Рубрики
Права человека

1.2. Юридические гарантии орав и свобод человека и гражданина

Юридические гарантии прав человека

§ 1.2. Юридические гарантии орав и свобод человека и гражданина

Одним из видов гарантий являются юридические (специальные) гарантии основных прав и свобод человека и гражданина.

Необходимость юридических гарантий в том, чтобы как можно полнее претворить в жизнь права и свободы человека и гражданина.

В связи с этим их характер, система и виды должны как можно полнее соответствовать определенным формам реализации прав и свобод, а также содействовать осуществлению обязанностей и привлечению к ответственности. Содержание гарантий весьма динамично и обусловлено их целевой, институциональной и

Функциональной направленностью, зависит от общественно-политических, духовных и иных процессов, происходящих в стране на каждом этапе ее исторического развития.

Юридические гарантии не следует рассматривать изолированно от других видов гарантий, ни, тем более, противопоставлять их другим видам. Значение юридических гарантий можно правильно понять и оценить, анализируя их в единстве с другими гарантиями, рассматривая как часть единого целого. Системный подход к юридическим гарантиям реализации прав и свобод человека позволяет правильно определить их понятие.

Под юридическими гарантиями, по мнению автора, следует понимать закрепление прав и свобод человека и гражданина нормами права и обеспечение их всей правоохранительной деятельностью государства, общественно-политических организаций и самим человеком.

Основной принцип построения системы юридических гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина выражается в их всеобщности и наделении каждого полномочиями защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, не противоречащими ему.

Важнейшим принципом обеспечения прав и свобод человека и гражданина является комплексность и полнота гарантий. Этим принципом должны руководствоваться в своей деятельности все государственные органы, органы местного самоуправления, общественно-политические организации и должностные лица.

Другим непременным принципом, предъявляемым к гарантиям, является эффективность. Сущность этого принципа состоит в том, что гарантии во всех случаях должны обеспечивать человеку возможность реального пользования предоставленными законодательством благами. Названный принцип особенно важен при оценке юридических гарантий. В данном случае эффективность прежде всего зависит от того, насколько указанные средства обеспечивают реализацию прав и свобод, оберегают от

Возможных нарушений, а также в какой мере способствуют восстановлению уже нарушенных прав. Разработка таких средств — первоочередная задача правовой науки.

Можно выделить следующие признаки юридических гарантий реализации правового статуса личности в Российской Федерации.

Во-первых, юридические гарантии обеспечения основных прав и свобод определяются компетенцией государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц по решению вопросов, связанных с реализацией правового статуса личности.

Во-вторых, обязанность государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц, обладающих соответствующими полномочиями, применять в целях обеспечения реализации правового статуса личности комплекс мер, указанных в законе.

В-третьих, установление ответственности государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц за неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанностей, связанных с реализацией прав и свобод человека.

В-четвертых, обязанность уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц восстанавливать нарушенные права и свободы личности, возмещать причиненный ей моральный и материальный ущерб, добиваться привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

В механизме реализации юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина можно выделить следующие элементы: информирование человека и гражданина о его правах и свободах; установление оснований, в соответствии с которыми личность наделяется правами и свободами, определение объема, содержания и пределов использования принадлежащих ей прав и свобод; определение правовых средств, которые необходимо использовать в процессе соблюдения, охраны и защиты прав и свобод; установление органа (лица), от действий которого зависит реализация прав и свобод личности; непосредственное совершение действий, связанных с реализацией правового статуса личности, в соответствии с законодательством; применение правовых средств защиты от нарушения прав и свобод, восстановление нарушенного права конкретного лица.

Юридические гарантии реализации правового статуса личности в России многочисленны и разнообразны. Их объединяет общее свойство: все они выражены и закреплены в праве. Эти гарантии непосредственно связаны с применением правовых норм и осуществляются регулируемой надлежащими нормативными актами деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественно — политических организаций и граждан.

Юридические гарантии непосредственно обеспечивают процесс реализации правового статуса индивидов. Их проявление и действие связаны с характером права, свободы или обязанности, а также с определенными юридическими фактами или юридическими (фактическими) составами. Особое место в юридических гарантиях занимает правоприменительная деятельность компетентных органов обеспечительного или охранительного характера. Издаваемые при этом правоприменительные акты выступают юридическими фактами в процессе непосредственной реализации прав и свобод человека и гражданина. Ими приводятся в движение конкретные правоотношения, т. е. они возникают, изменяются или прекращаются.

Важно отметить, что юридические гарантии реализации правового статуса направлены на осуществление прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина можно подразделить на две группы, обеспечивающие их реализацию и обеспечивающие их защиту.

Юридические гарантии реализации направлены на использование гражданами своих прав. Гарантии защиты действуют, как правило, в случае нарушения правового статуса, возникновения препятствий на пути его реализации. К первой группе относятся нормы, определяющие пределы прав и свобод; их конкретизацию в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связываются обладание и непосредственное пользование ими; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.

Вторую группу правовых гарантий составляют механизмы и институты

Защиты прав и свобод: конституционный контроль и надзор; меры защиты;

Меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности;

Процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства

Предупреждения и профилактики нарушений прав личности, другие

Установленные законодательством меры.

Права, свободы и обязанности не просто декларируются, а закрепляются нормами права, однако этого недостаточно, так как нормы права нарушаются и тогда начинает действовать государственно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина. Правозащитную деятельность осуществляют все органы государства. Отличие юридических гарантий от других видов гарантий состоит в следующем. Если общие экономические, политические и социально-нравственные гарантии являются предпосылкой реализации прав и свобод человека и гражданина, то юридические гарантии, устанавливаемые государством в результате правотворческой деятельности, направлены на конкретное осуществление прав и свобод человека и гражданина, а также на их охрану от противоправных посягательств и нарушений.

Юридические (специальные) гарантии и общие тесно взаимосвязаны друг с другом. Эта связь наиболее наглядно отражена, например, в ст. 8

См.: Мигачев Ю. И. Понятие и виды юридических гарантий. Государство и право. 2000. Ш 11. С. 96-98.

Конституции России, в соответствии с которой гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В части 2 той же статьи говорится о том, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Данное конституционное положение является базисной правовой основой складывающихся в нашей стране рыночных отношений.

Такая же тесная взаимосвязь существует между юридическими гарантиями и общими политическими гарантиями. Детерминация юридических гарантий политическим строем общества проявляется в том, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а также признается политическое многообразие и многопартийность.

Хотя совершенствование политических институтов влияет на развитие правовой системы, этот процесс не является автоматическим.

Возможно определенное отставание юридических форм от требований политики. Это отставание преодолевается с помощью государства, которое приводит юридические формы в соответствие с политическими требованиями [15] .

Именно поэтому для укрепления юридических гарантий исключительно важное значение приобретает правовая реформа, призванная укреплять Российскую Федерацию, как демократическое, федеративное, правовое, светское, социальное государство с республиканской формой правления.

