Рубрики
Диагностичекий

Зачет в 7 классе по теме Причастие и деепричастие консультация по русскому языку (7 класс) на тему

Диагностическая работа по русскому языку причастия и деепричастия 7 класс

Зачет в 7 классе по теме «Причастие и деепричастие»
Консультация по русскому языку (7 класс) на тему

Зачет по теме «Причастие и деепричастие». Русский язык. 7 класс. Билеты и задания к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Материал к зачету по русскому языку в 7 классе. Тема «Причастие и деепричастие» 20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Билеты для зачета в 7 классе по теме «Причастие и деепричастие»

Сколько букв Н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий? Что называется деепричастным оборотом и как выделяется деепричастие и деепричастные обороты на письме? Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах –УЩ-, — ЮЩ-, — АЩ-, — ЯЩ-? –ЕМ — или –ИМ-? Как образуется деепричастие совершенного и несовершенного вида? Расскажите о написании НЕ с причастиями. Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты, как выделяются на письме? Когда пишется одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов? Дайте определение деепричастия. Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме? В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами Н пишется А (Я), в каких – Е? Что называется деепричастным оборотом, как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме? Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми? Как пишется НЕ с деепричастиями? Как выделяется деепричастный оборот на письме?

Задания для билета № 1.

Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание. (0,5)

Телеграмма отправле..а. Собра…ый гербарий. Газирова…ый напиток. Обиже…ый ребенок. Лома…ый грош. Груже…ая баржа. Варе…ый в кастрюле. Некоше…ый луг. Жаре…ый в масле гусь. Кова…ый узор.

Найти деепричастные обороты и объяснить постановку знаков препинания.

1. Он постоял немного у калитки вызывая врага на бой. 2.Мальчик увлекаясь все больше и больше следил за каждым его движением. 3. Отчалив я сейчас же пустился догонять плот держась вдоль берега. 4. Капитан посмеявшись над матросами сам спустился в шлюпку приказав дать ему два прочных каната. 5. Наткнувшись на мой ящик обезьяна с большим любопытством принялась рассматривать его заглядывая во все окна и двери.

Задания для билета № 2

Вставить пропущенные буквы. (0,5)

Пиш…щий человек. Се…щийся дождик. Вер…щий всему. Слыш…мый повсюду. Стел…щийся туман. Терп…щий беду. Бор…щиеся спортсмены. Стро…щийся стадион. Чита…мый роман.

Найти деепричастие, назвать способ его образования. Расставить знаки препинания. Оставшись одна она подошла к окну и встала перед ним глядя на улицу. 2. В сенях зашаркали чьи-то шаги мать вздрогнула и напряженно подняв брови встала. 3. Спокойно не меняясь в лице Сергей разорвал бумагу. 4. Я вглядевшись в темноту увидел стоявшего около двери человека. 5. Просыпаются ежи и шурша прошлогодней листвой отправляются на охоту.

Задания к билету № 3.

Определите слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Не? отправленное письмо. Не? отправленное мною письмо. Не? выполненное задание. Не? замечена ошибка. Не? проверенная работа. Не? проверенная учителем работа. Трава не? скошена. Не? прочитанная книга. Не? использованная врачом возможность.

НЕ? рассказанная сказка.

Обозначить деепричастные обороты, расставить знаки препинания. Первые лучи солнца пробив сквозную тучу блеснули в небе и пробежали по земле. 2. Мы часто останавливались поражаясь яркой красоте леса. 3. Ребята возвращались домой набрав полные корзины ягод. 4. Оторвавшись от ветки листок медленно кружил в воздухе.

5. Сумрак окутавший землю скоро разрушился.

Задания к билету № 4

Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание. (0,5)

Плете…ая из веток. Ране…ая в крыло птица. Кова…ый сундук. Иллюстрирова…ый журнал. Кипяче..ный чай. Избалова…на матерью. Запута…ый рассказ. Нежда…ый гость.

