Диагностическая программа изучения уровня воспитанности младшего школьника
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2011. — 23 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-025274-8.
5. Данилюк, А. Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. — М.: Просвещение, 2012. — 32 с. — (работаем по новым стандартам). — ISBN 978-5-09-026202-6 .
6. Елизарова Е. М., Киселёва Ю. А./Справочник учителя начальных классов.- Волгоград, Учитель,2011-с.367
7. Игнатова В. А., Игнатов С. Б., Позигун Ю. А., Трушников Д. Ю.Формирование ценностного отношения учащихся к природе в условиях интеграции общего и дополнительного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. lit. lib. ru
8. Качур М. М. Патриотическое воспитание младших школьников средствами художественного краеведения.–Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Киев, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. avtoreferati. ru
9. Лаврентьева Л. И., Ерина Э. Г., Цацинская Л. И. Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» /Завуч начальной школы. – 2004. – № 6. – С. 118.
10. Лазарева Л. А. Новым стандартам – нестандартный подход. Методические рекомендации.-УЦ Перспектива, 2012.-с.36.
11. Методика «Рисунок семьи» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. psylist. net
12. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В.Матюхиной в модификации Н. Ц.Бадмаевой)/ Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. — Улан-Удэ, 2004, С.149-150.
13. Программа воспитания школьников 1-4-х классов школы гражданского становления / Сост. М. А. Захаревич, Л. И. Чепикова. Науч. конс. Т. А. 9. Стефановская[Электронный ресурс]. Режим доступа: www. schoolgs. ru
14. Сиденко, Е. А. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике/Е. А. Сиденко, Н. Л. Хачатрян/ Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 1. – С. 47 – 54.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-022995-1 .
16. Федосеева О. Ю. Педагогическая диагностика духовного и нравственного развития младших школьников // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции — ART 64342. — URL: http://e-koncept. ru/teleconf/64342.html — Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. — ISSN 2304-120X
17. Федосова, Н. А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Н. А. Федосова /Управление начальной школой. — 2008. — № 0. — С. 4 — 9.
18. Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 59 с. — (Стандарты второго поколения).
19. Шилова М. И. Диагностика нравственной воспитанности [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.74213np. edusite. ru/p169aa1.html
20. Щедрина Е. В. Методика «Референометрия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. vsetesti. ru/298/
21. Цой О. Н; Проценко О. Ю., Хуторской А. В. Индивидуальные образовательные траектории учащихся как условие их творческой самореализации / Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сборник научных трудов. Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 1999. — С. 285-291.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
© cyberpedia. su 2017-2020 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!
Новым стандартам нестандартный подход.
10.07.2017 10:55:44
2017-07-10 10:55:44
Источники:
Https://cyberpedia. su/16xb2d7.html
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности детей | Материал на тему: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; }
Диагностическая программа изучения уровня воспитанности младшего школьникаДиагностическая программа изучения уровней воспитанности детейматериал на тему
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности детей
Материал на тему
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся по методике М. И. Шиловой.
Признаки проявления разных уровней воспитанности
Пресекает грубость, недобрые отношения к людям, заботится об окружающих
Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых дел, но не пресекает грубость других.
Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива.
Осознаёт личную и общественную значимость знаний, хорошо учится, организует познавательную деятельность в школе и в классе, охотно помогает товарищам.
Осознаёт личную и общественную значимость знаний, учится в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, организуемой в школе и в классе.
Не осознаёт значения знаний, учится не в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, но лишь по поручению и под контролем
Учится плохо. Интереса к знаниям не проявляет.
Осознаёт личную и общественную ценность труда, проявляет творчество в труде, организует общественнополезный труд в школе и за её пределами.
Осознаёт личную и общественную значимость труда, исполнителен в труде, принимает участие в трудовых акциях, организуемых в школе и за её пределами
Трудится при наличии побуждений и контроля со стороны взрослых и товарищей
Не любит трудиться, уклоняется от труда, несмотря на требования
Осознаёт, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере избранной профессии.