Юридические гарантии нельзя рассматривать в отрыве от общих социально-нравственных гарантий. Их взаимосвязь и взаимообусловленность проявляются в следующем. Чем выше уровень духовной культуры граждан, их идейность, тем нетерпимее они относятся к нарушению прав и свобод человека и гражданина. В то же время юридические гарантии направлены на свободное развитие личности. Социально-нравственный аспект реализации правовых норм приобретает в обществе все большее значение, отражая процесс постепенного преобразования правовых норм в нормы общественного саморегулирования.

В процессе применения юридических гарантий прослеживается ряд особенностей.

Во-первых, некоторые юридические гарантии служат средством реализации всей совокупности прав и свобод человека и гражданина в России. Например, Закон РСФСР «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года и Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 17 июня 1993 года являются юридической гарантией не только личных, но и политических, экономических, социально-культурных прав и свобод человека и гражданина.

Во-вторых, применение юридических гарантий позволяет обеспечивать в равной мере права и свободы человека и гражданина независимо от их положения в обществе, национальной и религиозной принадлежности, а также иных различий. В демократическом обществе осуществление прав и свобод человеком и гражданином неотделимо от исполнения ими своих обязанностей.

Если какому-то человеку и гражданину предоставлены права и свободы, то для других индивидов общества, государства это обязанность не нарушать эти права.

Использование гражданином прав и свобод не должно наносить ущерб правам других граждан, а это можно в том случае, когда права граждан обеспечиваются строгим соблюдением ими своих обязанностей. [16] [17] [18]

В-третьих, применение юридических гарантий не является самоцелью. Главным является достижение социального эффекта от использования человеком и гражданином своих прав и свобод, удовлетворение ими своих насущных потребностей. Насколько те или иные права и свободы реальны для индивида, можно судить не только по числу и силе экономических, политических, социально-нравственных и юридических гарантий, но и по конечному результату: удовлетворяются жизненные потребности человека или нет.

В связи с этим особое значение приобретает организационная деятельность государства. Без многогранной организационной деятельности государства невозможно осуществление не только специальных (юридических) гарантий, но и всей системы общих гарантий.

Однако в случае нарушения правовых предписаний, содержащихся в юридических гарантиях, органами государства или их должностными лицами, сами эти нарушители должны отвечать по закону за свое противоправное поведение. В правовом государстве необходима ответственность не только человека и гражданина перед государством, но и государства, общества перед человеком и гражданином.

Права и свободы человека и гражданина должны быть надежно защищены от любого произвола власти и ее представителей.

Представляется целесообразным дать еще одну классификацию юридических гарантий по отраслям права. На наш взгляд, следует выделить следующие виды юридических гарантий:

1. Государственно-правовые (конституционно-правовые нормы).

9. Гарантии, предусмотренные нормами трудового права.

Среди юридических гарантий особое место принадлежит конституционно-правовым гарантиям, так как конституционно-правовые нормы, гарантирующие систему прав, свобод человека и гражданина, определяют наиболее общие установки ориентации личности. Подобно тому, как конституционное право занимает главенствующее место в системе российского права, так и конституционно-правовые гарантии играют ведущую роль во всей системе юридических гарантий. Для того, чтобы в полной мере раскрыть сущность конституционно-правовых гарантий в системе юридических гарантий основных прав и свобод человека и гражданина, прежде всего необходимо рассмотреть их понятие и особые юридические свойства.

Под конституционно-правовыми гарантиями основных прав и свобод человека и гражданина, по мнению автора, следует понимать совокупность норм конституционного права, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека и гражданина, их защиту от возможных нарушений.

Общепризнанным в юридической литературе считается тот факт, что основные права и свободы человека и гражданина гарантируются всей системой права [19] .

Реже говорится о собственно конституционных гарантиях, о гарантиях — принципах, содержащихся в конституционном законодательстве [20] . При этом упускается из виду то обстоятельство, что обеспечение конституционных прав и свобод происходит и посредством норм-гарантий, содержащихся в других источниках такой основополагающей отрасли права, какой является конституционное право.

Следует заметить, что высокий уровень абстрактности конституционно-правовых норм не является свидетельством их ущербности, несовершенства. В этом проявляется особенность конституционно-правовых отношений, порождаемых данными нормами, которые призваны регулировать общественные отношения путем закрепления наиболее общих установок социальной ориентации личности. Это вызывает необходимость их конкретизации в нормах с меньшим уровнем абстрактности, в переводе содержания нормы конституционного права «на иной логический уровень» [21] [22] .

Специфика норм конституционного права, в том числе и норм, гарантирующих социально-экономические права человека и гражданина, состоит также в том, что все они, независимо от степени абстрактности, являются нормами прямого действия. Это относится и к нормам, получившим в юридической литературе наименование «нормы-принципы», «нормы-состояния» . Данная группа норм не требует конкретных конституционно-правовых отношений, так как отраженные в этих нормах состояния «есть аксиомы нашей жизни» [23] . И в этом смысле можно говорить об их прямом действии. Примером может служить ч. 1 ст. 3 Конституции РФ 1993 года, где заявляется: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Однако основная особенность конституционно-правовых норм, в сравнении с другими отраслевыми нормами, состоит в том, что большинство норм не имеют санкций. Поэтому для нормального функционирования конституционно-правовых норм требуются нормы других отраслей

Российского законодательства. C их помощью определяется мера ответственности в случае нарушения норм конституционного права.

Однако в некоторых конституционно-правовых нормах может присутствовать санкция. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 97 Конституции РФ лишение депутата депутатского мандата за нарушение правила о недопустимости заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, находиться на государственной службе и т. д.

Однако и в подобных случаях вид и меру конкретной ответственности устанавливают с помощью отраслевого законодательства.

В связи с этим необходимо уделить внимание и такому вопросу, как конституционная ответственность. Если существует конституционное право, Конституционный Суд, значит, должен быть помимо закона нормативный акт, который регламентирует деятельность Конституционного Суда и конституционное делопроизводство, следовательно, нужен и Конституционно-процессуальный кодекс.

В последнее время в литературе стали признавать наличие особого вида ответственности — конституционной, хотя до сих пор многие ее вопросы остаются дискуссионными.

Трудно согласиться с тем, что конституционная ответственность является разновидностью политической ответственности и равно с тем, что конституционная ответственность объединяет в себе также и политическую, и моральную, и юридическую ответственность.

Диссертант считает, что конституционная ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, когда наступление неблагоприятных последствий для субъектов конституционной

См.: Боброва Н. А., Зражевская Т. Д Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж,. 1985. С. 84; Лугин В. О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. M., 1993. С. 17 — 18; Шон Д. Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. № 7. С. 35- 43.

Ответственности, закрепленных в Конституции и других источниках конституционного права, направлено прежде всего на защиту Конституции. Санкции конституционной ответственности могут быть различными: отстранение от должности; запрет занимать определенные должности в государстве; лишение государственных наград; лишение почетных званий; лишение активного и пассивного избирательного права; отказ в регистрации общественного объединения и иное ограничение прав.

Конституционная ответственность тесно соприкасается с политической ответственностью по основаниям ее наступления, а также содержанием неблагоприятных последствий. Например, роспуск Государственной Думы или Правительства — вид конституционной ответственности, когда это наступает в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей, как и мера политической ответственности.