Пече…ая на углях картошка. Груже..ый вагон.

Обозначить деепричастные обороты, расставить знаки препинания.

Над водой описывая круги парила птица. Раскинув могучие крылья и напружинив сильные когтистые лапы она кружила над самой серединой. Направив в речную глубь острый взгляд птица примечала все. Сверкая белоснежным оперением и наклонив хищную голову птица несколько раз пересекла реку а потом сложив крылья камнем ринулась вниз. Короткий удар по воде и вот уже птица тяжело махая крыльями понесла в железных лапах добычу.

Задания к билету № 5

Объяснить написание а-я перед Н-НН (0,5 )

Замеч..ные ошибки. Слом…нный диван. Заслуж…нная награда. Обещ…нная помощь. Потер…нная тетрадь…. Обиж…нный писатель. Услыш…нная новость. Разве…нные иллюзии. Подстрел…нная птица. Изд…нные плакаты.

Расставить знаки препинания и объяснить их постановку

1.Ростов не дождавшись чаю пошел к эскадрону. 2.Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. 3.Через минуту соловей пустил высокую мелкую дробь и испробовав свой голос начал петь. 4.Макар сидел на дровнях слегка покачиваясь и продолжал смотреть на дорогу. 5.Довольные пассажиры примолкнув любовались солнечным днем.

Задания к билету №6

Объяснить постановку знаков препинания. Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем. 2. Расчищенная дорожка вела к морю. 3. Листья деревьев обильно забрызганные росой блестели на солнце. 4. Вымокшие под дождем путники сидели у костра. 5. В руках у него была плетеная корзина наполненная грибами. Расставить и объяснить постановку знаков препинания.

1.Не? чувствуя усталости туристы шли по Ленским столбам. 2. Девочка не? доумевая смотрела на веселого клоуна. 3. Макар спотыкаясь и падая бежал по тайге не? разбирая дороги. 4. Пароход подходил к пристани не? замедляя ход. 5. Не? поклоняясь до земли грибка не подымешь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Говори!» в 6 классе.(Повторение по теме «Деепричастие»)

Уроки под девизом «Говори!» предоставляют возможность говорить о том, что волнует детей, интересует (параллельно с необходимыми рассказами на грамматические темы). Это прекрасная школа ораторского иск.

Тест по русскому языку для 7 класса по темам «ПРИЧАСТИЕ», «ДЕЕПРИЧАСТИЕ», «НАРЕЧИЕ», «ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ»

Тест по русскому языку будет полезен как учителям, так и ученикам, которые могут проверить свои знания по темам «Причастие», «Деепричастие», «Наречие» и «Предлог».

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Тема: «Что такое деепричастие».

Презентация к уроку русского языка в 6 классе.

Презентация к уроку русского языка в 6 классе «Правописание не с деепричастиями»

Урок изучения нового материала.

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Употребление деепричастий в речи» с презентацией

Свою методическую разработку я посвящаю актуальной проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА. Цель данной работы: показать, как можно организовать деятельность уч – ся при изучении.

Русский язык. 7 класс. Тест по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот».

Закрепление знаний обучающихся через тестовые задания по теории темы «Деепричастие».

Диагностическая работа по русскому языку. 7 класс 1 полугодие «Причастие. Деепричастие».

Диагностическая работа по русскому языку.7 класс (1 полугодие)«Причастие. Деепричастие» Прочитайте текст. Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега заря.

Зачет в 7 классе по теме «Причастие и деепричастие»
Консультация по русскому языку (7 класс) на тему

Зачет по теме «Причастие и деепричастие». Русский язык. 7 класс. Билеты и задания к ним.

ВложениеРазмер
Материал к зачету по русскому языку в 7 классе. Тема «Причастие и деепричастие» 20.6 КБ

Рассказанная сказка.

