздаточный и демонстрационный материал, дидактические игры, электронные носители информации.

Отличительные черты программы.

Для того чтобы процесс психолого-педагогической подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению был успешным, воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре и другие специалисты ДО должны объединить свои действия, скорректировать их и направить на достижение результата.

Программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению состоит из 3 этапов: диагностический, развивающий, контрольный.

Программа включает в себя 3 блока: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами. В рамках каждого блока выделены задачи работы по формированию психологической готовности детей старшего дошкольного возраста.

I блок – работа с детьми.

— Исследование динамики развития психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.

— Формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.

Этот блок содержит 3 направления:

Развивающая работа с детьми.

В течение учебного года проводятся занятия направленные на развитие психических процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. Занятия продолжительностью 30 минут рекомендуется проводить во второй половине дня один раз в неделю.

Всего 26 занятий, приступить к которым следует в октябре, а закончить в апреле следующего года.

Задания на одном занятии связаны одной темой, героем или сюжетом. Дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний. Занятия включают в себя не только игровые упражнения, но и задания на выработку у ребенка произвольности, сосредоточенности, самостоятельности. На них дети выполняют необычные задания, учатся думать, видеть, запоминать. Для эффективности занятий используется музыкальное сопровождение и ИКТ.

Диагностика детей.

В начале учебного года проводится предварительная диагностика готовности детей подготовительных к школе групп к систематическому школьному обучению с целью выявления актуального уровня развития детей школьно-значимых функций, для выявления детей еще не готовых к школе. Анализ результатов позволяет определить и осуществить развивающую работу, а также дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации. В мае проводится динамическая диагностика готовности к школе, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно-развивающей работы, а также служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь.

Коррекционная работа (групповая или индивидуальная) с детьми.

Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, выделяются дети, нуждающиеся в дополнительных занятиях.

Работа на коррекционных занятиях направлена на: развитие у ребенка психических функций, создающих основу для успешного обучения; коррекцию имеющихся отклонений; формирование познавательной мотивации; коррекцию и развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); овладение способами и приемами познавательной деятельности, зачатками учебной работы; развитие перцептивно-моторных функций, а также произвольности поведения и деятельности. Работа строится на основе развивающих игр и упражнений.

II блок – работа с родителями.

— Повышение компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школьному обучению.

Этот блок содержит 3 направления.

Психологическое просвещение родителей по вопросу подготовки ребенка к школе.

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью индивидуальной и коллективной форм работы.

На родительских собраниях обсуждаются теоретические аспекты психологической готовности детей к школе. Также проводятся тематические консультации, ежемесячно обновляется информация в родительском уголке, ответы на вопросы родителей помещаются в папку-передвижку «Советы психолога», разрабатываются памятки для родителей.

Индивидуальное консультирование родителей.

Индивидуальные встречи с родителями будущих первоклассников назначаются после предварительной диагностики готовности к школе. Во время консультации родителям сообщается о результатах диагностики и даются необходимые рекомендации по подготовке ребенка к школе.

III блок – работа с педагогами по вопросу подготовки детей к обучению в школе.

— построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе.

Этот блок содержит 3 направления.

Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению.

К такой форме относятся выступления на советах педагогов, семинарах по теоретическим вопросам, касающихся психологической готовности детей к школе.

Индивидуальное консультирование педагогов.

В ходе него дается информация по итогам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми в соответствии с их особенностям развития, решаются вопросы, интересующие педагога.

Проводится встреча с учителями начальных классов, логопедами, педагогами-психологами на которых обсуждаются развитие детей старшего возраста, перспективы их дальнейшего развития, оптимизация адаптационного периода.

Программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается, прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольников. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог. Еще более важно, чтобы родители детей старшего дошкольного возраста понимали значение термина «школьная зрелость» или как ее еще называют «психологическая готовность к школе».

ВложениеРазмер
programma_po_psihologo-pedagogicheskomu_soprovozhdeniyu_detey_k_podgotovke_k_shkole_avtosohranennyy. docx 64.34 КБ

Проведение развивающих занятий с дошкольниками направленных на формирование психологической готовности к школе.

Nsportal. ru

10.08.2017 9:50:07

2017-08-10 09:50:07

Источники:

Https://nsportal. ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2015/11/12/programma-po-psihologo-pedagogicheskomu

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.