Характерными чертами конституционной ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, являются следующие положения:

1. Основное назначение конституционной ответственности — защита Конституции, тогда как другие виды юридической ответственности (административная, уголовная и др.) наряду с защитой отношений, регулируемых нормами Конституции, также призваны осуществлять охрану иных правоотношений.

2. Одним из главных назначений конституционной ответственности должна быть ответственность за нарушение основных прав человека и гражданина.

3. Конституционное законодательство находится в поле конституционной ответственности, и основное место занимает Конституция и конституционные законы.

4. Многие субъекты ответственности являются прежде всего субъектами конституционной ответственности (государство в целом, органы местного самоуправления).

5. Санкции конституционной ответственности должны быть закреплены в Конституции или других источниках конституционного права, законах, кодексах.

6. Основанием наступления конституционной ответственности должны быть нарушения норм Конституции, которые соответственно корректируются в конституционном законодательстве.

Признание конституционной ответственности самостоятельным видом юридической ответственности предполагает раскрытие ее основных положений (источников, субъектов, оснований, санкций).

Источником конституционной ответственности является не только Конституция, но и целая серия конституционных федеральных законов, составляющих массив конституционного законодательства. Для того, чтобы упорядочить эти источники, необходимо принятие федерального конституционного закона «О конституционной ответственности».

Основанием конституционной ответственности, ее наступления, должно быть признано нарушение Конституции РФ, а равно других источников конституционного права. В юридической литературе предлагают расширить перечень оснований наступления конституционной ответственности, включив в него аморальные поступки, нарушение норм

Уголовного кодекса и т. д.

Из этого можно сделать вывод, что нарушение конституционных норм является основанием наступления уголовной ответственности. Но такой вывод будет не совсем верным, так как основанием привлечения лица к уголовной ответственности является нарушение Уголовного кодекса РФ. В то же время общий характер конституционных норм — это дополнительный аргумент в пользу принятия соответствующего нормативного документа, закона для конкретизации норм Конституции, в частности, оснований привлечения к юридической ответственности. Однако в литературе [24]

Высказывается точка зрения о том, что невозможно «дать точный перечень обязательств, которые могут служить основанием конституционной

Отсутствие четких юридических оснований привлечения к

Конституционной ответственности свидетельствует о пробеле в

Конституционном законодательстве и о том, что конституционная ответственность по существу заменена ответственностью политической.

Здесь налицо чисто политическая ответственность. Кроме того, конституционная ответственность отличается от традиционных видов юридической ответственности не только основанием ее наступления, но и субъектами ответственности.

В части 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации перечислен круг субъектов конституционной ответственности, где названы следующие органы и лица: «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Следовательно, обязанность соблюдать Конституцию предполагает и наличие соответствующей ответственности. Поэтому все органы и лица, перечисленные в ч. 2 ст. 15 Конституции, можно признать субъектами конституционной ответственности, в том числе и общественные объединения, неблагоприятные последствия для которых установлены в

Ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, когда речь идет о запрещении их создания и деятельности.

Особое место занимает государство, как субъект конституционной ответственности в целом. Такой вывод вытекает из анализа ст. 53 Конституции РФ, в которой сказано, что «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Признание ответственности государства на уровне Конституции и

Достаточно осторожная реализация этого положения на практике порождают разные подходы к данному вопросу в юридической литературе. Особенно следует поддержать идею Л. В. Бойцовой о необходимости принять закон РФ «Об ответственности государства за ущерб, неправомерно причиненный гражданам в сфере правосудия» 31 .

Государство должно нести конституционную ответственность за невыполнение официально взятых на себя обязательств в том случае, если в результате этого нанесен ущерб кому бы то ни было. Так, ст. 2 Конституции РФ провозгласила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Поэтому невыполнение взятых на себя обязательств государством в этой области должно повлечь его конституционную ответственность.

В качестве примера можно привести ч. 3 ст. 59 Конституции РФ о праве граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Ее анализ позволяет сделать вывод о наличии обязательства со стороны государства принять Федеральный закон РФ «Об альтернативной гражданской службе». Его отсутствие до настоящего времени наносит ущерб определенным гражданам, которые не только не могут реализовать свое конституционное право, но и несут уголовную ответственность за уклонение от военной службы. Г осударство также может быть и субъектом гражданско — правовой ответственности (например, государство — сторона гражданского договора). При нарушении обязательства со стороны государства должна наступать не только гражданско-правовая, но и конституционная ответственность осуществляющего публичные функции от имени государства.

Анализируя Конституцию РФ, можно выделить следующие субъекты конституционной ответственности: 3 S Бойцова Л. В. Ответственность государства за ущерб, причиненный гражданам в сфере правосудия. Генезис сущности, тенденции развития: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. M., 1995. С. 29.

Государство, органы государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной властей;

Субъекты РФ и их органы власти;

Муниципальные образования и органы власти, формируемые на этом щ уровне;

Депутаты всех уровней, должностные лица всех уровней;

Общественные объединения, политические партии, движения, блоки, профсоюзные организации и т. д.;

Физические лица: граждане, лица без гражданства, иностранные граждане.

Должностные лица являются в большинстве случаев субъектами уголовной, административной, дисциплинарной ответственности [25] , хотя не исключено для них наступление конституционной ответственности в том случае, если деяния данных субъектов нарушают нормы Конституции и налицо другие признаки конституционных правонарушений.

Конституционная ответственность депутатов — это тема

* самостоятельного исследования. В литературе предлагается признать разнообразные виды ответственности для депутатов, а именно парламентскую ответственность депутатов перед избирателями [26] .

Как видно, субъекты конституционной ответственности достаточно разнообразны, что требует соответствующей дифференциации при регламентации оснований и процедур привлечения к конституционной ответственности.

Г осударство, органы государственной власти и местного самоуправления, а также общественные объединения являются субъектами прежде всего конституционной ответственности. До настоящего времени не было случаев привлечения их к уголовной, административной и

* дисциплинарной ответственности. Что касается возмещения материального ущерба в порядке гражданского судопроизводства, то вопрос о наличии конституционной или имущественной ответственности должен решаться в каждом отдельном случае с учетом всего комплекса факторов. При этом важно учитывать особенности конституционной ответственности; прежде всего она направлена на защиту Конституции.

C учетом сказанного, полагаем необходимым принятие федерального конституционного закона (кодекса), устанавливающего конституционную ответственность юридических и физических лиц, а также Конституционнопроцессуального кодекса.

В Общей части федерального конституционного закона, кодекса необходимо отразить понятие конституционного правонарушения, основания наступления конституционной ответственности, виды конституционной ответственности, субъекты конституционной ответственности, правовую основу, цели, задачи, объекты и субъекты конституционного права.

Вторая часть кодекса — это Специальная часть, состоящая из разделов:

Раздел I. Ответственность граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан.

Раздел II. Ответственность государства.

Раздел III. Ответственность высших органов государственной власти Российской Федерации.

Раздел IV. Ответственность органов власти субъектов Российской Федерации.

Раздел V. Ответственность органов местного самоуправления.

Раздел VI. Ответственность должностных лиц.