Nsportal. ru

13.11.2018 16:12:07

2018-11-13 16:12:07

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/01/08/zachet-v-7-klasse-po-teme-prichastie-i-deeprichastie

Диагностическая работа по русскому языку. 7 класс 1 полугодие " Причастие. Деепричастие&quot. | Тест (русский язык, 7 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностическая работа по русскому языку причастия и деепричастия 7 класс

Диагностическая работа по русскому языку. 7 класс 1 полугодие Причастие. Деепричастие. тест (русский язык, 7 класс) на тему

Диагностическая работа по русскому языку. 7 класс 1 полугодие «Причастие. Деепричастие».
Тест (русский язык, 7 класс) на тему

Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты строившие подземные царства спрятались в свои лабиринты. Солнце послав на землю последний луч закрылось в серую мглу. Вся природа затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.

И вот бесшумно пошёл снег, засыпавший все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и справедливости.

Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.

Nsportal. ru

10.12.2019 7:43:43

2019-12-10 07:43:43

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/21/diagnosticheskaya-rabota-po-russkomu-yazyku-7-klass-1

Правописание причастий и деепричастий | План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Диагностическая работа по русскому языку причастия и деепричастия 7 класс

Правописание причастий и деепричастийплан-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Правописание причастий и деепричастий
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование у учащихся умения обобщать и систематизировать на материале приобретенных знаний о правописании особых форм глагола.

1) Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по темам «Причастие», «Деепричастие».

2) формировать умение нахождения причастий в тексте, вычленение причастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

3) формировать умение нахождение деепричастий в тексте, вычленение деепричастного оборота, обособление деепричастного оборота, определять слитное и раздельное НЕ с деепричастиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok-puteshestvie. doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Систематизация знаний по теме: «Правописание причастий и деепричастий».

ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения изученного материала

ФОРМА УРОКА: урок-путешествие.

ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование у учащихся умения обобщать и систематизировать на материале приобретенных знаний о правописании особых форм глагола.

1) Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по темам «Причастие», «Деепричастие».

2) формировать умение нахождения причастий в тексте, вычленение причастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

3) формировать умение нахождение деепричастий в тексте, вычленение деепричастного оборота, обособление деепричастного оборота, определять слитное и раздельное НЕ с деепричастиями.

Развивать различные формы речи: устную и письменную Развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать, осуществляя совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач. Воспитывать любовь, уважение и интерес к русскому языку, к чтению книг. Воспитывать в учениках доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ (Формируемые УУД)

    предметные: формирование практических навыков написания причастий и деепричастий и их пунктуационных особенностей; умения различать причастия и деепричастия. метапредметные: развитие навыков обобщения и систематизации изученного материала; способность к передаче и преобразованию, сохранению и передачи информации, содержащейся в тексте. личностные: формирование интереса к родному языку, ценностных ориентиров, мотивации к получению знаний.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ : игровая

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: фронтальная, индивидуальная, групповая.

РЕСУРСЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

    — учебник, информационная таблица, экран, проектор, компьютер, презентация; — раздаточный материал: карточки с заданиями для парной и групповой работы, карточки с тестовыми заданиями, жетоны.

Учащиеся имели предварительное задание повторить теоретический материал по темам “Причастие” и “Деепричастие”.

Объяснение правильности работы с рабочими листами, оценочными листами.

1. Водопад Знаний (тест)

2. Мост Суффиксов (буквенный диктант)

3. Дорога Умений

А) кроссворд;
Б) графический диктант «Правописание частицы НЕ»
В) выборочный диктант

4. Дворец Навыков (расстановка знаков препинания)

Итоговое количество плюсов:

II. Опрос по теме

На экране появляются слайды:

Водопад Знаний (тест, теоретический диктант). Мост Суффиксов (буквенный диктант). Остров Отдыха (сообщение ученика по теме). Дорога Умений:

А) кроссворд;
Б) графический диктант;
В) выборочный диктант.

Дворец Навыков (расстановка знаков препинания)

III. Подведение итогов урока

Самооценка учащихся, выставление итоговой оценки.