Осознаёт, кем хочет стать, но упорство в обогащении знаниями в сфере избранной профессии не проявляет
Чётко не представляет кем хочет стать. В выборе профессии следует советам товарищам, рекомендациям семьи
Профессиональные намерения не определились, к дальнейшему обучению не готовится.
Много читает. Охотно посещает культурные центры, проявляет интерес к музыке, живописи. Понимает искусство. Охотно делится своими знаниями с товарищами. Привлекает их к культурной жизни.
Любит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к музыке, к живописи, но интересуется литературой и искусством только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни.
Читает, посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки, но всё это делает по совету или настоянию старших, родителей.
Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре и искусству.
Требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию
Объективно оценивает свои познавательные возможности и черты характера, настойчиво работает над собой.
Объективно оценивает свои познавательные возможности и черты характера, работает над собой недостаточно.
Не самокритичен, самооценка завышена, работать над собой не умеет и нуждается в постоянной стимуляции со стороны товарищей и педагогов
Не самокритичен и не требователен к себе, отрицательно воспринимает объективные оценки своих учебных возможностей и черт характера
Профессиональные намерения не определились, к дальнейшему обучению не готовится.
24.01.2019 8:50:09
2019-01-24 08:50:09
Источники:
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника | Картотека на тему: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; }
Диагностическая программа изучения уровня воспитанности младшего школьникаДиагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьникакартотека на тему
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Картотека на тему
Особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе.
Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим»
Изучение самооценки детей младшего школьного возраста
Методика «Оцени себя»
Изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения и показатели воспитанности
Признаки и уровни, формирующихся качеств
1. Отношение к обществу. Патриотизм.
1. Отношение к родной природе
5 – любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других,
4 – любит и бережёт природу;
3 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
2 — участвует в деятельности по охране природы нехотя, только под давлением со стороны;
1 – природу не ценит и не бережёт, ломает природные объекты
2. Гордость за свою страну
5 –интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
4 – интересуется историческим прошлым, самостоятельно изучает историю ;
3 — любит слушать рассказы взрослых и одноклассников по истории,
2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших,
1 – не интересуется историческим прошлым, высказывает негативные оценки.
3. Служение своему Отечеству.
5 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других,
4 – находит дела на службу малому Отечеству;
3 – участвует в делах на службу малому Отечеству, организованных другими людьми с желанием;
2 – участвует в делах на службу малому Отечеству, организованных другими людьми под давлением со стороны;
1 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.
4. Забота о своей школе
5 – организует дела на пользу школе; классу,
4 — участвует в делах класса и привлекает других,
3 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса,
2 – в делах класса участвует при побуждении,
1- в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
2. Отношение к умственному труду. Любознательность.
5 — сам много читает, знает, обсуждает с друзьями узнанное;
4- сам много читает;
3 – читает только в рамках заданного на дом,,
2 — читает под присмотром взрослых и учителей,
1 – читает недостаточно, на побуждение взрослых не реагирует
2.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
5 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
4 — стремится хорошо учиться,
3 – учится средне, особого интереса к учёбе не проявляет
2 – учится при наличии строгого контроля,
1 – плохо учится даже при наличии контроля
5 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей,
4 – есть любимое полезное увлечение,
3 – нет постоянного полезного увлечения, временно увлекается, но потом бросает дело,
2 – нет полезного увлечения, во внеурочной деятельности участвует при побуждении со стороны учителя,
1 – во внеурочной деятельности не участвует.
4.Организованность в учении
5- работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам,
4 – работу на уроке, домашние задания выполняет аккуратно,
3 – недостаточно внимательно и аккуратно выполняет уроки и домашние задания, но сам
2 – работу на уроке и домашние задания выполняет под контролем,
1 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет
3. Отношение к физическому труду. Трудолюбие.