Раздел VII. Ответственность депутатов всех уровней.

Раздел VIII. Ответственность общественных объединений.

Рассматривая вопрос о конституционной ответственности, нельзя умолчать о санкциях.

Характерной чертой конституционной ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является разнообразие ее санкций. К ним можно отнести следующие меры:

1. Ограничение (лишение) специального или общего статуса человека и гражданина. Так, ч. 1 ст. 56 Конституции РФ ограничивает права и свободы человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения.

2. Запрет на занятие определенных должностей. Например, депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и им запрещено заниматься какой-либо другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, творческой и преподавательской.

3. Досрочное лишение (изменение) конституционного статуса государственного органа, должностного лица, общественного объединения. Например (ст. 111, 117 Конституции РФ), роспуск Государственной Думы, отставка Правительства.

4. Лишение государственных наград и почетных званий.

5. Отстранение от должности. Например, освобождение от должности Генерального прокурора (ч. 2 ст. 129 Конституции РФ).

6. Лишение активного и пассивного избирательного права. Например, осужденных по решению суда, когда приговор вступил в законную силу.

7. Отказ в регистрации и запрещение деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

8. Устранение конституционного нарушения. В частности, признание неконституционными актов или их отдельных положений (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ), приостановление действий актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

Отмена незаконных актов в данном случае — это оценка деятельности тех, кто издавал незаконный акт, и неблагоприятного последствия для них. В частности, систематическая отмена актов того или иного министерства позволяет поставить вопрос о ненадлежащем исполнении своих обязанностей со стороны министра.

Санкции конституционной ответственности должны быть закреплены в Конституции или в иных источниках конституционного права, как это было предложено ранее, Кодексе конституционной ответственности и Конституционно-процессуальном кодексе.

Рассмотрение юридических гарантий по конкретным отраслям права в тему диссертационного исследования не входит, так как это требует детальной разработки каждой отраслевой юридической гарантии, большого объема исследований по различным отраслям права, а это темы отдельных диссертационных исследований.

Следовательно, принимая во внимание специфические черты норм конституционного права, их первичность по отношению к нормам других отраслей, процесс совершенствования юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина необходимо начинать с совершенствования конституционно-правовых норм. Представляется, что процесс совершенствования конституционно-правовых норм следует вести в направлении более конкретных рекомендаций относительно других отраслей права, потому что на конституционно-правовые нормы сориентированы все другие юридические нормы, которые обеспечивают реализацию системы прав и свобод вообще.

При исследовании юридических гарантий основных прав и свобод человека и гражданина был сделан ряд теоретических выводов и практических рекомендаций:

1. Под юридическими гарантиями следует понимать закрепление прав и свобод человека и гражданина нормами права и обеспечение, охрану и защиту их всей правоохранительной деятельностью государства и мирового сообщества.

2. Права, свободы и обязанности не просто декларируются, а закрепляются нормами права, но этого недостаточно, так как нормы права нарушаются, и тогда начинает действовать государственно-правовой и международно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Представляется целесообразным классифицировать юридические

Гарантии по отраслям права. В соответствии с делением системы права на отдельные отрасли права можно выделить следующие виды юридических гарантий: конституционно-правовые, административно-правовые,

Административно-процессуальные, гражданско-правовые, гражданско — процессуальные, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, финансовоправовые, гарантии, предусмотренные нормами трудового права, семейноправовые, земельно-правовые, эколого-правовые, международно-правовые гарантии.

4. Автор уделил особое внимание конституционной ответственности. Если существует конституционное право, Конституционный Суд, значит, должна быть конституционная ответственность, то есть нормативный акт помимо Закона о Конституционном Суде, который регламентирует деятельность конституционного судопроизводства. Автор предлагает принять Конституционно-процессуальный кодекс, так как ныне действующий Закон о Конституционном Суде РФ не отвечает всем требованиям конституционного судопроизводства.

5. В диссертационном исследовании предлагается принять федеральный конституционный закон или кодекс, даются его структура, общие положения, объекты, субъекты и конституционные санкции.

Особое внимание уделяется конституционной ответственности, дан примерный перечень ее видов, перечисляются органы, организации и должностные лица, к которым могут применяться санкции конституционной ответственности.

Санкции конституционной ответственности должны быть закреплены в Конституции или других источниках конституционного права, законах, кодексах.

Pravo. studio

01.11.2019 7:55:46

2019-11-01 07:55:46

Источники:

Https://pravo. studio/cheloveka-rossii-prava/yuridicheskie-garantii-orav-svobod-cheloveka-93891.html

1.2. Юридические гарантии орав и свобод человека и гражданина » /> » /> .keyword { color: red; } Юридические гарантии прав человека

1.2. Юридические гарантии орав и свобод человека и гражданина

§ 1.2. Юридические гарантии орав и свобод человека и гражданина

Одним из видов гарантий являются юридические (специальные) гарантии основных прав и свобод человека и гражданина.

Необходимость юридических гарантий в том, чтобы как можно полнее претворить в жизнь права и свободы человека и гражданина.

В связи с этим их характер, система и виды должны как можно полнее соответствовать определенным формам реализации прав и свобод, а также содействовать осуществлению обязанностей и привлечению к ответственности. Содержание гарантий весьма динамично и обусловлено их целевой, институциональной и

Функциональной направленностью, зависит от общественно-политических, духовных и иных процессов, происходящих в стране на каждом этапе ее исторического развития.

Юридические гарантии не следует рассматривать изолированно от других видов гарантий, ни, тем более, противопоставлять их другим видам. Значение юридических гарантий можно правильно понять и оценить, анализируя их в единстве с другими гарантиями, рассматривая как часть единого целого. Системный подход к юридическим гарантиям реализации прав и свобод человека позволяет правильно определить их понятие.

Под юридическими гарантиями, по мнению автора, следует понимать закрепление прав и свобод человека и гражданина нормами права и обеспечение их всей правоохранительной деятельностью государства, общественно-политических организаций и самим человеком.

Основной принцип построения системы юридических гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина выражается в их всеобщности и наделении каждого полномочиями защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, не противоречащими ему.

Важнейшим принципом обеспечения прав и свобод человека и гражданина является комплексность и полнота гарантий. Этим принципом должны руководствоваться в своей деятельности все государственные органы, органы местного самоуправления, общественно-политические организации и должностные лица.

Другим непременным принципом, предъявляемым к гарантиям, является эффективность. Сущность этого принципа состоит в том, что гарантии во всех случаях должны обеспечивать человеку возможность реального пользования предоставленными законодательством благами. Названный принцип особенно важен при оценке юридических гарантий. В данном случае эффективность прежде всего зависит от того, насколько указанные средства обеспечивают реализацию прав и свобод, оберегают от

Возможных нарушений, а также в какой мере способствуют восстановлению уже нарушенных прав. Разработка таких средств — первоочередная задача правовой науки.

Можно выделить следующие признаки юридических гарантий реализации правового статуса личности в Российской Федерации.

Во-первых, юридические гарантии обеспечения основных прав и свобод определяются компетенцией государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц по решению вопросов, связанных с реализацией правового статуса личности.