IV. Рефлексия урока

Передача из рук в руки талисмана успешности (сердечко), у кого он в руках, тот говорит о плюсах и минусах своей работы на уроке, самого урока.

– Сегодня мы с Вами на уроке отправляемся в виртуальное путешествие по стране Лингвинии. Но это необычная страна. Чтобы по ней путешествовать, надо всё знать о причастии и деепричастии. Вы готовы отправиться в путешествие.

– У вас на парте лежат у каждого рабочие листы и оценочные листы. На рабочих листах вы будете отвечать, на оценочных расписаны станции, по которым мы будем путешествовать, а рядом – пустые колонки. В них вы будете ставить количество правильных ответов – плюсов (плюс – правильный ответ, минус – неправильный ответ). Кому непонятно? Итак, начинаем наше путешествие.

II. Опрос по теме

Тест Водопад Знаний :

Первое задание – теоретический диктант, правильные ответы отмечайте “+”.

1. Причастие совмещает в себе признаки:

А) существительного и прилагательного;
Б) прилагательного и глагола;
В) наречия и глагола.

2. Деепричастие – это…

А) особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и наречия.
Б) особая форма глагола, которая имеет признаки прилагательного и глагола.
В) особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и причастия.

3. Деепричастный оборот – это…

А) деепричастие с предлогом;
Б) деепричастие с главным словом;
В) деепричастие с зависимым словом.

4. Причастным оборотом является…

А) мальчик читающий;
Б) читающий книгу;
В) читающий.

5. Слово танцующий – это…

А) причастие;
Б) деепричастие.

6. (не)давши пишется…

А) слитно;
Б) раздельно.

7. (не)закончена пишется…

А) слитно;
Б) раздельно.

– Подсчитайте количество плюсов и поставьте в оценочные листы.

– Следующее препятствие – Мост Суффиксов (буквенный диктант), чтобы его пройти, необходимо выполнить следующее задание: выписать суффикс, определить действительное или страдательное причастие.

1. Закапывающий
2. Любящий
3. Делая
4. Выполненная
5. Убравши
6. Искавший
7. Повысив
8. Играючи
9. Выросший
10. Услыша

– Проверим (проверка на экране). Подсчитайте количество плюсов и поставьте в оценочные листы. Итак, ребята, мы прошли уже 2 станции, устали?

– Следующая остановка – Остров Отдыха (сообщение). Здесь мы прослушаем подготовленное сообщение по теме.

В современной лингвистике несколько точек на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т. п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола. Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам, падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия. Возьмём, к примеру, причастия.
Они образуются от глагола ( краснеть – краснеющий ), но изменятся, как имена прилагательные – по числам, родам и падежам:

    Красная щека – краснеющая щека, Красные щёки – краснеющие щёки, Красным щекам – краснеющим щекам.

Эти разные точки зрения отражаются и в современных школьных учебниках по русскому языку. Одни из них рассматривают причастия и деепричастия как формы глагола, а в других учебниках эти слова изучаются как самостоятельные части речи.

– Что нового вы узнали из этого сообщения? (Некоторые учёные причастия и деепричастия относят к особой форме глагола, а некоторые – к самостоятельной части речи).

– Вышли мы на Дорогу Умений.

– Первое задание выполняем в парах – решаем кроссворд, который лежит у вас на партах (по вариантам).

1 вариант – впишите в клетки причастия, образованные от глаголов.

1. Закопать (прош. вр.)
2. Засорить (прош. вр.)
3. Хранить (страд., наст. вр.)
4. Скакать (наст. вр.)
5. Сделать (прош. вр.)
6. Срастись (прош. вр.)
7. Спрятать (прош. вр.)
8. Нестись (прош. вр.)
9. Делать (страд., наст. вр.)