1. Инициативность и творчество в труде
5 – находит полезные дела в классе, школе, организует товарищей.
4 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом,
3 – участвует в полезных делах, организованных другими
2 – участвует в полезных делах по принуждению,
1 – не участвует в полезных делах даже по принуждению.
2. Самостоятельность в труде
5 – хорошо трудится, побуждает к труду товарищей,
4 – сам трудится хорошо, но к труду товарищей равнодушен,
3 – участвует в трудовых операциях, организованных другими, без особого желания,
2 – трудится при наличии контроля,
1 – участие в труде не принимает.
3. Бережное отношение к результатам труда
5 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других,
4- бережёт личное и общественное имущество,
3 — сам не ломает, но равнодушен к разрушительным действиям других,
2 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу,
1 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
4. Осознание значимости труда.
5 – осознаёт значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам,
4 – осознаёт значение труда, сам находит работу
3 – сам работает хорошо, но к труду других равнодушен,
2 – не имеет чёткого представления о значимости труда, нуждается в руководстве
1 — не умеет и не любит трудиться.
4. Отношение к людям. Доброта и отзывчивость.
1.Уважительное отношение к старшим
5 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны других,
4 – уважает старших,
3 – уважает старших, но на неуважительное отношение со стороны других не обращает никакого внимания,
2 — к старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве,
1 – не уважает старших, допускает грубость.
2.Дружелюбное отношение к сверстникам
5 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость,
4 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам,
3 – сам уважение проявляет, но к грубости других равнодушен,
2 – проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых,
1 – груб и эгоистичен.
5 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным, привлекает к этому других,
4 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным
3 – помогает слабым, беспомощным при организации дела другими людьми,
2 – помогает слабым, больным при условии поручения
1 – неотзывчив, иногда жесток.
4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
5 — честен, не терпит нечестности со стороны других
4 – честен в отношениях,
3 – в основном честен, но иногда допускает «обман во благо»
2 – не всегда честен,
5. Отношение к себе. Самодисциплина.
1.Развитие доброй воли
5 – проявляет добрую волю и старается развивать её, поддерживает проявление доброй воли сверстниками;
4 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;
3 — развивает волю в организованных взрослыми ситуациях,
2 – силой воли не обладает,
1 – не стремится к развитию доброй воли;
2. Самоуважение. Соблюдение правил культуры поведения.
5 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других,
4- добровольно соблюдает правила культуры поведения,
3 – достаточно культурен, но иногда допускает нетактичность
2 – нормы правила поведения соблюдает при наличии контроля,
1 – нормы и правила поведения не соблюдает.
3. Организованность и пунктуальность
5 — своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других,
4- своевременно и качественно выполняет свои дела;
3 – дела выполняет добросовестно, но не всегда своевременно,
2 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле,
1 – начатые дела не выполняет.
4. Требовательность к себе
5 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках,
4 – требователен к себе,
3 – не всегда требователен к себе,
2 – мало требователен к себе,
1 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
Анкета «Оцени себя сам»
Самооценка — сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Она выполняет прежде всего регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в самооценке интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, то есть проект его будущего.
С самооценкой тесно связано такое личностное образование, как уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже остальных. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи хотят быть лучше всех.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная характеристика была общепризнана.
Для изучения самооценки можно использовать методику А. И. Липкиной «Три оценки».
Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
— совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
— характер аргументации самооценки:
А) аргументация, направленная на качество выполненной работы,
Б) любая другая аргументация;
— устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
МОИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
Исследование самооценки детей 7–10 лет можно проводить и при помощи теста «Оцени себя».
Ученикам предлагается набор положительных и отрицательных качеств и шкала — вертикальная линия, в верхней части которой располагаются положительные значения, а в нижней — отрицательные.