Во-вторых, обязанность государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц, обладающих соответствующими полномочиями, применять в целях обеспечения реализации правового статуса личности комплекс мер, указанных в законе.

В-третьих, установление ответственности государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц за неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанностей, связанных с реализацией прав и свобод человека.

В-четвертых, обязанность уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц восстанавливать нарушенные права и свободы личности, возмещать причиненный ей моральный и материальный ущерб, добиваться привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

В механизме реализации юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина можно выделить следующие элементы: информирование человека и гражданина о его правах и свободах; установление оснований, в соответствии с которыми личность наделяется правами и свободами, определение объема, содержания и пределов использования принадлежащих ей прав и свобод; определение правовых средств, которые необходимо использовать в процессе соблюдения, охраны и защиты прав и свобод; установление органа (лица), от действий которого зависит реализация прав и свобод личности; непосредственное совершение действий, связанных с реализацией правового статуса личности, в соответствии с законодательством; применение правовых средств защиты от нарушения прав и свобод, восстановление нарушенного права конкретного лица.

Юридические гарантии реализации правового статуса личности в России многочисленны и разнообразны. Их объединяет общее свойство: все они выражены и закреплены в праве. Эти гарантии непосредственно связаны с применением правовых норм и осуществляются регулируемой надлежащими нормативными актами деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественно — политических организаций и граждан.

Юридические гарантии непосредственно обеспечивают процесс реализации правового статуса индивидов. Их проявление и действие связаны с характером права, свободы или обязанности, а также с определенными юридическими фактами или юридическими (фактическими) составами. Особое место в юридических гарантиях занимает правоприменительная деятельность компетентных органов обеспечительного или охранительного характера. Издаваемые при этом правоприменительные акты выступают юридическими фактами в процессе непосредственной реализации прав и свобод человека и гражданина. Ими приводятся в движение конкретные правоотношения, т. е. они возникают, изменяются или прекращаются.

Важно отметить, что юридические гарантии реализации правового статуса направлены на осуществление прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина можно подразделить на две группы, обеспечивающие их реализацию и обеспечивающие их защиту.

Юридические гарантии реализации направлены на использование гражданами своих прав. Гарантии защиты действуют, как правило, в случае нарушения правового статуса, возникновения препятствий на пути его реализации. К первой группе относятся нормы, определяющие пределы прав и свобод; их конкретизацию в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связываются обладание и непосредственное пользование ими; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.

Вторую группу правовых гарантий составляют механизмы и институты

Защиты прав и свобод: конституционный контроль и надзор; меры защиты;

Меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности;

Процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства

Предупреждения и профилактики нарушений прав личности, другие

Установленные законодательством меры.

Права, свободы и обязанности не просто декларируются, а закрепляются нормами права, однако этого недостаточно, так как нормы права нарушаются и тогда начинает действовать государственно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина. Правозащитную деятельность осуществляют все органы государства. Отличие юридических гарантий от других видов гарантий состоит в следующем. Если общие экономические, политические и социально-нравственные гарантии являются предпосылкой реализации прав и свобод человека и гражданина, то юридические гарантии, устанавливаемые государством в результате правотворческой деятельности, направлены на конкретное осуществление прав и свобод человека и гражданина, а также на их охрану от противоправных посягательств и нарушений.

Юридические (специальные) гарантии и общие тесно взаимосвязаны друг с другом. Эта связь наиболее наглядно отражена, например, в ст. 8

См.: Мигачев Ю. И. Понятие и виды юридических гарантий. Государство и право. 2000. Ш 11. С. 96-98.

Конституции России, в соответствии с которой гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В части 2 той же статьи говорится о том, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Данное конституционное положение является базисной правовой основой складывающихся в нашей стране рыночных отношений.

Такая же тесная взаимосвязь существует между юридическими гарантиями и общими политическими гарантиями. Детерминация юридических гарантий политическим строем общества проявляется в том, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а также признается политическое многообразие и многопартийность.

Хотя совершенствование политических институтов влияет на развитие правовой системы, этот процесс не является автоматическим.

Возможно определенное отставание юридических форм от требований политики. Это отставание преодолевается с помощью государства, которое приводит юридические формы в соответствие с политическими требованиями [15] .

Именно поэтому для укрепления юридических гарантий исключительно важное значение приобретает правовая реформа, призванная укреплять Российскую Федерацию, как демократическое, федеративное, правовое, светское, социальное государство с республиканской формой правления.

Юридические гарантии нельзя рассматривать в отрыве от общих социально-нравственных гарантий. Их взаимосвязь и взаимообусловленность проявляются в следующем. Чем выше уровень духовной культуры граждан, их идейность, тем нетерпимее они относятся к нарушению прав и свобод человека и гражданина. В то же время юридические гарантии направлены на свободное развитие личности. Социально-нравственный аспект реализации правовых норм приобретает в обществе все большее значение, отражая процесс постепенного преобразования правовых норм в нормы общественного саморегулирования.

В процессе применения юридических гарантий прослеживается ряд особенностей.

Во-первых, некоторые юридические гарантии служат средством реализации всей совокупности прав и свобод человека и гражданина в России. Например, Закон РСФСР «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года и Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 17 июня 1993 года являются юридической гарантией не только личных, но и политических, экономических, социально-культурных прав и свобод человека и гражданина.

Во-вторых, применение юридических гарантий позволяет обеспечивать в равной мере права и свободы человека и гражданина независимо от их положения в обществе, национальной и религиозной принадлежности, а также иных различий. В демократическом обществе осуществление прав и свобод человеком и гражданином неотделимо от исполнения ими своих обязанностей.

Если какому-то человеку и гражданину предоставлены права и свободы, то для других индивидов общества, государства это обязанность не нарушать эти права.

Использование гражданином прав и свобод не должно наносить ущерб правам других граждан, а это можно в том случае, когда права граждан обеспечиваются строгим соблюдением ими своих обязанностей. [16] [17] [18]

В-третьих, применение юридических гарантий не является самоцелью. Главным является достижение социального эффекта от использования человеком и гражданином своих прав и свобод, удовлетворение ими своих насущных потребностей. Насколько те или иные права и свободы реальны для индивида, можно судить не только по числу и силе экономических, политических, социально-нравственных и юридических гарантий, но и по конечному результату: удовлетворяются жизненные потребности человека или нет.

В связи с этим особое значение приобретает организационная деятельность государства. Без многогранной организационной деятельности государства невозможно осуществление не только специальных (юридических) гарантий, но и всей системы общих гарантий.

Однако в случае нарушения правовых предписаний, содержащихся в юридических гарантиях, органами государства или их должностными лицами, сами эти нарушители должны отвечать по закону за свое противоправное поведение. В правовом государстве необходима ответственность не только человека и гражданина перед государством, но и государства, общества перед человеком и гражданином.

Права и свободы человека и гражданина должны быть надежно защищены от любого произвола власти и ее представителей.

Представляется целесообразным дать еще одну классификацию юридических гарантий по отраслям права. На наш взгляд, следует выделить следующие виды юридических гарантий:

1. Государственно-правовые (конституционно-правовые нормы).