2 вариант – впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

1. Оглядываться (несов. в.)
2. Сверкать(несов. в.)
3. Уметь(несов. в.)
4. Купить (сов. в.)
5. Прочитать (сов. в.)
6. Увидеть (сов. в.)
7. Назначать (несов. в.)
8. Оторваться (сов. в.)
9. Освободить (сов. в.)
10. Стучать (несов. в.)
11. Играть (несов. в.)
12. Ехать (несов. в.)

– Проверяем выполнение задания – поставьте “+”, если у вас всё верно.

– Следующее задание графический диктант – вам надо определить слитно или раздельно пишется НЕ с причастиями и деепричастиями. Вспомните алгоритм, которым мы пользовались на уроке (1. Определить часть речи. 2.Определить слитно или раздельно НЕ пишем).

– У кого возникли вопросы? Приступаем к выполнению задания.

1. (не)брежный
2. (не)покорённый
3. (не)застроен
4. (не)вспаханный
5. (не)виданный
6. (не)навидя
7. (не)спеша
8. (не)просмотренный мною
9. (не)сверкая
10. (не)стуча

1. слитно +
2. слитно +
3. раздельно –
4. слитно +
5. слитно +
6. слитно +
7. раздельно –
8. раздельно –
9. раздельно –
10.раздельно –

– Выполнили, проверим (на экране), не забудьте поставить количество “+” в оценочные листы.

Выборочный диктант – выписать причастия.

Диктант читается учителем, учащиеся выписывают причастия, слушая внимательно диктант.

Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Всё боящийся потерять.

– Проверяем, сверяем свои выписанные причастия, поставьте “+”.

– Итак, ребята, мы пришли во Дворец Навыко в, интересно, какое задание подготовлено нам.

Задание: правильно или нет расставлены знаки препинания.

1. Некоторое время постоял он на крыльце, наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.
2. Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и, не раздеваясь, лёг.
3. Вера пела по утрам, умываясь в ручье, днём, работая в поле, вечером, возвращаясь к домику лесника.

4. Женька сидел, подняв колени к подбородку и обхватив их, узкие штаны его вздёрнулись, открывая тонкие ноги.
5. Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к берёзе и заложив назад руки.

– Проверьте правильность своих ответов, поставьте “+” в оценочные листы. Вот и закончилось наше путешествие, пора подводить итоги.

III. Подведение итогов

– Посчитайте итоговое количество плюсов. Максимально их может быть – 42.
Составьте пропорцию, решите её, определите, какой процент правильных ответов вы заработали и в соответствии с критериями выставьте себе оценки за сегодняшний урок в оценочные листы. Подпишите листы и передайте на первую парту.

– Проведём рефлексию, передаём талисман успешности, у кого он в руках, тот говорит о плюсах и минусах своей работы на уроке, самого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok-puteshestvie. doc 58 КБ

ТЕМА УРОКА: Систематизация знаний по теме: «Правописание причастий и деепричастий».

ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения изученного материала

ФОРМА УРОКА: урок-путешествие.

ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование у учащихся умения обобщать и систематизировать на материале приобретенных знаний о правописании особых форм глагола.

1) Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по темам «Причастие», «Деепричастие».

2) формировать умение нахождения причастий в тексте, вычленение причастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

3) формировать умение нахождение деепричастий в тексте, вычленение деепричастного оборота, обособление деепричастного оборота, определять слитное и раздельное НЕ с деепричастиями.

Развивать различные формы речи: устную и письменную Развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать, осуществляя совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач. Воспитывать любовь, уважение и интерес к русскому языку, к чтению книг. Воспитывать в учениках доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ (Формируемые УУД)

    предметные: формирование практических навыков написания причастий и деепричастий и их пунктуационных особенностей; умения различать причастия и деепричастия. метапредметные: развитие навыков обобщения и систематизации изученного материала; способность к передаче и преобразованию, сохранению и передачи информации, содержащейся в тексте. личностные: формирование интереса к родному языку, ценностных ориентиров, мотивации к получению знаний.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ : игровая

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: фронтальная, индивидуальная, групповая.

РЕСУРСЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

    — учебник, информационная таблица, экран, проектор, компьютер, презентация; — раздаточный материал: карточки с заданиями для парной и групповой работы, карточки с тестовыми заданиями, жетоны.

Учащиеся имели предварительное задание повторить теоретический материал по темам “Причастие” и “Деепричастие”.

Объяснение правильности работы с рабочими листами, оценочными листами.

1. Водопад Знаний (тест)

2. Мост Суффиксов (буквенный диктант)

3. Дорога Умений

А) кроссворд;
Б) графический диктант «Правописание частицы НЕ»
В) выборочный диктант

4. Дворец Навыков (расстановка знаков препинания)

Итоговое количество плюсов:

II. Опрос по теме

На экране появляются слайды:

Водопад Знаний (тест, теоретический диктант). Мост Суффиксов (буквенный диктант). Остров Отдыха (сообщение ученика по теме). Дорога Умений:

А) кроссворд;
Б) графический диктант;
В) выборочный диктант.

Дворец Навыков (расстановка знаков препинания)

III. Подведение итогов урока

Самооценка учащихся, выставление итоговой оценки.

IV. Рефлексия урока

Передача из рук в руки талисмана успешности (сердечко), у кого он в руках, тот говорит о плюсах и минусах своей работы на уроке, самого урока.

– Сегодня мы с Вами на уроке отправляемся в виртуальное путешествие по стране Лингвинии. Но это необычная страна. Чтобы по ней путешествовать, надо всё знать о причастии и деепричастии. Вы готовы отправиться в путешествие.

– У вас на парте лежат у каждого рабочие листы и оценочные листы. На рабочих листах вы будете отвечать, на оценочных расписаны станции, по которым мы будем путешествовать, а рядом – пустые колонки. В них вы будете ставить количество правильных ответов – плюсов (плюс – правильный ответ, минус – неправильный ответ). Кому непонятно? Итак, начинаем наше путешествие.

II. Опрос по теме

Тест Водопад Знаний :

Первое задание – теоретический диктант, правильные ответы отмечайте “+”.

1. Причастие совмещает в себе признаки:

А) существительного и прилагательного;
Б) прилагательного и глагола;
В) наречия и глагола.

2. Деепричастие – это…

А) особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и наречия.
Б) особая форма глагола, которая имеет признаки прилагательного и глагола.
В) особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и причастия.

3. Деепричастный оборот – это…

А) деепричастие с предлогом;
Б) деепричастие с главным словом;
В) деепричастие с зависимым словом.

4. Причастным оборотом является…

А) мальчик читающий;
Б) читающий книгу;
В) читающий.

5. Слово танцующий – это…

А) причастие;
Б) деепричастие.

6. (не)давши пишется…

А) слитно;
Б) раздельно.

7. (не)закончена пишется…

А) слитно;
Б) раздельно.

– Подсчитайте количество плюсов и поставьте в оценочные листы.

– Следующее препятствие – Мост Суффиксов (буквенный диктант), чтобы его пройти, необходимо выполнить следующее задание: выписать суффикс, определить действительное или страдательное причастие.

1. Закапывающий
2. Любящий
3. Делая
4. Выполненная
5. Убравши
6. Искавший
7. Повысив
8. Играючи
9. Выросший
10. Услыша

– Проверим (проверка на экране). Подсчитайте количество плюсов и поставьте в оценочные листы. Итак, ребята, мы прошли уже 2 станции, устали?

– Следующая остановка – Остров Отдыха (сообщение). Здесь мы прослушаем подготовленное сообщение по теме.

В современной лингвистике несколько точек на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т. п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола. Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам, падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия. Возьмём, к примеру, причастия.
Они образуются от глагола ( краснеть – краснеющий ), но изменятся, как имена прилагательные – по числам, родам и падежам:

    Красная щека – краснеющая щека, Красные щёки – краснеющие щёки, Красным щекам – краснеющим щекам.