Слова, образующие отдельные качества личности:
Аккуратность, беспечность, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятство, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадание, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм
В начале тестирования внимание детей обращают только на список оцениваемых качеств, из которых они выбирают по 5–6 самых привлекательных и самых непривлекательных. После того как эти качества отобраны (выписаны или подчеркнуты в списке), ученикам предлагают оценить себя и объясняют принцип размещения качеств на шкале.
При анализе результатов важно отметить расположение на шкале как положительных, так и отрицательных качеств. Адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств ставит в верхнюю часть шкалы, а одно-два качества — в нижнюю часть или близко к середине. Если отрицательные качества поставлены близко к середине, одно из них попало в нижнюю часть шкалы, а хотя бы одно — в верхнюю часть, можно говорить, что ребенок в целом принимает себя и свой образ, но не идеализирует его и видит свои отрицательные черты.
Если ребенок все положительные качества помещает в верхней части шкалы достаточно высоко, а отрицательные — в нижней или около середины — его оценка неадекватно завышена. Он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков и приписывает себе отсутствующие достоинства.
Эта неадекватность может быть источником агрессивного поведения, конфликтности, так же как и тревожности или нарушения общения. Негативные проявления связаны с тем, что образ, который выстроил ребенок, не совпадает с представлением о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и является причиной асоциальных реакций школьника.
Если ребенок располагает положительные черты ближе к середине, или, что еще хуже, в нижней части шкалы, то независимо от того, где поставлены отрицательные качества, можно говорить о неадекватной заниженной самооценке. Расположение отрицательных качеств только ухудшает (если они находятся в верхней части шкалы) или несколько улучшает (если они помещены внизу) общую структуру самооценки.
Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе, стремление расположить к себе собеседника, особенно взрослых. Однако заниженная самооценка может быть связана и с асоциальностью, агрессивностью, особенно в тех случаях, когда от ученика настойчиво требуют выполнения каких-то обязанностей, с которыми он не справляется.
СПРАВЛЮСЬ ИЛИ НЕТ?
Уровень притязаний обнаруживается в прогностической, или априорной, самооценке еще не полученного результата. Для ее выяснения у детей начальных классов может быть использована следующая методика.
Разным по успеваемости ученикам даются поочередно три задания: одно — по русскому языку, другое — по математике (оба на основании изученного и понятного материала), третье — неучебное, например, складывание орнамента по заданным образцам. Им предлагается ответить на вопрос: «Сможешь ли ты выполнить задания, на какую оценку и почему?» Затем дети должны ответить на тот же вопрос относительно трех разных по успеваемости одноклассников.
Анализу, позволяющему выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию, подлежат следующие данные:
1. Уровень прогностической самооценки у разных по успеваемости школьников (верная, завышенная, заниженная).
2. Особенности прогностической оценки этих школьников.
3. Особенности адаптационной оценочной деятельности, ее направленность — на оценку способностей к учебе или на качества личности.
4. Распространение оценочной деятельности при выполнении учебных заданий на учебные ситуации.
Данный анализ позволяет выяснить складывающуюся у каждого ученика оценочную позицию. Важность выявления у слабоуспевающих школьников формирующейся оценочной позиции доказана в исследованиях отечественных психологов: с возрастом у таких школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному, по сравнению с реальными возможностями, уровню притязаний
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника.
(Фридман Г. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т. д.
Метод «Беседа» ( предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представлени
Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный поступок.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация : во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация : одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале
Методика «Закончи предложение» (методика Н. Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
6. Если бы я был на месте учителя, я …
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
Когда я был маленьким, моя семья …
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
(Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т. п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младших школьников
Рекомендации классному руководителю.
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности младших школьников
В программе отражены показатели и признаки проявления воспитанности младших школьников.
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности детей
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности детей.
Диагностическая программа изучения уровней сформированности гражданственности
Диагностическая программа изучения уровнейсформированности гражданственности у подростков.
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. При осуществлении общих закономерностей каждому.
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья.
1 груб и эгоистичен.
05.12.2018 2:10:43
2018-12-05 02:10:43