9. Гарантии, предусмотренные нормами трудового права.

Среди юридических гарантий особое место принадлежит конституционно-правовым гарантиям, так как конституционно-правовые нормы, гарантирующие систему прав, свобод человека и гражданина, определяют наиболее общие установки ориентации личности. Подобно тому, как конституционное право занимает главенствующее место в системе российского права, так и конституционно-правовые гарантии играют ведущую роль во всей системе юридических гарантий. Для того, чтобы в полной мере раскрыть сущность конституционно-правовых гарантий в системе юридических гарантий основных прав и свобод человека и гражданина, прежде всего необходимо рассмотреть их понятие и особые юридические свойства.

Под конституционно-правовыми гарантиями основных прав и свобод человека и гражданина, по мнению автора, следует понимать совокупность норм конституционного права, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека и гражданина, их защиту от возможных нарушений.

Общепризнанным в юридической литературе считается тот факт, что основные права и свободы человека и гражданина гарантируются всей системой права [19] .

Реже говорится о собственно конституционных гарантиях, о гарантиях — принципах, содержащихся в конституционном законодательстве [20] . При этом упускается из виду то обстоятельство, что обеспечение конституционных прав и свобод происходит и посредством норм-гарантий, содержащихся в других источниках такой основополагающей отрасли права, какой является конституционное право.

Следует заметить, что высокий уровень абстрактности конституционно-правовых норм не является свидетельством их ущербности, несовершенства. В этом проявляется особенность конституционно-правовых отношений, порождаемых данными нормами, которые призваны регулировать общественные отношения путем закрепления наиболее общих установок социальной ориентации личности. Это вызывает необходимость их конкретизации в нормах с меньшим уровнем абстрактности, в переводе содержания нормы конституционного права «на иной логический уровень» [21] [22] .

Специфика норм конституционного права, в том числе и норм, гарантирующих социально-экономические права человека и гражданина, состоит также в том, что все они, независимо от степени абстрактности, являются нормами прямого действия. Это относится и к нормам, получившим в юридической литературе наименование «нормы-принципы», «нормы-состояния» . Данная группа норм не требует конкретных конституционно-правовых отношений, так как отраженные в этих нормах состояния «есть аксиомы нашей жизни» [23] . И в этом смысле можно говорить об их прямом действии. Примером может служить ч. 1 ст. 3 Конституции РФ 1993 года, где заявляется: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Однако основная особенность конституционно-правовых норм, в сравнении с другими отраслевыми нормами, состоит в том, что большинство норм не имеют санкций. Поэтому для нормального функционирования конституционно-правовых норм требуются нормы других отраслей

Российского законодательства. C их помощью определяется мера ответственности в случае нарушения норм конституционного права.

Однако в некоторых конституционно-правовых нормах может присутствовать санкция. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 97 Конституции РФ лишение депутата депутатского мандата за нарушение правила о недопустимости заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, находиться на государственной службе и т. д.

Однако и в подобных случаях вид и меру конкретной ответственности устанавливают с помощью отраслевого законодательства.

В связи с этим необходимо уделить внимание и такому вопросу, как конституционная ответственность. Если существует конституционное право, Конституционный Суд, значит, должен быть помимо закона нормативный акт, который регламентирует деятельность Конституционного Суда и конституционное делопроизводство, следовательно, нужен и Конституционно-процессуальный кодекс.

В последнее время в литературе стали признавать наличие особого вида ответственности — конституционной, хотя до сих пор многие ее вопросы остаются дискуссионными.

Трудно согласиться с тем, что конституционная ответственность является разновидностью политической ответственности и равно с тем, что конституционная ответственность объединяет в себе также и политическую, и моральную, и юридическую ответственность.

Диссертант считает, что конституционная ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, когда наступление неблагоприятных последствий для субъектов конституционной

См.: Боброва Н. А., Зражевская Т. Д Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж,. 1985. С. 84; Лугин В. О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. M., 1993. С. 17 — 18; Шон Д. Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. № 7. С. 35- 43.

Ответственности, закрепленных в Конституции и других источниках конституционного права, направлено прежде всего на защиту Конституции. Санкции конституционной ответственности могут быть различными: отстранение от должности; запрет занимать определенные должности в государстве; лишение государственных наград; лишение почетных званий; лишение активного и пассивного избирательного права; отказ в регистрации общественного объединения и иное ограничение прав.

Конституционная ответственность тесно соприкасается с политической ответственностью по основаниям ее наступления, а также содержанием неблагоприятных последствий. Например, роспуск Государственной Думы или Правительства — вид конституционной ответственности, когда это наступает в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей, как и мера политической ответственности.

Характерными чертами конституционной ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, являются следующие положения:

1. Основное назначение конституционной ответственности — защита Конституции, тогда как другие виды юридической ответственности (административная, уголовная и др.) наряду с защитой отношений, регулируемых нормами Конституции, также призваны осуществлять охрану иных правоотношений.

2. Одним из главных назначений конституционной ответственности должна быть ответственность за нарушение основных прав человека и гражданина.

3. Конституционное законодательство находится в поле конституционной ответственности, и основное место занимает Конституция и конституционные законы.

4. Многие субъекты ответственности являются прежде всего субъектами конституционной ответственности (государство в целом, органы местного самоуправления).

5. Санкции конституционной ответственности должны быть закреплены в Конституции или других источниках конституционного права, законах, кодексах.

6. Основанием наступления конституционной ответственности должны быть нарушения норм Конституции, которые соответственно корректируются в конституционном законодательстве.

Признание конституционной ответственности самостоятельным видом юридической ответственности предполагает раскрытие ее основных положений (источников, субъектов, оснований, санкций).

Источником конституционной ответственности является не только Конституция, но и целая серия конституционных федеральных законов, составляющих массив конституционного законодательства. Для того, чтобы упорядочить эти источники, необходимо принятие федерального конституционного закона «О конституционной ответственности».

Основанием конституционной ответственности, ее наступления, должно быть признано нарушение Конституции РФ, а равно других источников конституционного права. В юридической литературе предлагают расширить перечень оснований наступления конституционной ответственности, включив в него аморальные поступки, нарушение норм

Уголовного кодекса и т. д.

Из этого можно сделать вывод, что нарушение конституционных норм является основанием наступления уголовной ответственности. Но такой вывод будет не совсем верным, так как основанием привлечения лица к уголовной ответственности является нарушение Уголовного кодекса РФ. В то же время общий характер конституционных норм — это дополнительный аргумент в пользу принятия соответствующего нормативного документа, закона для конкретизации норм Конституции, в частности, оснований привлечения к юридической ответственности. Однако в литературе [24]

Высказывается точка зрения о том, что невозможно «дать точный перечень обязательств, которые могут служить основанием конституционной

Отсутствие четких юридических оснований привлечения к

Конституционной ответственности свидетельствует о пробеле в

Конституционном законодательстве и о том, что конституционная ответственность по существу заменена ответственностью политической.

Здесь налицо чисто политическая ответственность. Кроме того, конституционная ответственность отличается от традиционных видов юридической ответственности не только основанием ее наступления, но и субъектами ответственности.