Эти разные точки зрения отражаются и в современных школьных учебниках по русскому языку. Одни из них рассматривают причастия и деепричастия как формы глагола, а в других учебниках эти слова изучаются как самостоятельные части речи.

– Что нового вы узнали из этого сообщения? (Некоторые учёные причастия и деепричастия относят к особой форме глагола, а некоторые – к самостоятельной части речи).

– Вышли мы на Дорогу Умений.

– Первое задание выполняем в парах – решаем кроссворд, который лежит у вас на партах (по вариантам).

1 вариант – впишите в клетки причастия, образованные от глаголов.

1. Закопать (прош. вр.)
2. Засорить (прош. вр.)
3. Хранить (страд., наст. вр.)
4. Скакать (наст. вр.)
5. Сделать (прош. вр.)
6. Срастись (прош. вр.)
7. Спрятать (прош. вр.)
8. Нестись (прош. вр.)
9. Делать (страд., наст. вр.)

2 вариант – впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

1. Оглядываться (несов. в.)
2. Сверкать(несов. в.)
3. Уметь(несов. в.)
4. Купить (сов. в.)
5. Прочитать (сов. в.)
6. Увидеть (сов. в.)
7. Назначать (несов. в.)
8. Оторваться (сов. в.)
9. Освободить (сов. в.)
10. Стучать (несов. в.)
11. Играть (несов. в.)
12. Ехать (несов. в.)

– Проверяем выполнение задания – поставьте “+”, если у вас всё верно.

– Следующее задание графический диктант – вам надо определить слитно или раздельно пишется НЕ с причастиями и деепричастиями. Вспомните алгоритм, которым мы пользовались на уроке (1. Определить часть речи. 2.Определить слитно или раздельно НЕ пишем).

– У кого возникли вопросы? Приступаем к выполнению задания.

1. (не)брежный
2. (не)покорённый
3. (не)застроен
4. (не)вспаханный
5. (не)виданный
6. (не)навидя
7. (не)спеша
8. (не)просмотренный мною
9. (не)сверкая
10. (не)стуча

1. слитно +
2. слитно +
3. раздельно –
4. слитно +
5. слитно +
6. слитно +
7. раздельно –
8. раздельно –
9. раздельно –
10.раздельно –

– Выполнили, проверим (на экране), не забудьте поставить количество “+” в оценочные листы.

Выборочный диктант – выписать причастия.

Диктант читается учителем, учащиеся выписывают причастия, слушая внимательно диктант.

Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Всё боящийся потерять.

– Проверяем, сверяем свои выписанные причастия, поставьте “+”.

– Итак, ребята, мы пришли во Дворец Навыко в, интересно, какое задание подготовлено нам.

Задание: правильно или нет расставлены знаки препинания.

1. Некоторое время постоял он на крыльце, наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.
2. Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и, не раздеваясь, лёг.
3. Вера пела по утрам, умываясь в ручье, днём, работая в поле, вечером, возвращаясь к домику лесника.

4. Женька сидел, подняв колени к подбородку и обхватив их, узкие штаны его вздёрнулись, открывая тонкие ноги.
5. Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к берёзе и заложив назад руки.

– Проверьте правильность своих ответов, поставьте “+” в оценочные листы. Вот и закончилось наше путешествие, пора подводить итоги.

III. Подведение итогов

– Посчитайте итоговое количество плюсов. Максимально их может быть – 42.
Составьте пропорцию, решите её, определите, какой процент правильных ответов вы заработали и в соответствии с критериями выставьте себе оценки за сегодняшний урок в оценочные листы. Подпишите листы и передайте на первую парту.

– Проведём рефлексию, передаём талисман успешности, у кого он в руках, тот говорит о плюсах и минусах своей работы на уроке, самого урока.

Вы готовы отправиться в путешествие.

Nsportal. ru

13.12.2018 15:09:36

2018-04-21 16:35:21

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/09/25/pravopisanie-prichastiy-i-deeprichastiy

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.