В части 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации перечислен круг субъектов конституционной ответственности, где названы следующие органы и лица: «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Следовательно, обязанность соблюдать Конституцию предполагает и наличие соответствующей ответственности. Поэтому все органы и лица, перечисленные в ч. 2 ст. 15 Конституции, можно признать субъектами конституционной ответственности, в том числе и общественные объединения, неблагоприятные последствия для которых установлены в

Ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, когда речь идет о запрещении их создания и деятельности.

Особое место занимает государство, как субъект конституционной ответственности в целом. Такой вывод вытекает из анализа ст. 53 Конституции РФ, в которой сказано, что «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Признание ответственности государства на уровне Конституции и

Достаточно осторожная реализация этого положения на практике порождают разные подходы к данному вопросу в юридической литературе. Особенно следует поддержать идею Л. В. Бойцовой о необходимости принять закон РФ «Об ответственности государства за ущерб, неправомерно причиненный гражданам в сфере правосудия» 31 .

Государство должно нести конституционную ответственность за невыполнение официально взятых на себя обязательств в том случае, если в результате этого нанесен ущерб кому бы то ни было. Так, ст. 2 Конституции РФ провозгласила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Поэтому невыполнение взятых на себя обязательств государством в этой области должно повлечь его конституционную ответственность.

В качестве примера можно привести ч. 3 ст. 59 Конституции РФ о праве граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Ее анализ позволяет сделать вывод о наличии обязательства со стороны государства принять Федеральный закон РФ «Об альтернативной гражданской службе». Его отсутствие до настоящего времени наносит ущерб определенным гражданам, которые не только не могут реализовать свое конституционное право, но и несут уголовную ответственность за уклонение от военной службы. Г осударство также может быть и субъектом гражданско — правовой ответственности (например, государство — сторона гражданского договора). При нарушении обязательства со стороны государства должна наступать не только гражданско-правовая, но и конституционная ответственность осуществляющего публичные функции от имени государства.

Анализируя Конституцию РФ, можно выделить следующие субъекты конституционной ответственности: 3 S Бойцова Л. В. Ответственность государства за ущерб, причиненный гражданам в сфере правосудия. Генезис сущности, тенденции развития: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. M., 1995. С. 29.

Государство, органы государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной властей;

Субъекты РФ и их органы власти;

Муниципальные образования и органы власти, формируемые на этом щ уровне;

Депутаты всех уровней, должностные лица всех уровней;

Общественные объединения, политические партии, движения, блоки, профсоюзные организации и т. д.;

Физические лица: граждане, лица без гражданства, иностранные граждане.

Должностные лица являются в большинстве случаев субъектами уголовной, административной, дисциплинарной ответственности [25] , хотя не исключено для них наступление конституционной ответственности в том случае, если деяния данных субъектов нарушают нормы Конституции и налицо другие признаки конституционных правонарушений.

Конституционная ответственность депутатов — это тема

* самостоятельного исследования. В литературе предлагается признать разнообразные виды ответственности для депутатов, а именно парламентскую ответственность депутатов перед избирателями [26] .

Как видно, субъекты конституционной ответственности достаточно разнообразны, что требует соответствующей дифференциации при регламентации оснований и процедур привлечения к конституционной ответственности.

Г осударство, органы государственной власти и местного самоуправления, а также общественные объединения являются субъектами прежде всего конституционной ответственности. До настоящего времени не было случаев привлечения их к уголовной, административной и

* дисциплинарной ответственности. Что касается возмещения материального ущерба в порядке гражданского судопроизводства, то вопрос о наличии конституционной или имущественной ответственности должен решаться в каждом отдельном случае с учетом всего комплекса факторов. При этом важно учитывать особенности конституционной ответственности; прежде всего она направлена на защиту Конституции.

C учетом сказанного, полагаем необходимым принятие федерального конституционного закона (кодекса), устанавливающего конституционную ответственность юридических и физических лиц, а также Конституционнопроцессуального кодекса.

В Общей части федерального конституционного закона, кодекса необходимо отразить понятие конституционного правонарушения, основания наступления конституционной ответственности, виды конституционной ответственности, субъекты конституционной ответственности, правовую основу, цели, задачи, объекты и субъекты конституционного права.

Вторая часть кодекса — это Специальная часть, состоящая из разделов:

Раздел I. Ответственность граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан.

Раздел II. Ответственность государства.

Раздел III. Ответственность высших органов государственной власти Российской Федерации.

Раздел IV. Ответственность органов власти субъектов Российской Федерации.

Раздел V. Ответственность органов местного самоуправления.

Раздел VI. Ответственность должностных лиц.

Раздел VII. Ответственность депутатов всех уровней.

Раздел VIII. Ответственность общественных объединений.

Рассматривая вопрос о конституционной ответственности, нельзя умолчать о санкциях.

Характерной чертой конституционной ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является разнообразие ее санкций. К ним можно отнести следующие меры:

1. Ограничение (лишение) специального или общего статуса человека и гражданина. Так, ч. 1 ст. 56 Конституции РФ ограничивает права и свободы человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения.

2. Запрет на занятие определенных должностей. Например, депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и им запрещено заниматься какой-либо другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, творческой и преподавательской.

3. Досрочное лишение (изменение) конституционного статуса государственного органа, должностного лица, общественного объединения. Например (ст. 111, 117 Конституции РФ), роспуск Государственной Думы, отставка Правительства.

4. Лишение государственных наград и почетных званий.

5. Отстранение от должности. Например, освобождение от должности Генерального прокурора (ч. 2 ст. 129 Конституции РФ).

6. Лишение активного и пассивного избирательного права. Например, осужденных по решению суда, когда приговор вступил в законную силу.

7. Отказ в регистрации и запрещение деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

8. Устранение конституционного нарушения. В частности, признание неконституционными актов или их отдельных положений (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ), приостановление действий актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

Отмена незаконных актов в данном случае — это оценка деятельности тех, кто издавал незаконный акт, и неблагоприятного последствия для них. В частности, систематическая отмена актов того или иного министерства позволяет поставить вопрос о ненадлежащем исполнении своих обязанностей со стороны министра.

Санкции конституционной ответственности должны быть закреплены в Конституции или в иных источниках конституционного права, как это было предложено ранее, Кодексе конституционной ответственности и Конституционно-процессуальном кодексе.

Рассмотрение юридических гарантий по конкретным отраслям права в тему диссертационного исследования не входит, так как это требует детальной разработки каждой отраслевой юридической гарантии, большого объема исследований по различным отраслям права, а это темы отдельных диссертационных исследований.

Следовательно, принимая во внимание специфические черты норм конституционного права, их первичность по отношению к нормам других отраслей, процесс совершенствования юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина необходимо начинать с совершенствования конституционно-правовых норм. Представляется, что процесс совершенствования конституционно-правовых норм следует вести в направлении более конкретных рекомендаций относительно других отраслей права, потому что на конституционно-правовые нормы сориентированы все другие юридические нормы, которые обеспечивают реализацию системы прав и свобод вообще.

При исследовании юридических гарантий основных прав и свобод человека и гражданина был сделан ряд теоретических выводов и практических рекомендаций:

1. Под юридическими гарантиями следует понимать закрепление прав и свобод человека и гражданина нормами права и обеспечение, охрану и защиту их всей правоохранительной деятельностью государства и мирового сообщества.

2. Права, свободы и обязанности не просто декларируются, а закрепляются нормами права, но этого недостаточно, так как нормы права нарушаются, и тогда начинает действовать государственно-правовой и международно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Представляется целесообразным классифицировать юридические

Гарантии по отраслям права. В соответствии с делением системы права на отдельные отрасли права можно выделить следующие виды юридических гарантий: конституционно-правовые, административно-правовые,

Административно-процессуальные, гражданско-правовые, гражданско — процессуальные, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, финансовоправовые, гарантии, предусмотренные нормами трудового права, семейноправовые, земельно-правовые, эколого-правовые, международно-правовые гарантии.

4. Автор уделил особое внимание конституционной ответственности. Если существует конституционное право, Конституционный Суд, значит, должна быть конституционная ответственность, то есть нормативный акт помимо Закона о Конституционном Суде, который регламентирует деятельность конституционного судопроизводства. Автор предлагает принять Конституционно-процессуальный кодекс, так как ныне действующий Закон о Конституционном Суде РФ не отвечает всем требованиям конституционного судопроизводства.

5. В диссертационном исследовании предлагается принять федеральный конституционный закон или кодекс, даются его структура, общие положения, объекты, субъекты и конституционные санкции.

Особое внимание уделяется конституционной ответственности, дан примерный перечень ее видов, перечисляются органы, организации и должностные лица, к которым могут применяться санкции конституционной ответственности.

Меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности;.

Pravo. studio

31.03.2020 6:36:38

2020-03-31 06:36:38

Источники:

Https://pravo. studio/cheloveka-rossii-prava/yuridicheskie-garantii-orav-svobod-cheloveka-93891.html#:~:text=%D0%9F%D0%BE%D0%B4%20%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%B8%20%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8%2C%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%2C%20%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C,%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%2C%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9%20%D0%B8%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BC%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC.

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина » /> » /> .keyword { color: red; } Юридические гарантии прав человека

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина — это закрепленные в Конституции государственные механизмы, которые обеспечивают реализацию физическим лицом принадлежащих ему прав и свобод.

Обязанность государства заключается не только в признании прав и свобод человека, но и в их соблюдении. Общее начало, характерное для осуществления всей совокупности конституционных прав и свобод заключено в их гарантированности. Только гарантии прав обеспечивают им качество реальности. Права человека должны быть адекватны любому демократически организованному обществу. Если государство претендует на то, чтобы называться правовым, то оно обязано законодательно предусмотреть, реально гарантировать различными средствами (в основном, юридическими), данные права, приобретающие в силу конституционного закрепления характер субъективных юридических прав.

Главное назначение конституционных прав и свобод – обеспечить государственную защиту и заставить государственные органы исполнять свои обязанности в сфере реализации прав граждан страны. Все конституционные права и свободы можно разделить на 2 группы: гарантии общего характера и конкретные гарантии гражданских прав и свобод.

К гарантиям общего характера относятся следующие положения:

    права и свободы, закрепленные в Конституции, должны соответствовать нормам и принципам международного права; реализация прав и свобод одних граждан не должна нарушать свободы и права других граждан; каждый имеет право всеми способами защищать свои права и свободы, если это не запрещено законом; каждый гражданин гарантировано получает судебную защиту своих прав и свобод; перед судом и законом все равны.

Конкретные конституционные гарантии классифицируют по группам – каждой группе прав и свобод соответствует группа гарантий, закрепленных в Конституции.

Виды конституционных прав и свобод граждан

Классификация конкретных конституционных гарантий прав и свобод:

Готовые работы на аналогичную тему

    гражданские – никто не может подвергаться насилию, пыткам, унижающему человеческое достоинство или жестокому обращению; никто без добровольного согласия не может подвергаться научным, медицинским или другим опытам; арест и содержание под стражей возможны только по судебному решению; не допускаются использование, сбор и хранение информации о частной жизни человека без его согласия и др. политические– гарантии свободы массовой информации, запрещена цензура; никого нельзя принуждать к вступлению в любое объединение; экономические — экономическая деятельность, направленная на недобросовестную конкуренцию и монополизацию, не допускается; закон охраняется право частной собственности; гражданина можно лишить имущества только по решению суда; гарантируется право наследования; пользование, владение и распоряжение природными ресурсами и землей свободно осуществляются их собственниками, если это не нарушает прав, законных интересов других лиц, не наносит ущерба природе; порядок и условия пользования землей определены федеральным законом; запрещен принудительный труд и др.; социальные права и свободы – работнику, который заключил трудовой договор, гарантируются строго установленная продолжительность рабочего времени, праздничные и выходные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск; детство и материнство, семья находятся под государственной защитой; законом устанавливаются социальные пособия и государственные пенсии; поощряются благотворительность и создание дополнительных форм обеспечения, добровольное социальное страхование; никого нельзя лишить жилища произвольно; предоставление бесплатного жилища определенным категориям граждан; бесплатная медицинская помощь за счет средств муниципального или федерального бюджета, страховых взносов и др.; обеспечение образования и т. д.; культурные – свобода художественного, литературного, технического, научного и иных видов творчества, охрана законом интеллектуальной собственности; в сфере правосудия – никого нельзя лишить права на судебную защиту; гарантии прав на получение профессиональной юридической помощи; лицо, обвиняемое в преступлении, считается невиновным до тех пор, пока не будет доказана его виновность; нельзя никого осудить дважды за одно и тоже преступление; никто не должен свидетельствовать против себя, близких родственников и супруга и др.

Все конституционные гарантии прав человека можно разделить на 3 большие группы:

Объективные – конституционный строй государства (политические, экономические, социальные, идеологические, юридические средства); Организационные – деятельность отдельных органов государства, направленная на защиту прав и свобод гражданина; Специальные – юридические, закрепленные в законодательстве правовые средства, специальные меры, призванные обеспечить права человека, их реализацию и защиту.

Механизмы защиты прав и свобод

Юридическая система механизмов защиты прав и свобод в РФ включает следующие элементы:

    административная юстиция; судебная защита (третейские суды, арбитражные суды, суды общей юрисдикции и др.); Президент РФ; компетенции Правительства в данной области; парламентская деятельность по защите прав человека; право на подачу в Конституционный Суд индивидуальной конституционной жалобы; институт парламентского омбудсмена, Уполномоченный по правам человека; органы государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; различные международные способы и формы защиты прав человека (Европейский Суд, ООН, международно-правовые акты, защищающие права человека).

Любой гражданин Российской Федерации имеет право обратиться с требованием о защите своих прав и свобод в соответствующие межгосударственные органы, если внутригосударственные правовые средства защиты уже все исчерпаны.

Органы государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;.

Spravochnick. ru

17.11.2020 10:54:24

2020-11-17 10:54:24

Источники:

Https://spravochnick. ru/pravo_i_yurisprudenciya/konstitucionnye_garantii_prav_i_svobod_cheloveka_i_grazhdanina/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.